Научная статья на тему 'Теоретические аспекты формирования корпоративной культуры'

Теоретические аспекты формирования корпоративной культуры Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
423
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
корпоративная культура / организационная культура / управление / конкурентоспособность / формирование корпоративной культуры. / corporate culture / organizational culture / management / competitiveness / formation of corporate culture.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Е. Ю. Душарина

Грамотное формирование корпоративной культуры обеспечивает успех предприятию. Сильная культура способствует правильному принятию решений, даже в критических ситуациях. Формирование корпоративной культуры достаточно сложный процесс, в котором участвуют не только сотрудники, но и основателями предприятия. В статье представлены результаты анализа подходов отечественных авторов, а также рассмотрены механизмы формирования культуры организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF THE FORMATION OF CORPORATE CULTURE

The competent formation of corporate culture ensures the success of the enterprise. A strong culture promotes correct decision making, even in critical situations. The formation of corporate culture is a rather complicated process, in which not only employees participate, but also the founders of the enterprise. The article presents the results of the analysis of domestic authors' approaches, as well as the mechanisms of formation of the organization’s culture.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты формирования корпоративной культуры»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Е.Ю. Душарина, студент

Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» (Россия, г. Новосибирск)

DOI: 10.24411/2411-0450-2019-11164

Аннотация. Грамотное формирование корпоративной культуры обеспечивает успех предприятию. Сильная культура способствует правильному принятию решений, даже в критических ситуациях. Формирование корпоративной культуры достаточно сложный процесс, в котором участвуют не только сотрудники, но и основателями предприятия. В статье представлены результаты анализа подходов отечественных авторов, а также рассмотрены механизмы формирования культуры организации.

Ключевые слова: корпоративная культура, организационная культура, управление, конкурентоспособность, формирование корпоративной культуры.

В настоящее время неоспорим факт того, что корпоративная культура - это один из основополагающих факторов успеха предприятия и мощнейший инструмент конкурентных преимуществ. Осознание роли корпоративной культуры, необходимости ее оценки и развития очень важно. Грамотно построенная корпоративная культура позволяет разработать эффективную политику управления и мотивации сотрудников, а также способствует привлечению новых кадров. Именно поэтому вопрос формирования и поддержания культуры актуален для современных предприятий.

Культура организации - это динамичная система, которая зависит от внутренних и внешних факторов, требующих контроля и управления. Она определяет всё: поведение, взаимодействие людей друг с другом, темп работы, культуру общения, традиции компании и т.д.

Корпоративная культура формируется в любой структурированной группе людей. Чем дольше жизненный цикл данной группы, тем сильнее становится созданная в ней культура.

Зарождение культуры обычно происходит основателями и руководителями предприятия, которые действуют, исходя из собственного видения развития фирмы.

Формируя корпоративную культуру, руководителю нужно обратить внимание на себя, поскольку все сотрудники будут

ориентироваться на лидера, и подражать ему. А.В. Торопова полагает, руководитель - это не командир, а лидер, который заинтересовывает своим примером [1, с. 172].

Помимо этого, руководителю стоит правильно вести себя в напряженных ситуациях и контролировать эмоции. В случае форс-мажорных обстоятельств сотрудники, в первую очередь, смотрят на реакцию и поведение руководителя. Лидер должен быть стрессоустойчивым, пропагандируя ценности, которым будет следовать весь коллектив. Эти качества, как раз, проявляются в критических ситуациях.

Перейдем к рассмотрению механизмов корпоративной культуры. Т.Н. Персикова выделяет первичные и вторичные механизмы становления корпоративной культуры, которые формируют основатели компании, а затем передают остальным сотрудникам организации [2, с. 90].

К первичным механизмам относятся:

1. Определение объектов внимания, оценки и контроля руководителя. Делая нужные акценты, руководитель может передать сотрудникам свой личный взгляд на ситуацию.

2. Критерии распределения поощрений: сотрудники компании должны понимать что поощряется, а что не одобряется предприятием.

3. Создание образцов для подражания. Обычно примером для подражания становится сам руководитель.

4. Стратегии выхода из кризисных ситуаций. Кризисы оказывают значительное влияние на образование корпоративной культуры. Поведение коллектива в период сильного эмоционального воздействия запоминается надолго.

5. Критерии отбора при приеме на работу, повышении в должности и увольнении. Как правило, предприятия стараются нанимать на работу тех соискателей, которые разделяют уже устоявшуюся корпоративную культуру.

