Научная статья на тему 'Теоретические аспекты формирования молочно-сырного кластера в Алтайском крае'

Теоретические аспекты формирования молочно-сырного кластера в Алтайском крае Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
218
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / РЕГИОН / СЫРОДЕЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / КАЧЕСТВО МОЛОКА / ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА СЫРА / ОБЪЕДИНЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ / МОЛОЧНО-СЫРНЫЙ КЛАСТЕР / ИННОВАЦИИ / РАЗВИТИЕ / CLUSTER / COMPETITIVENESS / REGION / CHEESE-MAKING INDUSTRY / MILK QUALITY / CHEESEMAKING TECHNOLOGY / ASSOCIATION OF ENTERPRISES / DAIRY-CHEESE CLUSTER / INNOVATIONS / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кундиус Валентина Александровна, Федулова Инна Владимировна, Кузнецова Юлия Евгеньевна

Сыр является одним из наиболее ценных продуктов питания. Алтайский край называют сыродельным. Основными факторами, определяющими успех практического сыроделия и пути развития научных исследований, выступают качество молока и улучшение технологии производства. Это определяет необходимость формирования и развития на территории Алтайского края молочно-сырного кластера, который является инновационным, позволяющим использовать преимущества двух способов координации экономической системы внутрифирменной иерархии и рыночного механизма, что дает возможность более быстро и эффективно распределять новые знания, научные открытия и изобретения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кундиус Валентина Александровна, Федулова Инна Владимировна, Кузнецова Юлия Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты формирования молочно-сырного кластера в Алтайском крае»

ЭКОНОМИКА АПК

Г

т

£3

УДК 637.1/.3:637.3:334.76 (571.15)

В.А. Кундиус, И.В. Федулова, Ю.Е. Кузнецова

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОЛОЧНО-СЫРНОГО КЛАСТЕРА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ

Ключевые слова: кластер, конкурентоспособность, регион, сыродельная промышленность, качество молока, технология производства сыра, объединение предприятий, молочно-сырный кластер, инновации, развитие.

Сыр является одним из самых ценных продуктов питания. Он содержит почти все необходимые для организма человека вещества в легкоусвояемой форме. Усвояемость белков сыра составляет 95%, жира — 96 и углеводов — 97%.

Рынок сыра в России, обладая ярко выраженной сезонностью, достигает своего пика во втором-третьем кварталах в связи с тем, что в это время производится наибольшее количество сырья для изготовления всех видов сыра. По результатам первых трех кварталов 2010 г. рост объема рынка по отношению к аналогичному периоду 2009 г. составил 2,95% [1].

Импорт сыра в РФ в 3-м квартале 2010 г. увеличился более чем на четверть относительно аналогичного квартала 2009 г., объем экспорта тоже увеличился. Однако общий объем рынка в 3-м квартале 2010 г. снизился, поскольку большая

часть рынка принадлежит российским производителям. Тем не менее, несмотря на уменьшение объема рынка в 3-м квартале, по оценке экспертов, в 2010 г. рынок сыра вырос на 7,5% благодаря росту в начале года и 4-м квартале [2].

Лидер по производству сыра в третьем квартале 2010 г. — Центральный ФО, где производится 39,0% всего объема производимого в России сыра. Второе место по этому показателю принадлежит Сибирскому ФО (25,5%), третье занимает Приволжский ФО (20,2%). На эти три округа приходится около 85% производства сыра в России. В третьем квартале 2010 г. в большинстве федеральных округов отмечено снижение объема производства сыра, что повлекло снижение этого показателя по России в целом на 5,3% по отношению к аналогичному периоду 2009 г. [2].

По данным Алтайкрайстата, всего с января по октябрь 2010 г. было произведено 4,9 млн т молока, из которых вклад Алтайского края — почти 1,3 млн т этого продукта. На втором месте — Омская область с показателем в 742 тыс. т, на третьем — Новосибирская область, пред-

приятия которой произвели 645 тыс. т молока за отчетный период. Четвертая часть молока, полученного в Сибири, — вклад Алтайского края. Такого объема молока не дает ни один регион Сибири.

Если разделить весь объем молока, произведенного алтайскими крестьянами, то на каждого жителя Алтайского края придется по 342 кг. Как сообщили в краевом управлении пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности, большая часть молока идет на изготовление знаменитого алтайского сыра (47% процентов), а также сливочного масла и цельномолочной продукции.

Сыр является одним из самых ценных продуктов питания. Он содержит почти все необходимые для организма человека вещества в легкоусвояемой форме. Усвояемость белков сыра составляет 95%, жира — 96 и углеводов — 97%.

