Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФЕНОМЕНА СТАРОСТИ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФЕНОМЕНА СТАРОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
163
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Ключевые слова
геронтосоциология / демографическое старение / возрастная периодизация / третий возраст / социализация / модели успешной старости / методы сбора социальной информации.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Журавлева Л. А., Зарубина Е. В., Ручкин А. В., Симачкова Н. Н., Чупина И. П.

В статье проанализированы теоретические и эмпирические аспекты феномена старения в рамках геронтосоциологии как специальной социологической теории. Рассмотрены объект, предметное поле, принципы и основные функции данной отраслевой социологии, доказывающие ее значимость и актуальность в современном обществе. Обсуждается проблема поиска адекватных и не содержащих негативной коннотации терминов для обозначения группы людей постпенсионного возраста. Выделены два сложившихся исследовательских направления внутри геронтосоциологии – западный и восточный, которые по-разному понимают феномен старения. В западной версии в контексте деятельностного подхода успешная старость рассматривается как продолжающийся этап социализации и самореализации личностного потенциала, получение удовольствия от продолжения профессиональной и социальной деятельности. Восточный подход зиждется на культурных традициях и религиозно-изотерическом подходе рассматривает старость как часть национальной идеи уважительного отношения к старшему поколению, обладающему жизненным опытом и мудростью. Рассмотрены подходы к возрастной периодизации жизненного цикла. Показаны эвристические возможности концепции Э. Эриксона, связавшего фазы жизненного цикла с этапами социализации личности. Поставлена задача поиска релевантного методического арсенала для проведения прикладных социологических исследований старости. Доказывается, что специфика объекта исследования нацеливает геронтосоциологов на сочетание количественной и качественной стратегии. В рамках количественной стратегии применяются формализованные методы для выявления вероятностных законов и статистических закономерностей (анкетирование, формализованное интервью, структурированное наблюдение, контент-анализ документов). Сделан обзор современных методов сбора социальной информации. Подчеркивается важность следующих методов: самонаблюдения, фотовыражения, контент-анализа рекламы, психосемантичного анализа социальных представлений о старости. Делается вывод, что эмпирические исследования позволяют получить ответы на вопросы о факторах активного долголетия на индивидуальном и социетальном уровнях для принятия управленческих решений по разработке идеологии и условий для благополучной старости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Журавлева Л. А., Зарубина Е. В., Ручкин А. В., Симачкова Н. Н., Чупина И. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФЕНОМЕНА СТАРОСТИ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-2-307-314 NIION: 2018-0076-2/23-123 MOSURED: 77/27-023-2023-2-123

ЖУРАВЛЕВА Людмила Анатольевна,

кандидат философских наук, доцент кафедры философии Уральского государственного аграрного университета, e-mail: zhuravleva08@gmail.com;

ЗАРУБИНА Елена Васильевна,

кандидат философских наук, доцент кафедры философии Уральского государственного аграрного университета, e-mail: ethos08@mail.ru;

РУЧКИН Алексей Владимирович,

кандидат социологических наук, заведующий кафедрой философии Уральского государственного аграрного университета, e-mail: alexeyruchkin87@gmail.com;

СИМАЧКОВА Наталья Николаевна,

кандидат исторических наук, доцент кафедры менеджмента и экономической теории Уральского государственного аграрного университета, e-mail: nikolina 73@yandex.ru;

ЧУПИНА Ирина Павловна,

доктор экономических наук, профессор кафедры

философии Уральского государственного аграрного университета, e-mail: irinacupina716@gmail.com

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ

ФЕНОМЕНА СТАРОСТИ

Аннотация. В статье проанализированы теоретические и эмпирические аспекты феномена старения в рамках геронтосоциологии как специальной социологической теории. Рассмотрены объект, предметное поле, принципы и основные функции данной отраслевой социологии, доказывающие ее значимость и актуальность в современном обществе. Обсуждается проблема поиска адекватных и не содержащих негативной коннотации терминов для обозначения группы людей постпенсионного возраста.

Выделены два сложившихся исследовательских направления внутри геронтосоциологии - западный и восточный, которые по-разному понимают феномен старения. В западной версии в контексте деятельностного подхода успешная старость рассматривается как продолжающийся этап социализации и самореализации личностного потенциала, получение удовольствия от продолжения профессиональной и социальной деятельности. Восточный подход зиждется на культурных традициях и религиозно-изотерическом подходе рассматривает старость как часть национальной идеи уважительного отношения к старшему поколению, обладающему жизненным опытом и мудростью.

