Научная статья на тему 'Теоретические аспекты формирования прагматической компетенции у младших школьников в процессе овладения игровыми стратегиями на занятиях по иностранному языку'

Теоретические аспекты формирования прагматической компетенции у младших школьников в процессе овладения игровыми стратегиями на занятиях по иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
228
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАГМАТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / PRAGMATIC COMPETENCE / ИГРОВЫЕ СТРАТЕГИИ / GAME STRATEGY / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / PRIMARY SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коновалова П.В.

Статья посвящена теоретическим аспектам формирования прагматической компетенции у младших школьников в процессе овладения игровыми стратегиями на занятиях по иностранному языку

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коновалова П.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF PRAGMATIC SKILLS FORMATION IN THE PROCESS OF GAME STRATEGY ACQUISITION BY YOUNG LEARNERS IN FOREIGN LANGUAGES LEARNING

The article is devoted to the theoretical aspects of pragmatic skills formation in the process of game strategy acquisition by young learners in foreign languages learning.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты формирования прагматической компетенции у младших школьников в процессе овладения игровыми стратегиями на занятиях по иностранному языку»

выражении ориентира существительным, не кореферентным подлежащему, ориентир синтаксически обязателен, он не может быть опущен: Оттолкнул ребенка от края платформы; Прижал марку к конверту. В случае употребления возвратного местоимения предложная группа, обозначающая ориентир, является синтаксически факультативной и может быть опущена, так как ее референт вычислим (совпадает с подлежащим). Причем опущение ВМ допускается как в исходных физических значениях, так и в переносных (метафорических). Однако в переносных значениях, рассмотренных выше, происходит существенная семантическая модификация ситуации - она состоит в том, что ориентир может быть только корефе-рентным, то есть выражается только возвратным местоимением (либо не выражается): например, собаку можно отогнать и от себя, и от ребенка, а мрачные мысли - только от себя.

Таким образом, анализ употреблений возвратного местоимения в разных типах контекстов показывает, что употребление возвратного местоимения далеко не всегда является результатом тривиального синтаксического процесса - замены существительного при его кореферентности подлежащему. При определенных условиях происходят такие сдвиги в семантике глагола, что ВМ становится единственным средством выражения одной из валентностей.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арутюнова Н. Д. Референция // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. С. 411-412.

2. Падучева Е. В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью: референциальные аспекты семантики местоимений. Изд. 5-е, испр. М.: Изд-во ЛКИ, 2008. 296 с.

3. Шмелев А. Д. Русский язык и внеязыковая действительность. М., 2002.

4. Тестелец Я. Г. Введение в общий синтаксис. М., 2001. С.317-359.

5. НКРЯ - Национальный корпус русского языка [Электронный ресурс]. URL: http://www. ruscorpora.ru (дата обращения: 11.02.2014).

6. Гото К. В., Сай С. С. Частотные характеристики классов русских рефлексивных глаголов // Корпусные исследования по русской грамматике. М., 2009. С. 184-223.

7. Апресян Ю. Д. Основания системной лексикографии // Языковая картина мира и системная лексикография. М., 2006. С. 33-160.

УДК 372.881.1 ББК 74.26

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАГМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ ИГРОВЫМИ СТРАТЕГИЯМИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

THEORETICAL ASPECTS OF PRAGMATIC SKILLS FORMATION IN THE PROCESS OF GAME STRATEGY ACQUISITION BY YOUNG LEARNERS IN FOREIGN LANGUAGES LEARNING

П. В. Коновалова

Статья посвящена теоретическим аспектам формирования прагматической компетенции у младших школьников в процессе овладения игровыми стратегиями на занятиях по иностранному языку.

Ключевые слова: прагматическая компетенция, игровые стратегии, начальная школа.

P. V. Konovalova

The article is devoted to the theoretical aspects of pragmatic skills formation in the process of game strategy acquisition by young learners in foreign languages learning.

Keywords: pragmatic competence, game strategy, primary school.

В современных условиях развития международных отношений, возникает необходимость изучения иностранных языков, начиная с младших классов, и английскому языку отводится особое место. Когда ребенок только приходит в школу, его речь еще не до конца сформирована. Она однообразная, невырази-

тельная, необращенная, важно начать ее развивать уже в младших классах.

