Научная статья на тему 'Теоретические и методические основы тренинга развития творческого мышления'

Теоретические и методические основы тренинга развития творческого мышления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1236
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ТРЕНИНГ / ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / МЕНТАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ / РАБОТА МОЗГА / МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / CREATIVE THINKING / TRAINING / CREATIVE PROCESS / MENTAL MODELS / BRAIN WORK / METHODICAL PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козулина Юлия Геннадьевна

Представлены на рассмотрение теоретические подходы и методические принципы (безоценочности и принятия, неопределенности, системности, актуальности, использования экспрессивных методов).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and methodological foundations for training creative thinking development

This article is devoted to training creative thinking development. Theoretical approaches and methodological foundations for this training (non-judgement and acceptance, uncertainty, systemacity, topicality, use of expressive methods) are presented.

Текст научной работы на тему «Теоретические и методические основы тренинга развития творческого мышления»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРЕНИНГА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Творческое мышление, тренинг, творческий процесс, ментальные модели, работа мозга, методические принципы.

Главной причиной, актуализирующей задачу развития творческого мышления, является изменчивость современного мира. Активные преобразования во всех сферах жизни потребовали новых методов организации деятельности, основанных на принципах продуктивности и творчества. Современные тенденции в системе образования (повышение информатизации, роли самостоятельной, проектной работы, участие в исследованиях и разработках) актуализируют установку на развитие инновационного потенциала личности как студентов, так и преподавателей, что отражено в государственной политике в сфере образования. Изменчивость современного мира порождает задачу быстрого и эффективного реагирования на постоянные преобразования, происходящие в информационно-технологическом пространстве.

Вследствие всего этого становится очевидной необходимость поиска средств, позволяющих развивать творческое мышление взрослых. Одним их таких средств, несомненно, является психологический тренинг. В данной статье представлены теоретические и методические основы авторского психологического тренинга, цель которого помочь участникам осознать и преодолеть границы своего мышления, научиться использовать весь его потенциал при решении проблем, требующих творческого подхода.

Остановимся на некоторых ключевых идеях, которые лежат в основе тренинга развития творческого мышления.

1. Творчество - не удел избранных гениев. Под этим мы понимаем любую практическую или теоретическую деятельность человека, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты (знания, умения, способности, цели личности, материальные продукты). По словам Л.С. Выготского, «...творчество на деле существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев» [Выготский 1997: 6]. Именно такой подход к творчеству лежит в основе предлагаемого тренинга.

2. Из многообразия подходов к творческому мышлению наиболее полно отражает задачи тренинга определение О.К. Тихомирова: «Творческое мышление - один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Творческое мышление отличают от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением» [Тихомиров 2005]. В этом определении отражены субъективная значимость творческого процесса, а также взаимосвязь когнитивных и мотивационных компонентов личности.

Психологический тренинг представляет собой активную групповую форму обучения с целью развития способностей, разнообразных психических структур и личности в целом. Тренинг является своеобразным «тренажером», на котором в безопасной обстановке осваиваются и оттачиваются необходимые знания и умения. Групповой метод работы позволяет повысить интенсивность и стойкость возникающих изменений, максимально использовать возможности каждого участника.

3. Факторы, способствующие или препятствующие развитию творческого мышления можно разделить на две большие группы: связанные с качествами интеллекта и мышления и связанные с особенностями личности. Первую группу факторов достаточно хорошо описал американский исследователь П. Торранс. Он выделил свойства мышления, придающие ему творческий характер: чувствительность к проблеме, быстрота мышления, гибкость, оригинальность, синтетичность. Дж. Гилфорд видел путь к успешному решению творческих задач во взаимодействии конвергентного и дивергентного мышления [Гилфорд 1965],

Э. де Боно - вертикального и латерального мышления [Боно 2005: 67]. К особенностям личности, способствующим развитию творческого мышления, относят нонконформизм, отсутствие страха оказаться смешным в своих высказываниях и предложениях, способность преодолевать стереотипы и шаблоны.

