Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОСНОВАНИЙ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СЕРВИТУТНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОСНОВАНИЙ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СЕРВИТУТНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
76
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЕРВИТУТ / EASEMENT / ПУБЛИЧНЫЙ СЕРВИТУТ / PUBLIC EASEMENT / ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СЕРВИТУТНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ / BASIS FOR SERVILITY RELATIONS / СЕРВИТУТНОЕ СОГЛАШЕНИЕ / SERVILITY AGREEMENT / ДОГОВОР / CONTRACT / СУДЕБНОЕ РЕШЕНИЕ / COURT DECISION / ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / CIVIL LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гартина Юлия Александровна

Несмотря на то, что в настоящее время проблемы сервитутного права исследуются большим количеством ученых цивилистов, данный институт так и не получил развернутой детальной регламентации в нормативно-правовых актах. Кроме того, отдельные вопросы сервитутных правоотношений так и остаются не урегулированными. Отсутствие в законодательстве детального закрепления оснований возникновения сервитутов негативно сказывается на правоприменительной практике в данной сфере правоотношений. Поэтому в настоящее время назрела необходимость в детальном изучении и законодательном закреплении оснований возникновения сервитутных правоотношений. Установление сервитута в судебном порядке - это достаточно сложная процедура, которая также должна быть детализирована и отвечать определенным требованиям закона. Кроме того, решение об установлении сервитута, вынесенное в судебном порядке, также как и соглашение об установлении сервитута, должно содержать основные признаки, характеризующие сервитут, порядок его установления и порядок пользования сервитутом, в том числе определять размер платы за установленный сервитут.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF LEGAL REGULATION OF THE FOUNDATIONS OF THE EFFECTS OF SERVICE LEGAL RELATIONS

Despite the fact that at present the problems of servility law are being investigated by a large number of scientific civilians, this institution does not receive detailed detailed regulation in normative legal acts. In addition, some issues of servitude legal relations remain unresolved. The absence in the legislation of the detailed consolidation of the grounds for the emergence of servitudes, negatively affects the law enforcement practice in this sphere of legal relations. Therefore, at present, there is a need for a detailed study and legislative consolidation of the grounds for the occurrence of servile legal relationships. Establishment of an easement in court is a rather complicated procedure, which must also be detailed and meet certain legal requirements. In addition, the decision to establish an easement, rendered in court, as well as an agreement on the establishment of an easement, should contain the main features characterizing the easement, the procedure for its establishment and the procedure for using the servitude, including determining the amount of payment for the established easement.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОСНОВАНИЙ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СЕРВИТУТНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ»

лица, а равно гражданином, в том числе индивидуальным предпринимателем, в Арбитражный суд заявления, содержащего заведомо ложные сведения о своей несостоятельности, если это повлекло причинение крупного ущерба, - наказывается...».

Считаем, что единство понятийного аппарата и законодательной техники, позволит эффективнее использовать данную уголовно-правовую норму и исключить расширительное толкование диспозиции статьи.

Литература и источники

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (в ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.

2.Сводные статистические сведения о состоянии судимости в России за 2014, 2015, 2016 гг. / [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=3418.

3. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 43. Ст. 4190.

4. Методические рекомендации по выявлению и пресечению преступлений в сфере экономики и против порядка управления, совершенных сторонами исполнительного производства (утв. ФССП России 15.04.2013 N 04-4) // СПС «Гарант», 2017 год.

5. Приговор Успенского районного суда Краснодарского края от 05 февраля 2014 года по уголовному делу № 1-23/2014 [Электронный ресурс] // Режим доступа http://sudact.ru

References and Sources

1. Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13 iyunya 1996 g. № 63-FZ (v red. ot 29.07.2017) // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 1996. № 25. St. 2954.

2.Svodnye statisticheskie svedeniya o sostoyanii sudimosti v Rossii za 2014, 2015, 2016 gg. / [EHlektronnyj resurs] // Rezhim dostupa: http://www.cdep.ru/ .php?id=79&item=3418.

3. Federal'nyj zakon ot 26.10.2002 № 127-FZ (red. ot 29.07.2017) «O nesostoyatel'nosti (bankrotstve)» // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2002. № 43. St. 4190.

4. Metodicheskie rekomendacii po vyyavleniyu i presecheniyu prestuplenij v sfere ehkonomiki i protiv poryadka upravleniya, sovershennyh storonami ispolnitel'nogo proizvodstva (utv. FSSP Rossii 15.04.2013 N 04-4) // SPS «Garant», 2017 god.

