Научная статья на тему 'Теоретические аспекты развития экономики'

Теоретические аспекты развития экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
развитие экономики / методы управления / сфера услуг / деловые услуги / economic development / management methods / service sector / business services

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шумаев Виталий Андреевич

Ранее управление экономикой осуществлялось государственными структурами по единому плану. При этом не было конкуренции, контрактных отношений, а сфера услуг была ограниченной и не рассматривалась ее роль в развитии экономики. При переходе России к рыночным отношениям актуальным стало изучение опыта стран с развитой экономикой по организации и функционированию объектов, оказанию услуг, в частности деловых. В развитых зарубежных странах накоплен богатый опыт взаимодействия структур основных и вспомогательных производств и управления ими в условиях рыночных отношений и жесткой конкуренции. Использование их опыта является актуальным для субъектов российской экономики. В настоящее время в России создаются разнообразные виды и формы объединений предприятий, характеризующиеся концентрацией производственно-финансовых ресурсов и централизацией управления, что позволяет создать мощную устойчивую на рынке структуру путем слияний и поглощений разнообразных предприятий, в результате чего можно обеспечить конкурентоспособность функционирования бизнеса в части оказания услуг. Многофункциональность услуг, являющихся одним из важнейших видов, включающей элементы логистической деятельности, обусловили актуальность разработки различных подходов управления. Однако вопросы функционирования рыночных структур по оказанию услуг еще недостаточно подробно проработаны. Поэтому развитие теории и практики создания и управления хозяйственными структурами, в частности в сфере услуг, является актуальной проблемой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical aspects of economic development

Previously, the management of the economy was carried out by state structures according to a single plan. At the same time, there was no competition, contractual relations, and engineering was not considered as a type of service, its role in the development of the economy was not observed. During Russia's transition to market relations, it became relevant to study the experience of countries with developed economies in the organization and operation of facilities, the provision of services, in particular engineering. Developed foreign countries have accumulated a wealth of experience in the interaction of the structures of the main and auxiliary industries and their management in the conditions of market relations and fierce competition. The use of their experience is relevant for the subjects of the Russian economy. Currently, various types and forms of enterprise associations are being created in Russia, characterized by the concentration of production and financial resources and the centralization of management, which allows creating a powerful structure stable in the market through mergers and acquisitions of various enterprises, as a result of which it is possible to ensure the competitiveness of the functioning of the business in terms of the provision of engineering services. The multifunctionality of engineering services, which are one of the most important types of the service sector, including elements of logistics activities, has led to the urgency of developing various management approaches. However, the issues of functioning of market structures for the provision of engineering services have not yet been worked out in sufficient detail. Therefore, the development of the theory and practice of creating and managing economic structures, in particular in the service sector, is an urgent problem of the economy.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты развития экономики»

ББК 65.050.1 УДК 338.2

JEL A10, B12, E21, L51

Теоретические аспекты развития экономики

Шумаев Виталий Андреевич, доктор экономических наук, профессор, НИИ Минобороны России, Москва, Россия E-mail: vitshumaev@mail.ru

Аннотация: Ранее управление экономикой осуществлялось государственными структурами по единому плану. При этом не было конкуренции, контрактных отношений, а сфера услуг была ограниченной и не рассматривалась ее роль в развитии экономики. При переходе России к рыночным отношениям актуальным стало изучение опыта стран с развитой экономикой по организации и функционированию объектов, оказанию услуг, в частности деловых. В развитых зарубежных странах накоплен богатый опыт взаимодействия структур основных и вспомогательных производств и управления ими в условиях рыночных отношений и жесткой конкуренции. Использование их опыта является актуальным для субъектов российской экономики. В настоящее время в России создаются разнообразные виды и формы объединений предприятий, характеризующиеся концентрацией производственно-финансовых ресурсов и централизацией управления, что позволяет создать мощную устойчивую на рынке структуру путем слияний и поглощений разнообразных предприятий, в результате чего можно обеспечить конкурентоспособность функционирования бизнеса в части оказания услуг. Многофункциональность услуг, являющихся одним из важнейших видов, включающей элементы логистической деятельности, обусловили актуальность разработки различных подходов управления. Однако вопросы функционирования рыночных структур по оказанию услуг еще недостаточно подробно проработаны. Поэтому развитие теории и практики создания и управления хозяйственными структурами, в частности в сфере услуг, является актуальной проблемой экономики.