Сегодня существует противоречие между необходимостью формирования прагматической компетенции в процессе обучения различным дисциплинам, в том числе в процессе обучения иностранному языку, и от-

сутствием методики, направленной на формирование прагматических умений у младших школьников в процессе изучения иностранного языка. Указанное противоречие определило проблему нашего исследования, которая может быть сформулирована следующим образом: каковы теоретические и технологические аспекты формирования прагматической компетенции у младших школьников в процессе овладения игровыми стратегиями на занятиях по иностранному языку. Описание теоретических и технологических аспектов формирования прагматической компетенции у младших школьников на занятиях по иностранному языку является целью данной статьи.

Одним из путей решения проблемы формирования прагматических умений у младших школьников является вовлечение обучающихся в игровую деятельность, условия организации которой требуют от обучающихся высокого уровня сформированности прагматической компетенции.

Проблема исследования, его цель определили задачи данной статьи:

• рассмотреть сущность и содержание понятия «прагматическая компетенция» младших школьников в процессе овладения игровыми стратегиями применительно к обучению иностранному языку;

• представить основные принципы обучения прагматической компетенции младших школьников в процессе овладения игровыми стратегиями.

Невозможно представить процесс общения без владения прагматическим аспектом коммуникации, который определяет успешность решения задач взаимодействия. Процесс овладения прагматическим аспектом общения подразумевает передачу следующих его составляющих:

• передачу отношения к собеседнику;

• передачу отношения к предмету обсуждения;

• передачу социокультурной направленности высказывания;

• передачу подтекста высказывания [1].

Прагматическая компетенция является комплексным понятием, отражающим психологические, лингвистические и социокультурные аспекты общения. Применительно к процессу формирования прагматической компетенции у младших школьников особенно значимым является психологический аспект формирования данного феномена. Общение для младших школьников является каналом познания, воспитания, развития, обучения посредством которого происходит развитие личности будущего гражданина. Если психологическая составляющая прагматического аспекта общения в речи учителя передана верно, то задачи, которые решаются в процессе коммуникации, будут достигнуты и взаимодействие с обучающимися будет иметь неформальный характер. В связи с этим речь учителя должна быть эмоциональной, обращенной, выразительной и характеризоваться прагматической направленностью. Следует также отметить, что младшие школьники овладевают прагматической компетенцией не только посредством взаимо-

действия, общения с учителем, но и посредством осуществления взаимодействия друг с другом.

Огромным потенциалом для овладения прагматическим аспектом общения обладает игровая деятельность. В игровых стратегиях реализуются все ведущие функции общения, которые определяют успешность его реализации. Поэтому представляется целесообразным формирование прагматической компетенции младших школьников в процессе овладения игровыми стратегиями. Данный процесс базируется на реализации ряда методических принципов.

Одним из основных методических принципов обучения иностранному языку является принцип коммуникативной направленности процесса обучения иноязычному общению. Его использование означает, что процесс развития навыков взаимодействия должен представлять собой модель процесса реального общения (устного и письменного), широкое использование коллективных форм работы, внимание к жизненным ситуациям, отражающим интересы учащихся [2]. Реализация данного принципа также предусматривает соблюдение в процессе обучения таких параметров общения, как мотивированность, информативность, целенаправленность, ситу-ативность, функциональность и эвристичность. Успешная реализация данного принципа во многом зависит от умения учеников правильно оценить обстановку и применить полученные знания на практике.

Второй принцип - это принцип ролевого общения. Ролевое общение заметно повышает эффективность урока иностранного языка. Преподаватель продуманно вовлекает каждого ученика в общую деятельность, предварительно распределяя роли в игровой деятельности, и делает временным лидером каждого, учит общаться. С позиции преподавателя ролевая игра или ролевое общение - это форма организации учебного процесса, фактор, помогающий раскрыть в учениках резервные возможности, а с позиции учащихся - коммуникативная, познавательная, игровая деятельность.

