Научная статья на тему 'Теоретическая модель переживания одиночества'

Теоретическая модель переживания одиночества Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2300
485
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДИНОЧЕСТВО / ПЕРЕЖИВАНИЕ / СИСТЕМА / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ОБОСОБЛЕНИЕ / ИЗОЛЯЦИЯ / ОТЧУЖДЕНИЕ / УЕДИНЕНИЕ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / ДЕРЕАЛИЗАЦИЯ / LONELINESS / EXPERIENCE / SYSTEM / IDENTIFICATION / SEPARATION / ISOLATION / ALIENATION / SOLITUDE / SELFACTUALIZATION / DEREALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Олейник Нармина Оруджовна

В статье рассматривается проблема изучения феномена одиночества. Трудности определения и интерпретации сущности одиночества объясняются ограниченностью в теоретическом осознании одиночества как психического феномена. Термин «одиночество» в данном контексте рассматривается как категория пережи-вания. В статье представлена авторская модель переживания одиночества, разработанная на основе принци-пов системного подхода. Согласно этой модели переживание одиночества как целостное образование реали-зуется на основе когнитивного (выполняет подготовительную функцию, которая обеспечивает формирова-ние представления о переживании одиночества, восприятие себя как субъекта и формирование доминирую-щей формы отождествления себя с другими), эмоционального (выполняет оценочную функцию, которая обеспечивает формирование эмоциональной оценки и принятие или непринятие собственных переживаний), поведенческого (выполняет регулятивную функцию, которая обеспечивает меру активности личности в пе-реживании одиночества) и мотивационно-волевого (выполняет стимулирующую функцию, которая состоит из комплекса мотивов и волевых действий личности, которые возникают на определенные формы проявле-ния переживания одиночества) компонентов переживания одиночества. Основываясь на рассмотрении оди-ночества как системного переживания, предложено собственное понимание переживания одиночества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE THEORETICAL MODEL OF THE SOLITUDE EMOTIONAL EXPERIENCE

In the article the problem of studying the phenomenon of loneliness is considered. Difficulties of definition and interpretation of the essence of loneliness are attributable to certain limitations in the theoretical understanding of loneliness as a mental phenomenon. The term «loneliness» in this context is considered as a category of experience. The article presents the author’s model of the experience of loneliness, which is developed based on the principles of a systematic approach. According to the proposed model, the experience of loneliness as a holistic education is im-plemented on the basis of cognitive (performs a preparatory function, which ensures the formation of ideas about the experience of loneliness, perception of self as subject and the formation of dominant forms of identifying oneself with others), emotional (performs the function of assessment, which ensures the formation of emotional evaluation and acceptance or rejection of one’s own experiences), behavioral (performs a regulatory function, which provides a measure of the activity of the individual in the experience of loneliness) and motivational-volitional (performs a stimulatory function, which consists of a complex of motives and voluntary actions of the individual, which occur in certain forms of existence of feelings of loneliness) components of the experience of loneliness. Based on the review of loneliness as a system of experiences, own understanding of the experience of loneliness is offered.

Текст научной работы на тему «Теоретическая модель переживания одиночества»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2016 Философия. Психология. Социология Выпуск 2 (26)

УДК 159.942

DOI: 10.17072/2078-7898/2016-2-104-110

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА

Олейник Нармина Оруджовна

Херсонский государственный университет

В статье рассматривается проблема изучения феномена одиночества. Трудности определения и интерпретации сущности одиночества объясняются ограниченностью в теоретическом осознании одиночества как психического феномена. Термин «одиночество» в данном контексте рассматривается как категория переживания. В статье представлена авторская модель переживания одиночества, разработанная на основе принципов системного подхода. Согласно этой модели переживание одиночества как целостное образование реализуется на основе когнитивного (выполняет подготовительную функцию, которая обеспечивает формирование представления о переживании одиночества, восприятие себя как субъекта и формирование доминирующей формы отождествления себя с другими), эмоционального (выполняет оценочную функцию, которая обеспечивает формирование эмоциональной оценки и принятие или непринятие собственных переживаний), поведенческого (выполняет регулятивную функцию, которая обеспечивает меру активности личности в переживании одиночества) и мотивационно-волевого (выполняет стимулирующую функцию, которая состоит из комплекса мотивов и волевых действий личности, которые возникают на определенные формы проявления переживания одиночества) компонентов переживания одиночества. Основываясь на рассмотрении одиночества как системного переживания, предложено собственное понимание переживания одиночества.

