Научная статья на тему 'Теоретические аспекты взаимодействия государственных и предпринимательских структур'

Теоретические аспекты взаимодействия государственных и предпринимательских структур Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
387
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СТРУКТУРЫ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / THE STATE AND ENTERPRISE STRUCTURES / INTERACTION OF THE STATE AND ENTERPRISE STRUCTURES / STATE-PRIVATE PARTNERSHIP / THE STATE SUPPORT OF BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малкин Яков Михайлович

Рассматриваются основные элементы взаимодействия государственных и предпринимательских структур; анализируются их частные и общие функции; предлагаются принципы, на основе которых должны строиться отношения власти и предпринимательства; исследуются актуальные формы их взаимодействия. Делается вывод, что, интересы государства и субъектов предпринимательства взаимно противоречивы и разнонаправленны, однако данный конфликт позволяет при соблюдении определенных принципов взаимодействия достигать положительных результатов развития экономики в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical aspects of the interaction between state and business structures

. In the article «Theoretical aspects of the state and business cooperation» the author defines basic elements of cooperation, analyses its particular and common functions, offers principles, on which relations between the state and business based on, researches actual forms of cooperation. The author comes to a conclusion that, interests of the state and subjects of business are mutually inconsistent, however the given conflict allows, at observance of certain principles of interaction, to reach positive results of development of economy as a whole.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты взаимодействия государственных и предпринимательских структур»

КОНКУРСНЫЕ РАБОТЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

Я.М Малкин.1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР

В российском общественном дискурсе вопросы взаимодействия предпринимательства и государственных структур обсуждаются довольно часто. К этой теме обращаются как представители законодательной и исполнительной власти, так и субъекты предпринимательской деятельности. Наиболее часто взаимодействие власти и предпринимательских структур упоминается в контексте проблем государственно-частного партнерства (например, [1, 8, 19]); периодически обсуждается тема лоббизма и его законодательного регулирования [12]; актуальным является взаимодействие государственных и предпринимательских структур как важный фактор привлечения инвестиций [20]. Можно утверждать, что термин «взаимодействие государственных и предпринимательских структур» используется для обозначения различных понятий в зависимости от контекста, в котором он применяется.

Определим ключевые элементы взаимодействия государственных и предпринимательских структур:

• под государственными структурами понимаются субъекты государственной власти, наделенные, во-первых, публичными функциями, что с экономической точки зрения означает выполнение обязанностей гаранта «правил взаимодействия» и производителя общественных благ; во-вторых, правом на принятие обязательных для других субъектов предпринимательской деятельности решений и легальными полномочиями по контролю за их исполнением;

• под предпринимательскими структурами подразумевается совокупность субъектов предпринимательской деятельности (от индивидуальных предпринимателей до общенациональных интегрированных бизнес-групп), ведущих предпринимательскую деятельность на рынке.

Таким образом, взаимодействие властных и предпринимательских структур - это система общественных отношений между субъектами государственной власти и субъектами предпринимательской деятельности по поводу использования в своих интересах всей совокупности экономических и неэкономических ресурсов общества в целях обеспечения стабильности экономического и социального развития страны в целом. Сущ ность взаимодействия государственных и предпринимательских структур обнаруживается при изучении осуществляемых ими функций.

К важным социально-экономическим функциям государства относятся [18]:

• защита прав собственности;

• обеспечение свободы предпринимательства, стимулирование деловой активности и борьба с монополистическими тенденциями;

• регулирование денежного обращения, обеспечение устойчивости национальной валюты;

• регулирование взаимоотношений между трудом и капиталом, между предпринимателями и наемными работниками;

• регулирование внешнеэкономической деятельности;

• обеспечение экономической безопасности страны.

Субъекты предпринимательства выполняют важные экономические функции, выступая в качестве производителей товаров и услуг, налогоплательщиков, агентов рыночных взаимоотношений, а также социальные функции (создание рабочих мест, социальная поддержка работников, развитие «человеческого капитала»). Основная функция предпринимательства, сложного социально-экономического феномена, ориентированного на завоевание конкурентных преимуществ, - создание оптимальных условий хозяйствования. Это главная черта предпринимательства как типа хозяйственного поведения. Результатом реализации конкурентных преимуществ является прибыль.

