THEORETICAL ASPECTS OF THE STUDY OF POLITICAL SOCIALIZATION OF PERSONALITY
Bragina Elena Anatolievna, lecturer, Department of Genera! humanitarian and socio-economic disciplines, Stavropol
Regional College of Art, Stavropol
The article discusses the main theoretical approaches to the definition of "political socialization " and the study of the process that ensures thefall entry of an individual into the political space of society, contributing to the reproduction of the political culture of this society. Various models of political socialization are analyzed, one of which was formed by T. Hobbes and includes л model of subordination, the other is based on the subject-subject understanding of the process of political socialization or the model of interest preserved by A.Smith and G.Spencer The variety of different types of political socialization of the individual is highlighted. Influencing the political culture of society, political socialization under the influence of a large number of significant factors often acquires an alternative new content.
Keywords: theories of political socialization: political socialization: models oj political socialization: political values: political attitudes; political culture; socialization oj personality-
DO110-24923/3305-8757.2022-11.2
УДК 3a.019.51 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ВАК 5.5.2 ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
ЛИЧНОСТИ
© Ьрагина ЕЛ., 2022 в статье рассматриваются основные теоретические подходы к определе-
нию "политическая социализация" и изучению процесса, который обеспечивает полноправное вхождение личности в политическое пространство общества, способствуя воспроизводству политической культуры данного общества. Проанализированы различные модели политической социализации, одна из которых сформирована Т. Гоббсом U включает модель подчинения, другая основывается на субъект-субъектном понимании процесса политической социализации или модели интереса, представленная А. Смитом и Г. Спенсеромi Выделено многообразие различных типов политической социализации личности. Воздействуя на политическую культуру общества, политическая социализация под влиянием большого количества значительных факторов зачастую обретает альтернативно новое содержание.
Ключевые слова: теории политической социализации; политическая социализация; модели политической социализации; политические ценности; политические установки; политическая культура; социализация личности.
БРАТИНА Елена Анатольевна,
преподаватель кафедры Общегулт штарных и социально-экономических дисциплин, Ставропольский краевой колледж искусств, Ставрополь
В современном российском обществе в настоящее время происходят принципиальные преобразования, которые оказывают влияние как на его социально-экономическое, так и культурно-политическое развитие. Формирование новых социальных и политических отношений способствует изменениюоснов политической культуры и политической социализации как социума в целом, так и отдельна взятого индивида. Социально-экономическая трансформация современного мира ведет к установлению новых социальных группе новыми системами ценностей.
В настоящий период, как в целом обществе, так и в молодежной среде наблюдается рост пол итического абсентеизма, поэтому складывается острая необходимость теоретического осмысления проблем, связанных с особенностями процесса политической социализации личности, и естественного включен и я индивида в сложную систему социально-политических
отношений и приобщения к доминантно-ключевым ценностям и нормам политической культуры общества.
Понятие социализация, с точки зрения формирования личности, было введено в 1887 г. американским социологом Ф. Гид-денсом в работе "Теория социализации".
Социал изация один из самых сложных социальных процессов, она является основополагающим при формировании и развитии личности. Именно процесс социализации влияет на усвоение индивидом социального опыта, культурных традиций, ценностей, норм, установок, статусного поведения, самовыражения и самореализации личности в сложной многофункциональной системе социально-политических отношений.
Термин "политическая социализация" получил развитие в контексте и на основе общей теории социализации личности. В научных работах XX века понятие социализация все чаще используется именно относительно формирования политического сознания личности. Смысловое определение политическая социализация возникло в 1959 году, в исследовании американского психолога Г. Хаймена "Политическая социализация", посвященном психологии политического поведения.
