Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
предприятие / инновации / стратегия / формирование / разработка / инновационное развитие / виды стратегий / enterprise / innovation / strategy / formation / development / innovative development / types of strategies

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — С.С. Дударенко, М.Е. Хан, Е.А. Фадеева

Статья посвящена исследованию проблем инновационного развития предприятия, которое рассматривается через призму стратегического управления. Делается акцент на необходимости реализации циклического процесса определения целей инновационного развития и создания действенного механизма их реализации. В статье отмечается, что воплощение инновационной стратегии основывается на следующих основных направлениях деятельности: разработка планов и программ инновационного развития и деятельности; контроль процесса разработки и внедрения инновации; анализ инновационных программ и проектов; разработка и осуществление единой инновационной политики; координация инновационной деятельности; обеспечение инновационных программ и мероприятий ресурсами; применение целевого управления комплексом инноваций благодаря формированию целевых групп для системного решения проблем, связанных с инновационной деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF THE FORMATION OF AN ENTERPRISE'S INNOVATION STRATEGY

The article is devoted to the study of problems of innovative development of an enterprise, which is viewed through the prism of strategic management. Emphasis is placed on the need to implement a cyclical process of determining the goals of innovative development and creating an effective mechanism for their implementation. The article notes that the implementation of the innovation strategy is based on the following main areas of activity: development of plans and programs for innovative development and activities; control of the process of development and implementation of innovation; analysis of innovative programs and projects; development and implementation of a unified innovation policy; coordination of innovation activities; providing innovative programs and activities with resources; application of targeted management of a complex of innovations through the formation of target groups for systematically solving problems related to innovation activities.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ

СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

С.С. Дударенко, студент

М.Е. Хан, студент

Е.А. Фадеева, канд. пед. наук, доцент

Волгоградский государственный технический университет (Россия, г. Волгоград)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-4-1-172-174

Аннотация. Статья посвящена исследованию проблем инновационного развития предприятия, которое рассматривается через призму стратегического управления. Делается акцент на необходимости реализации циклического процесса определения целей инновационного развития и создания действенного механизма их реализации. В статье отмечается, что воплощение инновационной стратегии основывается на следующих основных направлениях деятельности: разработка планов и программ инновационного развития и деятельности; контроль процесса разработки и внедрения инновации; анализ инновационных программ и проектов; разработка и осуществление единой инновационной политики; координация инновационной деятельности; обеспечение инновационных программ и мероприятий ресурсами; применение целевого управления комплексом инноваций благодаря формированию целевых групп для системного решения проблем, связанных с инновационной деятельностью.

Ключевые слова: предприятие, инновации, стратегия, формирование, разработка, инновационное развитие, виды стратегий.

Тема инноваций любого рода в России всегда была и будет актуальна - как и во всём остальном мире. Мировое хозяйство динамично, и в своей динамике оно зависимо от инноваций - они обеспечивают ему интенсивный или экстенсивный путь развития, не давая застаиваться на одном месте. Впрочем, любая инновация должна пройти путь, не всегда оказывающийся коротким - путь от идеи до признанной пригодной к практическому применению концепции. Поэтому любое предприятие, планирующее инновационный рывок в своей деятельности, должно иметь представление о том, как именно то или иное нововведение отразится на его деятельности. А для этого необходима стратегия, определяющая роль инноваций в работе предприятия.

В настоящее время непрерывно внедрять инновационные мероприятия вынуждает предприятия возросший уровень конкурентной борьбы. Эти мероприятия (действия) могут быть либо фрагментарными, касающимися отдельных процессов (производственных, финансовых или каких-

либо других), либо локальными, направленными на увеличение выпуска продукции, либо комплексными, касающимися всестороннего инновационного преобразования предприятия. Комплексное инновационное преобразование выводит предприятие на необходимость формирования инновационной стратегии развития предприятия [1, с. 78].

Инновационное развитие предприятия стоит определять, как процесс направленного закономерного изменения состояния предприятия, что зависит от инновационного потенциала этого предприятия и источником которого являются инновации, создающие качественно новые возможности для дальнейшей деятельности предприятия на рынке путем реализации умения находить новые решения, реализовы-вать идеи и результаты изобретений. Направление инновационного развития предприятия - это очерчивание пути или движения к внедрению и реализации инноваций, которые обеспечивают улучшение количественных и качественных характеристик деятельности предприятия,

укрепления его рыночных позиций и создают условия для восходящего развития [1, с. 80].

Проблему инновационного развития целесообразно рассматривать через призму стратегического управления организацией, которое способно обеспечить реализацию поставленных в стратегии инновационных целей и задач. На состояние, темпы и направления инновационного развития предприятия влияет целая совокупность факторов, наиболее значимыми среди которых являются размер бизнеса, отрасль функционирования, состояние материально-технической базы, финансовые возможности, стиль управления и т.п.

Инновационная стратегия развития -это, с одной стороны, агрегированная модель операций, действий, необходимых для достижения поставленных организацией целей на основе выбранных критериев (показателей), а, с другой стороны, это комплексный многоформатный документ, включающий системные действия по разработке и внедрению инновационных решений во все сферы деятельности предприятия [5, с. 330].

