Научная статья на тему 'Теоретические аспекты активизации лидерского потенциала личности студентов вуза в процессе их внеучебной деятельности'

Теоретические аспекты активизации лидерского потенциала личности студентов вуза в процессе их внеучебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
659
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕРСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА / АКТИВИЗАЦИЯ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ВУЗА / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗА / LEADER'S POTENTIAL / LEADER'S QUALITIES / ACTIVIZATION OF LEADER'S POTENTIAL OF COLLEGE STUDENTS / EXTRACURRICULAR ACTIVITY OF COLLEGE STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова А. Б.

В статье анализируются теоретические аспекты проблемы активизации лидерского потенциала личности студентов, выявляется структура лидерского потенциала студента вуза, рассматривается содержание процесса его активизации в процессе внеучебной воспитательной деятельности, описываются условия, обеспечивающие эффективное формирование лидерских качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF ACTIVIZATION OF LEADER'S POTENTIAL OF COLLEGE STUDENTS PERSONALITY IN THE PROCESS OF THEIR EXTRACURRICULAR ACTIVITY

In the article the theoretical aspects of a problem of activization of leader's potential of students' personality are analyzed, the structure of college student's leader's potential is revealed, the content of the process of its activization in the process of extracurricular educational activity is considered, the conditions that assure an effective formation of leader's qualities are described.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты активизации лидерского потенциала личности студентов вуза в процессе их внеучебной деятельности»

рования взаимодействия общества и природы с целью сохранения между ними равновесия и предотвращения негативных последствий научно-технического прогресса позволяет рассмотреть со студентами пути преодоления конкретных экологически кризисных ситуаций, показать им возможности науки и техники в этом отношении.

Эффективность формирования экологического стиля мышления на занятиях по физике может быть повышена за счет применения разнообразных активных методов преподавания физики. Среди них важное место занимают проблемное обучение, диалоговое изложение материала, дискуссии, экскурсии в природу, предметнообразное описание окружающей среды, ролевые игры, экспериментально-практические работы студентов (учащихся) в природных условиях и др. Полезен прием целенаправленного рассмотрения экологических ситуаций, когда описывается конкретная угроза природе, вызванная, например, физико-техническими причинами, а ученикам предлагается «принять» личное решение (найти такой природоохранный выход из экологически неблагоприятной ситуации, который был бы обоснован с научной точки зрения, экономически целесообразен и нравственен). Этот прием обогащает студентов (учащихся) опытом принятия экологически грамотных решений на основе нравственного выбора, развивает интерес к изучаемому материалу, показывая его жизненную значимость, позволяет почувствовать сложность и неоднозначность оценки складывающихся на практике ситуаций, важность предвидения динамики их развития и возможных последствий.

Физика играет важнейшую роль в правильном понимании многих экологических проблем, возникающих в качестве побочного эффекта научно-технического прогресса. Она служит научной основой тех технических средств, которые создаются для нейтрализации пагубного воздействия жизнедеятельности человечества, применяемых технологий на природу. Поэтому последовательное раскрытие соответствующих аспектов экологического образования на протяжении всего курса физики и выработка у студентов на этой основе экологического стиля мышления должны стать сегодня приоритетными в преподавании физики.

Библиографический список

Вообще главное условие успешности формирования экологического стиля мышления - использование приемов и методов обучения, в максимальной степени приближающих их к жизненной практике, включающих их в непосредственное решение экологических проблем, приобщающих студентов к практической природоохранительной деятельности. Лишь накопление запаса личных впечатлений от общения с природой (а не только знаний о ней) создает богатую эмоциональную основу для осознания её ценности, появления чувства личной заинтересованности в её сохранении, выработки «правил поведения», не позволяющих наносить ущерб окружающей среде - ни большой, ни малый. Вот почему нельзя ограничиваться только уроками, необходимо организовывать и специальные, имеющие целью воспитание у студентов экологической культуры, внеклассные занятия, факультативные курсы, общественные работы по сохранению местных объектов природы.

