Теоретическая модель компетенций психолога-консультанта
Кисельникова Н.В., Альмухаметова Т.Н., ДанинаМ.М., Крашенинников Д.Э., Куминская Е.А.,
Лаврова Е.В., Поджио В.А. (Москва) ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования»
labpsycons@gmail.com
Аннотация. В тезисах рассматриваются основания для разработки модели базовых компетенций психолога-консультанта. Указывается, что такая модель может использоваться в профессиональной подготовке и развитии практикующих психологов как основа инструментов для оценки компетенций. Перечисляются компетенции, выделенные в ходе анализа научных работ, и описываются факторы, в которые они объединяются.
Ключевые слова: консультативная психология, компетентностный подход, профессиональное образование, модель компетенций.
The theoretical model of competence of counseling psychologists
N. V. Kiselnikova, T.N. Almukhametova, M.M. Danina, D.E. Krasheninnikov, E.A. Kuminskaya,
E.V. Lavrova, V.A. Poggio (Moscow) Psychological Institute of Russian Academy of Education
Abstract. The grounds for developing a model of the basic competencies of counseling psychologists are considered in the paper. It is indicated that such a model can be used in the professional training and development of practicing psychologists as a basis for tools for assessing competencies. The competencies identified in the analysis of scientific works are listed, and the factors into which they are combined are described.
Keywords: counseling psychology, competence-based approach, professional education, competency model.
Разработка моделей профессиональных компетенций отвечает задачам профессионального образования и развития, связанным с необходимостью обучать специалистов практически важным навыкам, востребованным работодателями и помогающим решать реальные профессиональные проблемы, а также обеспечивать уже обученных специалистов инструментами оценки самоэффективности в своей области и определения зон профессионального роста. Этим обусловливается распространение компетентностного подхода в системе высшего и поствысшего образования [5; 8]. Психологическое консультирование и психотерапия здесь так же не исключение [3].
В практике российского образования разработка карты компетенций лишь частично находится в руках образовательной программы и почти «оторвана» от профессионального сообщества, тогда как опыт других стран показывает, что именно оно должно формировать требования к специалистам и задавать стандарты подготовки. Так, в Великобритании Британское сообщество психологов разрабатывает универсальные и частные модели компетенций и аккредитует университетские образовательные программы в соответствии с ними.
Создание и верификация единой модели базовых компетенций психологов-консультантов и психотерапевтов, адаптированной к использованию в русскоязычном пространстве и российских реалиях оказания психологической помощи, выступила целью нашего исследования.
Изучение аналогичного опыта зарубежных коллег показало, что существуют как «горизонтальные» (с перечислением рядоположенных компетенций), так и «иерархические» модели (включающие более общие и частные компетенции) [1; 4; 7; 9].
В результате анализа этих и более 30 других различных моделей [2; 6] нами были выделены компетенции, вошедшие в авторскую модель. Приводим их перечень с кратким описанием.
1. Гибкость и адаптивность: меняет линии поведения, следует за потребностями клиента, легко реагирует на неожиданности, при необходимости меняет стратегию.
2. Саморегуляция: осознает собственные чувства и мысли, управляет состоянием.
3. Актуализация цели: спрашивает об актуальности цели, способствует уточнению/переформулированию/постановке обновленных целей.
4. Концептуализация случая: концептуализирует случай, осмысляет информацию о клиенте.
5. Обсуждение контракта: обсуждает с клиентом контракт.
6. Последовательность и фокус терапии: соблюдает этапы терапии, возвращает клиента к работе при отвлечении на сторонние темы.
7. План и отчет: составляет план сессии, после сессии составляет отчет о проделанном.
8. Информация о психотерапии: предоставляет информацию о терапии.
9. Границы и правила: оговаривает границы, правила, режим взаимодействия и следует им.
10. Навыки тайм-менеджмента: вовремя приходит на сессию, укладывается в оговоренное время сессии, оставляет время, чтобы мягко завершить сессию.
11. Конфиденциальность: проговаривает с клиентом вопросы конфиденциальности.
12. Принятие: проявляет уважение и принятие.
13. Перефразирование и пересказ: использует перефразирование/пересказ, уточняет, правильно ли понял клиента.
14. Эмпатия: повторяет и называет чувства клиента, отзеркаливает клиентские проявления, проявляет сопереживание или сочувствие.
15. Поддержка: говорит клиенту слова поддержки, одобрения и поощрения.
16. Невербальные навыки: зеркалит позу клиента, устанавливает контакт глаз, подстраивает темп, тембр, громкость речи и пр.
17. Конгруэнтность: проявляет согласованность вербального и невербального содержания, свободное выражение чувств.
18. Резюмирование: выделяет суть клиентского запроса или переживания.
19. Понятность: объясняется простым понятным языком.
20. Распознавание разрывов в терапевтическом альянсе: замечает потерю и разрыв контакта.
21. Сопротивление: обходит сопротивление клиента, не подпадает под провокации и манипуляции.
22. Обратная связь: запрашивает обратную связь, адекватно реагирует на нее.
23. Контекст: учитывает состояние терапевтических отношений и нужды клиента в каждый определенный момент.
24. Мультикультурность: точно определяет культурно обусловленные формулировки для представителей разных культур.
