Екатерина Леонидовна Трушникова
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФАНТАСТИЧЕСКОГО
Среди явлений культуры нашего времени фантастика занимает особое место - как разновидность художественной культуры, как элемент вымысла, как плод творческого воображения. Что касается сфер применения фантастического, то они расширяются, проникая и соотносясь с научными, социальными, техническими, информационными изменениями. Между тем бурное развитие фантастики в литературе, кинематографе, изобразительном искусстве XX - XXI вв. побуждает к анализу причин появления фантастического и способов его репрезентации.
Актуальность исследования заключается в обращении к проблеме фантастического в истории культуры. Через обнаружение фантастического в искусстве и вне его становится очевидным, насколько сложной оказывается определение как самого фантастического, так и границ его применения. Фантастическое -это то, что во все времена привлекало и продолжает привлекать внимание и вызывает неподдельный интерес. Связь фантастического с воображением и желанием делает попытки определения чрезвычайно трудными, в этом обнаруживается необходимость не столько дать окончательное определение, сколько обозначить проблемное поле фантастического, и сложность здесь заключается в его сопротивляющихся, ускользающих качествах.
Фантастика возникает и создается внутри определенного социокультурного контекста и детерминируется им. Но как проследить связи и отношения фантастики и культуры? Видимо, наиболее верный путь начинается с исследования сферы бессознательного. Одна из самых
глубоких причин появления фантастического - «неудовлетворенность культурой». С одной стороны, фантастическое является некой проекцией человеческих страхов и желаний, а с другой - пытается компенсировать те недостатки, которые связаны с культурным принуждением, погашающим желания и страхи, но независимо от этого они ищут своего выхода и выражения. Эмоциональный комплекс «страх - желание» угрожает порядку и целостности, создаваемым культурой. В данном случае психоаналитические концепции являются источником в попытках объяснить эти проявления. Чем выступает в таком случае фантастика: компенсацией за приносимые культуре жертвы или фрустрацией? Как в фантастическом образе воплощаются страх (желание) и цензура?
Исследование фантастики тесно связано с проблемой ее возникновения и становления, обоснования фантастического, обладающего собственной природой. Фантастику принято считать порождением нового времени, когда синкретичное мышление нарушилось, рациональное и духовное, вымышленное и реальное стали обозначать различные несовместимые сферы. Постижение реальных закономерностей мира оборачивается стремлением к преодолению выявленных законов, что наиболее ярко проявляется именно в создании фантастики.
На данный момент можно констатировать, что рефлексивное осмысление фантастики находится в процессе становления, хотя некоторые успехи в этой области уже сделаны. Интерес к теме фантастического в истории культуры связан с очевидным расширением
86
данной сферы, переходящей сугубо литературоведческие границы, в рамках которых он зародился. Следует отметить не столько общеизвестную тенденцию роста потребления продуктов массовой культуры, связанных с фантастикой, сколько формирование культурологического внимания к теме фантастического как в художественной культуре, так и в попытках найти некие общетеоретические основания для научной интерпретации явления.
Истоки появления фантастического можно обнаружить в глубокой древности, однако формирование представления и восприятия фантастики связано с процессами демифологизации, освобождением образа от магического смысла и утратой им сакрального характера. Сходство сюжетных ходов, тождественность приемов, которые мы встречаем в мифе и волшебной сказке, зависят от творческого воображения и тех возможностей, которые в данном случае открываются перед человеком. Специфика фантастических образов такова, что они создаются и воспринимаются как художественные произведения, существующие в особой символической реальности, которая ассоциируется с фантазией, а та, в свою очередь, основывается на свободе и желании своего творца.
Широкий культурно-исторический контекст (от архаического мифотворчества до постмодернистской культурной ситуации) позволяет выявить не только место и роль фантастического в культуре, но и дает возможность увидеть в ней некоторые представления о границах реального и нереального, естественного и сверхъестественного, вероятного и невероятного.
