Научная статья на тему 'Теоретические аспекты исследования фантастического'

Теоретические аспекты исследования фантастического Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1399
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты исследования фантастического»

Екатерина Леонидовна Трушникова

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФАНТАСТИЧЕСКОГО

Среди явлений культуры нашего времени фантастика занимает особое место - как разновидность художественной культуры, как элемент вымысла, как плод творческого воображения. Что касается сфер применения фантастического, то они расширяются, проникая и соотносясь с научными, социальными, техническими, информационными изменениями. Между тем бурное развитие фантастики в литературе, кинематографе, изобразительном искусстве XX - XXI вв. побуждает к анализу причин появления фантастического и способов его репрезентации.

Актуальность исследования заключается в обращении к проблеме фантастического в истории культуры. Через обнаружение фантастического в искусстве и вне его становится очевидным, насколько сложной оказывается определение как самого фантастического, так и границ его применения. Фантастическое -это то, что во все времена привлекало и продолжает привлекать внимание и вызывает неподдельный интерес. Связь фантастического с воображением и желанием делает попытки определения чрезвычайно трудными, в этом обнаруживается необходимость не столько дать окончательное определение, сколько обозначить проблемное поле фантастического, и сложность здесь заключается в его сопротивляющихся, ускользающих качествах.

Фантастика возникает и создается внутри определенного социокультурного контекста и детерминируется им. Но как проследить связи и отношения фантастики и культуры? Видимо, наиболее верный путь начинается с исследования сферы бессознательного. Одна из самых

глубоких причин появления фантастического - «неудовлетворенность культурой». С одной стороны, фантастическое является некой проекцией человеческих страхов и желаний, а с другой - пытается компенсировать те недостатки, которые связаны с культурным принуждением, погашающим желания и страхи, но независимо от этого они ищут своего выхода и выражения. Эмоциональный комплекс «страх - желание» угрожает порядку и целостности, создаваемым культурой. В данном случае психоаналитические концепции являются источником в попытках объяснить эти проявления. Чем выступает в таком случае фантастика: компенсацией за приносимые культуре жертвы или фрустрацией? Как в фантастическом образе воплощаются страх (желание) и цензура?

Исследование фантастики тесно связано с проблемой ее возникновения и становления, обоснования фантастического, обладающего собственной природой. Фантастику принято считать порождением нового времени, когда синкретичное мышление нарушилось, рациональное и духовное, вымышленное и реальное стали обозначать различные несовместимые сферы. Постижение реальных закономерностей мира оборачивается стремлением к преодолению выявленных законов, что наиболее ярко проявляется именно в создании фантастики.

На данный момент можно констатировать, что рефлексивное осмысление фантастики находится в процессе становления, хотя некоторые успехи в этой области уже сделаны. Интерес к теме фантастического в истории культуры связан с очевидным расширением

86

данной сферы, переходящей сугубо литературоведческие границы, в рамках которых он зародился. Следует отметить не столько общеизвестную тенденцию роста потребления продуктов массовой культуры, связанных с фантастикой, сколько формирование культурологического внимания к теме фантастического как в художественной культуре, так и в попытках найти некие общетеоретические основания для научной интерпретации явления.

Истоки появления фантастического можно обнаружить в глубокой древности, однако формирование представления и восприятия фантастики связано с процессами демифологизации, освобождением образа от магического смысла и утратой им сакрального характера. Сходство сюжетных ходов, тождественность приемов, которые мы встречаем в мифе и волшебной сказке, зависят от творческого воображения и тех возможностей, которые в данном случае открываются перед человеком. Специфика фантастических образов такова, что они создаются и воспринимаются как художественные произведения, существующие в особой символической реальности, которая ассоциируется с фантазией, а та, в свою очередь, основывается на свободе и желании своего творца.

Широкий культурно-исторический контекст (от архаического мифотворчества до постмодернистской культурной ситуации) позволяет выявить не только место и роль фантастического в культуре, но и дает возможность увидеть в ней некоторые представления о границах реального и нереального, естественного и сверхъестественного, вероятного и невероятного.

