Научная статья на тему 'Теоретические аспекты статистического изучения муниципального образования как субъекта устойчивого социального развития'

Теоретические аспекты статистического изучения муниципального образования как субъекта устойчивого социального развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
230
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / MUNICIPAL UNION / STATISTICAL STUDYING / SOCIAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ларина Т. П.

Статья посвящена уточнению теоретических подходов к статистическому изучению муниципального образования как субъекта устойчивого социального развития. Дано определение понятия устойчивого социального развития муниципального образования, обоснована теоретическая трактовка муниципального образования как социума и как воспроизводственной системы, представлена система показателей и методика статистического исследования устойчивого социального развития муниципального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICALASPECTS OF STATISTICAL STUDY OF AMUNICIPAL UNION AS ASUBJECT OF STEADY SOCIAL DEVELOPMENT

The article is dedicated to specification of theoretical approaches to statistical study of a municipal union as a subject of steady social development. The author gives her definition of steady social development of a municipal union. She also gives proof of the necessity of theoretical treatment of a municipal union as a society and reproduction system, and presents the system of indicators and methods of statistical research of a steady social development of municipal unions.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты статистического изучения муниципального образования как субъекта устойчивого социального развития»

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, СТАТИСТИКА

УДК 311.314

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СУБЪЕКТА УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Муниципальное образование как социально-экономическая система рассматривается отечественными и зарубежными экономистами с точки зрения разных концептуальных подходов (общеэкономического, субъект-субъектного, системного и др.) [1; 3]. В этой связи необходимо уточнить теоретическую трактовку социального развития муниципального образования с позиций статистического исследования в условиях устойчивого экономического роста на качественно новой основе.

Под устойчивым социальным развитием муниципального образования мы понимаем создание условий для развития человеческого потенциала на данной территории, обеспеченное путем сбалансированного использования природно-климатических, материальных, финансовых, трудовых ресурсов с учетом применения прогрессивных методов управления в местном самоуправлении (рис. 1).

Развитие человеческого потенциала, заявленное в качестве основной цели социального развития муниципального образования, - с нашей точки зрения, это процесс расширения возможностей для всестороннего развития человека, проживающего на территории муниципального образования, включающий в себя возможность доступа к качественным услугам образования, здравоохранения, рекреации, экологически чистой природной среде. Достижению этой цели должно способствовать сбалансированное и рациональное привлечение ресурсов (природно-климатических, финансовых, трудовых и тд.), обеспечить которое должны органы местного самоуправления, в том числе применяя методы управления, направленные на развитие межтерриториального сотрудничества, стимулирования инновационной и инвестиционной активности участников социально-экономических отношений, усиления роли основных групп населения, развития разных видов экономической деятельности на территории муниципалитета.

Вопрос о возможности признать муниципальное образование субъектом социального развития является до сих пор дискуссионным [2, с. 46]. Обобщая содержание научных публикаций по данной теме, можно выделить три основных подхода: полное отрицание возможности самостоятельного социального развития муниципальных образований, признание ограниченных возможностей муниципальных образований в вопросах формирования стратегий социального развития, признание активной роли органов местного самоуправления в формировании стратегий социального раз-

Т.Н. Ларина,

кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой статистики и экономического анализа, Оренбургский государственный ый университет

Рис. 1. Взаимосвязь компонентов устойчивого социального развития муниципального образования

вития. По нашему мнению, достижение цели всестороннего развития каждого жителя муниципалитета невозможно экономически «слабой» территорией. Следовательно, муниципальное образование должно быть экономически независимым в вопросах обеспечения населения продовольствием, работой (занятием, приносящим доход), жизненно важными услугами и ресурсами. Для подтверждения признания муниципального образования субъектом социального развития в рамках региональной экономики нами определена система политических, правовых, экономических предпосылок, а также уточнена теоретическая концепция муниципального образования, основанная на объединении концепций, трактующих админи-стративно-территориальную систему как социум и как воспроизводственную систему Надо отметить, что концептуальные подходы к пониманию региона (регион как квазигосударство, рыночный ареал, социум и др.) достаточно подробно раскрыты в литературе [4]. Однако пока не сформулированы аналогичные концептуальные подходы к муниципальному образованию как субъекту социального развития.

