Научная статья на тему 'Теоретические аспекты процесса изменения системы образования'

Теоретические аспекты процесса изменения системы образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
59
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION SYSTEM / "ДОРОЖНАЯ КАРТА" / "ROAD MAP" / ЭЛЕКТРОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ELECTRONIC TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пашинская В.В.

На современном этапе развития прослеживается общемировая тенденция повсеместного внедрения и использования информационно-коммуникационных технологий. Безусловно, рост использования инновационных технологий во всех сферах жизни неразрывно связан с научно-техническим и информационным прогрессом. В настоящее время, выстроен принципиально новый подход к уровню подготовки и квалификации кадров. Все эти тенденции стали факторами, обуславливающими изменения в системе образования, внедрение инновационных подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

At the present stage of development the universal tendency of universal introduction and use of information and communication technologies is traced. Certainly, growth of use of innovative technologies in all spheres of life is inseparably linked with scientific and technical and information progress. Now, essentially new approach to the level of preparation and qualification of shots is built. All these tendencies became the factors causing changes in an education system, introduction of innovative approaches.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты процесса изменения системы образования»

нии экономики знаний среди прочих рекомендаций по выводу нашей страны из кризиса и реализации опережающей стратегии, и подчеркивает, что государство «должно задавать соответствующую экономике знаний шкалу нравственных ценностей и формировать их в общественном сознании посредством системы образования и культуры» [1].

Таким образом, мы подошли к необходимости введения такого понятия, как корпоративная инновационная ответственность вуза.

В [5] было определено, что на уровне организации инновационная ответственность будет представлять собой корпоративную инновационную ответственность (КИО), под которой понимается новая парадигма инновационного развития организации, представляющая собой признанную, разделяемую нормативно-ценностную систему сотрудников организации, дающую инновационно ориентированную модель постановки проблем и их решений.

Иными словами, внедрение корпоративной инновационной ответственности в корпоративную культура вуза позволит разрешить существующее противоречие в отношении общества и интеллигенции к инновациям. Понимание того, что введение и распространение инновационных разработок до потребителя есть «не буржуазное использование людей», а необходимо в настоящее время - в период смены технологических укладов - для поддержания конкурентоспособности всей страны, для поддержания ее лидерских позиций в мире, для выживания и процветания всего населения страны, что позволит изменить ситуацию и переломить существующее сопротивление и инертность научного сообщества.

Так же, как и современная концепция маркетинга любую деятельность организации рассматривает с точки зрения удовлетворенности потребителя, для осуществления успешного перехода на новый технологический уклад каждая компания, в данном случае вуз и каждый ее сотрудник должны рассматривать любую свою деятельность сквозь призму инновационной ответственности.

Определим уровни инновационной ответственности:

- индивидуальная инновационная ответственность - ответственность на уровне экономического агента бизнес-системы;

- корпоративная инновационная ответственность - ответственность на организационном уровне;

- региональная инновационная ответственность - ответственность на региональном уровне;

- национальная инновационная ответственность - ответственность на государственном уровне. Считаем, что внедрение КИО как на организационном, так и на индивидуальном уровнях в вузе станет ключевым фактором как непосредственно коммерциализации инноваций, так и фактором, способствующим формированию инновационных кадров - системных интеграторов инновационного процесса вследствие инновационной ориентации профессорско-преподавательского состава.

Список литературы:

1. Глазьев С.Ю. Россия еще может успеть войти в новый технологический уклад: [Электронный ресурс] URL:http://www.business-gazeta.ru/article/66460/ 15.09.2012 (дата обращения 10.05.2015)

2. Грэхэм Л. Сможет ли Россия конкурировать? История инноваций в царской, советской и современной России / Лорен Грэхэм; пер. с англ. Ю. Константиновой. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 272 с.

3. Инновационная Россия-2020: [Электронный ресурс] URL: / http://innovation. gov.ru/taxonomy/ term/586 (дата обращения 26.05.2015)

4. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. -СПб.: Питер, 2008. - 464 с.

