Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ ТУРИСТСКОГО ПУТЕВОДИТЕЛЯ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ ТУРИСТСКОГО ПУТЕВОДИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1163
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туризм / региональный туризм / туристский путеводитель / продвижение туристского продукта. / tourism / regional tourism / tourist guide / promotion of a tourist product.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Полякова Ирина Евгеньевна

В статье исследуются принципы и специфика создания туристского путеводителя как одного из важнейших маркетинговых средств продвижения регионального туристского продукта. Акцент сделан на особенностях содержания и структуры путеводителя, актуальных с учетом предпочтений самодеятельного туриста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Полякова Ирина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF CREATION OF A TOURIST GUIDE

The article examines the principles and specifics of creating a travel guide as one of the most important marketing tools for promoting regional tourism potential. Emphasis is placed on the features of the content and structure of the guide, relevant to the preferences of the amateur tourist.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ ТУРИСТСКОГО ПУТЕВОДИТЕЛЯ»

«Научные исследования и инновации»

УДК 338.48

Полякова Ирина Евгеньевна Polyakova Irina Yevgenievna

канд. филол. наук, доцент PhD in Philology, associate Professor кафедра туризма и гостиничного дела ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина» Department of tourism and hotel business Bunin Yelets State University

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ ТУРИСТСКОГО ПУТЕВОДИТЕЛЯ

THEORETICAL ASPECTS OF CREATION OF A TOURIST GUIDE

Аннотация. В статье исследуются принципы и специфика создания туристского путеводителя как одного из важнейших маркетинговых средств продвижения регионального туристского продукта. Акцент сделан на особенностях содержания и структуры путеводителя, актуальных с учетом предпочтений самодеятельного туриста.

Abstract: The article examines the principles and specifics of creating a travel guide as one of the most important marketing tools for promoting regional tourism potential. Emphasis is placed on the features of the content and structure of the guide, relevant to the preferences of the amateur tourist.

Ключевые слова. туризм, региональный туризм, туристский путеводитель, продвижение туристского продукта.

Key words: tourism, regional tourism, tourist guide, promotion of a tourist product.

Главным принципом создания туристского путеводителя нужно считать ориентацию на потребности туриста, и, прежде всего, самодеятельного. Самодеятельный (по другой терминологии, самостоятельный, «дикий», независимый) туризм, в отличие от организованного, - это «путешествия и походы, в том числе с активными видами передвижения, организуемые туристами самостоятельно своими силами и средствами, без привлечения организаций или индивидуальных предпринимателей, оказывающих туристские услуги» [1]. Самодеятельный турист сам формирует маршрут своего

IV Международная научно-практическая конференция путешествия, не прибегая к услугам туроператоров или турагентов: покупает

билеты для путешествия, подбирает гостиницу, выбирает места для отдыха,

экскурсии, при этом активно пользуясь картами и путеводителями. В настоящее

время число таких туристов увеличивается, что связано со многими факторами:

дешевизной поездки, растущей туристской «грамотностью» путешественников,

способных без участия посредников и переплат найти нужную информацию для

создания собственного тура, упрощение систем бронирования отелей, билетов и

др. Если говорить о внутреннем туризме, то путешествие самодеятельных

туристов осуществляется, как правило, на личном транспорте (автотуризм). В

этой ситуации особенно важным для них становится помощь путеводителя с

достоверной, актуальной информацией не только о достопримечательностях

местности, но и о доступных в ней средствах размещения, предприятиях

питания, центрах туристской информации, автозаправочных станциях и пр. При

этом данную информацию в путеводителе желательно сгруппировать, исходя из

приоритета потребностей такой категории туристов: вначале предоставить

сведения об имеющихся объектах размещения, питания, транспортной

доступности и т.п. и затем уже о достопримечательностях.

В зависимости от запросов туристов есть различные классификации путеводителей. По специфике представляемого материала существуют путеводители по странам мира, по отдельным странам, по отдельным регионам, особо выделяются тематические путеводители. По жанровому признаку различают рекламно-справочные и справочно-рекламные издания, «представленные проспектами, буклетами и брошюрами (a self-guide, a free guide, a brief guide), и авторские путеводители, представляющие собой информационно-рекламные и справочно-энциклопедические издания (a tourist handbook, a souvenir guide, a guide book, a complete guide)» [2, с. 79].

Среди всех классификаций путеводителей нам наиболее интересна классификация по форме представления информации. В соответствии с данным признаком, существуют печатные, электронные, аудиопутеводители, видеопутеводители. Если аудиопутеводители применяют, главным образом, при

«Научные исследования и инновации» знакомстве с музейной экспозицией или в экскурсии без участия гида (гида -

переводчика), то печатные, электронные и видеопутеводители, как правило,

используют для знакомства с туристской территорией (страны или региона) и

навигации по ней. Видеопутеводители удобны для изучения в домашних

условиях, перед поездкой.