Учитывая многоаспектность и междисциплинарный характер экологического образования необходимо взаимодействовать с преподавателями других школьных предметов (биологии, химии, специальных дисциплин и др.), чтобы объединить, обобщить весь экологический материал, изучаемый на разных уроках. С этой целью желательно организовать циклы лекций, согласованных по общей программе и читаемых учителями смежных дисциплин, проводить совместно уроки решения задач, семинары на экологические темы и т.п.

В итоге у обучающихся должно сложиться четкое представление о том, что существование экологических проблем -социальная реальность современной жизни, в которую им предстоит вступать по окончании школы, что практическая их деятель-ность будет в дальнейшем связана с решением этих проблем на основе оптимизации взаимоотношений с природой, что такая оптимизация вполне осуществима с точки зрения науки и техники, а потому каких-либо веских причин для пессимизма пока нет. Судьба людей в их руках, надо лишь энергично, со знанием дела, ответственно заниматься защитой окружающей среды.

1. Усова, А.В. Воспитание учащихся в процессе обучения физике / А.В. Усова, В.В. Завьялов. - М.: Просвещение, 1984.

2. Большая энциклопедия: в 62 т. - М.: ТЕРРА, 2006. - Т. 60.

3. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М.: Высш. шк., 2004. 4. Большая энциклопедия: в 62 т. - М.: ТЕРРА, 2006. - Т. 31.

5. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. Фонд; научно-ред. совет: предс. В.С. Степин. - М.: Мысль,

2001. - Т.2.

6. Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В. А. Мижериков; под общ. ред. П.И. Пидкасистого. - М.: ТЦ Сфера, 2004.

7. Протасов, В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России: учеб. и справ. пособие.- М.: Финансы и статистика, 2001.

Статья поступила в редакцию 03.02.10

УДК 378

А.Б. Иванова, зам. директора Института молодежи ЧелГУ, г. Челябинск, E-mail: Ivanova-ab@yandex.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АКТИВИЗАЦИИ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ИХ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье анализируются теоретические аспекты проблемы активизации лидерского потенциала личности студентов, выявляется структура лидерского потенциала студента вуза, рассматривается содержание процесса его активизации в процессе внеучебной воспитательной деятельности, описываются условия, обеспечивающие эффективное формирование лидерских качеств.

Ключевые слова: лидерский потенциал, лидерские качества, активизация лидерского потенциала студентов вуза, внеучебная деятельность студентов вуза.

Современное российское общество характеризуется с одной стороны, нестабиль-ностью экономических отношений, возрастающей конкуренцией на рынке труда, а с другой, -расширением и качественным изменением международного сотрудничества в области образования, присоединением России к Болонскому процессу. В этих условиях, возрастает спрос на компетентных и активных специалистов, способных самостоятельно и осознанно принимать решения, умеющих

правильно строить взаимоотношения с другими людьми, работать в команде, то есть проявлять лидерские качества. Это заставляет молодых специалистов быть готовыми самопрезен-товать свои личные и деловые качества, развивать и совершенствовать свои потенциальные лидерские возможности. Особая роль в решении этих задач отводится образованию, общенациональные интересы которого отражены в концепции его модернизации и связаны с ориентацией на качественные

параметры в подготовке специалистов, применением инновационных технологий в обучении, компетентностным подходом в оценке результатов образовательной деятельности вузов. В этом контексте особую актуальность приобретают вопросы активизации лидерского потенциала личности студента в процессе внеучебной деятельности вуза.

Влияние внеучебной воспитательной деятельности на активизацию лидерского потенциала заключается в том, что внеучебная воспитательная деятельность вуза яв-ляется основным фактором, влияющим на развитие внутреннего потенциала личности студента, ориентирующим и преобразующим ее, способствующим развитию духовных и нравственных качеств, позволяющим личности реально анализировать свою деятельность в соответствии с требованиями современного социума, ориентирующим на базовые ценности и традиции общества.