Ключевые слова: одиночество; переживание; система; идентификация; обособление; изоляция; отчуждение; уединение; самоактуализация; дереализация.

THE THEORETICAL MODEL OF THE SOLITUDE EMOTIONAL EXPERIENCE

Narmina O. Oleynik

Kherson State University

In the article the problem of studying the phenomenon of loneliness is considered. Difficulties of definition and interpretation of the essence of loneliness are attributable to certain limitations in the theoretical understanding of loneliness as a mental phenomenon. The term «loneliness» in this context is considered as a category of experience. The article presents the author's model of the experience of loneliness, which is developed based on the principles of a systematic approach. According to the proposed model, the experience of loneliness as a holistic education is implemented on the basis of cognitive (performs a preparatory function, which ensures the formation of ideas about the experience of loneliness, perception of self as subject and the formation of dominant forms of identifying oneself with others), emotional (performs the function of assessment, which ensures the formation of emotional evaluation and acceptance or rejection of one's own experiences), behavioral (performs a regulatory function, which provides a measure of the activity of the individual in the experience of loneliness) and motivational-volitional (performs a stimulatory function, which consists of a complex of motives and voluntary actions of the individual, which occur in certain forms of existence of feelings of loneliness) components of the experience of loneliness. Based on the review of loneliness as a system of experiences, own understanding of the experience of loneliness is offered.

Key words: loneliness; experience; system; identification; separation; isolation; alienation; solitude; self-actualization; derealization.

Особую актуальность в наше время приобретает исследовательский интерес к разработке проблемы одиночества, поскольку достаточно широко и разнообразно данный термин используется в повседневной жизни и в научных источниках. Усложнение процесса социализации личности, ограничение

конструктивных отношений с окружающими людьми, развитие качеств, затрудняющих его интеграцию в социуме, — вот далеко не полный перечень негативных проявлений одиночества. Между тем динамизм современной жизни требует от личности проявления гибкости, оперативности, умения стро-

© Олейник Н.О., 2016

ить собственную жизненную стратегию, адекватную целям общества и собственной самоактуализации.

Широкое и разнообразное использование термина «одиночество» в повседневной жизни и в научных работах, растущий интерес к проблеме одиночества в разных отраслях психологии сочетаются в отечественной психологии с ограниченным числом научных теоретико-эмпирических исследований одиночества.

Анализ работ современных учёных свидетельствует об отсутствии единого понимания сущности одиночества, его происхождения и особенностей протекания, что позволяет определить проблемное поле феномена одиночества: изучение одиночества как социально-психологического феномена (К.А. Абульханова-Славская, Л.А. Варава, С.Л. Вербицкая, Е.Н. Заворотных, Л.И. Старовойтова, Г.М. Тихонов, С.Г. Трубинкова, Ж.В. Пуханова); выявление культурно-исторических форм одиночества (С.О. Ветров, О.В. Данчева, М.Н. Покровский, Ю.М. Швалб); психологических особенностей одиночества на разных возрастных этапах (О.Б. Долги-нова, А.Р. Кирпиков, И.С. Кон, Е.Н. Мухиярова, О.В. Неумоева, Н.В. Першина); описание явлений, похожих на одиночество (изоляция, обособление, изоляция) (В.И. Лебедев, Л.В. Клочек, А.У. Хараш); исследования гендерных переживаний одиночества (О.Я. Грановская, Л.Ю. Левченко, В.И. Силяева, О.В. Папага, Н.В. Шитова).

Научных исследований, в которых анализируются переживания, способствующие самоактуализации личности, мало: «успешные человеческие переживания, ведущие к развитию, самоактуализации и совершенствованию личности, в психологии анализируются крайне редко» [1, с. 372].

Следует отметить, что важными условиями полноценного развития человека является его осознанное стремление к максимально полному раскрытию и реализации собственных потенциальных возможностей, способность самостоятельно определять свой жизненный путь и достигать поставленных целей. Мы считаем, что исследование связи переживания одиночества с самоактуализацией личности позволит в большей мере заполнить данную область актуальной психологии.

