Научная статья на тему 'Теоретическая база цветных революций'

Теоретическая база цветных революций Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
283
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦВЕТНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ / COLOR REVOLUTIONS / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОТЕСТ / SOCIAL PROTEST / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ / SOCIAL MOVEMENTS / ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДВИЖЕНИЙ / THEORY OF SOCIAL MOVEMENTS / ТЕОРИЯ МОБИЛИЗАЦИИ РЕСУРСОВ / RESOURCE MOBILIZATION THEORY / ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВЫБОРА / SOCIAL CHOICE THEORY / КОЛЛЕКТИВНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / COLLECTIVE IDENTITY / ТЕОРИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА / THEORY OF RATIONAL CHOICE / ПРИНЦИПЫ ШАРПА / SHARP'S PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шульц Эдуард Эдуардович

Статья посвящена поиску теоретической базы цветных революций тех теоретических построений, которые были положены в основу практической организации социального протеста в радикальных и массовых формах с целью свержения существующих политических режимов. Автор видит такую базу в теории общественных движений, с которой связаны теории мобилизации ресурсов, социального выбора и коллективной идентичности, а также в теории рационального выбора, которые все уходят корнями во вторую половину 60-х гг. XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Color Revolutions’ Theoretical Base

The article is devoted to defining of theoretical base of color revolutions those theoretical constructions which have been put in practical foundation of the organization of social protest in radical and mass forms for the purpose of overthrow of the existing political regimes. The author sees such base in the theory of social movements with which theories of resource mobilization, social choice and collective identity are connected, and also in the theory of the rational choice, which all originate in the second half of the sixties of the 20th century.

Текст научной работы на тему «Теоретическая база цветных революций»

Э.Э. ШУЛЬЦ кандидат исторических наук, директор Центра политических и социальных технологий*

Теоретическая база цветных революций

Технологии цветных революций несут в себе серьезную теоретическую базу, которая прослеживается в логике и алгоритме действий, шаблонности и небольшой вариативности в использовании на различных территориях (что, в свою очередь, обеспечивает наибольшую вероятность практического мультиплицирования), в целенаправленном акцентировании на технологической составляющей. К сожалению, данный вопрос почти остался без внимания специалистов, при этом актуальность проблематики сложно переоценить1.

В связи с отсутствием исследований по названному вопросу эту нишу заполняет публицистика. Так, «Нью-Йорк Таймс» в начале 2011 г. написала, что идейным отцом «арабской весны» можно считать американского политолога Дж. Шарпа2, эта мысль быстро разлетелась по мировым СМИ, в том числе и российским3, перекочевала в экспертную и научную среду и прочно укрепилась. Ниже мы рассмотрим концепцию Шарпа и ее контекст и попробуем очертить действительный круг компонентов той теоретической базы, которая легла в основу технологий цветных революций (куда типологически относятся и события «арабской весны»).

Дж. Шарп писал, что его «свод действий» начинал формироваться в связи с верой в необходимость борьбы с диктаторскими режимами, такими как германский нацизм. Однако впоследствии он включил сюда и советский режим, и

* Шульц Эдуард Эдуардович, e-mail: nuap1@yandex.ru

1 См.: Шульц Э.Э. Технологии бунта. (Технологии управления радикальными формами социального протеста в политическом контексте). М., 2014, с. 12-69.

2 Stolberg Sh.G. Shy U.S. Intellectual Created Playbook Used in a Revolution // New York Times, february 16, 2011. URL: http://www.nyti-mes.com/2011/02/17/world/middleeast/17sharp.html?_r=1&pagewanted=all (дата обращения: 21.12.2016)

3 Сурков Н. Американский «отец» арабских революций // Независимая газета, 18.02.2011 (URL: http://www.ng.ru/world/2011-02-18/1_revolutions.html (дата обращения: 21.12.2016)

многие другие страны, где произошла смена власти с лозунгами демократии1. Из 198 методов «ненасильственных действий», которые выдвигает Шарп, примерно четверть таковыми не являются, а еще некоторые методы после цветных революций квалифицируются в определенных случаях как противоправные различными государствами. Например, «декларации организаций и учреждений», «декларации обвинений и намерений», если эти декларации нарушают закон с точки зрения призывов к свержению существующего строя, призывов к терроризму, национальной и религиозной розни и т.д. «Вывешивание флагов, использование символических цветов», «знамена, плакаты и наглядные средства», «листовки, памфлеты и книги», «газеты и журналы», «надписи в воздухе и на земле», если они не нарушают закон по указанным пунктам, но могут нарушать по законам о СМИ, положениям о нарушении общественного порядка, порчи имущества и т.д.

