УДК 376+796.29
В. Ф. Воробьев, С.В. Пыж, Л.Н. Виноградова, И.А. Варфоломеев, Е.В. Ершов
Череповецкий государственный университет
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НЕВРОЛОГИЧЕСКИМ ПРОБЛЕМАМИ НА ОСНОВЕ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
Публикация подготовлена в рамках научного проекта, поддержанного РГНФ, № 16-16-35001
В данной статье выполнен анализ перспектив использования инструментальных методов на основе биологической обратной связи для реабилитации детей с неврологическими проблемами. Описаны достоинства и недостатки прямых и косвенных методов биологической обратной связи. Работа имеет междисциплинарный характер, исследование проведено с опорой на информационные технологии, на стыке физиологии мышечной деятельности и дефектологии. В результате показана перспективность использования компьютерных игр для физической реабилитации детей с нарушениями праксиса. Предложенный подход будет интересен специалистам в области адаптивного физического воспитания и физической реабилитации.
Диспраксия, физическая реабилитация, программное обеспечение, компьютерные игры.
The analysis of prospects of use of instrumental methods on the basis of a biological feed-back for rehabilitation of children with neurologic problems was the purpose of our research. The article covers the features of uses of straight lines and indirect methods of a biological feed-back. Their advantages and shortcomings are described. We have identified and experimentally proven the possibility of using indirect methods of a biological feed-back. The work is of an interdisciplinary character, the research is conducted with a support on informational technologies, on a joint of physiology of muscle activity and defectology. This article considers the possibility to use computer games for physical rehabilitation of children with violations of a praksis. The proposed approach will be of interest for specialists in the field of adaptive physical education and physical rehabilitation.
Dyspraxia, physical rehabilitation, software, computer games.
Введение
Широкий спектр неврологических проблем от детского церебрального паралича до нарушений речи и задержки психического развития обусловлен наследственными задатками и в той или иной мере отягощен неблагоприятными внешними факторами. Поэтому наряду с лечением как можно раньше необходима реализация реабилитационных процедур. Известно, что до четверти педиатров в США, использовавших альтернативные методы, уже в конце ХХ века применяли методики с использованием биологической обратной связи. Широкое развитие инструментальных методов позволяет выявить нарушения в работе мозга на ранних этапах развития. В то же время роль поведенческой неврологии, базирующейся на топическом значение дефекта, очень важна при совместной работе врача, кинезиолога, специалиста по лечебной физкультуре [11]. При наблюдении за двигательной сферой ребенка могут быть зафиксированы симптомы выпадения, освобождения и раздражения. Биологическая обратная связь может обеспечивать более эффективную коррекцию неврологического дефекта [17], [21], что особенно важно, так как он имеет сложную по качеству структуру. Благодаря продолжающемуся развитию мозга, возможно использование компенсаторных свойств ЦНС. Но необходимо учитывать, что успешное формирование праксиса обеспечивается исключительно в условиях специально организованной коррекцион-но-педагогической работы, осуществляемой на полисенсорной основе, с привлечением функций осоз-
нанного самоконтроля движений и развитием компенсаторных видов чувствительности [6].
Адаптивная физическая реабилитация как компонент адаптивной физической культуры включает себя большое разнообразие средств и методов, в том числе и методики, базирующиеся на использовании биологической обратной связи. Тем не менее, развитие компьютерных технологий не в полной мере используется в реабилитационном процессе. Отсюда цель нашего исследования - описать и систематизировать имеющиеся научные данные по реабилитации детей с неврологическими проблемами с учетом феноменологии и возможностей коррекции аппаратными средствами на основе биологической обратной связи.
Методы и организация исследования.
При анализе текстов использован дескриптивный метод, обсуждение полученных результатов проводилось с привлечением необходимой научной литературы, при этом использовались диахронический метод и метод деконструкции.
