Научная статья на тему 'Теоретические аспекты определения инновации как фактор экономического роста'

Теоретические аспекты определения инновации как фактор экономического роста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
810
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Космагамбетова С. Т.

В статье рассматриваются теоретические аспекты и исследования ученых в разные периоды с целью определения термина «инновация» как фактора экономического роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF DEFINITION OF INNOVATION AS A FACTOR OF ECONOMIC GROWTH

In the article theoretical aspects and research of scientists in different periods in order to define the term «innovation» as a factor of economic growth are viewed.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты определения инновации как фактор экономического роста»

УДК 338

С.Т. Космагамбетоеа*

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИННОВАЦИИ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

В статье рассматриваются теоретические аспекты и исследования ученых в разные периоды с целью определения термина «инновация» как фактора экономического роста.

Ключевые слова: инновация, исследования, ученые, диверсификация, экономическое развитие.

«Инновация» есть синоним терминов, определяющих нечто новое, преобразования, происходящие в каком-либо процессе. Наиболее часто применяются термины «нововведения», «новшество». В разных источниках встречаются различные позиции к определению содержательной части термина «инновация». Остановимся на двух наиболее распространенных воззрениях:

—инновация есть результат творческого процесса в виде новой техники, технологии, продукции, метода и т. д.;

— инновация воспринимается как процесс введения новых подходов, элементов, изделий, принципов вместо действующих.

Экономическая литература трактует термин «инновация» как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.

Дословный перевод с английского означает, что «инновация» — это «введение новаций» или «введение новшеств». При этом новшество предполагает введение новых методов, порядков, обычаев деятельности, использование новых изобретений. А термин «нововведение» означает процесс использования нового (новшества). Считается, что с момента использования новшество приобретает новое свойство — становится нововведением (инновацией). Процедуру вхождения новшества в рыночные отношения называют процессом коммерциализации.

Временной промежуток между появлением новшества и его реализацией в нововведение (инновацию) определяется как инновационный лаг [1].

Конец XX века ознаменовал собой переход к принципиально новому обществу, которое стали называть постиндустриальным. Однако приставка «пост» не раскрывает содержания изменений в экономике, главного отличия от завершающей свой жизненный цикл индустриальной цивилизации и перехода на инновационный путь развития [2].

Ученые, проводившие исследования в области роста экономики, обоснованно считают, что в

любой фазе социально-экономического развития общества и индивида движущей силой были инновации.

Исследователи обоснованно указывают на постулат Адама Смита, что организационным механизмом капитализма служит не только рыночная система (соотношение спроса и предложения), но и конкуренция, которая заставляет не просто удовлетворять все возрастающие потребности посредством понижения цен и улучшения качества, но и делать это наиболее эффективным способом с помощью перехода на новые технологии, т. е. при помощи инноваций [3].

Это утверждение в наше время стало более широким и было дополнено: на свободных рынках хозяйствующие субъекты используют инновации как действенный фактор в процесс конкурентной борьбы за конечного потребителя.

Теория инновационного пути развития экономики основана на понятии «инновация» (нововведение), которое трактуется рядом ученых как внесение в различные виды человеческой деятельности новых элементов (способов, видов), повышающих результативность этой деятельности [1].

Более расширенное определение дает венгерский экономист Б. Санто, понимая под инновацией общественный технический и экономический процесс, который посредством практического использования идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и их появление на рынке может принести добавочный доход [4].

При этом он отмечает, что инновация охватывает весь спектр видов деятельности — от научных исследований до маркетинга.

Немецкие экономисты Г. Майер, Г. Хавштейн рассматривают инновации как результат соединения социальных потребностей [5].

В своих научных работах К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю термины «инновация» и «нововведение» применяют как синонимы, подразумевая под

* Космагамбетова С.Т., 2013

Космагамбетоеа Салтанат Темергалиевна ([email protected]), кафедра финансов Финансовой академии, 010011, Республика Казахстан, г. Астана, ул. Есенберлина, 25.

ними запуск в производство нового продукта, внедрение нового производственного метода или применение новой формы организации бизнеса [6].

Определение инновации как процесса, в котором изобретение или идея приобретают экономическое содержание, характерно для точки зрения Б. Твисса [7].

Инновация в работе Ф. Котлера определена как идея, технология или товар, запущенные в массовое производство и представленные на рынке, которые потребитель воспринимает как совершенно новые или обладающие некоторыми уникальными свойствами [8].

