Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / ОБЩЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ПЕДАГОГ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леш Светлана Риватовна

В статье охарактеризованы некоторые теоретические аспекты коммуникации современного педагога и особенности его коммуникативного поведения в процессе общения с участниками образовательного процесса вуза. Автор анализирует существующие подходы к понятиям «коммуникация» и «общение». Выделяет общие и отличительные признаки данных терминов в разных трактовках. Рассматривает позиции отечественных учёных по отношению к понятию «педагогическое общение». Особое внимание уделяется анализу особенностей педагогической коммуникации в современных образовательных организациях с точки зрения коммуникативного подхода. Исходя из предположения о ключевой роли коммуникативного компонента в профессиональной деятельности преподавателя вуза, автор обосновывает необходимость формирования у него коммуникативной компетентности. Выделены основные характеристики коммуникативного процесса при взаимодействии субъектов образовательного пространства вуза. К таким особенностям относятся: открытость, обратная связь, динамичность, развитие, наличие взаимоотношений, целеустремлённость, целенаправленность, универсализация и расширение адресности, профессиональная направленность коммуникации. Отмечено, что основные трудности педагогической коммуникации, возникающие в процессе обучения, определяются в первую очередь особенностями личности самого педагога. Определено, что коммуникация является важным инструментом профессионализма педагога в процессе педагогического взаимодействия. По мнению автора, развитие коммуникативной культуры, коммуникативных навыков и умений педагога являются ключевым фактором профессиональной подготовки специалистов в системе высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF THE PROBLEM OF COMMUNICATION IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

The article describes some theoretical aspects of communication of a modern teacher and the peculiarities of his communicative behavior in the process of communication with participants of the educational process of the university. The author analyzes the existing approaches to the concepts of "communication" and "communication". Identifies common and distinctive features of these terms in different interpretations. Examines the positions of Russian scientists in relation to the concept of "pedagogical communication". Special attention is paid to the analysis of the features of pedagogical communication in modern educational organizations from the point of view of the communicative approach. Based on the assumption of the key role of the communicative component in the professional activity of a university teacher, the author substantiates the need for the formation of his communicative competence. The main characteristics of the communicative process in the interaction of subjects of the educational space are highlighted. Such features include: openness, feedback, dynamism, development, the presence of relationships, purposefulness, purposefulness, universalization and expansion of targeting, professional orientation of communication. It is noted that the main difficulties of pedagogical communication arising in the learning process are determined primarily by the personality characteristics of the teacher himself. It is determined that communication is an important tool of a teacher's professionalism in the process of pedagogical interaction. According to the author, the development of a communicative culture, communicative skills and abilities of a teacher are a key factor in the professional training of specialists in the higher education system.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА»

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель Леш Светлана Риватовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный институт культуры» (г. Орёл)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

Аннотация. В статье охарактеризованы некоторые теоретические аспекты коммуникации современного педагога и особенности его коммуникативного поведения в процессе общения с участниками образовательного процесса вуза. Автор анализирует существующие подходы к понятиям «коммуникация» и «общение». Выделяет общие и отличительные признаки данных терминов в разных трактовках. Рассматривает позиции отечественных учёных по отношению к понятию «педагогическое общение». Особое внимание уделяется анализу особенностей педагогической коммуникации в современных образовательных организациях с точки зрения коммуникативного подхода. Исходя из предположения о ключевой роли коммуникативного компонента в профессиональной деятельности преподавателя вуза, автор обосновывает необходимость формирования у него коммуникативной компетентности. Выделены основные характеристики коммуникативного процесса при взаимодействии субъектов образовательного пространства вуза. К таким особенностям относятся: открытость, обратная связь, динамичность, развитие, наличие взаимоотношений, целеустремлённость, целенаправленность, универсализация и расширение адресности, профессиональная направленность коммуникации. Отмечено, что основные трудности педагогической коммуникации, возникающие в процессе обучения, определяются в первую очередь особенностями личности самого педагога. Определено, что коммуникация является важным инструментом профессионализма педагога в процессе педагогического взаимодействия. По мнению автора, развитие коммуникативной культуры, коммуникативных навыков и умений педагога являются ключевым фактором профессиональной подготовки специалистов в системе высшего образования.