Следует указать еще один очень важный момент, связанный с положением фантастического в современности, -это широкое применение фантастиче-

87

ской образности и сюжетносодержательных элементов в кинематографе, а также виртуальном пространстве. Здесь мы сталкиваемся с внедрением фантастического в виртуальную реальность, где, визуализируясь и стремясь к большей синкретизации различных элементов и способов восприятия вплоть до создания эффекта полной или частичной вовлеченности в моделируемые миры, можно говорить о ситуации присутствия и участия в фантастических событиях. Это явление рождает особую культурную и психологическую среду, требующую пристального научного изучения. Без достаточно разработанного теоретического фундамента сложно вести речь о специфике восприятия и собственно влиянии фантастического на зрителя (читателя, игрока). Здесь также вскрывается проблема ценностного содержания фантастики и тех функций, которые она осуществляет - познавательные, прогностические, рекреационные, эвристические и др.

Одна из самых распространенных точек зрения на фантастику обвиняет ее в эскапизме. Мы не можем согласиться с негативной оценкой роли и значения фантастического в культуре как бегства от реальности, скорее, это некая психотерапия, необходимость, вызванная извечной неудовлетворенностью человека той социокультурной атмосферой, в которой он существует.

Наиболее целостное исследование фантастического возможно только с привлечением различных научных дисциплин и методов. На сегодняшний день следует констатировать наличие как интереса к исследованию фантастики, так и актуальность самой проблематики. Эти моменты явственно демонстрирует появление в языковой практике нового названия - фантастоведение или фантасти-коведение.

Такое явление, как фэнзин, осуществляет возможность общения между авторами и потребителями фантастики. Фэнзин - это самиздатовские фантастические периодические издания, которые создаются энтузиастами фэн-движения. В фэнзинах печатаются художественные тексты, аналитические статьи, интервью с писателями, рецензии, обзоры литературы и кино, а также информационные сообщения о проводящихся семинарах и конференциях. Фэнзины поддерживают такое субкультурное образование, которое называется фэндом. Следовательно, можно наблюдать появление своеобразного замкнутого на себе культурного сообщества, порожденного увлечением некоторых людей фантастикой и всем, что с ней связано. Замкнутость данного явления преодолевает интернет.

Наконец, существование фантастического в культуре сопряжено с виртуальной реальностью. Фантастика реализуется здесь в двух сферах: сфере игры и сфере общения. Одной из привлекательных тем для общения выступает фантастика, нужно отметить и игровой аспект, проявляющийся в существовании компьютерных игр, большую часть которых составляет фантастика.

Обращение к критическому анализу происходящих событий современности возможно с различных позиций. То, что представляется наиболее очевидным, не всегда оказывается самым влиятельным. На фоне остро социальных, политических и экономических аспектов жизнедеятельности обнаруживаются иные способы и вариации решения индивидуальных проблем. Что подразумевается под иными способами? В первую очередь, возможность выхода за пределы материальной замкнутости и ограниченности в сферу свободы и желания. Именно такие мечты и воплощают фантастические произведения, соз-

дающие принципиально другие координаты бытия.

Это символическая реальность, позволяющая осуществить мечты и чаяния и увести от жестко фиксированной повседневности в увлекательное путешествие, где в погоне за благами цивилизации разрушается целостность духовного мира человека. В такой ситуации остается ли место для поиска и решения внутренних, экзистенциально значимых вопросов? Противоречивость, с которой мы сталкиваемся, только на первый взгляд имеет два полюса, внутренний и внешний, разворачивается она как многослойные и переплетающиеся процессы, где отделить одно от другого представляется неразрешимой задачей. Фантастическое несет в себе не только развлекательную функцию, но в значительно большей мере раскрывается в некой необходимости человека удивляться, получать удовольствие от возможности воображать и с помощью воображения выходить далеко за пределы своей экзистенциальной «заброшенности».

Потребность в удивительном связана не столько с развлекательностью, сколько с возможностью обращения к чему-то принципиально иному, чем реальность, детерминируемая эмпирическими данными. Фантастическое представляет собой своеобразные идейно-эмоциональные интерпретации невозможного и необычного, притягательность которых является предметом многих споров. Один из векторов, реализующих преодоление повседневности, - виртуальная реальность, стремящаяся технически стереть границу между повседневностью и игровыми средствами выразительности, вовлеченности человека в иные миры, ситуации и возможности.