Все большую популярность среди вышеперечисленных туристских информационных материалов с каждым годом приобретают электронные (Интернет, GPS) путеводители, прежде всего, среди молодежи. Это связано, безусловно, с удобством и быстротой сортировки и поиска необходимой информации. Поэтому, создавая туристский путеводитель, нужно ориентироваться на потребности современных туристов. «Путеводители, которые можно хранить в мобильном телефоне, и которые будут содержать всю необходимую информацию (краткую информацию о городе; набор маршрутов с фотографиями и кратким описанием объектов; информацию о пунктах питания: столовые, кафе, бары, рестораны; номера телефонов экстренных служб, больниц и мн. др.) позволят сделать туристов более мобильными, и увеличить привлекательность российских городов» [3, с. 84-87]. Однако это вовсе не означает, что печатный путеводитель как вид должен и может навсегда выйти из употребления.

Печатный - самый древний вид путеводителей, предпочитаемый многими путешественниками и в наши дни. Сейчас он приобретает вспомогательное значение по отношению к электронному, но его необходимость не может быть оспорена, так как он остается одним из важнейших информационных рекламных средств туристской территории, необходимым элементом ее имиджа [4]. Обилие и возможность неограниченного использования Интернет-информации, в частности, рекламы «растворяет» в ней пользователя, рассеивает внимание, а, следовательно, снижает ее маркетинговую эффективность. В то время как печатное издание путеводителя становится почти уникальным явлением и, как минимум, привлекает к себе внимание. Таким образом, печатный вариант может и должен дополнять GPS-путеводитель. Но кроме того, он обязан максимально

IV Международная научно-практическая конференция удовлетворять потребности современного пользователя в удобстве, поэтому его вид должен несколько отличаться от своих предшественников. Его должно быть приятно держать в руках, он должен быть ярким, красочным, легким, удобным, компактным, при этом имеющим «читаемый» размер шрифта (не должен затруднять чтение). Кроме того, современный печатный путеводитель должен быть интерактивным, что, в частности, может быть достигнуто подачей информации в лаконичной, легко воспринимаемой форме, а также снабжением ссылками на Интернет-ресурсы и гиперссылками по типу электронного. Система популярных в электронных ресурсах гиперссылок вполне приемлема и понятна пользователю в печатном варианте, и лишь немного сложнее в использовании.

Интерактивное взаимодействие с пользователем в печатном путеводителе удобно осуществлять посредством статичной инфографики. Инфографика -модный, распространенный в наши дни способ подачи информации, широко используемый как в сети Интернет, на телевидении, так и в печатных текстах. Это вид современного графического дизайна, представляющий собой визуально -художественное изложение материала с помощью слов, изображений, схем, геометрических фигур и предполагающий донесение информации до читателя в емкой, лаконичной форме. В туристском путеводителе наличие инфографики -далеко не инновация: карта туристской дестинации, рубрикатор - все это разновидности инфографики. Однако важной задачей при создании путеводителя будет, повторим, его приближение к электронному варианту, что предполагает еще более четкую, доступную, лаконичную и удобную подачу материала, обеспечивающую интерактивность издания. Решению этой задачи способствует широкое употребление в путеводителе системы знаков, схем, изображений, таблиц, предоставление информации в графической форме, красочный, привлекающий внимание дизайн, эмоциональные цвета, упрощение и т.п. при сохранении внутренней целостности передаваемых сведений. Таким образом, благодаря грамотному использованию инфографики можно решить сразу целый ряд задач: сокращение общего объема путеводителя, упрощение донесения информации до реципиента, удобство в использовании, создание

«Научные исследования и инновации» иллюстративного, наглядного издания благодаря визуализации материала, сходство с электронным вариантом.

Итак, печатный путеводитель обязан иметь удобный (в плане скорости поиска и ясности) рубрикатор и навигацию. Все эти требования исходят из запросов современного туриста, в ожидания которого входит быстрота и легкость использования информационного ресурса и удовлетворение от полученного результата. Тем не менее, печатный путеводитель по региону не должен стать дубликатом электронного. Он может иметь отличия в полноте представляемого материала о ресурсах территории (быть более кратким, схематичным или, наоборот, полным), но, в любом случае, являться дополнением к электронной (Интернет) версии.

