4. Головин М.А. Формирование и использование средств обязательного медицинского страхования в Российской Федерации // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: Российский и зарубежный опыт. - 2019. - №9. - С. 133-137.
5. Дмитрикова Е.А., Агаджанян В.А. Особенности функционирования системы обязательного медицинского страхования в Российской Федерации // Актуальные проблемы развития социально-экономических систем: теория и практика: сборник научных статей 10-й Международной научно-практической конференции. - Курск, 2020. - С. 95-99.
6. Игнатова Н.А.,МаркушинаИ.Ю. Проблемы бюджетов фондов обязательного социального страхования России в условиях современной экономики // Сборник трудов XXI Международной научно-практической конференции, Псков, 20-23 октября 2020 года. - Псков: Псковский государственный университет, 2020. - С. 222-227.
7. Матюнина М.В., Мартынов А.Л. Анализ бюджета Российской Федерации: расходная часть // Финансово-экономическое и информационное обеспечение инновационного развития региона. Мат-лы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Отв. ред. А.В. Олифиров. - Симферополь, 2021. - С. 39-42.
8. Отчет о результатах деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2020 году. // https://www.ffoms.gov.ru/system-oms/about-fund/fund-
activities/1_%D0%9E%D0%A2%D0%A7%D0%95%D0%A2_%D0%BE_%D1%80%D0%B5%D0%B7%D1%83%D0%BB%D1% 8C%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%85_%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%B D%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_%D0%A4%D0%9E%D0%9C%D0%A1_%D0%B7%D0%B0_2020_%D0%B3%D0%BE %D0%B4.pdf (дата обращения: 20.10.2021)
9. Официальный сайт Федерального фонда обязательного медицинского страхования // https://www.ffoms.gov.ru/ (дата обращение: 20.10.2021)
References and Sources
1. Ob obyazatel'nom medicinskom strahovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29.11.2010 N 326-FZ (red. ot 24.04.2020) // SPS Konsul'tant Plyus.
2. O byudzhete Fonda social'nogo strahovaniya Rossijskoj Federacii na 2019 god i na planovyj period 2020 i 2021 godov. Federal'nyj zakon ot 28.11.2018 N 431- FZ// SPS Konsul'tantPlyus.
3. Berezuckaya I.YU., CHaplygina M.A. Statistika pokazatelej gosudarstvennyh vnebyudzhetnyh fondov // Alleya nauki. - 2018. - N° 1 (17). - S. 192197.
4. Golovin M.A. Formirovanie i ispol'zovanie sredstv obyazatel'nogo medicinskogo strahovaniya v Rossijskoj Federacii // Aktual'nye problemy i perspektivy razvitiya ekonomiki: Rossijskij i zarubezhnyj opyt. - 2019. - N°9. - S. 133-137.
5. Dmitrikova E.A., Agadzhanyan V.A. Osobennosti funkcionirovaniya sistemy obyazatel'nogo medicinskogo strahovaniya v Rossijskoj Federacii // Aktual'nye problemy razvitiya social'no-ekonomicheskih sistem: teoriya i praktika: sbornik nauchnyh statej 10-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Kursk, 2020. - S. 95-99.
6. Ignatova N.A., Markushina I.YU. Problemy byudzhetov fondov obyazatel'nogo social'nogo strahovaniya Rossii v usloviyah sovremennoj ekonomiki // Sbornik trudov XXI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Pskov, 20-23 oktyabrya 2020 goda. - Pskov: Pskovskij gosudarstvennyj universitet, 2020. - S. 222-227.
7. Matyunina M.V., Martynov A.L. Analiz byudzheta Rossijskoj Federacii: raskhodnaya chast' // Finansovo-ekonomicheskoe i informacionnoe obespechenie innovacionnogo razvitiya regiona. Mat-ly IV Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem / Otv. red. A.V. Olifirov. - Simferopol', 2021. - S. 39-42.