По мнению В. Ротенберга, неумение или невозможность отказаться от стереотипов -следствие дефицита поисковой активности [Ротенберг 2003: 573]. Поисковой активностью называется деятельность, направленная на изменение неприемлемой ситуации. Состояние отказа от поиска отрицательно сказывается на результатах любой деятельности, оно имеет тенденцию к иррадиации на все области поведения человека. Творческое мышление, таким образом, тесно связано с глубокими уровнями мировоззренческих взглядов и обобщений.

4. На ход мышления и восприятия влияют наши ментальные модели - глубоко укоренившиеся идеи, стратегии, способы понимания [О'Коннор 2006: 81-88]. Они существуют в сознании каждого человека и направляют действия. Материалом для наших ментальных моделей служат отчасти общественные нравы, отчасти - культура, а отчасти - идеи взрослых людей, оказывавших на нас влияние в детстве. Все остальное мы конструируем и поддерживаем на основе нашего опыта с помощью вычеркивания, конструирования, искажения и обобщения.

Собственные ментальные модели в повседневной жизни оказывают нам неоценимую услугу, когда мы экономим время при принятии решений, обдумывании каждого шага, распознавании предметов, явлений и лиц и т. д. В то же время они являются и главным врагом творчества, обеспечивая нам «туннельное видение», поиск идей в проторенной колее. Отсюда главная методика развития творческого мышления состоит в том, чтобы вытолкнуть нас из этой мыслительной колеи, обратить к иной точке зрения путем осуществления непривычных мыслительных действий. Э. де Боно - автор многочисленных техник креативности - предложил модель, наглядно изображающую взаимосвязь конвенционального и креативного образов мышления - «Креативный прыжок» [Боно 2005: 12]. Эдвард Де Боно сравнивает мышление с рекой, которая течет по своему широкому руслу. Для того чтобы покинуть это русло, требуется совершить абсолютно нелогичный и часто «безумный» мыслительный прыжок, который сначала ведет в неизвестность. Из этой неизвестности через боковой «рукав» следует найти обратную дорогу в «основное русло» мышления. Мыслительное движение завершается только тогда, когда боковой «рукав» станет в определенном смысле «судоходным» для мышления. Техника «Ментальная провокация» позволяет выйти из «туннельного» мышления. Суть ее состоит в том, что, исходя из имеющейся проблемы, формулируется утверждение, которое противоречит опыту и убеждениям. Затем ментальная провокация тщательно анализируется, чтобы найти связь с исходной постановкой вопроса.

5. В процессе творческого мышления на разных стадиях взаимодействуют сознание и подсознание. В отечественной психологии наиболее целостную концепцию творчества как психического процесса предложил Я.А. Пономарев [Пономарев 1988: 21-25]. Он разработал структурно-уровневую модель центрального звена психологического механизма творчества, представляющую собой две проникающие одна в другую логическую и интуитивную сферы. Внешние границы этих сфер можно представить как абстрактные пределы мышления. Снизу таким пределом окажется интуитивное мышление животных, сверху - логическое мышление электронно-вычислительных машин. Я.А. Пономарев рассматривает творческий акт как

включенный в контекст интеллектуальной деятельности по схеме: на начальном этапе, этапе постановки проблемы, активное сознание, затем на этапе решения - бессознательное, а на третьем этапе, когда происходят отбор и проверка правильности решения, вновь активизируется сознание. Эта модель соответствует основным этапам творческого процесса: подготовка, инкубация, инсайт, разработка. В соответствии с этим в программу нашего тренинга включены как упражнения на развитие логики, умения анализировать проблему, так и упражнения, направленные на развитие интуиции, активизирующие работу подсознания.