Классическая теория политической социализации была разработана под руководством Д. Истона группой ученых Чикагского института. В этой теории, политическая социализация - процесс, в ходе которого у личности поэтапно формируются: определенная картина политического мира, опыт политической деятельности и политического общения. В ходе политической социализации происходит "усвоение подрастающим поколением духовно-культурных цен ностей, традиций, ориентиров ведет к формирова-
нию у человека качеств и свойств, позволяющих адаптироваться к данной политической системе и выполнять в ней определенные функции", [б, 327]
В процессе политической социализации все участники политической системы усваивают основные виды жизненных ориентации и определен ную совокупность общепринятых политических знаний, таких как: представления о политическом процессе и деятельности политических лидеров, политические ценности, к которым должна стремиться система и установки, с которыми индивид подходит к определенным политическим элементам.
В силу сложности процесса политической социализации в современной политологии отсутствует его единое определение.
Классики западной политологии и социологии Д. Истон и Т. Парсонс определяли ее как определенную тренировку индивида в изучении предстоящих ему ролей в сфере политики, обучение "правилам игры" в отношении институтов власти. [9, 154]
Бихевиористы - А. Маслоу и Б. Скиннер представляют политическую социализацию как многоуровневый процесс становления индивидуального политического сознания, который связан с преобладанием унаследованных, или социально приобретенных ценностей и культур.
Л. Коэн и Р. Липтон рассматривали политическую социализацию как закономерный процесс ролевой тренировки человека и акцентировали внимание на взаимодействии индивида с самой полити ческой системой и ее институтами.
ГО. Хабермас и К. Луман интерпретировали политическую социализацию как взаимовлияние освоения человеком новыхдля себя Общественных ценностей.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ -ПРОЦЕСС, В ХОДЕ КОТОРОГО У ЛИЧНОСТИ ПОЭТАПНО ФОРМИРУЮТСЯ: ОПРЕДЕЛЕННАЯ КАРТИНА ПОЛИТИЧЕСКОГО МИРА, ОПЫТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОЛИТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
Особое внимание исследованию механических, иррационально-бессознательных мотивов в политическом поведении уделяли Э. Фромм и Э. Эриксон, понимая политическую социализацию как скрытый процесс политизации человеческих чувств и представлений.
В российской общественной науке термин "политическая социализация" впервые стал испол ьзоваться только в конце бо-х годов прошлого столетия в трудах Б.Г. Ананьева, A.B. Дмитриева, A.A. Федосеева и др.
Российские политологи при определении политической социализации выдвигают как первоочередную задачу усвоение индивидом структурных составляющих политической культуры социума. К.С. Гаджи-ев формулирует Понятие политической социализации следующим образом - "процесс интегрирования и освоения отдельным человеком как членом общества и гражданином определенного государства основополагающих форм соответствующей политической культуры". [5, 52]
Определение К.В. Рубчевского следующее: политическая социализация - процесс приобретения личностью социального и политического опыта, накопленного обществом в культурных обычаях, в коллективных ценностях, нормах и традициях статусного и ролевого поведения. [8, ¡49]
Проводя анализ различных формулировок, политическую социализацию можно охарактеризовать как процесс интеграции индивида в сложную структуру политических отношений, усвоения политического опыта, становление политического сознания и норм политического поведения, формирование системы политических ценностей, установок, знаний, которые составляют основу Политической культуры общества. Политическая социализация служит для динамичного результата по адаптации к существующей политической среде и ее преобразованию, [j, 43]
Политическая социализация не является механическим наложением на индиви-
да готовой социально-политической формы - не процедура однонаправленного воздействия механизма политической социализации на формирование политической культуры личности, а процесс и результат их диалектического взаимодействия. Не только система политической социализации формирует политическую культуру личности, но и сама политическая культура общества оказывает существенное воздействие на процесс политической социализации личности.
Особенности развития политической социализации зависят от типа политической культуры общества, устанавливающей определенную модель взаимодействия власти и личности и определяющей степень политической самостоятельности субъектов политического процесса.
В европейской политической философии сложились несколько основных моделей, которые и легли в основу современных концепций политической социализации, соответствующие двум основным классическим подходам в трактовке роли личности в политике и взаимоотношений личности и власти.
