ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ФОЛЬКЛОРИСТИКА В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ГУМАНИТАРНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
1
Фольклористика как теоретическая дисциплина со своими аналитическими приемами, своим арсеналом понятий и терминов сформировалась в отечественной науке благодаря исследованиям В.Я. Проппа, П.Г. Богатырева, В.М. Жирмунского, Е.М. Ме-летинского, К.В. Чистова, Б.Н. Путилова и ряда других ученых. Она является дисциплиной типологической и исторической, рассматривающей происхождение устных традиций и их движение во времени. В ней сочетаются диахронический (историко-генетичес-кий) и синхронический (структурно-типологический) аспекты; в свою очередь методы сравнительно-типологический и структурно-семиотический связаны отношениями прочной преемственности и взаимно дополняют друг друга. Сама структурная фольклористика возникает во второй половине XX в. как синтез традиционно-фольклористических подходов с методологией интенсивно развивающихся смежных дисциплин - культурной антропологии, лингвистики, семиотики, информатики; в ее основе лежат представления о знаковой природе текста и его элементов. Что же касается типологического метода, то он не только расширяет возможности научного анализа, но и является глубоко гуманистичным по своим установкам, поскольку исходит из представления о единстве основ человеческой культуры, учит находить общее в ее пестрых и многообразных проявлениях.
Изменения предмета и методов фольклористики становятся ощутимыми еще во второй половине 1980-х гг. Появляются новые ракурсы рассмотрения устных традиций, в центре внимания оказывается не столько текст в качестве имманентной структуры, сколько предтекстовые формы, интертекстуальные и контекстные отношения. Методологические приобретения последнего времени позволяют усовершенствовать и аналитический инструментарий фольклористики. В частности, использование компьютерных технологий дает возможность построения универсальных систем опи-
сания фольклорно-мифологических традиций и классификации их сюжетно-мотивного фонда. В конце XX в. наряду с архаическими, сельскими традициями в орбиту изучения включается городской фольклор (постфольклор) со своим культурно-семиотическим пространством, обычаями и церемониями, текстами и субкультурными группами. В поле зрения фольклористов попадает современная мифология, а также «парафольклорная» письменность и «наивная литература», представляющие собой весьма значительный массив низовой словесности.
Обновление научной методологии и расширение предметного поля фольклористики делает ее весьма актуальной для нашего времени областью гуманитарного знания. В изучении механизмов «естественной коммуникации» фольклористика имеет огромный и мало востребованный опыт. Понимание социальных процессов и форм общественного сознания невозможно без обращения к тем текстам, которые это общество продуцирует; речь идет о массовых, анонимных формах культуры, имеющих прямое отношение к каждому нашему современнику, но при этом очень мало отрефлекти-рованных. Только полное и нелицеприятное знание культуры о самой себе приводит к повышению уровня ее самосознания. Это позволяет воспитывать социально ответственного гражданина, свободного от мифологических фантомов и хотя бы отчасти защищенного от идеологических манипуляций.
Перечисленные принципы и проблемы лежат в основе деятельности Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ, цель которого - расширение предметного поля фольклористики, использование в ней новой методологии, опирающейся на достижения отечественной и мировой традиции антропологических исследований, на внедрение получаемых результатов в практику преподавания.
2
Учебно-научный Центр типологии и семиотики фольклора (ЦТСФ РГГУ), созданный в ноябре 2003 г. и ориентированный на сотрудничество молодых провинциальных и столичных фольклористов, возник на базе семинара «Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика», который с середины 1990-х гг. проводился в руководимом Е.М. Мелетинским Институте высших гуманитарных исследований (ИВГИ РГГУ); еженедельные занятия этого семинара продолжаются по сей день.
Начало интердисциплинарным фольклорно-антропологичес-ким разысканиям было положено в ИВГИ в 1992 г. (конференция «Миф и современность»). Они получили развитие на «круглых сто-
лах» 1993-1995 гг., посвященных вопросам изучения «третьей культуры» и современного фольклора, а также на германо-российской конференции по изучению народной культуры (Дрезден, 1996). С 1996 г. вокруг фольклорного семинара ИВГИ сложился коллектив исследователей (преимущественно молодых) из России и ряда зарубежных стран. В 1996-1998 гг. научный проект семинара был посвящен традициям современного российского города. В результате была подготовлена и выпущена книга «Современный городской фольклор» (2003); органическим продолжением этого проекта явились коллективные труды «Наивная литература: исследования и тексты» (2001) и «Современная российская мифология» (2005). По итогам симпозиумов и круглых столов 1998-2008 гг. (их состоялось свыше двадцати) Центром издано или подготовлено к печати еще более десятка коллективных трудов.
