УДК 378.147
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ИНОЯЗЫЧНОГО ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ У СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА И ЭЛЕКТРОТЕХНИКА»
Ю.В. Шустова, В.Н. Михелькевич
Самарский государственный технический университет 4430100, Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: julia2811@list.ru
Представлена теоретическая модель педагогической системы формирования умений иноязычного делового общения у студентов бакалавриата по направлению «Электроэнергетика и электротехника». Рассматриваются функционально-процессуальные характеристики каждого из девяти звеньев модели системы. Особое внимание уделено описанию информационно-дидактической базы и интенсивных педагогических технологий формирования умений иноязычного делового общения. В составе информационно-дидактической базы кроме традиционных базовых учебников и учебных пособий по иностранному языку, электротехнических словарей, каталогов и проспектов на иностранном языке, ресурсов сети Интернет содержится также авторское учебное пособие Intensive English for Electricians. Используемые интенсивные педагогические технологии, классифицируемые по форме организации учебного процесса, по способу представления учебной информации, по обучению в группе выбираются селективно в зависимости от вида учебной деятельности на занятиях по иностранному языку (чтение, письмо, аудирование, говорение) и этапов (курса, семестра) обучения студентов.
Ключевые слова: педагогическая система, теоретическая модель, деловое общение, формирование умений, технологии обучения, изучение иностранного языка.
В настоящее время многие российские специалисты, инженеры и ученые, работающие в сфере электроэнергетики и электротехники, в силу глубокой интеграции нашей страны в мировое экономическое, научно-техническое и культурное пространство общаются со своими зарубежными коллегами по науке и партнерами по бизнесу на иностранном - английском языке. Данная ситуация имеет место при выезде за границу ученых, аспирантов и специалистов на международные выставки электротехнического оборудования, на стажировки в зарубежные университеты и для обмена опытом на ведущие электротехнические фирмы. Немалое число специалистов трудятся на предприятиях транснациональных российско-американских, российско-французских электроэнергетических и электротехнических корпораций, где также общаются с иностранными коллегами - носителями иностранного языка. Учитывая сказанное и принимая во внимание высокую конкуренцию на рынке инженерного труда, работодатели предъявляют повышенные требования не только к уровню профессионализма/профессиональной компетентности выпускников вузов, но и к уровню их иноязычной подготовки, к их умениям иноязычного делового общения. Отсюда следует, что проблема формирования умений иноязычного делового общения у студентов бакалавриата по направлению «Электроэнергетика и электротехника» является весьма актуальной и своевременной.
Возникшее противоречие между возрастающим количеством информации, которую необходимо изучить студентам во время академических занятий в универси-
Юлия Владимировна Шустова, преподаватель кафедры иностранных языков. Валентин Николаевич Михелькевич, д.т.н., профессор, кафедра психологии и педагогики.
тете, а также повышенными требованиями к уровню их освоения, с одной стороны, и относительно небольшим объемом времени академических занятий, отводимого учебным планом на иностранный язык, с другой стороны, приводит к необходимости использования интенсивных педагогических технологий. Именно поэтому предметом нашего исследования явилась разработка и реализация интенсивных педагогических технологий формирования умений иноязычного делового общения у студентов бакалавриата по направлению «Электроэнергетика и электротехника» [6], а изначальным этапом этого исследования стало создание теоретической модели системы формирования умений иноязычного делового общения (УИДО).
В педагогических исследованиях метод моделирования нашел самое широкое использование в силу многообразия своих функций и возможностей. Как один из теоретических методов педагогического исследования он весьма эффективно помогает «систематизировать знания об изучаемом явлении или процессе, показывает пути их более целостного описания, намечает более полные связи между компонентами, открывает возможности для создания более целостных классификаций» [10].
В педагогической литературе содержится ряд определений понятия «моделирование», авторы которых трактуют его либо как метод исследования объектов на моделях-аналогах определенного фрагмента природной или социальной направленности, либо как процесс построения и изучения модели реально существующих предметов, объектов и явлений. Так, например, В.П. Беспалько характеризует моделирование как «метод опосредованного познания при помощи естественных или искусственных систем, которые способны в определенном отношении замещать изучаемый объект и давать о нем новые сведения» [2]. В свою очередь, Т. Новацкий определяет моделирование как «метод опосредованного практического или теоретического оперирования объектом, при котором исследуется непосредственно не сам интересующий нас объект, а используется вспомогательная или искусственная система (квазиобъект), находящаяся в определенном объективном соответствии с познаваемым объектом, способная замещать его на определенных этапах познания и дающая при его исследовании, в конечном счете, информацию о самом моделируемом объекте» [7].