Ключевые слова: коммуникация, общение, коммуникативная культура, коммуникативная компетентность, педагогическая коммуникация, педагог, студенты.

Annоtation. The article describes some theoretical aspects of communication of a modern teacher and the peculiarities of his communicative behavior in the process of communication with participants of the educational process of the university. The author analyzes the existing approaches to the concepts of "communication" and "communication". Identifies common and distinctive features of these terms in different interpretations. Examines the positions of Russian scientists in relation to the concept of "pedagogical communication". Special attention is paid to the analysis of the features of pedagogical communication in modern educational organizations from the point of view of the communicative approach. Based on the assumption of the key role of the communicative component in the professional activity of a university teacher, the author substantiates the need for the formation of his communicative competence. The main characteristics of the communicative process in the interaction of subjects of the educational space are highlighted. Such features include: openness, feedback, dynamism, development, the presence of relationships, purposefulness, purposefulness, universalization and expansion of targeting, professional orientation of communication. It is noted that the main difficulties of pedagogical communication arising in the learning process are determined primarily by the personality characteristics of the teacher himself. It is determined that communication is an important tool of a teacher's professionalism in the process of pedagogical interaction. According to the author, the development of a communicative culture, communicative skills and abilities of a teacher are a key factor in the professional training of specialists in the higher education system.

Key words: communication, communicative culture, communicative competence, pedagogical communication, teacher, students.

Введение. В условиях современного общества успех в профессиональной деятельности педагога вуза определяется не только наличием у него определённых теоретических знаний и практических умений, но и тем, насколько эффективно он осуществляет коммуникацию. Коммуникативная культура педагога как составляющая профессиональной культуры является наиболее существенной характеристикой для представителей коммуникативных профессий, к которой относится и педагогическая сфера деятельности. Основным содержанием и средством реализации данной профессии в процессе реализации целей образования является коммуникация и общение. Соответственно, в деятельности педагогов важными компонентами являются умения устанавливать и поддерживать контакты с большим количеством людей, в первую очередь с обучающимися, эффективно с ними взаимодействовать, слушать, понимать и знать особенности психологии людей.

Однако в настоящее время можно наблюдать недостаточный уровень коммуникативной культуры и её важнейшего компонента - коммуникативной компетентности, который не отвечает современным требованиям профессиональной подготовки специалистов. В связи с чем актуализируется проблема формирования эффективной коммуникации и развития коммуникативных компетенций как важных условий успешности профессиональной вузовской подготовки. Необходимо повышать уровень коммуникативной культуры в разнообразных видах педагогической деятельности и общения. Поэтому важно акцентировать внимание на развитии и формировании коммуникативных компетенций: умении вступать в контакт и вести разговор, аргументировать свою точку зрения, эффективно взаимодействовать, прогнозировать и предупреждать неконструктивные конфликты, грамотно выстраивать взаимодействие между субъектами образовательного процесса.

Изложение основного материала статьи. Коммуникация является неотъемлемой частью жизни человека, без которой он не может нормально жить и развиваться. Именно поэтому проблемы коммуникации и общения привлекают к себе внимание учёных разных отраслей наук: философии, педагогики, психологии, культурологии, филологии, социологии, лингвистики и др. Анализ психолого-педагогических работ, посвящённых проблемам коммуникации и педагогического общения, раскрывает разнообразие рассматриваемых аспектов. В трудах отечественных учёных доказано огромное значение общения в деятельности педагога (A.A. Леонтьев, В.А. Сластёнин, И.А. Зимняя, А.А. Бодалёв, Н.В. Кузьмина, В.А. Кан - Калик, А.Н. Мудрик, А.А. Реан и др.). Педагогическое общение с точки зрения повышения его эффективности рассматривали такие учёные, как: Б.Ф. Ломов, В.А. Кан-Калик, Е.С. Кузьмин, В.В. Знаков, Я.Л. Коломинский, И.А. Зимняя, А.А. Реан и др. Определению сущности коммуникативной компетентности педагога посвятили свои работы Б.Г. Ананьев, Ю.А. Емельянов, И.А. Зимняя, Н.В. Бордовская, Н.Н. Обозов, Л.М. Митина и др.