Рассмотрены подходы к возрастной периодизации жизненного цикла. Показаны эвристические возможности концепции Э. Эриксона, связавшего фазы жизненного цикла с этапами социализации личности.

Поставлена задача поиска релевантного методического арсенала для проведения прикладных социологических исследований старости. Доказывается, что специфика объекта исследования нацеливает геронтосоциологов на сочетание количественной и качественной стратегии. В рамках количественной стратегии применяются формализованные методы для выявления вероятностных законов и статистических закономерностей

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023

(анкетирование, формализованное интервью, структурированное наблюдение, контент-анализ документов).

Сделан обзор современных методов сбора социальной информации. Подчеркивается важность следующих методов: самонаблюдения, фотовыражения, контент-анализа рекламы, психосемантичного анализа социальных представлений о старости.

Делается вывод, что эмпирические исследования позволяют получить ответы на вопросы о факторах активного долголетия на индивидуальном и социетальном уровнях для принятия управленческих решений по разработке идеологии и условий для благополучной старости.

Ключевые слова: геронтосоциология, демографическое старение, возрастная периодизация, третий возраст, социализация, модели успешной старости, методы сбора социальной информации.

ZHURAVLEVA Lyudmila Anatolyevna,

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department of Philosophy of the Ural State Agrarian University

ZARUBINA Elena Vasilyevna,

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor

of the Department of Philosophy of the Ural State Agrarian University

RUCHKIN Alexey Vladimirovich,

Candidate of Sociological Sciences, Head of the Department of Philosophy of the Ural State Agrarian University

SIMACHKOVA Natalia Nikolaevna,

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Management and Economic Theory of the Ural State Agrarian University

CHUPINA Irina Pavlovna,

Doctor of Economics, Professor of the Department

of Philosophy of the Ural State Agrarian University

THEORETICAL AND EMPIRICAL ASPECTS OF STUDYING THE PHENOMENA OF OLD AGE

Annotation. The article analyzes the theoretical and empirical aspects of the phenomenon of aging within the framework of gerontosociology as a special sociological theory. The object, subject field, principles and main functions of this sectoral sociology, proving its significance and relevance in modern society, are considered. The problem of finding adequate terms that do not contain negative connotations to designate a group of people of post-retirement age is discussed.

Two established research directions within gerontosociology are identified - Western and Eastern, which understand the phenomenon of aging in different ways. In the Western version, in the context of the activity approach, successful old age is seen as an ongoing stage of socialization and self-realization of personal potential, getting pleasure from continuing professional and social activities. The Eastern approach is based on cultural traditions and the religious-isoteric approach considers old age as part of the national idea of respect for the older generation, which has life experience and wisdom.

Approaches to the age periodization of the life cycle are considered. The heuristic possibilities of the concept of E. Erickson, who connected the phases of the life cycle with the stages of personality socialization, are shown.

The task was set to search for a relevant methodological arsenal for conducting applied socio-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023

logical studies of old age. It is proved that the specificity of the object of study directs gerontosociol-ogists to combine quantitative and qualitative strategies. As part of the quantitative strategy, formalized methods are used to identify probabilistic laws and statistical patterns (questionnaires, formalized interviews, structured observation, content analysis of documents).

A review of modern methods of collecting social information is made. The importance of the following methods is emphasized: self-observation, photo expression, advertising content analysis, psychosemantic analysis of social ideas about old age.

It is concluded that empirical studies provide answers to questions about the factors of active longevity at the individual and societal levels for making managerial decisions on the development of an ideology and conditions for a prosperous old age.

Key words: gerontosociology, demographic aging, age periodization, third age, socialization, models of successful old age, methods of collecting social information.

Геронтосоциология изучает старость как важный этап жизненного цикла, обладающий особой ситуацией развития и адаптивными возможностями. В рамках данной специальной социологической теории изучается социальная общность людей постпенсионного возраста, обладающих спектром схожих проблем, вытекающих из ситуации завершения жизни: изменением социального статуса, окончанием профессиональной деятельности, сменой образа жизни, сокращением социальных контактов и ухудшением состояния здоровья [1]. Для минимизации эффекта стигматизации в мировой социологии рекомендовано не использовать в названии группы термины «пожилые», «старые», «престарелые». Вместо этого в научный оборот вошли термины «третий», «серебряный» (принят в японской социологии) или «золотой» (активно используется европейскими социологами) возраст.

