Научная статья на тему 'Теоретические аспекты развития сервисной экономики'

Теоретические аспекты развития сервисной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1888
329
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макаров Александр Викторович

Статья содержит теоретическое обоснование структурных изменений, вызванных переходом к постиндустриальной экономике и переориентацией производства с материального на оказание услуг и генерирование информации. Представлен методологический анализ различных подходов к экономической сущности концепции «сервисной экономики». Формируются и обсуждаются основные характеристики развития «сервисной экономики».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты развития сервисной экономики»

Александр Викторович Макаров Теоретические аспекты развития сервисной экономики

Кандидат экономических наук, начальник отдела машиностроения и оборонно-промышленного комплекса Министерства промышленности, энергетики и науки Правительства Свердловской области

Теория постиндустриального общества, предложенная в конце 1960-х -начале 1970-х годов американскими и европейскими исследователями, является сегодня одной из наиболее распространенных научных концепций, позволяющих адекватно осмыслить масштабные перемены, произошедшие в экономике за последние тридцать лет. Она «позволяет рассмотреть целый ряд исключительно важных проблем... В рамках постиндустриализма эмпирический материал всегда оказывается первичным по отношению к теоретическим тезисам, и это также представляется ценным качеством этой теории» [1. С. 104]. Таким образом, постиндустриальная концепция не является законченной и поэтому допускает уточнения, усовершенствования и модификации.

Можно выделить три основных признака, позволяющих отнести общество к постиндустриальному.

Первый заключается в том, что в основу современного общественного прогресса закладывается быстрое технологическое развитие, достигаемое благодаря превращению науки в производительную силу.

Современные технологические достижения устанавливают новые типы зависимости мировой периферии от западного мира, диктующего условия обмена между высокотехнологичным, индустриальным и сырьевым секторами хозяйства. В рамках такого рода экономики ярко выражены две основные тенденции развития общества:

а) оптимизационная, или информационная, тесно связанная с развитием систем глобального управления;

б) инновационная, суть которой составляют получение нового знания и качественное изменение среды обитания человека [2].

Однако реально функционирующая современная экономика, объединяя достижения в этих сферах, не уделяет должного

внимания развитию таких основополагающих институтов, как частная собственность, основные фонды и даже издержки производства, маргинализируя их.

Второй признак - движущей силой прогресса в постиндустриальной экономике выступает человек. Его роль радикально отличается от той, которую он играл в индустриальной экономике: главным ресурсом завтрашнего дня становятся способности к генерированию нового знания и информации; изменяется характер мотивов и стимулов: они трансформируются из внешних, задаваемых стремлением к росту материального благосостояния, во внутренние, порождаемые влечением к самореализации. Технократический, рациональный тип управления и технологии механизации труда постепенно дополняются (вытесняются) высокими технологиями, научно- и информационноемкими, культурообразующими и ресурсосберегающими, требующими творческой отдачи.

Все это позволяет изменить потребности индивидуума в сторону роста информированности, постоянного повышения интеллектуального уровня, создания благоприятной среды обитания, поддержания здоровья и т.п.

По общему признанию сторонников концепции постиндустриального общества, третьим признаком постиндустриального общества является изменение соотношения секторов экономики, сопровождаемое структурными преобразованиями в промышленности.

Существуют две точки зрения относительно современного понимания причин изменения структуры экономики. Согласно первой [3; 4; 5] с 1880 г. до нашего времени прошло пять больших циклов Кондратьева: мануфактурный (1785-1835 гг.), паровых машин (1830-1890 гг.), машинной индустрии (18801940 гг.), массового производства (1930-1990 гг.), информационных технологий (с середины 1980-х годов по настоящее время). Основой пятого, современного, цикла являются знания и информационные технологии. Это определяет изменения в структуре экономики: индустриальные хозяйства уступают место сервисным отраслям, способствующим соединению электронной связью сети крупных и мелких фирм, генерированию знаний.