8. Otchet o rezul'tatah deyatel'nosti Federal'nogo fonda obyazatel'nogo medicinskogo strahovaniya v 2020 godu. // https://www.ffoms.gov.ru/system-oms/about-fund/fund-
activities/1_%D0%9E%D0%A2%D0%A7%D0%95%D0%A2_%D0%BE_%D1%80%D0%B5%D0%B7%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D 0%B0%D1%82%D0%B0%D1%85_%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82% D0%B8_%D0%A4%D0%9E%D0%9C%D0%A1_%D0%B7%D0%B0_2020_%D0%B3%D0%BE%D0%B4.pdf (data obrashcheniya: 20.10.2021)
9. Oficial'nyj sajt Federal'nogo fonda obyazatel'nogo medicinskogo strahovaniya // https://www.ffoms.gov.ru/ (data obrashchenie: 20.10.2021)
МАТЮНИНА МАРИНА ВИКТОРОВНА - кандидат экономических наук, доцент Гуманитарно-педагогической академии Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского (филиал в г. Ялте) ([email protected]).
ДЫРЧЕКОВА ЮЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА - студентка Гуманитарно-педагогической академии Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского (филиал в г. Ялте) ([email protected]).
MATYUNINA, MARINA V. - Ph.D. in Economics, Associate Professor of the Humanitarian and Pedagogical Academy of the Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky (branch in Yalta) ([email protected]).
DYRCHEKOVA, YULIA A. - student of the Humanitarian and Pedagogical Academy of the Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky (branch in Yalta) ([email protected]).
УДК 338.484(470.62+477.75+47^е=2>9/224) Б01: 10.24412/2308-264Х-2022-1-124-129
СИМОНЯН Г.А., САРЯН А.А., ДАШЯН К.П. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНИМАНИЯ СУЩНОСТИ КАТЕГОРИИ «ТУРИСТСКИЙ ПОТОК» И НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЕГО КОЛИЧЕСТВЕННОЙ
ОЦЕНКИ
Ключевые слова: туристский поток, направления туризма, размер туристского потока, регулирование туристского потока, экскурсант, циклический кризис туризма.
В статье на теоретическом уровне исследуется сущность понятия «туристский поток» в качестве одной из базовых категорий в понятийном аппарате туризма. По своему экономическому содержанию туристский поток рассматривается как форма взаимодействия между предложением туристского продукта данной территории и спросом на него, который генерируется за пределами этой территории. В статье представлено понимание категории «туристский поток», которого придерживаются авторы статьи. Предлагается ввести термин «туристский поток» и «чрезмерный туристский поток» в понятийный аппарат во вновь разрабатываемые нормативно-правовые документы по туризму. Указаны факторы, существенно повышающие значение количественной оценки туристских потоков и результатов анализа их направлений в регулировании регионального туризма в современных условиях. Отмечается отсутствие единой методики оценки туристского потока, включающего все его
основные сегменты. Исследование показало, что в настоящее время сформировалась неофициальная информационная база данных о размерах туристских потоков в мультимедийном пространстве, которая в большей степени ревалентна действительным размерам региональных потоков туристов, нежели существенно (критически) отличается от их действительных значений, поэтому эта база может быть использована в аналитических целях.
SIMONYAN, G.A., SARYAN, A.A., DASHYAN, K.P. THEORETICAL ASPECTS OF UNDERSTANDING THE ESSENCE OF THE CATEGORY "TOURIST STREAM"
AND SOME PROBLEMS OF ITS QUANTITATIVE ASSESSMENT
Key words: tourist flow, tourism destinations, size of the tourist flow, regulation of the tourist flow, sightseer, cyclical crisis tourism.
The article at the theoretical level explores the essence of the concept of "tourist flow" as one of the basic categories in the conceptual apparatus of tourism. According to its economic content, the tourist flow is considered as a form of interaction between the supply of the tourist product of a given territory and the demand for it, which is generated outside this territory. The article presents an understanding of the category of "tourist flow", which the authors of the article adhere to. It is proposed to introduce the term "tourist flow" and "excessive tourist flow" into the conceptual apparatus in the newly developed legal documents on tourism. The factors that significantly increase the importance of quantitative assessment of tourist flows and the results of the analysis of their directions in the regulation of regional tourism in modern conditions are indicated. There is a lack of a unified methodology for assessing the tourist flow, which includes all its main segments. The study showed that at present an unofficial information database has been formed on the size of tourist flows in the multimedia space, which is more relevant to the actual size of regional tourist flows than significantly (critically) differs from their actual values, so this database can be used in analytical purposes.