Определяя сущность и специфику педагогического общения, учёные подчёркивали его разные стороны: «систему (приёмы и навыки) органичного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых» [3, С. 12], «создание благоприятного психологического климата и направленность на психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений» [5, С. 13], общение как «условие оптимизации обучения и развития личности» [2, С. 302].

Однако стоит учитывать, что понятие «общение» не вполне равнозначно понятию «коммуникация» и в отечественной психолого-педагогической науке трактуется значительно шире. Такое понимание относится и к педагогическому общению

и педагогической коммуникации. Для анализа коммуникативных процессов в вузе и их влияния на образовательное пространство учебного заведения необходимо подробнее рассмотреть соотношение этих понятий. Известно, что термин «коммуникация» (от лат. сошшишсайо) в переводе обозначает «общее, разделяемое со всеми, делаю общим, связываю» и означает связь различных объектов. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля коммуникация трактуется как сообщение, пути, дороги, средства связи. Это значение появилось вследствие развития дорожного и почтового сообщения. Позже трактовка этого понятия расширилась в связи с появлением радио, телефонной связи и телевидения. Начало активного научного осмысления различных сторон общения произошло во второй половине XX века с позиций разных наук и подходов. Учёные исследовали разнообразные характеристики и аспекты коммуникации: процессы кодирования и декодирования сообщения в ходе передачи информации, социально-психологические аспекты общения, семантические особенности коммуникации, специфику и характеристики речевого поведения. В конце ХХ века стали подробно изучаться социальные основы и сущность общения, осмысление его как феномена определённого типа культуры, а также связь коммуникативной деятельности с особенностями личности участников социального взаимодействия.

Итак, традиционно выделяются три значения понятия «коммуникация»: средство связи, процесс передачи информации, общение. На сегодняшний день в зарубежной и отечественной науке употребление понятий «общение» и «коммуникация» как синонимов получило широкое распространение, но при более детальном рассмотрении между ними выявляются различия. В социологической и психологической литературе термины «общение» и коммуникация» рассматриваются как пересекающиеся, но несинонимические понятия [1, С. 27]. Напомним, что термин «коммуникация» означает процесс передачи информации от человека к человеку, в котором отражается содержательный аспект социального взаимодействия, общий и индивидуальный смысл той информации, которая передаётся и воспринимается участниками в общении. В различных подходах к анализу этих понятий выделяется точка зрения, согласно которой базовой категорией является общение, в которой органично сочетаются три составляющие: коммуникация, интеракция и перцепция. При этом коммуникация является частью общения и выступает посредником между индивидами и другими социальными объектами [1, С. 27]. Противоположное мнение предполагает выделение основной единицей общения коммуникацию как обмен знаковыми образованиями между людьми.

Комплексный, глубокий характер феномена общения отражён в определении А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского, которые определяют его как «сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека» [4, С. 244].

Следовательно, общение и коммуникация имеют общие и отличительные признаки. К общим относится то, что в обоих этих процессах происходит обмен и передача информации, а также присутствует связь с языком как средством передачи информации. Этот процесс обмена информацией можно считать коммуникацией в узком смысле слова, и в этом случае коммуникация предстаёт как одна из сторон процесса общения. Коммуникация же в широком значении понимается как синоним процесса общения. Поэтому отличие состоит в объёме содержания этих понятий (узком и широком). Можно сказать, что в общении главными являются характеристики межличностного взаимодействия, а в коммуникации -информационный обмен между людьми [1, С. 27].

Успешная коммуникация современного преподавателя вуза является одной из главных составляющих профессионализма и способствует результативности педагогической деятельности. Под педагогической коммуникацией мы понимаем социальное взаимодействие субъектов образовательного процесса, имеющее педагогическое содержание и педагогический смысл. Эффективная коммуникация педагогов в образовательном процессе вуза создаёт основу деловых взаимоотношений, взаимопонимания, необходима для самосовершенствования в профессии и достижения результатов в обучении будущих специалистов. Коммуникация педагога является основным видом педагогического взаимодействия, в рамках которого происходит информационный обмен с целью создания общего смыслового и психологического пространства [6, С. 8-9].

