Научная статья на тему 'Теоретические аспекты изучения проблемы саморегуляции личности в психологии'

Теоретические аспекты изучения проблемы саморегуляции личности в психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
614
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
САМОРЕГУЛЯЦИЯ / КОПИНГ / КОПИНГ-МЕХАНИЗМЫ / SELF-REGULATION / COPING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Захватова Любовь Сергеевна

Рассматриваются некоторые теоретические вопросы изучения саморегуляции. Показана научная целесообразность и актуальность изучения типов саморегуляции функционального состояния личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analyzing the problem of studying self-regulation of personality in psychology

Some theoretical questions of studying self-regulation are discussed by the author of this article. Scientific feasibility and relevance of studying the types of self-regulation of functional status of personality is explained by the necessity to study the mechanisms, which can solve the problem to optimize the current state, as well as in finding the system of psychological tools allowing a human to rule his state.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты изучения проблемы саморегуляции личности в психологии»

фессиональных и жизненных задач [6]. При этом принципы саморегуляции и самоорганизации рассматриваются как «присущие субъекту» [7]. Поэтому для нашего исследования является важным раскрытие принципов самоорганизации как одного из базовых оснований трансформации личности в субъект.

Проведенный междисциплинарный анализ позволяет вывести определение понятия «самоорганизация». Самоорганизация применительно к личности - присущее личности как живой системе высокого уровня сложности способность к интегральной саморегуляции имеющихся психических и физических ресурсов, что проявляется в жизнедеятельности. Самоорганизация личности предполагает создание, воспроизводство и совершенствование элементов (слагаемых) структуры самоорганизующейся личности на пути к постижению субъектности.

Литература

[1]. Абульханова-Славская К.А. Проблема определения субъекта в психологии/ К.А. Абульханова-Славская // Субъект действия, взаимодействия, познания (Психологические, философские, социокультурные аспекты). - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО»МОДЭК», 2001.

[2]. Анцыферова Л.И. Психологическое содержание феномена «субъект» и границы субъектно-деятельностного подхода/ Л.И. Анцыферова// Проблема субъекта в психологической науке. — М., 2000.

[3]. АнаньевБ.Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 1997.

[4]. Большая энциклопедия в шестидесяти двух томах. Том 43. - М.: ТЕРРА, 2006.

[5]. Брушлинский А.В. Психология субъекта/Отв. ред. проф. В. В. Знаков - М.: Институт психологии РАН.: издат. «Алетейя», 2003.

[6]. Деркач А.А. Субъектные феномены: акмеологический подход: монография / А.А. Деркач. - М.: Изд-во РАГС, 2010. С. 30.

[7]. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. -М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2004.

[8]. Карпенков С. Х. Концепции современного естествознания. - М., 1997

[9]. Князева Е.Н., Кудрюмов С.П. Основания синергетики: Синергетическое

мировидение. Изд. 3-е, доп. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010.

[10]. Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы, теории и истории. М.: Изд-во ИП РАН, 1997.

[11]. Рубинштейн С.Л.Избранные философско-психологические труды: Основы

онтологии, логики и психологии/ С. Л. Рубинштейн - М., 1997.

[12]. Эшби У.Р. Принципы самоорганизации. - М.: Наука, 1994.

Захватова Л.С.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

Проблема преодоления личностью стрессовых и критических ситуаций исследуется учеными в различных областях знания, и в настоящее время остается одной из наиболее актуальных в науке. В этой связи особую значимость приобретает изучение психологических способов совладания как фактора успешной адаптации человека в современном мире.

Практическая актуальность данной исследовательской линии связана с прикладными задачами оптимизации текущего состояния и повышения работоспособности в трудовой деятельности, профилактики накопления неблагоприятных последствий утомления и стрессовых состояний и развития пограничных расстройств. Решение данных задач обусловлено необходимостью сохранения здоровья и обеспечения успешного личностного и профессионального развития современного человека.

Ряд состояний приводит к дезорганизации поведения и деятельности, которые могут оказывать влияние и на профессиональную деятельность человека, в связи с этим, необходимо эти состояния регулировать. Тем более, если речь идет о профессионалах, опасных профессий, саморегуляцию, которых мы изучаем в нашем исследовании. Сами по себе условия труда, являются уже серьезным стрессором для человека работающего в них.

Труд профессионалов опасных профессий по своему психологическому содержанию своеобразен, его необычность и большая эмоциональность обусловлены спецификой деятельности: нервно-психическим напряжением в особых условиях труда. Все это в совокупности дает особо выраженный негативный эффект.