5. Prigovor Uspenskogo rajonnogo suda Krasnodarskogo kraya ot 05 fevralya 2014 goda po ugolovnomu delu № 1-23/2014 [EHlektronnyj resurs] // Rezhim dostupa http://sudact.ru

КАМАЛИЕВА ЛИАНА АЛЕКСАНДРОВНА - кандидат юридических наук, доцент Набережночелнинского института Казанского (Приволжского) федерального университета.

KAMALIEVA, LIANA A. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Naberezhnye Chelny Institute of the Kazan (Volga region) Federal University (2011lk@mail.ru)

УДК 347.22

ГАРТИНА Ю.А.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОСНОВАНИЙ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СЕРВИТУТНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Ключевые слова: сервитут, публичный сервитут, основания возникновения сервитутных правоотношений, сервитутное соглашение, договор, судебное решение, гражданское законодательство.

Несмотря на то, что в настоящее время проблемы сервитутного права исследуются большим количеством ученых цивилистов, данный институт так и не получил развернутой детальной регламентации в нормативно -правовых актах. Кроме того, отдельные вопросы сервитутных правоотношений так и остаются не урегулированными. Отсутствие в законодательстве детального закрепления оснований возникновения сервитутов негативно сказывается на правоприменительной практике в данной сфере правоотношений. Поэтому в настоящее время назрела необходимость в детальном изучении и законодательном закреплении оснований возникновения сервитутных правоотношений. Установление сервитута в судебном порядке - это достаточно сложная процедура, которая также должна быть детализирована и отвечать определенным требованиям закона. Кроме того, решение об установлении сервитута, вынесенное в судебном порядке, также как и соглашение об установлении сервитута, должно содержать основные признаки, характеризующие сервитут, порядок его установления и порядок пользования сервитутом, в том числе определять размер платы за установленный сервитут.

GARTINA, Yu.A.

THEORETICAL ASPECTS OF LEGAL REGULATION OF THE FOUNDATIONS OF THE EFFECTS OF

SERVICE LEGAL RELATIONS

Keywords: easement, public easement, basis for servility relations, servility agreement, contract, court decision, civil legislation.

Despite the fact that at present the problems of servility law are being investigated by a large number of scientific civilians, this institution does not receive detailed detailed regulation in normative legal acts. In addition, some issues of servitude legal relations remain unresolved. The absence in the legislation of the detailed consolidation of the grounds for the emergence of servitudes, negatively affects the law enforcement practice in this sphere of legal relations. Therefore, at present, there is a need for a detailed study and legislative consolidation of the grounds for the occurrence of servile legal relationships. Establishment of an easement in court is a rather complicated procedure, which must also be detailed and meet certain legal requirements. In addition, the decision to establish an easement, rendered in court, as well as an agreement on the establishment of an easement, should contain the main features characterizing the easement, the procedure for its establishment and the procedure for using the servitude, including determining the amount of payment for the established easement.

Сервитут - это право ограниченного пользования чужим земельным участком. Регулирование сервитутных отношений осуществляется гражданским и земельным законодательством. В Гражданском кодексе РФ (в ред. от 29.07.2017) (далее по тексту - ГК РФ) сервитуту посвящены статьи: 274, 275, 276, 277. В Земельном кодексе РФ (в ред. от 29.07.2017) (далее по тексту - ЗК РФ) регламентации сервитутных правоотношений посвящена статья 23, раскрывающая вопросы правового регулирования публичных сервитутов.

Действующее гражданское законодательство не закрепляет легального определения сервитута, также как и основных его видов. Понятие сервитута вытекает из названия статьи 274 ГК РФ. Но в самой норме данное понятие не раскрывается. Попытка легального закрепления понятия сервитута была предпринята в Проекте Федерального закона № 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации», но данный проект, до настоящего времени, так и не получил официального закрепления и находится на стадии рассмотрения. Данный нормативно-правовой акт содержит главу 20.2, посвященную сервитутам. Она состоит из двух параграфов: параграф 1 раскрывает общие вопросы сервитутного права, такие как: понятие сервитута, содержание сервитута, его платность, следование сервитута, а также основания прекращения сервитутных правоотношений; параграф 2 закрепляет основные виды сервитутов, называя такие, которые, по сути являются новыми и не регламентируются в действующем законодательстве: сервитуты перемещения, строительные сервитуты, сервитуты мелиорации, горный сервитут и коммунальный сервитут. Что касается оснований возникновения сервитутных правоотношений, то в данном нормативно-правовом акте им не уделено должного внимания. В соответствии с пунктом 6 статьи 301 Проекта Федерального закона № 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса» (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 27.04.2012): «сервитут может быть установлен по требованию лица, имеющего ограниченное вещное право, включающее правомочия владения и пользования господствующей или служащей вещью. Такое лицо пользуется всеми правами, а также несет все обязанности, предусмотренные правилами настоящей главы для собственников господствующей или служащей вещи».