Говоря о наглядности и иллюстративности путеводителя, необходимо остановиться и на требованиях к фотографиям объектов, размещаемым в издании. Фото объектов - едва ли не самая важная компонента туристского путеводителя, являющаяся порой основным критерием выбора туристом достопримечательности для осмотра, средства размещения и других туристских ресурсов. В связи с этим, фотоиллюстраций в путеводителе должно быть достаточно много. Это должны быть оригинальные (не использованные ранее в других изданиях, то есть исключающие плагиат), качественные, цветные, яркие снимки, исключающие мрачный фон, а также представляющие лучший полноценный ракурс изображенного объекта.

Одними из существенных недостатков печатных туристских путеводителей по регионам А.А. Соколова справедливо считает неполноту сведений, обусловленную «ориентацией разработчиков и авторов на массовую аудиторию, на удовлетворение потребностей в развлечениях и другой деятельности, не связанной с потреблением познавательной информации», а также смещение акцентов и искажение информации [5, с.163]. Действительно, неправомерно искажать сведения о значимых объектах туристской территории или вовсе не предоставлять их в путеводителе. Все это делает издание недостоверным источником и приводит к обеднению имиджа дестинации,

IV Международная научно-практическая конференция напрямую влияя на величину туристского спроса. Тем не менее, полнота

представляемой в туристском путеводителе информации весьма относительна.

Давая подробные сведения о каждом имеющемся объекте дестинации, можно

сделать путеводитель, во-первых, «безразмерным», перенасыщенным

информацией, массивным, а значит, неудобным в использовании, во-вторых,

объекты станут менее интересны для экскурсионного осмотра, в-третьих,

путеводитель выйдет в таком случае за рамки своего жанра, превратившись в

энциклопедию достопримечательностей (ресурсов). Таким образом, при

создании путеводителя важно учитывать, что информация, размещаемая в нем,

напрямую зависит от туристского интереса. В связи с этим, в нем рационально

указывать только сведения о ресурсах, способных пользоваться туристским

спросом. Безусловно, степень туристского интереса в данном случае - величина

субъективная, и рассчитать ее можно лишь условно, учитывая некоторые

показатели. К примеру, если говорить о памятниках архитектуры, то они

обладают такими показателями, как возраст, современное состояние,

определенная степень аттрактивности, транспортная доступность, расположение

относительно других объектов экскурсионного показа, уникальность,

историческая значимость (памятники федерального и регионального значения) и

пр. Все эти критерии, несомненно, влияют на уровень туристского спроса на

объект. Так, памятник архитектуры регионального значения, не обладающий

большой степенью уникальности и аттрактивности, расположенный на весьма

большом расстоянии от других объектов данной территории, труднодоступный

для осмотра (невозможно подойти пешком), уже будет представлять меньшую

значимость для туриста (повторяем, критерии относительны, так как многое

зависит от индивидуальных туристских предпочтений, поэтому за основу берем

потребности «среднего» (массового) туриста).

В настоящее время перечисленным выше требованиям к структуре и содержанию путеводители по регионам Российской Федерации соответствуют лишь частично.

«Научные исследования и инновации» Изучив ряд региональных путеводителей (большинство подобных изданий

являются рекламными материалами, поэтому не имеют общепринятых

выходных данных: «Green Guide. Экопутеводитель по Калужской области»,

выпуск № 2, 2013 г.; «Липецкая область. Самый полный путеводитель» (2014 г.);

«Туристский путеводитель по Ленинградской области» (под. ред. М.Б.

Биржакова, 2007 г.); «Путеводитель по Иваново и Ивановской области»

(издательство «Аякс-Пресс», 2014 г.); «Краткий путеводитель по Костромской

области» (Бычкова А. Б., 2010 г.); путеводители серии «Пти Фюте» (Рязанская,

Оренбургская, Новосибирская, Тюменская, Омская, Иркутская области) и др.),

мы пришли к выводу, что наиболее полноценным с точки зрения данного

подхода является путеводитель по Калужской области (Green Guide.

Экопутеводитель по Калужской области, выпуск № 2, 2013 г.). Однако он не

охватывает всех ресурсов дестинации, так как является тематическим: издание

ориентировано исключительно на экологический вид туризма на данной

территории. Тем не менее, к достоинствам этого путеводителя следует отнести

богатый рубрикатор и удобную навигацию, интерактивность, систему

гиперссылок, четко прослеживаемую композицию, обилие иллюстративного

материала, красочность и, конечно, компактность. Из серьезных минусов

следует отметить отсутствие связи с маршрутом самодеятельного туриста.

Объекты расположены не по «маршрутному» принципу, в результате чего

путеводитель в этом случае не «указывает путь», то есть не выполняет свою

основную жанровую функцию. Таким образом, данное издание правильнее

назвать туристским каталогом.