В ходе реализации концепции непрерывного образования коммуникация в вузе усложняется и расширяется: возрастной диапазон обучающихся становится всё разнообразнее, что требует от преподавателя знания информационных и коммуникативных потребностей студентов и способов их удовлетворения. Вузовское обучение существенно отличается от школьного своими формами, способами, содержанием и укладом деятельности, что сказывается на коммуникативных аспектах деятельности участников образовательного процесса.

Рассмотрению характеристик образовательных систем посвящены работы многих учёных: В.П. Беспалько, В.М. Симонова, В.М. Соколова, Л.В. Загрековой, Н.В. Кузьминой, В.К. Дьяченко, С.А. Маврина, В.И. Андреева и других. С точки зрения коммуникативного подхода коммуникация в образовательных учреждениях высшей школы, на наш взгляд, определяется следующими особенностями педагогических систем:

1. Открытость. Педагогические системы характеризуются открытостью перед социокультурной средой. Это не замкнутое внутри организации коммуникативное пространство, в котором осуществляется образовательный процесс. Открытость системы влечёт за собой открытость коммуникации и информационных потоков. Педагогическая система является частью социальной реальности, где происходит постоянное взаимодействие. Это приводит систему к саморегуляции и саморазвитию.

2. Обратная связь. Педагогические системы отличаются наличием обратной связи как внутри организации, так и между ней и средой. Такой двусторонний процесс непрерывного обмена побуждает участников выстраивать диалог между педагогической системой и средой, реагировать, корректировать деятельность с учётом информации о результатах деятельности, полученной из среды. Обратная связь системы приводит к видоизменению состояния системы.

3. Динамичность. Педагогические системы вынуждены работать в постоянно изменяющихся и нестабильных условиях модернизации, реформ и подчас неопределённости внешней и внутренней ситуации, в то же время они подстраивают себя под требования современного общества и стремятся обеспечить оптимальное соотношение традиций и инноваций, исходя из этого педагогические системы - динамические.

4. Развитие. Педагогические системы являются развивающимися, они непрерывно совершенствуются и изменяются под воздействием развития общества, социального окружения и своих внутренних условий. Образовательные системы не статичны, так как по мере развития социально-экономического и научно-технического прогресса они самосовершенствуются и ищут пути обеспечения перехода системы на новый качественный уровень.

5. Взаимоотношения между субъектами педагогической системы. В коллективе образовательной организации обязательно возникают взаимоотношения, которые обусловлены социально-педагогическим статусом людей. Все участники образовательной системы, которыми являются педагоги, обучающиеся, их родители, будущие работодатели, оказывают влияние в результате действия социально-психологических механизмов взаимоотношений. Характер взаимоотношений между участниками может привести к перестройке или адаптации существующей системы.

6. Целеустремлённость и целенаправленность. Педагогические системы создаются и функционируют в соответствии с определёнными целями и задачами, которые формируются исходя из социального заказа и отражают потребности общества в воспитании и обучении подрастающего поколения. Основной целью и социальной ценностью, реализуемой образовательной системой, является формирование личности человека.

7. Профессиональная направленность коммуникации. Педагогическая система вуза определяется профессионально-образовательным взаимодействием её субъектов. Главным отличительным аспектом педагогической коммуникации в вузе является тот факт, что она разворачивается на фоне приобщения студентов к профессии. Исходя из этого, характер взаимоотношений студента и преподавателя выходит на партнёрский уровень субъект-субъектного взаимодействия.

8. Универсализация и расширение адресности. Важным аспектом профессиональной педагогической коммуникации является её универсализация и расширение адресности. Педагог не выбирает для себя партнёров по общению или «удобную» для него аудиторию, не может отдавать предпочтение отдельным людям и выделять «любимчиков», или строить процесс взаимоотношений с определённым типом обучающихся, педагог должен постоянно осуществлять коммуникацию и работать с любой аудиторией, что создаёт определённые трудности [6, С. 10-11].

Педагогическая коммуникация в высших образовательных организациях осуществляется на разных уровнях систем: педагог - обучающийся; обучающийся - обучающийся; педагог - родители; педагог - педагог; педагог - руководство. На всех уровнях коммуникации в процессе педагогического общения формируется образовательная общность, обеспеченная единством совместной деятельности, профессиональных установок, ценностно-смыслового и содержательного информационного обмена.