Сюда относятся «раздевание в знак протеста», «уничтожение своей собственности», «псевдовыборы», «захват ценностей», «рисование в знак протеста», «установка новых уличных знаков и указателей», «грубые жесты», «давление на отдельных людей», «преследование» официальных лиц» и др. Причем ряд действий являются наказуемыми во всех странах, такие как «отказ от уплаты налогов», «отказ выплачивать долги или проценты», «отказ платить арендную плату». Примерно треть принципов относятся к экономическим и имеют отношение к технологиям геополитики, но не к технологиям «цветных революций» («внутреннее эмбарго», «черные списки торговцев», «международное эмбарго поставщиков», «международное эмбарго покупателей», «международное торговое эмбарго», «бойкот потребителей», «отказ покупать те или иные товары», «политика аскезы», «отказ от аренды», «общенациональный потребительский бойкот», «международный потребительский бойкот», «бойкот производителей», «бойкот поставщиков и посредников», «бойкот торговцев», «снятие банковских вкладов» и др.).

При этом Шарп выступает противником военного переворота и восстания, так как «яростное восстание жестоко по-

1 Шарп Д. От диктатуры к демократии: Стратегия и тактика освобождения. 2-е изд., испр. М., 2012, с. 7, 10.

давляют, и люди становятся еще беспомощнее»1. Такое восстание с помощью насилия и военных действий может даже победить, но вряд ли завоевать настоящую свободу2, так же как и военный переворот может казаться «сравнительно легким и быстрым способом устранить самый мерзкий режим», «однако у такого способа есть серьезные недостатки»: «Прежде всего, он не меняет несправедливого распределения власти между населением и элитой, управляющей правительством и вооруженными силами. Устранив с правящих позиций одних лиц, одну группу, мы, скорее всего, просто дадим возможность другой группе занять их место. Такая группа может оказаться более терпимой и открытой для (возможно, ограниченных) демократических реформ. Однако с тем же успехом может случиться и совсем иное» .

Шарп также выступал против внешнего вмешательства (оно как раз стало ключевым элементом всех цветных революций), которое влекло, по его мнению, негативные последствия: 1) иностранные государства нередко терпят диктатуру и даже помогают ей, чтобы обеспечить свои экономические или политические интересы; 2) иностранные государства могут предать угнетенный народ и не сдержать своих обязательств (т. е. не помочь ему) ради какой-то другой цели; 3) некоторые государства согласны бороться против диктатуры лишь для того, чтобы добиться экономического, политического или военного контроля над чужой страной; 4) иностранные государства могут активно вмешаться и действительно помочь только тогда, когда внутреннее сопротивление уже пошатнуло диктатуру и привлекло внимание международной общественности к ее

4

жестокой природе» .

Принципы и подходы Шарпа вполне вписываются в исторический контекст (60-70-е гг. XX в.), это своеобразная разработка теории общественных движений, получившей свое рождение в этот период и новую жизнь вместе с принципами Шарпа в связи с «цветными революциями». Как раз теоретиков общественных движений, таких как М. Зальд,

1 Шарп Д. Указ. соч., с. 13.

2 Там же.

3 Там же, с. 14.

4 Там же, с. 15.

Р. Эш, Д. Маккарти и других1, с большими основаниями можно назвать авторами технологий цветных революций, так как

именно финансируемые из-за рубежа общественные органи-

2

зации стали идеологами и организаторами протестных акций .

