Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВНИМАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВНИМАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2455
345
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Внимание как процесс / виды внимания / свойства и функции внимания / характеристики внимания / онтогенез внимания / Attention as process / types of attention / properties and functions of attention / characteristics of attention / ontogenesis of attention

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Верхотурова Наталья Юрьевна, Литвинова Анастасия Геннадьевна

Проблема внимания в различных областях науки является одной из актуальных и недостаточно разработанных, поскольку в настоящее время нет единого представления относительно феноменологической сущности данного психического явления. От состояния внимания зависит вся психическая деятельность человека, качественные и количественные показатели отдельных сторон личности: познавательной, эмоционально-волевой, личностной сфер психического развития. В статье представлен теоретический анализ изучения проблемы внимания в психологии, раскрываются современные подходы к пониманию внимания как высшей психической функции, становление которой происходит в онтогенезе последовательно посредством оформления его сущностных характеристик и свойств. На основании анализа существующих научных подходов, обосновывается необходимость в разработке комплексных исследований, посвящённых целостному многомерному изучению всех его структурных компонентов и характеристик уровневой организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Верхотурова Наталья Юрьевна, Литвинова Анастасия Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF STUDYING THE PROBLEM OF ATTENTION IN PSYCHOLOGY

The problem of attention in various fields of science is one of topical and insufficiently developed, since there is no single idea about the phenomenological essence of this mental phenomenon. All mental activity of a person, qualitative and quantitative indicators of individual aspects of personality depend on the state of attention: cognitive, emotional-will, personal sphere of mental development. The authors present a theoretical study analysis of attention in psychology problem, reveals modern approaches to understanding attention as a higher mental function, the formation, which occurs in ontogenesis sequentially through the design of its essential characteristics and properties. Based on the analysis of existing scientific approaches, the need for the development of comprehensive studies, devoted to a holistic multidimensional study of all its structural components and characteristics of a level organization, is justified.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВНИМАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ»

УДК 159.952

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВНИМАНИЯ

В ПСИХОЛОГИИ

Верхотурова Наталья Юрьевна.

Россия, г. Красноярск, «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Aстафьева», доцент кафедры специальной психологии, verhotyrovs@mail.ru.

Литвинова Анастасия Геннадьевна.

Россия, г. Назарово, Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания населения «Назаровский», психолог, ms.litvinova97@mail.ru.

Аннотация. Проблема внимания в различных областях науки является одной из актуальных и недостаточно разработанных, поскольку в настоящее время нет единого представления относительно феноменологической сущности данного психического явления. От состояния внимания зависит вся психическая деятельность человека, качественные и количественные показатели отдельных сторон личности: познавательной, эмоционально -волевой, личностной сфер психического развития. В статье представлен теоретический анализ изучения проблемы внимания в психологии, раскрываются современные подходы к пониманию внимания как высшей психической функции, становление которой происходит в онтогенезе последовательно посредством оформления его сущностных характеристик и свойств. На основании анализа существующих научных подходов, обосновывается необходимость в разработке комплексных исследований, посвящённых целостному многомерному изучению всех его структурных компонентов и характеристик уровневой организации.

Ключевые слова. Внимание как процесс, виды внимания, свойства и функции внимания, характеристики внимания, онтогенез внимания.

THEORETICAL ASPECTS OF STUDYING THE PROBLEM OF ATTENTION IN PSYCHOLOGY

Verkhoturova Natalya Yuryevna.

Russia, Krasnoyarsk, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev ", Associate Professor of Special Psychology, verhotyrovs@mail.ru

Litvinova Anastasia Gennadyevna.

Russia, Nazarovo, Regional State Budgetary Institution social services "Nazarovsky Comprehensive Social Service Center" psychologist, ms.litvinova97@mail.ru

Abstract. The problem of attention in various fields of science is one of topical and insufficiently developed, since there is no single idea about the phenomenological essence of this mental phenomenon. All mental activity of a person, qualitative and quantitative indicators of individual aspects of personality depend on the state of attention: cognitive, emotional-will, personal sphere of mental development. The authors present a theoretical study analysis of attention in psychology problem, reveals modern approaches to understanding attention as a higher mental function, the formation, which occurs in ontogenesis sequentially through the design of its essential characteristics and properties. Based on the analysis of existing scientific approaches, the need for the development of comprehensive studies, devoted to a holistic multidimensional study of all its structural components and characteristics of a level organization, is justified.

Key words. Attention as process, types of attention, properties and functions of attention, characteristics of attention, ontogenesis of attention.

