Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АУДИТА'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АУДИТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2751
577
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТ / АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОНЯТИЕ АУДИТА / ПОНЯТИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КЛАССИФИКАЦИЯ АУДИТА / ВНУТРЕННИЙ АУДИТ / ВНЕШНИЙ АУДИТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Харитонова Ксения Вячеславовна

Данная статья описывает теоретические аспекты аудиторской деятельности. Статья раскрывает понятия аудиторской деятельности и аудита, приводятся отличительные черты данных понятий. В статье приводятся классификации аудита в зависимости от критерия классификации. Приводятся отличительные черты видов аудита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АУДИТА»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АУДИТА Харитонова К.В.

Харитонова Ксения Вячеславовна - магистрант, кафедра бухгалтерского учета и аудита, Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург

Аннотация: данная статья описывает теоретические аспекты аудиторской деятельности. Статья раскрывает понятия аудиторской деятельности и аудита, приводятся отличительные черты данных понятий. В статье приводятся классификации аудита в зависимости от критерия классификации. Приводятся отличительные черты видов аудита.

Ключевые слова: аудит, аудиторская деятельность, понятие аудита, понятие аудиторской деятельности, классификация аудита, внутренний аудит, внешний аудит.

Аудит - динамично развивающаяся деятельность не только в Российской Федерации, но и в мире, в связи с этим ему посвящено множество научных трудов.

Слово «аудит» произошло от латинского слова «аМте», которое означало «слышать». В древние времена, когда владельцы бизнеса подозревали мошенничество, они назначали специальных людей для проверки счетов. Эти люди отправлялись за счетоводами и «слышали», что счетовод должен был сказать о состоянии счетов.

Статья 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» № 307 определяет следующие понятия:

— аудиторская деятельность (аудиторские услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами;

— аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности [3].

Словарное значение аудита - официальная экспертиза счетов. Очевидно, что лицо, которое проверяет счета, должно быть человеком, который знает, что проверять, как проверять и кому должен быть представлен его отчет. Таким образом, можно сказать, что аудит - это процесс, с помощью которого компетентные независимые лица собирают и оценивают доказательства, чтобы сформировать мнение и сообщить его заинтересованному лицу через его аудиторский отчет.

Из вышесказанного ясно, что процесс аудита включает в себя три компонента. Это:

— бухгалтерские книги;

— аудитор;

— методы и процедуры аудита.

Различные авторы научных трудов неоднозначно определяют аудит. Так, по мнению Гришановой О.П., аудит - это внешний контроль за деятельностью предприятия, осуществляемый независимыми дипломированными специалистами [5]. Из этого определения можно сделать вывод, что главная цель аудита - это контроль за предприятиями, что не совсем верно, так как аудиторская компания не является контролирующим органом и основная задача аудитора - выразить мнение о достоверности финансовой отчетности.

С другой стороны, аудиту можно дать следующую дефиницию: предпринимательская деятельность, предполагающая независимую проверку отчетности организации. Это определение раскрывает экономическую сущность аудита - предпринимательская деятельность, то есть конечной целью любой аудиторской организации является получение прибыли.

Американская ассоциация по бухгалтерскому учету дает следующее определение аудиту - системный процесс получения и оценки объективных данных об экономических действиях и событиях, устанавливающий уровень их соответствия определенным критериям и представляющий результаты заинтересованным пользователям [2].

Монтгомери, ведущий американский бухгалтер, определяет аудит как: «систематическое изучение бухгалтерских книг и документов бизнеса или других организаций с целью проверки или подтверждения и предоставления отчетов по их результатам».

Институт дипломированных бухгалтеров Индии определил аудит в своих Стандартах аудита-200 ^А-200) как «независимую проверку финансовой информации любого предприятия, ориентированного на прибыль или нет, независимо от его размера или юридической формы, когда такая проверка проводится с целью выразить мнение по этому вопросу» [7].

Европейские специалисты трактуют аудит как процесс снижения до определенного уровня информационного риска, т.е. вероятность того, что в финансовых отчетах компании содержатся ложные или неточные сведения для пользователей отчетами .