Теория общественных движений появилась во второй половине 60-х гг. XX в., и ключевыми в новом подходе были два принципа. Первый: общественные движения стали основными социальными формами, через которые общественность выражает свое мнение и свой протест3. Второй: в любом обществе существует недовольство, более того, это недовольство (неудовлетворенность) можно определять, создавать и управлять им, манипулировать в собственных целях организации4. Именно использование этих подходов явно прослеживается в технологиях управления социальным протестом во всех «цветных революциях» и в событиях «арабской весны» в странах Северной Африки и Ближнего Востока5.

За четыре десятилетия исследовательское направление, родоначальниками которого стали М. Зальд и Р. Эш6, создало несколько собственных теорий и направлений, среди которых «теория мобилизации ресурсов», «теория новых общественных движений», «концепция коллективной идентичности» и др. Если до этого источниками социального напряжения считались структурные изменения (экономические кризисы, урбанизация и т.д.) и общественные движения рассматривались как нарушение естественного хода вещей и иррациональный ответ социуму, то новое направление стало считать общественные движения в качестве неотъемлемой части общества. Во главу угла была

1 Zald M.N., Ash R. Social Movement Organizations: Growth, Decay, and Change // Social Forces, 1966, 44 (3), р. 327-340; Zald M.N., McCarthy J.D. Social Movements in an Organizational Society: Collected Essays. New Brunswick, N.J., 1987.

2 См.: Шульц Э.Э. Технологии бунта: «цветные революции» и «арабская весна» // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2014, № 19 (256), с. 46-54.

3 Snow D.A., Soule S.A., Kriesi H. Mapping the Terrain // The Blackwell Companion to Social Movements. Blackwell Publishing, 2004, р. 3.

4 Zald M.N., McCarthy J.D. Social Movements in an Organizational Society: Collected Essays, р. 18.

5 См.: Шульц Э.Э. Теория социальных движений: проблемы теории и практики // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки», 2014, № 4, с. 23-30..

6 Zald M.N., Ash R. Social Movement Organizations: Growth, Decay, and Change // Social Forces, 1966, 44 (3), р. 327-340.

поставлена зависимость общественных движений от ресурсов и мобилизационных возможностей организации1.

Главная задача общественного движения состоит в использовании и мобилизации имеющихся ресурсов (люди, финансы, техника, связи и т.д.), поэтому теория мобилизации ресурсов стремилась объяснить, как провести эффективную мобилизацию для достижения социальных изменений. Эта теория постулирует, что чем больше мобилизационные способности общественного движения, тем больше его потенциал в достижении целей по социальным изменениям2.

Ключевой проблемой является рекрутинг сторонников, и особую значимость здесь приобретает проблема идентификации себя с целями и смыслом движения3, что дало толчок появлению в 80-х гг. «новой теории общественных движений» и концепции коллективной идентичности. Особенности коллективной идентичности стали считаться самым важным фактором влияния на мобилизационные возможности движения4.

Фактически «теория мобилизации ресурсов взяла принципы организационной теории и распространила их, по аналогии, на общественные движения» . Теория социального выбора К. Эрроу стала одной из разработок теории мобилизации. «С помощью теорий социального выбора Кеннета Эрроу была разработана экономическая теория демократии, исходящая из постулата о почти тотальном оппортунизме политических партий. Политические лидеры и их организации - всего лишь предприниматели и предприятия, действующие на особом рынке, где успех

1 McAdam D. Collective action // The Blackwell Encyclopedia of Sociology /Ed. By G. Ritzer. Blackwell Publishing, 2007, p. 576.

2 Caniglia B.S., Carmin J. Scolarship on Social Movement Organizations: Classic Views and Emerging Trends // Mobilization: An International Journal, 2005, 10 (2), p. 201-212; Tarrow S. Power in Movement: Social Movements and Contentious Politics. 3-rd edition. N. Y., 2011, p. 16.

3 McAdam D. Beyond Structural Analysis: Toward a More Dynamic Understanding of Social Movements // Social Movements and Networks. Relational Approach to Collective Action. Oxford, 2003, p. 286-287.

