Научная статья на тему 'Теоретическая мысль отечественного дизайна (историография вопроса)'

Теоретическая мысль отечественного дизайна (историография вопроса) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
462
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретическая мысль отечественного дизайна (историография вопроса)»

УДК 74(09) М.Е. Рогожникова

Омский государственный технический университет, г. Омск

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ДИЗАЙНА (ИСТОРИОГРАФИЯ ВОПРОСА)

В отечественном дизайне теория и практика зародились и развивались практически параллельно. Первыми вестниками нового явления под названием «дизайн» стали специализированные учебные заведения в Москве и Петербурге. Здесь сам процесс обучения предполагал создание теоретической базы: наличие терминов, методологии, общего понимания места и роли будущих специалистов. Художники русского авангарда, чьи искания в области формообразования, поддерживали и разделяли первые советские дизайнеры, создавали свои произведения на основе сильной концепции: как антипод классической живописи и знаково-сти формы. Созданный в начале XX в., ВХУТЕМАС стал местом огромной концентрации идей и проектов. В. Татлин, А. Родченко, Л. Попова, Э. Лисицкий, братья Веснины делились своим пониманием дизайна со студентами, отвечавшими им разнообразными, порой фантастическими проектами. Среди исследователей дизайна того времени можно также отметить представителей культуры и искусства, таких, как О. Брик, А. Веснин, А. Ган, Н. Тарабукин, Б. Арватов. Не только идеологическим, но и идейным часто называют этот период истории дизайна в нашей стране.

Быть первыми всегда тяжело, поэтому естественно, что перед нашими первопроходцами стояло огромное количество задач, в том числе и теоретического характера. Общие понятия, методология, сферы применения, психология, эргономика, формообразование - слишком большой круг вопросов должны были решать пионеры советского дизайна. «Одним из наиболее разрабатываемых направлений того времени была именно форма: метод абстрактного композиционного моделирования, использование в технике форм живой природы, принцип стилевого подчинения всех частей общему замыслу» [2] - не малые достижения как для того времени, так и для будущих поколений. Поиски общих целей и задач дизайна - так можно, наверное, охарактеризовать этот период.

К сожалению, в последующие годы все эти идеи были преданы хоть и временному, но все-таки забвению. По мнению многих современных исследователей 1930-1950-е гг., XX в. -время, когда «мы перешли к яростной борьбе за количество, за массовость и многотираж-ность. В проектировании техники распространилось беззастенчивое подражание западным образцам» [1].

Только в начале 1960-х гг. с разрешения правительства появились специальные дизайнерские организации. «В научно-методическом плане создание Всероссийского научно-исследовательского института технической эстетики стало поворотным пунктом в истории отечественного дизайна» [1]. Период 1960-1980-х гг. XX в. иногда называют «золотым» временем советского дизайна. Наряду с созданием конкретных дизайн-проектов ВНИИТЭ и Снежская студия постоянно работали в области теории дизайна, и особенно его методологии. В этот период С.О. Хан-Магомедов сформировал команду талантливых ученых, чьи имена сегодня упоминаются в каждой второй диссертации по дизайну: Е. Сидорина, В. Аронов, А. Лаврентьев, Е. Черневич, С. Серов, Л. Монахова. Они активно занимались разработкой методологии именно отечественного дизайна. Кроме того изучали и систематизировали информацию о пионерах отечественного дизайна. В это же время произошел всплеск интереса к творчеству российских конструктивистов зарубежом. Было выпущено множество монографий, посвященных их жизни и творчеству.

317

Студия в Снеже, функционировавшая параллельно ВНИИТЭ, могла также похвастаться выдающимися педагогами и по совместительству теоретиками дизайна такими как: К. Кантор, В. Глазычев, О. Гениссаретский, М. Конник, Е. Розенблюм.

Два журнала, выпускавшихся в это время, говорят о большой работе именно в обла-

сти теории дизайна: «Техническая эстетика», начавшая выходить с 1964 года и «Декоративное искусство СССР». Первый отражал взгляды ВНИИТЭ, второй - Союза художников. Государственная служба дизайна организовывала регулярные всесоюзные и отраслевые экспозиции, которые также нашли широкое отражение в различных публикациях. Можно сказать, что в этот временной период в отечественном дизайне наблюдался явный подъем в области науки, методики и организационной деятельности.

Возникавшие в 1960-е годы концепции дизайна превратились к 1970-м гг. в системный подход к художественной культуре и проектной деятельности [7]. Теоретики: Д. Азрикян, А. Иконников, М. Каган, М. Коськов, Л. Кузьмичев, Е. Лазарев, Л. Переверзев, создали единую методологию системного анализа.

Отдельно хочется отметить К. Кантора, который в ряде своих работ затрагивал именно проблемы взаимоотношения дизайна и культуры, особенностей отечественной культуры и ее проектности.