Из-за увеличения продолжительности жизни, данная социально-демографическая группа становится одной из доминирующих в структуре общества социальной группой со своими потребностями, культурой и жизненным укладом. Наблюдается рост влияния социокультурной общности старшего возраста на многие стороны развития социума, в том числе на формирование ценностей молодого и взрослого поколений [5]. Данная тенденция существует несмотря на существование префигуративного (по классификации М. Мид) типа культуры, когда старшее поколение не столько передает накопленный опыт молодым, сколько само учится у последних [1, с. 27]. В ситуации нехватки трудовых ресурсов интеллектуальный потенциал представителей социально-демографической третьего возраста становится все более востребованным на рынке труда.

Начало изучения данной проблемы датируется 40-50 годами прошлого века, первые исследования проведены представителем Чикагской школы в социологии Э. Берджесом в рамках социально-экологического анализа социального пространства. Стимулом для научного изучения проблем позднего возраста было появление после

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023

Второй мировой войны геронтологических центров, оказывающих поддержку нуждающимся в этом представителям старшего поколения [2]. Социальным работникам были необходимы рекомендации об оптимальных методах работы с данной социальной группой, что выступило триггером для поисков социологами методологических подходов и технического арсенала изучения особенностей ментальности и проблем представителей третьего возраста. Под влиянием лавинообразного роста теоретических и прикладных исследований динамично растущей группы пенсионеров, начавшегося во второй половине прошлого века геронтосоциология отпочковалась от возрастной социологии.

Отметим вклад в разработку методологии изучения факторов успешного старения следующих ученых: Дж. Симс-Гулда, Р. Ана, Н. Ли, С. Доуна, Д. Макки, Х. Маккей, В. Иленне, Г. Муди, С. Катца и Т. Каласанти, Э. Палмора, Д. Симс-Гулд, В. Тимонена, Г. Фризона, Р. Хэвигхёрста, Дж. Роу и Р. Кана, Л. Торнстама, Цзяинь Лян, Баочжэнь Ло и других. Среди российских ученых большой вклад в изучение данной проблемы внесли: М. Д. Александрова, В. Д. Альперович, И. Г. Беленькая, А. А. Дыскин, Л. И. Дьяченко, М. Э. Елютина, А. А. Козлов, И. С. Кон, О. В. Краснова, С. Г. Максимова, А. В. Писарев, А. А. Смолькин, Г. Р. Хузеева, А.И. Щирова, Э. Е. Чеканова, М. А. Ядова М.А. и другие.

В работах зарубежных геронтосоциологов довольно четко прослеживается два исследовательских направления - западный и восточный, которые по-разному понимают феномен старения.

В западной версии в контексте деятельност-ного подхода успешная старость рассматривается как продолжающийся этап социализации и самореализации личностного потенциала, получение удовольствия от продолжения профессиональной и социальной деятельности [9].

Восточный подход зиждется на культурных традициях и религиозно-эзотерическом подходе рассматривает старость как часть национальной

идеи уважительного отношения к старшему поколению, обладающему мудростью принятия смерти и достижения гармонии с миром, возникающей благодаря медитативным практикам и методам духовного самопознания [8].

В отечественной социологии преобладают прикладные исследования проблем, сопутствующих процессу старения: изучение отношения к этой группе других социальных общностей, социального самочувствия и качества жизни стареющего населения [1, 5, 6, 7,10, 12, 13, 16, 17].

Объектом данной специальной социологической науки выступает социальная общность людей, находящихся на этапе постепенного сворачивания социальных функций, а предметом их потребности, личностные диспозиции, статус и роль в обществе, социальные отношения, качество жизни и возникающие проблемы.

Проанализируем функции геронтосоциоло-гии как специальной социологической теории.

Как и у всех наук ведущей функцией выступает теоретико-методологическая, заключающаяся в анализе сущностных характеристик старости как завершающего этапа жизненного пути с целью получения адекватных научных представлений о его сущности, ресурсах и отличиях от других социальных групп. Реализация данной функции предполагает системное изучение и сбор информации об особенностях жизнедеятельности социально-демографической группы третьего возраста, поиск эвристических возможностей современных парадигм, соединяющих макро- и микросоциологические подходы для разработки теоретических моделей плодотворного старения в конкретно-исторической ситуации и социокультурном контексте.