В самом широком смысле регуляция состояний может осуществляться двумя путями: предупреждением их возникновения и ликвидацией уже возникших состояний. Каждый из этих путей может осуществляться либо через воздействия на психику человека извне (например, воздействие психолога на пациента путем использования психорегулирующей тренировки, использование цвета, музыки), либо через самовоздействие (самовнушение, самоубеждение, самоприказы). Во втором случае речь идет о саморегуляции. В нашем исследовании мы изучаем саморегуляцию профессионалов, опасных профессий (на примере профессионалов трех групп: пожарные МЧС РФ, электромонтеры высотники и моряки гражданского флота РФ).

Следует заметить, что эффективность многих приемов регуляции состояний зависит от ряда факторов: регулярности их использования, опыта специалиста, психологических особенностей человека, на которого оказывается воздействие, наконец, от того, верит ли сам человек в их эффективность.

Проблема противодействия стрессу у западных исследователей получила отражение в понятии «копинг» (coping — от англ. «соре», которое согласно Оксфордскому английскому словарю, предлагается употреблять в значении «успешно справиться, преодолевать»). В российской психологии понятие «копинг» включено в структуру стресса и переводится как психологическое преодоление или совладание, включающее комплекс способов и приемов преодоления дезадаптации и стрессовых состояний.

В настоящее время можно выделить три подхода в толковании понятия «копинг»: 1) как один из способов психологической защиты (трактуется в терминах динамики Эго в психоаналитическом подходе), используемой для ослабления напряжения; 2) как относительно постоянную предрасположенность отвечать на стрессовые события определенным образом (рассматривается в терминах черт личности); 3) как динамический процесс столкновения субъекта с внешним миром, который определяется особенностями их взаимодействия на различных стадиях развития этого процесса [3].

Термин «преодолевающее поведение» (копинг-поведение) в отечественной психологии появился в 1990-е годы, хотя стоящее за ним явление давно известно и изучается. Теоретические, методические и практические вопросы развития стресса и противодействия ему нашли отражение в работах Л. П. Гримака, Л. Г. Дикой, А. Б. Леоновой, В. И. Медведева, П. В. Симонова и ряда других исследователей.

В настоящее время признанными являются основные три теоретические модели: модель Эго-психологии, модель характерной черты или склонности и контекстуальная модель. Каждая из этих моделей обусловливает своеобразный взгляд на механизмы преодоления стресса и на оценку его результатов.

Эго-психологическая модель базируется на концепции систем защиты, таких как бессознательные адаптивные механизмы. Г. Вайлант считает, что существует иерархия таких механизмов в соответствии с уровнями их развития. В наивысший уровень входят такие адаптивные процессы, как альтруизм, подавление, сублимация и юмор. Следующий, менее «зрелый», уровень состоит из невротических механизмов, таких как смещение, формирование реакций, диссоциация и интеллектуализация. Далее идет «незрелый» уровень, механизмы которого включают пассиив-но-агрессивное поведение, воображение, ипохондрию, проекцию и выход из действия. И наконец, наименее развитыми являются психические механизмы, содержащие отрицание внешней реальности, искажения и обманчивую проекцию [3].

Модель личностных черт. Предположение, лежащее в основе этой модели, заключается в том, что преодоление стресса как изменчивая особенность личности влияет на поведение в широком спектре ситуаций. Полагают, что действия индивида при преодолении стресса в разных условиях можно прогнозировать на основе оценки характерной индивидуальной особенности или склонности к преодолению стресса. К сожалению, измерения характерных особенностей и предрасположенностей преодоления стресса вообще не предопределяют то, как человек справляется со стрессом в реальных стрессовых ситуациях [3].

Контекстуальная (ситуационная) модель — преодоление стресса оценивается относительно определенных стрессовых условий или ситуаций. Предположение, лежащее в основе этой модели, заключается в том, что на намерения и действия при преодолении стресса оказывает влияние взаимосвязь между человеком и контекстом потенциально стрессовой ситуации [3].

С позиции когнитивной теории стресса и адаптации процесс преодоления начинается с когнитивной оценки человеком его взаимосвязи с условиями среды. Таким образом, на копинг влияют: оценка степени угрозы; оценка ресурсов, необходимых для совладания с ситуацией; оценка собственных действий, их успешности в преодолении стресса.

Следует заметить, что применительно к конкретной ситуации люди могут использовать разные стратегии, и один и тот же человек в различных ситуациях может применять либо разные стратегии, либо наиболее типичные для него, причем в ряде случаев для преодоления стресса в конкретной ситуации возможна реализация нескольких разнородных копинг-стратегий. Можно выдвинуть предположение о том, что чем больше количество возможных стратегий, которыми человек может воспользоваться, тем более адаптивным он будет в ситуациях стресса. Успешность использования какой-либо стратегии в одной конкретной стрессогенной ситуации не гарантирует ее эффективность в других ситуациях.