Политические и правовые вопросы регулирования деятельности органов местного самоуправления отражены в российском законодательстве. Так, с принятием Федерального закона №131-Ф3 от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вступившего в силу с 1 января 2006 г., значительно изменились предметы ведения всех типов муниципальных образований, статусы муниципалитетов. До начала 2006 г. в Оренбургской области насчитывалось 48 муниципальных образований. С 1 января 2006 г получили статус муниципалитетов 613 территориальных образований. В этой связи муниципальное образование может рассматриваться в качестве носителя особых экономических интере-

сов и социальных ценностей. Федеральный закон №131-Ф3 закрепляет за органами местного самоуправления решение «вопросов местного значения». Такими «вопросами» в первую очередь являются социальные, так как органы местного самоуправления не могут напрямую влиять на деятельность коммерческих организаций, осуществляющих деятельность на их территории. Кроме того, именно по динамике социальных показателей население может оценивать результаты работы местных властей. Данное обстоятельство выдвигает на первый план мониторинг и анализ социальных процессов и развитие системы расселения на муниципальном уровне и позволяет определить подход к муниципальному образованию как социуму (общности людей, живущих на определенной территории).

Вместе с тем муниципальное образование включено в процессы воспроизводства населения, общественных благ в региональной экономике. Следовательно, воспроизводственный подход дополняет подход к муниципальному образованию как к социуму, поскольку акцентирует внимание на необходимости включения в процесс расширенного воспроизводства территориальных факторов в условиях интеграции и глобализации экономических процессов. Воспроизводственный подход позволяет учитывать взаимосвязь между размещением производства и расселения населения, вовлечением в процесс расширенного воспроизводства местных сырьевых, материальных, финансовых, земельных ресурсов и человеческого капитала. Однако воспроизводственные процессы в экономике рассматриваются нами как средство для достижения главной цели муниципального образования - развития человеческого потенциала на данной территории.

Представление о муниципальном образовании, основанное на синтезе названных концепций (муници-

Рис. 2. Факторы, обусловливающие устойчивое социальное развитие муниципальных образований

пальное образование как социум и воспроизводственная система), позволяет уточнить факторы, обусловливающие устойчивое социальное развитие муниципального образования. Однако формирование устойчивого социального развития происходит в условиях дестабилизирующих факторов среды -как внутренней, так и внешней. Поэтому необходимо учитывать всю систему факторов, действующих как позитивно, так и негативно (рис. 2).

С позиции муниципального образования влияние факторов внешней среды формируется через воздействие региональных и федеральных органов власти и управления. Влияние внутренних факторов обусловлено действиями органов местного самоуправления и реакцией на них жителей муниципального образования.

Практика показывает, что воздействие внешних факторов непременно отражается на социальном развитии муниципального образования. Муниципалитеты могут смягчить влияние негативных или усилить позитивное влияние внешних факторов на социальное развитие муниципального образования.

Таким образом, устойчивое социальное развитие муниципального образования основано в первую очередь на эффективном использовании собственных ресурсов путем мобилизации внутренних потенциалов, саморазвитии, государственно-частном партнерстве.

Изучение названных аспектов проблемы должно осуществляться в комплексе, с применением системы показателей, интегральных оценок, многомерных методов, что в полной мере позволяет осуществить статистическая наука. Разработка системы статистических показателей, характеризующей устойчивое социальное развитие муниципальных образований, нами осуществлена в рамках системного подхода.

С позиций теоретических концепций представления муниципального образования как социума и как воспроизводственной системы сформированы подсистемы, содержащие частные результативные и факторные показатели, позволяющие осуществить интегральные

Рис. 3. Методика комплексного статистического исследования устойчивого социального развития муниципальных образований

оценки социального развития муниципальных образований. В качестве частных результативных нами рассматривались показатели развития человеческого потенциала муниципальных образований, в качестве факторных - показатели развития социальной инфраструктуры и производства в муниципальных образованиях.