Современная государственная политика в сфере туризма направлена на увеличение внутреннего туристского потока. В условиях циклического распространения новых штаммов коронавируса количественные и качественные характеристики региональных туристских потоков подвергаются существенным изменениям. В этой связи актуализируется проблема их регулирования с целью минимизировать мультипликативные потери социально-экономического характера и восполнить отрасли нанесенный ей ущерб. Эффективность реализации этих задач во многом зависит от правильного понимания сущности содержания категории «туристский поток», достоверности информации, характеризующей динамику и направления этих потоков.
Цель исследования носит в основном теоретико-методологический характер. Она заключается в изучении сущности категории «туристский поток» и анализ проблем, связанных с достоверной количественной оценкой региональных потоков туристов. Объектом исследования является «туристский поток» - одна из базовых категорий в понятийном аппарате сферы туризма и в системе управления этим видом деятельности, а предметом - сущность понятия «туристский поток» и методические проблемы получения действительной информации о размерах потока туристов в субъектах РФ.
Развитая туристская индустрия способна генерировать наиболее крупные по размерам, интенсивности и плотности туристские потоки (ТП), которые являются ориентиром при разработке стратегии развития туристской сферы отдельных стран и регионов. Перечисленные параметры показателей, характеризующих туристский поток, должны служить ориентиром определения стратегических целей и задач программ развития туризма в субъектах РФ [1]. «Туристский поток» как показатель, измеряющий количество туристов (прибытий/отбытий), широко используется экономистами и менеджерами в аналитических целях для определения текущего состояния и эффективности туристской деятельности, планирования развитием этой сферы в масштабе страны, региона и муниципального образования.
Существует достаточно много определений туристского потока, как и самого понятия «турист» [2-7]. В самом общем виде под туристским потоком в рамках данного исследования нами понимается число туристов, в том числе экскурсантов, совершающих поездки с различными туристическими целями в те или иные регионы (субъекты РФ) в течение определенного времени [8]. Термин «туристский поток», как и равнозначный ему по смыслу «поток туристов» широко используется в научной и практической сферах. В этой связи Регулятору (Ростуризму) предлагается следующее: наряду с понятием «туристский продукт» дополнить главу 1 статьи 1 вновь разрабатываемого основополагающего Закона «Об основах туристской деятельности в РФ» термином «туристский поток» и «чрезмерный туристский поток» с раскрытием его смыслового содержания. Это предложение актуально по многим причинам. В современных условиях во всех аспектах усиливается роль государственного, муниципального и корпоративного регулирования туристских потоков, их географических направлений, а в перспективе и чрезмерных туристских потоков. Прежде всего, это вызвано следующими комплексными факторами:
125
• по сравнению с 2019 г. существенно возросла волатильность туристских потоков в связи с продолжающимся вот уже третий год циклическим кризисом сферы туризма, порожденным волнообразным распространением коронавируса;
• из-за высокой эластичности (зависимости) состояния туризма от ограничений на передвижение граждан, равно, как и от других факторов, определяющих их туристическую активность;
• в период циклического кризиса классическая сезонность в туризме модифицируется в слабо прогнозируемое течение его развития, поэтому размеры, интенсивность и плотность туристских потоков и их направления подвержены новым по своему характеру изменениям, которые требуют антикризисного регулирования;
• резкие «перепады» размеров туристских потоков из-за циклического кризиса увеличили риски возникновения ситуации овертуризма и туризмофобии на популярных туристско-рекреационных центрах страны. Проявляемый при этом «эффект чрезмерного туризма» способен расширить и усилить кризис в отрасли, в негативном аспекте повлиять одновременно на окружающую среду, местные сообщества, туристов и туристские предприятия.
Эффективное регулирование туристских потоков, особенно в период кризиса, требует их количественной и структурной оценки. В настоящее время острой проблемой является правильный подсчет совокупной (действительной) величины туристского потока, не упустив при этом ни одного из составляющих его сегментов, то есть всех групп туристов и экскурсантов, пользующихся туристской инфраструктурой и осуществляющих денежные затраты на покупку туристского продукта.
