Научная статья на тему 'Теоретические аспекты государственного регулирования функционирования учреждений среднего профессионального образования в современной России'

Теоретические аспекты государственного регулирования функционирования учреждений среднего профессионального образования в современной России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты государственного регулирования функционирования учреждений среднего профессионального образования в современной России»

Обшивалкина Т.А.

Соискатель ученой степени кандидата наук, Институт экономики УРО РАН

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Государство осуществляет все виды регулирования функционирования учреждений среднего профессионального образования - организационное, экономическое, финансовое, нормативно-правовое.

Высшая форма регулятивной деятельности - это выработка и проведение образовательной политики в системе среднего профессионального образования, управление образовательной деятельностью. Такая политика разрабатывается на основе утверждения приоритетного значения образовательной деятельности для современного общественного развития. Государство создает организационные, экономические и правовые условия для деятельности учреждений среднего профессионального образования.

Механизм реализации государственной образовательной политики - это система адекватны данной политике организационно-управленческих (менеджерских) кадров, структур и мероприятий по обнародованию пропаганде, нормативно-методическому и мотивационному обеспечению, мониторингу и контролю практического внедрения политических установок государства в системе образования [4,108], в том числе и среднего профессионального образования.

К организационным факторам государственного регулирования деятельности учреждений среднего профессионального образования относятся:

- государственная поддержка деятельности учреждений среднего профессионального образования, включенных в федеральные и региональные программы;

- содействие развитию учреждений среднего профессионального образования, кадровая поддержка образовательной деятельности, содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществляющих образовательную деятельность в системе среднего профессионального образования;

- моральное стимулирование образовательной деятельности в системе среднего профессионального образования (присвоение званий);

- информационная поддержка образовательной деятельности в системе среднего профессионального образования (обеспечение свободы доступа к информации о приоритетах государственной политики в системе среднего профессионального образования;

- содействие интеграционным процессам, расширению взаимодействия субъектов РФ в системе среднего профессионального образования, развитию международного сотрудничества в этой области и др. [5,1]

К экономическим факторам государственного регулирования функционирования учреждений среднего профессионального образования в современной России, относятся:

- развитие рыночных отношений в образовательной сфере;

- проведение налоговой политики и политики ценообразования, способствующих развитию учреждений среднего профессионального образования,

- создание выгодных налоговых условий для развития учреждений среднего профессионального образования,

- обеспечение эффективной занятости в образовательной сфере,

- расширение спроса на образовательные услуги, предоставляемые учреждениями среднего профессионального образования,

- предоставление финансовой поддержки и налоговых льгот российским учреждениям среднего профессионального образования,

- содействие модернизации материально-технической базы учреждений среднего профессионального образования,

- пресечение недобросовестной конкуренции в системе среднего профессионального образования и др. [5,1]

К финансовым факторам государственного регулирования деятельности учреждений среднего профессионального образования можно отнести:

- проведение бюджетной политики, обеспечивающей финансирование деятельности учреждений среднего профессионального образования,

- направление в систему среднего образования государственных ресурсов и повышение эффективности их использования,

- выделение прямых государственных инвестиций для реализации программ и проектов, важных для общественного развития, но не привлекательных для частных инвесторов,

- предоставление дотаций, льготных кредитов, гарантий российским и иностранным инвесторам, принимающим участие в деятельности учреждений среднего профессионального образования,

- снижение отчислений субъектам РФ налогов в федеральный бюджет в случае использования ими своих бюджетных средств для финансирования учреждений среднего профессионального образования [5,1].

К нормативно-правовым факторам государственного регулирования функционирования учреждений среднего профессионального образования в современной России относятся:

- установление правовых основ взаимоотношений субъектов системы среднего профессионального образования,

- гарантирование соблюдения прав и интересов субъектов образовательной деятельности в системе среднего профессионального образования.

Экономический механизм функционирования учреждений среднего профессионального образования состоит из следующих элементов:

1) Механизм бюджетного финансирования учреждений среднего профессионального образования, основывающийся на действующих законах об образовании, который основываться на:

- объеме средств, выделяемых из федерального и регионального бюджетов;

- установлении контрольных цифр бесплатного приема на уровне, соответствующем объемам финансирования из государственного бюджета;

- финансировании учреждений среднего профессионального образования по единым сметам доходов и расходов;

- финансировании учреждений среднего профессионального образования на основе бюджетных трансфертов, а не смет расходов;

- привлечении региональных бюджетов для финансирования региональных и межрегиональных программ развития учреждений среднего профессионального образования

[3,1].

2) Механизм внебюджетного финансирования учреждений среднего профессионального образования, которые включает в себя:

- увеличение доли внебюджетных источников финансирования учреждений среднего профессионального образования до уровня, достаточного для их стабильного функционирования;

- создание централизованных фондов внебюджетных средств Министерства для финансирования программ, направленных на развитие учреждений среднего профессионального образования;

- составление единой финансовой сметы доходов и расходов по всем видам деятельности (учебной, научной, производственной т. д., в которой учитываются бюджетные ассигнования из федерального и региональных бюджетов, внебюджетные средства, а также устанавливаются направления их использования, независимо от источника средств. Указанная смета (плановая и отчетная) подлежит обязательному утверждению коллективным органом управления учреждений среднего профессионального образования;

- уточнение места и роли негосударственных учреждений среднего профессионального образования;

- исключительно внебюджетное финансирование по непрофильным для государственных учреждений среднего профессионального образования специальностям [3,1].