Прогностическая функция выделяет социологическое знание из спектра общественных и гуманитарных наук возможностью предвидения перспектив развития социально-демографической группы в будущем: количественные и качественные изменения, детерминанты, влияющие на качество жизни и социальное самочувствие и другие параметры процесса старения увязываются с потребностями медицинских учреждений в штате гериатров и геронтологов, медицинских сестер, специалистов и социальных работников. Такие прогнозы могут быть долговременными, среднесрочными или краткосрочными (текущими), выступают основой для стратегического и тактического планирования.

Под социально-инженерной функцией подразумевается целенаправленная деятельность по внедрению научных знаний в практику конструирования социотехнических систем и совершенствования имеющихся технологий решения проблем людей третьего возраста. Речь идет о созда-

нии безопасной поддерживающей среды для сохранения здоровья и социальной активности пенсионеров. Это могут быть отдельные кварталы, или экологические комплексы, включающие медицинские учреждения, досуговые организации, детские дома и поселения людей третьего возраста.

Управленческая функция имеет нацеленность на разработку вектора социальной политики государства - разработку «идеологии старения» и подходов к пониманию старости социальной группы, создаются федеральные и региональные программы социальной политики как единого комплекса нормативно-правового, экономического и социального ресурсов [5, с. 31]. В зависимости от определения понятия старость, проектируются управленческие решения на уровне государства, разрабатываются меры всесторонней поддержки и регламентируется возраст выхода на пенсию. Этот важный период жизни человека может считаться «периодом дожития», или «этапом освобождения» (последнего отпуска), или продолжающейся самореализации и саморазвития. Избранный подход ложится в основу формирования социальной политики для создания условий успешного (счастливого) старения населения.

Учитывая междисциплинарность и мульти-парадигмальность исследования процесса старения, начнем с анализа наиболее распространенных подходов и моделей старости.

При изучении сложных явлений и процессов весьма плодотворным представляется применение системного подхода, позволяющего схватывать определенный аспект целостности объекта изучения. Системный подход к изучению третьего возраста нам видится во всестороннем изучении особенностей социального положения данной социальной общности с позиций позитивистской, интерактивистской, феноменологической, структурно-функциональной, конфликтной парадигм и теории обмена с целью получения интегративного знания о базовых потребностях и проблемах стареющего населения как многоуровнего структурного социального объекта. Незаменимыми при реализации системного подхода являются достижения социальной синергетики.

Рассмотрим более подробно демографический подход, который ориентирован в первую очередь на выделение возрастных критериев типо-логизации социально-демографических групп, что вызвано потребностью в количественном измерении процессов воспроизводства населения.

Для понимания особенностей демографической ситуации представители этого направления выявляли количественное соотношение основных социально-демографических групп: детей, молодежи, взрослых и пожилых. Основной задаче в

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023

этом случае выступает возрастная периодизация, которая характеризуется конкретно-историческими особенностями, различием в понимании гуманизма и различными показателями продолжительности жизни.

Первые опыты возрастной периодизации были предприняты древнегреческими философами. Так, например, Пифагор выделял четыре периода жизни человека: весну (до 20 лет), лето (20-40 лет), осень (40-60 лет) и зиму (60-80 лет), соответствующие «становлению, молодости, расцвету сил и угасанию» [3]. Древнегреческий философ и врач Гиппократ разделил индивидуальную жизнь на 10 семилетних циклов [3].

Известный статистик, демограф и историк Александр Петрович Рославский-Петровский в середине XIX предложил типологию, включающую три основных жизненных этапа, разделенные их на подтипы:

• подрастающее поколение - малолетние (от рождения до 5 лет) и дети (6-15 лет);

• цветущее поколение - молодые (16-30 лет), возмужалые (30-45 лет) и пожилые (45-60 лет);

• увядающее поколение - старые (61-75 лет) и долговечные (75-100 лет и старше) [3]. Данная возрастная периодизация повлияла

на подходы многих европейских демографов и физиологов и стала ведущей среди отечественных ученых. В середине ХХ века на ее базе была разработана классическая схема периодизации онтогенеза человека с учетом гендерных характеристик [3]. В данной типологии выделено 12 жизненных периодов, фазы зрелого и пожилого возраста «привязаны» к существующему в советское время пенсионному законодательству. В предложенной схеме выделены этапы с отсутствием гендерных различий - периоды до 7 и после 75 лет. А период зрелого возраста женщин на пять лет меньше, чем у мужчин. Этим различием объясняется рекомендация, что муж должен быть старше жены на пять лет, что считалось наилучшей разницей в возрасте в советском обществе. Отметим, что такая установка была демографически не обоснована, а учитывая более высокую продолжительность жизни у женщин, приводила к тендерному дисбалансу в старших возрастных группах.