Мы рассматриваем переживание в форме отображения, поскольку феномен одиночества в таком контексте в большей степени раскрывает психологические особенности переживания одиночества. Следует согласиться с мнением Л.М. Веккера, который считал, что «переживание — это непосредственное отражение самим субъектом своих собственных эмоций и состояний» [1, с. 363]. Мы рассматриваем феномен одиночества в структуре переживания как форму отражения и пытаемся опреде-

лить, какую роль в данном случае играют похожие по своим проявлениям переживания.

Таким образом, мы рассматриваем термин «одиночество» как переживание и определяем его следующим образом: одиночество — это субъективное переживание, которое проявляется в добровольной или вынужденной невозможности человека удовлетворить потребность во взаимодействии, общении, интимности и сопровождается широким спектром эмоциональных проявлений. Такое переживание относительно, оно не зависит от присутствия других людей, поскольку человек может переживать одиночество даже в ситуациях, когда рядом с ним есть значимые объекты.

Субъективное переживание одиночества может возникать у каждого человека. Уникальность данного феномена заключается в том, что он проявляется у разных людей с разной силой и отличается эмоциональным оттенком. Часто мы замечаем только максимальную силу переживания, а незначитеьные проявления одиночества почти не фиксируются.

Цель нашего исследования заключается в теоретическом исследовании переживания одиночества как фактора самоактуализации личности. В основу исследования мы положили предположение о том, что одиночество как переживание может приводить как к негативным переживаниям (состояниям, эмоциям, чувствам), так и к положительным, которые могут обусловливать развитие и самоактуализацию личности. Сама ситуация одиночества свидетельствует о дефиците определенных объектов, отношений, взаимосвязей, который может обусловливать самосовершенствование.

В связи с поставленной целью мы предложили теоретическую модель переживания одиночества. Для ее построения обратились к принципам системного подхода. На наш взгляд, именно изучение одиночества как системного образования позволяет глубже раскрыть сущность данного переживания, выявить условия, которые могут обусловливать желание личности самоактуализироваться во время переживания одиночества.

Таким образом, для построения структурно-функциональной модели переживания одиночества мы обратились к принципам системного подхода. На наш взгляд, одиночество как субъективное переживание следует рассматривать именно как системное образование, поскольку феномен одиночества нельзя сводить лишь к аффективным составляющим, как определенное чувство или состояние. Одиночество является переживанием и может вызвать разные чувства (например, враждебность, ревность, удовлетворенность и другие) и эмоции (например, горе, страх, уверенность, блаженство и другие), а также и разные состояния (например, стресс, фрустрацию, апатию, эйфорию и другие).

Стоит отметить, что категория переживания была тесно связана с проблемой регуляции поведения, с внутренней и внешней активностью человека, которые соотносились с такими важными проблемами, как осознанность, отношения, волевая регуляция поведения и его пределы, осознание выбора и направленность [5, 8].

Исследуя одиночество как психический феномен и как ресурс развития личности в юношеском возрасте, Е.В. Неумоева выделила три его проявления: эмоциональное (отношение к себе), когнитивное (представление о себе) и поведенческое (способ поведения) [6]. Мы предложили дополнить модель переживания одиночества четвертым компонентом — мотивационно-волевым. На наш взгляд, именно четыре проявления одиночества (компоненты переживания) отражают процессуальность переживания одиночества в большей степени.

Таким образом, исходя из принципов системного подхода, мы рассматриваем одиночество как единую, целостную систему, целостность которой обеспечивается тем, что переживание одиночества происходит на основе взаимодействия таких компонентов, как когнитивный, эмоциональный, поведенческий и мотивационно-волевой (рисунок). Данные компоненты выступают элементами (подсистемами) переживания одиночества.

Прежде чем перейти к описанию самой модели, следует отметить теоретико-методологические основы ее построения. На эмпирическом уровне предложенная модель выполняет описательную функцию, на теоретическом — эвристическую. Мы построили структурно-функциональную модель переживания одиночества (внутренняя организация объекта и поведения субъекта), используя моделирование психических явлений.

Структура как понятие может рассматриваться в качестве инвариантного аспекта системы. Выявляя структуру объекта, мы рассматриваем объект прежде всего как систему, включающую некоторый комплекс частей. Затем выявляем их элементность, и уже эта элементность дает первую структурную характеристику системы [7, с. 119].

