Научная статья на тему 'Теоретические аспекты организации питания туристов'

Теоретические аспекты организации питания туристов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1978
410
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ / ТУРИЗМ / ТУРИСТЫ / ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ / СЕРВИС / ТУРИСТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ / ГОСТИНИЦА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полякова Алёна Владиславовна, Калмыкова Виолетта Викторовна

В статье рассматриваются актуальные проблемы, история организации питания, а также особенности привлечения туристов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Полякова Алёна Владиславовна, Калмыкова Виолетта Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты организации питания туристов»

Теоретические аспекты организации питания туристов

1 2

Полякова А. В. , Калмыкова В. В.

1 Полякова Алёна Владиславовна /Poljakova Aljona Vladislavovna - магистрант;

2Калмыкова Виолетта Викторовна / Kalmykova Violetta Viktorovna - магистрант, кафедра экономической и социальной географии, институт математики и естественных наук,

Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

Аннотация: в статье рассматриваются актуальные проблемы, история организации питания, а также особенности привлечения туристов.

Ключевые слова: общественное питание, туризм, туристы, организация питания, сервис, туристические услуги, гостиница.

Вместе с размещением, одними из ведущих услуг в туризме выступают услуги питания, посредством которых обеспечивается потребность туристов в пище.

Изучению предпочтений потребителей, попыткам максимально полно удовлетворять их потребности, а в необходимых случаях и влиять на них, посвящены многочисленные научные исследования. Экспертами выделяются групповые, национальные, этнические, а также индивидуальные вкусовые проявления, которые так или иначе влияют на предпочтение одного типа питания другому и, как следствие, предпочтение одного типа предприятия другому. Соответственно, руководствуясь предпочтениям и нуждами потребителей, государство, а также организации, фирмы, которые специализируются в общественном питании, создают, например, рестораны национальной кухни, молодежные кафе и бары, закусочные и столовые, рассчитанные на определенный сегмент рынка и учитывающие социально-экономические особенности своих потребителей.

Развитие сферы общественного питания связано с зарождением кулинарного искусства в Западной Европе в конце XIII - начале XIV века. Оно было развито в эпоху античности [11].

Впервые в истории общественное питание зафиксировано в письменности в 1800 г. до н. э.

В средневековье «еда вне дома» была уделом путешественников. Новый подъем развития начался с ресторана Буланжери, который с помощью бульона «восстанавливал плачущие желудки». Именно в ресторане Буланжери еда стала преобладать над выпивкой.

В связи со многими факторами: рост числа разводов, интенсивный рост туризма, увеличение числа работающих женщин, повышение доходов населения, в XX в. общественное питание получает весьма быстрое развитие. Это вызвало появление новых типов предприятий общественного питания (рестораны при гостиницах, рестораны быстрого обслуживания; рестораны, предлагающие самые разные национальные кухни и т. д.) [5].

До 50-х гг. XX в. ресторан в гостиницах являлся дополнительным источником дохода. Случалось и то, что он скорее был обузой для владельца отеля.

Роль службы питания как источника дохода стала возрастать, и в настоящее время практически сравнялась с ролью номерного фонда. Отсюда повышенное внимание к этой службе.

Режим работы предприятий питания и форма обслуживания также очень важны при организации питания для туристов. Режим и формы обслуживания не обязательно должны быть постоянны во времени, они могут меняться в зависимости от времени года, вида туризма в данное время, а также предпочтений ожидаемой группы туристов.

Наиболее часто в туризме встречаются такие предприятия питания, как ресторан, кафе, бар.

В этом случае обслуживание гостей обеспечивает служба общественного питания. Она же решает вопросы по организации и обслуживанию банкетов, праздников, презентаций и т. д. Служба состоит из нескольких отделов. Наибольшую ответственность при организации питания несет руководитель службы общественного питания.

Создание необходимых условий для удовлетворения потребностей людей в полноценном питании по месту отдыха, повышение качества обслуживания и предоставление дополнительных услуг предприятиями общественного питания - важнейшие социально-экономические задачи государства.

От уровня организации питания в гостиницах может зависеть выбор того или иного места проживания постояльцем. Особенно, если клиент отличается крайне взыскательным вкусом.

В зависимости от контингента обслуживаемых гостей, категорий и оснащения - предприятия питания используют разные виды сервиса [7]. Самые распространённые из них:

1. Французский сервис - этот вид сервиса обычен для ресторанов высокой кухни, где он подчёркивает высокий уровень комфорта. Большое блюдо с разложенной на нём едой демонстрируется гостю. Для такого обслуживания необходима целая бригада обслуживающего персонала.