Каждый день человек находится под воздействием различных раздражителей, поступающих из окружающей среды. Из массы находящихся рядом объектов, явлений, предметов, человек определяет для себя личностно-значимые, представляющие наибольший интерес и соответствующие его потребностям и запросам. Любая активность человека предполагает выделение ключевых аспектов в деятельности и сосредоточения на них.

Упомянутые выше характеристики относятся к процессу внимания, который является одной из важнейших высших психических функций, от состояния которого во многом зависят другие психические процессы и вся психическая деятельность в целом. Для памяти внимание выступает фактором удержания информации. В процессе общения между людьми внимание выступает мощнейшим условием эффективности межличностного взаимодействия и установления социальных контактов.

В настоящее время среди психологов существуют различные точки зрения относительно определения самого понятия «внимание», понимания его феноменологической сущности, структуры и механизмов интенциональной деятельности. Проблеме внимания в научной психологии посвящены работы таких выдающихся отечественных и зарубежных психологов, как Д.Н. Узнадзе (1967), С. Л. Рубинштейн (1946), Н. Ф. Добрынин (1938), Т. А. Рибо (1892), Н. Н. Ланге (1893) и другие. Современное состояние изучения проблемы внимания отражены в работах современных ученых: В.П. Глухова (2001), Н.А. Цыпиной (1993), Т.А. Власовой (2011), Т.П. Артемьевой (1995), Л. Н. Блиновой (2002).

Понимание феномена внимания в психологии отражает существенные различия во взглядах отечественных и зарубежных психологов. В современной литературе представлено многообразие подходов, раскрывающих внимание как самостоятельный психический познавательный процесс и интенциональную направленность личности. Значительное расхождение ученых в понимании

сущности феномена внимания, безусловно, создает трудности в изучении его структуры, сущностных характеристик и свойств.

Определяя важную роль внимания как познавательного процесса в общей психической деятельности человека и раскрывая его самостоятельное значение, А.Н. Леонтьев (1958), П.Я. Гальперин (1958) полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов [5, с. 12].

Несколько иное понимание феномена внимания в психологии формулирует Н.Ф. Добрынин (2003). По мнению ученого, внимание представляет собой направленность и сосредоточение психической деятельности на объекте, имеющем для личности устойчивую или ситуативную значимость [5, с. 12].

Одну из наиболее известных психологических теорий внимания предложил Т. Рибо (1892). Им впервые была обозначена тесная связь внимания с эмоциями. Чем больше эмоций вызывает у человека какой-либо объект или деятельность, тем выше концентрации и устойчивость внимания. В структурно-компонентном содержании внимания особое значение ученый уделял оценке психофизиологического аспекта. Внимание и те механизмы, что лежат в его основе, могут подвергаться анализу только лишь после изучения актуального психоаффективного состояния личности [1, с. 170].

В учении Д. Н. Узнадзе (1967) указывается, что внимание напрямую зависит от установок человека и особенностей его восприятия. Под влиянием установки происходит выделение образа (впечатления). В последующем этот образ становится объектом внимания для личности. Чем сильнее впечатление, тем выше уровень концентрации и устойчивости внимания на объекте изучения [5, с. 17].

По мнению П. Я. Гальперина (1989), оценка состояния внимания должна осуществляться при анализе с другими психическими процессами. Любое действие включает в себя умственный и ориентировочный аспект. Согласно ученому, внимание представляет собой важный элемент в структуре ориентировочной деятельности человека. Оно является психологическим действием, цель которого - исследование особенностей определенного образа, составляющего содержимое психики [3, с. 204].

Культурно-исторический подход на проблему происхождения внимания был предложен Л.С. Выготским (1988). Отечественный ученый полагал, что существует два типа внимания: заложенное природой и обусловленное культурой. Ребенок растет, и по мере этого процесса общество направляет его внимание на различные предметы и явления окружающей действительности, их многообразие, способы и механизмы взаимодействия.

Согласно культурно-исторической традиции, отраженной в трудах (Л.С. Выготского, 1988; Л.Я. Гальперина, 1989; А.Н. Леонтьева, 1975; А.Р. Лурия, 1979) становление внимания как высшей психической функции происходит в

процессе социального взаимодействия ребенка посредством знакового опосредования. Натуральное внимание постепенно уступает место высшим культурным формам произвольного внимания, становление которого связано с последовательным оформлением таких характеристик, как: целостность, структурность, контроль, регуляция и управление. Их формирование неразрывно связано с поступательным развитием свойств произвольного внимания.