4 Gamson J. Must Identity Movements Self-Destruct? // Social Problems, 1995, № 42 (3), p. 390-407; Melucci A. The Process of Collective Identity // Social Movements and Culture /Ed. by Johnson H. & Klandermas B. Minneapolis, 1995, p. 41-63.

5 Edwards B. Resource Mobilization Theory // The Blackwell Encyclopedia of Sociology, p. 3902.

измеряется не в долларах, а в голосах. Партии составляют программы, обещающие успех у большинства; будучи избраны, они эти программы осуществляют, неизбежно задевая при этом чьи-то интересы; это дает шанс оппозиции

выступить с пакетом программ, ориентированных на новую

1

ситуацию и потому несколько иных» .

Генетически связана с теорией общественных движений теория рационального выбора, которая базируется на работах М. Олсона «Логика коллективного действия» (1965) и Г. Таллока «Парадокс революции» (1971) и утверждает, что недовольство само по себе не важно, решение заинтересованного человека относительно участия в коллективных политических выступлениях, таких как протест или восстание, принимается на основании желаний определенных результатов: сокращения неравенства, изменения в государственной политике или иных подпадающих под понятие общественной пользы, - если эти блага можно получить и так, то индивиду нет смысла участвовать в каких-либо коллективных действиях2.

Участие индивидов и групп согласно такому подходу выглядит абсолютно рациональным и его можно рассчитать. Выстраиваемые формулы ожидаемого уровня участия в коллективных политических действиях зависят от ценности (важности), которую индивид придает общественному благу3. Наибольшая уязвимость этих теорий проявляется при рассмотрении конкретных исторических примеров массовых радикальных форм социального протеста.

За последние десятилетия было предложено множество формул расчета потенциального участия граждан в про-тестных акциях, например, что восстание равно сумме недовольства, мобилизации, заразительности и возможностей самого восстания; или возможности, идентичности, мобилизации, репрессии, недовольства; к последним составляющим добавляются другие привходящие элементы, такие как заразительность, демократизация и величина группы, без-

1 Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы. М., 2002, с. 146.

2 Finkel S.E., Muller E.N., Opp K.-D. Personal Influence, Collective Rationality, and Mass Political Action // American Political Science Review, 1989, vol. 83, No 3, September, p. 885-886.

3 Ibidem, р. 886.

работица, потерянная автономия, ВВП, уровень образования, стабильность режима1.

Конечно, приписывание протесту расчета ожидаемых выгод от участия (в виде преимуществ, связанных с коллективной пользой) или полезности этого участия (которая определяется с точки зрения относительной величины затрат и преимуществ2), когда дело касается радикальных массовых форм социального протеста (речь в данном случае не идет о политических партиях или лидерах, стремящихся возглавить протест), вызывает обоснованные сомнения.

Отстаивание групповых интересов в таких вопросах, как лоббирование или достижение групповой пользы (коллективное или общественное благо) в корпоративном секторе и бизнесе, о которых ведет речь М. Олсон3, вполне рационально и основано на принципах расчёта, но возможно ли такой подход механически переносить на протестные настроения. Как отметил немецкий философ Л. Фейербах, «сердце порождает революции, голова - реформы»4. Любые крайние формы поведения человека сильно связаны с эмоциональной составляющей, и радикальные формы социального протеста, особенно массовые, имеют ту же основу. Основная масса протеста в таких случаях скорее всего возникает по убеждениям, а не исходя из расчета последствий и потенциальных выгод. Вот почему наиболее яростные противостояния происходят на религиозной и национальной почве.

Кроме того проблема «замеров» протестных настроений и определения их причин наталкивается на две существенные ментальные особенности. Социологические опросы не дают возможности оценить уровень реального, а не декларируемого протеста, а также степень его активности (готовность к активным действиям). Любой опрос дает «проговариваемые причины», т.е. те, которые люди вер-

1 Saxton G.D. Repression, Grievances, Mobilization, and Rebellion: a New Test of Gurr's Model of Ethnopolitical Rebellion // International Interactions, 2005, № 31, р. 5, 7, 8.