Таким образом, мы видим, что данный правовой акт, хотя и закрепил конкретные виды сервитутов, разграничив их в зависимости от сферы хозяйственной деятельности, но основания возникновения сервитутных правоотношений, в нем так и не были детально проработаны.

Анализ норм действующего земельного законодательства позволяет определить, что в соответствии с п.1 ст. 23 ЗК РФ «Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством». Данное правило появилось сравнительно недавно. Более того, статья 23 ЗК РФ определяет правила установления и осуществления исключительно публичного сервитута. Необходимо отметить, что в ранее действующей редакции ЗК РФ от 28.12.2013 г. пункт 1 статьи 23 отсылал к гражданскому законодательству по вопросам установления частного сервитута (статьям 274-276 ГК РФ), в действующей редакции ЗК РФ упоминание про частный сервитут отсутствует вовсе. В отношении публичного сервитута ЗК РФ

закрепляет, что данный сервитут, устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случае, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

Интересы, для обеспечения которых устанавливаются публичные сервитуты, перечислены в части 3 статьи 23 ЗК РФ.

Гражданский кодекс РФ, напротив, понятие публичного сервитута не закрепляет вовсе, статья 274 раскрывает для чего, т.е. для каких целей может устанавливаться частный сервитут: «сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута».

Кроме того, пункт 3 ст. 274 ГК РФ определяет, что: «сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае не достижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута». Из нормы данной статьи следует, что фактически, законодатель называет два основания возникновения сервитута: соглашение и судебное решение.

Соглашение об установлении сервитута заключается между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка. Гражданский кодекс не называет требования, которые в обязательном порядке должны быть отражены в данном соглашении. Действующее гражданское законодательство определяет, что соглашение о сервитуте должно быть заключено в письменной форме, а возникающее из него ограниченное вещное право подлежит государственной регистрации.

Таким образом, у субъектов сервитутных правоотношений может возникнуть огромное количество спорных вопросов при заключении соглашения о сервитуте. Во-первых, необходимо в данном соглашении определить основополагающие положения, касающиеся установления сервитута. Это напрямую касается предмета сервитутного соглашения, целей и оснований установления сервитута, порядка ограниченного пользования земельным участком на котором установлен сервитут, прав и обязанностей сторон, определения вопросов платы за сервитут, основные условия прекращения сервитута.

Во-вторых, необходимо помнить, что соглашение о сервитуте закрепляет конкретные способы осуществления вещного права на господствующую вещь, необходимо связанные с использованием служащей вещи, т.е. устанавливает границы уже существующего права» [1].

Таким образом, мы видим, что помимо закрепленной законодательно формы, сервитутное соглашение или договор об установлении сервитута должны содержать существенные условия, в соответствии с которыми они будут заключаться и наделяться юридической силой. Несомненно, наличие сервитутного соглашения помогло бы решить ряд практических проблем, возникающих у субъектов сервитутных правоотношений в результате установления сервитута. Кроме того сервитутное соглашение имеют большое значение для возникновения, изменения и прекращения сервитута. Однако данное соглашение выступает лишь в качестве элемента юридического состава, вызывающего его к жизни. Юридическим фактом, с которым закон непосредственно связывает установление сервитута как вещного права, является его государственная регистрация (п. 3 ст. 274 ГК РФ).

Цель же любого заключенного соглашения состоит в регулировании общественных отношений посредством установления субъективных гражданских прав и обязанностей.

Немного иначе обстоит дело с сервитутами, которые устанавливаются на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Необходимо отметить, что к установлению сервитутов на данной категории земель законодатель подошел

более основательно, предусмотрев основания возникновения сервитутов для данных земельных участков в статье 39.23 ЗК РФ. Кроме того, анализ данной нормы показывает, что сервитуты данного вида устанавливаются на основе соглашения. Статья 39.25 ЗК РФ в пункте 1 детально раскрывает содержание заключения такого соглашения, прописывая основные положения, которые должны быть в нем отражены. Норма статьи 39.24 посвящена субъектам, заключающим соглашение об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Более того ЗК РФ детально регламентирует и порядок заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Необходимо также отметить, что данный сервитут, предполагается платным. Размер платы определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления [2].

