Научная статья на тему 'Теоретические аспекты формирования экологической ответственности обучающих основной школы'

Теоретические аспекты формирования экологической ответственности обучающих основной школы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
363
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ОТВЕТСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ОБУЧАЮЩИЕ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ / RESPONSIBILITY / RESPONSIBLE ATTITUDE TO THE NATURE / ECOLOGICAL RESPONSIBILITY / SECONDARY SCHOOL STUDENTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Губницкая Оксана Васильевна

В статье рассматривается исторический и последующий процесс развития понятия экологической ответственности обучающих основной школы, что позволяет раскрыть и обосновать его содержание, уточнить ведущие понятия исследования, структурные компоненты, определить критерии сформированности изучаемого новообразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Secondary school students' theoretical aspects of ecological responsibility forming

The process of secondary school students' ecological responsibility development is considered in the article. It helps to reveal and justify the content of its development; specify the leading concepts of the research, its structural components; determine the criteria of ecological responsibility forming.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты формирования экологической ответственности обучающих основной школы»

УДК 74.96 ББК 54.9

Губницкая Оксана Васильевна

соискатель

кафедра педагогики и психологии предметных методик Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Gubnitskaya Oksana Vasilevna Applicant for a Degree Chair of Pedagogy and Psychology of Subject Teaching Methods Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk

Теоретические аспекты формирования экологической ответственности обучающих основной школы Secondary School Students’ Theoretical Aspects of Ecological

Responsibility Forming

В статье рассматривается исторический и последующий процесс развития понятия экологической ответственности обучающих основной школы, что позволяет раскрыть и обосновать его содержание, уточнить ведущие понятия исследования, структурные компоненты, определить критерии

сформированности изучаемого новообразования.

The process of secondary school students’ ecological responsibility development is considered in the article. It helps to reveal and justify the content of its development; specify the leading concepts of the research, its structural components; determine the criteria of ecological responsibility forming.

Ключевые слова: ответственность, ответственное отношение к природе, экологическая ответственность, обучающие основной школы.

Key words: responsibility, responsible attitude to the nature, ecological responsibility, secondary school students.

Экологический кризис, зарожденный наступательной и расширяющей экономической деятельностью человека, стал задевать каждого жителя планеты. Защита природы на глобальном, региональном и местном уровнях стала острой необходимостью направленной жизнедеятельности человека. Особенно осуществление серьезности проблемы каждым человеком на личностном уровне, воспитания человека с высокой экологической ответственностью. В таких условиях колоссальное значение получает формирование экологической ответственности подрастающего поколения. Будущее всего человечества зависит от необходимости роста экологической ответственностью человека, если каждый человек будет осознавать ответственность за свою судьбу.

Понятие ответственность прошло продолжительный путь исторического развития и сегодня широко применяется в отраслях научного знания. Этимология слова «ответственность», по свидетельству И.И. Срезневского, имеет непосредственное родственное отношение к слову «ответ». На Руси понятие «ответственность» личности употребляется уже с конца X века [8,240]. Этот же смысл вкладывают в понятие ответственности В.И. Даль: «Ответственность - обязательное ручательство, под страхом ответа, взыскания» [2,399]; С.И. Ожегов: «Ответственность - это необходимость отдавать кому-нибудь отчет в своих действиях, поступках» [10, 675]

История становления экологической ответственности личности разделим на два периода: эклектический (возникновение категории «ответственность личности», как характеристика личности, которая следует своим практическим целям) и естественнонаучный (история научной разработки экологического аспекта проблемы социальной ответственности личности) [12, 184].

Идею социальной экологической ответственности личности внедряли в социальные и политические институты молодого государства государственные деятели А.В. Луначарский, В.Н. Макаров и др. В основу дисциплины «Естествознание» были положены принципы передовой педагогической мысли: исследовательский метод, лабораторно-практические занятия, экскурсии в природу.

Расцвет экологической этики, давшей плоды для подрастающего поколения, был трагически краток. Основой государственной экологической политики в СССР, начиная с 30-х и почти до 80-х годов прошлого века, стал антропоцентрический подход, одержавший окончательную победу над экоцентрической экологической политикой. Понятие экологической ответственности личности в контексте такой антропоцентрической экологической политики СССР исчезло как социатьно-этический феномен.