Наша точка зрения состоит в том, что поток туристов нами рассматривается в качестве показателя, который измеряет совокупное их количество: организованных и неорганизованных туристов, экскурсантов однодневных, многодневных, зарегистрированных, незарегистрированных. Такой подход можно считать наиболее точным и прагматичным, так как требует определения действительного потока туристов, включающего классических туристов и экскурсантов, в том числе нигде не зафиксированных неорганизованных. Федеральный закон от 24.11.1996 № 1Э2-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туристом определяет лицо, сделавшее не менее одной ночевки (не менее 24 ч. нахождения) «в стране (месте) временного пребывания» [9]. Такое определение туриста, который формирует туристский поток, удобно с точки зрения его статистического учета. Однако оно не учитывает все же отдельный сегмент туристов-экскурсантов, которые нигде не регистрируются, но вместе с тем используют интенсивно туристскую инфраструктуру, приобретают и потребляют туристский продукт, осуществляют расходы, приносят доход бюджетам и местному населению и влияют на окружающую среду.
Таким образом, по перечисленным выше признакам они ничем не отличаются от классического туриста за исключением того, что время их пребывания на экскурсии может быть меньше, чем 24 часа, и они могут не осуществлять одной ночевки; часть из них не регистрируется и не платит курортный сбор. К примеру, экскурсанты (однодневные туристы), как уже было сказано выше, активно используя туристскую инфраструктуру, при этом приносят бюджету и туристским предприятиям определенный доход [10]. Большинство экскурсантов в течение одного дня посещают несколько объектов показа, принимают участие в различных мероприятиях, тогда как около 30,0-40,0 процентов классических туристов осуществляют все это примерно за 4 дня [11]. При этом еще экскурсанты вносят свой вклад в повышение общей устойчивости развития туризма в регионах и местности, на которой расположены объекты показа. Количество экскурсантов, как правило, в несколько раз превышает число классических туристов. Поэтому только совокупный туристский поток может показать, насколько в действительности реализуется туристский потенциал региона, каковы нагрузка на окружающую среду и перспективные возможности развития регионального туризма.
Таким образом, с точки зрения планирования туристской деятельности, достижения социально-экономических интересов территории, ее населения и практической работы в этом направлении в региональный туристский поток и с учетом сложившихся условий, предлагается включать всех, кто потребляет региональный туристский продукт (РТП), независимо от сроков пребывания, регистрации и количества ночевок. Такой подход к оценке размеров совокупного
126
туристского потока (СТП) и анализа направлений туристских потоков должен способствовать повышению уровня постановки стратегических целей и задач развития регионального туризма.
Существующее нормативно-методическое обеспечение по определению внутреннего туристского потока регламентирует в основном только порядок, но не методы осуществления этого процесса, не указывая сквозного алгоритма и конкретных методик подсчета его размера с учетом всех его составляющих (туристов и экскурсантов). Вклад туризма в экономику субъектов Российской Федерации», утвержденного Ростуризмом РФ от 18 июля 2007 г. № 69, предписывает необходимость статистического учета и отчетности туристов по форме N 1-КСР. Помимо этого, даются рекомендации по учету однодневных посетителей-экскурсантов [12].
Этот документ позволяет статистически учесть:
• туристов и экскурсантов, зарегистрированных в средствах размещения;
• граждан, которые пользуются услугами туроператоров (турагентств);
• путешественников, которые зарегистрированы на границе пограничной службой.
Количество туристов, которые нигде не зарегистрированы, можно определить путем
экспертных оценок, социологических опросов, научных и маркетинговых исследований, результаты которых публикуются в отчетах и статьях, биллинга. Данные о потоке туристов, полученных таким образом, не отличаются статистической точностью, но могут служить дополнительной аналитической информацией к тому, чтобы иметь возможность оценить совокупный туристский поток.
Подавляющее большинство администраций субъектов РФ широко пользуются этой информацией для учета туристского потока, обоснования управленческих решений, определения стратегических целей и задач развития туристкой инфраструктуры на подведомственной территории. Данные о совокупном туристском потоке субъектов РФ (регионов) являются частью мультимедийного информационного пространства и свободны в доступе. Их источником являются региональные администрации, их профильные подразделения, статистические органы, туристские информационные центры, научные публикации и другие источники.
Общепризнанным является, что официально рекомендуемый порядок определения количественных параметров туристского потока не дает возможности определить его реальное количественное значение. Особенно это проявляется в современных условиях, когда еще много неорганизованных туристов, которые сами формируют индивидуальный маршрут, не прибегая к услугам туристских предприятий (турагентств и туроператоров). Определённая их часть не селится в коллективных средствах размещения и не регистрируется. Уже в 2015 г. 69,0% российских туристов самостоятельно формировали туры, и только треть (29,0%) потенциальных туристов обращались в туристические предприятия с целью организации тура [13].