При осуществлении коммуникации в образовательном учреждении важно обращать внимание на коммуникативно-личностные аспекты. Для обеспечения условий максимального качества обучения педагогу необходимо осуществлять коммуникацию таким образом, чтобы его партнёр услышал информацию, понял и мог её интерпретировать. Чтобы этого добиться, педагог должен учитывать личностные и возрастные особенности восприятия информации, обращать внимание не только вербальную, но и невербальную сторону передачи информации: темп, громкость и интонации голоса, логические паузы и ударения, выразительность построения фраз и эмоциональность речи. Не менее важно обращать внимание на модальность восприятия информации и личные качества студентов, например, неуверенность, тревожность, внушаемость, критичность. Однако коммуникация некоторых преподавателей, особенно старшего возраста, оставляет желать лучшего: у них не выработана диалогичность общения, а, напротив, ярко выражается стремление к доминированию и информационному противопоставлению себя аудитории. Такая коммуникация проявляется в навязывании своего мнения, в выражении своих безапелляционных оценок, критических высказываниях и непреклонной позиции по отношению к поступающей информации. Напротив, осознанное и творческое отношение преподавателя к коммуникации, его дружеское расположение и общение (без панибратства), внимательное, понимающее отношение, увлечённость профессией, совместная деятельность и формирование профессиональной общности в процессе равноправного взаимодействия преподавателя и студента придают положительную эмоциональную окраску коммуникации и составляют продуктивность обучения в вузе.

Выводы. Таким образом, теоретический анализ исследований показывает, что успешность деятельности в педагогической профессии во многом определяется эффективной педагогической коммуникацией, владением педагогом различными коммуникативными техниками, знаниями, умениями и, в целом, его коммуникативной компетентностью. Мы определили, что трудности педагогической коммуникации, возникающие в процессе обучения, определяются многими факторами, в первую очередь особенностями личности самого педагога.

Были выделены особенности педагогической коммуникации и её уровни, влияющие на процесс совместной деятельности в образовательном пространстве вуза. К таким особенностям относятся: открытость, обратная связь, динамичность, развитие, наличие взаимоотношений, целеустремлённость, целенаправленность, универсализация и расширение адресности, профессиональная направленность коммуникации.

Из вышеизложенного следует, что коммуникация является инструментом профессионализма педагога и важнейшим видом педагогического взаимодействия, от которой зависит создание оптимальных взаимоотношений с обучающимися и продуктивность обучения.

Поэтому необходимо уделять особое внимание успешности педагогической профессиональной коммуникации, развитию ключевых коммуникативных компетенций посредством формирования коммуникативной компетентности педагога. Успешная коммуникация с обучающимися выступает субъективным потенциалом преподавателя, обусловливает успешность профессиональной деятельности, благоприятствует самореализации субъектов образовательного процесса и в конечном итоге способствует повышению качества образования.

Следовательно, повышение уровня коммуникативной культуры как преподавателя, так и других субъектов образовательного процесса способствует построению успешной коммуникации в вузе, что является ключевым фактором профессиональной подготовки специалистов в системе высшего образования и условием успешности будущей профессиональной деятельности выпускников.

Литература:

1. Грушевская, Т.Г. Основы межкультурной коммуникации: Учеб. для студентов вузов / Т.Г. Грушевская, В.Д. Попков, А.П. Садохин; Под ред. А.П. Садохина. - М.: ЮНИТИ, 2002. - 352 с.

2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 480 с.

3. Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя / В.А. Кан-Калик. - Москва: Просвещение, 1987. - 190 с.

4. Краткий психологический словарь / Ред. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский; ред.-сост. Л.А. Карпенко. - Издание 2-е, расширенное, исправленное и дополненное. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 512 с.

5. Леонтьев, А.А. Педагогическое общение / А.А. Леонтьев; Психол. ин-т РАО, Центр соц.-психол. помощи им. Ж. Казаноко. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва; Нальчик: Изд. центр "Эль-Фа", 1996. - 93 с.

6. Леш, С.Р. Профессиональная педагогическая коммуникация: учебное пособие / С.Р. Леш. - Орёл: Орловский гос. ин-т культуры, 2021. - 146 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.