Научная статья на тему 'Теоретическая модель формирования профессиональной готовности бакалавра педагогического образования к развивающему обучению младших школьников'

Теоретическая модель формирования профессиональной готовности бакалавра педагогического образования к развивающему обучению младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ / БАКАЛАВР ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / THEORETICAL MODEL / FORMATION OF PROFESSIONAL READINESS / PEDAGOGICAL EDUCATION BACHELOR / YOUNG SCHOOL CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смагина Т.И.

В статье предлагается применительно к условиям реформирования современного образования теоретическая модель формирования профессиональной готовности бакалавра педагогического образования к развивающему обучению младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смагина Т.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL MODEL OF FORMATION OF PROFESSIONAL READINESS OF PEDAGOGICAL EDUCATION BACHELOR FOR THE DEVELOPING TEACHING OF YOUNG SCHOOL CHILDREN

In relation to the conditions of modern education reformation the article gives the theoretical model of formation of professional readiness of pedagogical education bachelor for the developing teaching of young school children.

Текст научной работы на тему «Теоретическая модель формирования профессиональной готовности бакалавра педагогического образования к развивающему обучению младших школьников»

УДС 378.14.026.9

иЭС 378.14.026.9

Т.И. СМАГИНА

старший преподаватель, кафедра романской филологии, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: smagina.tat@mail.ru

T.I. SMAGINA

Senior lecturer, Department of Romance philology, Orel State University named after I.S. Turgenev E-mail: smagina.tat@mail.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ГОТОВНОСТИ БАКАЛАВРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ К РАЗВИВАЮЩЕМУ ОБУЧЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

THEORETICAL MODEL OF FORMATION OF PROFESSIONAL READINESS OF PEDAGOGICAL EDUCATION BACHELOR FOR THE DEVELOPING TEACHING OF YOUNG SCHOOL - CHILDREN

В статье предлагается применительно к условиям реформирования современного образования теоретическая модель формирования профессиональной готовности бакалавра педагогического образования к развиваю -щему обучению младших школьников.

Ключевые слова: теоретическая модель, формирование профессиональной готовности, бакалавр педагоги -ческого образования, младший школьник.

In relation to the conditions of modern education reformation the article gives the theoretical model offormation of professional readiness ofpedagogical education bachelor for the developing teaching of young school - children.

Keywords: theoretical model, formation of professional readiness, pedagogical education bachelor, young school -children.

Исследование проблемы развивающего начального обучения в контексте требований современного образования позволило утверждать, что актуальной проблемой педагогического образования в бакалавриате является необходимость подготовки компетентных учителей иностранного языка, готовых к профессиональной деятельности в системе развивающего обучения младших школьников.

Под профессиональной готовностью бакалавра педагогического образования к развивающему обучению младших школьников предлагается понимать ин-тегративное образование личности студента, в основе которого лежит система личностно-профессиональных ориентаций, знаний и умений, включающая мотиваци-онный, когнитивный, операционно-деятельностный, рефлексивно-оценочный компоненты, уровень сформи-рованности которых является достаточным для успешного выполнения профессиональной деятельности в системе развивающего обучения, для создания своего собственного профессионального образа мира.

Формирование профессиональной готовности бакалавра педагогического образования к развивающему обучению младших школьников представляет собой педагогический процесс, направленный на поэтапное формирование устойчивой мотивации будущего учителя к развивающему обучению младших школьников; системы психолого-педагогических, предметно-методических знаний, преобразованных в личностные, ценностные убеждения, а также системы умений, уровень сформированности которых является

достаточным для успешного самостоятельного выполнения профессиональной деятельности в парадигме развивающего обучения; рефлексивной позиции и опыта творческой деятельности.

Структурно данный процесс рассматривается как самостоятельная система, являющаяся подсистемой целостного образовательного процесса в вузе, включающая целевые установки, специально разработанное содержание поэтапного формирования готовности бакалавра, субъект-субъектное взаимодействие участников образовательного процесса, контекстно-деятельностную технологию обучения, а также результаты педагогической деятельности преподавателей и учебной деятельности студентов.

Исследование и конкретизация понятия «формирование профессиональной готовности бакалавра пе-добразования к реализации развивающего обучения младших школьников» как педагогического процесса позволили разработать теоретическую модель формирования соответствующей готовности.