Таким образом, для установления сервитута на землях находящихся в государственной или муниципальной собственности законодатель детализировал вопросы, касающиеся оснований его возникновения, закрепив законодательно порядок заключения соглашения об установлении сервитута. Все это, несомненно, свидетельствует о том, что при проработке оснований возникновения сервитутных правоотношений в других случаях и на других земельных участках, появится возможность на законодательном уровне отразить и закрепить основания их возникновения и содержание сервитутного соглашения.

Вторым основанием, называемым законодателем в пункте 3 ст. 274 ГК РФ является установление сервитута в судебном порядке. К данному способу прибегают тогда, когда самостоятельно договориться и заключить соглашение об установлении сервитута у субъектов не получается. В этом случае субъект, требующий установления сервитута вынужден обратиться с исковым заявлением в суд. Исковое заявление должно быть подано надлежащим истцом к надлежащему ответчику. По общему правилу такими лицами являются собственники господствующей и служащей вещей. При этом наличие соответствующего права подлежит доказыванию. Доказывая свое право на предоставление сервитута, истец должен подтвердить, что, другой возможности установления сервитута у него нет. Суд же в ходе судебного разбирательства должен установить данный факт и признать его доказанным. Кроме того, при установлении сервитута в судебном порядке необходимо помнить, что при его установлении должен поддерживаться баланс между интересами собственника земельного участка и нуждами других лиц, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Сервитут должен быть наименее обременителен для служащей вещи. Он не может быть установлен, если лишает собственника служащей вещи прав владения, пользования и распоряжения этим участком [3].

Очень важным моментом, является то, что по результатам рассмотрения дела суд не обязывает стороны заключить соглашение о сервитуте, он фактически устанавливает его своим решением. Именно судебное решение является основанием для государственной регистрации сервитута. По этой причине в резолютивной части соответствующего судебного акта должны быть приведены все условия, на которых суд устанавливает сервитут. Иными словами, должны быть указаны условия, касающиеся вида сервитута, точные координаты сферы действия сервитута, сведения о господствующей и служащей вещах, а также о размере и порядке платы за сервитут.

Таким образом, мы видим, что установление сервитута в судебном порядке - это достаточно сложная процедура, которая также должна быть детализирована и отвечать определенным требованиям закона. Кроме того, решение об установлении сервитута, вынесенное в судебном порядке, также как и соглашение об установлении сервитута, должно содержать основные признаки, характеризующие сервитут, порядок его установления и порядок пользования сервитутом, в том числе определять размер платы за установленный сервитут.

Итак, как мы уже выяснили, действующее гражданское законодательство, называет два основания установления сервитута: соглашение о сервитуте и судебное решение, других оснований в законе не прописано.

Что касается оснований возникновения публичного сервитута, то на этот счет в ГК РФ отсутствуют какие - либо нормы. Хотя на наш взгляд, перечень данных оснований также должен быть полно отражен в гражданском законодательстве и являться исчерпывающим. Необходимо также помнить, что публичный сервитут устанавливается с учетом результатов общественных слушаний. Но в ГК РФ отсутствует правовая регламентация проведения общественных слушаний. Сама по себе процедура общественных слушаний, является сложной и проводится посредством вовлечения большого числа участников. Поэтому следовало бы придать решению, принятому на общественном слушании, обязательный характер и закрепить в п. 2 ст. 23 Земельного кодекса РФ положение о том, что решение об установлении публичного сервитута должно соответствовать результату общественного слушания.

Итак, анализ норм действующего законодательства, позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время назрела проблема детальной регламентации сервитутных правоотношений. Законодатель, постоянно прорабатывая нормы о сервитутах, называет не все основания их возникновения. Помимо перечисленных ранее, закрепленных в законе оснований возникновения, сервитут может возникнуть также и на основании актов государственных органов и органов местного самоуправления. Данное основание также должно найти свое правовое закрепление в действующем гражданском законодательстве.

На наш взгляд, целесообразно было бы закрепить в ГК РФ все основания возникновения сервитутов. Закрепление данных оснований возможно посредствам введения в действующий нормативно-правовой акт отдельной статьи «Основания возникновения сервитутов». Данная правовая норма должна включать следующие основания возникновения: сервитутное соглашение (договор об установлении сервитута), судебное решение, акты государственных органов и местного самоуправления и непосредственное, прямое указание закона. Причем необходимо разграничить данные основания для конкретного вида сервитута: частного или публичного, указав при этом, что возникновение частного сервитута возможно на основании сервитутного соглашения (договора об установлении сервитута), а при не достижении соглашения по вопросу установления сервитута, спор должен разрешаться в суде по иску лица требующего установить сервитут. Публичный же сервитут может возникнуть на основании закона, а также в результате актов органов государственной власти и местного самоуправления.