Важным моментом в логике развития идеи социальной экологической

ответственности внес в 60 - 70-х гг. прошлого века Г. Йонас «Человек

ответственен перед будущими поколениями, поэтому он должен заботится не

только о живой природе и о воспроизводстве природных ресурсов, но и в целом

о своей среде обитания» [3, 41-56].

Вестник ЧГПУ 42011 34

В 1967 г. идея «социальной экологической ответственности личности» зазвучала вновь и дальнейшее развитие получила в специальном документе -Программе ООН по окружающей среде (ЮНЕП). В соответствии с ней был введен принцип непрерывного экологического образования населения.

В июне 1992 года в Рио-де-Жанейро (Бразилия) состоялась Конферения ООН по окружающей среде и развитию, итогом которой стала программа «Повестка на XXI век», которая нацеливает мировое сообщество к решению эколого-экономических и социально-экологических проблем будущего, «если ли человечество действительно разумно, то июнь 1992 года и Конференция в Рио-де-Жанейро войдут в историю как вехи, отмечающие начало сознательною поворота нашей цивилизации на путь устойчивого развития, при котором человек поумерит свою гордыню и потребительский эгоизм и постарается жить в ладу с Природой» [6,62]

Ответственность как личностное качество развивается в онтогенезе постепенно в результате взаимодействия индивида с социальным окружением [4,276]. Все вышеизложенное позволяет заключить что, экологическая ответственность устанавливается наличием социально-значимых причин отношения личности к окружающей среде, пробуждение интереса к социальной экологии и современным экологическим проблемам, положительным эмоциональным направлением на природоохранительную деятельность. Современное педагогическое исследование экологической ответственности личности становится одной главной задачей.

В настоящее время не просматривается выдержавшее определение ответственности. Как мы убедились, определение ответственности представляется многогранным понятием и по-разному воспринимается исследователями. Но большинство указывает на необходимость комплектующей психического здоровья человека. Один из основоположников гуманистической психологии, А.Маслоу, занимающий проблемами самоактуализации, подчеркивает, что принятие на себя ответственности показывает способы поведения, ведущие к самоактуализации.

С точки зрения юридического контекста, понятие ответственности

соединяется с понятием вменяемости. Вменяемость означает

35 ВестникЧГПУ42011

договороспособность, тот факт, что человек может за себя отвечать, принимать от своего имени некоторые обязательства, исходя из того, что они будут впоследствии выполнены.

Вот поэтому спорно объясняется феномен ответственности исследователями:

- ретроспективный аспект (А.Ф. Плахотный, Г.С. Яковлев и др.) это ответственность за совершенное действие;

- перспективный аспект (Ю.Д. Железнов, Л.В. Коган, Л.С. Мамут, В.П. Тугаринов и др.) - это ответственность за то, что необходимо, должно совершить.

Педагогическая наука, базируясь на данные философии, психологии, социологии, также определяет ответственность как способность личности контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми в обществе или коллективе социальными, нравственными и правовыми нормами и правилами, чувством долга. [5,175].

Рассматривая ответственность с позиций авторитарной педагогики (Г.В. Платонов), это понимание ответственности через субъект-субъектные отношения, где находится сам субъект ответственности, и субъект перед которым надо держать ответ, это порождает не свободный выбор, так как человек находится в условиях жесткого контроля.

С точки зрения гуманистической педагогики - это свободный, осознанный выбор поведения. Гуманистическая педагогика предполагает создание педагогических условий, способствующих становлению ответственности не «за страх», а «за совесть». Именно такой взгляд на ответственность свойственен современной педагогической науке [11,32] и может служить основанием в понимании экологической ответственности, для которой существование контролирующего субъекта, по всей видимости, невозможно.

Базируясь на различные подходы к определению ответственности, и в частности, предложенных К.А. Абульхановой-Славской, С.Н. Глазачевым, В.Е. Давидовичем, К. Муздыбаевым, А.Л. Слободским, А.Г. Спиркиным,

В.П. Тугариновым и др., обозначают понимание экологической ответственности как нравственно-волевого качества личности, показывают внутренний регулятор взаимоотношения в системе «человек-биосфера», ориентированном на сохранение и развитие этой системы.