5. Панова А.В. Инновационная ответственность как ключевой инструмент опережающего развития России в условиях смены технологических укладов // Экономика и предпринимательство, № 5 (ч.2) 2015 г.

6. Панова А.В, Марченко Е.М., Стратегическое управление инновационным развитием организации на основе корпоративной культуры. Монография. [Текст] / - Владимир, Собор, 2009. - 144 с. (9 п.л. / 4,5 п.л.)

7. Пригожин Аркадий Ильич. Управленческие идеи: Вы какое положение на рынке хотите занять? Как для этого должна измениться ваша организация? М.: ЛЕНАНД, 2015. - 480 с.

8. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.: [Электронный ресурс] URL: http://innovation.gov.ru/sites/default/ files/documents/2014/5636/1238.pdf (дата обращения 10.05.2015)

9. Сурат, Л.И. Проблемы коммерциализации вузовских инноваций и потенциальные пути их решения./ Сурат Л.И.// Транспортное дело России, №12, 2010. (0,5 п.л.)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ИЗМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Пашинская В.В.

Ростовский государственный экономический университет «РИНХ», г.Ростов-на-Дону

АННОТАЦИЯ

На современном этапе развития прослеживается общемировая тенденция повсеместного внедрения и использования информационно-коммуникационных технологий. Безусловно, рост использования инновационных технологий во всех сферах жизни неразрывно связан с научно-техническим и информационным прогрессом. В настоящее время, выстроен принципиально новый подход к уровню подготовки и квалификации кадров. Все эти тенденции стали факторами, обуславливающими изменения в системе образования, внедрение инновационных подходов.

At the present stage of development the universal tendency of universal introduction and use of information and communication technologies is traced. Certainly, growth of use of innovative technologies in all spheres of life is inseparably linked with scientific and technical and information progress. Now, essentially new approach to the level of preparation and

qualification of shots is built. All these tendencies became the factors causing changes in an education system, introduction of innovative approaches.

Ключевые слова: система образования, «дорожная карта», электронные технологии. Keywords: education system, "road map", electronic technologies.

Развитие в последние десятилетия научно-технического прогресса, колоссальный социальный бум, развитие информационно-коммуникационных технологий, все это затронуло общемировую тенденцию реорганизации системы образования. Все тенденции приобретают характер общеконтинентальных, а зачастую даже общемировых. Изменения политического строя, неизбежно повлекли за собой изменения и всех направлений, включая систему образования. Так, Карманова Д.А. отмечает, что сегодня на первый план вышли умение работать с информацией (добывать, обрабатывать, использовать), а также способность реагировать и эффективно использовать стремительно возникающие и развивающиеся инновации. При этом традиционная система образования, основанная на принципах просвещения, направленная на трансляцию знаний, сохранение и воспроизводство духовного опыта, социализацию личности, определяемая состоянием общества и отвечающая «социальному заказу», становится неэффективной в условиях возрастающей информационной динамики, глобализации и модернизации общества[2].

Реформа европейских национальных систем высшего образования осуществляется в рамках Болонской декларации (1999 г.), что предусматривает создание единого европейского образовательного пространства, в частности направленного на высшее образование. Данная декларация и ряд других нормативных документов выступают, так называемым «Болонским процессом». Поскольку Европейские страны консолидируют все направления на одной единой платформе, то одной из таких платформ выступает система образования. Именно система образования во много отвечает за формирование социальной адап-тированности и сокращению социальной раздробленности.

Концептуально, «Болонская система» заключается в придании «европейского измерения» высшему образованию (его ориентация на общеевропейские ценности) и повышение привлекательности, конкурентоспособности европейского образования, реализация социальной роли высшего образования, его доступность, развитие системы дополнительного образования (так наз. «образование в течение всей жизни»)[3]. Для достижения этой цели, реализуются задачи по переходу на двухступенчатую систему высшего образования (бакалавриат - магистратура), использованию единой системы оценки трудоемкости в виде зачетных единиц, взаимное признание квалификаций, и одним из важных направлений - повышение мобильности студентов, преподавателей и административно-управленческого персонала (в идеале, каждый студент должен провести не менее семестра в другом вузе, желательно зарубежном).

