78
ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 1 (26)
ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ «АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПАМЯТНИК»
В СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУЧНОЙ ПРАКТИКЕ
В. М. Андреев
Челябинской государственной академии культуры и искусств, Челябинск
В статье раскрываются основные теоретические аспекты понятия «археологический памятник» существующие в современной отечественной гуманитарной науке, выявленные методом анализа смежных с ним понятий различных научных дисциплин.
Ключевые слова: культурология, памятниковедение, памятник археологический, памятник истории и культуры, культурное наследие, археологическое наследие, объект культурного наследия, культурная ценность;
Дисциплинарная принадлежность понятия «археологический памятник» в блоке отечественных научных дисциплин гуманитарного профиля, на первый взгляд, относится исключительно к археологии. Термин «археологический памятник», действительно, является одним из ключевых в конкретной научной дисциплине - археологии. Однако входящее в его состав слово ‘памятник’ является самостоятельным термином, обозначающим ключевое понятие памятниковедческих и некоторых современных культурологических исследований. Таким образом, понятие археологического памятника выходит за рамки археологии и используется в иных дисциплинах социально-гуманитарного профиля, разрабатывающих круг исторических, культурных, социальных и правовых проблем. Разнообразие научной проблематики, открывающееся при изучении археологических памятников, признаваемых наследием древнейших исторических периодов существования человечества, составляет предмет изучения различных социально-гуманитарных дисциплин - истории, музееведения, искусствоведения, вспомогательных исторических дисциплин, истории культуры. Значимость археологического наследия осознаётся сегодня и для культурологического исследования современности [3. С. 11].
Понятие «археологический памятник» в блоке современных отечественных гуманитарных научных дисциплин соотносится с широким кругом понятий. На протяжении XX в. данный понятийный круг формировался преимущественно в рамках музееведения, сегодня он активно корректируется и дополняется через культурно ориентированные по своей дисциплинарной предметности музеологические исследования, и исследования, производимые специалистами-культурологами.
В процессе изучения музееведческих терминов, разработанных в советский период, был выявлен довольно широкий круг понятий, смежных с понятием «археологический памятник». Очевидно, что понятие «археологический памятник» (или синонимичное «памятник археологии») выступает производной от понятия «памятник», а значит, в первую очередь, связано со следующими понятиями: «памятник», «памятник истории и культуры», «памятник истории», «памятник материальной культуры», «памятник искусства», «памятник архитектуры и градостроительства», «памятник документальный», «памятник письменности», «памятное место». Ценностные свойства археологических памятников, в этот период раскрывали такие понятия, как: «историческая ценность», «научная ценность», «художественная ценность», «мемориальная ценность», «музейная ценность». Музееведческими понятиями, раскрывающими археологическую специфику
ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ
79
феномена памятника, и дисциплинарными археологическими, являются понятия: «археологический памятник», «археологический комплекс», «археологические находки», «археологический материал», «археологический источник», «археологическая культура», «культурный слой», «клад». Мы приводим не все археологические термины, связанные с понятием археологического памятника, так как они, как правило, не выходят за пределы узко-археологического употребления. Отдельную группу составляют понятия конкретных видов археологических памятников, также выработанную в рамках археологической дисциплины.
В ХХ! веке понятие «памятник археологии» (и его родовое понятие «памятник») в отечественной науке разрабатывается в контексте концепции культурного наследия, появившейся в мировой науке во второй половине ХХ века, а в отечественной - в конце ХХ века, и активно развивающейся на сегодняшний момент времени [11. С. 257]. В результате важнейшими смежными с понятием археологического памятника в современной отечественной науке стали понятия: «культурная ценность», «культурное наследие», «археологическое наследие», «объект культурного наследия», «объект археологического наследия», «совместные творения природы и человека», «культурно-историческая среда», «культурный ландшафт».