Необходимо отметить, что данный перечень оснований должен быть исчерпывающим. Отдельное внимание, на наш взгляд, должно быть уделено сервитутному соглашению (договору об установлении сервитута), который должен стать наиболее распространенным и важным основанием возникновения сервитутных правоотношений. Предполагается, что гражданское законодательство должно закрепить все существенные условия данного вида договора, а именно: форму, предмет, цену, указание на то, в каких случаях договор носит возмездный и безвозмездный характер.

Литература и источники

1. Груздев В.В. Проблема квалификации вещных правоотношений //Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. №2. С. 36.

2. Федоров Г.В. Изменения в законодательстве о сервитутах // Юрист. 2016. №6. С. 115.

3. Афанасьев И.В. Условия установления сервитута в судебном порядке // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2015. №11. С. 65.

References and Sources

1. Gruzdev V.V. Problema kvalifikacii veshchnyh pravootnoshenij //Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika. 2017. №2. S. 36.

2. Fedorov G.V. Izmeneniya v zakonodatel'stve o servitutah // YUrist. 2016. №6. S. 115.

3. Afanas'ev I.V. Usloviya ustanovleniya servituta v sudebnom poryadke // Imushchestvennye otnosheniya v Rossijskoj Federacii. 2015. №11. S. 65.

ГАРТИНА ЮЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА - кандидат юридических наук, доцент кафедры «Частное и публичное право» Пензенского государственного университета (gjpenza@rambler.ru)

GARTINA, JULIA A. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Private and Public Law, Penza State University (gjpenza@rambler.ru)

УДК 342.56

ФАРОИ Т.В.

ФУНКЦИИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ И ФОРМЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ: АНАЛИЗ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОГО АППАРАТА

Ключевые слова: Конституции РФ, законы, судебная власть, судебная функция, правосудие, судебная система, органы государственной власти, права и свободы человека.

В статье рассмотрены различные трактовки, имеющиеся в современной юридической литературе, таких категорий, как «судебная власть», «функции судебной власти», «формы реализации судебной власти». По мнению автора, терминологические расхождения в определении функций и форм реализации судебной власти вызваны не только различными взглядами правоведов на эти понятия, но и различным пониманием содержания судебной власти в РФ. В целом, комплекс основных понятий и категорий, используемый при изучении феномена судебной власти, вообще, и ее функций - в частности, разработан в отечественном правоведении недостаточно. Вследствие этого российские правоведы не располагают надежным и точным механизмом анализа судебной власти.

FAROI, T.V.

FUNCTIONS OF THE JUDICIAL POWER AND FORM OF ITS REALIZATION: ANALYSIS OF TERMINOLOGICAL APPARATUS

Keywords: Constitution of the Russian Federation, laws, judicial power, judicial function, justice, judicial system, public power's authorities, rights and freedoms of human.

Article describes the various treatments, available in the modern legal literature, such categories as "judicial powef', "functions of judicial power", "forms of realization of judicial power". According to the author, terminological differences in defining functions and forms of realization of judicial authority caused not only by different views of jurists on these concepts, but also different understanding of content of judicial power in Russian Federation. In general, the complex of basic concepts and categories used in studying the phenomenon of the judiciary, in general, and its functions - in particular, developed in domestic jurisprudence is not enough. As a result, Russian jurists do not have a reliable and accurate mechanism for analyzing the judiciary. In general, the complex of basic concepts and categories used in studying the phenomenon of the judiciary, in general, and its functions - in particular, developed in domestic jurisprudence is not enough.

Согласно ст. 10 Конституции РФ, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Судебная власть - это самостоятельная, независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства [1].

В дореволюционную и советскую эпоху, принцип разделения властей не признавался, господствовало представление о единстве государственной власти и реализуемых ею функций, в том числе, судебной. С признанием же судебной власти правомерно выделять отдельно функции судебной власти.

Современную судебную власть в РФ можно охарактеризовать по ряду признаков. Так, по мнению исследователей А.В. Волковой и Т.А. Крапивной:

- это вид государственной власти. Применительно к РФ это выражается в том, что суды относятся только к федеральному и региональному уровням публичной власти. Поскольку муниципальная власть не признается государственной и отделена от государства по вертикали, то в РФ не могут создаваться муниципальные суды;

- осуществляется только специальными органами - судами. Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ», судебная власть в РФ осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.