Каждая из сфер деятельности предполагает систематический рост потребностей индивидов опережающими темпами (в сравнении с возможностями их удовлетворения). Одновременно идет процесс неуклонного увеличения численности населения. Неудовлетворенность в потребностях приводит к различным конфликтным ситуациям. Для удовлетворения вновь появившихся потребностей необходимо изобретать новые способы. При этом в силу вступает закон конкурентного соревнования, наложенный на рыночные отношения в обществе. Сверхприбыль от технологической или экономической инновации, политическое влияние и власть получают пионеры, осуществившие внедрение инновации.

Таким образом, инновации — это социальноэкономическая закономерность, побудительный мотив прогресса общества во всех исторически сложившихся формах деятельности.

Ю.В. Яковец выделяет три значимых этапа в формировании и развитии теории инноваций [9]:

— первая треть ХХ века — формирование фундаментальных основ теории (период базисных инноваций в этой сфере научного познания);

— вторая треть ХХ века — развитие и детализация базовых инновационных идей предыдущего периода;

— с середины 70-х годов ХХ века — новый теоретический прорыв, связанный с волной эпохальных и базисных инноваций в период становления постиндустриального общества. Этот период охватит, вероятно, и первые десятилетия XXI века.

Следует выделить труды Фернана Броделя, Николая Кондратьева, Саймона Кузнеца, Герхарда Менша, Питера Сорокина, Йозефа Шумпетера. Вышеперечисленные авторы в ХХ веке разработали теории инновационной динамики, заложили основы теории инноваций в ритме циклично-генетических закономерностей социально-экономического развития общества.

Шумпетер в своем учении особо выделяет роль предпринимателя в экономических инновациях — новатора в экономическом прогрессе. По его мнению, роль предпринимателей заключается в том,

чтобы реформировать или революционизировать производство, используя изобретения для выпуска новых товаров или производства старых более новым способом, открывая новые источники сырья и материалов или новые рынки, реорганизуя отрасль, и т. д. [10]

Продолжение научных взглядов Шумпетера, в частности о «новых комбинациях как основном механизме экономического развития», можно найти в трудах П. Друкера, который проводит следующую прямую связь между нововведениями и предпринимательством «Нововведение — это особый инструмент предпринимателей, средство, с помощью которого они используют изменение как шанс для разного рода бизнеса или услуг» [11].

Значительный вклад в развитие теории инновационного пути развития экономики внес российский экономист, профессор Н.Д. Кондратьев. Излагая учение о больших циклах конъюнктуры примерно полувековой длительности, он обосновал закономерную связь «повышательных» и «понижательных» волн этих циклов с волнами технических изобретений и их практического использования.

Нобелевская лекция Саймона Кузнеца посвящена проблеме взаимосвязи экономического роста с инновациями — сформулированы новые подходы к теории инноваций, развивающих идеи Йозефа Шумпетера и Джона Бернала [13]:

во-первых, ввведено понятие эпохальных нововведений, лежащих в основе перехода от одной исторической эпохи к другой;

во-вторых, революционное ускорение темпов экономического роста в индустриальную эпоху базируется на эпохальном нововведении — ускоренном развитии науки;

в-третьих, под экономическим ростом понимается долгосрочное увеличение способности хозяйства обеспечивать все более разнообразные потребности населения с помощью все более эффективных технологий и соответствующих им институциональных и идеологических изменений.

Экономический рост, с точки зрения С. Кузнеца, отличает три важнейших признака:

— постоянный рост национального продукта и, следовательно, способности хозяйства удовлетворять все более широкий круг потребностей людей, являющийся свидетельством зрелости экономики;

— технический прогресс, который является основой роста, его необходимым условием;

— институциональные, поведенческие и идеологические изменения для реализации заложенного в новой технологии потенциала роста.

В развитие данной работы интересны научные взгляды Б. Твисса, подчеркивавшего суть нововведения как процесса, в котором изобретение или научная идея приобретают экономическое содер-

жание, творческий характер инновационной деятельности. Б. Твисс выявил факторы, определяющие успех нововведений. В их числе [7]:

— рыночная ориентация,

— соответствие целям корпорации,

— методы оценки,

— эффективное управление проектом,

— творчество,

— инновационная обстановка и наличие «защитника проекта»,

— методы оценки эффективности инновационных проектов.

На современном этапе заметный вклад в развитие теории инноваций внес немецкий исследователь Герхард Менш.

Достаточно широко ведут исследования на эту тему американские ученые: Уильям Дж. Баумоль, Крис Фриман, Люк Соете, Адам Б. Яффе, Джош Лернер, К.Р.Макконнелл, С.Л. Брю, Елханен Хел-пман, Г. Виктор Давид, Ричард Р. Нельсон, Скот Штерн и многие другие.

