Научная статья Original article УДК 336
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
ГОСУДАРСТВА
THEORETICAL ASPECTS OF THE STATE MONETARY POLICY
Шульга Александра Витальевна, магистрант 3 курса, магистерская программа «Финансовая экономика и монетарное регулирование», кафедра финансов и кредита, экономический факультет, Приднестровский государственный университет им. Т. Г. Шевченко, ПМР, г. Тирасполь. shulga2103 @mail .ru
Shulga Alexandra Vitalievna, 3rd year master's student, master's program "Financial Economics and Monetary Regulation", Department of Finance and Credit, Faculty of Economics, Pridnestrovian State University named after T. G. Shevchenko, PMR, Tiraspol. [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются различные трактовки термина «денежно-кредитная политика», делается попытка разграничить понятия «денежно-кредитная политика» и «денежно-кредитное регулирование», характеризуются направления монетарной политики, ее основные цели, методы и инструменты, с помощью которых центральный банк может воздействовать на денежный рынок.
Annotation. The article examines various interpretations of the term "monetary policy", attempts to distinguish between the concepts of "monetary policy" and
"monetary regulation", characterizes the directions of monetary policy, its main goals, methods and instruments with which the central bank can influence the money market.
Ключевые слова. денежно-кредитная политика, денежно-кредитное регулирование, денежно-кредитный механизм, цели, методы, инструменты, центральный банк.
Keywords. monetary policy, monetary regulation, monetary mechanism, objectives, methods, instruments, central bank.
Денежно-кредитная политика (далее - ДКП) разрабатывается и реализуется практически всеми странами и считается важнейшим направлением экономической политики любого государства. Вместе с тем, у современных экономистов отсутствует единое мнение по поводу трактовки понятия «денежно-кредитная политика», различные авторы дают похожие определения термина, выделяя те или иные особенности: сферу приложения, объекты воздействия, цели, приоритеты и пр. Так, например, под ДКП понимается совокупность мероприятий, суть которых состоит в управлении процентом, объемами кредита, денежной массой и другими показателями денежного обращения и рынка ссудных капиталов [5, с.30].
Еще один подход определяет монетарную политику как политику (или комплекс взаимосвязанных мер) в денежно-кредитной сфере, проводимую центральным банком страны с целью регулирования конъюнктуры и воспроизводственного процесса, для достижения уровня производства, обеспечивающего стабильность цен и полную занятость [3, с.79].
Похожий, но более узкий подход можно найти у западных экономистов, выделяющих среди целей денежно-кредитной политики или лишь «денежные цели», или «...контроль за нормальным функционированием банковской и финансовой систем, а также за тем, чтобы уровень предложения денег и кредитных ресурсов способствовал решению общенациональных экономических задач» [4].
Американские ученые Э. Абель и Б. Бернанке отмечают решающую роль государства в проведении денежно-кредитного регулирования и приводят свою трактовку: денежно-кредитная политика - решения правительства о том, сколько денег предложить экономике. Данный подход наиболее точно визуализирует политику ФРС США в отношении количественного предложения денег в экономике, а именно проводимую политику количественного смягчения (Quantitative easing - QE).
Известный российский ученый О.И. Лаврушин приводит авторское определение денежно-кредитной политики - это осуществление краткосрочных и долгосрочных мероприятий со стороны государства по управлению динамикой денежного оборота [2, с.284]. Тарасевич Л.С. под денежно-кредитной политикой подразумевает воздействие на экономическую конъюнктуру посредством регулирования количества находящихся в обращении денег.
Таким образом, можно выделить ярко выраженный монетаристский характер взглядов на сущность денежно-кредитной политики в современной экономической теории. Вместе с тем, кроме воздействия регулятора на количество денег в экономике существуют и иные способы проведения единого денежно-кредитного регулирования в государстве. К ним можно отнести воздействие регулятора через банковскую сферу на уровень экономического роста в стране, спрос и предложение, регулирование банковской деятельности с помощью селективных методов. В конечном счете, денежно-кредитное регулирование не всегда направлено только на поддержание уровня необходимого количества денег в стране, а так же и на укрепление всей финансовой структуры страны, повышение инвестиционной привлекательности экономики, стимулирование развития хозяйствующих субъектов. В этом аспекте считаем, что под денежно-кредитной политикой следует понимать совокупность стратегических и тактических целей экономического развития страны, осуществляемых через регулирование
банковского сектора с помощью методов воздействия на денежную и кредитную активность субъектов рынка.
Таким образом, можно выделить два направления монетарной политики в зависимости от характера поставленных целей: стратегическое и тактическое. Стратегическая денежно-кредитная политика должна быть ориентирована на длительный период развития (как минимум до 3-5 лет) и предусматривать решение значительных по объему целей в контексте тех или иных экономических стратегий государства. Тактическая денежно-кредитная политика, разрабатываемая в контексте стратегической, должна быть направлена на решение задач годового этапа развития страны, определяя соответствующие ему формы и методы организации денежно-кредитных отношений. Только взаимосвязь стратегии и тактики монетарной политики позволит минимизировать фактор неопределенности будущего развития, сводя к минимуму негативную самоорганизацию денежной системы.