Исторически формирование понятия «памятник археологии», шло во взаимодействии с формированием понятия «памятник» в период становления самой археологической, исторической наук и их методов [4.]. Ценностное осмысление археологических объектов, признание их объектами культурно-исторического наследия способствовало осознанию не только их исторической научной ценности, но и ценности культурной. Отождествляясь с объектами археологического наследия (объектами культурного наследия), археологические памятники рассматриваются в дисциплинах социально-гуманитарного блока в соответствии с подходами, продиктованными их объектно-предметной спецификой, а иногда и задачами конкретного исследования [2].
Обращаясь к определениям археологического памятника в отечественной музееведческой и археологической литературе разных лет, становится видно, что интересующее нас понятие используется в музеологии и археологии в едином значении. Термин «памятник археологии» в археологической литературе определяется, как совокупность остатков культурной деятельности человека в определённый исторический период, на определённой территории, сохранившихся до времени открытия памятника в системе культурного слоя земли. Иногда в определениях присутствует аспект использования археологической методики - раскопок, и хронологическое ограничение объектов, определяемых памятниками (датировка древнейшими периодами истории человечества). Приведём определение, составленное методом компиляции на основании дополняющих друг друга определений, данных разными авторами в археологической литературе: памятники археологии - 1) «Все материальные остатки деятельности человека, найденные при раскопках; главные из них -поселения, погребения и святилища» [12]; 2) «Участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов» [Там же]; 3) «Любые остатки древних сооружений, следы трудовой или культовой деятельности древних людей, а также сами древние вещи (артефакты), изготовленные когда-то человеком или приспособленные им для своих целей» [10.
C. 5]; 4) «Овеществленные остатки жизнедеятельности людей в древности и средневековье (...): остатки древних поселений и древние погребения, (...) предметы, петроглифы, изваяния, святилища, горные выработки, системы орошения и т. д.» [15]. Для подтверждения единства значения понятия археологического памятника в археологии и музеологии приведём современное музеологическое определение: «памятники археологии - это материальные свидетельства ранней истории человечества, получаемые в результате раскопок или случайных находок и позволяющие восстанавливать историю культуры народов прошлого, типологическая группа памятников истории и культуры» [14. C. 485].
80
ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 1 (26)
Для археологии характерно отождествление понятий археологического источника и археологического памятника: «археология - наука, изучающая историческое прошлое человечества по вещественным памятникам»; «археологические источники - археологические памятники, ставшие объектом исследования археологов» [15]. Однако, в том же археологическом словаре Г. Н. Матюшина (1996 год), в котором памятник отождествляется с источником, помимо термина «археологический памятник», определяется и термин «памятник истории и культуры», подвидом которого выступают памятники археологии. Памятник истории и культуры определяется Матюшиным в музеологическом ключе, через категорию культурной ценности, таким образом, в археологии признаётся аксиологическое понимание памятника.
Современное понятие археологического памятника является результатом конкретнодисциплинарного (археологического) подхода, в рамках которого постулируется содержание понятия «памятник археологии», эксплицируемого в другие научные дисциплины. Понятие археологического памятника, принятое в гуманитарных науках, отражает специфику археологии как исторической дисциплины, ориентированной на изучение прошлого, феномен памятника определяется ею именно в этом ключе. Рассмотрение сферы научного интереса археологии показывает, что аспект функционирования археологического наследия в современной культуре выходит за рамки науки, у которой изучение археологических объектов лежит в основе, хотя специалистами- археологами могут проводиться отдельные исследования данной проблемы в культурологическом ракурсе. В качестве примера приведём уникальный для отечественной научной практики «круглый стол» «Археология в современной культуре России (региональные аспекты)», состоявшийся 22-23 августа 2007 года в посёлке Аркаим [5], и исследования связанные с археологией и археологическим наследием как феноменами современности, археологов Г. Б. Здановича, Д. Г. Здановича, Е. В. Куприяновой, Ф. Н. Петрова.