Вторая точка зрения опирается на теорию трех секторов, основы которой заложили английский экономист К. Кларк («Условия экономического прогресса», 1940) и французский ученый Дж. Фурастье («Великая надежда XX века», 1949), сформулировавшие методологические принципы разбиения народного хозяйство на три сектора: первичный (сельское хозяйство),

вторичный (обрабатывающая промышленность) и третичный (сфера услуг) [6]. Анализируя динамику структуры, Фурастье доказал, что развитие идет последовательно - от общества, в котором большая часть экономически активного населения занята добычей и производством сырья (в первую очередь, в сельском хозяйстве), к индустриальному, а затем и постиндустриальному («сервисная экономика»), где основная часть населения занята в сфере услуг [7]. Исходя из этого, он выделяет три сменяющих друг друга типа общества:

1) аграрное (традиционное, доиндустриальное);

2) индустриальное;

3) постиндустриальное (сверхиндустриальное,

технотронное, сервисное и т.п.), в котором на первый план выходит сфера услуг.

Сфера услуг не является однородной. Под сервисным сектором понимается весь спектр отраслей, направленных на обслуживание человека [8]. Согласно классификации Международной Организации Труда, использующей Международную стандартную отраслевую классификацию (International Standard Industrial Classification - ISIC), к сфере услуг относятся оптовая и розничная торговля, рестораны, гостиницы, транспорт, складское хозяйство, связь, финансовые учреждения, страхование, операции с недвижимостью, деловые услуги, а также коммунальные, социальные и персональные услуги, входящие в разд. 6-9 (ISIC, 2-я редакция) или категории G-P (ISIC, 3-я редакция) [9]. Существует и другая точка зрения, согласно которой некоторые постиндустриалисты подразделяют сферу услуг на два сектора: третичный и четвертичный [2; 10]. К третичному они относят торговлю, финансовую деятельность и управление; четвертичный, в свою очередь, делится ими на две группы: одну, связанную с наукой и вообще с исследовательской деятельностью, и другую, включающую образование, культурные услуги, здравоохранение, социальное обеспечение и отдых.

Переход к постиндустриальному обществу связывают, прежде всего, с развитием: четвертичного сектора экономики; информационных услуг - производством программных продуктов, развитием средств связи, возникновением целой

сети интернет-услуг;

«знаниеемкого» сектора экономики (в здравоохранении, образовании, исследовательских разработках, финансах, страховании и т.п.). Здесь наблюдаются самые высокие темпы роста занятости и валового продукта. Они радикально меняют характер сельского хозяйства, добывающих и обрабатывающих предприятий, производства товаров массового потребления и сферы услуг.

В целом теория трех секторов объясняет фундаментальные структурные изменения, заключающиеся в повышении значимости сферы услуг, превращении ее в движущую силу хозяйствования, причинами внутреннего и внешнего характера.

Внутренней причиной, объясняющей фундаментальные структурные изменения в экономике, является тенденция связанного движения спроса или предложения. Такая концепция управления на рынках товаров и услуг, предложенная в 1980-е годы шведскими учеными, была названа маркетингом взаимодействия [11]. Его основная идея состоит в повышении значимости личности, личных контактов в системе эффективных коммуникаций.

Внешними причинами структурных сдвигов в экономике отдельно взятых стран являются тенденции развития мирового хозяйства. Это объясняется тем, что мировое сообщество и экономика относятся к «системам с рефлексией» - изменение в одной меняет системы и влияет на их развитие. Поэтому рост доли сервисных отраслей в структуре экономики во многом, по нашему мнению, обусловлен особенностями развития мирового хозяйства, имеющими глобальный характер:

изменением характера экономики мира - гуманизацией экономической жизни, или переходом к нерыночной «экономике благосостояния»; структурными изменениями в общей системе международного разделения труда и мировой торговли. Появление новых интеллектуальных технологий в экономике усиливает тенденцию к всемирной экономической интеграции;

глобализацией инновационных процессов, ростом скорости внедрения инноваций;

глобальным информационным объединением мира;

сменой классовой структуры занятости структурой профессиональной: рабочий класс теряет ведущие позиции, уступая место ученым, научнотехническим работникам и менеджерам-консультантам. Решающим на рынке труда становится уровень образования и знания. Происходит становление новой мотивации деятельности;

бурным развитием инфраструктурных предприятий -транспортных (железнодорожного, авиационного, морского), межконтинентальных связей, обслуживающих бизнес, и т.д. Таким образом, фундаментальным признаком происходящих в экономике перемен является переориентация производства с просто создания материальных благ на предоставление услуг в широком смысле слова и генерирование информации [12]. Иначе говоря, современный этап развития характеризуется переходом от так называемой индустриальной экономики к «сервисной» (service economy) [13; 14].