К вторичным механизмам относятся:

1. Структура компании. Это ценности, изначально заложенные основателями предприятия.

2. Системы и принципы деятельности компании. Отчеты, события, процессы, которые делают жизнь компании организованной.

3. Дизайн внутренних помещений и строений. Окружающая среда и фирменный стиль, если он есть, тоже играет важную роль в данном вопросе.

4. Артефакты, отражающие опыт предприятия.

5. Официальные документы, которые выражают корпоративные ценности.

По мнению Н.С. Шурпо, процесс становления корпоративной культуры тесно связан с установлением внутрикорпоративных отношений между сотрудниками и внешней средой компании, а также обеспечивает слаженную работу и коммуникацию в организации [3, с. 225].

Формирование корпоративной культуры - сложный и трудоёмкий процесс. По мнению Е.М. Смирновой и

И.М. Федоровой, особое внимание следует уделять структурированию деятельности предприятия, стилю лидерства и системе обратной связи в компании [4, с. 154]. В данном случае «обратная связь» означает, что формирование корпоративной культуры должно строиться не только руково-

дством, но и остальными сотрудниками организации.

А.Н. Унылова считает, что сформированная организационная культура - это результат взаимодействия желаний учредителей компании и базовых представлений сотрудников, которые они выработали, опираясь на предыдущий опыт [5, с. 34].

Анализируя положения авторов, можно сделать вывод о том, что корпоративная культура изменчива. Во-первых, на этот процесс влияют сами сотрудники организации. Любой новый человек, который попадает в компанию, приходит туда со своими ценностями и жизненными принципами. Во-вторых, внешние факторы тоже имеют некоторое влияние на корпоративную культуру. Но необходимость в изменении культуры возникает в том случае, если действующая культура не в состоянии влиять на работу сотрудников и регулировать их поведение.

На наш взгляд, М.С. Каримов в своей работе подобрал наиболее точное определение сформированной корпоративной культуры. Автор считает, что главный показатель развитой культуры организации -это убежденность всех сотрудников в том, что их предприятие наилучшее [6, с. 1]. Действительно, когда клиенты нами довольны и рекомендуют нашу компанию своим знакомым - это самая ценная награда. Но, когда сами сотрудники становятся адвокатами фирмы, значит, корпоративная культура в организации работает правильно.

Таким образом, создание корпоративной культуры - это долгосрочный и трудоёмкий процесс. Мы выяснили, что культура организации формируется и изменяется под воздействием сотрудников компании. Однако основатели и руководители организации играют не менее важную роль, особенно на этапе становления корпоративной культуры. Именно они определяют главную миссию и ценности компании, а также набирают первоначальный штат сотрудников. ский список

1. Торопова А.В. Формирование и развитие организационной культуры // Инновационная наука. - 2015. - №7. - С. 171-173. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/formirovanie-i-razvitie-organizatsionnoy-kultury.

2. Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура: уч. пособие. - М.: Логос, 2011. - 224 с.

3. Шурпо Н.С. Корпоративная культура как социальный феномен // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. - 2013. - С. 225-227. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/korporativnaya-kultura-kak-sotsiokulturnyy-fenomen.

4. Смирнова Е.М., Федорова И.М. Корпоративная культура как фактор эффективного функционирования предприятия // Инновационная наука. - 2015. - №7. - С. 152-154. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/korporativnaya-kultura-kak-faktor-effektivnogo-funktsionirovaniya-predpriyatiya.

5. Унылова А.Н. Формирование и поддержание корпоративной культуры в организации // Теория и практика общественного развития. - 2014. - №15. - С. 34-37. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-i-podderzhanie-korporativnoy-kultury-v-organizatsii.

6. Каримов М.С. Организационная культура и корпоративный дух в частной компании // Проблемы современной науки и образования. - 2014. - С. 1-2. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionnaya-kultura-i-korporativnyy-duh-v-chastnoy-kompanii.

THEORETICAL ASPECTS OF THE FORMATION OF CORPORATE CULTURE E.U. Dusharina, Student

Novosibirsk State University of Economics and Management (Russia, Novosibirsk)

Abstract. The competent formation of corporate culture ensures the success of the enterprise. A strong culture promotes correct decision making, even in critical situations. The formation of corporate culture is a rather complicated process, in which not only employees participate, but also the founders of the enterprise. The article presents the results of the analysis of domestic authors' approaches, as well as the mechanisms of formation of the organization's culture.

Keywords: corporate culture, organizational culture, management, competitiveness, formation of corporate culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.