Чтобы достаточно полно представить картину внимания как психического процесса, необходимо упомянуть физиологические корреляты данного процесса. Согласно теории А.А.Ухтомского (1926) при сосредоточении внимания в коре головного мозга возникает очаг возбудимости нервных центров, который является доминантой. Другие области коры, в которых протекает процесс торможения, находятся в пассивном состоянии. Такая концентрация и обеспечивает сосредоточение внимание на одних предметах и избегание других [3, с. 205].

В психологии накоплено большое разнообразие классификаций внимания. Наиболее традиционной является классификация по признаку произвольности: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Наиболее простым, генетически обусловленным и пассивным по своей природе, является непроизвольное внимание. Оно возникает независимо от воли и желания человека. Привлечение внимания происходит яркими, оригинальными и неординарными предметами или видами деятельности. Возникновение непроизвольного внимания связано с различными физическими, психофизиологическими и психическими причинами [7, с. 84].

В структуре непроизвольного внимания выделяют вынужденное, невольное и привычное внимание. Вынужденным называется внимание, которым достаточно сложно управлять, его привлекают стимулы повышенной интенсивности (громкие звуки, яркий свет, едкие запахи и т. д.), а также повторяющиеся, движущиеся, необычные стимулы.

Невольным называется внимание к объектам, которые связаны с удовлетворением базовых потребностей, например, потребность в еде и управлении физиологическими отправлениями, но эти объекты привлекают внимание только при определенных обстоятельствах.

Привычное внимание - связано с основными сферами интересов и деятельности человека. Так, во время совместной прогулки представители разных профессий замечают только те явления, особенности протекания различных процессов, которые непосредственно связаны с их профессиональной деятельностью.

Произвольное внимание - управляется сознательной целью. Оно возникает, если в деятельности человек ставит перед собой определенную задачу и сознательно идет к ней, преодолевая различные препятствия и преграды на пути к ее достижению. Данный вид внимания тесно связан с волей человека и был выработан в процессе филогенетического развития общества в

результате трудовых усилий. Его еще называют волевым, активным, преднамеренным.

Ряд ученых в произвольном внимании выделяют: волевое (возникает в случае противоречия между непроизвольным и произвольным вниманием), выжидательное (связано с ожиданиями и желаниями личности) и спонтанное (является трансформированным волевым вниманием, когда объект вызывает стойкий интерес к изучению).

В общей систематике видов особое значение уделяется послепроизвольному вниманию. По определению Н.Ф. Добрынина (2003), послепроизвольное внимание возникает в том случае, когда цель проявлять внимание остается, но исчезают волевые усилия. Данный вид внимания в наибольшей степени может обеспечить высокую продуктивность и результативность деятельности [5, с. 126].

Внимание в большинстве случаев выступает стороной познавательных процессов. Исходя из этого факта, выделяют следующие виды внимания: внешнее, внутреннее, моторное внимание. Внешнее внимание (сенсорно-перцептивное) обращено на различные предметы, объекты, явления внешнего окружающего мира. Внутреннее внимание (интеллектуальное) обращено на объекты внутреннего субъективного мира человека. Моторное внимание направлено на двигательную сферу человека.

В работах (С.Л. Рубинштейна, 2007; А.Н. Леонтьева, 1985; Н.Ф. Гоноболина,1972; А.В. Петровского, 2002 и др.) указывается, что внимание характеризуется качественными проявлениями, которые принято называть свойствами внимания. К ним относятся: объем, устойчивость, концентрация, распределение, переключение. По мнению современных исследователей, свойства произвольного внимания могут выступать в качестве объективных параметров оценки уровня развития данного процесса.

Устойчивость внимания - способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь на сторонние раздражители (шум, яркие предметы). Устойчивость внимания зависит от многих причин: свойств нервной системы, общего состояния организма в данный момент времени, психического состояния, мотивации, особенностей материала, внешних обстоятельств осуществления деятельности [5, с. 14].

Одним из сущностных свойств, С. Л. Рубинштейн (1946) рассматривал концентрацию внимания. Согласно взглядам учёного: «это сосредоточенность, т.е. центральный факт, в котором выражается внимание». Человек, например, может глубоко сосредоточиться на каком-нибудь увлекательном деле и не замечать ничего, что происходит вокруг. Концентрация зависит от свойств нервной системы человека, его темперамента и от функционирования доминантного очага возбуждения в коре [5, с. 16].

Переключаемость внимания - это свойство внимания, заключающееся в переходе с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на другой.

