Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
72
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ахмолданова Аяжан Молдакезовна

Лучшее понимание факторов, которые могут оказывать влияние на качество медицинских услуг, может определить лучшие стратегии обеспечения качества медицинских услуг. При этом индивидуальные, организационные и средовые факторы могут повышать или снижать качество медицинских услуг. В работе представлен обзор литературы по вопросу управления качеством медицинских услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ахмолданова Аяжан Молдакезовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ»



I

SCIENCE TIME

I

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

Ахмолданова Аяжан Молдакезовна, Казахский Национальный университет имени аль-Фараби (Al-Farabi business school), г. Алматы, Казахстан

E-mail: akhmoldanova@bk.ru

Аннотация. Лучшее понимание факторов, которые могут оказывать влияние на качество медицинских услуг, может определить лучшие стратегии обеспечения качества медицинских услуг. При этом, индивидуальные, организационные и средовые факторы могут повышать или снижать качество медицинских услуг. В работе представлен обзор литературы по вопросу 9 управления качеством медицинских услуг.

Ключевые слова: менеджмент, управление качеством, медицинские услуги.

Качество медицинской помощи стало вопросом национальной и международной политики. Десятилетия исследований показывают, что качество медицинской помощи нуждается в улучшении во всем мире, и поэтому сформировалось мнение, что публичное раскрытие информации о качестве медицинской помощи должно быть одним из компонентов клинического управления [1]. Более тридцати лет назад Донабедиан предложил измерять качество медицинской помощи, наблюдая за ее структурой, процессами и результатами [2]. Институт медицины (ЮМ) в США определил качество медицинской помощи как «степень, в которой медицинские услуги для отдельных лиц и групп населения повышают вероятность желаемых результатов в отношении здоровья и согласуются с текущими профессиональными знаниями». Таким образом, определение и структура ЮМ включают два из трех элементов Донабедиана в широком подходе к измерению качества медицинской помощи: первое - определение влияния медицинской помощи на желаемые результаты, включая относительное улучшение здоровья, а также на потребительские оценки или опыт медицинского обслуживания, и вотрое -оценка степени, в которой здравоохранение придерживается процессов, которые доказаны научными данными, профессиональным консенсусом в отношении влияния на здоровье или, которые совпадают с предпочтениями пациента [3]. ЮМ также предложила, чтобы здравоохранение имело ряд целей: было эффективным, безопасным, ориентированным на пациента, своевременным и справедливым. Показатели качества процесса оказания медицинской помощи

1 SCIENCE TIME 1

оценивают степень, в которой поставщики выполняют процессы медицинской помощи, продемонстрированные для достижения желаемых целей, и степень, в которой они избегают процессов, которые препятствуют достижению желаемых целей. В настоящее время большинство показателей качества сосредоточено на поставщиках медицинских услуг и на результатах лечения пациентов. Однако, учитывая дороговизну и сложность разработки клинических руководств, показателей процесса и их обновления, а также неразвитость систем клинической информации, которые регулярно отслеживали бы клинический процесс, отдельные организации-поставщики столкнулись с трудностями при включении измерения процесса в свою деятельность. В США, где медицинское страхование, предоставляемое работодателем, является нормой, консорциумы работодателей также используют меры качества для оценки и выбора поставщиков, и они также начинают включать некоторые научно обоснованные меры структуры и процесса [4]. Показатели качества медицинской помощи, включая показатели процесса, разрабатываются для различных аудиторий, которые могут использовать их для повышения эффективности медицинских услуг. Для всех этих целей необходимо, чтобы они были осмысленными, научно обоснованными, обобщаемыми и интерпретируемыми [5]. Для достижения этого меры качества должны быть разработаны и реализованы с научной точностью.

В научном сообществе ведутся дискуссии о том, должны ли меры качества оценивать процессы или результаты лечения. Прежде чем приступить к разработке индикаторов процесса, разработчикам, может быть полезно, понять их сильные и слабые стороны. В категориях процесса и результата есть положительные и отрицательные показатели, но некоторые конкретные преимущества и недостатки применимы ко всем показателям процесса в целом по сравнению с результатами [6].

С положительной стороны, показатели процесса можно использовать для обеспечения обратной связи для инициатив по улучшению качества. Поскольку на исходы для пациентов могут влиять многие факторы, показатели процесса могут помочь клиницистам точно определить, какие именно процессы, которым они следовали или не следовали, могли повлиять на исходы для пациентов. Показатели процесса предоставляют информацию, которая может быть использована, т. е. что работает хорошо, а что нуждается в улучшении. Когда показатели процесса разработаны достаточно, так что они точно отражают помощь, которую оказывают клиницисты, клиницисты чувствуют ответственность за них. Напротив, многие другие факторы влияют на результаты лечения, которые не зависят от поставщика медицинских услуг. Когда клиницист обнаруживает, что у его пациента исходы хуже, чем у пациентов другого клинициста, неясно, что он должен с этим делать [7]. Когда сбор данных о процессе оказания помощи производится ненавязчиво, просто посредством электронной карты пациента, когда поставщик выполняет этот процесс, эти меры становятся еще более осуществимыми и привлекательными, поскольку они устраняют обременительный сбор дополнительных данных. Большинство показателей процесса требуют меньшей поправки на риск заболевания пациента, чем большинство показателей результатов. Использование показателя процесса