Отсутствие единой методики оценки туристского потока и достоверной информации о его размерах в определенной степени способствовало тому, что аналитики в меньшей степени стали уделять внимания факторному и структурному анализу потока туристов и в большей степени -анализу рейтингового положения субъекта РФ на туристском рынке. В результате на уровне административно-территориальных единиц возникают проблемы, связанные с отсутствием достоверной информации по всему потоку туристов, необходимой для обоснования стратегических и тактических целей развития туризма и долго- и среднесрочного его прогнозирования [14].
Особенно важна полная и достоверная информация о туристских потоках для социально-экономического обоснования параметров региональных целевых программ и определения их реального ресурсного обеспечения: материального, финансового, трудового, мотивационного и институционального. Прошлые аналогичные программы разрабатывались на базе данных, не обладающих требуемой точности, что не давало возможности реализовать их в полном объеме. Отсутствие достоверных данных о размере агрегированного туристского потока и его структуре не позволяет своевременно принимать управленческие решения по развитию коммунальной, транспортной и социально-экономической инфраструктуры туристских территорий.
В настоящее время рейтинговая аналитика заменяет содержательный факторный анализ, выявление закономерностей, трендов и трансформаций в процессе развития туристского потока, количественную его оценку, анализ динамики потоков, их структуры, плотности, интенсивности. На уровне отдельных субъектов РФ анализ динамики потока туристов в основном сводится к
127
мониторингу того, какое место в рейтинговом списке, составленном, как правило, негосударственными рейтинговыми агентствами, занимает тот или иной субъект РФ. При этом выделяются Топ-5, 10, 20 и так далее субъектов РФ по абсолютному количественному объему туристского потока. Каждый год анализируются построчные изменения места субъекта РФ в рейтинговом списке и делаются выводы об эффективности туризма в том или ином субъекте РФ. Эта информация широко представлена в мультимедийном пространстве, она может служить определенным ориентиром для регулятора при формировании государственной политики развития регионального туризма.
Само по себе абсолютное значение объема (размера) туристского потока не может свидетельствовать об эффективности вовлечения ресурсного потенциала региона в развитие туризма. Этот показатель не отражает степени прямой или косвенной вовлеченности туристско-рекреационных ресурсов региона в воспроизводство регионального туристского продукта (РТП) и формирование туристского потока (ТП). Для этого следует рассчитать относительные величины, такие как количество туристов на 1000 жителей региона и на кв. км территории, вклад туристского потока в создании валового регионального продукта (ВРП) и другие показатели. Учет только информации о количестве туристов, зарегистрированных и проживающих в коллективных и специализированных средствах размещения, недостаточно, чтобы эффективно регулировать развитие туризма, так как она не содержит данных о потоке экскурсантов, количество которых в несколько раз может превышать число туристов. Поэтому только совокупный туристский поток (СТП) может показать, насколько действительно реализуется туристский потенциал региона, каковы нагрузка на окружающую среду и перспективы развития туризма субъекта РФ.
Анализ данных, представленных в мультимедийном пространстве, показывает, что большинство субъектов РФ, осознавая эту проблему, стремятся определить все составляющие туристского потока и учитывать его реальные размеры в целях определения параметров пространственного развития туризма и обоснования инвестиционной политики. Единой методики учета классических туристов, экскурсантов и других посетителей, рекомендуемой регулятором для практического использования, не существует. Субъекты РФ получают такую информацию различными способами, которые не гарантируют выполнение основных требований к свойствам информации и исключение скрытых ошибок.
В настоящее время в открытом информационном пространстве сформировалась мультимедийная база данных о совокупном туристском потоке (СТП) субъектов РФ. Источники такой информации достаточно многообразны, ими являются региональные и городские администрации, региональные туристско-информационные центры (ТИЦ), информация негосударственных аналитических центров, материалы опросов, публикации ученых, экспертные заключения и другие источники. Анализ мультимедийной базы данных о туристских потоках субъектов РФ показывает, что, начиная с 2019 г., большинство из них прекратили просчитывать ежегодные размеры этих потоков. По крайней мере, такие данные публично не представляются, за исключением отдельных субъектов РФ и городов-мегаполисов, входящих в Топ-10 рейтингового списка с наибольшими размерами потока туристов.