Для реализации данной концепции в отечественной системе образования 19 сентября 2003 г. Россией была подписана Болонская декларация и Россия официально присоединилась к процессу формирования единого общеевропейского образовательного пространства. Как известно, дальнейшее совершенствование высшего профессионального образования в России связано с реализацией идей этого документа[5]. После подписания данной декларации последовали внедрения «Федеральных целевых программ развития образования» [6;7;8;9].Так, согласно Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы, подписанной Дмитрием Медведевым,

все высшие и средние профессиональные учебные заведения должны будут работать в соответствии с требованиями Болонского и Туринского процессов. Туринский процесс, не столь широкоизвестен, как Болонский процесс, но тем не менее Туринский процесс представляет собой целостный и документированный анализ состояния реформирования профессионального образования и обучения в целом ряде стран, не включенных в Копенгагенский процесс, куда допущены только страны-члены Европейского Союза, и являющихся традиционными партнерами ETF[11]. В Туринском процессе участвуют страны Северной Африки, Ближнего Востока, Западных Балкан, Восточной Европы и Центральной Азии.

В целях реализации перехода согласно конвенциям и программам, подготовлены соответствующие «дорожные карты» по их выполнению, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 -ФЗ от 29.12.2012 г., Государственная программа «Развитие образования» на 2013-2020 годы и другие документы Правительства Российской Федерации. Так, на данном этапе внедряются к реализации: переход на компетентностно-ориентированные федеральные государственные образовательные стандарты, модульные программы (ФГОС 3+); законодательная база позволяет внедрять сетевое взаимодействие, как механизм государственно-частного партнерства; - развитие системы внутреннего менеджмента качества образовательных организаций во взаимосвязи с процессом создания и развития системы независимой оценки качества образования[10], а именно - уровень качества программ бакалавриата и их соответствие требованиям рынка труда может быть установлено с учетом профессионально-общественной аккредитации образовательных программ и тд. Также, ведущее место в реализации перехода занимает механизм инновационного развития образования, за счет применения электронных технологий. Новые электронные технологии обучения, обеспечивают эффект социального обучения, характеризуются открытым информационно-коммуникативным пространством, опосредованы новым дизайном, прежде всего - через опору на мультимедийные средства обучения и гипер-медиа[4].

Таким образом, с использованием информационно-коммуникационных технологий, применение которых возможно в образовательном процессе, возможна реализация различных вариаций сетевого обучения, а также широкое применение дистанционных образовательных технологий.

Как справедливо отмечает Акопов Г.Л., тотальная информатизация социума значительно модернизирует со-циопрофессиональные потребности общества. Меняются требования к квалификации, образованию кадров с учетом изменения особенностей труда человека. Творческая, интеллектуальная деятельность постепенно заменяет физический труд. В информационном обществе на первое место выходит производство информационных товаров и услуг. Информатизация социума существенно меняет систему общественного устройства. За счет развитой информационной инфраструктуры глобальные знания, аккумулированные в информационно-коммуникационных сетях, становятся доступны повсеместно и в любое время[1].

Подытоживая вышеизложенное, следует заметить, что процесс изменения системы образования неразрывно

связан с внедрением общемировой тенденции - использованию информационно-коммуникационных технологий, которые имеют ряд преимуществ, к основным из которых целесообразно отнести повсеместную возможность использования и доступность. Сама по себе интеграция, преследует цель общей доступности образования и активации мобильности обучающихся, а также единой платформы для формирования и внедрения стандартов.

Литература

1. Акопов Г.Л. Проблемные аспекты отечественного образования в условиях тотальной информатизации общества. Современное образование. 2014. № 3. С. 81-91.