Из рассмотренных выше определений видно, что моделирование осуществляется с помощью модели. При этом модель - это «такая мысленно представленная и материально реализуемая система, которая, отражая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об объекте» [12]. Г.П. Щедровицкий называет моделью «прототип ориентированного в будущее действия», считая, что «модель - это высокоспециализированные части нашего технического оснащения, специфические функции которых состоят в создании будущего... Модель - не просто некоторая сущность, а скорее способ действия, который представляет эту сущность. В этом смысле модели - это воплощение целей и, в то же время, инструмент осуществления этих целей. Модель одновременно учитывает цель и гарантирует ее реализацию» [13].
С опорой на рассмотренные выше теоретические модели и методологические определения нами была разработана теоретическая модель педагогической системы формирования умений иноязычного делового общения (УИДО) у студентов бакалавриата по направлению «Электроэнергетика и электротехника», представленная на рисунке. Из данного рисунка видно, что целостная педагогическая система формирования УИДО содержит в своей структуре девять взаимосвязанных между собой по преемственно-логической последовательности функционирования звеньев/подсистем, начиная со звена целеполагания (1) и заканчивая звеном (9), отражающим результат функционирования системы. Причем каждое из этих звеньев имеет свою локальную цель, свои практические ценности. Звено целеполагания (1) определяет цель создания и функционирова-
ния педагогической системы: формирование УИДО у студентов бакалавриата по направлению «Электроэнергетика и электротехника».
Теоретическая модель педагогической системы формирования у студентов умений иноязычного делового общения
Звено 2 отражает процесс научного обоснования совокупности УИДО и требований к уровням их сформированности. Следует отметить, что Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования 3 -го поколения подготовки бакалавров по направлению 140400 «Электроэнергетика и электротехника» предусматривает необходимость формирования у студентов общекультурных компетенций в области иностранного языка ОК-2 - готовности к ис-
пользованию одного из иностранных языков. Однако развитие высшего образования на современном этапе требует расширить и дополнить данную компетенцию научно-обоснованной совокупностью умений иноязычного делового общения, которыми должны обладать выпускники вуза.
Звено 3 системы - это информационно-дидактическая база формирования умений иноязычного делового общения в процессе обучения иностранному языку. В состав этой базы включены:
- базовые учебники и учебные пособия по иностранному (английскому) языку;
- авторское учебное пособие Intensive English for Electricians;
- электротехнические англо-русские и русско-английские словари;
- научно-технические журналы, каталоги и проспекты зарубежных фирм на английском языке;
- ресурсы сети Интернет в предметной области «Электроэнергетика и электротехника».
Звено 4 системы - это комплекс интенсивных педагогических технологий формирования УИДО в процессе обучения студентов иностранному языку. Очевидно, что на этапе разработки теоретической модели системы формирования УИДО можно лишь прогнозировать целесообразность и актуальность тех или иных интенсивных педагогических технологий, установить же их реальную эффективность возможно только в процессе проведения последующих эмпирических исследований и их практической апробации в учебном процессе. Тем не менее на основании проведенных исследований [4, 5, 9, 10, 11] отметим, что рекомендуемые к применению интенсивные технологии представлены тремя классификационными группами:
- по форме организации учебного процесса (проектные технологии, модульные технологии, технологии концентрированного обучения);
- по способу представления учебной информации (мультимедийные технологии, в том числе веб-квест [9], содержательно-знаковая наглядность [5], междисциплинарная интеграция);
- по обучению в группе/команде (кейс-стади, игровые технологии, в т. ч. метод «шести шляп», дискуссионные технологии).
Звено 5 системы - выбор критерия оценки результатов функционирования системы. В качестве критерия принято подтвержденное экспериментом сформировавшееся у студентов умение иноязычного делового общения, а в качестве показателей - уровни сформированности УИДО: базовый, средний, высокий. Оценка уровня сформированности УИДО производится через измерение уровня сформированности когнитивного, ценностного и деятельностного компонентов УИДО с последующим расчетом по формуле
У= (ак + РЦ + уД),
где У - уровень сформированное™ УИДО; К, Ц, Д - уровни сформированности когнитивного, ценностного и деятельностного компонентов УИДО; а, в, у - коэффициенты веса в интегральной совокупности уровня сформированности УИДО; а + в + у = 1. Измерение уровней когнитивного и ценностного компонентов УИДО проводится по специально разработанным тестам, а измерение деятельностного компонента УИДО - по результатам выполнения контрольных заданий.
В звене системы «Контроль» (6) проводится экспериментальная проверка сформированности УИДО. На данном этапе могут быть два варианта:
- если результаты эксперимента соответствуют установленным требованиям к уровням сформированности УИДО (вариант «Да»), то результат признается положительным;
- если уровень сформированности УИДО у того или иного студента окажется ниже установленного порогового (в нашем случае базового уровня - вариант «Нет»), то такой студент должен провести самокоррекцию своей учебной деятельности (звено 9).