Из приведенных выше определений видно, что аудитор должен не только увидеть арифметическую точность бухгалтерских книг, но и пойти дальше и выяснить, являются ли транзакции, внесенные в книги первоначальной записи, правильными или нет. Эту функцию можно выполнить путем обследования, сравнения, проверки, рассмотрения, проверки документов, подтверждающих операции в бухгалтерских книгах, и изучения корреспонденции, протоколов собраний акционеров и директоров, учредительного договора и устава и т.п.

Из выше сказанного можно вывести следующее определение: аудит - это предпринимательская деятельность, подразумевающая независимую проверку финансовой отчётности организации дипломированными специалистами с целью выражения мнения проверяющих лиц о достоверности и соответствии законодательным требованиям этой отчетности.

Задачи аудитора зависят от его роли, а именно с чьей стороны проводится аудит. На основе этого признака выделяют внутренний и внешний аудит.

Внешний аудит обычно проводится для выполнения требований закона. Внештатным аудитором может быть назначен квалифицированный дипломированный аудитор, не связанный с подготовкой отчетности или управлением организацией.

Аудитор, который проводит такой аудит, является «независимым» от аудируемого предприятия, то есть он является независимым профессионалом, у которого нет таких отношений с предприятием, которые могут негативно повлиять на его способность составить объективное суждение о финансовой отчетности. Различные вопросы, связанные с процедурами аудита, правами и обязанностями аудитора, процедурами их назначения и представления отчетов, представлены в соответствующем уставе.

Особенностями внешнего аудита являются:

— внешний аудит проводится независимым квалифицированным аудитором.

— обычно этот вид аудита проводится периодически.

— цель внешнего аудита состоит в том, чтобы увидеть, дают ли финансовые отчеты правдивое и объективное представление о финансовом положении и результате компании.

— внешний аудитор может работать независимо и имеет лучший статус.

— этот вид аудита проводится главным образом для защиты интересов владельцев, акционеров и других сторон, которые не знают о повседневной деятельности организаций.

— закон всегда предусматривает нормы, касающиеся назначения аудитора [4].

Внутренний аудит проводится специально назначенным персоналом в организации. Это аудит, посредством которого проводится тщательная проверка учетных транзакций, а также системы, в соответствии с которой эти транзакции были зарегистрированы. Внутренний аудит проводится для проверки точности и достоверности финансовой отчетности и статистических данных, представляемых руководству. В соответствии со Стандартами аудита объем и задачи внутреннего аудита сильно различаются.

Особенности внутреннего аудита включают в себя:

— система внутреннего аудита считается частью системы управленческого контроля, а не просто ее помощником. Объем внутреннего аудита зависит от требований руководства.

— характер и степень проверки также зависит от размера и типа организации бизнеса.

— он охватывает не только операционный аудит различных видов операционной деятельности в организации, но также включает аудит самого руководства.

— функцию внутреннего аудита можно рассматривать как неотъемлемую часть системы внутреннего контроля.

— внутренний аудит носит непрерывный характер. Работа внутреннего аудитора начинается после завершения транзакций.

— как правило, внутренний аудит проводится постоянными сотрудниками организации. Иногда сторонние агентства могут попросить провести внутренний аудит. Наличие внутреннего аудита помогает внешнему аудитору.

Отличительные черты внутреннего и внешнего аудита приведены в таблице ниже (табл. 1) [9].

Таблица 1. Отличия внешнего и внутреннего аудита

Отличие Внешний аудит Внутренний аудит

Природа Проводится в целях подтверждения достоверности. Проводится с целью проверки соблюдения норм и установленных процедур и защиты активов организации.

Квалификация Внешний аудитор должен обладать определенной квалификацией. Внутренний аудитор не должен обладать какой-либо конкретной квалификацией.

Объем работ Этот тип аудита должен быть полным во всех отношениях. Его сфера никак не может быть ограничена руководством. Объем работ внутреннего аудита определяется руководством.

Цель Целью этого вида аудита является защита интересов владельцев и других сторон, связанных с предприятием. Основной задачей внутреннего аудита является повышение эффективности и прибыльности предприятия.