В 2000 г. создан сайт «Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика», с 2001 г. ЦТСФ выпускает научную серию «Традиция-текст-фольклор: типология и семиотика» (издательский центр РГГУ), а с 2002 г. - также серию «Антропология / Фольклор» (первоначально - «Фольклор / Постфольклор»; изд-во ОГИ). С 2001 г. организуются фольклорно-этнографические экспедиции (групповые и индивидуальные) в России (2002), в Испании (2001-2002, 2005-2006), в Монголии (2006, 2007, 2008). Кроме того, с 2003 г. Центр проводит регулярные занятия всероссийской Школы молодого фольклориста.
Исследовательские проекты ЦТСФ и предшествующего ему семинара постоянно поддерживаются отечественными и зарубежными фондами; Центр имеет партнерские отношения с вузами и научно-исследовательскими структурами в России и за рубежом, активно участвует в международных проектах и научных форумах.
3
В основе научных проектов ЦТСФ лежит углубленное рассмотрение определенной культурной или этнической традиции (помимо русского фольклора, к числу предметов изучения здесь относятся фольклор народов Сибири, монгольский, якутский, турецкий, испанский, мексиканский, гавайский фольклор; данный список остается открытым). Исследуемые «культурные тексты» включаются в широкий сравнительно-типологический контекст, выявляются специфические механизмы устной коммуникации, анализируется знаковая природа и структурная организация рассматриваемых текстов, предлагается систематизация и классификация произведений фольклора (в том числе с использованием компьютерных технологий).
В Центре разрабатываются следующие направления научной деятельности:
- общая (теоретическая) фольклористика, включая функциональный, коммуникативный и структурно-семиотический аспекты изучения устных традиций; теория мифа и историческая поэтика повествовательных жанров; сравнительная мифология; мифологическая картина мира в текстах устных культур;
- историко-типологический анализ разнонациональных устных традиций и форм (и, в частности, на его основе - составление электронного банка данных по текстам устных культур малых народов Сибири и Севера);
- соотношение и взаимосвязи устных и книжных культур (пале-офольклорных элементов древних и средневековых памятников; устных компонентов «третьей культуры» Х1Х-ХХ вв.; фольклорных текстов, опирающихся на письменные источники; культурных про-тотекстов и их роли в формировании фольклора Нового времени);
- современная мифология и современный фольклор (постфольклор): магия и мифология нашего времени, паремиологические традиции на рубеже веков, городская песня, анекдот, различные формы «низовой» словесности («парафольклорная» письменность, включая «наивную литературу»);
- изучение возможностей современных (в том числе компьютерных) технологий и методов при анализе фольклорно-мифологи-ческих традиций, морфологии и жизнедеятельности текстов устной культуры;
- Систематизация и классификация произведений фольклора, составление структурных указателей сюжетов и мотивов, создание их компьютерных версий, представляющих собой работающие модели, практически используемые фольклористами (в том числе в интернете).
В исследованиях Центра описан новый для нашей науки предмет - постфольклор, впервые в отечественной фольклористике изучен феномен «наивной литературы», тексты которой, относимые к «парафольклорной письменности», ориентируются на литературные (а не на устные) образцы, самими создателями расцениваются как продукт индивидуального творчества (а не коллектива), включая выраженное авторское начало (в противоположность анонимному голосу фольклора).
Особое внимание ЦТСФ уделяет внедрению в фольклористику компьютерных технологий. Изготовлена и размещена на вебсайте Центра компьютерная версия Указателя сюжетов восточнославянской сказки, относящегося к разветвленной сети сюжетно-мотивных каталогов (система АаТЬ), в которой установлены связи
между единицами мирового сюжетно-мотивного фонда (внутри отдельных традиций и между ними). Публикуются и другие указатели сказочной и несказочной прозы (здесь можно найти практически все соответствующие русскоязычные указатели), а также аналитический каталог Ю.Е. Березкина «Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам». Данные материалы делают доступным для широких кругов исследователей огромный объем сведений по фольклору народов России и зарубежья.
4
Российский государственный гуманитарный университет является едва ли не единственным вузом, где теоретическая фольклористика, изучаемая в тесной связи с конкретными научными разработками, преподается как самостоятельная дисциплина, где по данной специальности производится набор в магистратуру, аспирантуру, докторантуру, проходят стажировку молодые фольклористы из США, Италии, Франции, Швейцарии, Китая и других стран; вся эта деятельность осуществляется учебно-научным Центром типологии и семиотики фольклора.