В случае отклонения от нормы у значительного числа студентов ведущий преподаватель должен проанализировать, не является ли это следствием недостаточного организационно-методического обеспечения или недостаточной эффективности использования той или иной педагогической технологии, а в случае обнаружения такого недостатка произвести соответствующую коррекцию учебного процесса (звено 8).
В заключение укажем, что рассмотренная выше теоретическая модель педагогической системы формирования умений иноязычного делового общения студентов была апробирована и получила практическое применение в качестве системного навигатора при комплектовании информационно-дидактической базы и выборе наиболее рациональной интенсивной технологии формирования УИДО, при разработке критериев и диагностических инструментов оценки уровней сформированно-сти УИДО, а также при оценке эффективности функционирования самой системы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: дидактический аспект. - М.: Педагогика, 1982. - 197 с.
2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии. - М.: ИРПОМО РФ, 1995. -336 с.
3. Герасимов Б.Н. Интенсивные образовательные технологии: Монография. - Самара: СИБиУ, 2009. - 490 с.
4. Кружкова С.И. Проблема автономии в обучении иностранному языку // Вестник Самарского государственного технического университета. - 2009. - № 2 (12). - С. 47-52.
5. Коряковцева Н.Ф. Теория обучения иностранным языкам: продуктивные образовательные технологии: Учеб. пособие для студ. лингв. фак. высш. учеб. заведений. - М. : Академия, 2010. - 192 с.
6. Михелькевич В.Н., Шустова Ю.В. Формирование иноязычных коммуникативных умений с использованием интенсивных технологий // Современные проблемы подготовки специалистов на основе компетентностного подхода: Мат-лы Всероссийской науч.-практ. конф. 4 февраля 2012 г. - Димитровград: ДИТИ НИЯУ МИФИ, 2012. - С. 75-78.
7. Новацкий Т. Основы дидактики профессионального обучения. - М.: Высшая школа, 1979. - 284 с.
8. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие / Колл. авт. под ред. Н.В. Бордовской. - М.: КНОРУС, 2010. - 639 с.
9. Шустова Ю.В. Веб-квест как новая технология формирования иноязычной коммуникативной компетенции // Вестник Самарского государственного технического университета. - 2013. - № 2 (20). - С. 274-276.
10. Шустова Ю.В. Языковой портфель как средство мотивации студентов, обучающихся по направлению «Электроэнергетика и электротехника», к изучению иностранного языка // Вестник Самарского государственного технического университета. - 2013. - № 1 (19). - С. 223-226.
11. Шустова Ю.В. Использование метода кейс-стади в формировании иноязычных коммуникативных умений студентов при обучении английскому языку // Вестник Самарского государственного технического университета. - 2012. - № 1 (17). - С. 212-215.
12. Штофф В.А. Роль модели в познании. - Л.: ЛГУ, 1963. - 287 с.
13. Щедровицкий Г.П. Система педагогических исследований. Педагогика и логика. -М.: Касталь, 1995. - 412 с.
Поступила в редакцию 02.03.2015; в окончательном варианте 02.03.2015
UDC 378.147
THE THEORETICAL MODEL OF THE PEDAGOGICAL SYSTEM OF FORMATION OF THE ABILITIES OF FOREIGN-LANGUAGE BUSINESS COMMUNICATION SKILLS AMONG STUDENTS OF THE BACHELOR DEGREE IN THE POWER INDUSTRY AND ELECTRICAL EQUIPMENT
J. V. Shustova, V.N. Mikhelkevich Samara State Technical University 244, Molodogvardeiskaya st., Samara, 443100 E-mail: julia2811@list.ru
The article is focused on the theoretical model of the pedagogical system of formation of the abilities of foreign-language business communication skills among students of the bachelor degree in the Power Industry and Electrical Equipment. The functional and procedural characteristics of each of nine links of model of the system are considered. Special attention is paid to the description of information and didactic base and the intensive pedagogical technologies of formation of the abilities of foreign-language business communication. As part of information and didactic base, in addition to the traditional basic textbooks and manuals in a foreign language, electrotechnical dictionaries, catalogues and prospectuses in a foreign language, Internet resources, the author's manual "Intensive English for Electricians" is also presented. The used intensive pedagogical technologies are classified by the form of the organization of the educational process, by the way of submission of educational information; the training in a group is got out selectively depending on the type of an educational activity in class in a foreign language (reading, writing, audition, speaking) and stages (a course, a semester) of training the students.
Keywords: pedagogical system, theoretical model, business communication, formation of abilities, technologies of training, learning a foreign language.
Original article submitted 02.03.2015; revision submitted 02.03.2015
Yulia V. Shustova, tutor, depart. of foreign languages.
Valentin N. Mikhelkevich, Dr. Sci. Tech., professor, depart. of psychology and pedagogics.