Исследуя данную проблему мы столкнулись с необходимостью разрешения про-тиворечий между:

- объективной социальной потребностью в специалистах с профессионально вос-требованным уровнем социальной активности, умением быстро реагировать на происходящие изменения, анализировать информацию и прогнозировать дальнейший ход событий, принимать соответствующие решения и действовать согласно им, способных осуществлять взаимодействие в соответствии с современными потребностями общества и недостаточным вниманием педагогической теории и практики к проблеме становления личности студента путем развития ее лидерского потенциала;

- осознанием педагогами вуза необходимости активизации лидерского потенциа-ла личности студента и недостаточной разработанностью научно обоснованных педагогических стратегий активизации данного потенциала в вузе;

- имеющимся потенциалом внеучебной деятельности вуза, позволяющим повысить эффективность становления личности будущего профессионала с высокоразвитыми лидерскими качествами и недостаточной разработанностью методического обеспечения по организации данного процесса.

Учитывая актуальность проблемы, идея нашего исследования заключается в поиске и выборе педагогических возможностей, обеспечивающих активизацию лидерского потенциала личности студентов вуза в условиях внеучебной воспитательной деятельности.

Проведенный анализ психолого-педагогического понимания феномена лидерства и становления лидерских качеств у студентов позволил установить, что лидерство - это многоплановое явление. Как социально-психологический феномен, оно выступает в качестве элемента организации совместной деятельности и управления в системе межличностных отношений [1]. Феномен лидерства личности в условиях группы (коллектива) является результатом действия комплекса факторов как объективно-ситуа-ционных (цели и задачи группы в конкретной ситуации), так и субъективных, личностных и социально-психологических (интересы и потребности, индивидуально-типологические особенности и ценностные ориентации контактной группы). Эти факторы объективно и субъективно обусловливают собой действия лидера как инициатора и организатора групповой деятельности и взаимодействия.

В этой связи потребовалось определить основополагающие понятия нашего исследования. К таким понятиям мы относим «лидерский потенциал студентов» и «активизация лидерского потенциала студентов вуза». Конкретизация данных понятий в контексте предметно-профессиональной специализации составляет научную новизну исследования. При их определении мы опирались на современные концепции профессионального потенциала личности, подходы к определению механизмов его формирования и развития, сложившиеся в последние годы в психологии и педагогике.

Лидерский потенциал студентов, мы определяем как комплекс профессиональных и личностных качеств, включающих в себя взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты (мотивационный, когнитивный, рефлексивный),

основой которых выступают ценностные ориентации на развитие лидерского потенциала. Такое понимание предопределило наши подходы к организации формирования ценностных ориентаций будущих специалистов по социальной работе в вузе: системно-синергетический, компетентностный, гуманитарно-культурологический, личностно-ориентированный,

индивидуально-дифференцированный. Выбор данных научных подходов был обусловлен тем, что они позволяют выявить сущностную характеристику лидерского потенциала, выделить структуру, определить содержание и уровни его формирования; способствуют выявлению педагогических условий эффективного функционирования модели активизации лидерского потенциала студентов в процессе внеучебной деятельности вуза и разработке методики их реализации.

Педагогическая сущность процесса активизации лидерского потенциала студентов вуза заключается в создании специально организованной социально-конкурент-ной среды в процессе внеучебной деятельности вуза и его психологопедагогического сопровождения.

Научный поиск путей решения проблемы привел нас к идее создания такой организационной формы внеучебной воспитательной деятельности, которая позволила бы максимально реализовать содержательный и процессуальный потенциал внеучебной деятельности в активизации лидерского потенциала студентов вуза и объединить функ-ции действующих традиционных форм. В качестве такой организационной формы внеучебной воспитательной деятельности вуза выступил Институт молодежи при Челябинском государственном университете.