2. Карманова Д.А. Кризис российского высшего образования: к проблеме аспектизации. Лабиринт -журнал социально-гуманитарных исследования. http://journal-labirint.com/?p=522

3. Касевич В.Б., Светлов Р.В., Петров А.В., Цыб А.А. Болонский процесс в вопросах и ответах. Изд-во С. -Петерб. ун-та, 2004. 108 с.

4. Международный инновационный университет: от разработки новой методологический платформы высшего образования до внедрения инновационных технологий обучения и воспитания. Берулава

Г.А., Яковлева-Чернышева А.Ю., Тординава И.К., Беляева Е.В., Довгаль Л.С., Дружинина А.В., Гуля-нова Л.П., Барагунова И.К.Высшее образование сегодня. 2014. № 11. С. 51-56.

5. Морозова В. С. К вопросу о присоединении России к Болонскому процессу (правовой аспект). Международное публичное и частное право, 2008, N 1

6. Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. N 803 (ред. от 5 мая 2007 г.) "О Федеральной целевой программе развития образования на 2006 -2010 годы" // СЗ РФ. 2006. N 2. Ст. 186;

7. Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 N 61 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы";

8. Распоряжение Правительства РФ от 3 сентября 2005 г. N 1340-р "О концепции Федеральной программы развития образования на 2006 - 2010 годы";

9. Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2014 года №2765-р Об утверждении концепции ФЦП развития образования на 2016-2020 годы

10. Туринский процесс 2014. Российская Федерация. file:///C:/Users/PC1/Downloads/turinskij_process_201 4_rossij skaj a_federacij a.pdf

11. http://www.dpo-edu.ru/activities/international/turin/

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА В РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫХ

ПРОЕКТОВ

Перекрестова Ольга Борисовна

Аспирант, «Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет»

кафедры «Экономической теории, истории и права»

АННОТАЦИЯ

Участие государства в развитии ГЧП позволят способствовать снижению рисков бизнеса, обусловленных работой органов власти. Составление региональных планов по реализации инвестиционно-строительных проектов является важным моментом в развитии ГЧП. Партнерские отношения между государственной и частной структурами альтернативны в плане предоставления общественных благ и способствуют повышению их качества. ABSTRACT

State participation in the development of PPPs allow help to reduce business risks arising from the work of the authorities. Preparation of regional plans for the implementation of investment and construction projects is an important moment in the development of PPPs. Partnerships between the public and private sector alternative in terms of public goods and help to improve their quality.

Ключевые слова: Государственно-частное партнерство. Keywords: Public-private partnership

Особенности государственного регулирования государственно-частного партнерства состоят в расширении партнерских отношений между государственными и частными структурами в инфраструктурных отраслях и инновационной сфере. Такое сотрудничество предполагает совершенствование контрактного механизма, гарантий соблюдения сторонами своих обязательств, механизмов разделения рисков и распределения доходов. Государство предоставляет гарантии, бюджетные ассигнования (субсидии, гранты, средства под реализацию совместного проекта), преференции, налоговые льготы, а также осуществляет контроль за соблюдением обязанностей частного субъекта и условий выполнения им контракта. Распространение партнерских отношений происходит как в традиционных (добывающие отрасли, транспорт, газо-, водо-и энергоснабжение, жилищно-коммунальное хозяйство,

наука, оборонная промышленность), так и новых (отрасли социальной инфраструктуры: дошкольное и вузовское образование, рекреационная, экологическая и информационная сфера) сферах инфраструктуры.

Основным признаком ГЧП является участие в кооперационной цепочке по созданию добавленной стоимости.

Процесс создания этой стоимости через различное сочетание этапов «проектирование - строительство (реконструкция) - владение (аренда) - эксплуатация (обслуживание) - передача» ориентируется на степень перераспределения задач и рисков между государственным и частным партнерами. При этом каждый партнер принимает на себя те задачи и ответственность, которые он может обеспечить с лучшим качеством и эффективностью. Это и есть синергетический потенциал партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.