Научная статья на тему 'Теоретические аспекты проблемы инструментальной импровизации в высшей школе'

Теоретические аспекты проблемы инструментальной импровизации в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
228
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ / УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ / MUSICAL CULTURE / INSTRUMENTAL IMPROVISATION / MUSICAL INSTRUMENT / MUSIC TEACHER

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Андрианова О.В.

В статье рассматривается процесс инструментальной импровизации как один из значимых компонентов подготовки учителя музыки, развивающих творческий потенциал студента, определены основные навыки, необходимые студенту для успешного осуществления инструментальной импровизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF THE PROBLEM OF TOOL IMPR OVISATION AT THE HIGHER SCHOOL

The article describes the process of instrumental improvisation as one of the significant components of the training music teachers, developing student''s creativity, the basic skills necessary for a successful implementation of the student instrumental improvisation

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты проблемы инструментальной импровизации в высшей школе»

УДК 373.1.013.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

О.В. Андрианова

В статье рассматривается процесс инструментальной импровизации как один из значимых компонентов подготовки учителя музыки, развивающих творческий потенциал студента, определены основные навыки, необходимые студенту для успешного осуществления инструментальной импровизации.

Ключевые слова: музыкальная культура, инструментальная импровизация, музыкальный инструмент, учитель музыки.

Современная музыкально -образовательная практика постоянно требует от учителей школы новых профессиональных качеств. Необходимость этого обусловлена процессами, характерными для сегодняшнего состояния массовой музыкальной культуры. Серьёзной проблемой современного общества был и остаётся низкий уровень музыкальной культуры основной части населения. Постоянная недооценка роли классической музыки в формировании культуры подрастающего поколения со стороны властных структур, приводит к тому, что классическая музыка не входит в музыкальную «сферу обитания» современной молодёжи, которой ближе танцевальная среда, создаваемая такими направлениями, как рок, техно-рок, рэп и т.д., а так же псевдомузыкальные однодневные «поделки», стилевую принадлежность которых трудно определить в силу их чрезвычайно низкого художественного уровня.

Помимо владения обширным спектром знаний и умений, а также навыков в области инструментального музицирования, хорового дирижирования и вокала, выражающихся в профессиональном исполнении выученного репертуара, учитель музыки должен уметь свободно ориентироваться в любом музыкальном материале, исполняемом или частично создаваемом им самим..[1] Под свободной ориентацией подразумеваются способность логического осмысления структуры исполняемой музыки и умение восполнить недостающий или забытый нотный текст, а так же способность создания собственного музыкального материала. Осуществляя подготовку учителя музыки в вузе, эта проблема решается на теоретических и практических занятиях по основам музыкальной импровизации.

Итак, импровизация является профессионально значимым компонентом подготовки учителя музыки, так как она способствует развитию творческого потенциала студентов, формированию и совершенствованию их профессиональных умений и навыков, что обеспечивает расширение сферы применения их профессиональных возможностей. Это означает то, что способность к импровизации и, как следствие этого, более свободное владение музыкальным инструментом позволяет расширить содержание и формы приобщения школьников к музыке и творчеству, а также повысить профессионально-педагогическую направленность как личностное качество студентов.

Термин «импровизация» произошёл от латинского «импровизус», что означает внезапный, неожиданный. Это качество присуще природе самого человека. Музыкальная наука определяет импровизацию как одновременное создание и исполнение музыки без предварительной подготовки и отмечает, что на протяжении веков импровизация являлась не только единственной формой исполнения, но и единственным методом развития музыкальной формы. Для импровизации характерно то, что создание музыкальной ткани и её воспроизведение совпадают по времени.[2]

Современные исследователи музыкальной импровизации характерными её признаками считают: непосредственность творческого высказывания, демонстрацию виртуозной лёгкости владения формотворческими и исполнительскими приёмами, акцентируют внимание на том, что в импровизации проявляется суть личности музыканта.[2]

Импровизация - это качество, присущее природе человека. Она лежит в основе человеческого общения, то есть в разговорной речи, в языке движений, красок, звуков, и потому более свойственна человеку, чем деятельность по заранее отработанной программе. Элементы импровизации должны присутствовать на занятиях с самого начала практически в любом виде деятельности.