Институт молодежи как структурное подразделение призван выполнять задачи развития морального сознания, лидерских качеств и стремления добровольного слу-жения обществу у студентов. С этой целью в Институте молодежи предлагаются разнообразные программы для развития лидерских качеств как в форме специальных курсов так и путем вовлечения студентов в общественную деятельность.

Результаты, полученные в ходе исследования, выявили необходимость разработ-ки модели активизации лидерского потенциала в процессе внеучебной деятельности вуза и поиск педагогических условий эффективной реализации модели. При этом мы выделяем по каждой из составляющей модели специалиста четыре группы качеств лич-ности:

1) общепрофессиональные качества: высокая теоретическая и практическая подготовка, системное видение профессиональных проблем, способность к профессиональной адаптации, способность к прогностической деятельности, способность выполнять функциональные обязанности; владение методами управления коллективом, умение видеть ключевую задачу, умение распределять работу в коллективе;

2) качества творческой деятельности: широкий общий кругозор, творческое отношение к работе, владение методами творчества, высокая методическая подготовка;

3) социально-психологические качества: умение организовать продуктивные личностные контакты, внутриколлек-тивное общение, умение учитывать индивидуальные особенности членов группы, требовательность к подчиненным, умение разбираться в людях, способность привлекать к себе людей, внушать доверие, способность оказывать воспитательное воздействие на членов группы личным примером, способность задавать бодрый, деловой тон в работе, умение убеждать других, уравновешенность, склонность к изучению людей, интерес к их нуждам;

4) социально-коммуникативные качества: умение отстаивать интересы своего коллектива, умение организовать контроль и стимулировать других членов группы, общительность, легкость вступления в контакты с людьми, психологический такт, ответственность, обязательность, честность и порядочность, нормальная эмоционально-психологическая возбудимость, правильность артикуляции, хорошая постановка голоса.

Субъектной основой данной модели являются, с одной стороны, преподаватели вуза, осуществляющие педагогиче-

ской содействие в процессе активизации лидерского потенциала студентов в процессе внеучебной деятельности вуза, а с другой стороны, студенты как будущие специалисты. Важно подчеркнуть, что и преподаватели и студенты в процессе активизации лидерского потенциала являются субъектами. Это происходит потому, что студенты в процессе активизации лидерского потенциала поставлены в активную деятельностную позицию, существенным признаком которой является осознанность каждым студентом ведущей роли выполняемой деятельности в процессе их профессионального становления.

Предложенная структурно-функциональная модель реализуется на каждом этапе активизации лидерского потенциала студентов вуза и предполагает подбор содержания педагогических условий на протяжении всего образовательного процесса в соответствии с изменением уровня лидерского потенциала студентов. Особенности процесса активизации лидерского потенциала предопределили выделение следующих педагогических условий:

- формирование у студентов установки на развитие лидерского потенциала;

- вовлечение студентов в разнообразную, специально организованную деятельность Школы лидера при Институте молодежи, обеспечивающую их пребывание в роли лидера;

- организацию педагогического содействия активизации лидерского потенциала студентов в процессе внеучебной деятельности студентов.

Условия, определенные нами, опираются на возможности высшего образования как наиболее технологичной и подвижной части культуры, организующей наследование общечеловеческих ценностей, способствующих формированию личностных качеств, предопределяющих и формирование лидерских качеств [2].

Выделение первого педагогического условия продиктовано тем, что формирование лидерства - это процесс и результат развития структуры внутренней психологической организации личности в единстве их проявления в персональной организаторской и коммуникативной готовности личности к внешнему управлению общением и деятельностью членов группы и коллектива. При этом динамичное развитие лидерских качеств будущих специалистов зависит не только от социально-педагогических и организационно-педагогических условий организации деятельности и взаимодействия студентов в учебном коллективе, но и от условий активного саморазвития лидерских качеств самим студентом. Лидерские качества будущего специалиста развиваются наиболее ус-пешно лишь в силу активного и заинтересованного включения студентов в функционально грамотное выполнение различных лидерских ролей в совместной групповой деятельности, что и позволяет на практике сложиться ведущим качествам специалиста как исполнителя, организатора и наставника. В связи с этим необходимо формирование установки студентов на развитие лидерского потенциала.