В целом мультимедийную информационную базу данных (МИБ) о туристских потоках можно считать релевантной по отношению к основной цели и задачам данного исследования. Она в большей степени соответствует объективным свойствам информации, так как в подавляющем большинстве случаев ее источником являются органы власти, эксперты и результаты научных исследований. В определенной степени эта информация является субъективной, так как некоторая часть субъектов РФ заинтересована в завышении количества туристов и экскурсантов на подведомственной территории. Этому способствуют также возможные ошибки учета данных и разные способы их сбора. Вместе с тем, доля субъективного в информации не столь значительна, поэтому она принципиально не искажает общую картину состояния и динамики развития туристских потоков. Анализ мультимедийной базы данных по региональным туристским потокам дает возможность выявить региональные особенности развития туристских потоков.
Литература и источники
1. Порядок определения внутреннего туристского потока в Российской Федерации. Вклад туризма в экономику субъектов Российской Федерации. Утвержден Приказом Ростуризма от 18 июля 2007 г. № 69. Приложение 4. Пояснительная записка к документу «Порядок определения объема туристского потока в Российской Федерации. Вклад туризма в экономику субъектов Российской Федерации»
2. Симонян Г. А., Сарян А. А. Особенности формирования туристских потоков в современных условиях. // Современная научная мысль. 2021. № 2. С. 181-189.
3. Оборин М. С., Сарян А. А. Развитие туристских потоков и особенности их сегментации // Сервис в России и за рубежом. 2020. Т.14. №1. С. 13-22.
4. Туристские потоки и модели их распределения в мировом масштабе // https://studme.org/101725/ turizm/turistskie_potoki_modeli_raspredeleniya_mirovom_masshtabe(дата обращения 15.01.2022)
5. Понятие и формирование туристических потоков // https://studbooks.net/634758/turizm/ponyatie_formirovanie_ turisticheskih_potokov
6. Карташевская И.Ф. Туристские потоки как управляемая категория базисной модели рекреационной системы // Культура народов Причерноморья. 2005. №63. С. 53-57.
7. Методика оценки региональных туристских и экскурсионных потоков: возможности использования для оценки количества посетителей ООПТ. «Агентство МАРКЕТ ГАЙД». М., 2021.
8. Оценка факторов развития туристских потоков в регионах России. Оценка направлений трансформации туристских потоков в рекреационных регионах России: отчет НИР (заключительный): 7 / Сочинский научно-исследовательский центр Российской академии наук (СНИЦ РАН); рук. Сарян А.А.; исполн. Пустовойтенко С. И. 2018. - 80 с. - Рег. НИОКРТР АААА-А17-117021310240-8. Рег. № ИКРБС АААА-Б18-218122690079-9
9. Источник: Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»
10. Турпоток в Севастополь в 2019 году вырос на 6%. [Электронный ресурс] // URL: https://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/65654/ (дата обращения 17.09.2022).
11. Воронова А., Шевчук И.А., Мельникова Т.Б. Новый подход к сегментации туристов в целях регионального развития (на примере города федерального значения Севастополя) // Вестник РЭУ им. Г. В. Плеханова. 2019. №4. С.133-146.
12. Порядок определения внутреннего туристского потока в Российской Федерации. Вклад туризма в экономику субъектов Российской Федерации. Утвержден Приказом Ростуризма от 18 июля 2007 г. № 69
13. Аналитики: россияне стали чаще путешествовать самостоятельно. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20190523/1554852267.html (дата обращения 02.01.2022)
14. Туризм. Агентство инновации города Москвы. [Электронный ресурс]. // URL: https://innoagency.ru/files/Tourism_Prognoz_Covid19.pdf (дата обращения 02.01.2022)
References and Sources
1. Poryadok opredeleniya vnutrennego turistskogo potoka v Rossijskoj Federacii. Vklad turizma v ekonomiku sub"ektov Rossijskoj Federacii. Utverzhden Prikazom Rosturizma ot 18 iyulya 2007 g. № 69. Prilozhenie 4. Poyasnitel'naya zapiska k dokumentu «Poryadok opredeleniya ob"ema turistskogo potoka v Rossijskoj Federacii. Vklad turizma v ekonomiku sub"ektov Rossijskoj Federacii»
2. Simonyan G. A., Saryan A. A. Osobennosti formirovaniya turistskih potokov v sovremennyh usloviyah. // Sovremennaya nauchnaya mysl'. 2021. №
2. S. 181-189.
3. Oborin M. S., Saryan A. A. Razvitie turistskih potokov i osobennosti ih segmentacii // Servis v Rossii i za rubezhom. 2020. T.14. №1. S. 13-22.