25. Челлендж (работа с затруднениями): выявляет и указывает клиенту на дисфункциональные паттерны, неадаптивные когниции и защитные механизмы, производит интервенции, направленные на их модификацию.
26. Интерпретации: предлагает новые значения и объяснения поведению, мыслям и чувствам клиента.
27. Вопросы: использует целенаправленные вопросы, умеет с помощью вопросов раскрывать категории, важные для продвижения терапевтического процесса.
28. Альтернативные взгляды: предлагает альтернативные взгляды, противоположные или дополняющие убеждения клиента.
29. Пауза: умеет брать паузу, чтобы дать клиенту время соприкоснуться с мыслями или чувствами.
30. Прямое руководство: дает клиенту уместные для ситуации рекомендации и предписания, которые подразумевают конкретные действия.
31. Уместное самораскрытие: раскрывает личную информацию о себе, когда это может помочь клиенту; рассказывает о собственных инсайтах.
32. Стимуляция: использует фразы типа «расскажите больше о» для раскрытия и поддержания клиентских процессов.
33. Информация о психических процессах: предоставляет информацию о психических процессах.
34. Знание границ своей компетентности: вовремя перенаправляет к другому специалисту, знает симптоматику для перенаправления.
35. Межпрофессиональное сотрудничество: знает ключевые вопросы и концепции в смежных дисциплинах, сотрудничает и взаимодействует с профессионалами в них.
36. Профессиональные знания: уместно и точно употребляет термины, использует приемы, взятые из литературы, на практике, расширяет представления о техническом репертуаре.
37. Супервизия/личная терапия/интервизия: не забывает про их необходимость, посещает.
38. Мотивация развиваться: посещает конференции, курсы повышения квалификации, читает профессиональную литературу, исследования, проводит профилактику выгорания и т. д.
39. Самооценка: самооценка ошибок в работе, изучение «слабых мест», учет «сильных мест», подбор тренировок, которые позволят отработать трудные места.
40. Резюмирование сессии и результатов терапии c клиентом: резюмирует сессию и результаты терапии.
41. Оценка результатов: подводит промежуточные итоги с клиентом для того, чтобы понимать, насколько продвинулись в решении запроса,
42. Поддержание результатов: поддерживает положительные тенденции в работе; возвращает клиента к тому, чего он уже достиг.
Теоретическая модель представляет собой пять факторов, в которые входят все перечисленные выше компетенции: процесс терапии, работа с изменениями, профессионализм, результаты терапии и терапевтические отношения.
На основе данной модели был разработан опросник, включающий 230 вопросов, от 4 до 6 пунктов по каждой компетенции. В настоящее время он проходит валидизацию на выборке практикующих психологов.
Литература
1. Farber, E.W. Humanistic-existential psychotherapy competencies and the supervisory process / E.W. Farber // Psychotherapy: Theory, Research, Practice, Training. - 2010. - №47(1). - Р. 28-34.
2. Lambie, G.W., Mullen P.R., J.M. Swank, A.J. Blount The Counseling Competencies Scale: Validation and Refinement / G.M. Lambie, P.R. Mullen, J.M. Swank, A.J. Blount // Measurement and Evaluation in Counseling and Development. - 2015. - №51(1). - Р. 1-15. DOI: 10.1080/07481756.2017.1358964.
3. Hatcher, R., Fouad, N., Campbell, L., McCutcheon, S., Grus, C., Leahy, K. Competency-Based Education for Professional Psychology: Moving From Concept to Practice / R. Hatcher, N. Fouad, L. Campbell, S. McCutcheon, C. Grus, K. Leahy // Training and Education in Professional Psychology. - 2013. - V. 7. - №225. - P. 10. DOI 1037/a0033765.
4. Kaslow, N.J. Competencies in Professional Psychology / N.J. Kaslow // American Psychologist. -2004. - №59(8). - P. 774-781.
5. Le, C., Wolfe, R., Steinberg, A. The Past and the Promise: Today's Competency Education Movement. Students at the Center: Competency Education Research Series. / C. Le, R. Wolfe, A. Steinberg. Boston, MA: Jobs for the Future, 2014.
6. Plakun, E., Sudak, D., Goldberg, D. The Y Model: An Integrated, Evidence-Based Approach to Teaching Psychotherapy Competencies / E. Plakun, D. Sudak, D. Goldberg // Journal of Psychiatric Practice. - 2009. - №15. - P. 5-11. DOI 10.1097/01.pra.0000344914.54082.eb.
7. Ridley, C., Mollen, D., Kelly, S. Beyond Microskills Toward a Model of Counseling Competence / C. Ridley, D. Mollen, S. Kelly // The Counseling Psychologist. - 2011. - №39. - P. 825-864. 10.1177/0011000010378440.
8. Riesman, D. On competence: A critical analysis of competence - based reforms in higher education / D. Riesman. San Francisco, 1979.
9. Rodolfa, E., Bent, R., Eisman, E., Nelson, P., Rehm, L., Ritchie, P. A Cube Model for Competency Development: Implications for Psychology Educators and Regulators / E. Rodolfa, R. Bent, E. Eisman, P. Nelson, L. Rehm, P. Ritchie // Professional Psychology: Research and Practice, - 2005. -№36 (4), - P. 347-354.