Каждый из этих экономистов попытался найти научное объяснение резкому росту инновационных отраслей и их влиянию на экономику. Вместе с тем были выявлены факторы, способствующие активности инновационных процессов.

В разработку теории циклов и инноваций включились российские ученые. Серию монографий по этим проблемам опубликовал Ю.В. Яковец. В его работах инновации рассматривались как непременная часть научно-технических и экономических циклов (среднесрочных, долгосрочных, сверхдолгосрочных), основа выхода из кризиса, исследовалась взаимосвязь научных, технических, инновационных, экономических, образовательных, организационно-управленческих циклов и их инновационных фаз.

Фундаментальное исследование долговременных тенденций в динамике науки, техники и экономики выполнил академик А.И. Анчишкин [14]. Он выделил в истории научно-технического прогресса три эпохальных переворота, реализовавших кластеры базисных инноваций: первую промышленную революцию конца XVIII — начала XIX в.; вторую промышленную революцию последней трети XIX — начала XX в.; третью промышленную революцию, начавшуюся с середины XX в. и переросшую в научно-техническую революцию.

Образование как фактор инновационного развития экономики выделяют А. Арора и А. Гам-бардела [15]. Для поддержки технического прогресса важнейшую роль играет специальное образование, а также расходы крупных компаний на исследования и разработки. Наличие высокообразованных специалистов относительно уровня раз-

вития страны (региона) — основной фактор инновационного развития высокотехнологичного сектора экономики.

С учетом вышеизложенного инновация есть результат творческой деятельности по созданию и освоению новых технологий, видов продукции, социально-экономических и организационно-технических решений производственного, управленческого, финансового или иного характера.

Библиографический список

1. Тюкавкин Н.М., Сорочайкин А.Н. Маркетинг: учебное пособие. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2012. 88 с.

2. Герасимов А.В. Инновационное развитие экономики: теория и методология // Вестник РАГС при Президенте РФ. 2007. № 3.

3. Изюмова О.Н. Экономическая сущность и природа инновационного потенциала и инвестиционной привлекательности региона // Управление экономическими системами (электронное научное издание). 2011. № 10(34).

4. Санто Б. Инновация как средство экономического развития: пер. с венгерского. М.: Прогресс, 1990 С. 378.

5. Haustein H.-D., Maier H. Innovation and Efficiency. Options // An International Institute for Applied System Analysis News Report. 1979. № 4. P. 16—58.

6. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: в 2 т. / пер. с англ. М., 1997. Т. 2. С. 391.

7. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. М.: Экономика, 1989. 271 с.

8. Основы маркетинга: пер с англ. / Ф. Котлер, Г. Армстронг, Д. Сондерс [и др.]. 2-е европ. изд. М.; СПб.; Киев: Издательский дом «Вильямс», 2000. 944 с.

9. Яковец Ю.В. Эпохальные инновации XXI века. М.: Экономика, 2004. 443 с.

10. Шумпетер И. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. М.: ЭКСМО, 2007. 864 с.

11. Сорочайкин А.Н., Сорочайкин И.А. Знания и рост производительности труда (концепция П. Дру-кера — Ф. Тейлора) // Вестник СамГУ. Сер.: Экономика и управление. 2011. № 10 (91). С. 15—21.

12. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения: избр. тр. / ред. Ю. Яковец, Л. Абалкин. М.: Экономика, 2002. 767 с.

13. Сорочайкин А.Н. Возможные изменения в соотношении богатства и бедности и кривая Кузнеца // Бюлетень м1жнародного Нобелiвського економiчного форуму. 2011. №1(4). С. 371-375.

14. Анчишкин А.И. Наука — техника — экономика. М.: Экономика, 1986. 384 с.

15. Arora A. and Gambardella A. Bridging the Gap / From Underdogs to Tigers: The Rise and Growth of the Software Industry in Some Emerging Economies / eds. A. Aurora, A. Gambardella. Oxford, UK: Oxford University Press, 2005.

S.T. Kosmagambetova*

THEORETICAL ASPECTS OF DEFINITION OF INNOVATION AS A FACTOR

OF ECONOMIC GROWTH

In the article theoretical aspects and research of scientists in different periods in order to define the term «innovation» as a factor of economic growth are viewed.

Key words: innovation, research, scientists, diversification, economic development.

* Kosmagambetova Saltanat Temergalievna ([email protected]), the Dept. of Finance, Financial Academy, Astana, 010011, Republic of Kazakhstan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.