Назначение аудитора Внешние аудиторы обычно назначаются владельцами, иногда правительством Внутренние аудиторы назначаются управленцами

Статус Аудитор является посторонним и независимым лицом. Он не связан какими-либо правилами и положениями организации. Внутренний аудитор является сотрудником организации. Он связан правилами и положениями организации.

Продолжительность Внешний аудит носит периодический характер. Является непрерывным в течение всего периода.

Рекомендации Предоставление совета или рекомендации не является обязанностью внешнего аудитора. Он сообщает только о качестве финансовой отчетности, подготовленной руководством. Внутренний аудитор может дать совет руководству для принятия некоторых корректирующих мер.

Исходя из требований аудита, подход к нему может отличаться. Итак, из практического подхода к проведению аудиторской проверки, аудит можно классифицировать по следующим видам:

— непрерывный аудит;

— периодический полный финансовый аудит;

— промежуточный аудит;

— аудит по случаю.

Непрерывный аудит или детальный аудит включает в себя подробное изучение бухгалтерских книг через регулярные промежутки времени, например, один или три месяца. Аудитор посещает своих клиентов через регулярные или нерегулярные промежутки времени в течение финансового года и проверяет каждую транзакцию. В конце года он проверяет счет прибылей и убытков и бухгалтерский баланс.

По словам Р. С. Уильямса, «непрерывный аудит - это тот, при котором аудитор или его сотрудники постоянно участвуют в проверке счетов в течение всего периода или когда аудитор или его сотрудники посещают клиента через регулярные или нерегулярные интервалы времени в течение периода» [9].

Этот вид аудита применяется в следующих случаях:

— желательно представить счета сразу после закрытия финансового года;

— объем транзакций очень большой;

— периодические отчеты должны быть представлены руководству.

Периодический аудит проводится в конце финансового периода, когда все счета

сбалансированы и окончательные отчеты уже подготовлены. Он также может начаться до подготовки окончательной отчетности и продолжаться даже после закрытия финансового периода.

По словам Спайсера и Пеглера, «окончательный или полный аудит обычно понимается как аудит, который не начинается до конца финансового периода, а затем продолжается до завершения аудита» [5].

В случае такого типа аудита, аудитор посещает своего клиента только один раз в год и проверяет счета, пока работа по аудиту за весь период не будет завершена.

Этот вид аудита применяется в следующих случаях:

— объемы операций организации невелики;

— нет необходимости срочно представлять проверенные счета в течение определенного периода времени;

— система внутреннего контроля очень эффективна;

— промежуточные выписки со счетов не требуются руководству для проверки или для каких-либо других целей.

Различие между непрерывным аудитом и периодическим аудитом представлены в таблице [5]:

Различия Непрерывный аудит Периодический аудит

Публикация годовой отчетности Обеспечивает раннюю публикацию годовой отчетности Публикация годовой отчетности может быть отложена

Периоды аудита Аудит проводится в течение всего года Аудит проводится раз в год во время закрытия периода

Покрытие аудита Возможна подробная проверка бухгалтерских книг из-за наличия достаточного времени в распоряжении аудитора. Подробная проверка обычно невозможна. В большинстве случаев проверка бухгалтерских книг ограничивается тестированием.

Внесение изменений Изменение проверенных данных возможно из-за длительного разрыва между двумя последовательными визитами аудитора к его клиенту. Изменение цифр невозможно, так как в процессе аудита нет перерывов.

Затраты Дорогостоящий Достаточно экономичный

Применимость Применяется для крупных компаний Применяется для небольших компаний

Процесс Аудитор часто посещает и проверяет счета. Аудитор посещает бизнес клиента только один раз в год после закрытия счетов.

Обнаружение ошибок Эффективен для раннего обнаружения ошибок. Ошибки остаются до проведения годового аудита.

Промежуточный аудит проводится между двумя ежегодными аудитами с целью подтверждения промежуточной прибыли бизнеса, что позволит организации объявить промежуточные дивиденды своим акционерам. Это своего рода аудит, который проводится между двумя периодическими аудитами.

Аудит по случаю проводится один раз, когда возникает необходимость. Он возможен только в случае возникновения имущественных сомнений, но в случае акционерных обществ, банковских и страховых компаний аудит должен проводиться один или два раза в год в соответствии с положениями закона.