Представляя объект как систему, мы даем предварительную картину составных частей объекта в их взаимных отношениях. Структурный анализ системы начинается с выявления определенного состава системы, с детального исследования частей или элементов [7, с. 114]. Далее мы представим характеристику элементов (компонентов) переживания одиночества.

Когнитивный компонент переживания одиночества — обеспечивает подготовительную функцию в переживании одиночества, которая выражается в информировании о ходе переживания и о его последствиях. На основе представлений о собственном

переживании, образа «Я» формируется основной механизм переживания одиночества, который проявляется как форма отождествления себя с другими.

Теоретическим обоснованием переживания одиночества на когнитивном уровне является модель внутренне-личностного генеза явления одиночества, предложенная С.Г. Корчагиной. Данная модель отражает представление З. Фрейда о роли базовых психодинамических тенденций в структуре личности. Последовательная смена действий таких механизмов, как идентификация («процесс и результат неосознанного отождествления себя с другими людьми, определенной группой на основе определенной эмоциональной связи, а также включение их в свой внутренний мир и принятие как собственных норм, ценностей») [4, с. 39] и обособление («противоположный идентификации процесс осознания и отстаивания индивидом своей природной человеческой и личностной ценности») [4, с. 40], дает ключ к пониманию внутренне-личностного генеза одиночества [4]. Доминирование одного из этих механизмов приводит к негативным последствиям переживания одиночества. Так, доминирование механизмов эмпатии (идентификация) и, как следствие, ограничение действия механизмов обособления (отчуждения) способствует появлению у индивида ощущения потерянности, что может привести к деперсонализации. Крайняя форма отчуждения человека проявляется в его обособлении от других людей, ценностей, определенной группы, от мира в целом. Данный вид состояния имеет название «отчуждающее одиночество» [4].

Итак, неосознание переживания одиночества ведет к идентификации с данным переживанием, которое может выражаться в негативном аспекте на поведенческом компоненте (например, в механизме отчуждения). Осознание данного переживания приведет к обособлению и может иметь положительное направление на поведенческом (как механизм уединения) и мотивационно-волевом компонентах (как механизм самоактуализации). Также когнитивная составляющая переживания одиночества может иметь временный характер и не проявляться в других механизмах, поскольку другие переживания могут быть сильнее и значимее для личности.

Следует указать, что каждый из названных механизмов имеет не только негативные, но и положительные последствия. В нашей работе мы не акцентируем внимание на этих аспектах. На наш взгляд, главным является понимание того, какой именно механизм доминирует и к чему это может привести. Следует добавить, что идеальная форма работы данных механизмов заключается в последовательной смене процессов идентификации и обособления, что свидетельствует о нормальном ходе символического механизма социализации [9].

Таким образом, когнитивный компонент переживания одиночества функционирует на основе представлений о собственных переживаниях и восприятии себя как субъекта, что может проявляться как отождествление себя с другими людьми и включение их в свой внутренний мир (идентификация) или как отстаивание собственной индивидуальности и неприятие ценностей других (обособление).

Эмоциональные переживания удовольствия-неудовольствия, принятия-отталкивания отражают процессы реального или потенциального удовлетворения. Одни предметы могут иметь эмоционально-привлекательную, а другие — эмоционально-отталкивающую силу; субъект может также испытывать амбивалентные эмоциональные отношения к той или иной категории вещей.

Исследования Е.Н. Заворотных позволило выявить, что одиночество для каждого человека определяется и его эмоциональным отношением. Автор определяет, что одиночество для человека может быть «положительным», «отрицательным» или «нейтральным» [3]. Исходя из полученных результатов, мы считаем, что эмоциональный компонент переживания одиночества выполняет оценочную функцию. Поскольку переживания одиночества могут сопровождаться различными эмоциями, чувствами и состояниями, эмоциональный компонент обеспечивает возможность оценить собственные переживания (позитивно, негативно или нейтрально) и возможность их принятия-непринятия.

Таким образом, эмоциональный компонент переживания одиночества позволяет оценить собственные переживания и в определенной мере побудить к определенной деятельности, т.е. определяет способ функционирования с данным переживанием, в данном случае — функционирования на поведенческом компоненте.