1 Яков Михайлович Малкин, аспирант кафедры «Финансы, анализ и учет» ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет», e-mail: yacom@mail.ru

Цели предпринимателя связаны с обеспечением долгосрочной устойчивости хозяйственной деятельности и максимизацией возможностей удовлетворить свои социально-экономические потребности [10, с. 5-6].

Эффективность взаимодействия властных структур и субъектов предпринимательства зависит от их готовности объединить усилия для достижения экономического роста, степени мотивированности на оптимизацию взаимоотношений и от принципов взаимодействия. Различные авторы по-разному систематизируют эти принципы [9, 13, 17]. На наш взгляд, целесообразно выделить две основные группы:

1. Принципы, характеризующие поведение государственных органов власти в отношении субъектов предпринимательства:

• информационная открытость и полнота предоставляемой информации;

• рациональная децентрализация управления;

• системность, своевременность, адресность, непротиворечивость, целенаправленность, эволюционность принятия решений;

• гарантии защищенности, безопасности;

• достаточность финансовой базы;

• гибкость и оперативность в решении проблем, готовность к компромиссам;

• стимулирование развития.

2. Принципы, отражающие поведение субъектов предпринимательской деятельности:

• законопослушность;

• единство;

• экономия ресурсов;

• социальная ответственность;

• направленность на развитие.

Отметим, что обоюдное соблюдение указанных принципов является необходимым условием достижения стратегических целей развития экономики, к которым относятся:

• создание и развитие конкурентных рынков, последовательная демонополизация экономики;

• отказ от повышения совокупной налоговой нагрузки в экономике и снижение издержек, связанных с уплатой налогов;

• поддержка образования новых компаний и видов предпринимательской деятельности, основанных на инновациях, и стимулирование развития малого бизнеса.

Впрочем, заявленные тезисы стратегического развития экономики [3, 5] на практике часто остаются нереализованными: основополагающие принципы взаимодействия власти и бизнеса не соблюдаются, а в большинстве случаев ими просто пренебрегают, причем чаще это делают представители государственных структур.

Важным теоретическим аспектом, которому, на наш взгляд, следует уделить внимание, является разнообразие форм взаимодействия властных и предпринимательских структур. Авторы по-разному систематизируют формы этого взаимодействия, закладывая в основу классификации отраслевую принадлежность [14], масштабы коммерческих организаций, направленность взаимодействия [11] и др. На наш взгляд, наиболее актуальными формами взаимодействия государства и предпринимательства в настоящее время являются государственно-частное партнерство (относительно крупного бизнеса) и государственная поддержка субъектов предпринимательства (относительно среднего и малого бизнеса).

К основным формам ГЧП можно отнести государственные контракты, государственно-частные компании, соглашения о разделе продукции (СРП), концессионные соглашения и арендные отношения. Наиболее современными и перспективными инструментами ГЧП в России являются инвестиционный фонд, банк развития [7], государственные корпорации [5], особые экономические зоны [2, 4, 16], венчурное предпринимательство [6] и концессии [15].

Государственная финансовая поддержка среднего и малого предпринимательства реализуется различными институтами и характеризуется разнообразием механизмов. Основные полномочия по поддержке предпринимательства находятся на региональном уровне, а федеральные органы власти финансируют региональные мероприятия по поддержке бизнеса.

В последние годы основные объемы финансов на развитие малого предпринимательства распределяются Министерством экономического развития Российской Федерации (распределяет

субсидии федерального бюджета по софинансированию региональных программ поддержки и развития субъектов малого предпринимательства) и ОАО «Российский банк развития» (реализует программы по финансовой поддержке субъектов малого предпринимательства через региональные банки-партнеры и организации по поддержке субъектов малого предпринимательства). Кроме того, отраслевые мероприятия по развитию малого предпринимательства реализуются и другими органами власти, среди которых интересен опыт Министерства здравоохранения и социального развития, курирующего программу содействия развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.