В целом вся теоретическая конструкция возрастной периодизации довольно абстрактна и пригодна для целей исключительно количественного измерения выделенных групп.

В качестве недостатка данной периодизации, можно отметить стигматизующее влияние употребляемых характеристик 10 и 11 этапа -пожилой и старческий возраст, что граничит с

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023

эйджизмом и недооценкой потенциала данного периода жизни.

Более современной, на наш взгляд, является подход американского психолога Эрика Эрик-сона, который выделил восемь возрастных этапов, связав их с фазами социализации личности. Более детально он представил пять этапов детского развития, а три последние стадии обозначил понятием зрелость: ранняя зрелость (20-25 лет); средняя зрелость (26-64 года); поздняя (в некоторых переводах зрелая) зрелость (от 65 лет до смерти) [18, с. 133].

Каждый этап, по мнению Э. Эриксона, связан с преодолением кризиса, вызванного решением важнейшей задачи конкретного этапа социализации. Для характеристики жизненных фаз Эрик Эриксон ввел понятие «эго-идентичности» как процесса преобразования жизненного опыта в «индивидуальное Я», формирующего успешность социализации через создание устойчивого «образа Я» и овладение навыками самопознания и самореализации [4, с. 300].

Этап поздней зрелости олицетворяет экзистенциальный кризис, связанный с решением вопроса о смысле прожитой жизни и адекватности эго-идентичности, может проявляться в виде позитивного и негативного результата. В первом случае происходит реализация человеческого и профессионального потенциала, включенность в активную социальную и профессиональную деятельность и устойчивые социальные контакты, что приводит к принятию себя и своей жизни, формирует чувство умиротворения и удовлетворенности прожитой жизнью. В негативном варианте (при неуспешном протекании процесса социализации) последствием кризиса данного этапа выступает неудовлетворенность жизненной карьерой, ощущение напрасно прожитой жизни, сопровождаемого чувством отчаяния и одиночества.

Данный подход к периодизации жизненного пути Эрика Эриксона может выступать методологической базой для теоретического и прикладного анализа проблем стареющего населения как социально-демографической группы с большим потенциалом - человеческим, культурным, интеллектуальным и профессиональным.

Как и любая другая специальная социологическая теория, геронтосоциология подпитывается и обогащается эмпирическими данными. Для получения объективных и надежных результатов важно опираться на специфику объекта исследования и когнитивные возможности применяемых методов. Конструирование методики изучения старения как феномена и процесса начинается с моделирования социального объекта и принятии решения о выборе исследовательской стратегии.

Специфика объекта исследования нацеливает геронтосоциологов на сочетание количественной и качественной стратегии. В рамках количественной стратегии применяются формализованные методы для выявления вероятностных законов и статистических закономерностей (анкетирование, формализованное интервью, структурированное наблюдение, контент-анализ документов).

При исследовании людей старшего возраста особую важность приобретает тесная взаимосвязь социолога с респондентами, ситуативное применение исследовательских процедур, учитывающих психологические особенности представителей старшего поколения. В этом случае необходимо применение гибких неформализованных методов: нарративного интервью, анализа личных документов (дневниковых записей, писем, автобиографий), самонаблюдения (метод изучения бюджетов времени).

Качественная стратегия базируется на интерпретативной традиции, предполагающий «мягкий формат» общения социолога с респондентом и подробное изучение конкретного случая (case study) для выявления рефлексивных рамок понимания ценности старости для конкретного человека.

Рассмотрим эвристические возможности метода самонаблюдения.