6. Для эффективного развития творческого мышления участникам необходимо иметь общие представление о физиологических особенностях работы мозга, каждое полушарие которого развивает и обрабатывает информацию специфическим образом. Так, логическое полушарие имеет дело с деталями, частями, обработкой языка и линейным анализом. В противоположность этому правое полушарие обрабатывает информацию целиком, глобально, по сравнению с линейной обработкой, имеет дело с образами, ритмом, эмоциями и интуицией [Ханнафорд 2001:14]. Однако ошибочно считать только правое полушарие главенствующим в творческом процессе. Мозолистое тело между полушариями действует как путь, позволяющий быстро задействовать оба полушария: и логическое, и образное. В результате этой связи появляется единое мышление. Чем больше активизируются оба полушария для использования, тем больше межполушарных связей формируется через мозолистое тело. По этой причине необходимо использовать оба полушария мозга, чтобы наше мышление стало действительно продуктивным.

Нейропсихологи с помощью электроэнцефалографии установили и описали такое состояние интеллекта, которое называется активным [Вайз 2002: 10-15]. Это состояние характеризуется наличием связи между сознательным и подсознательным уровнями психики. При этом мыслительный процесс протекает гладко, без помех и торможений, а чувства и эмоции становятся более понятными и управляемыми, развивается интуиция. Для пробуждения творческой активности большое значение имеет состояние покоя сознания и тела при активации бессознательного. Для достижения активного состояния используются методы релаксации и медитации.

Таким образом, установление гармоничного взаимодействия сознательных и бессознательных компонентов мышления, а также осознание своих ментальных моделей и особенностей личности являются наиболее важными аспектами развития творческого мышления.

Разрабатываемый нами тренинг развития творческого мышления строится на следующих принципах, одни из которых являются универсальными для тренингов развития креативности, другие - принцип системности и принцип актуальности - являются авторскими разработками.

Принцип безоценочности и принятия. Средствами создания безопасной и комфортной атмосферы выступают позитивная обратная связь и запрет на критику, устанавливающийся в группе на этапе принятия правил. Необходимо обладать достаточным мужеством и уверенностью в себе, чтобы предлагать необычные творческие решения, особенно в тех сферах, где очень прочно укоренились привычные правила и установки. Система традиционного образования с детства закладывает в нас убеждение, что ошибки - это плохо, их надо избегать. Таким образом, появляется страх сказать или сделать что-нибудь неудачное. Этому противостоит одно из правил креативного процесса - безоценочность на ранних стадиях формулировки идей. Во всех формах работы по развитию творческого мышления целесообразно относиться к ошибкам как к нужным и даже полезным элементам продуктивной деятельности. Человек, не зависящий от чужих оценок, не боящийся ошибаться и выглядеть смешно, способен воспринимать вещи непредвзято (особенно хорошо знакомые), ставить под сомнение хорошо знакомые и устоявшиеся правила. А. Эйнштейн на вопрос, как делаются открытия, ответил: «Очень просто. Все знают, что этого сделать нельзя. Но находится один невежда, который этого не знает, он-то и делает открытие» [Нельке 2006:127].

Принцип неопределенности, предложенный Н.Ю. Хрящевой, задается в инструкциях, где в большинстве случаев не дается четких правил выполнения задания, участники свободны в поиске путей решения [Хрящева 2001]. Исключение в нашем тренинге составляют упражнения, направленные на развитие умения анализировать проблему и техники решения творческих задач, предполагающие определенный алгоритм действий.

Принцип системности. В уже имеющихся тренингах развития творческих способностей и творческого мышления основное внимание уделяется либо развитию личностных особенностей участников, способствующих проявлению креативности [Грачева 2005; Хрящева 2001], либо когнитивных особенностей [Боно, 2005; Клег, Бич 2004]. Тренинги второго типа больше ориентированы на развитие интуитивных компонентов творческого процесса, правого «творческого» полушария мозга.

Творческое мышление - это часть системы под названием «личность». Развитие творческого мышления влияет на мировоззрение, ценностные ориентации. В свою очередь, установки личности могут существенно затруднить либо облегчить работу творческого мышления. Поэтому в предлагаемой авторской программе тренинга задействованы все компоненты личности, включены упражнения на рефлексию, осознание своих установок, стереотипов, барьеров. Кроме того, само творческое мышление представляет собой систему взаимодействующих элементов сознания и подсознания, поэтому в программу тренинга включены упражнения на развитие не только интуиции, но и логики (в соответствии с этапами творческого процесса).