Библиографический список

Выбор второго педагогического условия обусловлен тем обстоятельством, что только теоретические и практические знания в рамках вуза не позволяют осуществить связь знаний с практическими умениями и навыками, получаемыми в процессе самостоятельной социально-значимой деятельности. Особую роль в закреплении профессиональных умений и навыков, необходимых для осуществления человекотворческой, развивающей функций, играет практика, позволяющая проявить лидерские способности, сформировать нормы поведения, общения, ценностные ориентиры, индивидуальный стиль «направляемой и организуемой деятельности». Участие студентов в спе-циально организованной деятельности Школы лидера Института молодежи - это дополнительная возможность обогащения личности студентов ценностями, усвоения основного образования, предметная ориентация, возможность реализации личностных профессиональных потребностей, коррекция личностных профессиональных потребностей и профессионально значимых качеств личности.

Третье педагогическое условие подчинено тому, что лидерский потенциал рассматривается нами как стержневое качество личности будущего специалиста, успешное развитие которого невозможно без целенаправленного участия и квалифицированной помощи педагогов. При этом, педагогическое содействие мы понимаем как психолого-педагогическую деятельность педагога по созданию во внеучебной деятельности вуза условий для активизации лидерского потенциала студентов. Если посмотреть на это с практической стороны, то это означает создание в образовательном процессе вуза таких условий, в которых у студентов при овладении лидерскими качествами формируются одновременно профессионально значимые мотивы, профессиональное самосознание, познавательная самостоятельность, устойчивое стремление к систематическому личностному саморазвитию и достижению ощущения удовлетворенности результатами своей деятельности.

Таким образом, данные педагогические условия представляет собой ориентировочную основу для выстраивания процесса активизации лидерского потенциала студентов в процессе внеучебной деятельности вуза. Практическими результатами исследования рассмотренной проблемы явились обоснованные научно-методические рекомендации по формированию лидерских качеств студентов, которые дают возможность педагогам наиболее эффективно разрабатывать и применять способы и средства организации процесса внеучебной воспитательной деятельности.

Все выделенные педагогические условия были проверены нами в опытно-экспе-риментальной работе. Анализ полученных результатов показал, что данные условия в полной мере обеспечивают эффективность процесса активизации лидерского потенциала студентов в процессе внеучебной деятельности вуза, задачи научного поиска решены, цель исследования достигнута.

1. Котрухова, Р.И. Технологии развития лидерских качеств студенческой молодежи: метод. пособие. - Челябинск: ЧелГУ, 2009.

2. Мартынова, М.Д. Развитие лидерства и социальной активности молодежи в системе высшего образования как основание для формирования управленческих качеств будущих специалистов // Университетское управление: практика и анализ. - 2003. - № 5 - 6(28).

Статья поступила в редакцию 03.02.10

УДК 372.016

С.В. Камка, ст. преп. ИРРО, г. Екатеринбург, E-mail: svjusupova@rambler.ru; Л.Н Попов, доц. РГППУ,

г. Екатеринбург, E-mail: svjusupova@rambler.ru

СТИЛЕВЫЕ ДИАЛОГИ В ПРЕПОДАВАНИИ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА РУССКИХ СИМВОЛИСТОВ)

В статье рассматривается феномен синтеза искусств в русской культуре XIX-XX вв. с точки зрения преподавания мировой художественной культуры в современной школе.

Ключевые слова: стиль эпохи, стилевой диалог, семантика стиля, модернизм, символизм, символ, методические приемы преподавания мировой художественной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.