Основная часть
Терминологическая неопределенность в сфере адаптивной физической культуры может быть разрешена с позиции радикального конструктивизма [4]. Как известно, его центральная идея заключается в том, что знания представляют собой не картину объективной действительности, а скорее определенный способ организации и согласовании собственного опыта в процессе жизнедеятельности. Признание
существования отличных авторских точек зрения подводит нас к необходимости согласиться с возможностью авторских трактовок и смещению акцентов на определенные характеристики реабилитационного процесса. Биоуправление можно рассматривать как ветвь поведенческой терапии [7]. Подробно история и содержание реабилитации на основе биологической обратной связи рассмотрено в руководствах [1] ив статьях [17]. Изучение специальной литературы показывает, что ребенок учится на основе системы обратной афферентации регулировать свои физиологические функции благодаря использованию скрытых резервов организма, в частности -врожденной пластичности мозга. Такая тренировка увеличивает адаптационные возможности организма. Больших успехов достигают реабилитологи при использовании стабилометрических методов [8]. Выявлена эффективность биологической обратной связи (БОС) по стабилограмме в реабилитации детей с последствиями ДЦП. В то же время остаются не решенными вопросы стандартизации, что снижает информативность стабилометрического исследования в клинической практике [14]. При нарушении ходьбы различного генеза показана перспективность искусственной коррекции движений посредством функциональной электростимуляции мышц [3]. В тоже время имеются сведения о низкой корреляции между результатами электрофизиологических инструментальных тестов и очками, полученными в качественных неврологических пробах [18]. Авторы отмечают, что оценка мышечной недостаточности воспроизводима с недостаточной точностью, и необходимо стремиться к стандартизации тестов.
Комплексный подход, включающий различные виды упражнений, делает более трудным расшифровку тех активных составляющих, которые могут производить требуемые эффекты лечения. Это приводит к тому, что физиологическое или нейрофизиологические механизмы, которые могут лежать в основе многогранного подхода к реабилитации, трудно расшифровывать и, следовательно, оценивать с научной точки зрения. Прямые методы биологической обратной связи позволяют целенаправленно воздействовать на отдельные слабые звенья наличной функциональной системы, что приведет к исправлению двигательных нарушений. Но необходимо учитывать, что если сами патологические движения сохраняются и укрепляются, то это готовит почву для нервной адаптации в условиях дизонтогенеза. Хотя эти изменения не обязательно окончательны, реабилитологи считают, что их трудно полностью исправить, когда движения хорошо отработаны и закреплены [19].
Сложное и дорогостоящее оборудование, обеспечивающее фиксацию и воспроизведение биологических сигналов в реальном режиме времени, позволяет сформировать адекватные моторные стратегии и облегчить оптимальное восстановление функции. В качестве сигналов обратной связи могут применяться специально разработанные для этой задачи компьютерные игры [17]. Компьютерные мультимедийные игры используются в педиатрической практике [15].
Оценить результативность управления движениями можно, анализируя игровую ситуацию на экране монитора. Компьютеризированные устройства с успехом могут быть использованы для того, чтобы увеличить объем двигательной активности [19]. В настоящее время снижение цены на компьютерные устройства позволяет их с успехом использовать в реальных условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями [12]. Однако необходимо подчеркнуть, что реабилитация будет результативна при соответствующем методическом обеспечении. Ранее нами показано, что в отличие от простых игр проведение более сложных требует соответствующего педагогического сопровождения [5].
Различные способы реабилитации детей с заболеваниями центральной нервной системы могут отличаться по своей трудоемкости. Наиболее эффективными могут быть те из них, которые реализуются через игры, построенные на основе простейших развивающих упражнений, объединяющих в себе визуализацию игрового процесса и вибровоздействия на кисти пациента. Игровой процесс заключается в согласованном перемещении рук пациента в точку пространства, которой соответствует изображение какого-либо игрового образа на экране монитора. При этом игровой образ через определенный промежуток времени перемещается по заданной траектории и момент совпадения положения рук пациента и игрового образа сопровождается формированием вибросигнала на соответствующую кисть руки.
Обобщенный алгоритм работы программно-аппаратного комплекса заключается в следующем:
1. Фиксируется начальное положение рук пациента с помощью датчика - Кшес1
2. Ребенок располагается перед широкоформатным экраном или изображением от проектора с запущенной программой, держит в руках устройства, формирующие вибросигнал обратной связи.
3. Ребенок выполняет движение руками, которому соответствует перемещение игрового образа в заданную область на экране (проекции). Движение рук ребенка постоянно фиксируется датчиком.
4. В случае попадания игрового образа в заданную область на устройство-вибратор в руке ребенка посылается сигнал. Местоположение целевой области изменяется программно и игра повторяется заново.
На рис. 1 представлено игровое поле, соответствующее одному из выполняемых упражнений - «Руки». Данное упражнение требует аккуратного передвижения виртуального макета-кисти руки к цели на экране (шар). Цель-шар появляется на экране в произвольных местах. Игрок должен передвинуть кисть руки и задеть цель помеченным пальцем до получения виброотзыва в перчатке.
