Научная статья на тему 'Теоретические характеристики экономики знания'

Теоретические характеристики экономики знания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
757
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА / MODERN ECONOMIC THEORY / THE ECONOMY OF KNOWLEDGE / AN INNOVATIVE SOCIETY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гоженко К. Н.

В статье раскрыты теоретические проблемы концептуальной характеристики экономики знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical characteristics of the knowledge economy

This article shows the theoretical problems of the conceptual characteristics of the knowledge economy.

Текст научной работы на тему «Теоретические характеристики экономики знания»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЯ

ГОЖЕНКО К.Н.,

доцент,

Кисловодский институт экономики и права, e-mail: konstang2007@yandex.ru

В статье раскрыты теоретические проблемы концептуальной характеристики экономики знания.

Ключевые слова: современная экономическая теория; экономика знания; инновационное развитие общества.

This article shows the theoretical problems of the conceptual characteristics of the knowledge economy.

Keywords: modern economic theory; the economy of knowledge; an innovative society.

Коды классификатора JEL: D83.

«Экономика знания» относится к той форме общественного производства, в которой использование знаний объективно становится главным инструментом получения экономической выгоды. Это определение стало популярным после того, как Питер Друкер использовал приведённое определение в качестве заголовка к главе 12 своей книги «Время разрыва» [6]. Очень скоро концепция «экономики знания» приобрела широкую известность и стала использоваться для того, чтобы обозначить новую стадию в экономическом развитии — для определения того, каким образом различные высокотехнологичные предприятия, особенно производящие программное обеспечение, телекоммуникации и виртуальные услуги, а также образовательные и исследовательские учреждения могли бы реально и активно способствовать ускоренной динамике национальной экономики. Однако в настоящее время эта концепция выросла и вышла далеко за логические границы того определения, которое первоначально употребил Друкер. Расширенная концепция стала связывать «экономику знания» не с информационно-коммуникационными технологиями или потоком инновационных разработок, а со всем спектром вопросов, связанных с информацией, информационными потоками, управлением информационных потоков, знаниями, потоками знаний, управлением, передачей и обменом знаниями, знаниями перевода инновации, информационно-аналитическим программированием и прогнозированием, отраслями услуг, знанием профессии, исследований и разработок, спроса и предложения на знание, информацию и интеллектуальных услуг. Академик В.Л. Макаров справедливо подчеркивает, что «сейчас этот термин, наряду с термином "экономика, базирующаяся на знаниях", используется для определения типа экономики, в которой знания играют решающую роль, а производство знаний является источником роста. Широко применяемые понятия "инновационная экономика", "высокотехнологическая цивилизация", "общество знаний", "информационное общество" близки понятию "экономика знаний" [2].

Возникло реальное общество знания. Вместе с тем, интерпретация экономики знания меняется в зависимости от направлений экономической деятельности и вопросов, требующих решения. В литературе справедливо отмечается, что «есть два контекста, два дискурса, в которых используется и развивается понятие «экономика, основанная на знании» - научный, в котором экономика знаний выступает как эмпирическая гипотеза, обобщение особенностей и тенденций развития современного общества, и политический, где она предстает в качестве политической цели и видения будущего. Эти дискурсы взаимосвязаны, но живут по разным законам - то, что в научном дискурсе рассматривается как гипотеза, оспариваемая другими специалистами и нуждающаяся в уточнениях и проверках, в политическом представлено как однозначная декларация, зачастую отличающаяся по смыслу от исходной научной концепции и дающая неверные ориентиры развитию» [5].

Для любой страны, чтобы начать практическое возведение экономики знания, существует необходимость предварительной концептуальной разработки и развития теоретической системы о строении экономики знания, её организационно-управленческой структуре, специфики воздействия на различные отрасли, особенно сферу инновационнообразовательных услуг. Выдвижение на передний план экономического развития человека и знаний свидетельствует о кардинальной трансформации факторов развития. На смену труду, капиталу и природным ресурсам пришли информация, знания, человеческий потенциал. Теперь рыночная стоимость товаров и услуг в развитых экономиках складывается преимущественно из ресурса знаний [1].