Новый этап в развитии российского дизайна наступил, по мнению Ю.В. Назарова в годы перестройки с середины 1980-х гг. С появление частных предпринимателей и рыночной конкуренции встал вопрос об отличительных признаках продукции конкретных фирм, решением которого являлся дизайн. «Часть предприятий пошла по пути репродуцирования известных западных и восточных аналогов, другая же, меньшая часть, пыталась выйти на новый российский рынок с оригинальной продукцией» - пишет В.Ю. Назаров [4]. Некоторые теоретики дизайна могут с этим не согласится, придерживаясь мнения, что отечественные дизайнеры до сих пор копируют или переосмысливают (что гораздо лучше) западные образцы, адаптируя их (а иногда и нет) под нашу действительность.

Логично предположить, что в условиях большого числа заказчиков и, как следствие, полного «погружения» дизайнеров в практику, интерес к теории уменьшился.

Научная работа велась во многом благодаря ученым, работавшим еще в 70-х годах, в основном, на кафедрах дизайна художественно-промышленных вузов в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург и Екатеринбург, а в конце 90-х к ним добавилась кафедра дизайна в Нижнем Новгороде.

В это же время в стенах ВНИИТЭ была создана фундаментальная многотомная «Библиотека дизайнера» - серия, состоящая из 18 изданий, разбитых на ряд разделов: «Теория», «Методика», «Образование», «Зарубежный дизайн». Отдельные тома этой серии были написаны: В. Ароновым, Г. Курьеровой, В. Сидоренко, В. Пузановым, Е. Сидоровой, О. Генисса-ретским.

Еще одним научным центром в это время является Институт теории и истории изобразительного искусства при Российской академии художеств (РАХ), где отделом теории дизайна руководил Н.В. Воронов. Он одним из первых стал заниматься исследованиями в области дизайн-теории в 1960-е гг., и продолжает свою работу в настоящее время.. Н.В. Воронов очень подробно исследовал круг вопросов, связанных с дизайном именно в нашей стране. Сначала появился его двухтомник с общим заголовком «Очерки истории отечественного дизайна», вобравший в себя интересные эпизоды дизайнерской практики в России первой половины ХХ в. Завершилась эта научная работа выходом двухтомного издания «Российский дизайн», в котором автор подробно исследовал феномен отечественного художественного проектирования на протяжении ХХ века. Не так давно вышла еще одна книга, посвященная

318

этой теме «Дизайн: русская версия», она интересна еще и тем, что временной отрезок, описанный в ней, берет свое начало в середине XIX в.

Е. Лазарев и М.С. Каган в Санкт-Петербурге, С. Михайлов в Казани - вот имена лишь несколько авторитетных ученых, работающих в это время в области дизайна. Последний из них выпускает словарь-справочник «Дизайн архитектурной среды», а позже совместно с Л. Кулеевой издает два учебника «Основы дизайна» и «История дизайна». В нашем случае интерес представляет и докторская диссертация А. Лаврентьева, защищенная в этот же период по теме «Эксперимент в русском дизайне ХХ века».

По мнению некоторых известных ученых региональные школы - это своеобразная «изюминка» отечественного дизайна. Каждой из них присущ свой собственный стиль работы

и концептуальное обоснование, и они стараются сохранить свою самобытность.

В это время не на последнем месте стоят периодические издания по дизайну. Журналы «Greatis» (С. Серов), «Да» (Е. Черневич и В. Кричевский), «АРХИТЕКТОН», «Дизайн-студия», «Мир дизайна», «Design», «Как», «Дизайн ревю», «Союз дизайнеров» и др. содержат достаточно информации, как об иностранном, так и об отечественном дизайне.

Круг проблем, интересующий отечественных исследователей, по-прежнему широк. Не потеряли своей актуальности: история дизайна, его методология, взаимосвязь с культурой, искусством, научно-технической деятельностью. А в условиях новой действительности появились вопросы, связанные с рыночной экономикой, западным влиянием, глобализацией. Например, философией дизайна, как технической деятельности, занимались В.Л. Глазычев, М.С. Каган, Г.Н. Лола, Е.А. Розенблюм. А культурно-эстетический контекст развития дизайна исследовали: В.Р. Аронов, И.Н. Безмоздин, Н.И. Воронина, О.И. Гениссаретский, А.В. Иконников, К.М. Кантор, И.М. Лисовец, Г.Н. Лола, А.Г. Раппопорт, В.Ф. Сидоренко.

Не последнее место в исследованиях занимает проблема взаимосвязи дизайна и отечественной культуры. Выводы получаются противоречивыми и порой не слишком оптимистичными. Например, мнение о том, что русская (народная) культура исторически не расположена к такому виду деятельности как дизайн можно встретить в работах Н.С. Воронова и Г.В. Вершинина. Рассматривая временной период феодальной раздробленности, татаро-монгольского ига, крепостного права и советской власти они разбирают многие аспекты человеческой жизни. Материальные и социальные условия жизни, религия, власть - все это, по мнению ученых, не способствовало проявлению интереса, а порой даже отталкивало русского человека от материальной среды. «Нетребовательность, ограниченность житейских запросов... уверенность в бесполезности собирания каких-то материальных благ... культ жертвенности... постоянный дефицит предметов быта»[8].

Проблемы формообразования С. Серов также связывает с особенностями отечественных условий жизни: «еще Николай Бердяев говорил, что русские не знают границ. Это заложено в нас. Беспредельное пространство, в котором мы существуем, сформировало такой менталитет... Так вот, границ мы не знаем, но форма рождается именно из границ, а весь графический дизайн - это форма» [6].