Разработанный программно-аппаратный комплекс (рис. 2) обеспечивает развитие мелкой моторики маленьких пациентов благодаря возможности сосредоточиться на простейших движениях для соотнесения изображения игрового объекта с положением своих рук. Именно это позволяет формировать базовые движения. Для повышения тактильной чув-
ствительности, передаваемой непосредственно через пальцы рук, используются виброперчатки [13].
Рис. 1. Упражнение «Руки» в игровом процессе
СИСТЕМА РЕАБИЛИТАЦИИ
I для ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ I
возможностями под шест I
ЧЕРЕПОВЕЦ I
1
Рис. 2. Программно-аппаратный комплекс
Находясь в 3Б-шлеме человек погружается в виртуальную реальность. При этом визуальные воздействия, присущие экрана монитора, исключены. Программное обеспечение (свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2016614432 от 19.01.2016) протестировано в БУЗ «Детский психоневрологический санаторий» и детских садах г. Череповца.
Выводы
Компьютерные игры могут отличаться от традиционных методов большей эмоциональной вовлеченностью детей и обеспечивать более активные методы обучения для обеспечения нормального развития ЦНС и функционального восстановления. Благодаря компьютерным играм ребенок может оценивать состояние своих биологических функций в режиме реального времени, используя как прямую, так и непрямую биологическую связь. Полученные результаты теоретического анализа и пилотных иссле-
дований свидетельствуют о перспективности использования программно-аппаратного комплекса для реабилитации детей с неврологическими проблемами.
Литература
1. Батышева Т.Т. Современные технологии и реабилитации в неврологии и ортопедии. М.: Медика, 2005. 256 с.
2. Бучилова И.А., Воробьев В.Ф., Галактионова Г.М., Куликова А.С.Особенности развития двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста в условиях сенсорной депривации // Вестник Череповецкого государственного университета. 2014. № 1 (54). С. 64-67.
3. Витензон А.С., Петрушанская К.А. От естественного к искусственному управлению локомоцией. М.: ПБО-ЮЛ Т.М. Андреева , 2003. 448 с.
4. Воробьев В.Ф. Подходы к проектированию педагогического процесса в адаптивном физическом воспитании на основе идей радикального конструктивизма // Адаптивная физическая культура. 2012. Т. 49. №1. С. 24-27.
5. Воробьев В.Ф., Алексина Ю.Ю. Создание ситуации успеха при обучении элементам подвижных игр детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития // Новые исследования. 2012. № 2 (31). С. 107114.
6. Галактионова Г.М., Леханова О.Л. Особенности праксиса у детей с ограниченными возможностями здоровья // Актуальные проблемы экологии и здоровья человека: Материалы IV Международной научно-практической конференции. Череповец, 2016. С. 145-148.
7. Демин Д.Б., Поскотинова Л.В. Физиологические основы методов функционального биоуправления // Экология человека. 2014. № 9. С. 48-59.
8. Деревянко С.Н., Орджоникидзе Г.З., Павлов В.И. Перспективы использования стабилометрии в спортивной медицине // Лечебная физкультура и спортивная медицина. 2010. № 2. С. 50-53.
9. Ефимов И.О., Иванов А.С., Никитин И.А. Разработка и внедрение программы комплексной немедикаментозной реабилитации детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности // Казанский медицинский журнал. 2011. Т. 92. № 3. С. 379-382.
10. Мартынов Ю.С., Лебедева Л.А., Шендерович М.П. и др. Реабилитация в неврологии: состояние и перспективы // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Медицина. 2007. № 3. С. 71-76.
11. Ньокиктьен Ч. Детская поведенческая неврология: В 2 т. Т. 1 / под ред. Н.Н. Завиденко. М.: Теревинф, 2009. 288 с.
12. Пыж С.В., Осколков В.М., Попов Ф.Н. Программно-аппаратный комплекс для реабилитации детей с заболеваниями центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата "Ое818" // Архивариус. 2016. Т. 1. № 1 (5). С. 42-45.
13. Пыж С.В., Ершов Е.В., Виноградова Л.Н. Программно-аппаратный комплекс для реабилитации детей с заболеваниями нервной системы и опорно-двигательного аппарата // Медико-экологические информационные технологии - 2016: сборник материалов XIX Междунар. на-учн.-техн. конф. Юго-Зап. гос. ун-т. Курск, 2016. С. 193198.