2. Английский сервис - (обслуживание с приставного столика). При этом методе обслуживания официант сервирует тарелку гостя на приставном столике, потом подаёт её гостю с правой стороны.

3. Американский сервис - еда готовится и раскладывается по тарелкам непосредственно на кухне. Официанты разносят и расставляют тарелки гостям.

4. Немецкий сервис - еда раскладывается на большое блюдо и помещается на стол на доступном от гостя расстоянии. Дальше гость обслуживает себя сам.

5. Российский сервис - еда приносится на сервировочном блюде.

При всех видах сервиса - обслуживание осуществляется официантами.

Согласно ГОСТ Р 50647-94 «Общественное питание. Термины и определения», утвержденному Постановлением Госстандарта России от 21 февраля 1994 ода № 35 и введенному в действие с 1 июля 1994 года (далее ГОСТ Р 50647-94), предприятие общественного питания - это предприятие, предназначенное для производства кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий, их реализации и (или) организации потребления [2].

При этом под кулинарной продукцией понимается совокупность блюд, кулинарных изделий и кулинарных полуфабрикатов.

Нужно отметить, что на сегодняшний день оказанием услуг общественного питания, как одним из видов предпринимательской деятельности, занимается громадное количество организаций и индивидуальных предпринимателей. При этом предприятия общественного питания, предназначенные для удовлетворения потребности в питании и проведении досуга, различаются между собой по типам, по размерам, а также по видам оказываемых услуг [11].

Тип предприятия общественного питания - это вид предприятия с характерными особенностями обслуживания, ассортимента реализуемой кулинарной продукции и номенклатуры, предоставляемых потребителям услуг.

Услуги по организации потребления и обслуживания представлены достаточно широким спектром услуг, которые включают в себя следующие виды:

1. организация и обслуживание торжеств и ритуальных мероприятий;

2. организация и обслуживание культурно-массовых мероприятий;

3. доставка продукции и обслуживание потребителей на рабочих местах и на дому;

4. услуги официанта на дому;

5. доставка кулинарной продукции и кондитерских изделий в номера гостиниц;

6. организация комплексного питания и прочие.

К услугам по реализации продукции в общественном питании относятся:

- реализация продукции и изделий кухни через магазины - кулинарии и буфеты;

- отпуск обедов на дом;

Услуги по организации досуга включают в себя:

- организацию музыкального обслуживания;

- проведение концертов и других подобных мероприятий;

- предоставление газет, журналов, настольных игр, игровых автоматов, бильярда.

Предприятия общественного питания могут предоставлять потребителям консультации специалистов по изготовлению, оформлению блюд, а также обучать правилам сервировки. Такие услуги относятся к информационно-консультационным услугам [12].

Кроме того, для привлечения клиентов нередко предприятия общественного питания оказывают такие виды услуг, как парковка автотранспорта, вызов такси по желанию клиента, мелкий ремонт и чистка одежды, услуги по хранению и так далее.

То есть, как видим, количество видов услуг, которые могут быть предоставлены предприятием общественного питания, достаточно велико, и их номенклатура может быть расширена в зависимости от типа и класса последнего.

Подводя итог, можно сказать, что различные виды предприятия общественного питания позволяют предоставлять услуги по организации питания в весьма широком диапазоне обслуживания, ассортимента реализуемой кулинарной продукции и номенклатуры, предоставляемых потребителям услуг.

Литература

1. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

2. ГОСТ Р 50647-94 «Общественное питание термины и определения ГОСТ».

3. Богушева В. И. Бары и рестораны. Ростов-на/Д: Феникс, 2007. - 351 с.

4. Гостиничный и туристический бизнес. / Под ред. проф. А. Д. Чудновского. - М.: Тандем, 2008. - 352 с.

5. Гостиничное и ресторанное дело, туризм. Сборник нормативных документов. Ростов-на-Дону, 2006.

6. Жубрева Т. Меню. // Ресторанные ведомости. 2005. № 5. С. 5-7.

7. Захарченко М. Н., Кучер Л. С. Обслуживание на предприятиях общественного питания. - М.: Экономика.

- 2006. - 272 с.

8. Ильина Е. Н. Основы туристской деятельности. - М., 2005.

9. Квартальнов В. А., Зорин В. И. Экономика туризма. - Финансы и статистика.

10. Ляпина И. Ю .Организация и технология гостиничного обслуживания. М 2006.

11. Мировая индустрия гостеприимства. / М. Ю. Лайко, Д. А. Штыхно; Федеральное агентство по образованию, Российская экономическая акад. им. Г. В. Плеханова, Москва.

12. Организация туризма. / Под ред. Кабушкина Н. И., Дуровича А. П. Новое издание, Минск.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.