Простота и доступность занятий инструментальной импровизацией удивительно благотворно и всеобъемлюще помогает в работе с начинающими: облегчает постановку рук (обучающиеся не связаны конкретным нотным материалом), позволяет развивать их

мелодические и ритмические способности, раскрепощает в овладении инструментом, развивает навыки интонирования, сольфеджирования, секвенцированния, способствует развитию внутреннего гармонического слуха, дает полезные навыки рефлекторного владения инструментом. Ничто на первых занятиях не доставляет обучающимся большего удовольствие, чем импровизация. Она превращает занятие в увлекательную игру, позволяет изучить возможности инструмента, подружиться с ним, почувствовать себя музыкантом, проявить свою фантазию, реализовать своё «Я».

Для преподавателя импровизация открывает широчайшие возможности, позволяя за очень незначительное время объяснить студенту в увлекательной форме огромный теоретический материал. Он послужит крепким фундаментом для дальнейшего продвижения по всем направлениям музыкального развития.

По мнению многих исследователей вопроса музыкальной импровизации, теоретические знания и пианистическая техника являются обязательным, но не определяющим условием для импровизатора. Они лишь дают возможность осуществить желаемую деятельность, но определяет её импровизаторское мышление. Если импровизатор не способен свободно мыслить, создавать из знакомых блоков, мелодических и гармонических оборотов, схем новые комбинации, конструкции, моделировать, экспериментировать, искать новые для себя созвучия, то никакая теоретическая и техническая база не поможет ему в импровизации.[5]

В практике инструментального исполнения известны несколько наиболее распространённых ошибок, которые допускают музыканты, тем самым, мешая развитию и затрудняя быстрый прогресс при обучении импровизации. Рассмотрим их подробнее.

Отсутствие плана. Отсутствие плана инструментальной импровизации связано с непониманием компонентов, из которых она состоит и того, как они взаимодействуют между собой. Подобно тому, как для строительства дома нужен архитектурный план, так и для грамотной импровизации нужен план исполнительский.

Игра по нотам. Сама по себе игра «с листа» и разучивание произведений - это весьма полезный и необходимый учителю музыки вид деятельности. Проблема возникает в тот момент, когда без этого невозможна исполнительская деятельность вообще. Постоянное исполнение музыки по нотам приводит к тому, что музыкальная память атрофируется. Слух также очень быстро становится «ленивым», исполнитель запоминает темы больше глазами, чем на слух. Постоянная активность слуха - важное качество хорошего исполнителя. И здесь важно как можно больше слушать различные мелодии и ритмы, рождать в себе различные ассоциации, делать активной слуховую функцию. Импровизация не терпит пассивного исполнительства.

Изучение транскрипций (без слуховой идентификации). Транскрипции (то есть переложения, сделанные ранее одним из исполнителей) могут быть очень полезны для теоретического анализа и расширения исполнительского багажа. Но для этого с ними нужно уметь правильно работать. Очень часто транскрипции бывают весьма далеки от совершенства. Некоторые авторы транскрипций часто выписывают артефакты, которые исполнитель не сможет воспроизвести. Кроме того, транскрипции не передают самого главного — суть самой импровизации. Динамика, артикуляция, чувство — все это можно услышать, но нельзя записать.

Бесконечный поиск информации. Безусловно, любая наука базируется на теоретических знаниях и опыте предыдущих поколений. Однако, музыкальная интерпретация - это практическая деятельность по сочинению различного рода музыкальных построений. И здесь важно, узнав основы данной деятельности, как можно скорее переходить к их практическому воплощению.