Многие ученые отмечают, что все инновации имеют общие черты. Во-первых, это новизна, которая подразумевает, что все методы, продукты и процессы должны быть новыми. Во-вторых, неравномерное распределение, то есть инновации появляются с какой-то периодичностью. В-третьих, ориентация на практику, то есть все нововведения должны быть направлены на реализацию на практике. В-четвертых, главная цель, которая состоит в извлечении позитивных эффектов в различных сферах жизни общества и организации [2, с. 66].

В большинстве случаев инновационные стратегии предполагают необходимость учета некоторых условий для проектного и корпоративного управления. К таким условиям можно отнести:

- повышение уровня неопределенности результатов. Это условие заставляет развивать такую специфическую функцию как управление инновационными рисками;

- повышение инновационных рисков проектов. Поскольку в портфеле иннова-

ционных проектов преобладают среднесрочные и, особенно, долгосрочные проекты, то приходится привлекать инвесторов, допускающих работу с проектами с более высокой степенью риска;

- усиление потока изменений в организации в связи с инновационной реструктуризацией. Это означает, что потоки стратегических изменений следует сочетать со стабильными текущими производственными процессами.

Факторы проведения инновационных изменений в компании: устаревание продукта. Замена старого продукта на новый, или просто усовершенствованный дает несравненное конкурентное преимущество; перенасыщенность рынка одним видом продукции; научно-технический прогресс, заставляющий компании менять техническую сторону производства; наличие разрыва в прибыли, но при этом, в тоже время наличие денежных средств для внедрения инноваций.

Рассмотрим основные виды стратегических инноваций, которые наиболее популярны в настоящее время:

1. Наступательная. Главное отличие -высокая окупаемость и риски, весьма квалифицированный персонал, который способен видеть перспективы развития рынка. В основном, такой стратегией пользуются крупные фирмы, потому что они смогут выстоять даже в том случае, если стратегия будет неудачной.

2. Операционная. Особенность состоит в быстрой реализации нововведений, потому что так сделали конкуренты. Риск в данной стратегии немного меньше, чем в наступательной. Предприятия, как правило, крупные, ориентируют свою стратегию на создание и реализацию уже существующих программ развития.

3. Поглощающая. Основная задача -покупка наилучших технологий для развития организации, которые были выявлены другими предприятиями.

4. Промежуточная. Главное отличие -выявление рыночных ниш, обнаружение слабых сторон конкурентов и сознательный уход от конкуренции.

5. Появление нового рынка. Основная задача - получить высокую прибыль без

создания серьезных рисков, используя существенные инновации.

6. «Разбойничья». Основывается на внедрении нестабильными предприятиями технологий по предложению уникального продукта для уменьшения общего объема рынка.

7. Привлечение экспертов. Основная задача - накопление знаний, опыта, умений и создание новых технологий с наименьшими затратами.

8. Приобретение компаний. Стратегию в основном применяется в крупных организациях по отношению к более мелким предприятиям.

Именно инновационная деятельность предоставить организации хорошее конкурентное превосходство, и способность подстроиться под изменения окружающей среды. Любая компания может самостоятельно выбирать направления инновационной деятельности и выполнять за свой

черкнуть, что значительную роль в этих процессах играет государство. При разработке новых технологий, продуктов, услуг организация может получить конкурентные преимущества на рынке, что приводит к дополнительным выгодам, а самое главное, к получению дополнительной экономической власти над рынком [4, с. 460].

Таким образом, стоит сделать вывод, что положительная эволюция в развитии любого предприятия является условием успешного его существования. Особенно важным на данный момент является выбор направлений и определение масштабов предлагаемых изменений, что происходит в рамках реализации инновационной стратегии. Необходимость принятия стратегических решений в области инноватики возникает тогда, когда повседневная деятельность, связанная с мерами, по повышению технического уровня, не позволяет достичь поставленных целей.

счет проекты по инновациям. Стоит под-

Библиографический список

1. Вихлянская В.О. Оценка и пути повышения конкурентоспособности предприятия / В.О. Вихлянская, Е.А. Фадеева // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2021. - № 101 (80). - С. 78-81.

THEORETICAL ASPECTS OF THE FORMATION OF AN ENTERPRISE'S

INNOVATION STRATEGY

S.S. Dudarenko, Student M.E. Khan, Student

E.A. Fadeeva, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Volgograd State Technical University (Russia, Volgograd)

Abstract. The article is devoted to the study of problems of innovative development of an enterprise, which is viewed through the prism of strategic management. Emphasis is placed on the need to implement a cyclical process of determining the goals of innovative development and creating an effective mechanism for their implementation. The article notes that the implementation of the innovation strategy is based on the following main areas of activity: development of plans and programs for innovative development and activities; control of the process of development and implementation of innovation; analysis of innovative programs and projects; development and implementation of a unified innovation policy; coordination of innovation activities; providing innovative programs and activities with resources; application of targeted management of a complex of innovations through the formation of target groups for systematically solvingproblems related to innovation activities.

Keywords: enterprise, innovation, strategy, formation, development, innovative development, types of strategies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.