Понятие «археологический памятник» в музеологии является производным от понятия «памятник». В советский период понятие памятник разделялось на две категории: памятники истории и культуры и памятники природы, что и по сей день является наиболее распространённым делением. Основной функцией памятника признавалась историко-культурная репрезентативность. Присвоение объекту статуса памятника осуществлялось в процессе научной культурной практики методом выявления четырёх возможных видов его значений - научного, художественного, исторического, мемориального. Другие формы актуального функционирования памятника в культурных практиках, помимо научной и музейной, на понятийном уровне зафиксировать не удалось.
В настоящее время в отечественной науке отмечается социокультурный характер феномена памятника, его ценностная составляющая, как явления, содержащего культурный опыт прошлого, и как средства передачи этого опыта. Раскрывается функциональность памятника в современной культуре, как культурно-исторической связующей (между прошлым и настоящим). Данное понимание археологического памятника было сформировано в рамках концепции культурного наследия.
С середины ХХ века на международном уровне официально закрепляются термин «культурные ценности», складывающийся в мировой научной практике с конца XIX века, и термин «культурное наследие». В культурологических исследованиях понятие «культурное наследие» стало использоваться как более универсальное, а термин «памятник» утратил актуальность. Культурное наследие рассматривается как явление историко-культурного происхождения, существующее в системе современной культуры, и обладающее информационной сущностью. Данная точка зрения прослеживается в работах Д. С. Лихачёва [7. C. 11], М. Е. Кулешовой [9. C. 41], Е. Н. Мастеницы [11. C. 252-253], Ю. А. Веденина [6. C. 3] и других. Культурное наследие рассматривается не только как одна из характеристик культуры, но и как «фундамент» самой культуры, её
ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ
81
«своеобразная память» [11. C. 252]. Культурное наследие характеризуется как база современного культурного процесса и обеспечивает возможность его развития [6. C. 3]. Е.
Н. Мастеница описывает культурное наследие, как «сложную социокультурную систему (...), активно взаимодействующую со средой и транслирующую определенную, меняющуюся во времени и пространстве информацию (...). Именно наследие лежит в основе информационных кодов, которые обеспечивают “производство”, накопление и передачу информации (...). Таким образом, образуется система взаимосвязей между культурой, наследием и информацией, функционирование которой и позволяет воспроизводить и совершенствовать достижения культуры» [11. C. 252]. Культурное наследие понимается как феномен, обладающий сущностью «двуединства» прошлого и будущего - функциональностью и ценностью объекта наследия и для культуры прошедшего исторического периода, и для культуры современности, а также будущего: «Культурное наследие - это то, что приобрело ценность в прошлом и ценность чего ожидается в будущем. Поскольку эта ценность и её ожидания изменяются с течением времени, это утвердило само культурное наследие в качестве субъекта динамического изменения» [8. C. 110].
Мастеница, обращаясь к диссертационной работе Т. П. Мироновой утверждает, что концепции культурного наследия предшествовало понятие «памятник», не подразумевавшее актуальность для общества явлений, определяемых памятниками, так как основная их ценность определялась принципами древности, редкости и «курьёзности» (необычности), что приводило к вырыванию объектов из социокультурного контекста и, как следствие, к утрате их содержания [13. C. 74]. В результате сами явления, определяемые памятниками, для культуры были реликтами. Выходом на новый более сложный (на практике и в теории) уровень отношения к историко-культурным объектам и стала концепция культурного наследия, а практическая деятельность с объектами наследия стала включать стадии изучения, интерпретации и использования [11. C. 257].
Приведенные ранее определения археологического памятника отражают только функциональность явления для научной культурной практики. При включении понятия «археологический памятник» в контекст понятий «памятник», «культурное наследие» и «культурная ценность», активно использующихся в современной науке, выявляется такая функции феномена археологического памятника, как передача культурного опыта, открывается его ценностная составляющая, определяющая значимость археологического памятника для современной культуры, как элемента культурного наследия. Понятийный анализ показал, что в современной отечественной науке происходит отождествление понятий «памятник» и «археологический памятник» с понятием «объекта культурного наследия», был обнаружен и ряд внутренних противоречий.