Невнимание к развитию слуха и навыка «предслышания». Слух и навык «предслышания» являются, наверное, самыми важными для импровизатора. Без этого невозможна хоть сколько-нибудь осмысленная импровизация. Однако, очень часто при обучении импровизации, музыканты игнорируют сольфеджио, пропевание фраз и многие другие упражнения по развитию относительного слуха. В результате процесс импровизации больше опирается на теоретические знания и заученные фразы, в противовес сбалансированному процессу, который в идеале опирается на слуховые ассоциации, базирующиеся на изученных основах импровизации.

Заучивание стандартных фраз. Инструментальная импровизация — это язык. А любой язык -это, прежде всего, средство общения. Невозможно научиться говорить, просто заучивая стихи или

предложения из художественной литературы. Любая фраза должна применяться в определённом контексте и, самое главное, как носитель определённого музыкального смысла, образа. И хотя существуют общепринятые интонации, которые можно услышать в игре многих музыкантов — это небольшой процент. Поэтому заучивание стандартных музыкальных интонаций, фраз возможно только с целью подчёркивания музыкального смысла и выделения на их фоне характерных интонационных оборотов.

Отсутствие практики. Импровизация на занятии в аудитории и проработка упражнений без демонстрации их перед аудиторией не дадут нужного результата. Человек занимается музыкой для того, чтобы делиться ею со слушателями. Практика публичной импровизации дает хорошие результаты, так как ставит импровизатора в очень напряженную психологическую ситуацию, что способствует мобилизации навыков, развитием которых он занимался. Поэтому необходимо регулярно находить возможность играть на публике и выходить за рамки кабинетных занятий.

Слабая теоретическая база. Теория импровизации за последнее столетие превратилась в очень серьезную область музыкальной науки. Знание и понимание теоретических аспектов дает возможность последовательного развития импровизатора. Необходимо изучить теорию ладов, фразировку, гармонию, элементы выразительности, теорию исполнительства и многое другое.

Отсутствие ясной цели. Наличие целей на неделю, на день помогает более концентрировано работать над элементами импровизации и осуществлять мониторинг процесса развития.

Таким образом, инструментальная импровизация - это сложный художественный феномен, включающий в себя не только музыкальные, но и социально-культурные, национальные, эстетические и психологические компоненты. Являясь прародительницей любых музыкальных форм, импровизация, с одной стороны, вырастает из жизненно-бытовых предпосылок, а с другой -смыкается с миром сложных, высокоорганизованных музыкальных композиций. Умение свободно импровизировать как на музыкальном инструменте, так и в педагогической деятельности в целом -важная составляющая профессиональной деятельности учителя музыки современной школы. В связи с этим, думается, что вопрос об обучении импровизации в современной системе высшего музыкально образования и воспитания достаточно серьезен и настоятельно требует своего решения, для которого нужны совместные координированные усилия педагогов-инструменталистов, методистов, преподавателей музыкально-теоретических дисциплин, исследователей истории педагогики.

The article describes the process of instrumental improvisation as one of the significant components of the training music teachers, developing student's creativity, the basic skills necessary for a successful implementation of the student instrumental improvisation.

The key words: musical culture, instrumental improvisation, musical instrument, music teacher.

Список литературы:

1. Андрианова О.В. Педагогическая технология инструментально-исполнительской подготовки учителя музыки в вузе// Вестник Брянского государственного университета.№1 (2011г.). Брянск: РИО БГУ, 2011. С. 96-99.

2. Бриль И. Практический курс джазовой импровизации. М.: Советский композитор, 1985. 112 с.

3. Каганович Г. Импровизация и обучение игре на фортепиано. М.: Знание, 1988. 209

с.

4. Мейлих Б.С., Хренов Н.А. Психология процессов художественного творчества. М.: Наука, 1980.288 с.

5. Сапонов М. Искусство импровизации. Импровизационные виды творчества в западноевропейской музыке средних веков и Возрождения. М.: Музыка, 1982.107 с.

Об авторе

Андрианова О.В.- кандидат педагогических наук, старший преподаватель Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, e-mail: androv2007@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.