Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
355
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КАРЬЕРА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дмитриева Д.В., Харькова О.А.

Целью данной работы явилось изучение профессионального самоопределения личности как социально-психологического явления. В результате проведенного анализа, были уточнены понятия и современные научные взгляды на проблему профессионального самоопределения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ»

УДК 159.99

Дмитриева Д.В.,

Студентка 1 курса, магистратура по Психологии здоровья Северный государственный медицинский университет (ФГБОУ ВО СГМУ), Архангельск, Россия

Харькова О.А.,

Кандидат психологических наук, PhD, доцент кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО

СГМУ, Архангельск, Россия

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Аннотация

Целью данной работы явилось изучение профессионального самоопределения личности как социально-психологического явления. В результате проведенного анализа, были уточнены понятия и современные научные взгляды на проблему профессионального самоопределения.

Ключевые слова:

профессиональное самоопределение, факторы профессионального самоопределения, профессиональная деятельность, карьера.

Введение

В современной психологической науке проблема профессионального становления приобрела особую популярность начиная со второй половины ХХ века, когда появилось много исследований, в которых представлены как общие подходы к решению этой проблемы, так и ее отдельные аспекты.

Однако несмотря на то, что были разработаны различные концепции профессионального становления и развития личности, многие научные проблемы так и остаются нерешенными. Это связано с тем, что социальные, политические, культурологические и экономические изменения, которыми пронизано современное общество, обусловливают появление новых внутриличностных и межличностных проблем и противоречий, требующих новых подходов к их решению.

Таким образом, целью данной работы явилось изучение профессионального самоопределения личности как социально-психологического явления.

Материал и методы

Для сбора информации использовались научные электронные библиотеки e-library, pubmed, киберленинка. Ключевые слова, используемые для поиска статей - «профессиональное самоопределение» и «карьера». В результате были найдены 56 источника, из которых было отобрано 18.

Результаты исследования

Сущность феномена профессионального самоопределения представлена различными направлениями, например, дифференциально-диагностическим [10; 17], психоаналитическим [15], теорией решений [14], теорией развития [16], а так же типологическим подходом [13].

Другие теории профессионального развития разрабатываются в контексте общих теорий развития личности, ориентированной на педагогическую практику, и определяет их синтетический характер (Ш. Бюлер, Э. Гинцберг, В. Джейд, Э.Шпрангер) [9]. Главное внимание концентрируется на результативной стороне становления профессионала: обобщение качеств или черт уже профессионально сформировавшихся личностей, но разных по эффективности трудовой деятельности. Исходным здесь является тезис о том, что во время выполнения психологически подобных видов деятельности происходит формирование у людей похожих личностных черт. Именно это способствовало созданию типологии квалифицированных работников по группам профессий, в которой представлены развернутые социальные и психологические характеристики личности профессионала.

Как самостоятельная может рассматриваться и типологическая теория Д. Холланда [14]. Процесс

~ 175 ~

профессионального развития автор ограничивает самоопределением индивидом характерного для него личностного типа и выявлением, соответственно, характерной профессиональной сфере.

Исследователи в России и странах СНГ в своих работах в основном отмечают, что профессиональное самоопределение является продуктом достаточно длительного по времени процесса личностного и профессионального развития [7]. Различные авторы выделяют различное количество стадий, которое проходит в процессе профессионального становления, но несомненным является его динамика от ученичества, зависимости, неуверенности к независимости, уверенности, интеграции.

На профессиональное самоопределение личности влияют внешние (социальные) и внутренние (психологические) факторы. В качестве внешних факторов выступают социально-экономические условия, социальная среда, социальная ситуация.

Главную роль в профессиональном самоопределении играют мотивы, которые зависят от интересов и потребностей личности, от ее жизненных целей [4].

К следующей группе психологических факторов профессионального самоопределения взрослых относятся профессиональная заинтересованность и личный профессиональный план. Заинтересованность заставляет личность активно искать пути и способы удовлетворения в профессиональной деятельности, строя личный профессиональный план. На выбор профессии в целом влияют как объективные, так и субъективные факторы. Изменение профессии можно рассматривать как новую попытку профессионального самоопределения, связанную с переходом к новой профессии, овладением новыми профессиональными знаниями, умениями и навыками, адаптацией к новой профессии через реконструкцию профессиональной "Я- концепции ", которая в общем уже сложилась.