Следует указать еще один очень важный момент, связанный с положением фантастического в современности, -это широкое применение фантастиче-
87
ской образности и сюжетносодержательных элементов в кинематографе, а также виртуальном пространстве. Здесь мы сталкиваемся с внедрением фантастического в виртуальную реальность, где, визуализируясь и стремясь к большей синкретизации различных элементов и способов восприятия вплоть до создания эффекта полной или частичной вовлеченности в моделируемые миры, можно говорить о ситуации присутствия и участия в фантастических событиях. Это явление рождает особую культурную и психологическую среду, требующую пристального научного изучения. Без достаточно разработанного теоретического фундамента сложно вести речь о специфике восприятия и собственно влиянии фантастического на зрителя (читателя, игрока). Здесь также вскрывается проблема ценностного содержания фантастики и тех функций, которые она осуществляет - познавательные, прогностические, рекреационные, эвристические и др.
Одна из самых распространенных точек зрения на фантастику обвиняет ее в эскапизме. Мы не можем согласиться с негативной оценкой роли и значения фантастического в культуре как бегства от реальности, скорее, это некая психотерапия, необходимость, вызванная извечной неудовлетворенностью человека той социокультурной атмосферой, в которой он существует.
Наиболее целостное исследование фантастического возможно только с привлечением различных научных дисциплин и методов. На сегодняшний день следует констатировать наличие как интереса к исследованию фантастики, так и актуальность самой проблематики. Эти моменты явственно демонстрирует появление в языковой практике нового названия - фантастоведение или фантасти-коведение.
Такое явление, как фэнзин, осуществляет возможность общения между авторами и потребителями фантастики. Фэнзин - это самиздатовские фантастические периодические издания, которые создаются энтузиастами фэн-движения. В фэнзинах печатаются художественные тексты, аналитические статьи, интервью с писателями, рецензии, обзоры литературы и кино, а также информационные сообщения о проводящихся семинарах и конференциях. Фэнзины поддерживают такое субкультурное образование, которое называется фэндом. Следовательно, можно наблюдать появление своеобразного замкнутого на себе культурного сообщества, порожденного увлечением некоторых людей фантастикой и всем, что с ней связано. Замкнутость данного явления преодолевает интернет.
Наконец, существование фантастического в культуре сопряжено с виртуальной реальностью. Фантастика реализуется здесь в двух сферах: сфере игры и сфере общения. Одной из привлекательных тем для общения выступает фантастика, нужно отметить и игровой аспект, проявляющийся в существовании компьютерных игр, большую часть которых составляет фантастика.
Обращение к критическому анализу происходящих событий современности возможно с различных позиций. То, что представляется наиболее очевидным, не всегда оказывается самым влиятельным. На фоне остро социальных, политических и экономических аспектов жизнедеятельности обнаруживаются иные способы и вариации решения индивидуальных проблем. Что подразумевается под иными способами? В первую очередь, возможность выхода за пределы материальной замкнутости и ограниченности в сферу свободы и желания. Именно такие мечты и воплощают фантастические произведения, соз-
дающие принципиально другие координаты бытия.
Это символическая реальность, позволяющая осуществить мечты и чаяния и увести от жестко фиксированной повседневности в увлекательное путешествие, где в погоне за благами цивилизации разрушается целостность духовного мира человека. В такой ситуации остается ли место для поиска и решения внутренних, экзистенциально значимых вопросов? Противоречивость, с которой мы сталкиваемся, только на первый взгляд имеет два полюса, внутренний и внешний, разворачивается она как многослойные и переплетающиеся процессы, где отделить одно от другого представляется неразрешимой задачей. Фантастическое несет в себе не только развлекательную функцию, но в значительно большей мере раскрывается в некой необходимости человека удивляться, получать удовольствие от возможности воображать и с помощью воображения выходить далеко за пределы своей экзистенциальной «заброшенности».
Потребность в удивительном связана не столько с развлекательностью, сколько с возможностью обращения к чему-то принципиально иному, чем реальность, детерминируемая эмпирическими данными. Фантастическое представляет собой своеобразные идейно-эмоциональные интерпретации невозможного и необычного, притягательность которых является предметом многих споров. Один из векторов, реализующих преодоление повседневности, - виртуальная реальность, стремящаяся технически стереть границу между повседневностью и игровыми средствами выразительности, вовлеченности человека в иные миры, ситуации и возможности.