Анализ теоретических аспектов взаимодействия властных и предпринимательских структур приводит к следующим выводам:

• интересы государства и субъектов предпринимательства взаимно противоречивы;

• взаимодействие власти и бизнеса основывается на определенных принципах, несоблюдение которых приводит к снижению экономической активности субъектов пред принимательства и доминированию государственных структур в экономических отношениях;

• при современных формах взаимодействия властных и предпринимательских структур государство как институт выступает, во-первых, в качестве регулятора воспроизводственных процессов, а во-вторых - в качестве предпринимателя;

• поскольку государство регулирует экономические интересы хозяйствующих субъектов, последние должны выстраивать с государством определенные отношения, базой которых выступает конфликт основных интересов обеих сторон.

Список литературы

1. Асаул, А. Н. Взаимодействие государства и бизнеса в решении социальных проблем / А. Н. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2010. - №2(24). - С. 4-7.

2. Асаул, А. Н. Особые экономические зоны в России / А. Н. Асаул // Экономическое возрождение России.

- 2007. - № 1(11). - С. 3-7.

3. Асаул, А. Н. Сценарии социально-экономического развития России/ А. Н. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2007. - № 4(14). - С. 3-7.

4. Гордеев, Д. А. Формирование локальных инновационных систем в предпринимательстве/ Д. А. Гордеев // Экономическое возрождение России. - 2008. - № 3(17). - С. 47-55.

5. Гринберг, Р. С. О концепции и программе социально-экономического развития России до 2015 г./ Р. С. Гринберг // Экономическое возрождение России. - 2007. - № 4(14). - С. 8-12.

6. Долгополов, М. В. Венчурное предпринимательство как основа инновационного развития коммерческих организаций/ М. В. Долгополов // Экономическое возрождение России. - 2011. - 1(27). - С. 83-89.

7. Дубенецкий, Я. Н. Банк развития - задачи и проблемы/ Я. Н. Дубенецкий // Экономическое возрождение России. - 2008. - № 2(16). - С. 24-31.

8. Ерофеев, П. Ю. Проблемы, предпосылки, условия партнерства государства и частного сектора в экономике / П. Ю. Ерофеев // Экономическое возрождение России. - 2010. - № 1(23). - С. 28-36.

9. Жеребцова, Л. А. Организация взаимодействия властных и предпринимательских структур: автореф. дис... канд. экон. наук/ Л. А. Жеребцова. - Ростов н/Д, 2007.

10. Закономерности и тенденции развития современного предпринимательства / А. Н. Асаул [и др.] - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2008. - 280 с.

11. Неучева, М. Ю. Особые экономические зоны как фактор стимулирования занятости населения/ М. Ю. Неучева // Экономическое возрождение России. - 2010. - № 2(24). - С. 13-19.

12. Петренко, И. В. О перспективах и роли регулирования лоббистской деятельности в России/ И. В. Петренко // Экономическое возрождение России. - 2006. - № 4(10). - С. 46-51.

13. Полторыхина, С. В. Взаимодействие институтов государственной власти и бизнеса в современных условиях: автореф. дис... канд. экон. наук/ С. В. Полторыхина. - Казань, 2006.

14. Санжин, Б. Б. Формирование и развитие туристического кластера в республике Бурятия на основе государственно-частного партнерства/ Б. Б. Санжин // Экономическое возрождение России. - 2010. - 4(26). -С. 133-142.

15. Смирнов, Е. Б. Концессионные формы партнерства между государством и частным бизнесом / Е. Б. Смирнов, Ю. В. Яковлев // Социально-экономические проблемы регионального развития: сб. науч. тр. - Вып. 3.

- СПб.: СПбГИЭУ, 2006.

16. Соян, М. К Концепция развития «особого» региона путем формирования целевой экономической зоны/ М. К. Соян // Экономическое возрождение России. - 2011. - № 2(28). - С. 132-138.

17. Шабанов, Р. Р. Совершенствование процесса взаимодействия государственных органов власти и бизнеса: автореф. дис... канд. экон. наук/ Р. Р. Шабанов. - Волгоград, 2008.

18. Шамхалов, Ф. И. Государство и экономика/ Ф. И. Шамхалов. - М.: Экономика, 2005.