Впрочем, этому, на наш взгляд, основному критерию не соответствует ни

один из рассмотренных нами путеводителей (наличие нескольких

экскурсионных маршрутов в путеводителях по Ленинградской и Ивановской

областям - лишь показательное исключение в общем правиле, однако, и это не

делает их «полноценными» путеводителями).

В компактных путеводителях серии «Пти Фюте» и путеводителе по

Костромской области имеется удобный рубрикатор, но издания перенасыщены

IV Международная научно-практическая конференция информацией справочно-энциклопедического характера (историческими

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сведениями, подробными описаниями достопримечательностей и пр.), которая,

исходя из интересов туриста, должна быть представлена в путеводителе весьма

лаконично. Эти сведения, опять же, более пригодны для туристского каталога.

Наконец, путеводитель по Липецкой области (2014 г.) имеет больше недостатков, чем положительных черт.

Достоинства: красивое, колоритное издание справочно-энциклопедического характера. Может стать неплохим сувениром.

Недостатки:

- крупный формат. Размер 15/21 см, объем - 399 страниц. Очень массивное издание, весом около килограмма. Сходство, скорее, с изданием энциклопедического характера о выдающихся достопримечательностях. Туристу это может доставить крайнее неудобство. Такая книга может представлять интерес лишь для жителей области как сувенирное издание о родном крае;

- «бедный» рубрикатор;

- информация о навигации по районам обозначена только на 44 странице, а не в оглавлении, что затрудняет поиск нужной информации;

- навигация трудночитаема, так как представляет собой цветовые обозначения районов области, где восемнадцать районов обозначены цветами «пастельной» палитры, трудноразличимыми между собой. (Четыре района выражены светло-голубым цветом похожих оттенков, еще четыре района -светло-зеленым и т.п.) Таким образом, поиск нужного объекта по такому навигатору представляется практически невозможным;

- сложно воспринимаемая структура путеводителя, представленная в «Содержании» (так, например, выделены разделы «Архитектурные памятники», «Дорожная инфраструктура», «История Липецкой земли», «Великие люди», «Навигация по районам», «Праздники и традиции Липецкого края», которые обособлены от самого крупного раздела «Липецкая область. Район за районом»,

«Научные исследования и инновации» где, по всей логике, должна была быть расположена информация, содержащаяся в вышеназванных разделах);

- справедливо может быть подвергнуто сомнению позиционирование путеводителя как «самого полного», что уже неоднократно опровергалось в Интернет-блогах и прессе (См. BlogoMedia http://Ыogomedia.ra/дело-о-самом-полном-путеводителе-по-л/);

- сомнительными являются источники представляемой информации (см. там же);

- нет связи с туристскими маршрутами, описанные памятники представлены вне общего историко-культурного контекста районов и городов Липецкой области;

- нет четкого алгоритма выбора объектов для включения в путеводитель;

- издание изобилует целым рядом ошибок (фактические ошибки, неоднозначность стилистических конструкций, синтаксические ошибки и пр.).

Следовательно, наличие данной публикации, как минимум, не решает проблему продвижения туристского продукта Липецкой области и, следовательно, не устраняет необходимости в полноценном путеводителе.

Таким образом, путеводитель должен содержать максимально полную информацию о туристской дестинации в лаконичной и удобной для туриста форме. Для этого целесообразно включение в него грамотно выстроенного рубрикатора, «отсылающего» пользователя к искомому разделу. Необходимость рубрикатора обусловлена прежде всего обилием информации, требующим большую градацию материала по рубрикам, относящимся к отдельным видам туризма, туристским объектам и т.д. Наглядность и интерактивность путеводителя должны определить значимую его сторону. Печатный туристский путеводитель - важнейшее и неотъемлемое средство продвижения региона на рынке туризма. Поэтому грамотная композиция, содержание и дизайнерское решение функционально необходимы для этого вида издания.

IV Международная научно-практическая конференция Библиографический список:

1. ГОСТ Р 54601-2011: «Туристские услуги. Безопасность активных видов туризма. Общие положения» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-54601-2011.

2. Филатова Н.В. Жанровое пространство туристического дискурса // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Филологические науки. - 2012. Вып. 2. - С. 76-82.

3. Малышев С.В. Современные технические средства представления информации на туристских объектах и маршрутах // Туризм - фактор устойчивого развития региона: сборник статей региональной научно -практической конференции с международным участием. Вып 3. Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. - С. 84-87.

4. Антонова З.В. Становление и развитие путеводителя как вида издания. М.: МГОУ, 2006. - 13 с.

5. Соколова А.А. Географическое содержание образа туристской территории и проблема его достоверного отображения при продвижении туристских ресурсов // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2011. - Вып. 3. Том 6. - С. 155-165.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.