14. Романова М.В., Кубряк О.В., Исакова Е.В., Котов С.В., Гроховский С. С. Вопросы стандартизации стабило-метрических методов в клинической неврологической практике // Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2014. №3-4. С. 23-27.
15. Савченко В.В. Методологические аспекты игрового биоуправления // Сибирский научный медицинский журнал. 2004. Т. 24. №3. С. 61-64.
16. Циркин Г.М., Шперлинг М.М. К вопросу о применении ЭЭГ- и ЭМГ-биоуправления для преодоления патологического двигательного стереотипа // Сибирский научный медицинский журнал. 2004. Т. 24. № 3. С. 132-133.
17. Шевцов В.И., Скрипников А.А., Шеин А.П. Применение биологической обратной связи по электромиограмме в комплексном лечении больных с центральными гемипа-резами (обзор литературы) // Гений ортопедии. 2007. № 1. С. 142-147.
18. Bar-On L, Aertbelien E, Molenaers G, Dan B, Desloo-vere K. Manually controlled instrumented spasticity assessments: a systematic review of psychometric properties. Dev Med Child Neurol. 2014 0ct;56(10):932-50. URL: http:// onlinelibrary. wiley.com/doi/10.1111/dmcn.12419/epdf
19. Damiano D. L. Activity, activity, activity: rethinking our physical therapy approach to cerebral palsy. Phys Ther. 2006 Nov; 86(11):1534-40. Review. DOI: 10.2522/ ptj.20050397. URL: http://ptjournal.apta.org/ content/86/11/ 1534.long
20. Maenpaa H., Jaakkola R., Sandstrom M., Airi T., von Wendt L. Electrostimulation at sensory level improves function of the upper extremities in children with cerebral palsy: a pilot study. Dev Med Child Neurol. 2004 Feb; 46(2):84-90. URL: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/j.1469-8749. 2004.tb00456.x/epdf
21. Shiri S., Feintuch U., Weiss N., Pustilnik A., Geffen T., Kay B., Meiner Z., Berger I. A virtual reality system combined with biofeedback for treating pediatric chronic headache-a pilot study. Pain Med. 2013 May; 14(5):621-7. doi: 10.1111/pme.12083.
References
1. Batysheva T.T. Sovremennye tekhnologii i reabilitatsii v nevrologii i ortopedii [Modern technology and rehabilitation in neurology and orthopedics]. Moscow: Medika, 2005. 256 p.
2. Buchilova I.A., Vorob'ev V.F., Galaktionova G.M., Kulikova A.S. Osobennosti razvitiia dvigatel'noi sfery detei starshego doshkol'nogo vozrasta v usloviiakh sensornoi depri-vatsii [Features of development of the motor areas of senior preschool children in conditions of sensory deprivation]. Vest-nik Cherepovetskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Cherepovets State University], 2014, no. 1 (54), pp. 6467.
3. Vitenzon A.S., Petrushanskaia K.A. Ot estestvennogo k iskusstvennomu upravleniiu lokomotsiei [From natural to artificial locomotion management]. Moscow: PBOIuL T.M. Andreeva, 2003. 448 p.
4. Vorob'ev V.F. Podkhody k proektirovaniiu pedagogi-cheskogo protsessa v adaptivnom fizicheskom vospitanii na osnove idei radikal'nogo konstruktivizma [Approaches to the design of the pedagogical process in the adaptive physical education based on the ideas of radical constructivism]. Adaptiv-naia fizicheskaia kul'tura [Adaptive physical education], 2012, T. 49, no. 1, pp. 24-27.
5. Vorob'ev V.F., Aleksina Iu.Iu. Sozdanie situatsii us-pekha pri obuchenii elementam podvizhnykh igr detei starshe-go doshkol'nogo vozrasta s zaderzhkoi psikhicheskogo razvitiia [Creating a situation of success in teaching the elements of mobile gaming age children with mental retardation]. Novye issledovaniia [New research], 2012, no. 2 (31), pp. 107-114.
6. Galaktionova G.M., Lekhanova O.L. Osobennosti praksisa u detei s ogranichennymi vozmozhnostiami zdorov'ia [Features praxis in children with disabilities]. Aktual'nye prob-lemy ekologii i zdorov'ia cheloveka: Materialy IV Mezhduna-rodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Actual problems of
ecology and human health: Materials of IV International scientific-practical conference]. Cherepovets, 2016, pp. 145-148.