4. Turistskie potoki i modeli ih raspredeleniya v mirovom masshtabe // https://studme.org/101725/ turizm/turistskie_potoki_modeli_raspredeleniya_mirovom_masshtabe(data obrashcheniya 15.01.2022)
5. Ponyatie i formirovanie turisticheskih potokov // https://studbooks.net/634758/turizm/ponyatie_formirovanie_ turisticheskih_potokov
6. Kartashevskaya I.F. Turistskie potoki kak upravlyaemaya kategoriya bazisnoj modeli rekreacionnoj sistemy // Kul'tura narodov Prichernomor'ya. 2005. №63. S. 53-57.
7. Metodika ocenki regional'nyh turistskih i ekskursionnyh potokov: vozmozhnosti ispol'zovaniya dlya ocenki kolichestva posetitelej OOPT. «Agentstvo MARKET GAJD». M., 2021.
8. Ocenka faktorov razvitiya turistskih potokov v regionah Rossii. Ocenka napravlenij transformacii turistskih potokov v rekreacionnyh regionah Rossii: otchet NIR (zaklyuchitel'nyj): 7 / Sochinskij nauchno-issledovatel'skij centr Rossijskoj akademii nauk (SNIC RAN); ruk. Saryan A. A.; ispoln. Pustovojtenko S. I. 2018. - 80 s. - Reg. NIOKRTR AAAA-A17-117021310240-8. Reg. № IKRBS AAAA-B18-218122690079-9
9. Istochnik: Federal'nyj zakon ot 24.11.1996 № 132-FZ (red. ot 08.06.2020) «Ob osnovah turistskoj deyatel'nosti v Rossijskoj Federacii»
10. Turpotok v Sevastopol' v 2019 godu vyros na 6%. [Elektronnyj resurs] // URL: https://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/65654/ (data obrashcheniya 17.09.2022).
11. Voronova A., SHevchuk I.A., Mel'nikova T.B. Novyj podhod k segmentacii turistov v celyah regional'nogo razvitiya (na primere goroda federal'nogo znacheniya Sevastopolya) // Vestnik REU im. G. V. Plekhanova. 2019. №4. S.133-146.
12. Poryadok opredeleniya vnutrennego turistskogo potoka v Rossijskoj Federacii. Vklad turizma v ekonomiku sub"ektov Rossijskoj Federacii. Utverzhden Prikazom Rosturizma ot 18 iyulya 2007 g. № 69
13. Analitiki: rossiyane stali chashche puteshestvovat' samostoyatel'no. [Elektronnyj resurs]. URL: https://ria.ru/20190523/1554852267.html (data obrashcheniya 02.01.2022)
14. Turizm. Agentstvo innovacii goroda Moskvy. [Elektronnyj resurs]. // URL: https://innoagency.ru/files/Tourism_Prognoz_Covid19.pdf (data obrashcheniya 02.01.2022)
СИМОНЯН ГАРНИК АЙКАРАМОВИЧ - доктор экономических наук, вице-президент «НИИ истории, экономики и права», г. Москва ([email protected]).
САРЯН АКОП АЙГАЗОВИЧ - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, Федеральный исследовательский центр «Субтропический научный центр Российской академии наук», г. Сочи ДАШЯН КАМО ПАВЛОВИЧ - младший научный сотрудник Лаборатории экономики и управления туристско-рекреационными кластерами Федерального исследовательского центра «Субтропический научный центр Российской академии наук», г. Сочи ([email protected]).
SIMONYAN, GARNIK A. - Doctor of Economics, Vice-President History, Economics and Law Research Institute (HELRI), Moscow SARYAN, HAKOB A. - Ph.D. in Economics, Senior Researcher, Leading Researcher, Federal Research Center "Subtropical Scientific Center of the Russian Academy of Sciences", Sochi ([email protected]).
DASHYAN, KAMO P. - Junior Researcher at the Laboratory of Economics and Management of Tourist and Recreational Clusters of the Subtropical Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences (FRC SSC RAS), Sochi