Здесь возникает вопрос о подлинности, поскольку сознательно мы понимаем, что существует лишь одна подлинная реальность. Все остальное - производное от

88

нее. Но проблема состоит в том, может ли увлеченность человека фантастическим способствовать личностному становлению и развитию. Не есть ли это уход и бегство от реальности в мир вымышленных возможностей? И если это так, то фантастическое - наркотик замедленного действия, который, уводя от реальности, приводит только к саморазрушению. Однако подобный ответ, скорее, наивная версия, приводящая в случае победы к трагическим последствиям.

Стремление человека к фантастическому - это воплощение множества возможностей, попытка выйти из тотальной власти реальности и подлинности своего бытия в сферу свободы и мечты. Эта гносеологическая альтернативность позволяет хотя бы на время забыться и отдохнуть от онтологической неизбежности. Таким образом, повышается значение фантастического в художественной культуре, порождая особое отношение к нему посредством вовлеченности в содержание художественного произведения. Многие исследователи фантастики отмечали в своих работах разнообразные аспекты, через которые фантастика оказывает влияние на человека, стимулируя воображение и творчество.

Привлекательность фантастического проявляется в следующем: «во-первых, фантастические образы - новые и удивительные; во-вторых, они внушают надежду на преодоление нашей единственной реальности; а в-третьих, мир, созданный фантазией - это удивительно “легкий”, не инертный мир, в нем нет различий между намерением и его реализацией, равно как и между возможностью и действительностью» [1, с. 103]. Отсюда возрастающий интерес к фантастике как сфере, реализующей желания, дающей приют для романтических грез. Не случайно самым востребованным жанром фантастики сейчас являются волшебные истории (фэнтези), в них реализуется потребность в пре-

89

одолении дистанции между миром желания и миром реальности.

Психоанализ, пытаясь выявить природу желания в бессознательном, обращался к исследованию сновидений, галлюцинаций, и обнаружилось, что мы наполнены огромным количеством образов, которые при свете дня приобретают угрожающие очертания. Фантастика - страна желаний. Это значит, что в ней неразрывны две стороны любого желания - влечение и отталкивание. Желание двойственно: самое притягательное, интимно и неудержимо влекущее, явно и тайно переплетается и граничит в нем с ужасами и кошмарами жизни. Фантастика, порождаемая реальностью и современностью, выступает как метод их художественного раскрытия. В той свободе, которая обнаруживается в фантастике, высвечивается неоднозначность исторических процессов, человека, природы. Фантастика, открывая невероятные, «невозможные» горизонты, выступает как некий индикатор желаний, потребностей, стремлений, образов. Исследуя сферу фантастического, мы можем приблизиться к реальному состоянию человека.

Действительно, что скрывается за столь обширной увлеченностью фантастическим, уход от реальности или ее преодоление? Странствие, скитание, путешествие, иными словами, уход из дома, из повседневности в большой мир, в мир приключений, поисков, опасностей. Мы не можем рассматривать данную ситуацию как решение материальных проблем, этот аспект фантастического шире, чем выход за пределы заботы о хлебе насущном. Необходимый отправной момент фантастического, преодоление повседневности -выход в иной мир, с иными законами существования, здесь человек попадает в такие ситуации и вовлекается в такие события, участие в которых осуществляет поиск и обретение целостности личности.

Следующий момент - вступление в сообщество избранных - витязей, магов, героев, превращение в воина, приобретение могущества и участие в масштабных событиях, - все это создает фантастическую атмосферу, не теряющую своей привлекательности для различной аудитории. Здесь мы видим архаические элементы, которые в различные исторические эпохи находили свои выразительные средства, воплощавшиеся в мифических, сказочных, эпических образах. Особенность современных фантастических героев в том, что они напрямую воплощают желания современного человека.

Как отмечает М. Элиаде, популярность супермена исходит из двойственности его личности: обычный человек становится супергероем. Он участвует в событиях мирового масштаба, спасает мир, становится всемогущим героем, победителем. Притягательность волшебной фантастики - воплощение желания целостности, стремление к совершенству, пусть даже воображаемому. В этом открывается извечная тяга человека к мечте, а это уже само по себе не может быть сведено к полюсу добра или зла. Желание быть героем, избранным, возможно, есть единственный способ хоть на некоторое время уйти из мира повседневности в мир грез, и фантастическое в данном случае самая притягательная сфера.