При ее проектировании учитывались следующие положения:

1. процесс формирования указанной готовности является подсистемой целостного образовательного процесса подготовки в бакалавриате, а значит, и сам является системой;

2. цель процесса формирования профессиональной готовности является одной из составляющих общей цели вузовской подготовки учителя иностранного языка;

© Т.И. Смагина © T.I. Smagina

3. в процессе учебной деятельности студентов предусмотрено поэтапное формирование каждого из компонентов профессиональной готовности, что обеспечит адекватность системы подготовки ее цели и прогнозируемому результату - сформированной готовности.

Теоретическая модель формирования профессиональной готовности бакалавра педагогического образования к развивающему обучению младших школьников представляет собой дидактическую систему, включающую четыре структурных блока: целевой, содержательный, технологический, результативно-оценочный (см. рис. 1.).

Целостное понимание дидактической системы формирования готовности позволяет выделить ее системообразующие, интегративные свойства, не сводимые к свойствам отдельных структурных элементов.

Целевой блок обусловлен нормативными требованиями, опирается на социальный заказ и современное состояние развития образования, содержит цель и научное обеспечение модели, определяет содержание элементов, составляющих теоретическую модель формирования готовности.

В контексте настоящего исследования группа задач процесса формирования готовности соотносится с компонентами готовности бакалавра педагогического образования к развивающему обучению младших школьников. Цель достигается на основе использования указанных в модели подходов и принципов.

Содержательный блок включает дисциплины инвариантного блока - общепрофессиональной и профессиональной подготовки и вариативного, который предусматривает специальную подготовку студентов и включает интегративный курс «Развивающее обучение младших школьников иностранному языку», самостоятельную работу студентов, организованную как самостоятельная творческая деятельность по разработке фрагментов преподавания иностранного языка младшим школьникам, педагогическую практику и научно-исследовательскую работу студентов, направленные на углубление и творческое применение студентами интегративных знаний и умений организации развивающего обучения.

Такое содержание формирования профессиональной готовности студентов делает процесс обучения более эффективным, мотивирует их на ценностное отношение к развивающему обучению, формирует рефлексивную позицию, направляет на саморазвитие и самосовершенствование.

Технологический блок рассматриваемой модели реализует положения целевого блока и представляет собой требования к поэтапной организации формирования готовности бакалавра педагогического образования к развивающему обучению младших школьников.

Специально организованные педагогические условия способствуют эффективному формированию профессиональной готовности будущего учителя к указанному виду деятельности.

Результативно-оценочный блок составляют кри-

терии, их показатели и уровни сформированности готовности бакалавра педагогического образования к развивающему обучению младших школьников.

Методологической основой для определения критериев оценки готовности к развивающему обучению служит деятельность как процесс формирования этой готовности в сознании, ценностях, профессиональных действиях личности учителя. Диалектикой соотношения этих двух наиболее важных компонентов - сознания и деятельности и обусловливается установление основных критериев оценки результатов по формированию готовности. Поскольку основные характеристики готовности бакалавра педобразова-ния к развивающему обучению младших школьников представлены через содержание структурных компонентов этой готовности, являющихся системным образованием, то в качестве критериев, отвечающих требованиям необходимости и достаточности, объективности и устойчивости, в настоящем исследовании выступаютмотивационный, когнитивный, операционно-деятельностный и рефлексивно-оценочный критерии. Такой подход, по нашему мнению, позволяет оценить все свойства, атрибуты рассматриваемого объекта - готовности, как ее субъективную сторону (мотивы, ценности, рефлексия), так и объективную (знания, умения, навыки).

Следовательно, каждый критерий рассматривался как совокупность отдельных показателей, отражающих те или иные признаки, конкретные характеристики каждого компонента готовности бакалавра педагогического образованиякразвивающемуобучениюмладшихшколь-ников, как количественно-качественные параметры, определяющие уровень (высокий: профессионально-творческий, средний: профессионально-продуктивный, низкий: ситуативно-репродуктивный) достигнутых результатов в процессе формирования этой готовности.

Таким образом, теоретическая модель формирования профессиональной готовности бакалавра педагогического образования к развивающему обучению младших школьников представляет собой дидактическую систему, являющуюся подсистемой целостного образовательного процесса подготовки в бакалавриате по направлению «Педагогическое образование» (профиль «два иностранных языка»), направленную на реализацию механизма формирования готовности студентов к профессиональной деятельности в системе развивающего обучения и предполагающую научное обоснование методологических подходов и дидактических принципов к определению целей обучения, отбору и структурированию содержания обучения, выбору форм, методов и средств обучения, контролю результатов обучения и его коррекции.

Представленная теоретическая модель формирования профессиональной готовности характеризуется целостностью, системностью, так как все указанные компоненты взаимосвязаны между собой и работают на конечный результат.