Поведенческий компонент переживания одиночества — направлен на выполнение регулятивной функции и реализуется в определенных действиях на переживание одиночества. Данный компонент проявляется в степени активности личности в разных формах межличностного взаимодействия. Мы считаем, что этот компонент состоит из таких механизмов, как уединение (внешне или внутренне обусловленное переживание одиночества, которое проявляется в добровольном пребывании наедине с собой), изоляция (внешне обусловленное переживание одиночества, которое проявляется в физической невозможности контактировать с другими людьми)

и отчуждение (внутренне обусловленное переживание одиночества, что проявляется в потере человеком собственного «Я», собственной субъективности).

Следует отметить, что каждый человек может переживать разные виды одиночества, все зависит от того, какой именно дефицит он имеет в межличностных отношениях (эмоциональный, коммуникативный, интимный и другие). По нашему мнению, определенный вид одиночества, который функционирует на поведенческом компоненте переживания, реализуется с помощью механизмов уединения, отчуждения и изоляции. Доминирующий механизм переживания одиночества на поведенческом компоненте отражает особенности функционирования личности с данным переживанием, что в свою очередь может иметь положительное или отрицательное направление в моти-вационно-волевом компоненте.

В исследовании О.В. Неумоевой было выявлено, что негативное влияние одиночества заключается в том, что оно является детерминантой деформированного развития, которое затрудняет вхождение личности в широкий контекст социальных отношений. В то же время одиночество является фактором низкой самопривязанности, т.е. своего рода индикатором неудовлетворенности человека своим положением, что стимулирует к соответствию с идеальным представлением о себе, к развитию своей личности. Такие результаты свидетельствуют о том, что одиночество содержит в себе возможность развития и может квалифицироваться как ресурс развития личности [6, с. 18].

Исследование одиночества в супружеской жизни позволило Е.Я. Грановской также выделить позитивный и негативный аспекты одиночества. Так, позитивный смысл одиночества (одиночество как ресурс) заключается в том, что оно является неотъемлемой частью становления индивидуальности человека. Позитивный потенциал одиночества реализуется в следующих функциях: самопознания; становления саморегуляции; творчества и самосовершенствования; стабилизации психофизического состояния; защиты «я» человека от деструктивных внешних воздействий. Негативный характер одиночества проявляется в невозможности овладеть психическими процессами и состояниями, в нарушении внутренней целостности личности и разрушении механизма психологической защиты [2, с. 17].

Структурно-функциональная модель переживания одиночества

На основании названных выше исследований мы полагаем, что мотивационно-волевой компонент может иметь две формы завершения комплекса переживания одиночества — положительную и отрицательную.

Мотивационно-волевой компонент переживания одиночества — направлен на выполнение стимулирующей функции, которая включает комплекс мотивов и волевых действий личности, возникающих в определенных формах проявления переживания одиночества.

Первая форма проявляется в мобилизации ресурсов личности, в поисках возможностей использования ситуации одиночества. Эта форма проявления является положительной стороной данного переживания, выступает фактором самоактуализации личности (комплекс мотивов совершенствования, саморазвития, самовыражения, самоутверждения; комплекс волевых усилий, которые способствуют позитивному переживанию одиночества). Механизм самоактуализации проявляется в том, что человек использует такой опыт переживания одиночества ради собственного совершенствования. Мотивационно-волевые аспекты усиливают желание индивида достичь личностного развития, самопонимания и в целом собственной самоактуализации.

Вторая форма проявления мотивационно-волевого компонента переживания одиночества проявляется в демобилизации ресурсов личности, выражающейся в нарушении внутренней целостно-

сти личности. Доминирование данной формы в переживании одиночества может привести к дереализации личности, которая сопровождается негативными эмоциями, чувствами и состояниями. Эту тенденцию мы связываем с личностными характеристиками конкретного человека, с доминирующим видом одиночества и с особенностями структуры мотивационно-волевой сферы.

Ориентируясь на общесистемный подход Дж. Фландерса, мы считаем, что в процессе переживания одиночества индивид стремится к стабильности в собственных переживаниях. При нарушении такой стабильности система или ее элементы реагируют отрицательной обратной связью на всех уровнях организации. Так, высокий уровень одиночества может приводить к восприятию себя одиноким человеком (когнитивная подсистема), негативному отношению к одиночеству (эмоциональный), отчуждению в собственных переживаниях (поведенческий), снижению волевой саморегуляции (мотива-ционно-волевой компонент).