Здесь возникает вопрос о подлинности, поскольку сознательно мы понимаем, что существует лишь одна подлинная реальность. Все остальное - производное от
88
нее. Но проблема состоит в том, может ли увлеченность человека фантастическим способствовать личностному становлению и развитию. Не есть ли это уход и бегство от реальности в мир вымышленных возможностей? И если это так, то фантастическое - наркотик замедленного действия, который, уводя от реальности, приводит только к саморазрушению. Однако подобный ответ, скорее, наивная версия, приводящая в случае победы к трагическим последствиям.
Стремление человека к фантастическому - это воплощение множества возможностей, попытка выйти из тотальной власти реальности и подлинности своего бытия в сферу свободы и мечты. Эта гносеологическая альтернативность позволяет хотя бы на время забыться и отдохнуть от онтологической неизбежности. Таким образом, повышается значение фантастического в художественной культуре, порождая особое отношение к нему посредством вовлеченности в содержание художественного произведения. Многие исследователи фантастики отмечали в своих работах разнообразные аспекты, через которые фантастика оказывает влияние на человека, стимулируя воображение и творчество.
Привлекательность фантастического проявляется в следующем: «во-первых, фантастические образы - новые и удивительные; во-вторых, они внушают надежду на преодоление нашей единственной реальности; а в-третьих, мир, созданный фантазией - это удивительно “легкий”, не инертный мир, в нем нет различий между намерением и его реализацией, равно как и между возможностью и действительностью» [1, с. 103]. Отсюда возрастающий интерес к фантастике как сфере, реализующей желания, дающей приют для романтических грез. Не случайно самым востребованным жанром фантастики сейчас являются волшебные истории (фэнтези), в них реализуется потребность в пре-
89
одолении дистанции между миром желания и миром реальности.
Психоанализ, пытаясь выявить природу желания в бессознательном, обращался к исследованию сновидений, галлюцинаций, и обнаружилось, что мы наполнены огромным количеством образов, которые при свете дня приобретают угрожающие очертания. Фантастика - страна желаний. Это значит, что в ней неразрывны две стороны любого желания - влечение и отталкивание. Желание двойственно: самое притягательное, интимно и неудержимо влекущее, явно и тайно переплетается и граничит в нем с ужасами и кошмарами жизни. Фантастика, порождаемая реальностью и современностью, выступает как метод их художественного раскрытия. В той свободе, которая обнаруживается в фантастике, высвечивается неоднозначность исторических процессов, человека, природы. Фантастика, открывая невероятные, «невозможные» горизонты, выступает как некий индикатор желаний, потребностей, стремлений, образов. Исследуя сферу фантастического, мы можем приблизиться к реальному состоянию человека.
Действительно, что скрывается за столь обширной увлеченностью фантастическим, уход от реальности или ее преодоление? Странствие, скитание, путешествие, иными словами, уход из дома, из повседневности в большой мир, в мир приключений, поисков, опасностей. Мы не можем рассматривать данную ситуацию как решение материальных проблем, этот аспект фантастического шире, чем выход за пределы заботы о хлебе насущном. Необходимый отправной момент фантастического, преодоление повседневности -выход в иной мир, с иными законами существования, здесь человек попадает в такие ситуации и вовлекается в такие события, участие в которых осуществляет поиск и обретение целостности личности.
Следующий момент - вступление в сообщество избранных - витязей, магов, героев, превращение в воина, приобретение могущества и участие в масштабных событиях, - все это создает фантастическую атмосферу, не теряющую своей привлекательности для различной аудитории. Здесь мы видим архаические элементы, которые в различные исторические эпохи находили свои выразительные средства, воплощавшиеся в мифических, сказочных, эпических образах. Особенность современных фантастических героев в том, что они напрямую воплощают желания современного человека.
Как отмечает М. Элиаде, популярность супермена исходит из двойственности его личности: обычный человек становится супергероем. Он участвует в событиях мирового масштаба, спасает мир, становится всемогущим героем, победителем. Притягательность волшебной фантастики - воплощение желания целостности, стремление к совершенству, пусть даже воображаемому. В этом открывается извечная тяга человека к мечте, а это уже само по себе не может быть сведено к полюсу добра или зла. Желание быть героем, избранным, возможно, есть единственный способ хоть на некоторое время уйти из мира повседневности в мир грез, и фантастическое в данном случае самая притягательная сфера.