2 Gibson J.L. Mass Opposition to the Soviet Putsch of August 1991: Collective Action, Rational Choice, and Democratic Values in the Former Soviet Union // The American Political Science Review, 1997, vol. 91, issue 3 (September), p. 672.

3 Olson M. The Logic of Collective Action. Public Goods and the Theory of Groups. Cambridge - London, 2002, р. 1, 3, 22-23, 51-52.

4 Фейербах Л. Предварительные тезисы к реформе философии // Соч. В 2 т. М., 1995, т. 1, с. 81.

бализуют и формализуют. Разница между называемыми причинами и реальными у респондентов может быть достаточно велика, особенно в случае с радикальными формами социального протеста: любые крайние формы сильно связаны с эмоциональной составляющей, которую очень трудно объяснить и формализовать. Как писал В. Парето, «люди склонны верить в то, что им выгодно; поэтому очень сложно определить, в том числе им самим,

насколько ими движет вера и чувство, а насколько

1

искусство и разум» .

Подводя итог, можно сделать несколько важных выводов касательно вопроса о теоретической базе цветных революций.

Рассмотренные теории и концепции предложили взгляд на общественные движения как на неотъемлемый элемент любой политической системы, который выполняет самостоятельные функции. Антиправительственные выступления с точки зрения этих подходов должны рассматриваться не как стихийный протест, а как вариант сделки с правительством посредством организованного коллективного действия. Теория рационального выбора вместе с концепцией коллективной идентичности дает подходы к обоснованию персональной и групповой необходимости таких действий.

Теория мобилизации ресурсов, новая теория общественных движений, концепция коллективной идентичности и т.д. дают понимание, как организовать общественное движение, обеспечить его необходимыми ресурсами, объединить его участников и увеличить их количество в современном обществе, как организовать протестные акции. «Принципы Шарпа» - это своеобразная разработка теории общественных движений, получившей свое рождение в середине 60-х гг. XX в. и пользующаяся популярностью по сей день. Шарп по сути рассматривает виды коллективного действия в рамках этой теории и предлагает их набор для демонстрации протеста и оказания давления на власть. Базовые принципы таких подходов были разработаны основателями теории общественных движений М. Зальдом, Р. Эшем, Д. Маккарти и др. Эта теоретическая база легла в основу подготовки и реализации событий «цветных революций» и «арабской весны», где именно финансируемые из-за рубежа общественные организации

1 Парето В. Трансформация демократии. М., 2011, с. 145.

выступили идеологами и организаторами протестных акций, а главной составляющей стала проблема организации и мобилизации ресурсов. В подготовке такой организации и мобилизации базовым принципом являлся подход рационального выбора, согласно которому необходимо было убедить потенциальных сторонников в ощутимых выгодах протеста и свержения режима.

Шульц Э.Э. Теоретическая база цветных революций. Статья посвящена поиску теоретической базы цветных революций - тех теоретических построений, которые были положены в основу практической организации социального протеста в радикальных и массовых формах с целью свержения существующих политических режимов. Автор видит такую базу в теории общественных движений, с которой связаны теории мобилизации ресурсов, социального выбора и коллективной идентичности, а также в теории рационального выбора, которые все уходят корнями во вторую половину 60-х гг. XX в.

Ключевые слова: цветные революции, социальный протест, общественные движения, теория общественных движений, теория мобилизации ресурсов, теория социального выбора, коллективная идентичность, теория рационального выбора, принципы Шарпа.

Shults E.E. Color Revolutions' Theoretical Base. The article is devoted to defining of theoretical base of color revolutions - those theoretical constructions which have been put in practical foundation of the organization of social protest in radical and mass forms for the purpose of overthrow of the existing political regimes. The author sees such base in the theory of social movements with which theories of resource mobilization, social choice and collective identity are connected, and also in the theory of the rational choice, which all originate in the second half of the sixties of the 20th century.

Keywords: color revolutions, social protest, social movements, theory of social movements, resource mobilization theory, social choice theory, collective identity, theory of rational choice, Sharp's principles.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.