Каждую функцию структуры переживания одиночества трудно понять, если ее рассматривать в отрыве от системы, в которой существуют и развиваются компоненты. Важным аспектом предложенной модели является определение процессуальности переживания одиночества. В зависимости от доминирующих форм проявления каждой подсистемы (компонента) одиночество как переживание может трансформироваться и видоизменяться в разных ра-

курсах. Так как любые переживания сопровождаются определенным восприятием, эмоциями, действиями и включают механизмы мотивационно-волевой структуры личности, мы предполагаем, что в разных составляющих переживания одиночество может видоизменяться или приобретать определенный оттенок, работая как целостное образование в определенных взаимосвязях ее составляющих. Например, во время доминирования механизма обособления в переживании одиночества (когнитивный компонент) могут возникать негативные эмоции и неприятие данного переживания (эмоциональный компонент), что может проявляться в отчуждении (поведенческий компонент), и, как отрицательный выход, переживание одиночества может приводить к нарушению внутренней целостности личности (мотиваци-онно-волевой компонент).

Учитывая результаты исследования таких авторов, как Е.Я. Грановская, Е.Н. Заворотных, С.Г. Корчагина, Е.В. Неумоева [2, 3, 4, 6], мы можем отметить, что внутренними условиями актуализации позитивного потенциала одиночества могут выступать: осознание одиночества, формирование положительного восприятия одиночества (отношения к нему), формирование позитивного эмоционального состояния во время переживания одиночества, становление саморегуляции личности, принятие активной позиции по отношению к одиночеству, понимание позитивной роли одиночества в развитии личности и нахождение мотивов выбора одиночества.

Таким образом, одиночество выступает как системное переживание, реализуется не во множестве отдельных компонентов, а в динамике функционирования переживания одиночества как целостной структуры.

Обобщая полученные данные, необходимо отметить, что в нашей работе мы рассматриваем переживание одиночества как системное, динамическое образование и определяем его как особую форму субъективного отражения своего положения в системе «Я-другие», которое состоит из следующих компонентов:

- когнитивного (обеспечивает подготовительную функцию в переживании одиночества и имеет такие формы проявления, как представление о собственных переживаниях, образ «Я» во время переживания одиночества и форма отождествления с другими людьми);

- эмоционального (обеспечивает оценочную функцию и имеет такие формы проявления, как эмоциональная оценка и принятие-непринятие собственных переживаний);

- поведенческого (обеспечивает регулятивную функцию и содержит такую форму проявления, как действия на переживание одиночества);

- мотивационно-волевого (обеспечивает стимулирующую функцию в переживании одиночества и имеет две формы проявления: мобилизующую и демобилизующую).

На данном этапе исследования предложенная нами структурно-функциональная модель переживания одиночества прошла эмпирическую проверку с помощью факторного анализа. Результаты факторного анализа подтвердили теоретическую модель переживания одиночества лишь в том аспекте, что особенности переживания одиночества зависят от функционирования всех четырех компонентов. Единственная работа компонентов переживания одиночества (как целостного, системного явления) обеспечивает подготовительную, оценочную, регулятивную и стимулирующую функции. Таким образом, структурно-функциональная организация переживания одиночества может быть проанализирована в виде системной модели, которая интегрирует ее основные компоненты в их внутренних взаимосвязях.

Но нами не было доказано, что переживание одиночества обуславливает желание испытуемых самоактуализироваться. Мы это связываем с тем, что повышение показателей самоактуализации зависят от особенностей переживания одиночества на каждом компоненте. Анализ структурных, функциональных и результативных изменений структуры переживания одиночества и будет предметом наших дальнейших исследований.

Список литературы

1. Василюк Ф.Е. Современные представления о переживании // Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. М.: АСТ: Астрель, 2009. С. 362-372.

2. Грановська О.Я. Переживання самотност особис-тастю в подружньому житл : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ки!в, 2012. 23 с.

3. Заворотных Е.Н. Социально-психологические особенности одиночества как субъективного переживания: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2009. 254 с.

4. Корчагина С.Г. Генезис, виды и проявления одиночества: монография. М.: МПСИ, 2005. 196 с.

5. Марцинковская Т.Д. Переживание как механизм социализации и формирования идентичности в современном меняющемся мире // Психологические исследования: электр. науч. журн. 2009. № 3(5). URL: http://psystudy.ru/mdex.php/num/2009n3-5/177-marsinkovskaya5.html (дата обращения: 18.11.2015).