7. Demin D.B., Poskotinova L.V. Fiziologicheskie os-novy metodov funktsional'nogo bioupravleniia [Physiological basis of the methods of functional biocontrol]. Ekologiia che-loveka [Human Ecology], 2014, no. 9, pp. 48-59.
8. Derevianko p.N., Ordzhonikidze G.Z., Pavlov V.I. Perspektivy ispol'zovaniia stabilometrii v sportivnoi meditsine [Prospects for the use in sports medicine stabilometry]. Le-chebnaia fizkul'tura i sportivnaia meditsina [Physiotherapy and sports medicine], 2010, no. 2, pp. 50-53.
9. Efimov I.O., Ivanov A.S., Nikitin I.A. Razrabotka i vnedrenie programmy kompleksnoi nemedikamentoznoi reabi-litatsii detei s sindromom defitsita vnimaniia i giperaktivnosti [Development and implementation of a comprehensive program of non-pharmacological rehabilitation of children with attention deficit hyperactivity disorder]. Kazanskii meditsinskii zhurnal [Kazan Medical Journal], 2011, T. 92, no. 3, pp. 379382.
10. Martynov Iu.S., Lebedeva L.A., Shenderovich M.P. i dr. Reabilitatsiia v nevrologii: sostoianie i perspektivy [Rehabilitation in Neurology: Status and Prospects]. Vestnik Ros-siiskogo universiteta druzhby narodov. Ser.: Meditsina [Bulletin of Russian Peoples Friendship University. Ser .: Medicine], 2007, no. 3, pp. 71-76.
11. N'okikt'en Ch. Detskaia povedencheskaia nevrologiia: V 2 t. T. 1. / pod red. N.N. Zavidenko [Children's Behavioral Neuroscience: In 2 t. T. 1 / Ed. NN Zavidenko]. Moscow: Te-revinf, 2009. 288 p.
12. Pyzh P.V., Oskolkov V.M., Popov F.N. Programmno-apparatnyi kompleks dlia reabilitatsii detei s zabolevaniiami tsentral'noi nervnoi sistemy i oporno-dvigatel'nogo apparata "Gesis" [Hardware-software complex for the rehabilitation of children with diseases of the central nervous system and the musculoskeletal system "Gesis"]. Arkhivarius [Archivist], 2016, T. 1, no. 1 (5), pp. 42-45.
13. Pyzh p.V., Ershov E.V., Vinogradova L.N. Pro-grammno-apparatnyi kompleks dlia reabilitatsii detei s zabole-vaniiami nervnoi sistemy i oporno-dvigatel'nogo apparata [Hardware-software complex for the rehabilitation of children with diseases of the nervous system and the musculoskeletal system]. Mediko-ekologicheskie informatsionnye tekhnologii -2016: sbornik materialov XIKh Mezhdunar. nauchn.-tekhn. konf. Iugo-Zap. gos. un-t [Medico-ecological information technology - 2016: proceedings of the nineteenth Intern. nauchn.-tehn. Conf. South-West. state. Univ]. Kursk, 2016, pp. 193-198.
14. Romanova M.V., Kubriak O.V., Isakova E.V., Kotov p.V., Grokhovskii p.S. Voprosy standartizatsii stabilometri-cheskikh metodov v klinicheskoi nevrologicheskoi praktike [Questions stabilometric standardization methods in clinical neurological practice e]. Problemy standartizatsii v zdravook-hranenii [Problems of standardization in healthcar], 2014, no. 3-4, pp. 23-27.
15. Savchenko V.V. Metodologicheskie aspekty igrovogo bioupravleniia [Methodological aspects of the game biofeedback]. Sibirskii nauchnyi meditsinskii zhurnal [Siberian Journal of Medical Research], 2004, T. 24, no. 3, pp. 61-64.
16. Tsirkin G.M., Shperling M.M. K voprosu o primenenii EEG- i EMG-bioupravleniia dlia preodoleniia patologichesko-go dvigatel'nogo stereotipa [On the question of the application of EEG and EMG biofeedback to overcome pathological motor stereotype]. Sibirskii nauchnyi meditsinskii zhurnal [Siberian Journal of Medical Research], 2004, T. 24, no. 3, pp. 132-133.
