Теоретические аспекты построения стратегического планирования многопрофильного предприятия Theoretical aspects of strategic planning development of multi-functional company
Назарычев М.Ю.
Аннотация
В данной статье рассматриваются теоретические аспекты построения стратегического планирования многопрофильного предприятия, в частности предложена схема процесса принятия решений с альтернативными вариантами и разработана процедура выбора стратегии развития многопрофильного предприятия c использованием модели многокритериального анализа.
In article is considered theoretical aspects of developing strategic planning of multi-functional company in particular proposed scheme of decision making with alternative scenarios and presented procedure of choosing the strategy the future development of multi-functional company based on method of analysis of hierarchies.
Ключевые слова
Стратегическое планирование, многопрофильное предприятие, схема принятия решений, процедура выбора стратегии.
Strategic planning, multi-functional company, scheme of decision making, procedure of choosing the strategy.
Введение
Проблема выбора стратегии развития предприятия относится к задачам принятия решений с альтернативными вариантами. Для того чтобы совершить выбор наилучшей стратегии, лицо, принимающее решение, должно четко представлять себе цель, достижению которой будет служить выбранная альтернатива. Способность наилучшим образом достигать поставленной цели, получать максимальный положительный эффект при минимальных издержках в кон-
кретно обозначенной ситуации является критерием ранжирования всех имеющихся альтернатив.
Цена ошибки при выборе неверного решения - стратегии развития предприятия - может быть очень велика. Чтобы по возможности избежать ошибок или сделать их менее вероятными, следует провести комплексную оценку каждой рассматриваемой стратегической альтернативы по ряду критериев. Стратегические альтернативы необходимо оценить на предмет того, соответствуют ли они возможностям и угрозам внешнего и внутреннего окружения. Для достижения конкурентных преимуществ, которые являются частью или основой стратегии, необходимо использовать ресурсы и способности компании в различных сферах деятельности, то есть развивать многопрофильность предприятия. Поэтому выбранная стратегия развития многопрофильного предприятия должна соответствовать внутренним возможностям и целям компании
Общая схема процесса принятия решений
Для выбора одной или нескольких лучших альтернатив из некоторого заданного набора, необходимо четко определить цель и критерии (показатели качества), по которым будет проводиться оценка альтернативных вариантов. Следует отметить, что задачи принятия решений отличаются большим разнообразием, вследствие чего существует множество методов и методик принятия решений. Схему процесса принятия решений можно предоставить следующем виде (рис. 1).
Этап 1
Предварительный анализ проблемы
Этап 2
Постановка задачи принятия решений
Этап 3
Получение исходных данных
Этап 4
Решение задачи принятия решений
Этап 5
Анализ полученных результатов
Определяются
Цель
Определяются
Действия
Содержание
главные цели;
уровни рассмотрения проблемы, элементы и структура исследуемой системы;
критерии качества функционирования системы;
базовые ресурсы, доступные для решения задачи.
формулирование задачи; определение типа задачи; нахождение множества альтернативных вариантов; определение основных критериев для оценки вариантов.
устанавливаются оценки качества альтернативных вариантов решений;
определятся методы обработки количественных оценок; определятся методы обработки качественных оценок.
производится математическая обработка исходной информации; в случае необходимости - уточнение и модификация исходной информации.
производится анализ результатов решения задачи; в случае неудовлетворительных результатов осуществляется возврат на первый или второй этапы.
Рис. 1. Схема процесса принятия решений
В общем случае задачи принятия решений можно представить в следующем виде:
<Т,ХЛ^Д,Р,У>,
где Т — вариант постановки задачи (например, выбрать лучшую альтернативу или упорядочить весь набор альтернатив); X — информация о множестве возможных альтернатив; Я — информация о критериях выбора; S — множество шкал для измерения качества альтернатив по критериям; F— отображение множества допустимых альтернатив в множество их оценок по критериям; G — система предпочтений решающего элемента; Р — решающее правило; V — устойчивость информации категорий X, Я, F, G во времени.
Любой из элементов этого набора может служить признаком для классификации задач принятия решений. Задача выбора стратегии развития многопрофильного предприятия относится к многокритериальным задачам принятия решений.