Использование в преподавании результатов научных исследований позволяет обеспечить должный содержательный уровень профессиональной подготовки учащихся. К лекциям, спецкурсам и семинарам ЦТСФ составляются программы и дидактические материалы - электронные инструменты для исследования фольклорных текстов, базы данных по сюжетно-мотивным указателям, гипертекстовые лекции, учебные пособия по фольклористике, фоль-клорно-антропологические задачи. Процедура решения подобных задач репрезентирует разные модели научного поиска (получение маленьких «научных открытий», не столь редко случающихся в исследовательском процессе, продумывание используемых при этом аналитических операций, достижение необходимого и достаточного уровня компетентности и пр.), а также способствует более надежной верификации полученных результатов. Составление и внедрение в практику подобных фольклорно-антропологических задач относится к числу весьма значимых научно-педагогических инициатив Центра. Это первая попытка такого рода в отечественной фольклористике, раньше подобные опыты существовали лишь применительно к языковому материалу (лингвистические задачи).
Важным научно-педагогическим проектом ЦТСФ является ежегодное проведение Всероссийских (или Международных - в зависимости от состава) Школ молодого фольклориста, посвящен-
ных обсуждению (в лекционных курсах и на семинарских занятиях) основных вопросов теоретической фольклористики, в том числе: типология и семиотика фольклора, мифа, обряда; соотношение устных и книжных каналов культурной коммуникации; исторические реконструкции в фольклористике; историческая память в фольклоре и проблемы «устной истории»; современные методы описания и анализа фольклорных текстов (в том числе с применением компьютерной техники); география фольклорных фактов и фольклорные диалекты; фольклор в наше время: традиции, трансформации, новообразования; текстологические, контекстологические и диахронические аспекты анализа устных традиций.
Целью Школ является повышение уровня компетенции молодых фольклористов в области теории фольклора; поддержание традиций школы теоретической фольклористики РГГУ, пропаганда ее достижений среди гуманитариев российских регионов и зарубежья; привлечение наиболее талантливых и перспективных молодых исследователей в качестве абитуриентов в магистратуру, аспирантуру и докторантуру РГГУ по специальности «Фольклористика», а также обмен опытом и установление контактов между молодыми фольклористами из разных городов России и других стран.
5
Идея интеграции академической и вузовской науки была одной из исходных при основании Института высших гуманитарных исследований и далее - при образовании Центра типологии и семиотики фольклора, когда появилась возможность начинать подготовку кадров прямо со студенческой скамьи (а не с аспирантуры, как в академических институтах). «Первичной ячейкой» интеграции академической и вузовской науки в ЦТСФ стала группа исследователей (от студентов-старшекурсников до сложившихся ученых), объединенных общими проектами и солидарных в методологических вопросах. Это объединение происходило на основе не только связей «вертикальных» (между разными поколениями ученых), но и «горизонтальных», что предполагает формирование разветвленной корреспондентской сети, объединяющей исследователей из разных городов России (столичных и провинциальных), а также из зарубежных стран. В результате возник активный, трудоспособный коллектив, имеющий также возможности и для своего постоянного обновления
Специфические качества фольклорно-антропологического предмета предопределяют и некоторые особенности процесса их изучения, а также методы, которые желательно применять при пре-
подавании. К совместному труду побуждает не только синкретический характер материала, но и его реальные объемы, подчас труднообозримые для одного человека; эти объемы многократно увеличиваются при использовании сравнительно-типологического анализа, ориентация на который является принципиальной для данного научного коллектива. При этом компаративный ракурс рассмотрения материала совершенно необходим в преподавании фольклорно-антропологических дисциплин. Надо «учить сравнению» фактов культуры и интерпретации получаемых результатов, интерпретации их различий и сходств, пониманию того, что уникальность предполагает разнообразие, множественность, несходство культурных манифестаций, тогда как за универсальностью стоит обобщенность и схематичность, исчислимость структурных конфигураций, повторяемость составляющих их единиц.
В настоящем выпуске мы знакомим читателя с трудами сотрудников и аспирантов Центра, а также постоянных участников его семинаров, научных форумов и научно-педагогических мероприятий. В него включены некоторые экспедиционные и архивные материалы, а заключительный рецензионный отдел посвящен книгам, подготовленным ЦТСФ или при его прямом участии и выпущенным под его грифом.
С.Ю. Неклюдов