17. Shevtsov V.I., Skripnikov A.A., Shein A.P. Primenenie biologicheskoi obratnoi sviazi po elektromiogramme v kom-pleksnom lechenii bol'nykh s tsentral'nymi gemiparezami (ob-zor literatury) [The use of biofeedback for electromyogram in the complex treatment of patients with central hemiparesis
(review)]. Genii ortopedii [The genius of orthopedics], 2007, no. 1, pp. 142-147.
18. Bar-On L, Aertbelien E, Molenaers G, Dan B, Desloo-vere K. Manually controlled instrumented spasticity assessments: a systematic review of psychometric properties. Dev Med Child Neurol. 2014 0ct;56(10):932-50. Available at: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/dmcn.12419/epdf
19. Damiano D. L. Activity, activity, activity: rethinking our physical therapy approach to cerebral palsy. Phys Ther. 2006 Nov; 86(11): 1534-40. Review. DOI: 10.2522/ ptj.20050397. Available at: http://ptjournal.apta.org/content/ 86/11/1534.long
20. Maenpaa H., Jaakkola R., Sandstrom M., Airi T., von Wendt L. Electrostimulation at sensory level improves function of the upper extremities in children with cerebral palsy: a pilot study. Dev Med Child Neurol. 2004 Feb; 46(2):84-90. Available at: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/j.1469-8749.2004.tb00456.x/epdf
21. Shiri S., Feintuch U., Weiss N., Pustilnik A., Geffen T., Kay B., Meiner Z., Berger I. A virtual reality system combined with biofeedback for treating pediatric chronic headache-a pilot study. Pain Med. 2013 May; 14(5):621-7. doi: 10.1111/pme.12083.
УДК 377.8
З.Ю. Кутузова
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор П.И. Образцов Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева
СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ
Статья посвящена рассмотрению основных компонентов профессиональной подготовки студентов специальности «Преподавание в начальных классах» углубленной подготовки в области иностранного языка. В результате проведенного теоретического анализа профессиональной подготовки педагогических кадров в области среднего профессионального образования была сформулирована ее сущность, раскрыто содержание и основные принципы в контексте целостного образовательного процесса в педагогическом колледже.
Педагогический колледж, профессиональная подготовка, иностранный язык, учитель начальных классов, специалист среднего звена, задачи, принципы, содержание, мотивация, учебный процесс.
The article is focused on the main components of professional training of students of the specialty "Teaching in primary school" with in-depth foreign language training. On the basis of theoretical analysis of professional training of pedagogical staff (vocational education) its content, structure and main principles in the context of a holistic educational process at the pedagogical College were determined.
Pedagogical college, professional training, foreign language, primary school teacher, specialist middle managers, tasks, principles, content, motivation, educational process.
Введение
В Федеральной программе развития российского образования приоритетной является задача: «Надо готовить специалистов, умеющих работать с процессами образования и развития, владеющих способами оформления собственных оригинальных методик и технологий, умеющих рефлексировать собственную педагогическую мыследеятельность, умеющих работать с участниками образовательного процесса любого возраста и любого социально-психологического статуса» [1]. На сегодняшний день педагогический колледж готовит высококвалифицированных специалистов среднего звена, востребованных работодателями по различным специальностям: учителя физической культуры, учителя информатики, воспитатели, учителя начальных классов. Если в советское время специалисту среднего звена, прибывшему работать в образовательное или дошкольное учреждение, приходилось многое познать, и многому научиться, то современный выпускник обязан многое уметь: самостоятельно принимать решения, быть способным к самообразованию и сотрудничеству в коллективе, быть внимательным, обладать профес-
сионализмом и другими качествами, присущими педагогу.
Цель данной работы состоит в том, чтобы выявить основную структуру, содержание и принципы профессиональной подготовки студентов в педагогическом колледже.
Основная часть
Рассмотрим процесс профессиональной подготовки студентов специальности «Преподавание в начальных классах» углубленной подготовки в области иностранного языка. Основная задача для педагогического колледжа состоит в подготовке специалистов среднего звена, учителей начальных классов, мобильных, владеющих знаниями, способных качественно передавать эти знания детям, способных грамотно организовать обучение на основе гуманизма. В условиях постоянного изменения и усовершенствования образования готовить учителей начальной школы в педагогическом колледже для преподавателей становится все сложнее с каждым учебным годом, система образовательного процесса существует, но обучение происходит традиционно, и многие ме-