Появление понятия «сервисная экономика» связано со структурными изменениями в мировой экономике, а именно: с глобальной тенденцией относительного снижения темпов развития индустриальных секторов народного хозяйства в послевоенный период и, соответственно, ростом сервисного комплекса. Основными признаками экономики надиндустриальных отношений (сервисной экономики) становятся динамично растущая доля сферы услуг в национальном доходе, а также трансформированная структура финансов и занятости населения [15-17].

Зарубежные и отечественные ученые обратили внимание на сферу услуг в 1950-1960-х годах, когда ее доля в ВВП в развитых странах мира не достигала и 30%. К началу 1970-х годов сфера услуг стала ведущим сектором экономики. Сегодня она составляет в развитых странах 63%, а в развивающихся - 49% в структуре валового продукта. В отдельных государствах (таких, как Г онконг) она может доходить до 89% [18]. Среди сервисных предприятий ведущее место занимают компании по обработке информации, созданию, распространению и применению знаний. Темпы роста этого сектора экономики (16% в год) намного выше темпов роста в сфере торговли (лишь 7% в год) [19].

Сервисную экономику отличают также иной характер и структура инвестиций, иной состав рабочей силы (в сервисном секторе задействовано свыше 2/3 финансов и рабочей силы). Уже после 1950-х годов в США численность «белых воротничков» превысила численность заводских рабочих. По прогнозам Bureau of Labor Statistics (BLS), фабрично-заводская сфера в ближайшие 10 лет продолжит сокращаться, зато число офисных работников значительно увеличится; в 2010 г. одно из пяти новых рабочих мест (примерно 5 млн) будет создано в сфере, обслуживающей бизнес (business service sector). Именно эта сфера станет основным фактором экономического роста в нынешнем десятилетии. По данным журнала American Demographics,

возрастающая роль информации приводит к тому, что уже сегодня более 56% трудящихся заняты сбором, обработкой и использованием информации, что свидетельствует о том, что «сервисная» экономика превращается в «информационную» [20].

Увеличение доли сервисных отраслей в структуре экономики и финансов, а также улучшение качественного состава занятых являются, по мнению большинства исследователей и классиков постиндустриализма, ключевыми признаками «сервисной экономики» [13; 14; 15; 16; 21].

Однако «сервисная» и «индустриальная» экономики имеют и другие, качественные отличия, выделенные В. Томиловым и Д. Беллом, что позволяет внести уточнения в экономическое содержание исследуемого понятия. Так, Томилов предлагает определять сервисную экономику как экономику, в которой повышается не столько доля сервисных отраслей, сколько -значение маркетинга на предприятиях. В связи с этим он сравнивает цели, понятия полезности и качества, основные технологии, стиль менеджмента в «сервисной» и «индустриальной» экономиках (табл. 1).

Таблица 1

Отличительные признаки «сервисной» и «индустриальной» экономик [22]

Индустриальная экономика Сервисная экономика

Цель

Максимизация выпуска продукции Стремление повысить эффект полезности. (Повышается значение маркетинга как фактора, определяющего успех предприятия)

Понятие полезности

Отождествляется с материальной продукцией Отождествляется с характером использования и степенью совершенствования систем, которые объединяют материальный продукт и соответствующие услуги

Качество

Синоним понятия «хорошо делать свое дело» Установление интерактивных (диалоговых или коммуникативных) связей с потребителем для максимизации степени его удовлетворенности)