Ключевые слова: развитие экономики; методы управления; сфера услуг; деловые услуги.

Theoretical aspects of economic development

Vitaly A. Shumaev, Doctor of Economics, Professor,

Research Institute of the Ministry of Defense of Russia, Moscow, Russia

E-mail: vitshumaev@mail.ru

Annotation: Previously, the management of the economy was carried out by state structures according to a single plan. At the same time, there was no competition, contractual relations, and engineering was not considered as a type of service, its role in the development of the economy was not observed. During Russia's transition to market relations, it became relevant to study the experience of countries with developed economies in the organization and operation of facilities, the provision of services, in particular engineering. Developed foreign countries have accumulated a wealth of experience in the interaction of the structures of the main and auxiliary industries and their management in the conditions of market relations and fierce competition. The use of their experience is relevant for the subjects of the Russian economy. Currently, various types and forms of enterprise associations are being created in Russia, characterized by the concentration of production and financial resources and the centralization of management, which allows creating a powerful structure stable in the market through mergers and acquisitions of various enterprises, as a result of which it is possible to ensure the competitiveness of the functioning of the business in

terms of the provision of engineering services. The multifunctionality of engineering services, which are one of the most important types of the service sector, including elements of logistics activities, has led to the urgency of developing various management approaches. However, the issues of functioning of market structures for the provision of engineering services have not yet been worked out in sufficient detail. Therefore, the development of the theory and practice of creating and managing economic structures, in particular in the service sector, is an urgent problem of the economy.

Keywords: economic development; management methods; service sector; business services.

Методы управления рыночной экономикой

В мировой экономической литературе существует два основных мнения о роли государства и его отношении к рынку: классическое и кейнсианское. Классическое направление ввел А. Смит [8], который считал, что рынок подвержен автоматическому саморегулированию, его надо освободить от государственного контроля, поскольку «Невидимая рука» рынка им управляет и делает так, как нужно обществу при рыночной экономике. В какой-то степени спрос действительно вызывает необходимость производства товаров и оказывает влияние на развитие рыночной экономики. Но на рынок влияют и другие внешние и внутренние факторы. Так, экономический кризис 1929-1933 годов практически опроверг теорию саморегулирования рынка. С 1970-х годов многие страны стали использовать монетаристскую теорию М. Фридмена [10], основанную на денежном регулировании рыночной экономики: увеличение денежной массы влияет на рост производства. Уровень цен и доходов также зависят от количества денег в обращении и скорости. Его теория была использована при построении рыночной экономики в Чили при правлении А. Пиночета, в Израиле, Мексике, Бразилии и некоторых других странах Азии. Однако наибольший успех управления рыночной экономикой имеет теория государственного регулирования Кейнса [3]. Он считал необходимым участие государства в управлении рыночной экономикой. Государство должно осуществлять бюджетное финансирование части промышленности, коммунального хозяйства, выплат ряда пособий. Оно также должно регулировать операции на открытом рынке, количество денег в обращении, контролировать учетные ставки национальной банковской системы и т.д. Кейнс допускал наличие дефицитного финансирования. В период кризиса функции государства состояли в обеспечении физического выживания за счет заказов правительства и т.п. Использование кейнсианской теории в послевоенный период позволило странам Европы, Северной Америки и Японии получить устойчивый экономический рост.

Становление рыночной экономики в нашей стране происходило по трем указанным выше направлениям под влиянием иностранных советчиков. Поэтому во многих отраслях хозяйства государственный сектор экономики гораздо меньше, чем в развитых капиталистических странах [1]. Однако наиболее эффективным и практически апробированным направлением ведения рыночной экономики является смешанный, то есть где осуществляется государственное регулирование экономики и рыночного механизма одновременно. В настоящее время этот метод применяется в нашей стране для управления экономикой.