Согласно первой модели концепции политической социализации (Платон, Аристотель, Т. Гоббс), ее субъектом выступает общество, которое формирует личность в соответствии с требованиями самого общества, а человек трактуется как объект влияния и взаимодействия, то есть преобладает субъект-объектная оценка процесса политической социализации. В данном суждении воспроизведише политических ценностей исходит от пол итической системы к личности, а политическая социализации характеризуется как вертикальный процесс.
Вторая модель концепции политической социализации (А. Смит, Г. Спенсер) опирается на динамичную роль самого индивида. который осмысленно выбирает из большого числа возможных и зачастую противоборствующих между собой политических убеждений и моделей политического
поведения, иначе говоря, в данном случае преобладает субъект-субъект юс понимание процесса политической социализации. В данной трактовке личность выступает Центром процесса политической социализации, [ю, 2б]
Исходя из вышеописанных концепций, основоположники системного подхода - Д. Истон, Дж. Деннис, Г. Алмонд, С. Верба,, К. Дойч и бихевиоризма - Ч. Мерриам, Г. Лас-суэл трактуют политическую социализацию как процесс влияния политической системы на индивида, формирования положительных установок личности относительно господствующего в обществе политического порядка.
Представленная концепция следует из так называемой "модели подчинения", рассматривающей человека в качестве элемента политической системы, не являющегося самоцелью политики, в которой он служит только механизмом поддержания системного равновесия. В контексте данной модели Д. Истон и Дж. Деннис выдвигают теорию "политической поддержки", которая состоит в том, что связь политической системы с окружающей средой совершается через механизм входа-выхода. На "вход" системы поступают требования и поддержка, а на "выходе" они отражаются и воплощаются в конкретные политические решения и действия власти.
Другая модель политической социализации, основывается на теории конфликта, представителями которой являются М. Ве-бер, Г. Моска, Ф. Паркин, У. Гуд, П. Блау, теории плюрализма - Р. Даль, В. Хорт и теории гегемонии - Р. Милибенд, Р. Даусон, К. Превитт, Идеологи, сторонники, и последователи данной модели представляют содержание и сущность политической социализации как процесс взаимодействия власти и личности, не являющейся пассивным объектом влияния политической системы, активность которой обусловлена политическими интересами, способностью действовать осознанно, заручившись поддержкой
класса, этноса или политической партии, частью которых данная личность выступает.
Системному пониманию процесса политической социализации способствует ее типология. Типы полишческой социализаци и представляют совокупность наиболее характерных образцов, стандартов взаимодействия политической власти и личности, в результате которого осуществляются преемственность политического развития, межпоколенная трансляция политических ценностей, норм, убеждений, стандартов политического поведения у конкретных народов. [2, 111]
На основе господствующего в обществе типа политической культуры, обуславливающего характер взаимодействия политической власти и личности, политических ценностей, норм, идеалов, стандартов политического поведения формируется типология политической Социализации.