Сыры делятся на четыре основных класса: твердые («Российский», «Голландский», «Швейцарский» и др.), полутвердые («Пикантный», «Латвийский», «Рокфор» и др.), мягкие («Любительский», «Славянский» и др.) и рассольные («Сулу-гуни», «Фермерский», «Имеретинский», «Брынза», «Адыгейский» и др.). Каждый из этих классов, в свою очередь, подразделяется на отдельные подклассы и группы.

Одним из основных факторов, влияющих на качество сыра и его конкурентоспособность, является технический уровень предприятия.

К настоящему времени в силу ряда объективных и субъективных причин сложилась тяжелая ситуация с оснащением алтайских сыродельных заводов современной техникой. Как правило, типовые заводы мощностью 2,5; 5,0 и 10,0 т сыра в смену построены в 70-80-е годы и оснащены комплектным сыродельным оборудованием венгерской фирмы «Элгеп». Это оборудование разработано в конце 60-х годов и поставлялось в страну почти до 1990 г. В 80-е г. в рамках СЭВ Венгрией были разработаны и испытаны отдельные образцы машин и аппаратов нового поколения, которые по основным техническим характеристикам не уступали мировым образцам, но в нашу страну они уже не поставлялись. Таким образом, основная масса типовых сыродельных заводов Алтайского края оснащена устаревшим венгерским оборудованием. Износ этого оборудования достигает 80-90% [3].

Вторым поставщиком сыродельного оборудования были предприятия Министерства атомной промышленности, которые не являлись разработчиками машин и аппаратов для сыроделия, а изготавливали его по документации, переданной бывшим Минпищемашем. Это оборудование для крупных предприятий не соответствует современному техническому уровню по степени механизации и автоматизации, качеству изготовления, производительности, т.к. передавалась документация оборудования, разработанного и изготавливавшегося предприятиями Минпищемаша, в течение 70-80-х годов. Работы по созданию системы машин для сыроделия, начатые в 1989-1992 гг., были приостановлены из-за прекращения бюджетного финансирования. Ситуация, сложившаяся с созданием сыродельного оборудования на сегодняшний день, характеризуется следующим образом:

• отсутствие бюджетного финансирования НИОКР;

• отсутствие единой политики в разработке оборудования и координации работ в этом направлении;

• выпуск машин и аппаратов в виде единичных образцов под оплаченный заказ вместо планового серийного выпуска;

• большое количество предприятий, готовых выпускать сыродельное оборудование и вследствие этого отсутствие трудностей в размещении заказа на его изготовление;

• большой выбор импортного оборудования с более высоким уровнем механизации и автоматизации;

• отсутствие средств у большинства предприятий на приобретение новых машин и аппаратов;

• существенное сокращение сроков разработки технической документации на оборудование за счет исключения целого ряда согласующих и утверждающих организаций, что является одним из положительных факторов в создавшейся ситуации.

Анализируя технический уровень сыродельного оборудования, следует всегда иметь в виду большой диапазон мощностей предприятий, вырабатывающих сыр (от 1-2 т до 100 т переработки молока в смену). Естественно, уровень механизации и автоматизации на этих предприятиях должен быть разным и определяться экономической целесообразностью.

Интенсивное развитие техники для сыродельной промышленности приходится на 60-80-е годы, когда одна за другой стали появляться машины, коренным образом преобразовавшие одну из отсталых в техническом оснащении отрасль молочной промышленности в высокомеханизированную, отвечающую современным требованиям производства. Это оборудование и сейчас составляет основу сыроделия. Практически за последние 12-15 лет принципиально новых машин и аппаратов ни в нашей стране, ни за рубежом не появилось. Осуществляются лишь модернизация созданного ранее оборудования, совершенствование отдельных узлов и механизмов, замена современными элементами автоматики.

Еще одним немаловажным фактором, определяющим качество сыра и его конкурентоспособность, является качество сырья (молока).

Следует подчеркнуть, что качество молока остается ключевой проблемой, определяющей успехи практического сыроделия и пути развития научных исследований. Весьма актуальной является проблема разработки теоретических и практических основ выделения, идентификации и подбора молочнокислых и пропионово-кислых бактерий в состав бактериальных заквасок для различных категорий сыров. Совершенствование принципов подбора заквасочной микрофлоры связано с современным уровнем научных знаний, появлением новых методов исследований и систематизацией данных по качеству перерабатываемого сырья. Штаммы микроорганизмов, обладающие всей совокупностью технически ценных свойств (ки-слото- и ароматобразующей способностью, протеолитической, липолитической и фосфолипазной активностью, термо- и солеустойчивостью и т.д.), встречаются крайне редко. Поэтому большие перспективы открывает усиление необходимых признаков у производственно-ценных микроорганизмов с помощью мутагенных факторов.

