Научная статья на тему 'Теоретические аспекты межличностной толерантности медицинских сестер'

Теоретические аспекты межличностной толерантности медицинских сестер Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2245
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / МЕЖЛИЧНОСТНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА / TOLERANCE / INTERPERSONAL TOLERANCE / NURSE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лигатюк Полина Вячеславовна

Рассмотрены основные подходы к пониманию межличностной толерантности в психолого-педагогической науке. Дается краткая характеристика межличностной толерантности как основного качества личности медицинских сестер

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article describes the main approaches to understanding interpersonal tolerance in psychological and educational science. The author describes interpersonal tolerance as a basic personal characteristic for nurses

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты межличностной толерантности медицинских сестер»

УДК 614.253.5:316.47

П. В. Лигатюк

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР

Рассмотрены основные подходы к пониманию межличностной толерантности в психологопедагогической науке. Дается краткая характеристика межличностной толерантности как основного качества личности медицинских сестер.

This article describes the main approaches to understanding interpersonal tolerance in psychological and educational science. The author describes interpersonal tolerance as a basic personal characteristic for nurses.

Ключевые слова: толерантность, межличностная толерантность, медицинская сестра.

Key words: tolerance, interpersonal tolerance, nurse.

Общение медицинской сестры — социально значимый показатель ее способности грамотно исполнять профессиональные обязанности и умения воспринимать, понимать, передавать содержание мыслей и чувств в процессе решения коммуникативных задач, возникающих в профессиональной деятельности [11]. Взаимодействие в диаде «медицинская сестра — больной» — сложный и весьма многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как непосредственное взаимодействие людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как их влияние друг на друга, и как сопереживание и взаимопонимание [8]. Цель взаимодействия в диаде «медицинская сестра — больной» — помощь, оказываемая одним из участников общения (медицинской сестрой) другому (пациенту) [7]. Таким образом, для медицинских сестер, которые по роду своей деятельности обязаны конструктивно взаимодействовать с людьми (пациентами), межличностная толерантность является не только личностной необходимостью, но и профессиональной нормой.

В психологических и педагогических исследованиях за последние годы усилилось внимание к проблеме толерантности, что во многом связано с рассмотрением взаимодействия и взаимоотношений между людьми, отличающимися по каким-либо характеристикам (этническим, национальным, религиозным, расовым, возрастным и т. п.).

Понятие толерантности имеет довольно широкий диапазон интерпретаций и выражает различные типы отношений и настроений. В общем смысле под толерантностью понимается определенная мировоззренческая и нравственно-психологическая установка личности на то, в какой мере ей принимать или не принимать различные, прежде всего чуждые, идеи, обычаи, культуру, нормы поведения и т. д. Основная ее суть — терпимость к «чуждому», «иному», что в обыденном употреблении означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей» [9, с. 54 — 63].

В контексте специфики профессиональной деятельности среднего медицинского персонала из всех многообразных видов и форм толерантности нас интересует проблема межличностной толерантности. По мнению Г. С. Кожухарь, в настоящее время концепция толерантности в межличностном общении отсутствует. Толерантность в межличностном общении понимается автором, с одной стороны, как неотъемлемая характеристика (показатель) профессионализма и зрелости личности, сферой деятельности которой является взаимодействие в рамках «человек — человек», а с другой — как конструируемый в процессе обучения образ (идеальная модель), выполняющий системообразующую функцию [6, с. 8].

О. С. Батуриной выделено три основных подхода к сущности межличностной толерантности:

1) так называемый «традиционный» — толерантность межличностных отношений

интерпретируется в рамках терпимости (В. В. Бойко, Е. Ю. Клепцов, В. Д. Менделевич и др.);

2) дифференциация понятий «терпимость» и «толерантность» (А. Г. Асмолов, Г. Л. Бардиер, Г. у. Солдатова и др.) — считается, что толерантность в отличие от терпимости не пассивна, она предполагает расширение круга личных ценностных ориентаций за счет межличностного позитивного взаимодействия с другими субъектами общения;

3) так называемый «структурный», «интегральный» — межличностная толерантность

рассматривается как сложное, многоаспектное, многогранное, многокомпонентное качество

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2011. Вып. 4. С. 167—170.

