Научная статья на тему 'Теоретическая грамматика английского языка: структура и содержание учебника'

Теоретическая грамматика английского языка: структура и содержание учебника Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
8141
416
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хомутова Тамара Николаевна

В статье освещаются вопросы теории и практики создания учебных материалов по теоретической грамматике английского языка: анализируется современное состояние проблемы, приводятся принципы методической концепции современного учебника теоретической грамматики английского языка, рассматривается структура и содержание созданного автором статьи учебника по теоретической грамматике английского языка, предлагается комплекс учебно-методических материалов по теоретической грамматике английского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретическая грамматика английского языка: структура и содержание учебника»

УДК 81’36

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА: СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНИКА

Т.Н. Хомутова

В статье освещаются вопросы теории и практики создания учебных материалов по теоретической грамматике английского языка: анализируется современное состояние проблемы, приводятся принципы методической концепции современного учебника теоретической грамматики английского языка, рассматривается структура и содержание созданного автором статьи учебника по теоретической грамматике английского языка, предлагается комплекс учебно-методических материалов по теоретической грамматике английского языка.

Вопросы теоретической грамматики всегда находились в центре внимания ученых-лингвистов. Это обусловлено тем, что грамматика является неотъемлемой частью изучения любого языка, его основой. На важность изучения теоретической грамматики указывает и то, что дисциплина «Теоретическая грамматика» входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин государственных образовательных стандартов по направлениям 031100/520500 «Лингвистика»1 и 031200/620100 «Лингвистика и межкультурная коммуникация»2, а также в цикл дисциплин профессиональной подготовки государственного образовательного стандарта по направлению

050300/540300 «Филологическое образование»3.

Как известно, представления о грамматике менялись на протяжении всей истории развития науки о языке. В древности грамматику понимали широко как филологию, включая в нее изучение не только языков, но и литературы. Существует трактовка грамматики как лингвистики. В таком понимании грамматика включает в себя, помимо собственно грамматики, лексикологию и фонологию. Для современной науки о языке характерно представление

о грамматике как о части лингвистики. В такой трактовке грамматика - наука, которая изучает грамматический строй языка, его структуру и механизмы функционирования.

Понятие грамматики неоднородно. Существует грамматика теоретическая и практическая. Отличие практической грамматики от теоретического курса грамматики заключается в том, что практическая грамматика - это грамматика нормативная. Она устанавливает определенные правила употребления языковых единиц, учит правильно говорить и писать. Теоретическая грамматика не носит нормативного характера. Это аналитический тип грамматики. Теоретическая грамматика излагает различные точки зрения на языковые явления, структуру и механизмы функционирования языка, анализирует и оценивает их, но не дает никаких предписаний.

Чтобы дать научное обоснование языковой структуры, понять механизмы функционирования

языка, необходимо рассматривать грамматику в тесной взаимосвязи с другими науками, такими как общее языкознание, логика, философия, психология, история языка, фонология, лексикология, фразеология, стилистика, анализ текста/дискурса и др. Именно поэтому курс теоретической грамматики считается кульминацией общей и частной лингвистик, одним из самых сложных курсов частной лингвистики, который базируется на компетенциях, полученных студентами в ходе изучения всех предыдущих дисциплин.

Постоянное развитие смежных наук, проникновение ученых в глубины лингвистики с неизбежностью приводят к необходимости уточнения и развития теоретической грамматики, отказа от одних положений, пересмотра других, открытия новых грамматических горизонтов.

Современной лингвистикой накоплен большой теоретический и практический материал в области грамматики английского языка. Однако в силу прагматизации всей нашей жизни большее внимание и в науке уделяется практическому аспекту грамматики в ущерб теоретическому. К сожалению, пока не хватает современных учебников, которые бы суммировали и обобщали научные достижения отечественных и зарубежных ученых, кратко и системно излагали бы содержание дисциплины «Теоретическая грамматика» в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов по направлениям 031100/520500 «Лингвистика», 031200/620100 «Лингвистика и межкультурная коммуникация» и 050300/540300 «Филологическое образование».

Из доступных учебников можно назвать лишь учебник М.Я. Блоха4, фундаментальный труд, который представляет собой оригинальную концепцию автора, и новый интересный учебник А.А. Худякова5, который, главным образом, ориентирован на синтаксис. Фундаментальные учебники Б.А. Ильиша6, А.И. Смирницкого7, Л.С. Бархударова8, И.П. Ивановой, В.В. Бурлаковой, Г.Г. Почепцо-ва9 давно не переиздавались и являются раритетами. Кроме того, в силу давности издания в этих учебни-

ках отсутствует информация о современном состоянии теоретической грамматики, в частности нет разделов по теории текста и дискурса, а количество часов, отводимых на изучение материала, значительно превышает современные нормативы.

Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности создания современного учебника по теоретической грамматике английского языка, отражающего современное состояние дисциплины и, вместе с тем, ориентированного на требования государственных стандартов. Автором настоящей статьи была предпринята попытка написания такого учебника10.

В основу предлагаемого курса теоретической грамматики английского языка положены лекции, которые читались автором в течение десяти последних лет на факультете лингвистики Южно-Уральского государственного университета, факультете лингвистики и перевода Челябинского государственного университета и факультете иностранных языков Челябинского государственного педагогического университета.

Учебник адресован студентам старших курсов языковых факультетов вузов, обучающихся по направлениям 031100/520500 «Лингвистика», 031200/620100 «Лингвистика и межкультурная коммуникация» и 050300/540300 «Филологическое образование».

В учебнике систематизированы общие проблемы теоретической грамматики: место грамматики в языковой системе, уровни грамматического описания языка и речи, основные единицы и категории грамматики, грамматическая структура, грамматическое значение и грамматические функции языковых единиц. Рассматриваются специфические свойства, закономерности функционирования и лингвистические методы исследования грамматического строя современного английского языка в свете последних достижений отечественной и зарубежной лингвистики.

Курс рассчитан на 148 часов, из которых 60 часов отводится на аудиторную, а 88 часов на самостоятельную работу. Аудиторные часы распределяются следующим образом: 34 часа - лекции, 22 часа - семинары, 4 часа - практикум (тесты). Таким образом соблюдается принцип активности обучения через активизацию познавательной деятельности и развитие самостоятельной работы студентов.

В соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов в обязательный минимум содержания образовательных программ по указанным направлениям должно входить следующее.

Периодизация грамматического описания иностранного языка. Донормативные и нормативные грамматики. Традиционная грамматика иностранного языка.

Грамматический строй изучаемого языка. Основные разделы грамматики - морфология и синтаксис, га соотношение. Методы описания

грамматического строя. Понятие ядра и периферии в языке.

Морфология. Основные единицы морфологического уровня: словоформа, морфема. Особенности морфемики изучаемого языка.

Части речи, их классификация. Грамматические категории частей речи.

Синтаксис. Основные единицы синтаксического уровня: словосочетание, предложение.

Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Синтагматические и парадигматические связи. Порядок слов. Моделирование простого предложения. Коммуникативное членение предложения. Прагматические типы предложений.

Сложносочиненное и сложноподчиненное предложения. Их классификация.

Текст, его единицы: высказывание, сверхфра-зовое единство. Семантическая, структурная и коммуникативная целостность текста. Категории текста. Категория дискурса.

В настоящем учебнике находят освещение все перечисленные темы. Соблюдение требований государственных образовательных стандартов с неизбежностью вызывает необходимость следовать методическим принципам отбора содержания, тема-тичности изложения материала и информативности.

В силу поставленных целей краткости и сжатости учебник не претендует на полноту описания материала. В частности, из частей речи представлены только имя существительное и глагол как наиболее интересные в морфологическом отношении. Вместе с тем, вопросам текста и дискурса, представляющим интерес на современном этапе развития лингвистики, уделяется весьма пристальное внимание.

Методическая концепция учебника четко ориентирована на «Требования к профессиональной подготовленности бакалавра/специалиста», изложенные в государственных образовательных стандартах11. В соответствии с этими требованиями выпускник должен:

• обладать высоким уровнем развития теоретического мышления, способностью соотнести понятийный аппарат изученных дисциплин с реальными фактами и явлениями профессиональной деятельности, умением творчески использовать теоретические положения для решения профессиональных практических задач;

• владеть системой представлений о связи языка, истории и культуры народа, о функционировании и месте культуры в обществе, национальнокультурной специфике стран изучаемого языка и своей страны;

• владеть системой представлений о языковой системе как целостном, исторически сложившемся функциональном образовании, социальной природе языка, роли языка в жизни общества;

• практически владеть системой изучаемых иностранных языков и принципами ее функциони-

Методика преподавания иностранных языков в вузе

рования применительно к различным сферам речевой коммуникации, понимать особенности межличностной и массовой коммуникации, речевого воздействия;

• владеть основными методами научных исследований в области филологического образования;

• участвовать в исследованиях по проблемам развития филологического образования;

• решать учебные, воспитательные и образовательные задачи, возникающие в образовательном процессе.