Основные технологии

Связаны с преобразованием сырья в готовую продукцию Связаны с функционированием материально-сервисных систем

Стиль менеджмента

Носит «механический» и даже «военизированный» характер из-за чрезмерной упорядоченности и иерархичности организации Отличается гибкостью, «биологичностью» (каждая клетка мозга играет роль носителя всей совокупности информации), высокой оперативностью. Ключевые элементы менеджмента - быстрота принятия решений, гибкость, сетевая организация, открытость и свобода маневра

Однако выделенные признаки с достаточной степенью условности можно характеризовать как отличительные для «сервисной» и «индустриальной» экономик, поскольку в исследовании отсутствуют критерии «повышения значимости маркетинга на предприятиях», роль которого в условиях рынка и так велика.

Другую идею - изменения парадигмы управления при последовательной смене конкретных экономических моделей - развил в своих исследованиях Д. Белл [23]. Согласно его периодизации (табл. 2) переход к сервисной экономике обусловлен появлением феномена, получившего первоначально в англоязычной, а затем и мировой научной литературе по сервисному бизнесу название «кастомизация» (от англ. customer - потребитель), что означает особый, индивидуализированный подход к удовлетворению потребностей отдельного клиента и считается идеалом взаимодействия по линии «поставщик услуг - клиент» [12].

Таблица 2

Основные параметры периодизации экономических моделей развития Д. Белла*

Временной период Экономическая модель развития и парадигма управления хозяйственными объектами

Начало - середина XX века Ориентация предприятий на возможности производства, эффективное использование своего ресурсного потенциала и предложение совокупному потребителю товаров и услуг, которые хозяйствующие субъекты могли и считали нужным производить (наиболее выразительной моделью такого предприятия является массовое производство стандартной продукции в течение многих лет или даже десятилетий)

50-е годы - середина 80-х годов XX века Доминирование производственно-маркетингового подхода с ориентацией на крупные сегменты массового рынка

Середина 80-х годов -современный этап экономического развития Своевременное обнаружение и реальное обеспечение потребностей клиентских групп и, по возможности, конкретного клиента

Примечание. * Составлено по материалам статьи [12].

«Индивидуализация товаров ведет к индивидуализации потребностей, сделок и локализации цен. Если же цена существенно зависит от конкретной трансакции, индивидуальных особенностей ее участников, то ценовое измерение теряет свойства качественных шкал...» [24]. Таким образом, вектор развития экономики меняется от удовлетворения материальных потребностей (material needs) в сторону удовлетворения потребностей человеческих (human needs) [25]. Место естественных (натуральных и стоимостных) измерителей объема вовлеченных в производство факторов производства занимают качественные характеристики неденежного содержания: происходит усиление

роли неосязаемых атрибутов (комфорта, внимания, доброжелательности, т.п.); функция использования приносит потребителю больше удовлетворения, чем факт владения товаром (растет популярность услуг типа аренды, лизинга и т.п.).

Фактически услуги становятся источником конкурентного преимущества независимо от того, где они оказываются: в промышленности (техническое обслуживание и ремонт, обучение персонала, консультации, обеспечение материалами и т.д.) или в традиционной сфере услуг (банки, туризм, гостиницы, рестораны). Это потребовало новых подходов к управлению, маркетингу, персоналу, финансам, что было реализовано в рамках концепции, получившей научное развитие у ряда исследователей под названием «сервисная фабрика». Данная концепция распространяется и на секторы услуг, и на любую бизнес-деятельность, а применение соответствующих принципов и приемов работы рассматривается как обусловленная конкуренцией необходимость, которую часто называют сервисным императивом [12; 26].

Переходу от индустриальной к сервисной экономике способствуют общественные, прежде всего экономические, институты, поддерживающие происходящие трансформации. Кардинальные преобразования в сфере услуг вызваны изменением вектора воздействия на сервисный сектор экономики политико-правовых факторов (в частности, либерализации государственного регулирования). Традиционно многие отрасли сферы услуг (транспорт, связь, финансовые услуги и др.) подвержены более жесткому государственному контролю и регулированию, нежели индустриальные секторы. Это проявляется в том, что на многие услуги директивно устанавливаются уровни цен (пороги рентабельности), накладываются географические ограничения на каналы распространения, а также нередко диктуются потребительские параметры. Процесс частичного дерегулирования сервисного сектора со стороны государства приводит к расширению сервисных функций производственных компаний, росту числа сервисных предприятий, а также возможностей внедрения в новые сервисные отрасли.