Чтобы управлять общением, преподаватель должен также владеть средствами установления и поддержания контакта, то есть его внешней техникой, и произвольно управлять ею. С другой стороны, он должен обучать учащихся приемам контакта, определенным коммуникативным стереотипам и т. д. [3, с. 42-77].

Третьим принципом является принцип двупланово-сти. Двуплановая организация учебного общения достигается двумя путями: общение обучаемых как решение множества заданных «жизненных ситуаций» и общение обучаемых как единственное возможное условие и средство обучения иноязычному общению [3, с. 42-77]. Согласно данному принципу, «серьезная» деятельность, которая направлена на обучение и формирование прагматических умений у младших школьников, реализуется в «несерьезной» игровой форме, что позволяет ученику не бояться ошибок, внутренне раскрепоститься и проявить свою творческую инициативу. В зависимости от задач игры можно варьировать игровые и педагогические цели,

усиливая игровой, воспитательный, познавательный, развивающий и учебный аспекты.

Одним из ведущих принципов формирования прагматической компетенции младших школьников в процессе овладения игровыми стратегиями является принцип интегративности. Система подготовки школьников младших классов должна стремиться к интегративности, так как чем более интегративна система, тем более она целенаправленна. Реализация рассматриваемого принципа проявляется в интеграции теоретической и практической подготовки обучающихся. Иностранный язык обладает поистине уникальным интеграционным потенциалом, позволяет организовать обучение таким образом, чтобы задействовать межпредметные и межаспектные связи. Принцип интегративности в процессе формирования прагматической компетенции младших школьников рассматривается, с одной стороны, как общедидактический принцип обучения, предполагающий интеграцию теоретических знаний и практических умений и установление межпредметных связей, а с другой стороны, диктует необходимость комплексного обучения иностранному языку, целенаправленное развитие речи обучаемых во всех ее аспектах (произносительные, лексические, грамматические навыки) и во всех видах речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо).

Указанные теоретические принципы реализуются в технологии, которая включает в себя следующие этапы: мотивационно-стимулирующий, аналитический, этап актуализации, продуктивный и творческий этапы.

Теоретические аспекты формирования прагматических умений у младших школьников в процессе овладения игровыми стратегиями на занятиях по иностранному языку нашли отражение соответствующей технологии, которая включает в себя несколько этапов:

• мотивационно-стимулирующий этап предполагает знакомство со средствами прагматики общения, которые необходимы для осуществления игровой деятельности;

• аналитический этап предполагает анализ средств прагматики общения для решения задач игровой деятельности;

• этап актуализации предусматривает включение обучающихся в решение игровых проблемных задач с использованием средств прагматики общения, необходимых для реализации игровых стратегий;

• продуктивный этап предусматривает самостоятельный выбор обучающимися средств прагматики общения обеспечивающих реализацию стратегии общения в реальной деятельности;

• творческий этап предполагает реализацию инвариантных способов использования средств прагматики общения для решения стратегических задач в постоянно меняющихся ситуациях повседневного общения.

Процесс формирования прагматических умений у младших школьников на уроках иностранного языка требует соблюдения следующих методических условий: погружения в реальную среду игрового общения; постоянного развития мотивации у обучающихся к изучению иностранного языка в процессе игровой деятельности; реализации субъектно-субъектных отношений между учителем и обучающимися в процессе организации игровой деятельности.

Таким образом, процесс формирования прагматической компетенции у младших школьников при овладении игровыми стратегиями строится на следующих принципах: 1) принцип коммуникативной направленности процесса обучения иноязычному общению; 2) принцип ролевого общения; 3) принцип двуплановости; 4) принцип интегративности.

Теоретические и технологические аспекты формирования прагматических умений у младших школьников при овладении игровыми стратегиями на занятиях по иностранному языку находятся в неразрывной связи, их единство обеспечивает достижение приоритетной цели иноязычного образования - всестороннее развитие и воспитание обучающихся средствами иностранного языка.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Тарасюк Н. А. Иностранный язык для дошкольников: Уроки общения (на примере английского языка). М.: Флинта: Наука, 1999. 112 с.

2. Рогова Г. В. О принципах обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 1974. № 6.

3. Китайгородская Г. А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. С. 42-77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.