При этом важно, чтобы о теории экономики знания имелась массовая осведомленность. Необходимо осознать, что экономика знаний не относится только к «науке знания», что только понимание и овладение всеми формами знания может привести к экономическому росту и созданию новых рабочих мест.

Современная экономика развивалась на протяжении многих лет, в первую очередь, в направлении от «аграрной экономики» к «экономике идей», которая более известна как «экономика знаний». В литературе обращается внимание на то,

© К.Н. Гоженко, 2011

TERRA ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3

12

К.Н. ГОЖЕНКО

что знания отличаются от традиционных ресурсов. Их называют общественным благом, потому что знания не убывают по мере их использования, они существуют вне зависимости от пространства, могут находиться одновременно в нескольких местах, с каждым днем увеличиваются и при этом зачастую вырастают в цене именно потому, что имеются в изобилии, а не потому, что их недостает. Знания неотчуждаемы от их носителя [4].

Переход от «экономики производства» к «экономике знаний» будет способствовать стабилизации национальной и мировой системы образования, поскольку она дает студентам базовые знания и готовит их для широкого спектра рабочих мест. Высшее образование в эпоху экономики знания дает студентам глубокие знания и навыки, ускоряет внедрение инноваций, подготовку кадров для управления. К тому же выпускник колледжа получает более высокие доходы и имеет меньше шансов оказаться безработным. В современных исследованиях особо подчеркивается, что «происходит фундаментальная трансформация процесса труда. Центральное место на рынке труда в экономически развитых странах принадлежит занятым интеллектуальной деятельностью, главным компонентом которой становится творчество. Формируется креативный класс или креативные сообщества, и это основополагающий принцип, на котором стоит экономика знаний, который отличает ее от других типов экономик постиндустриальной эры - информационной и сетевой» [1].

Развитие системы образования превращается в экономике знания в один из главных факторов, способствующих экономическому росту. Как отмечается в докладе, «некоторые страны стали специализироваться на экспорте образования. Наиболее яркий пример - Австралия. В Австралии получение высшего образования приличного уровня, сопоставимого со среднеамериканским, стоит в два раза дешевле. А так как образование это англоязычное и, в общем-то, австралийские профессора имеют нормальный доступ и к европейским и к американским достижениям, то Австралия становится естественным местом для получения образования для выходцев из Азии. Или пример Нидерландов, где существует около 30 крупных университетов на страну с 12 миллионами жителей. Значительная часть студентов - это иностранцы, уровень образования там исключительно высокий, треть университетов имеют очень высокий международный статус. И это является существенным вкладом в развитие национальной экономики» [3].

Профессиональные программы на 5-6 ступени МСКО (степень специалиста или магистра) обеспечивают высокий уровень профессиональных знаний, объединив теорию, практическое применение, критическое мышление и навыки управления.

Однако этот количественный показатель отражает преимущественно те тенденции демографического характера, которые специфичны для этих стран - высокие показатели уровня численности населения и высокий спрос на высококвалифицированных специалистов магистерского уровня.

В условиях экономики знания и информационного общества, работодатели во многих престижных профессиях предпочитают степень магистра при приёме работников. Поэтому в системе международного образования наметилось своеобразное соревнование между США и Европой по числу докторантов, и американское доминирование сегодня находится под угрозой — с 2000 г. европейские вузы готовят больше докторантов в области науки и техники, чем американские. Кроме того, в ряде стран Азии, особенно в Китае и Индии, инвестируют существенные суммы в улучшение программ подготовки выпускников системы высшего образования. Тенденция, характерная для системы образования многих стран — это превышение доли выпускников в области общественных наук, предпринимательства и права над специалистами в естественнонаучных сферах и инженерных специальностях. Кроме того, доля иностранных студентов, обучающихся в США, в числе выпускников вузов сократилась с 25 % в 2000 г. до 20 % в 2006 г. Надо специально отметить, что федеральная поддержка последипломного образования имеет решающее значение для Соединенных Штатов, чтобы оставаться конкурентоспособной страной в мировой экономике. Это включает обновление кредитной политики с учетом демографических изменений в составе аспирантов, расширение кредитных программ в важнейших областях профессиональной подготовки.

Экономика знаний является постиндустриальной экономикой, в которой жизненные циклы товаров и услуг будут все больше сокращаться. Лидеры компаний, производящих продукцию и услуги с низкой долей добавленной стоимости, будут терять свои позиции до тех пор, пока не станут создавать и внедрять беспрецедентные инновации.