Повысить качество сыров можно за счет подбора заквасочных культур для молока, получаемого в разных климатических зонах, с учетом местных особенностей, породы скота, условий его кормления [4].

Решение указанных проблем и повышение конкурентоспособности сыродельных предприятий Алтайского края возможно, на наш взгляд, при условии соз-

дания молочно-сырного кластера. Когда формируется кластер, все производства начинают в нем оказывать друг другу поддержку. Выгода распространяется по всем направлениям связей. Новые производители, приходящие из других отраслей кластера, ускоряют развитие, стимулируя различные подходы к НИОКР и обеспечивая необходимые средства для внедрения новых стратегий. Происходят свободный обмен информацией и быстрое распространение новшества по каналам поставщиков или потребителей, имеющих контакты с многочисленными конкурентами. Взаимосвязи внутри кластера, часто абсолютно неожиданные, ведут к разработке новых путей в конкуренции и порождают совершенно новые возможности. Людские ресурсы и идеи образуют новые комбинации. Кластер становится средством для преодоления замкнутости на внутренних проблемах, инертности, несгибаемости, негибкости и сговоров между соперниками, которые уменьшают или полностью блокируют благотворное влияние конкуренции и появление новых фирм [5].

В основе процесса образования молоч-но-сырного кластера лежит обмен информацией по поводу потребностей, техники и технологий между отраслями-покупателями, поставщиками и родственными отраслями. Конкуренция между предприятиями кластера может негативно повлиять на обмен информацией, так как каждый из них хочет пользоваться ею самостоятельно. Тот факт, что взаимный обмен ставит в выгодные условия все местные фирмы в их борьбе с конкурентами, не снимает в полной мере их озабоченность своим собственным положением на рынке. Механизмами, способствующими взаимообмену между кластерами, являются те условия, которые способствуют более легкому движению информации и координации интересов горизонтально и вертикально связанных фирм. Факторы, облегчающие движение информации: личные взаимоотношения на почве совместной учебы или службы в армии; связи, возникающие в научных сообществах, профессиональных ассоциациях; связи, обусловленные географической близостью; отраслевые ассоциации, обслуживающие кластеры; нормы поведения, такие как вера в длительные и прочные взаимоотношения. Факторы, определяющие совпадение целей и совместимость внутри кластеров: семейные или

околосемейные связи внутри кластера между фирмами (что особенно актуально для стран с азиатским менталитетом); общая собственность внутри промышленной группы; долевое участие в акционерной собственности; взаимодействие между директорами фирм; национальный патриотизм.

Инновационная направленность молоч-но-сырного кластера позволит, на наш взгляд, уменьшить сумму совокупных издержек на проведение и своевременное внедрение НИОКР, что приведет к активизации инновационной деятельности в рамках молочно-сырного кластера Алтайского края в долгосрочном периоде.

В качестве участников молочно-сырного кластера Алтайского края могут, на наш взгляд, выступить:

- кластерообразующие предприятия, создающие добавленную стоимость в кластере (сельхозтоваропроизводители, перерабатывающие молочные предприятия, сыродельные предприятия);

- профильные образовательные и научно-исследовательские учреждения, осуществляющие подготовку необходимых кадров и проведение НИОКР (АлтГАУ, АлтГПУ, Сибирский научно-исследовательский институт сыроделия);

- предприятий производственной инфраструктуры (энергоснабжение, транспорт, связь, маркетинговые и рекламные компании, финансовые институты).

Функционирование молочно-сырного кластера должно основываться на следующих основополагающих принципах:

- хозяйственная и правовая независимость и самостоятельность;

- наличие общей стратегической цели;

- совместная система координации предприятий;

- единая корпоративная культура;

- интеграционная взаимосвязь.

Внутри кластера предприятия взаимодействуют на договорной основе и соглашениях в части совместной деятельности.

Создание молочно-сырного кластера Алтайского края, на наш взгляд, существенно повысит производительность фирм и отраслей за счет:

■ эффективной специализации/разделения труда;

■ появления более требовательных потребителей;

■ экономии масштаба, например, при покупке сырья или проведении совместных маркетинговых исследований;

■ доступа к технологиям, поставщикам, квалифицированной рабочей силы, информации, бизнес-услуг и др.;

■ совершенствования логистических цепочек, а также сотрудничества и обучения (совершенствования) кластера;

■ совершенствования инфраструктуры профессиональных, финансовых и других услуг.