Американский геронтолог, профессор медицинской социологии Эдмонд Палмор (1930 года рождения) на протяжении ряда лет вел дневниковые автобиографические записи, в которых фиксировал собственные ощущения от процесса старения. Своей задачей он определил тестирование принятых в науке теоретических моделей старения на практике [9]. Э. Палмор выбрал четыре распространенные модели:

• теорию активного старения, постулирующую необходимость поддержания привычного уровня социальной и физической активности в преклонные годы;

• модель старения как непрерывного (продолжающегося)

жизненного цикла, делающей акцент на сохранении сложившегося стиля жизни, пользе умеренного выполнения профессиональных и социальных ролей, с постепенным видоизменением выполняемых функций;

• концепцию успешного старения, обосновывающую необходимость благоприятной поддерживающей среды для сохранения ментального и физического здоровья; концепцию старения как селективной оптимизации и адаптации, предлагающую поддерживать интеллектуальные навыки и компетенции,

выбрав те виды занятий, которые приносят наибольшее удовлетворение и признание.

В результате самонаблюдения Э. Палмор пришел к выводу, что все модели имеют общую установку, связанную с оптимизацией процесса старения за счет использования «выгод» данного этапа жизненного пути (наличие свободного времени для увлекательных занятий, хобби, самообразования, свобода от ряда обязанностей) с сохранением активных социальных и профессиональных контактов [9].

Среди наиболее острых проблем старения, по мнению Э. Палмора, продолжают оставаться эйджизм, явная или латентная дискриминация по признаку возраста, стереотипное восприятие общественным мнением пожилых людей как «отработанного ресурса». Ученый разработал в качестве рекомендации стратегий защиты от травмирующих высказываний окружающих. Так, он предложил людям третьего возраста использовать в случае токсичной коммуникации афоризмы, показывающие позитивные моменты старости. Например, «возраст - это дар природы, старость - это произведение искусства», «старость всегда лучше, чем ее альтернатива» и другие. Э. Палмор предложил гордиться старостью, а не стесняться ее, демонстрировать достижения и возможности данного жизненного периода [9].

Данный метод может быть очень конструктивным методом самонаблюдения, при нескольких условиях.

Во-первых, включенности человека в проблемное поле геронтосоциологии, владение навыками самоанализа и научной рефлексии.

Во-вторых, наличием профессиональной мотивации.

В-третьих, возможностью внедрения разработанных рекомендаций для организации дружелюбного для людей третьего возраста социального пространства и условий успешного старения.

Следующим продуктивным, по нашему мнению, качественным методом с помощью которого можно изучать индивидуальные миры представителей общности третьего возраста, является метод фотовыражения (<^о^оюе») [15, с. 75]. Практика применения метода показала его эффективность при решении задач, позволяющих репрезентировать индивидуальный опыт старения и повысить навыки рефлексивного анализа респондентами своего социального самочувствия. Метод предполагает фотографирование участниками исследования событий жизни, передающих настроение и эмоциональное восприятие определенных событий и проблем [15, с. 75]. Фотографии комментируются каждым респондентом, а в дальнейшем обсуждаются с социологом, позволяя понять ценностный мир конкретного человека и определить меру осознанности сложившего

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023

образа жизни. Особенность данного метода связана с активным участием респондентов в исследовательском процессе. Как отмечали респонденты, они испытывали творческий подъем в процессе фотографирования, а в результате исследования появилось чувство самопринятия старости на индивидуальном уровне. Достоинством метода выступает возможность дестереотипизации старости как завершающего этапа жизненного цикла.

Еще одним методом изучения феномена старения и его репрезентации на уровне средств массовой информации, выступает контент-анализ рекламы различных целевых аудиторий - молодежной, взрослого населения и группы третьего возраста. Так, в проводимых исследованиях в странах Северной Америки и Европы, были получены результаты, свидетельствующие о недостаточном охвате растущей группы «возрастных» потребителей [4, с. 279]. Было выявлено, что в рекламе, предназначенной для представителей старшей возрастной группы, продвигались преимущественно лекарства, страховые и другие услуги, ассоциирующиеся со стереотипными социальными ожиданиями (болезнями, обездоленностью, ненужностью, приближающейся смертью), граничащими со скрытым эйджизмом. Проводимые исследования позволили разработать программу продвижения моделей успешного старения и повышения статуса людей третьего возраста в обществе [5].

Среди отечественных исследований отметим применение метода психосемантичного анализа социальных представлений о старости. В работах доцента кафедры психологии коммуникаций и психотехнологий Алтайского государственного университета С.Г. Максимовой предпринимается анализ семантического пространства, отражающего обыденные представления о старости разных возрастных групп россиян [6].