Наиболее полное выявление характеристик понятия «археологический памятник» в современной отечественной гуманитарной науке возможно только при рассмотрении понятийно-терминологического круга смежных с ним понятий, так как понятия эти являются взаимопроникающими. Приведём основные теоретические положения, выявленные при анализе смежной терминологии. Тезисно изложенные далее положения структурированы по следующим блокам: понятийные характеристики феномена памятника, культурного наследия, археологического памятника.
Памятник - явление культурного пространства, создаваемое человеком, появление и существование которого было обусловлено осознанием роли исторического прошлого человечества, для его настоящего и будущего. Памятники разделяются на две взаимосвязанные родовые группы: памятники истории и культуры и памятники природы. Обе родовые группы включают различные видовые подгруппы. Основной сущностной характеристикой феномена памятника является историко-культурная репрезентативность.
Под памятниками понимаются подлинные материально воплощённые историко-культурные объекты, обладающие информационным потенциалом, раскрывающимся по-
82
ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 1 (26)
средством выявления четырёх видов возможных, присущих объектам, значений: научного, художественного, исторического, мемориального.
Памятник обладает культурной ценностью, выступает средством преемственности культурного опыта, как явление, содержащее в своих значениях культурный опыт прошлого, и выступающее средством передачи этого опыта во времени, между культурами.
Ценность памятника при различных подходах рассматривается: 1) как его априорное свойство, выступающее основанием необходимости сохранения памятника; 2) как динамичная характеристика, зависящая от степени востребованности, актуальности памятника в обществе. Данная характеристика связана больше с использованием понятия «культурное наследие», чем «памятник» (отождествляющийся с объектом культурного наследия).
Функция памятника в современной культуре - трансляция опыта, культурно-историческая связь (между прошлым и настоящим). В современной научной практике данный подход связан с концепцией культурного наследия, в которой понятие «памятник» не играет главенствующей роли.
Понятие «культурное наследие» расширило понятие «памятник» до уровня актуальных и ценных для современной культуры явлений. В результате понятие «памятник» было «поглощено» понятием «объект культурного наследия» и потеряло научную актуальность в культурологических исследованиях, продолжая активно использоваться в основном в отраслевых, узкоспециализированных дисциплинах (музееведение, археология).
Культурное наследие является феноменом духовной и материальной культуры исторического характера, включая как антропно созданные, так и природные объекты, понимаемые как культурные ценности, актуальные для современности.
На базе аккумуляции опыта прошлых поколений, через сохранение, интерпретацию и использование культурного наследия, происходит развитие современной культуры.
Культурное наследие выступает культурной ценностью (понятия близкие и могут употребляться как синонимичные), трактуемой как универсальная для общества значимость. Культурное наследие прошлых исторических периодов признаётся культурными ценностями для современности.
Понятие «культурное наследие» отражает культурно-историческую преемственность от прошлого к настоящему и будущему, в контексте категории опыта; понятие культурные ценности отражает значимые явления материальной и духовной культуры на конкретный момент времени.
Критерием объектов культурного наследия (в том числе и памятников), как феноменов современной культуры являются общественное признание в качестве овеществлённой исторической памяти (объекта, обладающего историческими значениями), и востребованность в обществе.
Культурные ценности рассматриваются во взаимосвязи друг с другом, что образует систему пространственно-культурных координат, определяемую культурно-исторической средой.
Археологические памятники, понимаемые частью культурного наследия, аксиоматически наделяются культурной ценностью, а их функциональность восходит к памятникам культуры - к передаче культурного опыта. Памятники археологии отождествляются с объектами культурного наследия и в этой связи воспринимаются, как объекты археологического наследия.
Понятие «археологический памятник» является подвидовым от видового понятия «памятник истории и культуры». Понятия «археологический памятник» и «археологический объект» в отечественной научной традиции не разделяются.
Археологические объекты, как элементы физического пространства выступают системой из следующих элементов: 1) предметов материальной культуры и продуктов человеческого воздействия; 2) культурного слоя почвы; 3) ландшафтной территориальной зоны.
ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ
83
Археологические объекты потенциально обладают культурными значениями, считываемыми человеком. Значения считываются с материальных остатков деятельности человека и составляющих среды, в которой находится объект - почвенной (культурный слой) и ландшафтной. Археологический объект существует в природной, ландшафтной среде и, выступая культурным текстом, привязан к ней, сама среда потенциально обладает значениями о культуре создателей археологического объекта (археологической культуре).
Археологические памятники могут рассматриваться как «совместные творения человека и природы», «археологические достопримечательные места» и «памятные места». Последние два понятия, будучи близкими, обладают историко-культурным значением, как места обитания (ойкумена) и культурно-практической деятельности археологических культур. При этом статус «памятности» места сохраняется даже после утраты этого объекта, (как правило, в процессе археологических раскопок объекты частично, либо полностью уничтожаются).
Критерии определения археологического памятника: историко-культурная подлинность, материальный овеществлённый характер, древность создания, понимание в качестве исторического источника, использование археологических методов исследования, научная ценность.
Таковы основные теоретические аспекты понятия «археологический памятник» существующие в современной отечественной гуманитарной науке выявленные при рассмотрении понятийно-терминологического круга смежных с ним, взаимопроникающих понятий. Проведённый анализ показал, что к настоящему моменту, на теоретическом и практическом уровнях актуальным остаётся изучение роли феномена археологического памятника, как элемента современной культуры, уровня его социальной востребованности, и включенности в современные социокультурные процессы. В этой связи, на наш взгляд перспективным представляется понимание археологического памятника, как функционального элемента современной культуры текстового характера, генерирующего в макротексте современной культуры культурно-историческую среду, насыщенную множеством смыслов и социокультурных контекстов (помимо сугубо научно-исторических), что раскрывается в отдельных публикациях [1], [3].
Список литературы
1. Андреев, В. М. Археологический памятник как основание генерации культурноисторической среда современного культурного пространства [Текст] / В. М. Андреев // Культура - искусство - образование: научные поиски и практические решения. - Челябинск, 2014. - С. 10-13.
2. Андреев, В. М. Подходы к археологическому наследию в социально-гуманитарных научных дисциплинах [Текст] / В. М. Андреев // Музейный вестник. - Челябинск, 2012. - Вып. 13. С. 51-57.
3. Андреев, В. М. Социокультурная контекстуализация археологических памятников: региональные аспекты [Текст] / В. М. Андреев // Традиционная народная культура как фактор формирования единого социокультурного пространства. - Челябинск, 2013. - C. 11-16.
4. Андреев, В. М. Факторы возникновения понятия «памятник» в российской социально-гуманитарной мысли [Текст] / В. М. Андреев // Культура - искусство - образование: векторы преобразования. - Челябинск 2013. - С. 10-17.
5. Археология в современной культуре России (региональные аспекты): «круглый стол», п. Аркаим, 22-23 августа 2007 г.: материалы заседаний [Текст] / [редкол.: Д. Г. Зданович, Е. В. Куприянова, Ф. Н. Петров (отв. ред.)]. - Челябинск : Крокус, 2008. -108 с.
84
ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 1 (26)
6. Веденин, Ю. А. Культурное и природное наследие России (Концепция и программа комплексного атласа) [Текст] / Ю. А. Веденин, А. А. Лютый, А. И. Ельчанинов,
В. В. Свешников. - М. : Институт Наследия, 1995. - 119 с.
7. Декларация прав культуры: (проект) [Текст] / под науч. ред. акад Д. С. Лихачёва. -СПб. : СПбГУП, 2000. - 19 с.
8. Квартальное В.А. Туризм. [Текст] // «Финансы и статистика». М., 2000. С. 110. Цитируется по: Мастеница, Е. Н. Культурное наследие в современном мире: концептуализация понятия и проблематики / Е. Н. Мастеница // Мировая политика и идейные парадигмы эпохи: сб. статей / С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. - СПб. : СПбГУКИ, 2008. - С. 253.