Опираясь на общепризнанную классификацию P.M. Мерельманого, на основе характера политических ценностей, норм и стандартов политического поведения можно выделить следующие типы политической социализации личности:
- гармонический тип предусматривает приверженность преимущественного большинства граждан либеральным политическим ценностям, традициям демократии, наличие развитого гражданского общества, что создает прочную основу взаимоуважительного сотрудничества политической власти и личности. И как подтверждают события сегодняшнего дня, это позволяет молодому поколению органично входить в политическую систему ровно в том виде и с той повесткой, какие ему предлагает политическая власть. К таким странам можно отнести США и Великобританию;
- плюралистический тип, которому характерен опосредованный подход к взаимодействию индивида и политической власти. Большое число различных субкультур предусматри вает первич ную пол итическую
социализацию личности в рамках политических ценностей и норм своей культурно-этнической общности. В то же время подобное многообразие не мешает достижению согласия между субъектами политического взаимодействия благодаря высокому уровн ю жизн и подавля ющего бол ьш инства граждан и разделяемой всеми либеральной идеологии. Политическая социализация данного типа основана на равновесии трех начал: независимая автономная личность, развитое гражданское общество, правовое государство. Это большинство стран Европейского Союза;
- конфликтный тип, характеризует низкий уровень жизни большинства ^селения, приверженность личности ценностям рода, клана, племени, что затрудняет достижен ие согласия между представителями различных субкультур и политической властью, именно это обуславливает высокий уровень политического насилия. Усвоение индивидом местнических политических идеалов и ценностей происходит на фоне борьбы с представителями других политических субкультур - страны Востока;
- ге г е мон и ётскйй тип, предполагает вхождение индивида в мир политики исключительно на идеологических ценностях определенного класса, религии. Политическая социализация протекает на фоне отрицания политических норм и идеалов других политических систем. К таким странам относятся страны социалистической системы.
Процесс становления личности как полноправного субъекта пол итических отношений происходит по мере взросления и усваивания индивидом политических норм, идеалов, убеждений в процессе политической социализации. Следовательно, политическая социализация - это, в первую очередь, вхождение индивида в мир политики, формирование его политического сознания, системы политического поведения, политических ценностей, установок, знаний, которые составляют основу пол итической куль-
туры общества. Политическая социализация продолжается всю жизнь, и на каждом её этапе политические убеждения и установки подвергаются определенной корректировке в зависимости от влияния социокультурной среды, в которой находится личность, а также роли агентов политической социализации, объективных социально-политических факторов, и под воздействием субъективно-политического опыта. [7,
Анализ существующих в мире политических систем и господствующих в них типов политических культур позволяет сделать вывод, что на практике политическая социализация в ряде государств, например - Россия, Турция, Израил ь - имеет смешанный: характер и в чистом виде не существует, представляя собой совокупность ее разнородных типов. Оказывая воздействие на политическую культуру общества, политическая социализация в свою очередь трансформируется под влиянием многочисленных факторов, приобретая новое содержание в конкретных исторических условиях.
Примечания:
ь ЩрковШда В.А., Братина ЕА Механизм политически й со циа.) [ из а цй и в формировании политической культуры личности // Сборник научных статей Института социальных исследований ИшТУ / отв. ред. И.М. Сампиев. - Назрань, 2016. -С. 42-47.
1. Гатиева A.M. Политическая социализация: основные теоретические подходы исследования / A.M. Гатиева // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Ре г ионо ведение: философия, история, социология, юриспруденция. политология, культурология. - 2010. - №3. - С. 109-U4.
3. Малькевмч. А.А. Политическая социализация: основные теоретические подхода /АЛ. Мальке-вич // Общество. Среда. Развитие. - 2010. -№2(15).-С. 83-87.
4. Мунтян М.М Политическая социализация и политическое учас тие. - М., 2006. - С. 327.
5. Политическая культура: теории и национальные модели / К-С.Гаджиевидр.-М., 1994. -351 с.
6. Политология: Хрестоматия / сост. МА Василии, M.C. Вершинин. - М.: Гардарики, 2000. -843 с.
7. Припечкин В.В. Политическая культура и политическая социализация: концетуальные и методологические подходы / В.В. Припечкин, Н. П. Настасюк // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2013. - № 4(60). -€. 226-234.
8. Рубчевский К. В. Социализация личности: ин-териоризация и социальная адаптация //Обще-
ственные науки и современность. - 2003. - №3. -
с. 47-151-
9. Соколова Г.Н., Гитаренко Л.Г. История западной социологии. - М., 1997. - 474 с. ю.Шестопал, Е. Б. Политическая социализация российских граждан в период трансформации / Е.В. Шестопал, А. В. Селезнева. - М.: Новый хронограф, 2008. - 552 с.