В ходе проведенных исследований были получены результаты, свидетельствующие об амбивалентных позициях при восприятии старости молодым поколением. Было обнаружено, что молодежь в возрасте 25-35 лет крайне негативно оценивает представителей старшего поколения за исключением своих близких. Респонденты старшей возрастной группы (50-55 лет) в свою очередь характеризуют молодое поколение в отрицательных коннотациях, при этом своих внуков оценивают положительно. Данная тенденция нашла подтверждение в результатах других социологических исследований.

Прикладные исследования позволяют получить ответы на вопросы о фкторах активного долголетия на индивидуальном и социетальном уровнях для принятия управленческих решений по разработке идеологии и условий для благополучной старости.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023

Список литературы:

[I] Альперович В.Д. Геронтология. Старость: социокультурный портрет. - М.: Приор, 1998. -270 с.

[2] Баньковская С.П. Эрнст Бёрджесс // Современная американская социология / Под ред. В. И. Добренькова. - М.: Изд-во МГУ, 1994. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// socioline.ru/_seminar/library/history/mas/02_berges. php (дата обращения: 05.01.2023).

[3] Возрастная периодизация [Электронный ресурс] // Кинезиолог, 2009-2021: [сайт]. Дата обновления: 08.02.2021. - Режим доступа: http:// kineziolog.su/content/vozrastnaya-periodizaciya (дата обращения: 05.01.2023).

[4] Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. Толстых А. В. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. - 344 с.

[5] Колосницына М., Хоркина Н. Государственная политика активного долголетия: о чем свидетельствует мировой опыт // Демографическое обозрение. 2016. Т .3, № 4. - С. 27-46.

[6] Концепция политики активного долголетия [Текст] : научно-методологический докл. к XXI Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 2020 г. / под ред. Л. Н. Овчаровой, М. А. Морозовой, О. В. Синявской; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. - 40 с.

[7] Максимова С.Г. Психосемантический анализ социальных представлений общества о старости // Известия АГУ. 2002. № 2. - С. 11-23.

[8] Нестерова О.А., Распертова С.Ю. Жили-были старик со старухой ... Опыт сравнительного анализа современной культуры старости в России и Китае на фоне глобализации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.demoscope. ru/weekly/2015/0627/analit03.php (дата обращения: 05.01.2023).

[9] Palmore E.B. Auto-gerontology: A personal Odyssey // J. of applied

gerontology. - L.: Thousand Oaks (CA), 2017. Vol. 13. № 11. - P. 1295-1305.

[10] Писарев А.В. Образ пожилых в современной России // Социологические исследования. 2004. № 4. - С. 51-56.

[II] Rowe J.W., Kahn R.L. Human aging: Usual and successful // Science. - Wash. 1987. Vol. 237. № 4811. - P. 143-149.

[12] Смолькин А.А. Возрастные группы: Позиционирование в отношении к старости // Современный дискурс социальной эксклюзии: сб. науч. тр. / под ред. М.Э. Елютиной. - Саратов: СГТУ, 2005. - С. 68-83. [13] Смолькин А.А.

Парадоксы отношения к пожилым людям в совре-

менной России // Социологический журнал. - М., 2008. - № 3. - С. 106-121.

[14] «The social side is as important as the physical side»: Older men's experiences of physical activity / Sims-Gould J., Ahn R., Li N., Ottoni C.A., Mackey D.C., Mckay H.A. // American j. of men's health. - Thousand Oaks (CA). 2018. - Vol. 12. № 6. - P. 2173-2182

[15] Photovoice as a participatory health promotion strategy / Wang C.C., Yi W.K., Tao Z.W., Carovano K. // Health promotion international. -Oxford, 1998. - Vol. 13, № 1. - P. 75.

[16] Хузеева Г.Р Межпоколенное взаимодействие пожилых и молодых людей: Специфика коммуникации и образа старости // Психологические исследования. 2017. Т. 10. № 51. - С. 1-19.

[17] Хурматуллина А.М. Конституционные гарантии прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в условиях цифровизации // Образование и право. 2022. № 12. - С. 19-23.

[18] Эриксон Э. Трагедия личности / пер. Е. Длугач, М. Хорьков, Л. Бессонова. - М.: Алгоритм, 2019. - 256 с.

Spisok literatury:

[1] Al'perovich V.D. Gerontologiya. Starost': sociokul'turnyj portret. - M.: Prior, 1998. - 270 c.