9. Кулешова, М. Е. Понятийно-терминологическая система «природное культурное наследие»: содержание и основные понятия [Текст] / М. Е. Кулешова // Уникальные территории в культурном и природном наследии регионов. Сборник научных трудов. - М. : Из-во РНИИ культурного и природного наследия, 1994. - С. 7-50.
10. Мартынов, А. И. Методы археологического исследования [Текст] / А. И. Мартынов, Я. А. Шер. - М.: Высшая школа, 2002. - 240 с., ил.
11. Мастеница, Е. Н. Культурное наследие в современном мире: концептуализация понятия и проблематики [Текст] / Е. Н. Мастеница // Мировая политика и идейные парадигмы эпохи: Сб. статей / С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. - СПб. : СПбГУКИ, 2008. - С. 252-262.
12. Матюшин, Г. Н. Археологический словарь [Электронный ресурс] / Г. Н. Матюшин. - М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996. - 304 с.: ил.- URL: http://www.lib.ru/ HISTORY/MATYUSHIN.
13. Миронова, Т. Г. Сохранение природного и культурного наследия как императив культурной политики постиндустриального общества: диссертация кандидата культурологических наук: 24.00.01. [Текст] / Т. Г. Миронов. - М., 2000. - 168 с.
14. Российская музейная энциклопедия [Текст] / Российский институт культурологии. - М. : Прогресс; РИПОЛ классик, 2005. - 848 с.
15. Соенов, В. И. Археологический словарь Горного Алтая [Электронный ресурс] / В. И. Соенов. - Горно-Алтайск, 1993. - 151 c.: ил. - URL: http://www.altaiinter.info/project/ culture/.
THEORETICAL FOUNDATIONS OF DEFINITION “ARCHAELOGICAL SITE”
IN MODERN RUSSIAN RESEARCHES
В. М. Андреев
Челябинской государственной академии культуры и искусств, Челябинск.
walandr@yandex. ru
The article describes is the main theoretical aspects of the concept of “archaeological site (monument)” in modern Russian humanities, identified by method analyzing of the adjacent to him concepts of different scientific disciplines. The author confirmed that “archaelogical site” as phenomenon combines several concepts: memory of the past, collective memory, cultural artifact and heritage, functionalism and value. Russian word “pamyatnik” (monument, site) contents the word “pamyat’” meaning ‘memory’ and declares the idea of archaelogical site.
Keywords: culturology, monumentology, archeological site, historical and cultural monument, cultural heritage, an object of cultural heritage, archaeological heritage, cultural value.
ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ
85
References
1. Andreyev, V. M. (2014), “Arkheologicheskij pamyatnik kak osnovanije generatsii kul’turno-istoricheskoj sredy sovremennogo kul’turnogo prostranstva” [=Archaelogical site as the foundation of generation of cultural and historical environment of modern cultural field], in: Cul’tura - iskusstvo - obrazovanije: nauchnye poiski Ipracticheskije reshenija [=Culture - art - education: researching and practice]. - Chelyabinsk, pp. 10-13 (in Russ.).
2. Andreyev, V. M. (2012), “Podkhody k arkheologicheskomy naslediju v social’no-gu-manitarnykh nauchnykh disciplinakh” [= Approaches to archaelogical heritage in humanities], in: Musejnyj vestnik [=Museum bulletin], vyp. 13, pp. 51-57 (in Russ.).
3. Andreyev, V. M. (2013), “Sotsiocul’turnaya contextualizatsija arkheologicheskikh pamy-atnikov: regional’nyje aspecty” [= Social and cultural contextualization of archaeological sites: regional aspects], in: Traditsionnaya narodnaya cul’tura kak factor formirovanija jedinogo sotsiocul’turnogoprostranstva [=Traditional folk culture as factor of united social and cultural field], Chelyabinsk, pp. 11-16 (in Russ.).
4. Andreyev, V. M. (2013), “Factory vozniknovenija ponyatija ‘pamyatnik’ v rossijskoj sotsial’no-gumanitarnoj mysli” [= Factors of appearance of definition “site” in Russian humanities], in: Cul’tura - iskusstvo - obrazovanije: vektory preobrazovanija [=Culture - art -education: researching and practice], Chelyabinsk, pp. 10-17 (in Russ.).