Ученые записки Орловского государственного университета. №3 (72), 2016 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 3 - no. 72. 2016

Coyuana+eu taiat

J^L

Tpe6o®a+ue 8FOC BMO > uogrowos>e 6a>anaspa uo +aupasne+mD _«Megarormuec>oe o6pasosa+me»

Fyma+uwap+ee ugeu

lEflEBOM bflOK

]ena: 0opumposa+me upo0eccmo+ana+ou rowos+ocwm 6a>anaspa uegarormuec>oro _o6pasosa+me > passmsaDyeuy o6yue+mD unagmmx m>ona+m>os.

Mewogonoruueciue uogxoge:

cmcweu+eu, geewena+ocw+eu, >ouuewe+w+ocw+eu, >o+we>cw+eu, wex+onormuec>mu.

3

Mpu+yuue: o6yue+me ж cowpyg+muecwse, >or+mwms+o-geewena+ocw+ou oc+ose o6yue+me, >o+we>cw+oro o6yue+me, egm+cwsa weopmm m upa>wm>m ж o6yue+mm, a>wms+ex uewogos o6yue+me.

COfEPKATEfl@HaM bflOK

H+sapma+w+eu 6no> t) Bapmawms+eu 6no>

Mcmxonoro- uegarormuec>me, uewogmuec>me, upeguew+ee gmcymunm+e Kypc «PassmsaDyee o6yue+me unagmmx m>ona+m>os НЖ» Cauocwoewena+ae pa6owa cwyge+wos Megarormuec>ae upa>wm>a HHPC

TEXHOflOFElECKEM bflOK

Opra+msayme upoyecca 0opumposa+me upo0eccmo+ana+ou rowos+ocwm 6a>anaspa uegarormuec >oro o6pasosa+me > passmsaDyeuy o6yue+mD unagmmx m>ona+m>o ж

flonme1cmno-6eemenanocmnae mexnonosue o6yuenue

Texnonosuueclue rmane 0opuupo0anue npo0eccuonananou somoonocmu

1-u rman

Mowmsaymo++eu

2-u rman

Mos+asawena+o-geewena+ocw+eu

-TT"-

3

3-u rman

H+werpawms+o-wsopuec>mu

MEfAFOFE 1ECKEE VCflOBE3 s00e>wms+ocwm 0opumposa+me upo0eccmo+ana+ou rowos+ocwm -_J__!__

PE5Vfl@TATEBHO-O]EHO1HaM bflOK

fpumepuu cOopuupooannocmu npo0eccuonananou somo0nocmu

III 1

Mowmsaymo++eu Kor+mwms+eu Ouepaymo++o- Pe0ne>cms+o- geewena+ocw+eu oye+ou+eu

Cucmeua nolatameneu c0opumposa++ocwm upo0eccmo+ana+ou rowos+ocwm

1 1

Vpoonu c0opumposa++ocwm upo0eccmo+ana+ou rowos+ocwm

1

Becoluu: upo0eccmo+ana+o-wsopuec>mu Cpe6nuu: upo0eccmo+ana+o-upogy>wms+eu Hutluu: cmwyawms+o-peupogy>wms+eu

J^L -¡ZD- J^L

Petynamam: c0opumposa++ae upo0eccmo+ana+ae rowos+ocwa 6a>anaspa uegarormuec>oro o6pasosa+me > passmsaDyeuy o6yue+mD unagmmx m>ona+m>os.

Рис. 1. Теоретическая модель формирования профессиональной готовности бакалавра педагогического образования к РО младших школьников.

Библиографический список

1. Образцов П.И., Смагина Т.И. Компетентностный подход к формированию модели выпускника вуза -бакалавра по направ- лению «Педагогическое образование» // Известия ТулГу. Гуманитарные науки. 2013. Вып. 3. Ч. 2. С. 225-235.

2. Смагина Т.И. Контекстно-деятельностная технология формирования профессиональной готовности бакалавра - будущего учителя к развивающему обучению младших школьников иностранному языку. Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: гуманитарные и социальные науки. 2013. № 5 (55). С. 270-274.

References

1. Obraztsov P.I., Smagina T.I. Competence approach to the formation of a model of the graduate - Bachelor in "Pedagogical educa- tion" // Proceedings of the TSU. Humanitarian sciences. 2013. Is. 3. Part 2. Pp. 225-235.

2. Smagina T.I. Context-operating technology of professional readiness of a bachelor - a future teacher - for the developing teaching of young school-children a foreign language // Scientific Notes of Orel State University. Series: humanitarian and social sciences. 2013.

№5(55). Рр. 270-274.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.