Основными источниками внебюджетных средств учреждений среднего профессионального образования являются: плата за обучение; арендная плата; поступления из внешнеэкономических

источников; проценты и дивиденды по ценным бумагам; доходы от реализации товаров, работ и услуг; дары и пожертвования; прочие внебюджетные доходы.

Основными источниками централизованных внебюджетных средств Министерства могут быть: отчисления в централизованные фонды Министерства от внебюджетных средств учреждений среднего профессионального образования в соответствии с заключенными договорами; ресурсы залогового фонда Министерства, в том числе в денежной форме; кредитные ресурсы под гарантию Правительства; плата за дополнительные услуги Министерства, а также за лицензирование, аккредитацию, стандартизацию и аттестацию; доходы от капитализации временно свободных внебюджетных средств Министерства; арендная плата; поступления из внешнеэкономических источников; дары и пожертвования; доходы от совместных проектов (проценты по кредитам, платежи из прибыли и т.п.); отчисления от прибыли отраслевых пенсионного и страхового фондов; прочие внебюджетные доходы [3,1].

3) Механизм государственного управления федеральной собственностью на основе оформления права собственности учредителя на федеральное имущество и передачи его в оперативное управление учебными заведениями среднего профессионального образования на договорной основе.

4) Государственное регулирование и контроль со стороны Министерства за деятельностью учебных заведений среднего профессионального образования, который осуществляется посредством:

- финансирования учреждений среднего профессионального образования из федерального бюджета в пределах установленных Министерством контрольных цифр;

- управления федеральной собственностью;

- лицензирования, аккредитации и аттестации и стандартизации

- финансирования из централизованных фондов денежных средств Министерства;

- предоставления кредитов;

- гарантирования кредитов, предоставляемых учреждениям среднего профессионального образования коммерческими банками;

- установления и регулирования цен на услуги Министерства (платы за лицензирование, аккредитацию и стандартизацию и т.д.);

- привлечения учреждений среднего профессионального образования к реализации разработанных Министерством научно-исследовательских и иных программ и проектов, финансируемых из федерального бюджета, внебюджетных средств Министерства или внешнеэкономических источников;

- оказания консультационных и информационных услуг в экономической сфере деятельности учреждений среднего профессионального образования;

- предоставления финансовой помощи в укреплении экономики учреждений среднего профессионального образования, в том числе социального характера[3,1].

Нормативно-правовые основы управления средними профессиональными образовательными учреждениями представляют собой упорядоченную четырехуровневую систему законодательства об образовании [1,7]:

- 1 уровень (международно-правовой), к которому относятся ратифицированные Россией международные документы в области образования;

- 2 уровень (федеральные законы), в частности, Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 24 октября 2007 г.);

- 3 уровень (законы субъектов РФ);

- 4 уровень (подзаконный), к которому относятся указы Президента РФ и постановления Правительства РФ;

- 5 уровень (ведомственный), который образуют приказы Министерства образования и науки

РФ;

- 6 уровень (локальный), который образуют уставы и другие нормативные акты образовательных учреждений среднего профессионального образования[1,7].

Рассматривая финансовое регулирование деятельности учреждений среднего профессионального образования, отметим, что финансирование образования - важнейшая материальная гарантия реализации конституционного права на образование.

Расходы на среднее образование - весомая часть государственных расходов федерального бюджета. Если еще несколько лет назад на повестке дня в качестве первоочередной, одной из самых острых и животрепещущих проблем стояла проблема хронического недофинансирования, то сейчас акцент переносится на проблемы эффективности государственных расходов на среднее образование, обеспечения прозрачности механизма финансирования и осуществления аудита эффективности государственных расходов на образование [2,22]. Новые задачи, стоящие перед системой среднего профессионального образования в части совершенствования механизма его финансирования, требуют их скорейшего осмысления, отражения в правовой доктрине, а также в действующем законодательстве Российской Федерации - как финансовом, так и образовательном.

Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 гг., утвержденная Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. № 803. Программа определяет стратегию приоритетного развития системы образования и меры ее реализации.

Таким образом, рассмотрены теоретические аспекты государственного регулирования деятельности учреждений среднего профессионального образования, а именно особенности организационного, экономического, финансового и нормативно-правового регулирования в России. Для наиболее полного охвата исследуемой темы имеет смысл обратиться к изучению национальных систем среднего профессионального образования за рубежом.

Литература

1. Бокатюк Н.А. Особенности нормативно-правового регулирования системы среднего профессионального образования города Москвы. Автореферат дисс. ... кандидата юридических наук. Москва, 2007. С.7.

2. Варфоломеева Ю. А. Финансово-правовые институты в механизме государственного регулирования высшего и послевузовского профессионального образования: Автореферат дисс. ... кандидата юридических наук: специальность 12.00.14. М., 2006. -22 с.

3. Концепция нового экономического механизма функционирования профессионального образования в рыночных условиях. // «Университетское образование», 1997. № 1(1).

4. Пономарев Н.Л., Смирнов Б.М. Образовательные инновации. Государственная политика и управление. М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 208 с. С.108.

5. Сетевой Ресурсный Центр менеджмента образования, науки и технологий // http://nrc.edu.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.