В настоящее время отсутствует единая классификация копинга. Большинство классификаций построено вокруг двух предложенных Р. Лазарусом и С. Фолкма-ном модусов психологического совладания, направленного на: решение проблемы; изменение собственного состояния и установок в отношении ситуации.

И. Г. Сизова и С. И. Филипченкова на основании экспериментальных исследований определили базовые и функционально-ситуативные стратегии преодоления, к которым относятся: 1) конструктивные преобразующие стратегии («когнитивная репетиция», «коррекция ожиданий и надежд», «идущие вниз сравнения», «идущие вверх сравнения», «антиципирующее преодоление», «предвосхищающая

печаль»); 2) конструктивные приспособительные стратегии преодоления («позитивное истолкование ситуации», «придание нетривиального смысла ситуации», «изменение личностных свойств», «идентификация со счастливчиками»); 3) неконструктивные стратегии преодоления («фиксированная на эмоциях стратегия», «уход или бегство из трудной ситуации», «стратегия отрицания») [2].

Исследователи отмечают, что важную роль в преодолении стресса играет социокультурная среда, которая предрасполагает человека к проявлению реакций на стресс тем или иным образом. Особенности этой среды определяют выбор способов поведения для преодоления стресса в зависимости от характера ситуации, социального и профессионального статуса человека, его демографических, национальных и других особенностей, которые могут стать как ресурсом для преодоления, так и источником стресса [3].

Отечественные психологи также внесли свой вклад в решение этой проблемы. Л. И. Анцыферова предложила следующую классификацию стратегий совладания.

1. Преобразующие стратегии совладания: принятие решения о возможности позитивного изменения трудной ситуации и формирование ее как проблемы: определение конечной и промежуточной цели, человек намечает план решения, определяет способы достижения цели. Здесь человек пытается сформировать новую систему психической саморегуляции.

2. Приемы приспособления: изменение собственных характеристик и отношения к ситуации: изменение отношения к ситуации, придание ей нейтрального смысла. Сюда относится также специальный прием -»позитивное истолкование».

3. Вспомогательные приемы самосохранения в ситуациях трудностей и несчастий: «техники» борьбы с эмоциональными нарушениями, вызванными неустранимыми, с точки зрения субъекта, негативными событиями. Это уход или бегство из трудной ситуации, которые могут осуществляться не только в практической, но и в чисто психологической форме — путем внутреннего отчуждения от ситуации или подавления мыслей о ней. Такие ситуации часто возникают в сфере здоровья [2].

В исследованиях В. А. Бодрова [2] было установлено, что профессиональный опыт так же может влиять на систему оценки человеком стресса и стратегию его преодоления. Рабочие условия, содержание трудовых задач, выполнение которых требует самостоятельных решений, выбора способов их решения, реализации новых трудовых приемов, а также поддержка соратников по работе способствуют активному преодолению стресса.

В проводимом нами исследовании копинг-стратегий у профессионалов опасных профессий, по результатам методик, была выдвинута гипотеза о том, что с возрастом и с увеличением стажа работы, профессионалы становятся все более толе-рантны к стрессу. Для выхода из стрессовых ситуаций они используют не один ко-пинг-механизм, что само собой является следствием меньшей сохранности личности в стрессе, а наоборот, увеличивают варианты копинг-стратегий, что позволяет быть более толерантным к стрессовым ситуациям и увеличивает сохранность личности в стрессе. Наиболее эффективны в совладании со стрессом оказались респонденты, у которых трудовой стаж, в данной профессии, был более 5 лет. Возможно, это связано с тем, что трудовой путь в фазе адаптанта (по Е.А. Климову) уже пройден, профессионал уже научился справляться с рабочими ситуациями не только штатными, но и внештатными способами, уже выработал определенные схемы поведения, которые работают в данном коллективе и теперь ступив в фазу интернала уже комфортно и свободно чувствует себя в профессии.

В заключении необходимо отметить, что в дальнейшем мы предполагаем эмпирически подтвердить предположение о влиянии стажа работы на толерантность к стрессу у профессионалов опасных профессий, либо опровергнуть его.

Процессы преодоления стресса обусловливаются сложным взаимодействием, во-первых, личных и социальных факторов, во-вторых, типом стрессовой ситуации (стрессоров) и, в-третьих, различиями в стратегиях противодействия стрессу, что требует дальнейших исследований проблемы общности и специфичности способов преодоления стресса в различных жизненных ситуациях разными категориями людей.

Литература

[1]. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. — 1994.— Т.15. №1.

[2]. БодровВ.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. - М.: ПЕР-СЭ, 2006.

[3]. Водопьянова, Н.Е. Психодиагностика стресса. — СПб.: Питер, 2009.

[4]. Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека (системно-деятельностный подход). - М.: Изд-во: «Институт психологии РАН», 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.