Процедура выбора стратегии развития многопрофильного предприятия
Проблема выбора стратегии развития предприятия в условиях доступности экспертной информации относится к многокритериальным задачам принятия решений, которые могут решаться с помощью метода анализа иерархий. Представим процедуру выбора стратегии развития предприятия на основе метода анализа иерархий, в рамках которой должны быть выполнены следующие этапы.
1. Построение иерархической структуры проблемы выбора стратегии развития многопрофильного предприятия, начиная с вершины (цели), через промежуточные уровни (перечень критериев) к самому нижнему уровню (перечень альтернатив).
2. Построение множества матриц парных сравнений; для каждого из нижних уровней по одной матрице для каждого элемента примыкающего сверху уровня.
3. Синтез множественных суждений, базирующихся на результатах парных сравнений.
4. Проведение проверки индекса согласованности каждой матрицы.
5. Применение иерархического синтеза для взвешивания собственных векторов весами критериев; вычисление суммы по всем взвешенным компонентам собственных векторов уровня иерархии, лежащего ниже.
6. Оценка альтернативных решений по выбору стратегии развития многопрофильного предприятия и нахождение наилучшего из них.
Представим структуру решения по выбору стратегии развития предприятия методом анализа иерархий в виде дерева решений (рис. 1.).
Формулировка проблемы (выбора стратегии)
Конструирование иерархии проблемы выбора стратегии
Построение :ожеств матриц парны сравнений критериев и альтернативных стратегий
Формирование набора локальных приоритетов в группах матриц
Оценка согласованности локальных приори тетов
,_Че.ль
Формирование целей выбора. Выбор альтернативных стратегий,
определение критериев их значимости
—Цель.
Декомпозиция проблемы выбора варианта стратегии развития
—Цель.
Установить приоритеты критериев и оценить каждую из альтернатив
стратегий по критериям
Цель — ----->►
Определить степень однородности экспертных оценок (суждений)
ерархический синте для взвешивания векторов стратегий весами критериев
----
Определение глобальных приоритетов стратегий по всем критериям
Выбор стратегии развития предприятия
Рис. 1. Структура решения по выбору стратегии развития предприятия
методом анализа иерархий
Детальный расчет и планирование нескольких альтернатив могут быть неэффективными, если необходимо оставить только одно решение. В этом случае специалисты рекомендуют начать работу по двум-четырем альтернативным стратегиям, но осуществить ее лишь на предпроектном уровне. Это позволит собрать больше фактических данных и более реально оценить выбранные альтернативы, сосредоточившись на одном варианте стратегии.
Заключение
Для принятия решения по выбору стратегии развития многопрофильного
предприятия предложена процедура многокритериальной оптимизации, особенностью которой является иерархическая структура исходной системы управляющих критериев стратегии.
Процедура, основанная на методе анализа иерархий, позволяет при наличии слабоформализуемой экспертной информации получить количественные оценки и учесть влияние каждого критерия на конечную альтернативу выбора стратегии развития многопрофильного предприятия.
Литература
1. Грант Р. Современный стратегический анализ: Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2012. - 544 с.
2. Подиновский В.В. Количественная важность критериев. //Автоматика и телемеханика. - 2000. № 5. С. 110-123.
3. Саати Т., Керис К. Аналитическое планирование. Организация систем: Пер. с англ. - М.: Радио и связь, 1991. - 224 с.
4. Саати Т. Метод анализа иерархий. Пер. с англ. - М.: Радио и связь, 1993. 315 с.
5. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: понятия, концепции, инструменты принятия решений. Справочное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2012.
6. Белман Р., Заде Л. Принятие решений в расплывчатых условиях // Вопросы анализа и процедуры принятия решений / Пер. с англ. - М.: Мир, 1976.
7. Березин И. Маркетинговый анализ. - М.: Вершина, 2008. Часть 1.
8. Бойетт Джозеф, Бойетт Джимми. Путеводитель по царству мудрости: лучшие идеи мастеров управления. - М.: Олимп-Бизнес, 2009.
9. Борисов А.Н., Крумберг О.А., Федоров И.П. Принятие решений на основе нечетких моделей. - Рига: Занатне, 1990.
10. Боумен К. Стратегия на практике / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2003.
11. Браун Марк Грэм. За рамками сбалансированной системы показателей / Пер. с англ. - ЗАО «Олимп-Бизнес», 2012.