Особую роль в профессиональной деятельности играет карьера, как процесс сознательного осуществления «профессионального или должностного продвижения», что способствует получению человеком определенного статуса, который гарантирует профессиональное самоутверждение.

Многие авторы выделяют две стороны карьерного процесса [2; 5; 8]:

1. Объективную - внешняя сторона (последовательность занимаемых индивидом профессиональных позиций).

2. Субъективная - внутренняя сторона (восприятие человеком своей карьеры, образа профессиональной жизни и своей роли в нем).

Если рассматривать различные варианты психологической помощи в планировании карьеры, то здесь представляет определенный интерес концепция П.Сорокина [12]. Он описывает карьеру с точки зрения индивидуальной социально-трудовой мобильности, представляет её в виде «социального дома», жители которого перемещаются из одного «социального этажа» на другой посредством «лестницы» и «лифтов» социальной мобильности. При этом «дом» представляет собой совокупность возможных деловых карьер различного уровня и масштабов, различной направленности, которые образуют «этажи» и «блоки». Вертикальная карьера - это движение человека между этажами, а горизонтальная карьера - это движение между блоками, находящимися на одном уровне. Кроме того,

П.Сорокин выделил основные каналы, или «лифты», социальной мобильности. Под последними понимают социальные институты, которые являются каналами социальной циркуляции, то есть служат перемещению индивидов из одного социального слоя в другой, менее престижного рабочего места - на более престижное. К важнейшим социальным институтам такого рода автор относил семью, образование, армию, власть, церковь, экономические организации и профессиональные ассоциации.

Таким образом, карьера - это индивидуальный жизненный проект в сфере профессионального самоопределения, а в обобщенном понимании - деловая составляющая биографического проекта личности с этой точки зрения ее можно обозначить как устремление в будущее, известное из опыта других, путь формирования трудовой жизни, который позволяет индивиду спрогнозировать перспективы собственного профессионального развития

Заключение

Профессиональное самоопределение представляет собой поиск возможностей для безграничного развития своего потенциала. На различных этапах жизни он связан с различными целями и имеет разный смысл. Главной целью профессионального самоопределения является постепенное формирование внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного, личностного), готовности рассматривать себя во временном развитии и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.

Список использованной литературы:

1. Аванесов, Г.А. Общество. Личность. Мотивация: исследования криминолога: монография: научная специальность i2.00.08 "Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право" / Г. А. Аванесов. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 20i5. - 263с.

2. Аширов, Д.А., Егоров А.С. Управление карьерой в организации. - М.: ММИЭИФП, 20i3. - 45i с.

3. Березовская, Р. А. Психология профессиональной карьеры. учебное пособие / Р. А. Березовская // Санкт-Петерб. гос. ун-т. - СПб. : Санкт-Петербургский государственный университет, 20i2. - i50 с.

4. Волгина Н. Ю. Повышение мотивации к учению студентов колледжа на занятиях общеобразовательных дисциплин как элемент профессионального самоопределения //Инновационная наука. - 20i7. - №. 4-2.

5. Воробьев А.Н. Планирование профессиональной карьеры / А.Н. Воробьев, А.В. Певень. - Курск, 20i2. - i50 с.

6. Долгов П. Т. Мотивация профессионального роста руководителей / П. Т. Долгов. - Челябинск: ЧГПУ, 20i3. - i52 с.

7. Ермолаева Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм : концепция и реальность (статья первая) // Психологический журнал. - 200i. - Т. 22. - № 4. - С. 5i-59.

8. Заводчиков, Д. П. Психология карьеры: учебное пособие для слушателей институтов и факультетов повышения квалификации, преподавателей, аспирантов и других профессионально- педагогических работников / Д. П. Заводчиков, М. В. Кормильцева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун- т». - Екатеринбург : РГППУ, 20i2. - i55 с.

9. Зеер Э. Ф. Концепция профессионального развития человека в системе непрерывного образования // Педагогическое образование в России. 20i2. №5.

Ю.Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. СПб. : Питер, 2008. 432 с.