Настоящий курс теоретической грамматики английского языка базируется на принципе коммуникативной направленности обучения и ставит своей целью не только системное описание грамматического строя современного английского языка, но и развитие, и расширение коммуникативной компетенции студентов, в том числе умений критического мышления. Учебник направлен на развитие творческого научного мышления студентов, развитие и расширение умений извлекать и усваивать научную информацию, самостоятельно наблюдать и анализировать языковые процессы и явления на основе полученных знаний с целью дальнейшего применения этих умений на практике.

Теоретическая грамматика предполагает высокий уровень абстрактного научного мышления, владение базовыми умениями критического мышления.

Существуют различные таксономии уровней и умений критического мышления: от трех до пятнадцати уровней, которые включают до 35 умений. В качестве иллюстрации приводится таксономия когнитивных уровней и умений критического мышления Б. Блума12.

Уровень знания - на этом уровне студентов просят заучить, запомнить и вспомнить ранее изученный материал. Самые распространенные умения этого уровня: define, list, identify, name, recall, record, recite, reproduce, etc.

Уровень понимания - на этом уровне студенты должны продемонстрировать умение понять содержание изученного материала и выразить его своими словами. Самые распространенные умения этого уровня: explain, describe, summarize, give examples, classify, retell, rewrite, etc.

Уровень применения - на этом уровне студенты используют изученный материал в ситуациях отличных от учебной. Наиболее распространенные умения этого уровня: apply, discuss, interview, investigate, perform, present, prove, use, etc.

Уровень анализа - на этом уровне студенты должны уметь разбивать материал на составные части, видеть и понимать организацию и взаимосвязь частей и целого. Самые распространенные умения: compare and contrast, debate, determine, draw conclusions, examine, infer, sort, etc.

Уровень синтеза - на этом уровне студенты должны уметь из отдельных частей построить це-

лое. Наиболее распространенные умения: combine, create, imagine, make up, propose, etc.

Уровень оценки - на этом уровне студенты должны уметь дать правильную оценку материала для достижения поставленной цели. Оценка должна базироваться на четких критериях, которые можно защитить или подтвердить. Наиболее распространенные умения: assess, criticize, defend, evaluate, grade, judge, recommend, test, validate, verify, etc.

Все перечисленные умения развивает предлагаемый курс теоретической грамматики английского языка, что находит свое подтверждение не только в манере изложения материала, но и в вопросах и заданиях для самоконтроля.

Структура учебника следующая: предисловие, введение, основной курс из семнадцати лекций, заключение, библиографический список и список рекомендуемой литературы.

Предисловие дает характеристику курса лекций и методические рекомендации по его использованию.

Во введении отражены основные характеристики дисциплины, раскрыта логика ее построения, связь с другими теоретическими и практическими дисциплинами, перспективы использования в профессиональной деятельности.

В основной части, состоящей из семнадцати лекций, нашли отражение все дидактические единицы обязательного минимума содержания основной образовательной программы подготовки. Все лекции логически связаны. Каждая лекция начинается с введения в проблему, в котором устанавливается связь с предыдущим материалом и даются необходимые сведения для основной части, затем следует основная часть, завершается лекция выводами и вопросами с заданиями для самоконтроля, направленными на развитие у студентов профессиональной и прагматической коммуникативной компетенции. Все лекции четко структурированы, соблюдается деление на разделы и подразделы, имеются таблицы и графический материал. Таким образом, принципы преемственности и наглядности, наряду с другими, играют важную роль в методической концепции учебника.

Заключение содержит краткие выводы по курсу, а также намечает перспективы дальнейших исследований в области теоретической грамматики английского языка.

Библиографический список насчитывает 212 названий, список рекомендуемой литературы - 21 название.

При работе над курсом широко использовались классические и современные источники отечественных и зарубежных ученых, а также собственные исследования автора. Таким образом сохранялась преемственность в изложении материала.

На протяжении всего курса применяется единый постсоссюрианский семиотический подход, рассматривающий язык как систему знаков, обладающих формой, значением и функцией.

Концепция автора не всегда совпадает с общепринятой. Ряд положений являются новыми. Это относится, в частности, к пятичленной классификации сложных предложений в соответствии с типом синтаксической связи (сложносочиненные, сложноподчиненные, сложные с взаимозависимыми предложениями, сложные с аппозитивными предложениями, сложные с кумулятивными предложениями), выделению внутренних и внешних функций предложения (функции членов предложения и функции самих предложений), разделению функционального аспекта предложения на актуальный (тема-рема членов предложения) и прагматический (коммуникативные типы предложений), выделению трех групп глагольных категорий (временные, субъективные, субъектные), отнесению категорий времени, вида и фазы к временным, трактовке вопроса о соотношении модальности и наклонения, трехчленному строению грамматики (морфология - синтаксис -текст/дискурс) и ряду других. В таких случаях дается обоснование авторской точки зрения.