1 SCIENCE TIME 1

требует определения популяции, которая подходит для проведения процесса, например, какие пациенты с астмой должны получать противовоспалительные препараты или какие пациенты должны получать бета-блокаторы или аспирин после инфаркта миокарда [8]. После определения подходящей популяции дальнейшая корректировка риска, как правило, не требуется, хотя она может быть полезной. Напротив, сравнение показателей смертности или других исходов для конкретных клинических состояний требует поправки на риск. Корректировка риска требует определения и измерения многих характеристик пациента, включая физиологические, анатомические данные и данные о состоянии здоровья, которые в настоящее время не являются частью рутинных административных баз данных, могут не входить в медицинские записи и сбор которых может быть дорогостоящим. Кроме того, существующие модели корректировки риска часто плохо работают при применении к новым наборам данных, что ограничивает применение общей модели корректировки риска для всех поставщиков [9]. Разработка новых моделей корректировки риска является аналитически сложной задачей, требующей экспертных ресурсов статистического анализа и большой выборки пациентов, доступных для процесса разработки. Использование показателей процесса, применяемых к точно определенной группе населения, позволяет избежать некоторых затрат времени и средств, которые влечет за собой корректировка риска.

Показатели качества, как правило, используются поставщиками услуг или организациями по управлению медицинским обслуживанием для оценки и повышения эффективности посредством инициатив по улучшению качества, покупателями и пациентами для обоснования принятия решений в области здравоохранения или аккредитующими и регулирующими органами для мониторинга организаций [10].

Качество медицинской помощи можно определить как комплексное объединение определенных параметров, которые соответствуют ожиданиям пациента в медицинской помощи, с оценкой уровня использования науки, технологий и стандартов. Характеристики качества медицинской помощи можно определить как ряд определенных компонентов, таких как: профессиональная компетенция, доступность, межличностные взаимоотношения, эффективность, непрерывность, безопасность, удобство и соответствие ожиданиям пациента [11].

В большинстве стран исследования данной области поддерживаются государственным финансированием. Кроме исследований о повышении качества медицинской помощи также востребованы системы управления качеством медицинской помощи для повышения уровня услуг и снижения затрат [12].

Ориентированность на здоровье человека позволяет провести оптимизацию за счет снижения себестоимости по ряду признаков: понижение качества оказываемой медицинской помощи; использование новых технологических инноваций; использование систем менеджмента качества МП, что, благодаря комплексному подходу позволит провести необходимую экономическую оптимизацию предприятия без ухудшения качества предоставляемых услуг. Тем не менее, на данном этапе необходимо учитывать

1 SCIENCE TIME 1

ряд моментов, во-первых, участников процесса - пациенты, врачи и инвесторы, во - вторых, критерии оценки качества у каждого участника процесса свои собственные. Таким образом, необходимо разработать и внедрить систему, которая позволит удовлетворить все заинтересованные стороны [13]. Эффект от оказания медицинской помощи должен иметь прогноз и минимальные затраты при этом медицинская помощь должна оказываться в рамках законодательства и оправдать ожидания пациентов и инвесторов. Системы контроля качества требуют компромиссов и поэтому могут быть достаточно эффективны, и посредством регулярного наблюдения за статистикой качества и стоимости оказания медицинских услуг, возможно, создать оптимальную систему менеджмента, в которой будут гармонично сочетаться высокое качество предоставляемых услуг и минимальная их стоимость.

Получение качественной медицинской помощи для населения напрямую зависит от управления качеством медицинской помощи, которая включает в себя организацию и контроль над деятельностью системы здравоохранения. Современную систему управления качеством медицинской помощи можно представить в виде совокупности управленческих структур и алгоритмов действий, которые позволяют обеспечить пациентов качественной медицинской помощью [14].

Главная цель менеджмента качества предприятий в медицинской сфере является сохранение, поддержание и улучшение здоровья как прикрепленного к организации населения, так и пациентов, обращающихся за медицинской помощью на коммерческой основе посредством снижения случаев заболеваемости, инвалидизации и смертности. Достижение данной цели позволит менеджмент через повышение качества оказываемой медицинской помощи и рационального использования всех имеющихся ресурсов. В литературе менеджмент медицинской организации принято разделять на генеральный (управление медицинским предприятием в целом) и функциональный (управление всеми сферами деятельности медицинской организации, включая профилактическую, диагностическую, лечебную, реабилитационную, инновационную, финансовую, маркетинговую, административно-хозяйственную и другие виды деятельности) [15].