Важной проблемой при формировании системы показателей является теоретическое обоснование выбора того или иного показателя. Выбор показателей обусловлен следующими предпосылками:

- применение общепринятой в мировой и отечественной практике методики изучения человеческого потенциала, основанной на таких факторах, как долголетие, образованность, доход;

- объективно необходимым условием улучшения системы расселения на территории региона является развитие социальной инфраструктуры;

- развитие производства - залог социального развития территорий;

- наличие официальных статистических данных в разрезе муниципальных районов региона.

В блок показателей развития человеческого потенциала мы включили плотность населения (чел./ тыс. км2), коэффициент младенческой смертности (промилле), доля населения в трудоспособном возрасте в общей численности населения (%), средняя номинальная начисленная зарплата работников (руб.).

Блок показателей развития социальной инфраструктуры наиболее обширен. В него включены показатели, характеризующие жилищные условия населения, экологическую обстановку на территории муниципального образования, наличие автодорог, качество медицинского обслуживания и др. В блок показателей развития производства включены показатели финансовых результатов по основным видам экономической деятельности.

Комплексный статистический анализ устойчивого социального развития муниципальных образований осуществляется поэтапно, при этом подразумевается,

что каждому этапу присущ свой набор методов и моделей. На рис. 3 представлена предлагаемая автором принципиальная схема комплексного статистического исследования устойчивого социального развития территорий на муниципальном уровне. На каждом этапе исследования данная методика может быть дополнена частными элементами, отвечающим тем или иным задачам соответствующего этапа статистического анализа.

1. Воронин А.Г. Основы управления муниципальным хозяйством. М., 1997.

2. Кузнецова В.Е. Статистическое исследование эффективности управления муниципальным образованием // Вопросы статистики. 2006. № 6.

3. Региональная статистика: учебник / под ред. Е.В. Заро-вой, Г.М. Чудилина. М., 2006.

4. Томпсон А.А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: учебник для вузов / под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. М., 1998.

УДК 657.1

УЧЕТ ПРОИЗВОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ И ОПЕРАЦИЙ ХЕДЖИРОВАНИЯ

Согласно принятому в 1997 г. решению КМСФО в декабре 1998 г была опубликована первая версия МСФО (IAS 39) «Финансовые инструменты: признание и оценка», где рассматривались вопросы признания и оценки финансовых инструментов, включая порядок учета операций по хеджированию финансовых инструментов. Развивающийся рынок производных инструментов потребовал разработки соответствующих правил, обеспечивающих системное отражение использования организациями таких инструментов и формирования методического обеспечения учета производных инструментов и процедур их хеджирования.

Процессы хеджирования представляют широкий спектр финансовых вопросов, которые выходят за рамки предмета исследования нашей статьи. Мы попробуем обозначить, к каким операциям хеджирования может применяться учет хеджирования; каким образом должно быть представлено соответствующее документальное подтверждение хеджирования; какие методы учета хеджирования соответствуют новой учетной модели производных инструментов.

В основном учет процедур хеджирования рассматривается как «устраняющий» недостатки требований учета, которые иначе применялись бы к каждому из участвующих в операции инструментов отдельно. Это положение было бы верным, если бы мы в учете ориентировались только на сам финансовый инструмент Однако, хотя финансовый инструмент и является объектом бухгалтерского учета, это все-таки инструмент документального отражения экономических соглашений по поводу совершения сделки. А это означает, что в учете процедур хеджирования должно быть отражено перераспределение прав собственности (распределение риска) между агентами рынка.

В целом хеджирование процессов рисками включает следующие хеджируемые позиции: справедливая стоимость активов и пассивов, чистые активы, чистые пассивы, инвестиции, любые активы и обязательства, подверженные риску, стоимость рисковых активов, стоимость агрегатов резервной системы, уровень резервной защиты.

Как правило, метод учета процедур хеджирования предполагает признание доходов и расходов по инструменту хеджирования в том же периоде и в той же статье финансовой отчетности, что и доходов и расходов по

О.В. Плотникова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и финансов, Ба-лаковский институт экономики и бизнеса (филиал СГСЭУ)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.