6. Неумоева Е.В. Одиночество как психический феномен и ресурс развития личности в юношеском воздасте : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Тюмень, 2005. 23 с.

7. Овчинников Н.Ф. Структура и симметрия // Системные исследования / под ред. М.С. Беленького. М.: Наука, 1969. С. 111-122.

8. Рогова Е.Е. Психологические особенности одиночества у подростков с разной социальной направленностью: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ростов н/Д, 2005. 19 с.

9. Трубинкова С.Г. Психология одиночества (Генезис, виды, проявления): дис. ... канд. психол. наук. М, 1999. 195 с.

Получено 01.10.2015

References

1. Vasilyuk F.E. [Modem ideas of experience]. Psi-hologiya motivatsii i emotsij [Psychology of motivation and emotions]. Moscow, AST Publ., Astrel' Publ., 2009, pp. 362-372. (In Russian).

2. Granovs'ka O.Ya. Perezhivannya samotnosti osobo-stistyu v podruzhnom zhitti: aftoref. diss. kand. psihol. nauk [Experience of loneliness peculiarities in friendly life: author's abstract for procuring degree of candidate of psychological sciences]. Kiiv, 2012, 23 p. (In Ukrainian).

3. Zavorotnyh E.N. Sotsial'no-pssihologicheskie oso-bennosti odinochestva kak sub 'ektivnogo perezhivani-ya: diss. kand. psihol. nauk [Social and psychological peculiarities of loneliness as subjective experience: disseration of candidate of psychological sciences]. Saint Petersburg, 2009, 254 p. (In Russian).

4. Korchagina S.G. Genezis, vidy iproyavleniya odinochestva [Genesis, types and display of loneliness]. Moscow, MPSI Publ., 2005, 196 p. (In Russian).

5. Martsinovskaya T.D. [Experience as mechanism of socialization and identity foration in modern changing world]. Psihologicheskie issledovaniya [Psychological researches]. 2009, no 3(5). Available at: http://psystudy.ru/index.php/num/2009n3-5/177-marsinkovskaya5.html (accessed: 18.11.2015). (In Russian).

6. Neumoeva E.V. Odinochestvo kakpsihicheskij feno-men i resurs razvitiya lichnosti vyunosheskom voz-raste: aftoref. diss. kand. psihol. nauk [Loneliness as psychic phenomenon and resource of personality development in youth: author's abstract for procuring degree of candidate of psychological sciences]. Ty-men', 2005, 23 p. (In Russian).

7. Ovchinnikov N.F. [Structure and symmetry]. Sis-temnye issledovaniya [Systemic researches]. Moscow, Nauka Publ., 1969, pp. 111-122. (In Russian).

8. Rogova E.E. Psihologicheskie osobennosti odinochestva u podrostkov s raznoj sotsial 'noj naprav-lennost 'yu: aftoref. diss. kand. psihol. nauk [Psychological peculiarities of loneliness of teenagers with different social attitude: author's abstract for procuring degree of candidate of psychological sciences]. Rostov-on-Don, 2005, 19 p. (In Russian).

9. Trubnikova S.G. Psihologiya odinochestva (genezis, vidy, proyavleniya): diss. kand. psihol. nauk [Psychology of loneliness (genesis, types, display): disseration of candidate of psychological sciences]. Moscow, 1999, 195 p. (In Russian).

The date of the manuscript receipt 01.10.2015

Об авторе

Олейник Нармина Оруджовна

аспирант кафедры практической психологии

Херсонский государственный университет, Украина, 73000, Херсон, ул. 40 лет Октября, 27; e-mail: [email protected]

About the author

Oleynik Narmina Orujovna

Ph.D. Student of Department of Practical Psychology

Kherson State University,

27, 40 let Octyabrya str., Kherson, 73000, Ukraine; e-mail: [email protected]

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Олейник Н. О. Теоретическая модель переживания одиночества // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. Вып. 2(26). С. 104-110. doi: 10.17072/2078-7898/2016-2-104-110

Please cite this article in English as:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Oleynik N. O. The theoretical model of the solitude emotional experience // Perm University Herald. Series «Philosophy. Psychology. Sociology». 2016. Iss. 2(26). P. 104-110. doi: 10.17072/2078-7898/2016-2-104-110

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.