Обращение к рефлексии фантастического представляет собой актуальную проблему современной культуры, теоретические основы этого до сих пор находятся в состоянии становления, поскольку требуют преодоления литерату-роцентризма и вовлечения в исследовательское пространство других сфер художественной культуры (изобразительного искусства, кинематографа, архитектуры, музыки, компьютерного дизайна).

В результате проведенного анализа различных определений фантастиче-

90

ского, самое очевидное определение фантастического - как несуществующих в реальности объектов и процессов, затрудняет дальнейший разговор об этом феномене. Поскольку, с одной стороны, сталкивает нас с «парадоксам существования», а с другой - фантастическое не является антонимом реальному, так как постоянно оказывается на границах между реальным и нереальным. Это, в свою очередь, задает трудности использования понятия «реальность», в силу того, что оно носит относительный и зависимый от контекста культуры характер.

Исторические истоки фантастического обнаруживаются в архаическом мифотворчестве, в связи с чем становление культуры и фантастики есть процесс эволюции творческого воображения, которое опирается на имагинативную логику мифотворчества, создающую приемлемый образ реальности. Таким образом, фантастика ведет разговор о табуированных областях, ориентируясь на «последние» вопросы о том, что осознанно или неосознанно замалчивается культурой.

Поскольку культура основывается на определенном представлении о реальности, то для фантастики последняя является единственным предметом интереса, так как она занимается пересозданием сложившихся представлений о ней. Действительный мир постоянно присутствует посредством негации, фантастическое демонстрирует представления данной культуры о несуществующем. Эпистемологические и онтологические структуры подвергаются проверке на прочность именно в силу противоположной направленности фантастики, экспериментирующей с эмпирически достоверной действительностью.

О появлении фантастики как самостоятельной художественной практи-

ки мы можем говорить только в Новое время. Однако сюжеты, образы и некоторые художественные приемы обнаруживаются в мифе, волшебной сказке, гротеске, менипее, утопии и др.

Фантастическое широко используется в различных видах искусства, в связи с чем обращение к фантастическим образам разделяет фантастику на содержательную и формальную. В данном случае мы можем говорить о погра-ничности и скольжении элементов фантастического, сочетаемых с аллегорией и метафорой. Исходя из историкокультурного обзора, сфера фантастического неуклонно расширяется, подчас делая невозможными определения жанровых границ.

Формулируется возможность выделения некоторых уровней фантастического дискурса, в зависимости от обращения к воображению и преобразованию действительности, что, с одной стороны, сближает все разновидности фантастики, а с другой - дает возможность разграничить в том же соотношении фантазии и реальности. Таким образом, условно можно выделить мистический уровень фантастического, волшебный и рациональный (наиболее распространенное название - научная фантастика).

Репрезентация фантастической образности представляет собой отдельную проблему, требующую дополнительного научного исследования, так как затрагивает многочисленные процессы интерпретации. Процесс репрезентации фантастической образности в ходе своего осуществления вскрывает глубинные

основания природы фантастического и носит характер прогностический и предостерегающий. Полифункциональность фантастики позволяет широко интерпретировать фантастические образы.

Исследование фантастического в общетеоретическом плане использует художественный материал иллюстративно, что особенно явно прослеживается в данной работе. Последующая разработка фантастического возможна в нескольких ракурсах: выделение четких структурно-сюжетных и образных линий фантастического в современном искусстве (фантастическое и неомифологизм); социокультурные (политические, экономические, психологические, религиозные, этические) аспекты, стимулирующие обращение к фантастике; исследование социокультурных феноменов, связанных с фантастическим (фэнзины, фэндома, ролевые движения и пр.); сравнительный анализ репрезентативных способов фантастического, их синтез и конкретные проявления.

Исследовательские горизонты расширяются, если фантастическое предстает в творчестве конкретных авторов, видов искусства или рассматривается как специфическая эстетическая категория. Следовательно, очевидна перспективность научного осмысления феномена фантастического, актуальность многих вопросов, связанных с фантастическим и реальным, виртуальным, бессознательным, повседневным, т. е. расширения исследовательских горизонтов с привлечением в них темы фантастического.

1. Фрумкин, К. Г. Философия и психология фантастики / К. Г. Фрумкин. - М.: Едито-риал УРСС, 2004. - 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.