Переключаемость определяется скоростью и реакцией личности, причем такой перевод может быть, как непроизвольным, так и произвольным. Это свойство внимания в значительной степени определяется индивидуальными особенностями высшей нервной деятельности человека - уравновешенности и подвижности нервных процессов.

Распределение внимания - это способность человека распределять внимание на значительном пространстве, одновременно удерживать в поле зрения и деятельности несколько объектов. С помощью данного свойства у учеников формируется умение слушать и в то же время записывать материал. Распределение внимания зависит от того, насколько связаны друг с другом различные объекты и насколько автоматизированы действия, между которыми должно распределяться внимание.

Объем внимания - количество информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека. Численная характеристика среднего объема внимания людей - 5-7 единиц информации. Объем внимания значительно увеличивается, если объекты сгруппированы, систематизированы.

Рассмотренные свойства внимания не являются постоянными для той или иной личности. Они развиваются в процессе жизни, их можно приобрести, развить и укрепить путем специальных тренировок. Под развитием внимания подразумевается процесс совершенствования его свойств (распределения, устойчивости, объема и пр.). Этот процесс начинается с первых месяцев жизни ребенка, и продолжается по мере взросления, все более, обогащаясь его произвольными видами на основе жизненного опыта.

Умение психически сосредоточить сознание на объекте с помощью воли у маленького ребенка развивается в течение индивидуальной жизни. Отечественные и современные психологи рассматривали постепенное формирование этой способности, с более высокой активностью в дошкольном и младшем школьном возрасте. Представленные в психологии подходы, раскрывающие поступательное развитие внимания в детском возрасте, отражены в работах Н.В. Пережигиной (2002) [6, с. 15].

Как отмечает автор, на 1-й стадии (до 1,5 месяца) имеют место только признаки непроизвольного внимания, которое проявляется в виде ориентировочного рефлекса на раздражитель. На 2-й стадии (до 7 месяцев) существенную роль в развитии внимания играет невербальное поведение взрослых. Развитие внимания на этой стадии связывают и с комплексом оживления.

На 3-й стадии (до 1,5 лет) ребенок использует движения и голос для привлечения внимания взрослых.

На 4-й стадии (до 4 лет) наблюдается произвольное разумное реагирование ребенка на слова взрослых. Внимание еще неустойчиво. Свою речь ребенок использует преимущественно для привлечения внимания окружающих. На 5-й стадии (до 6 лет) речь ребенка начинает играть роль

прямого инструмента управления собственным вниманием. Формируется внутренняя речь.

На 6-й стадии (до 13 лет) активное освоение контроля над своим поведением, в связи с режимом посещения школы, подчинением распорядку дня. 7-я стадия (13-17 лет) характеризуется приучением к систематическому труду, связанному с выполнением профессионального долга, учебе. Вместе с тем особенности физиологического развития в этом возрасте негативно сказываются на характеристиках свойств внимания, т.е. ребенок часто отвлекается. Происходит рост в умственном развитии.

Анализ современной литературы по проблеме исследования показал теоретическую и практическую значимость изучения произвольного внимания и особенностей его становления в детском возрасте. От состояния внимания зависит вся психическая деятельность человека, особенности его познавательной, эмоционально-волевой, личностной сфер психического развития. Объективное изучение и оценка произвольного внимания возможны при условии разработки комплексной модели исследования, ориентированной на качественные и количественные характеристики данного процесса, особенности его становления и развития на разных этапах онтогенетической зрелости.

Библиографический список.

1. Ахметова З.А. Внимание как проблемное поле психологии. // Вестник КРСУ. - 2018. - № 1. - С. 169-173.

2. Верхотурова Н.Ю. К проблеме генезиса эмоциональной регуляции поведения в детском возрасте // Сибирский педагогический журнал: научно-практическое издание. - Новосибирск, - 2011. - № 8. - С. 264-271.

3. Верхотурова Н.Ю., Литвинова А.Г., Антошечкина Г.К. Особенности произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. - 2019 - Т. 8. - № 5А. - С. 203-213.

4. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте / Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея. - М..: МГУ, 1976. - С.113-129.

5. Габдулина Л.И. Подходы к исследованию внимания в отечественной и зарубежной психологии: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2007. - 50 с.

6. Пережигина Н.В. Онтогенез внимания: Текст лекций по курсу нейропсихологии детского возраста. - Ярославль: Яросл. гос. ун-т., 2002. - 100 с.

7. Разыкова Л.Т. Внимание и его функции в жизни и деятельности личности. // Проблемы науки. - 2020. - № 4 (52). - С.83-85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.