Современная экономика находится в третьей фазе (на третьем этапе) роста экономики знаний, в которой она превращается в особый способ производства, с соответствующими экономическими отношениями (табл. 1).

Таблица 1

Этапы становления «экономики знания»

Этап Характеристика Особенности

Этап I — 1969-1993 Первичный этап экономики знаний, который характеризуется созданием компьютерных сетей с необходимой инфраструктурой Компьютеры использовались преимущественно как автономные системы, а программное обеспечение требовало специальных выделенных машин

Этап II — 1994-2001 Ознаменован появлением первого популярного графического браузера Изменение бизнес-процессов с использованием нового средства связи, возникновение электронной коммерции и электронного бизнеса

Этап III — 2002 -по настоящее время Массовое внедрение интернета, появление точки «Р2Р» связи. Веб-интерфейс становится все более простым в использовании, а широкополосное принятие информации ускоряет её передачу

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЯ

13

Как видно из таблицы, первый этап ознаменован тем, что возникают компьютерные сети с необходимой инфраструктурой как первичный этап экономики знаний, с пока еще невидимой технологией для бизнеса, государства и общества. Компьютеры используются преимущественно для того, чтобы работать как автономные системы, которые не были подключены к другим компьютерам. Программное обеспечение требовало специальных выделенных машин. Тем не менее, распределенные вычисления уже обнаруживают другой подход, который подчеркивает сети и распространение программно-аппаратного обеспечения.

На втором этапе Интернет и Java входят в общественное сознание в 1994 г., с выпуском Mosaic, первого популярного графического браузера, которым стал Netscape. Он был свободен для всеобщего доступа, что позволило всем пользователям просматривать текст и графику. Это привело к созданию World Wide Web и обширной коллекции HTML-документов. Во время второго этапа браузер стал де-факто интерфейсом для корпоративных систем. До этого клиенты должны были иметь специальное программное обеспечение, чтобы иметь доступ к компьютерной информации. В этой фазе компании были сосредоточены на использовании нового средства связи, чтобы изменить свои бизнес-процессы. Электронная коммерция позволила многим компаниям выходить непосредственно на внешних клиентов и осуществлять "электронный бизнес". Общение в значительной степени пошло от компании к клиенту, но пока ещё очень немногие клиенты обмениваются информацией друг с другом.

На третьем этапе в центре внимания появляется точка «P2P» связи. Интернет все больше внедряется в культурах по всему миру. Уже несколько поколений людей не мыслит жизни без него. Веб-интерфейс становится все более простым в использовании, а широкополосное принятие информации ускоряет её передачу. Люди теперь имеют друзей и знакомых по всему миру. Они создают цифровые, текстовые, аудио-, графические и видеознания, в то время как посредники типа LinkedIn, MySpace, YouTube и Technorati помогают людям найти контент и людей с такими же интересами.

Экономика знаний, возникшая на рубеже ХХ и XXI вв., знаменовала появление новых фундаментальных проблем, новых критериев уровней социально-экономического прогресса и новой иерархии в глобальном позиционировании национальных экономик.

ЛИТЕРАТУРА

1. Барышева А.В. Экономика знаний - что это значит // Центр общественных экспертиз // http://www.nest-expert.ru/node/55.

2. МакаровВ.Л. Экономика знаний: уроки для России // Вестник Российской Академии наук. Т. 73. № 5. 2003. С. 450.

3. Сергеев В.М. Экономика знаний. Роль образования и науки в современном мире // Тезисы выступления на семинаре Международного института гуманитарно-политических исследований, 9 сентября 2002 года // http://www.igpi.ru/center/seminars/ party_6-09_02/party_6-09_02-sergeev.html.

4. Тимина Е.И. Трансформация факторов экономического развития и конкурентоспособность. М.: Макс Пресс, 2008. С. 16.

5. Хохлов Ю.Е., Шапошник С.Б. Экономика, основанная на знании: социально-экономические тенденции и политические цели // Информационное общество. № 1. 2002. С. 4.

6. Drucker P. The Age of Discontinuity, Heinemann. London, 1969.

TERRA ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.