Таким образом, мы видим, что аудит явление сложное и многогранное. Его главное задачей является подтверждение достоверности отражения финансового состояния организации в отчетности, там самым снижая информационные риски. Кроме того, каждый из видов аудита имеет свои особенности, и может регламентироваться различными нормативными актами. Чтобы заниматься аудиторской детальностью недостаточно иметь диплом о высшем образовании, необходимо так же иметь определенный опыт работы, подтвердить свои знания при квалификационной аттестации и иметь государственную лицензию.

Список литературы

1. АдамсР. «Аудит». М.: Финансы и статистика, 1995. 560 с.

2. Алборов Р.А., Концева С.М. Практический аудит. М.: Издательство «Дело и сервис», 2011. 304 с.

3. Аренс Э.А., Лоббек Дж. «Аудит». М.: Аудит, Юнити, 1995. 398 с. Аудит Монтгомери / Ф.Л. Дефлиз, Г.Р. Дженик, В.М.О'Рейлли, М.Б. Хирш. / Пер. с англ. под ред. Я.В. Соколова. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997. 542 с

4. Дмитриева И.М. Бухгалтерский учет и аудит. Учебное пособие / И.М. Дмитриева. М.: Юрайт, 2014. 306 с. ISBN 978-5-9916-2817-4.

5. International Auditing Practices Committee (IAPC) of the International Federation of Accountants The audit of international commercial banks/ IAPC. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.bis.org/ (дата обращения: 10.11.2020).

6. Basu S.K. Fundamentals of Auditing/ S.K. Basu. Pearson India, 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://learning.oreilly.com/ (дата обращения: 10.11.2020).

7. Робертсон Дж. Аудит /Перев. с англ. М.: КПМГ, Аудиторская фирма «Контакт», 1993. 496.

8. Федоренко И.В. Аудит/И.В. Федоренко. М.: Инфра-М, 2013. 272 с. ISBN 978-5-16005015-7.

9. Штефан М.А. Аудит в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / под редакцией М.А. Штефан. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2019. 260 с. (Бакалавр и магистр. Академический курс). ISBN 978-5-534-07683-7. Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://urait.ru/bcode/433926/ (дата обращения: 08.10.2020).

ОСОБЕННОСТИ ПРОДВИЖЕНИЯ БРЕНДОВ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Гузенок В.А.

Гузенок Вероника Алексеевна - студент, кафедра международных культурных связей, Белорусский государственный университет культуры и искусств, г. Минск, Республика Беларусь

Аннотация: в статье анализируются развитие брендов в сфере культуры Республики Беларусь, а также их особенности продвижения и влияние на построение межкультурных связей.

Ключевые слова: анализ бренда, торговая марка, товарный знак, «Славянский Базар», культура, фестиваль.

На сегодняшний день проводить исследование текущего состояния рынка очень важно. Если бренд уже существует и продается на рынке, необходимо оценить его положение. Если продукт пока находится в стадии разработки - проводим анализ ситуации на рынке конкурирующих товаров.

Анализ важен потому, что название бренда не всегда является и функционирует внутри самого бренда. Анализ бренда - это изучение внутренней составляющей, а не внешней. Названий существуют миллиарды, которые приносят небольшую прибыль в отличие от брендов, где главной задачей является качественный продукт. Названия люди часто не замечают, а ради конкретных брендов потребители готовы стоять, ждать и даже переплачивать за товар. Актуальность данной темы заключается в том, что ее изучение и анализ поможет правильно создать и продвинуть бренд, а также выявить недостатки в уже существующих технологиях.

На практике часто встречается такой случай, что общество путает три близких понятия - бренд, товарный знак и торговую марку. Следует всегда помнить о том, что между ними существуют принципиальные различия, у каждого понятия своя цель, идея и функция.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Торговая марка - маркетинговое понятие, которое используется для обозначения внешнего оформления товара с целью его идентификации и отличия от конкурентов. Торговая марка представляет собой комплекс фирменных атрибутов товара -символа, цвета, шрифта, фирменной сигнатуры, а также слогана, персонажей и других идентифицирующих товар признаков, формирующих его единый целостный образ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.