Молочно-сырный кластер, созданный на территории Алтайского края, создаст возможности для инновационного и производственного роста, будет способствовать стимулированию и облегчению формирования нового бизнеса, поддерживающего инновации и расширение кластера, за счет использования венчурного капитала и развития быстрорастущих компаний; связи внутри кластера способствуют появлению взаимодополняющих навыков, технологий, субсидий, что позволяет участвовать в более крупных сделках, в которых индивидуальные компании не конкурентоспособны; поддержки появления новых участников; укрепления социальных и других неформальных связей, способствующих появлению новых идей и бизнеса; более совершенных информационных потоков внутри кластера.

Выгоды для бизнеса от развития кластера обобщенно состоят в повышении эффективности и снижении издержек в текущей деятельности и освоении рынков, повышении гибкости и инновационного потенциала при создании новых продуктов, технологий. Молочно-сырный кластер позволит фирмам-участникам достичь следующих основных целей:

1) удовлетворить требованиям рынка, нуждающегося в регулярных поставках товаров и услуг, производимых в рамках предприятий кластера и отвечающих самым современным требованиям качества;

2) получить эффект от масштаба закупок материалов;

3) обеспечить обучение персонала, исследование рынка, а также логистические и технологические исследования;

4) охватывать новые рынки сбыта продукции на основе активной маркетинговой деятельности и политики инноваций;

5) достичь устойчивых контактов с финансовыми и кредитными учреждениями на основе сформированного имиджа кластера.

Если рассматривать молочно-сырный кластер как специфическую экономическую систему, то следует признать, что он имеет внутреннюю среду функциони-

рования и внешнее окружение. Для характеристики внутренней среды принципиальное значение имеют уровень конкурентоспособности входящих в него предприятий и качество их межкорпоративных взаимодействий, имеющийся в регионе природоресурсный, кадровый и материально-технический потенциал, уровень развития инфраструктуры межрегионального рынка, наличие внутрирегиональных финансовых возможностей поддержки интеграционных процессов, качество законодательства и т.д.

Молочно-сырный кластер Алтайского края является организационной формой консолидации усилий заинтересованных сторон, направленных на достижение конкурентных преимуществ. Главное, на что нацелен молочно-сырный кластер — это возможность для бизнеса и для региона развиваться не по инерции. Для бизнеса кластер — это реальная возможность обеспечить себе конкурентоспособность в будущем, то есть создавать долгосрочную стратегию развития предприятий, входящих в его состав. Ключ к успеху мо-лочно-сырного кластера, на наш взгляд, — цивилизованная конкуренция, равнение на лидеров, получение поддержки от лидеров, от административного ресурса ре-

гиона. Молочно-сырный кластер — основа эффективного экономического развития Алтайского края.

Библиографический список

1. Горетов И.Н. Перспективы реализации кластерных инициатив в регионах / И.Н. Горетов / / Региональная экономика: теория и практика. — 2009. — № 12. — С. 54-57.

2. Гриценко С.И. Развитие кластеров через призму синергетики: методология развития кластеров / С.И. Гриценко / / Российское предпринимательство. — 2009.

— № 5. — Вып. 2. — С. 74-80.

3. Модели организации региональных промышленных кластеров: обзор международного опыта / И.С. Алейникова и др. // Современная конкуренция. — 2009. — № 1 (13). — С. 119-133.

4. Мосейко В.О. Выявление региональных кластеров: методологические подходы / В.О. Мосейко, В.В. Фесенко // Региональная экономика: теория и практика.

— 2008. — № 7. — С. 58-64.

5. Портер М. Международная конкуренция / М. Портер; пер. с англ.; под ред. В.Д. Щетинина. — М.: Междунар. отношения, 1993. — 901 с.

+ + +

УДК 331.2.001.57

А.А. Болтенков

шм

ФАКТОРНАЯ МОДЕЛЬ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА ОПЛАТЫ ТРУДА

Ключевые слова: размер заработной платы, политика оплаты труда, факторная модель, мотивация труда, экономические законы, работодатель, работник.

Введение

Вопросы формирования размера оплаты труда касаются всех категорий работников, ведь он является основополагающей характеристикой трудовой деятельности работника с позиции работодателя и доминирующим фактором мотивации работника при выполнении им его трудовых

функций [1-3]. Каждый руководитель организации при рассмотрении вопросов дифференциации и оплаты труда персонала сталкивается с проблемами установления научнообоснованных соотношений в оплате, оптимизации структуры средств направляемых на оплату и т.п. Нахождение оптимальных (рациональных) вариантов решения подобных проблем без построения факторной модели весьма затруднено [4].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.