Понятие развития

Прежде всего, надо определить, что в данной статье понимается под развитием. Некоторые экономисты, например, Ф.Л. Бык и В.Г. Китушин [2] представили процесс развития в виде действия трех составляющих: хаос, упорядочивание, стабилизация. Причем, это понятие они считают действительным для всех процессов: биологических, экономических и др. Ограничимся рассмотрением термина развитие экономики. Авторы представляют хаос как экономический кризис, с которого и начинается процесс развития. На наш взгляд, хаос не является элементом процесса развития, а представляет собой определенное неуправляемое неупорядоченное состояние. Сами же авторы признают, что «развитие - процесс установления порядка в системе». Однако хаос не может относиться ни

к системе, ни к процессу установления порядка. Развитие же должно характеризоваться изменениями, причем, положительными, прогрессивными. Прогрессивность изменений может характеризоваться критерием, в качестве которого академик Н. Н. Моисеев [5] определил «принцип минимума диссипации (невозрастания энтропии)», что также не может относиться к стадии хаоса. Далее - стадия упорядочения (для экономики - капитализация), с чем можно согласиться. Следующей названа стадия «стабилизация» - устойчивый рост. Однако в процессе развития имеет место не только устойчивый рост, но и падение, замедление роста, то есть не всегда он стабильный. Поэтому название стадии «стабилизация» здесь не приемлема. Также авторами указанной статьи [2] используется термин «саморазвитие». По нашему мнению, саморазвития в природе не существует, поскольку любой объект может развиваться в результате воздействия управляющей информации. Поэтому в нашем случае можно представить саморазвитие как частный случай развития экономической системы без участия человека.

В экономике, по нашему мнению, развитие может трактоваться как деятельность человека, вызывающая позитивные изменения системы. Основным свойством развития следует считать его направленность - только прогрессивное развитие. Другие направления, такие как упадок, стагнация, разрушение и т.п., не следует, на наш взгляд, относить к развитию. По нашему мнению, развитие - это прогрессивные изменения системы. Однако, чтобы добиться этого необходимо участие человека, то есть направить его деятельность в части управления процессом развития. Его можно также признать, как искусственное влияние внутренних и внешних факторов существования системы. Одним из прогрессивных направлений такого воздействия человека является осуществление инвестиционной деятельности, позволяющей улучшить функционирование существующей экономической системы на основе проведения финансирования мер развития. Другим, не менее прогрессивным влиянием человека на развитие системы, является инновационная деятельность, которая приводит к более интенсивному росту развития экономики. Инновационная деятельность связана с финансированием в науку и получением научных достижений и дальнейшего их использования для развития экономической системы. Если к этому процессу применить принципы оптимизации движения (изменений), то управление процессом относится к сфере логистики. При использовании обоих указанных направлений воздействия на экономическую систему можно применить термин инновационно-логистическое развитие.

Таким образом, управление развитием - это деятельность человека в части воздействия на условия существования системы в целях достижения положительных (прогрессивных) изменений. Инновационно-логистическое развитие - управление развитием системы в результате инновационной деятельности с использованием логистических принципов оптимизации [4].

Остановимся на роли сферы услуг в развитии экономики.

Услуги как значительный фактор развития экономики

Сфера услуг является частью народнохозяйственного комплекса и направлена создание ценностей, увеличивающих совокупный фонд потребления. Сфера услуг является движущей силой экономического развития. Цивилизованное государство характеризуется не столько уровнем производства, сколько уровнем сферы услуг. Так, доля услуг в валовом национальном продукте индустриально развитых стран составляет 65-70%. В США, например, в сфере сервиса занято 70% всей численности работающих, в Японии - 60%. На 1 тыс. жителей в Германии приходится 260 работников сервиса, в США - 340, в Японии - 310 [9]. В структуре ВВП России услуги занимают 60%, а в сфере сервиса занято около 30 млн человек (более 40% работающих), из них половина работающих занята на транспорте и других видах производственного сервиса [7].

Поскольку имеются различные толкования понятия «услуга», представим наше мнение. Услуга - целесообразная, целенаправленная деятельность субъекта по удовлетворению индивидуальной потребности взаимодействующего с ним по этому поводу

другого субъекта; деятельность исполнителя по удовлетворению потребностей заказчика. Услуга выступает в качестве полезного эффекта конкретного труда, потребляется в виде деятельности. Она является самостоятельной экономической формой проявления труда и имеет особую потребительную стоимость.