Литература:

1. Mant J. Process versus outcome indicators in the assessment of quality of health care. [Electronic resource] // Int J Qual Health Care. - 2001 Dec. - №13(6). -Р.475-80. - doi: 10.1093/intqhc/13.6.475.

2. Pronovost PJ, Miller MR, Dorman T, Berenholtz SM, Rubin H. Developing and implementing measures of quality of care in the intensive care unit. [Electronic resource] // Curr Opin Crit Care. - 2001 Aug. - №7(4). - Р.297-303. - doi: 10.1097/00075198-200108000-00014.

3. Rubin HR, Pronovost P, Diette GB. The advantages and disadvantages of process-based measures of health care quality. [Electronic resource] // Int J Qual Health Care. - 2001 Dec. - №13(6). - Р.469-74. - doi: 10.1093/intqhc/13.6.469.

1 SCIENCE TIME 1

4. Pronovost PJ, Berenholtz SM, Ngo K, McDowell M, Holzmueller C, Haraden C, Resar R, Rainey T, Nolan T, Dorman T. Developing and pilot testing quality indicators in the intensive care unit. [Electronic resource] // J Crit Care. - 2003 Sep. -№18(3). - Р.145-55. - doi: 10.1016/jjcrc.2003.08.003.

5. Soltani SA, Ingolfsson A, Zygun DA, Stelfox HT, Hartling L, Featherstone R, Opgenorth D, Bagshaw SM. Quality and performance measures of strain on intensive care capacity: a protocol for a systematic review. [Electronic resource] // Syst Rev. -2015 Nov 12. - №4. - Р.158. - doi: 10.1186/s13643-015-0145-9.

6. Barbazza E, Klazinga NS, Kringos DS. Exploring the actionability of healthcare performance indicators for quality of care: a qualitative analysis of the literature, expert opinion and user experience. [Electronic resource] // BMJ Qual Saf. -2021 Dec. - №30(12). - Р.1010-1020. - doi: 10.1136/bmjqs-2020-011247. Epub 2021 May 7.

7. Rubin HR, Pronovost P, Diette GB. From a process of care to a measure: the development and testing of a quality indicator. [Electronic resource] // Int J Qual Health Care. - 2001 Dec. - №13(6). - Р.489-96. - doi: 10.1093/intqhc/13.6.489.

8. Seow H, Snyder CF, Mularski RA, Shugarman LR, Kutner JS, Lorenz KA, Wu AW, Dy SM. A framework for assessing quality indicators for cancer care at the end of life. [Electronic resource] // J Pain Symptom Manage. - 2009 Dec. - №38(6). -Р.903-12. - doi: 10.1016/j.jpainsymman.2009.04.024.

9. Zhu S, Wu T, Leese J, Li LC, He C, Yang L. What is the value and impact of the adaptation process on quality indicators for local use? A scoping review. [Electronic resource] // PLoS One. - 2022 Dec 8. - №17(12). - e0278379. - doi: 10.1371/journal.pone.0278379.

10. Muzigaba M, Chitashvili T, Choudhury A, Were WM, Diaz T, Strong KL, Jackson D, Requejo J, Detjen A, Sacks E. Global core indicators for measuring WHO's paediatric quality-of-care standards in health facilities: development and expert consensus. [Electronic resource] // BMC Health Serv Res. - 2022 Jul 8. - №22(1). -Р.887. - doi: 10.1186/s12913-022-08234-5.

11. Angel-Garcia D, Martinez-Nicolas I, Salmeri B, Monot A. Quality of Care Indicators for Hospital Physical Therapy Units: A Systematic Review. [Electronic resource] // Phys Ther. - 2022 Feb 1. - №102(2). - pzab261. - doi: 10.1093/ptj/ pzab261.

12. Матыцин Н.О., Баранов А.И. Использование современных подходов к менеджменту качества для создания системы управления качеством медицинской помощи // Вестник Росздравнадзора. - 2015. - №3. - С. 44-48.

13. Система управления качеством медицинской помощи очень важна [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.iksystems.ru/info/articles/ menedzhment-kachestva/sistema-upravleniya-kachestvom-meditsinskoy-pomoshchi-ochen-vazhna/ (дата обращения: 19.02.2023)

14. Матыцин Н.О., Шпилянский Э.М., Баранов А.И. Компоненты системы управления качеством медицинской помощи [Электронный ресурс] // Вестник Росздравнадзора. - 2015. - № 6. - С. 10-17.

15. Трифонова Н.Ю., Плавунов Н.Ф., Бойко Ю.П., Галь И.Г. Принципы управления качеством медицинской помощи. [Электронный ресурс] // Здравоохранение Российской Федерации. 2015. - № 59 (2). - С. 4-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.