Учебник написан на английском языке и прошел редактирование носителя языка. Это обусловлено тем, что он адресован студентам-лингвистам, для которых английский язык является основой профессиональной деятельности. Одной из целей учебника является развитие коммуникативной компетенции студентов на английском языке, в том числе знакомство студентов с терминологическим аппаратом теоретической грамматики на английском языке как языке межкультурного общения. Принципы адресного отбора содержания и коммуникативной направленности играют немаловажную роль в методической концепции учебника.

В целом, методическая концепция нашего учебника по теоретической грамматике английского языка исходит из современного личностноориентированного подхода к обучению и базируется на следующих основных принципах: системность, преемственность, информативность, адресный отбор содержания, тематичность, наглядность, коммуникативная направленность, активизация познавательной деятельности и развитие самостоятельной работы.

Учебник получил гриф УМО по направлениям педагогического образования (РГПУ им. А.И. Герцена) и допущен в качестве учебного пособия для студентов направления 050300/540300 «Филологическое образование».

Учебник является частью учебнометодического комплекса по теоретической грамматике английского языка, в который кроме него входят программа и планы семинарских занятий13, а также практикум14 по указанной дисциплине. Все части учебно-методического комплекса содержательно взаимосвязаны и подчинены общей цели ознакомить студентов с современными представлениями о грамматическом строе английского языка, закономерностями его функционирования и лингвистическими методами его исследования, развить

и расширить коммуникативную компетенцию студентов, а именно ее профессиональную и прагматическую составляющие.

Программа и планы семинарских занятий включают в себя тематическую программу и календарный план дисциплины, планы семинарских занятий на английском языке с рекомендуемой литературой и темами докладов, библиографический список основной и дополнительной литературы, а также список экзаменационных вопросов к данному курсу.

Практикум по теоретической грамматике английского языка является практическим приложением курса теоретической грамматики и представляет собой сборник практических заданий, направленных на формирование умений самостоятельно извлекать и усваивать научную информацию, самостоятельно наблюдать и анализировать языковые процессы, делать выводы и обобщения, самостоятельно ставить исследовательские задачи и находить адекватные методы их решения. Практические задания тематически структурированы в соответствии с программой и планами семинарских занятий по теоретической грамматике английского языка. Все задания снабжены ключами, которые помогут студентам самостоятельно освоить изучаемый материал.

Настоящий учебно-методический комплекс, на наш взгляд, поможет студентам не только освоить курс теоретической грамматики английского языка, но и расширить свои коммуникативные компетенции, что, в свою очередь, позволит добиться успеха в межкультурной коммуникации и в самой жизни.

1 Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки 520500 - Лингвистика. Степень - бакалавр лингвистики. М., 2000.

2 Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки дипломированных специалистов 620100 - Лингвистика и межкультурная коммуникация. М., 2000.

3 Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки 540300 - Филологическое образование. Степень - бакалавр филологического образования. М., 2005.

4 Блох М.Я. Теоретическая грамматика английского языка. М., 2000.

5 Худяков А.А. Теоретическая грамматика английского языка. М., 2005.

6 Ильиш Б.А. Строй современного английского языка: Учебник по курсу теоретической грамматики для студентов педагогических институтов (на английском языке). Л., 1971.

7 Смирницкий А.И. Синтаксис английского языка. М., 1957. Смирницкий А.И. Морфология английского языка. М., 1959.

8 Бархударов Л.С. Структура простого предложения современного английского языка. М., 1966. Бархударов Л.С. Очерки по морфологии современного английского языка. М., 1975.

Методика преподавания иностранных языков в вузе

9 Иванова И.П., Бурлакова В В., Почепцов Г.Г. Теоретическая грамматика современного английского языка. М., 1981.

10 Хомутова Т.Н. Теоретическая грамматика английского языка: Курс лекций. Учебник для студентов-лингвистов (на английском языке). Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2006.

11 Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки 520500 - Лингвистика. Степень - бакалавр лингвистики. М., 2000. С. 17. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки дипломированных

специалистов 620100 - Лингвистика и межкультурная коммуникация. М., 2000. С. 28. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки 540300 - Филологическое образование. Степень - бакалавр филологического образования. М., 2005. С. 60.

12 Bloom В. (Ed.). A taxonomy of educational objectives. Handbook I: Cognitive domain. New York: McKay, 1956.

13 Хомутова Т.Н; Теоретическая грамматика английского языка: Программа и планы семинарских занятий для студентов факультета лингвистики. Челябинск, 2003.

14 Хомутова Т.Н. Практикум по теоретической грамматике английского языка. Челябинск, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.