Обобщая вышеизложенное, мы выделяем следующие признаки развития сервисной экономики:

1) трансформация базовой функции предприятия - от товаро- к услугопроизводящим компаниям;

2) изменение характера и степени воздействия общественных, прежде всего экономических, институтов -либерализация государственного регулирования и контроля, активизация стимулирующего воздействия и т.п.;

3) рост рынка услуг, определяемый по увеличению доли сервисных отраслей в структуре экономики и финансов, количества и качества занятых в сервисных отраслях.

Литература

1. Иноземцев В.Л. За пределами экономического общества. Постиндустриальные теории и постэкономические тенденции в современном мире. М.: Academia-Наука, 1998.

2. Глобальное сообщество: новая система координат (подходы к проблеме) / Отв. ред. А.И. Неклесса. СПб., 2000.

3. Bell D. The End of Ideology. Cambridge (Ma.)-London, 1988.

4. Глазьев С.Ю. Конкурентные преимущества и слабости

России в контексте глобальных тенденций экономического развития. Стратегия роста:

Науч. доклад. М., 1997.

5. Глазьев С. Геноцид. М.: Терра, 1998.

6. Clark С. Conditions of Economic Progress. London,1940.

7. Furastye D. Post-Induslrial America: A Geographical Perspective. N.Y.-London, 1985.

8. Солдатов В. Свежие инвестиции пойдут в первую очередь в телекоммуникации// Hi-tech & Telecom: № 1(0).

9. Лукьянова А.Л. Переход к постиндустриальному обществу? Исследование занятости в сервисном секторе экономики России. М.: EERC, 2003.

10. Иноземцев В. Расколотая цивилизация. Бостон-М.: HOUGHTON MIFFLIN; Academia, 1999.

11. Гренроос К. Маркетинг и менеджмент услуг. Lexingston Books, 1990.

12. Чернышев Б. Менеджмент в сервисной экономике: сущность и содержание // Проблемы теории и практики управления. 2004. № 1.

13. Sassen S. Transnational Economies and National Migration Policies. Institute for Migration and Ethnic Studies. University of Amsterdam, 1996.

14. Gershuny J., Miles I. The New Service Economy. The Transformation of Employment in Industrial Societies. N.Y.: Praeger, 1983.

15. Паньшин В. Новый век - век электронной коммерции // Открытый контакт. 2000. Апрель.

16. Семенов В.М., Васильева О.Е. Сервис промышленных товаров. М.: Центр экономики и маркетинга, 2001.

17. The OECD Job Study: Evidence and Explanations. Part I. Paris: OECD, 1994.

18. Тюрюканова Е., Малышева М. Женщина. Миграция. Государство. М.: Академия, 2001.

19. Статистика рынка товаров и услуг / Под ред. И. Беляевского. М., 1997.

20. Трипольский М. Перспективы на завтра // Russian Bazaar. 2002. №2 13(309).

21. Гершуни Д. Экономическая социология: либеральные рынки, социальная демократия и использование времени // Экономическая социология. 2000. Т. 1. № 2.

22. Томилов В.В. Культура организации международных коммуникаций // Энциклопедия маркетинга. http ://www.marketing. spb.ru.

23. Bell D. The Coming of Post-Industrial Society: A Venture of Social Forecasting. N.Y.: Basic Books, 1973.

24. Кондрашова Л.И. Глобализация и альтернативы общественного развития // http://top.mail.ru.

25. Джанджугазова Е.А. Гостеприимство: вопросы

теории и практики // Пять звезд. 2003.

26. Chase R.B., Garvin D.A. The Service Factory // Harvard Business Review. 1989, 67. № 4.

k k k k k

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.