19. Ястребов, А. Я. Проблемы развития партнерства государства и бизнеса в Российской Федерации в посткризисный период/ А. Я. Ястребов // Экономическое возрождение России. - 2010. - № 2(24). - С. 8-12.

20. Ястребов, О. А. Задачи, решаемые государством на начальной стадии проекта государственно-частного партнерства/ О. А. Ястребов // Экономическое возрождение России. - 2011. - № 1(27). - С. 113-120.

The list of the literature

1. Asaul, A. N. The interaction of state and business in solving social problems/ A. N. Asaul / / Economic revival of Russia. - 2010. - № 2 (24). - P. 4-7.

2. Asaul, A. N Special economic zones in Russia / A. N. Asaul / / Economic revival of Russia. -2007. - № 1 (11). - P. 3-7.

3. Asaul, A. N. Scenarios of socio-economic development of Russia/ A. N. Asaul // Economic revival of Russia. -2007. - № 4 (14). - P. 3-7.

4. Gordeev, D. A. The formation of local systems of innovation in pre-entrepreneurship/ D. A. Gordeev // Economic revival of Russia. - 2008. - № 3 (17). - P. 47-55.

5. Greenberg, R. A. On the concept and program of social and economic development of Russia up to 2015/ R. A. Greenberg / / Economic revival of Russia. - 2007. - № 4 (14). - P. 8-12.

6. Dolgopolov, M. V. Venture businesses as the basis of innovation development of commercial organizations Raman/ M. V. Dolgopolov / / Economic revival of Russia. - 2011. - № 1 (27). - P. 83-89.

7. Dubenetsky, Ya. N. Development Bank - tasks and problems/ Ya. N. Dubenetsky // Economic revival of Russia. - 2008. - № 2 (16). - P. 24-31.

8. Erofeev, P. Yu. Problems premise terms of partnership the state and the private sector in the economy/ P.Yu. Erofeev // Economic revival of Russia. - 2010. - № 1 (23). -P. 28-36.

9. Zherebtsov, L. A. Organization of interaction of power and entrepreneurial structures: Abstract. Dis.... kand. econ. nauk/ L. A. Zherebtsov. - 2007.

10. Patterns and trends in the development of modern entrepreneurship / A. N. Asaul [and others]. - SPb.: ANO «IPEV», 2008. - 280 p.

11. Neucheva, M. Yu. Special Economic Zones as a factor stimulate of employment/ M. Yu. Neucheva // Economic revival of Russia. - 2010. - № 2 (24). - P. 13-19.

12. Petrenko, I. V. On the prospects and the role of regulating lobbying in Russia/ I. V. Petrenko // Economic revival of Russia. - 2006. - № 4 (10). - P. 46-51.

13. Poltoryhina, S.V. The interaction of institutions of state power, STI and business in modern conditions, Author. Dis.../ S.V. Poltoryhina. - 2006.

14. Sanzhin, B. B. Formation and development of the tourism cluster in the republic of Buryatia on the basis of public-private partnerships/ B. B. Sanzhin // Economic revival of Russia. - 2010. - № 4 (26). - P. 133-142.

15. Smirnov, E. B. Concession forms of partnership between the Statetion and private business / E. B. Smirnov, V. Yakovlev / / Socio-economic problems of regional development: Sat. scientific. tr. - Vol. 3. - SPb.: SPbGIEU, 2006.

16. Soyan, M. K. Concept of «special» in the region through the formation of the target economic zones / M. K. Soyan // Economic revival of Russia. - 2011. - № 2 (28). - P. 132-138.

17. Shabanov, R. R. Improving the interaction between state authorities and governmental business, Abstract. Dis.../ R. R. Shabanov. - 2008

18. Shamkhalov, F. I. The state and the economy/ F. I. Shamkhalov. - М.: Economica, 2005.

19. Jastrebov, A.Ya. Problems of development partnership between the state and business in the Russian Federation in the post/ A.Ya. Jastrebov // Economic revival of Russia. -2010. - № 2 (24). - P. 8-12.

20. Yastrebov, O. A. Problems solved by the state at the initial stage of the project a public-private partnerships/ O. A. Yastrebov // Economic revival of Russia. - 2011. - № 1 (27). - P. 113-120.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.