Принцип актуальности. Во всех известных тренингах развития креативности для достижения целей тренинга используются игровые ситуации и упражнения, способствующие абстрагированию участников от существующих в их жизни реальных проблем и задач. На наш взгляд, в тренинге необходимо создать условия, при которых участники могли бы переносить получаемые навыки на свою реальную жизнь, поэтому игровые техники дополняются упражнениями на решение конкретных, актуальных проблем, которые участники готовы обсуждать в группе. Благодаря этому информация, полученная на тренинговых занятиях, лучше осознается участниками, встраиваясь в их систему представлений. Использование значимых, насущных проблем участников тренинговой группы повышает мотивацию и делает полученные знания более актуальными. В конце тренинговой работы (пятый день тренинга) каждый участник представляет свое решение проблемы, над которой он работал в течение тренинга. При этом необязательно проблема должна быть окончательно решена, каждый может находиться на разных стадиях ее разработки (творческий процесс индивидуален). Главное - проанализировать пути решения, свои подходы, находки и общее видение проблемы.

В качестве модификации можно предложить участникам работать над какой-либо общей проблемой, ход решения которой и будет представлен в заключительный день тренинга. Такой вид работы особенно подходит для группы, работающей в одном коллективе и имеющей общие цели.

Принцип использования экспрессивных методов. Для достижения целей тренинга задействованы методы арт-терапии, экспрессивного самовыражения. Кроме того, отличительной особенностью данного тренинга является знакомство участников с техникой медитации, помогающей достичь активного состояния интеллекта, при котором обеспечивается связь между логикой и интуицией.

Таким образом, в основу тренинга развития творческого мышления заложены современные научные представления о творческом процессе, а также методические принципы, позволяющие наиболее полно реализовать цели тренинга.

Библиографический список

1. Боно, Э. Научите себя думать: самоучитель по развитию мышления / Э. Боно. - Минск: Попурри, 2005. - 288 с.

2. Боно, Э. Серьезное творческое мышление / Э. Боно. - Минск: Попурри, 2005. - 416 с.

3. Вайз, А. Вдохновение по заказу / А. Вайз. - Минск: Попурри, 2002. - 300 с.

4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 1997. - 96 с.

5. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта / Дж. Гилфорд // Психология мышления. - М.: Прогресс, 1965.

6. Грачева, Л.В. Тренинг внутренней свободы. Актуализация творческого потенциала / Л.В. Грачева. - СПб.: Речь, 2005. - 60 с.

7. Грецов, А.Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов / А.Г. Грецов. - СПб.: Питер, 2007. - 208 с.

8. Клег, Б. Интенсивный курс по развитию творческого мышления / Б. Клег, П. Бич. - М.: Астрель, 2004. - 392 с.

9. Нельке, М. Техники креативности / М. Нельке. - М.: Омега-Л, 2006. - 133 с.

Ю.О'Коннор, Дж. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем / Дж. О'Коннор. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. -256 с.

11.Одаренные дети: пер. с англ. / общ. ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. - М.: Прогресс, 1991. -376 с.

12.Пономарев, Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарев // Тенденции развития психологической науки. - М.: Наука, 1988.

13.Ротенберг, В.С. Психофизиологические аспекты изучения творчества / В.С. Ротенберг // Психология художественного творчества. - Минск: Харвест, 2003. - С. 569-593.

14.Тихомиров, О.К. Мышление творческое //Общая психология: словарь. - М.: ПЕР СЭ, 2005. -251 с. - http://slovari.yandex.ru/dict/psychlex2/%D0 %9С

15.Ханнафорд, К. Доминирующий фактор / К. Ханнафорд. - http://www.koob.ru/superlearning

16.Хрящева, Н.Ю. Тренинг креативности / Н.Ю. Хрящева // Психогимнастика в тренинге. - СПб.: Речь; Институт Тренинга, 2001. - 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.