Оказание услуги представляет собой выполнение специализированными структурами объема работы по поддержанию жизненного цикла человека и/или функционирование связанных с ним материальных объектов. В основе услуг положены знания, нашедшие отражение в способностях человека или организации выполнять ту или иную работу. Знания являются одним из наиболее производительных факторов. Так, научно-техническая революция предопределила создание множества машин и механизмов, использующих прогрессивные источники энергии, заменяющих живой труд, способствующих жизнедеятельности человека. Воплощенные в технические средства знания характеризуют производительный труд, способный не только восполнять затраты, но и получать прибавочный эффект.

Успешное функционирование сферы услуг являются признаком цивилизованного государства. Развитие научно-технического прогресса побуждает появление новых видов услуг, а рост сферы услуг влияет на развитие научно-технического прогресса. Это показывает, что услуги являются одним из важнейших факторов цивилизации общества.

Услуга относится к непроизводственной сфере. Услуги имеют как общие с вещественным товаром черты, так и отличия. По нашему мнению, услуга является тоже товаром, как и все то, что продается. Однако вещественный товар производится для неизвестного покупателя, которого еще предстоит найти. Вещественный товар поступает на рынок для продажи, проходя различные стадии товародвижения (складирование, хранение, транспортировка, упаковка, торговля). Для услуги этого не надо, поскольку она имеет своего заказчика и исполнителя. Кроме того, услуги не могут транспортироваться, храниться, накапливаться и потребляться их создателем.

Специфика оказания услуг заключается в том, что, в отличие от товаров, их нельзя произвести заранее и хранить. Оказать услугу (произвести) можно только по заказу клиента

[9].

Нельзя согласиться с некоторыми мнениями в том, что услуга характеризуется отсутствием предметного носителя, а представляется только в качестве полезного труда, потребляется в виде деятельности и имеет особую потребительную стоимость. Это утверждение справедливо не для всех услуг, а относится только к некоторым бытовым услугам (например, парикмахерские, прачечные и т. п.) и представляет собой частный случай. В качестве примера наличия предметного носителя услуги можно привести костюм, сшитый в ателье по заказу клиента. В сфере деловых услуг также могут быть вещественные результаты.

С точки зрения классификации сфера услуг еще не совсем упорядочена: имеется большое разнообразие подходов. Интересен подход Портера, который укрупненно подразделил услуги на предоставляемые отдельным лицам и различным видам бизнеса или учреждениям [6].

Укрупнённо услуги также можно классифицировать в зависимости от того, имеется ли в результате её выполнения материальный предмет или выполненная работа. Например, в результате индивидуального заказа изготовлен материальный предмет (костюм или др.). Результатом же другой группы, например, услуги транспорта, может быть доставка материального предмета, результатом которой является только труд.

Комплекс услуг классифицируется по следующим направлениям:

- социальные (образование, здравоохранение, услуги по охране имущества и личности и т. д.);

- личные (рекреационные, досуговые, бытовые и т.д.);

- деловые (консалтинговые, финансовые, информационные, логистические, инжиниринговые и другие бизнес-услуги);

- социально-культурные (связанные с развитием духовной сферы, формирующие и сохраняющие рабочую силу) [9].

К деловым относятся услуги, направленные на функционирование инфраструктуры рынка, оказание помощи юридическим и физическим лицам в продвижении товаров и создании новых объектов рынка.

Основные деловые услуги (бизнес-услуги), по нашему мнению, можна считать следующие:

- услуги по хранению, складированию;

- услуги по упаковке;

- маркетинговые услуги;

- консалтинговые услуги;

- услуги оптовых посредников;

- инженерные услуги (услуги в области проектирования и научных исследований);

- услуги связи;

- рекламные услуги;

- информационные услуги;

- услуги компьютерных сетей и систем;

- услуги электронной коммерции;

- услуги по страхованию;

- банковские и другие финансовые услуги;

- транспортные услуги;

- услуги в области логистики;

- услуги в части охраны и безопасности;

- таможенные услуги;

- услуги по подготовке документации;

- инжиниринговые услуги;

- услуги по подготовке и переподготовке кадров;

- юридические услуги.