П.Пахомова, Е. В. Понятие «карьера»: анализ определений [Электронный ресурс] / Е. В. Пахомова //

Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. - 20i3. - Выпуск № 2. -

Том 6. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n7ponyatie-kariera-analizopredeleniy

i2. Сорокин П.А. Влияние профессии на поведение людей и рефлексология профессиональных групп. URL

: http://elib.gnpbu.ru/text/behterev_voprosy-izucheniya-i-ospitaniya_3_i92i/go,46;fs

П.Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность.- 2-е изд. - СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. - 860 с.

14. Bordin E.S. Research strategies in psychotherapy / Edward S. Bordin. - N.Y. : Wiley, i974. - 272 p.

15.Holland Y. L. Explorationsof a theo^fvocationalchoice / Y.L. Holland// J. Appl. Psychol. - i968. - V. 52. -N i. - Рр. 20-28.

16. Moser U. Zur psychoanalytischen Theorie der Berufswahl: Sublimierung, Identifizierung und berufliche Identität / U. Moser // Psychologie. Schweirerischi Zeitschrift für Psychologie. - i963. - N i. - P. i-i8

17. Roe A. The psychology of occupations / A. Roe. - N.Y. : Willey, i956. - 340 p.

18. Siefert К.Н. Theorien der Berufswahle urn der beroflichen Entwicklung / K.H. Seifert, H.H. Eckhardt, W. Jaide // Handbuch der Berufs psychologie. - Göttingen, i977. - P. i73-279

© Дмитриева Д.В., Харькова О.А., 2020

~ Hl ~

УДК 159.9

Симкова К.С.

Магистрант 1 курса Психология здоровья, Северный государственный медицинский университет (СГМУ)

г. Архангельск, РФ Харькова О.А.

кандидат психологических наук, PhD, доцент кафедры педагогики и психологии, СГМУ,

г. Архангельск, РФ

КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ ВРАЧЕЙ: ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Аннотация

Целью работы явилось теоретическое изучение коммуникативных навыков врачей. Для поиска литературы использовались электронные научные библиотеки e-library и Киберленинка. Специалисты сходятся на том, что коммуникативные навыки являются одной из важнейших составляющих успешной деятельности врача любой специальности, обеспечивая ему эффективное и качественное взаимодействие в модели «врач - пациент». Существует подробно описанная модель коммуникации в медицинской среде - это Калгари - Кембриджская модель. Тем не менее, эмпирических исследований в России, доказывающих ее эффективность, нет.

Ключевые слова:

коммуникативные навыки врачей, коммуникативная компетентность, взаимоотношения врача и пациента

Введение: Профессиональная деятельность врача состоит из высокого числа межличностных контактов при общении с пациентами и их родственниками, поэтому коммуникативная компетентность очень значима для этой профессии [1]. Такие специалисты как Ю.М.Жуков [3], Л.А.Петровская [10] под коммуникативной компетентностью предлагают понимать способность человека устанавливать и поддерживать необходимые контакты с партнерами. Хорошо развитая коммуникативная компетентность дает человеку возможность стать более успешным и востребованным в социальной взаимодействии и профессии. Коммуникативная компетентность может быть определена как интегральная характеристика личности врача, включающая целостную совокупность знаний, умений и личностных качеств субъекта, позволяющих осуществлять общение и способствующих достижению взаимопонимания и эффективному решению задач общения.

Таким образом, целью работы явилось теоретическое изучение коммуникативных навыков врачей.

Материал и методы. Для поиска литературы использовались электронные научные библиотеки e-library и Киберленинка. В результате по ключевым словам было отобрано 36 статьей, однако соответствовали тематике - 11.

Результат исследования. Теоретическая анализ научных источников позволил выделить специфические коммуникативные навыки в профессии врача [4, 5, 9]: уверенность при коммуникации; умения брать ответственность за свои слова; умение взаимодействовать в конфликтной ситуации; мотивировать медицинский персонал; навык уважительного отношения в коммуникации с коллегами. К коммуникативному навыку также относится умение создавать положительное впечатление у пациентов о своем профессионализме, об результативности процесса лечения; навыки выстраивания доверительных отношений и эффективного сотрудничества с пациентом; уметь контролировать свои эмоциональные реакции на разных ситуации и разных людей; эмпатия; умение легко устанавливать контакт, умение слушать человека, строить беседу, уметь правильно донести до человека информацию [6].

На сегодняшний день широко применяется Калгари - Кембриджская модель общения в медицинской среде. Она включает в себя такие навыки как [11]: сотрудничество (выстраивание отношений); слушание

~ 178 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.