Другой важный вопрос - это разделение понятий «денежно-кредитная политика» и «денежно-кредитное регулирование». Будем исходить из той позиции, что в соответствие со стратегией и тактикой ДКП государство осуществляет денежно-кредитное регулирование. Иными словами, монетарная политика находит свое практическое воплощение в соответствующих мероприятиях государства, которые реализуются через механизм государственного денежно-кредитного регулирования (денежно-кредитный механизм) [2].
В наиболее общем случае он представляет собой совокупность способов организации денежно-кредитных отношений, создаваемых государством в целях обеспечения благоприятных условий для экономического развития общества. В каждом конкретном случае под механизмом денежно-кредитного регулирования будем понимать систему организации денежно-кредитных отношений и практических мероприятий на финансовом рынке, реализуемых органами монетарного регулирования (и прежде всего центральным банком) с выбранной в данный временной период тактикой монетарной политики.
Структура механизма денежно-кредитного регулирования является достаточно сложной. В нее входят различные элементы, соответствующие разнообразию денежно-кредитных отношений в стране, основными из которых являются:
- стратегическое и тактическое денежно-кредитное планирование и прогнозирование;
- разработка денежно-кредитных показателей, нормативов и лимитов;
- управление денежно-кредитной сферой;
- определение эффективных монетарных рычагов (стимулов);
- осуществление банковского надзора (монетарного контроля).
Каждая сфера и отдельное звено денежно-кредитного механизма
являются составной частью единого целого. Они взаимосвязаны и взаимозависимы, причем внутренняя увязка составных звеньев происходит с помощью принципов функционирования денежно-кредитного механизма. Вместе с тем сферы и звенья функционируют относительно самостоятельно, что несет риск рассогласования их деятельности. Кроме того, развитие страны в условиях глобализации и создания интеграционных союзов влечет за собой возникновение новых форм денежно-кредитных отношений и, соответственно, усложнение денежно-кредитного механизма. Все это вызывает необходимость актуализации и постоянного согласования как основополагающих принципов, так и других составляющих денежно-кредитного механизма, что является важнейшим условием его действенности.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что денежно -кредитный механизм - это совокупность видов и форм, принципов и рычагов, методов и инструментов формирования и использования денежных ресурсов с целью обеспечения целей тактической и стратегической денежно-кредитной политики. Данный механизм играет особое значение в реализации денежно -кредитной политики государства, так как призван создать условия для повышения эффективности монетарной политики, достижения ее тактических и, соответственно, стратегических целей.
На макроуровне выделяют шесть основных целей денежно-кредитного регулирования:
1. Поддержание стабильности цен.
2. Достижение высокого уровня занятости.
3. Обеспечение экономического роста.
4. Обеспечение устойчивости ставки процента на внутреннем денежном рынке согласно текущим экономическим потребностям развития.
5. Поддержание равновесия на отдельных сегментах национального финансового рынка.
6. Обеспечение устойчивости внутреннего валютного курса [2, с.276].
Первая цель денежно-кредитного регулирования - поддержание
стабильности цен в стране является определяющей и часто трактуется как последовательное снижение инфляции. Уменьшение негативного влияния инфляционных процессов способствует улучшению инвестиционного климата в стране, укрепляет тенденцию долгосрочного экономического роста.
Проблема достижения высокого уровня занятости решается опосредованно через стимулирование национальных секторов экономики к развитию и поддержание их устойчивой конкурентоспособности на мировом рынке.
На наш взгляд основополагающей целью денежно-кредитной политики в современных реалиях должно стать поддержание темпов экономического роста в стране не ниже общемировых тенденций.
Последние три цели способствуют сглаживанию конъюнктурных колебаний на внутреннем финансовом рынке, что обеспечивает интеграцию национальной финансовой системы в мировую с воздействием фактора общепланетарного информационного поля.
Одними из важнейших элементов системы денежно-кредитного регулирования являются методы и инструменты, с помощью которых реализуется денежно-кредитная политика. ДКП может производиться центральным банком косвенными (экономическими), прямыми
(административными), общими и селективными методами [2].
Прямые методы - административные меры в форме различных директив Центрального Банка относительно объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов, увеличение нормы обязательных резервов являются примерами такого метода. Реализация данных методов даёт наиболее быстрый экономический эффект, так как при использовании прямых методов временные лаги сокращаются. Так, в 2013 году ЦБ РФ произвел ограничение верхнего уровня процентных ставок по депозитным операциям, что позволило сократить процентный риск, формируемый чрезмерно высокими ставками кредитными организациями, не входящими в число крупных игроков банковского депозитного рынка.
Косвенные методы регулирования денежно-кредитной политики воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют большой временной лаг, последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Использование косвенных методов непосредственно связано со степенью развитости денежного рынка.
Общие методы являются преимущественно косвенными и оказывают влияние на денежный рынок в целом.
Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Их применение связано с решением частных задач, таких, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выдачи отдельных видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т.д. Используя селективные методы, центральный банк сохраняет за собой функции централизованного перераспределения кредитных ресурсов, несвойственных центральным банкам стран с рыночной экономикой, поскольку они искажают рыночные цены и распределение ресурсов, сдерживают конкуренцию на финансовых рынках.
В арсенале регулятора также имеется целый набор инструментов
воздействия на денежный рынок. Среди них наиболее значимыми являются: политика обязательных резерв, политика рефинансирования коммерческих банков и операции на открытом рынке. [1]
Политика обязательных резервов как инструмент денежно-кредитной политики - наиболее действенный и сильно влияющий на объем денежной массы в обращении. Минимальные резервы - это наиболее ликвидные активы, которые должны иметь все редитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в центральном банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.
Очень мощным и действенным в применении инструментом в арсенале центрального банка является рефинансирование коммерческих банков. Термин "рефинансирование" означает получение денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка. Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях.
Векселя переучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону (в Европе 0,5-2 процентных пункта).
В случае повышения центральным банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Изменение ставки рефинансирования или
учетной ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики центрального банка. Например, повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот. Следует отметить, что изменение вышеуказанных ставок как инструмент денежно-кредитной политики применяется редко и носит характер среднесрочного действия. Решения об изменении уровня ставок рефинансирования и учетной применяется в увязке с изменением уровня инфляции в стране.
Постепенно два вышеописанных метода денежно-кредитного регулирования утратили свое первостепенное по важности значение, и главным инструментом денежно-кредитной политики стали интервенции центрального банка, получившие название операций на открытом рынке. Этот метод заключается в том, что центральный банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в банковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральные банки периодически вносят изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту.
По форме проведения рыночные операции центрального банка с ценными бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или продажу. Обратная заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Таким образом, операции на открытом рынке, как метод денежно-кредитного регулирования, значительно отличаются от двух предыдущих. Главное отличие - это использование более гибкого
регулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.
Стоит отметить, что помимо операций по купле-продаже ценных бумаг центральный банк может проводить куплю-продажу валюты, что получило название валютной интервенции. Это особенно важно для поддержания устойчивого курса национальной валюты. Например, ЦБ может купить иностранную валюту за рубли, тем самым снижая курс рубля.
Помимо перечисленных основных методов регулирования существуют еще и методы административного регулирования, установления количественных ограничений, ориентира роста денежной массы и др. Центральный банк вправе устанавливать нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального риска на одного заемщика, нормативы достаточности капитала, некоторые другие. Очевидно, что использование административного воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.
Существуют так же методы количественного кредитного ограничения. Их задача состоит в определении максимального объема выданных кредитов коммерческими банками. Это способствует уменьшению денежной массы. Однако, в таком случае могу пострадать малые предприятия, так как банки в первую очередь будут выдавать кредиты свои крупным и постоянным клиентам, чтобы сохранить их доверие. Необходимо отметить, что, добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и
умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности.
Подводя итоги, следует отметить, что с помощью денежно-кредитной политики государство может влиять на многие экономические процессы, достигать тактические и стратегические цели, а, следовательно, способствовать устойчивому экономическому росту в стране в системе рыночных отношений.
Литература
1. Гордиевич Т. И., Рузанов П. В. Денежно-кредитная политика: основные режимы и трансмиссионный механизм // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2019. Т. 4, № 2. С. 122-130. DOI: 10.25206/2542-0488- 2019-4-2-122-130.
2. Деньги, кредит, банки. Экспресс-курс. Учебное пособие. /кол. авт. под ред. проф. О.И.Лаврушина, М.: КНОРУС 2010. - 320с.
3. Колесников В.И. Банковское дело. / под ред. Колесникова В.И. - М.: Финансы и статистика, 2019. - 480 с.
4. Матук Жан. Финансовые системы Франции и других стран: В 2-х т.: Пер. с фр. - М.: Финстатинформ, 1994. - 685 с.
5. Поляков В.П., Московкина Л.А. Структура и функции центральных банков. Зарубежный опыт: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 192 с.
Literature
1. Gordievich TI, Ruzanov PV Monetary policy: basic modes and transmission mechanism // Omsk Scientific Bulletin. Ser. Society. History. Modernity. 2019.Vol. 4, No. 2. P. 122-130. DOI: 10.25206 / 2542-0488- 2019-4-2-122130.
2. Money, credit, banks. Express course. Tutorial. / qty. ed. ed. prof. OI Lavrushina, M .: KNORUS 2010 .-- 320s.
3. Kolesnikov V.I. Banking. / ed. Kolesnikova V.I. - M .: Finance and statistics, 2019 .-- 480 p.
4. Matuk Jean. Financial systems of France and other countries: In 2 volumes: Per. with fr. - M .: Finstatinform, 1994 .-- 685 p.
5. Polyakov V.P., Moskovkina L.A. The structure and functions of central banks. Foreign experience: textbook. - M .: INFRA-M, 2016 .-- 192 p.
© Шульга А.В., 2021 Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №10/2021.
Для цитирования: Шульга А.В., ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА// Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №10/2021.