личности, включающее как терпимость, так и качества личности, выражающие позитивное отношение к иному (Г. Г. Абдулкаримов, Р. Г. Апресян, Н. А. Асташова, Ю. П. Ивкова и др.).

Последний подход наименее противоречивый, он позволяет рассматривать межличностную толерантность как социально-психологическое явление, возникающее в процессе межличностного общения, во взаимодействии на различных уровнях — от отстраненно-смиренного отношения, безразличия до сознательного принятия, восторженного одобрения.

Исходя из экзистенциально-гуманистического подхода, О. А. Каргополова межличностную толерантность определяет как качество личности, проявляющееся в способности к свободному совместному существованию (сосуществованию) с другим человеком (другими людьми) при сохранении целостности собственного Я [5, с. 32].

Межличностная толерантность характеризуется как «равнодостоинство личностей, которым принадлежат несхожие взгляды. Подлинным субъектом толерантности может быть только человек, принимающий во внимание другого человека» [10]. Толерантность всегда основана на противопоставлении: «свой — чужой» [3], «я — ты» [2] и т. п. Эти бинарные оппозиции указывают на диалогичность данного понятия и необходимость взаимодействия с Другим. «Толерантность выводит индивида за его собственные пределы, на признание другого Я в качестве автономного и полноправного субъекта, ибо, действуя оба по собственному разумению, они претерпевают друг друга» [4].

При встречи с Другим межличностная толерантность не возникнет сама собой на бессознательном уровне, особенно если Другой сильно отличается по социокультурным параметрам. Лишь при осознанной терпимости можно рассчитывать на межличностную толерантность [1].

Можно предположить, что при многократных встречах с Другим и вынужденной совместной деятельности, что определено собственно профессиональной деятельностью медицинской сестры, осознанная толерантность в межличностных отношениях становится бессознательной. Медицинская сестра должна знать об особенностях проявления толерантности в межличностных отношениях на уровне осознанного контроля за своими эмоциями, мыслями, поведением, психическим состоянием, которые отвечают за позитивное отношение к пациентам в межличностном общении и взаимодействии.

Таким образом, проведенный анализ позволяет заключить, что межличностная толерантность медицинской сестры — это качество личности, проявляющееся в ее способности устанавливать и поддерживать диалогичные взаимоотношения с пациентами. Основой межличностной толерантности является прежде всего психическая устойчивость личности, в связи с чем необходимо реализовывать комплекс педагогических мер, позволяющих формировать и развивать межличностную толерантность медицинских сестер как в условиях среднего специального образования, так и в системе повышения квалификации.

Список литературы

1. Батурина О. С. Межличностная толерантность студентов педагогических вузов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2009.

2. Бодалев А. А. Психология межличностного общения: учеб. пособие. Рязань, 1994.

3. Дворникова Е. И. Культура. Идентичность. Толерантность. М., 2007.

4. Иванова Л. М. Толерантность как системообразующий компонент современного менталитета: педагогические условия и пути формирования средствами обществоведческого образования школьников. Якутск, 2003.

5. Каргополова О. А. Формирование межличностной толерантности у будущих педагогов // Образование и наука. 2009. № 7. С. 32.

6. Кожухарь Г. С. Проблема толерантности в межличностном общении // Вопросы психологии. 2006. № 2. С. 3 — 12.

7. Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология: практ. руководство. М., 1999.

8. Парыгин Б. Д. Социальная психология: проблемы методологии, истории теории. СПб., 1999.

9. Соколов В. М. Толерантность: состояние и тенденции // Социологические исследования. 2003. № 8. С. 54—63.

10. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сб. науч.-метод. ст. М.; Воронеж, 2003.

11. Харди И. Врач, сестра, больной: психология работы с больными /пер. с венгер. М. Алекса. Будапешт, 2000.

------------------------

Об авторе

Полина Вячеславовна Лигатюк — соискатель, Балтийский федеральный университет им. И. Канта.

About author

Ро1та V. Ligatyuk, PhD student, Immanuel Kant Baltic Federal University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.