В современных условиях социально-экономического развития страны наблюдается все большее влияние новых особенностей и тенденций:

- трансформация спроса на рынке услуг;

- внутривидовая, внутригрупповая диверсификация услуг;

- межгрупповая интеграция услуг и формирование многопрофильных сервисных комплексов.

Указанные тенденции обусловлены нестабильностью доходов, платежеспособностью потребителей, неадекватными изменениями потребительских предпочтений, вызванными внешними факторами и изменениями в стране.

Заключение

Процесс развития может быть признан только на основе прогрессивных направлений. Управление развитием экономики страны должно осуществляться государством посредством законов и регулирующих документов и дополняться вливанием капитала и регулированием спроса на рынке. Одним из влиятельных факторов развития экономики является инновационный, который принят в качестве основного направления. Значительную долю в экономическом развитии вносит сфера услуг, особенно деловые услуги, направленные на инновационное развитие страны.

Список источников

1. Артемов, А.В. Трансформация промышленной политики и управления с учетом инновационно-логистических подходов / А.В. Аретемов, А.В. Брыкин, В.А. Шумаев. -Н. Новгород: Изд-во Университетская книга, 2008. - 264 с.

2. Бык, Ф.Л. Понятийные аспекты новой парадигмы управления / Ф.Л. Бык, В.Г. Китушин // Менеджмент в России и за рубежом. - 2007. - № 5. - С. 3-8. - EDN ICAQLR. - ISSN 1028-5857.

3. Кейнс, Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег / Дж. М. Кейнс // Антология экономической классики: в 2 ч. / предисл., сост. И. А. Столяров. - М.: Эконов, 1993. - Ч. 2. - 488 с.

4. Лобанов, А.А., Романченко, О.В, Шумаев, В.А. Организация инжиниринговых услуг по строительству объектов с применением логистики: монография. - Воронеж: Научная книга, 2016. - 121 с.

5. Моисеев, Н.Н. Алгоритм развития / Н.Н. Моисеев. - М.: Наука, 1987. - 304 с.

6. Портер М. Международная конкуренция / М. Портер. -М.: Международные отношения, 1993. - 896 с.

7. Российский статистический ежегодник / Росстат. - М.: Росстат, 2022.

8. Смит, А. Исследования о природе и причинах богатства народов. Антология экономической классики: в 2 ч. / предисл., сост. И. А. Столяров. - М.: Эконов, 1993. - Ч. 1. -480 с.

9. Сфера услуг: проблемы и перспективы развития: в 4 т. / под ред. акад. Ю.П. Свириденко. - М.: ВЕГА ИНТЕЛ XXI, 2001.

10. Фридмен, М. Если бы деньги заговорили...: пер. с англ. / М. Фридмен. - М.: Дело, 1998. - 160 с.

Reference

1. Artemov, A.V., Brykin A.V., Shumaev V.A. Transformation of industrial policy and management taking into account innovation and logistics approaches. Nizhny Novgorod: Publishing House of the University Book, 2008. 264 p.

2. Byk F.L., Kitushin V.G. Conceptual aspects of the new management paradigm. Management in Russia and abroad. 2007;5:3-8. EDN ICAQLR. ISSN 1028-5857.

3. Keynes, J. M. General theory of employment, interest and money. Anthology of economic classics: in 2 hours / foreword, comp. I. A. Stolyarov. M.: Econov, 1993. Part 2. 488 p.

4. Lobanov, A.A., Romanchenko, O.V., Shumaev, V.A. Organization of engineering services for the construction of facilities using logistics: monograph. Voronezh: Scientific book, 2016. 121 p.

5. Moiseev N.N. Development algorithm. M.: Nauka, 1987. 304 p.

6. Porter M. International competition. M.: International relations, 1993. 896 p.

7. Russian statistical yearbook / Rosstat. - M.: Rosstat, 2022.

8. Smith A. Research on the nature and causes of the wealth of nations. Anthology of economic classics: in 2 hours / foreword, comp. I.A. Stolyarov. M.: Econov, 1993. Part 1. 480 p.

9. Service sector: problems and development prospects: in 4 volumes / ed. acad. Yu.P. Sviridenko. M.: VEGA INTEL XXI, 2001.

10. Friedman M. If money spoke ...: per. from English. M.: Delo, 1998. 160 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.