Однако, не смотря на столь неоднозначные мнения относительно прошлого и настоящего российского дизайна, большинство ученых высказывают обнадеживающие и интригующие концепции относительно его будущего.

В начале нового века дизайн присутствует и продолжает активно внедряться во все сферы нашей жизни. Не удивительно, что его теоретические, методологические проблемы актуальны и волнуют современных исследователей. Не один десяток диссертаций посвящен проблемам дизайна, его месту в современном социуме (Горюнова Ю.А.), культуре (Фандеева Е.М.) его связи с научно-техническим прогрессом (Ляшенко В.А.). Волнует отечественных исследователей не только общее понятие дизайна, но и его направления: промышленный ди-

319

зайн (Ермолина Л.А.), дизайн рекламы (Павловская Е.Э.) или одежды (Плешкова И.С.). Временные рамки исследуемых проблем тоже весьма разнообразны: от начала ХХ в. и даже второй половины XIX в. до наших дней. Однако именно отечественному дизайну как целостному явлению, работ посвящено не так уж много. Часто можно встретить лишь отдельную главу в работе, посвященную дизайну в России, и то, как правило, это повторение истории его становления, меняются лишь временные отрезки. Либо часто вспоминается вторая половина 20-ого века, период наибольшей творческой и теоретической активности наших дизайнеров и исследователей. Но попытки создать целостный образ российского дизайна не многочисленны. Интересна в этом плане работа Ю.В. Назарова, где рассказывается именно о современном отечественном дизайне, региональных школах, теориях, мастерах, книгах и периодических изданиях. Но данная работа, хоть и содержит не малый объем интереснейшей информации, скорее носит описательный характер, нежели философский и прогностический.

Дизайну XIX в. посвящено несколько достаточно свежих работ, некоторые из которых уже стали классикой. Например, работа М.Э. Гизе посвящена промышленному дизайну или, если точнее, протодизайну конца XVIII-XIX вв. Или книга Е. Черневич «Русский ди-

зайн. 1850-1917» рассказывающая о дизайне афиш, первых рекламных листовок, театральных сцен и выставок. Очень интересна работа Э.М. Глинтерник об историческом самоопределении графического дизайна в России, но опять же затрагивается временной отрезок с конца XIX по середину XX в.

В работе Герасимова Н.С. прослеживается иной принцип. Здесь автор пытается выявить этнокультурные основания современного отечественного дизайна, но в географическом плане рассматривает только Ленинградскую область и прилегающие северные территории. Однако есть интересные моменты касательно взаимосвязи цветовой гаммы и композиционного решения представленных примеров дизайн-проектов и этнокультурных особенностей данного региона. Еще одна книга (а точнее она является первой) написанная в ключе взаимодействия культурных, национальных принципов с дизайном - это книга К.А. Кондратьевой «Экология культуры». Дизайн здесь не ставится как самоцель исследования, но им проникнута большая часть повествования. Правда, примеры приводятся чаще из практики дизайна других стран нежели России.

Упомянутые работы в основном представляют область искусствоведения, однако это не значит что исследователи из других областей: культурологи, философии, не заинтересованы в исследовании темы дизайна.

Можно сделать вывод, что и молодых современных исследователей весьма интересует тематика и проблематика дизайна. Но ввиду его невероятного проникновения во многие сферы жизни общества, а также привлечения большого количества информации из других областей и профессий, темы которые можно и хотелось бы исследовать растут на глазах. Но ученые-теоретики не забывают и про проблемы связанные с их родной страной, делая попытки понять современные закономерности отечественного дизайна.

Библиографический список

1. Воронов, Н. В. Дизайн: русская версия / Н. В. Воронов. - Тюмень : Институт дизайна, 2005.

2. Ермолина, Л. А. Промышленный дизайн. История, особенности, тенденции развития (философский анализ) : дис. ...канд. филос. наук / Л. А. Ермолина. - Ростов-на Дону, 2010.

3. Межуев, В. М. Идеи культуры. Очерки по философии культуры / В. М. Межуев. -М. : Прогресс-Традиции, 2006.

320

4. Назаров, Ю. В. Бюро дизайнерских прогнозов / Ю. А. Назаров // Социокультурные проблемы дизайна : сборник статей. - Ростов-на-Дону, 2008. - С. 61-66.

5. Пузанов, В. И. Рыночный дизайн. Теория и методология проектирования в системе товарно-денежных отношений / В. И. Пузанов. - М. : ВНИИТЭ, 2007.

6. Серов, С. И. В России дизайна нет, а дизайнеры - есть / С. И. Серов [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ptel.cz/2012/02/sergei-serov-v-rossii-dizaina-net-a-dizainery-est/

7. Сидоренко, В. Д. Эстетика промышленного творчества / В. Д. Сидоренко. - М. : ВНИИТЭ, 2009. - 307 с.

8. Хрестоматия по дизайну / сост. Г. В. Вершинин, Е. А. Мелентьев. - Тюмень : Институт дизайна. 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.