5. Arkheologija v sovremenoj cul’ture Rossii (regional’nyje aspekty): ‘kruglyj stol’ (2008) [= Archaeology in modern Russian culture (regional aspects): round table], p. Arkaim, 2223.08.2007: materially zasedanij, redcoll.: D. G. Zdanovich, E. V. Kuprijanova, F. N. Petrov, Crokus, Chelyabinsk, 108 p. (in Russ.).
6. Vedenin, Y. A., Ljutyj, A. A., Yel’chaninov, A. I. and Sveshnikov, V. V. (1995), Cul’turnoje i prirodnoje nasledije Rossii (contseptsija i programma kompleksnogo atlasa) [Cultural and natural heritage of Russia (conception and programme of complex atlas], Institut nasledija, Moscow, 119 p. (in Russ.).
7. Declaratsija prav cul’tury (project) (2000) [= Declaration of rights of culture], pod nauch. red. akad. D. S. Likhacheva, SPBSUP, Sanct-Petersbourg, 19 p. (in Russ.).
8. Kvartal’noje, V. A. (2000), Turizm [= Tourism], Finansy I statistica, Moscow, p. 110. Cited at: Mastenitsa, E. N. (2008), Kul’urnoje nasledije v sovremenom mire: contseptualizatsi-ja ponyatija i problematiki [= Cultural heritage in the modern life: conceptualization of definition], in: Mirovajapolitika i idejnye paradigmy epokhi [= World politics and ideological paradigms of epoche], sb. statej, SPBGUKI, Sanct-Peterburg, p. 253. (in Russ.).
9. Kuleshova, M. E. (1994), “Ponyatijno-terminologicheskaya sistema ‘prirodnoje kul’turnoje nasledije: soderjanije i osnovnyje ponyatija” [= Definition ‘natural and cultural heritage’ as a system: content and terms], in: Unikal’nyje territorii v kul’turnom iprirodnom nasledii regionov [=Unique territories in regional cultural and natural heritage], sb. nauchnykh trudov, RNII cultural and natural heritage, pp.7-50.
10. Martynov, A. I. and Sher, Y. A. (2002), Metody arkheologicheskogo issledovanija [=Methods of archaeological research], Vysshaja shkola, Moscow, 240 p. (in Russ.).
11. Mastenitsa, E. N. (2008), Kul’urnoje nasledije v sovremenom mire: contseptualizatsija ponyatija i problematiki [= Cultural heritage in the modern life: conceptualization of definition], in: Mirovaja politika i idejnye paradigmy epokhi [= World politics and ideological paradigms of epoche], sb. statej, SPBGUKI, Sanct-Peterburg, pp.252-262 (in Russ.).
12. Matjushin, G. N. Arkhelogicheskij slovar’ [=Archaelogical dictionary], Prosveschenije, Ucheb. lit., 1996, 304 p. available at: http://www.lib.ru/HISTORY/MATYUSHIN, accessed 20.05.2014 (in Russ.).
13. Mironova, T. G. (2000), Sokhranenije prirodnogo i kul’turnogo nasledija kak imperative kul’turnoj politiki postindustrial’nogo obschestva [=Keeping of natural and cultur-
86
ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 1 (26)
al heritage as imperative of cultural politics of postindustrial society], dissertatsija kandidata kul’turologicheskikh nauk: 24.00.01, Moscow, 168 p. (in Russ.).
14. Russkaja musejnaja encyclopedia (2005) [=Russian museum enciclopedy], Progress, Ripol-Classic, Moscow, 848 p. (in Russ.).
15. Sojonov, V. I. (1993), Arkheologicheskij slovar’ Gornogo Altaja [Archaeological dictionary of Gornyj Altaj], Gorno-Altajsk, available at: http://www.altaiinter.info/project/cul-ture/, accessed 20.05.2014 (in Russ.).