[2] Ban'kovskaya S.P. Ernst Byordzhess // Sovremennaya amerikanskaya sociologiya / Pod red. V. I. Dobren'kova. - M.: Izd-vo MGU, 1994. [Elektron-nyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://socioline.ru/_ seminar/library/history/mas/02_berges.php (data obrashcheniya: 05.01.2023).

[3] Vozrastnaya periodizaciya [Elektronnyj resurs] // Kineziolog, 2009-2021: [sajt]. Data obnov-leniya: 08.02.2021. - Rezhim dostupa: http://kinezi-olog.su/content/vozrastnaya-periodizaciya (data obrashcheniya: 05.01.2023).

[4] Identichnost': yunost' i krizis: Per. s angl./ Obshch. red. i predisl. Tolstyh A. V. - M.: Izdatel'skaya gruppa «Progress», 1996. - 344 s.

[5] Kolosnicyna M., Horkina N. Gosudarstven-naya politika aktivnogo dolgoletiya: o chem svide-tel'stvuet mirovoj opyt // Demograficheskoe oboz-renie. 2016. T .3, № 4. - S. 27-46.

[6] Koncepciya politiki aktivnogo dolgoletiya [Tekst] : nauchno-metodologicheskij dokl. k XXI Apr. mezhdunar. nauch. konf. po problemam razvi-tiya ekonomiki i obshchestva, Moskva, 2020 g. / pod red. L. N. Ovcharovoj, M. A. Morozovoj, O. V.

Sinyavskoj; Nac. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki». - M.: Izd. dom Vysshej shkoly ekonomiki, 2020. - 40 s.

[7] Maksimova S.G. Psihosemanticheskij analiz social'nyh predstavlenij obshchestva o starosti // Izvestiya AGU. 2002. № 2. - S. 11-23.

[8] Nesterova O.A., Raspertova S.YU. ZHili-byli starik so staruhoj ... Opyt sravnitel'nogo analiza sovremennoj kul'tury starosti v Rossii i Kitae na fone globalizacii [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.demoscope.ru/weekly/2015/0627/ana-lit03.php (data obrashcheniya: 05.01.2023).

[9] Palmore E.B. Auto-gerontology: A personal Odyssey // J. of applied

gerontology. - L.: Thousand Oaks (CA), 2017. Vol. 13. № 11. - P. 1295-1305.

[10] Pisarev A.V. Obraz pozhilyh v sovremennoj Rossii // Sociologicheskie issledovaniya. 2004. № 4.

- S. 51-56.

[11] Rowe J.W., Kahn R.L. Human aging: Usual and successful // Science. - Wash. 1987. Vol. 237. № 4811. - P. 143-149.

[12] Smol'kin A.A. Vozrastnye gruppy: Pozicion-irovanie v otnoshenii k starosti // Sovremennyj diskurs social'noj eksklyuzii: sb. nauch. tr. / pod red. M.E. Ely-utinoj. - Saratov: SGTU, 2005. - S. 68-83. [13] Smol'kin A.A. Paradoksy otnosheniya k pozhilym lyudyam v sovremennoj Rossii // Sociologicheskij zhurnal. - M., 2008. - № 3. - S. 106-121.

[14] «The social side is as important as the physical side»: Older men's experiences of physical activity / Sims-Gould J., Ahn R., Li N., Ottoni C.A., Mackey D.C., Mckay H.A. // American j. of men's health. - Thousand Oaks (CA). 2018. - Vol. 12. № 6.

- P. 2173-2182

[15] Photovoice as a participatory health promotion strategy / Wang C.C., Yi W.K., Tao Z.W., Carovano K. // Health promotion international. -Oxford, 1998. - Vol. 13, № 1. - P. 75.

[16] Huzeeva G.R. Mezhpokolennoe vzaimode-jstvie pozhilyh i molodyh lyudej: Specifika kommu-nikacii i obraza starosti // Psihologicheskie issledovaniya. 2017. T. 10. № 51. - S. 1-19.

[17] Hurmatullina A.M. Konstitucionnye garantii prav grazhdan na ohranu zdorov'ya i medicinskuyu pomoshch' v usloviyah cifrovizacii // Obrazovanie i pravo. 2022. № 12. - S. 19-23.

[18] Erikson E. Tragediya lichnosti / per. E. Dlugach, M. Hor'kov, L. Bessonova. - M.: Algoritm, 2019. - 256 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.