Обращение к рефлексии фантастического представляет собой актуальную проблему современной культуры, теоретические основы этого до сих пор находятся в состоянии становления, поскольку требуют преодоления литерату-роцентризма и вовлечения в исследовательское пространство других сфер художественной культуры (изобразительного искусства, кинематографа, архитектуры, музыки, компьютерного дизайна).
В результате проведенного анализа различных определений фантастиче-
90
ского, самое очевидное определение фантастического - как несуществующих в реальности объектов и процессов, затрудняет дальнейший разговор об этом феномене. Поскольку, с одной стороны, сталкивает нас с «парадоксам существования», а с другой - фантастическое не является антонимом реальному, так как постоянно оказывается на границах между реальным и нереальным. Это, в свою очередь, задает трудности использования понятия «реальность», в силу того, что оно носит относительный и зависимый от контекста культуры характер.
Исторические истоки фантастического обнаруживаются в архаическом мифотворчестве, в связи с чем становление культуры и фантастики есть процесс эволюции творческого воображения, которое опирается на имагинативную логику мифотворчества, создающую приемлемый образ реальности. Таким образом, фантастика ведет разговор о табуированных областях, ориентируясь на «последние» вопросы о том, что осознанно или неосознанно замалчивается культурой.
Поскольку культура основывается на определенном представлении о реальности, то для фантастики последняя является единственным предметом интереса, так как она занимается пересозданием сложившихся представлений о ней. Действительный мир постоянно присутствует посредством негации, фантастическое демонстрирует представления данной культуры о несуществующем. Эпистемологические и онтологические структуры подвергаются проверке на прочность именно в силу противоположной направленности фантастики, экспериментирующей с эмпирически достоверной действительностью.
О появлении фантастики как самостоятельной художественной практи-
ки мы можем говорить только в Новое время. Однако сюжеты, образы и некоторые художественные приемы обнаруживаются в мифе, волшебной сказке, гротеске, менипее, утопии и др.
Фантастическое широко используется в различных видах искусства, в связи с чем обращение к фантастическим образам разделяет фантастику на содержательную и формальную. В данном случае мы можем говорить о погра-ничности и скольжении элементов фантастического, сочетаемых с аллегорией и метафорой. Исходя из историкокультурного обзора, сфера фантастического неуклонно расширяется, подчас делая невозможными определения жанровых границ.
Формулируется возможность выделения некоторых уровней фантастического дискурса, в зависимости от обращения к воображению и преобразованию действительности, что, с одной стороны, сближает все разновидности фантастики, а с другой - дает возможность разграничить в том же соотношении фантазии и реальности. Таким образом, условно можно выделить мистический уровень фантастического, волшебный и рациональный (наиболее распространенное название - научная фантастика).
Репрезентация фантастической образности представляет собой отдельную проблему, требующую дополнительного научного исследования, так как затрагивает многочисленные процессы интерпретации. Процесс репрезентации фантастической образности в ходе своего осуществления вскрывает глубинные
основания природы фантастического и носит характер прогностический и предостерегающий. Полифункциональность фантастики позволяет широко интерпретировать фантастические образы.
Исследование фантастического в общетеоретическом плане использует художественный материал иллюстративно, что особенно явно прослеживается в данной работе. Последующая разработка фантастического возможна в нескольких ракурсах: выделение четких структурно-сюжетных и образных линий фантастического в современном искусстве (фантастическое и неомифологизм); социокультурные (политические, экономические, психологические, религиозные, этические) аспекты, стимулирующие обращение к фантастике; исследование социокультурных феноменов, связанных с фантастическим (фэнзины, фэндома, ролевые движения и пр.); сравнительный анализ репрезентативных способов фантастического, их синтез и конкретные проявления.
Исследовательские горизонты расширяются, если фантастическое предстает в творчестве конкретных авторов, видов искусства или рассматривается как специфическая эстетическая категория. Следовательно, очевидна перспективность научного осмысления феномена фантастического, актуальность многих вопросов, связанных с фантастическим и реальным, виртуальным, бессознательным, повседневным, т. е. расширения исследовательских горизонтов с привлечением в них темы фантастического.
1. Фрумкин, К. Г. Философия и психология фантастики / К. Г. Фрумкин. - М.: Едито-риал УРСС, 2004. - 240 с.