При этом экологическая ответственность предполагает не просто умение личности предвидеть результаты будущих действий и осознавать свою ответственность за них, но и полное осознание «личной сопричастности глобальным общественным и экологическим процессам», стремление активно участвовать в сохранении окружающего мира.

Рассмотрев историю развития исследуемой проблемы, мы зафиксировали все изменения степени «социальной экологической ответственности личности» в научной отечественной и зарубежной литературе, и выяснили, что эти изменения связаны: с ростом научно-технического прогресса, где изменился характер взаимоотношений в системе «человек - общество -природа»; отдаление человека от природы, все переживания вызываются природными объектами, увиденными им в телевизионных программах; основой соединения экологического эгоцентрического сознания, которое обеспечит стратегию перехода цивилизации на путь устойчивого развития, главным критерием которой будет высокий показатель развития социальной экологической ответственности личности; для педагогической системы образования обусловлена необходимость формирования у школьников экологической ответственности, которая должна стать целью и ожидаемым результатом экологического образования в средней школе.

В последнее время в нашей стране отмечены неблагоприятные направления свертывания экологического образования, начиная с 1997 года предмет «Экология» был переведен из базового в региональный компонент общеобразовательного стандарта, а в новой доктрине 12-летнего общего образования вообще исключен. Проект Федеральной целевой программы экологического образования населения России в 1997-2010 годах, разработанный рядом министерств и ведомств с участием Межпарламентской комиссии, не был утвержден Правительством Российской Федерации. Наконец,

с опозданием на целое десятилетие под эгидой Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды был разработан проект Национальной стратегии экологического образования в Российской Федерации под руководством С.А. Степанова коллективом ученых, специалистов, практических работников в области экологического образования, куда вошли такие известные деятели, как В.И. Беляев, А.Н. Захлебный, Н.Н. Моисеев, Г.А. Ягодин и др. Стратегия экологического образования - это система приоритетных целей, идей, принципов, составляющая основу государственной политики в области экологического образования и определяющая основные направления ее реализации, экологизации образа жизни человека и формирования экологической культуры [9,19]. Она ориентирована на создание единой системы непрерывного экологического образования каждого гражданина России в течение всей его жизни и предполагает развитие экологического образования на период до 2025 года. Национальная стратегия рассматривает экологическое образование и воспитание как одно из непременных условий, позволяющих реализовать право граждан на жизнь в благоприятной окружающей среде.

На XVI Международная конференция “Экологическое образование в интересах устойчивого развития” в Москве, 2010 академик С.И. Барановский, отметил «что, власть, в лице Президента России, напрямую заговорила о необходимости “бороться с экологической безграмотностью и безразличием”, воспитании экологической культуры. На Госсовете, Президент России отметил, что при отсутствии экологического образования у школьников формируются потребительские взгляды и соответствующее им отношение к природной среде. Для нас, очевидно, что экологические знания должны быть приоритетными в общей системе человеческих знаний, если мы хотим сохранить наш мир. В Указе Президента России № 889 от 4 июня 2008 г. отмечена необходимость включения в государственные стандарты образования основ экологических знаний. Большим достижением экологов можно считать тот факт, что глава государства распорядился проанализировать и принять меры выполнение поручений президента и правительства, связанных с развитием экологического

образования, и включить экологическое образование в число обязательных учебных предметов образовательных учреждений” [1, 3].

Становление экологической ответственности каждого человека - это конечная цель экологического образования, которая квалифицируется умением следовать требованиям природы и общества. Ответственное отношение к природе - неотъемлемая черта общей социальной ответственности.

Подводя итог вышесказанному, дадим определение понятия «экологическая ответственность». Под экологической ответственностью мы понимаем нравственно-экологическое качество, проявляющееся, прежде всего, в адекватном, то есть в ответственном отношении личности к природе и вбирающее в себя все основные признаки таких категорий, как отзывчивость, бережливость, рачительность и другие, но в тоже время, существенно отличающееся от названных качеств более высоким уровнем обобщенности, некоторыми содержательными, в том числе правовыми аспектами.

Библиографический список

1. Барановский, С.И. XVI Международная конференция “Экологическое образование в интересах устойчивого развития” (Россия, Москва, 25-26 июня 2010): тезисы докладов и презентаций XVI Международной конференции “Экологическое образование в интересах устойчивого развития”. - Санкт-Петербург, Зелёный крест, 2010. - 374 с.

2. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Избранные статьи // под ред. Л.В. Беловинского. - М.: ОЛМА - ПРЕСС; ОАО ПФ «Красный пролетарий», 2004. -700 с.

3. Jonas, H. Das Prinzip Verantwortung. Versuch einer Ethik fuer die technologischt Zivilisation. - Fr.a.V.,1979 - 41-56 с.

4. Зверев, И. Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. - М.: Интер-Прайс, 1980. - 276 с.

5. Кождаспирова, Г.М., Педагогический словарь./ Кождаспирова, Г.М., Кождаспиров, А.Ю - М.: Академия, 2000. - 175 с.

6. Коптюг, В. А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де Жанейро, июнь 1992 г.). - Новосибирск: РАН Сиб. Отд., 1992 - 62 с.

7. Мамедов, Н.М., Экологическое образование как предпосылка устойчивого развития общества // Экологическое образование: концепции и технологии: Сб. науч. тр. / под ред. проф. С.Н. Глазачева. - Волгоград: Перемена, 1996. - 282 с.

8. Муздыбаев, К. Психология ответственности. /под ред. В. Е. Семенова. - Л.: Наука: Ленингр. отд-ние, 1983. - 240 с.

9. Национальная стратегия экологического образования в Российской Федерации (проект) // Вестник экологического образования в России (приложение).- 2000.- №1. -1-20 с.

10. Ожегов, С.И. Словарь русского языка. - М., Русский язык, 1988. - 675 с.

11. Пиаже, Ж. Роль действий в формировании мышления // Вопросы психологии. -1965. - №5 - 32 с.

12. Плохотнюк, Е.Б. Развитие экологической ответственности у студентов высших учебных заведений: дис... канд. пед. наук. - Челябинск. 2002. - 184 с.

Bibliography

1. Baranovsky, S.I. XVI International Conference "Ecological Education in the Interests of Stable Development" (Russia, Moscow, 25-26 June, 2010): Theses of Reports and Presentations of XVI International Conference " Ecological Education in the Interests of Stable Development " / S.I. Baranovsky. - St.-Petersburg: Green Cross, 2010. - 374 p.

2. Dal, V.I. Explanatory Dictionary of the Russian Language: Selected Articles / Ed. by L.V.Belovinsky. - M.: OLMA - PRESS, 2004. - 700 p.

3. Jonas, H. Das Prinzip Verantwortung. Versuch Einer Ethik Fuer die Technologischt Zivilisation / H. Jonas. - Fr.a. V., 1979. - P. 41-56.

4. Kodzhaspirova, G.M. Pedagogical Dictionary / G.M. Kodzhaspirova, A.Yu. Kodzhaspirov. - M.: Academia, 2000.-175 p.

5. Koptyug, V.A. The United Nations Conference on Environment and Development (Rio de Janeiro, June 1992) / V.A. Koptyug. - Novosibirsk: Siberian Department of the Academy of Sciences,1992 - 62 p.

6. Mamedov, N.M. Environmental Education as a Prerequisite for Stable Society Development // Environmental Education: Concepts and Technologies: Collection of Scient. Works // Ed. by Prof. S.N. Glazachev. - Volgograd: Peremena, 1996. - 282 p.

7. Muzdybaev, K. Psychology of Responsibility. / Ed. by V.E .Semenov. - L.: Science: Leningrad Department, 1983. - 240 p.

8. Ozhegov, S.I. The Russian Dictionary / S.I. Ozhegov. - M., 1988. - 675 p.

9. Piaget, J. The Role of Actions in Thinking Forming / J. Piaget // Questions of Psychology. - 1965. - № 5 - 32 p.

10. Plokhotnyuk, E.B. Higher School Students’ Ecological Responsibility Development: Diss. ... Cand. of Ped. / E.B. Plokhotnyuk. - Chelyabinsk. 2002.-184 p.

11 The National Strategy of Ecological Education in the Russian Federation (Project) / / Bulletin of Ecological Education in Russia (Annex). - 2000 .- №1.- P.1-20.

12. Zverev, I.D. Ecology in Schooling: A New Aspect of Education / I.D. Zverev. - M.: Inter-Price, 1980 - 276 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.