Научная статья на тему 'Теоретческие аспекты интеграции гражданского и толерантного сознания средствами региональной культуры'

Теоретческие аспекты интеграции гражданского и толерантного сознания средствами региональной культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ЛИЧНОСТНОЕ СОЗНАНИЕ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кукушкина Ирина Николаевна

В статье представлена трансформация значений культурных смыслов в личностные как образующие общественное сознание

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретческие аспекты интеграции гражданского и толерантного сознания средствами региональной культуры»

статьи из таких журналов как Борба (Югославия), Аванти (Италия), Нью-Йорк Таймс (США), Лондон Таймс (Англия), Ле Монд (Франция) и др.

Анализ сохранившихся отчетов показывает, что программа развивалась достаточно успешно. С увеличением числа названий и объема рассылок менялся и ассортимент: росло количество работ, посвященных вопросам национальной независимости и западным методам управления в условиях рыночной экономики. Тематическое разнообразие отправляемой книжной продукции, на необходимость которого указывалось в распорядительных документах, достигалось и за счет трудов по вопросам культуры; пропагандировались западные достижения в музыке, изобразительном искусстве, архитектуре, литературе; в списки рассылок включались книги по истории западных идей, по философии [7]. В 1959 году издательство было переименовано в Free Europe Organization and Publication (FEOP), ее бессменным руководителем стал Джордж С. Минден.

За 35 лет ее существования, включая программу для Советского Союза, было распространено около 10 млн. изданий. В последние годы ежегодно отправлялось около 300 тыс. книг, из них 55% для Советского Союза и 40% для стран Восточной Европы. В 1990 году общая цифра составила 316 020 изданий [8]. Программа, как писал Мин-ден, стремилась не просто передать книги, но создать в восточноевропейской культуре особую библиотечную сеть, поддерживая тем самым связь между Восточной Европой и западным миром. «Книги всегда находят путь к тем, кто желает их прочитать и понять <...> И неважно, будут ли эти книги распространяться по официальным каналам или на "черном рынке"» [9].

Результатом деятельности издательств (как западных, так и восточноевропейской эмиграции) в конечном итоге стало создание неофициального способа межкультурной коммуникации между странами, разделенными «железным занавесом».

Основным средством этого общения стал тамиздат - литература, изданная по «ту сторону», но нашедшая читателей в странах советского блока и превратившая этот «занавес», говоря словами Дьердя Петери, в «нейлоновый» [10].

Литература и примечания

1. Matthews J. The West's Secret Marshal Pland for the Mind. URL: http://cryptome.org/cia-minden. htm

2. Naimark N. N. On the 50th Anniversary: The Origins of AAASS // NewsNet. 1998. № 38/5. P. 2.

3. О становлении и эволюции доктрины «железного занавеса» и его влиянии на внутреннюю и внешнюю политику западных стран см.: Zubok V. A. Failed Empire // The Soviet Union in the Cold War from Stalin to Gorbachev. Cambridge (Mass.); L., 2000; Wright P. Iron Curtain. From Stage to Cold War. Oxford University Press. 2007.

4. Reassessing Cold War Europe / eds. S. Autio-Sarasmo, K. Miklossy. Routledge, 2010. P. 6.

5. Klein C. Cold War orientalism: Asia in the middlebrow imagination, 1945-1961. University of California Press, 2003. P. 6-7.

6. Samizdat, Tamizdat, and Beyond Transnational Media During and After Socialism / eds. F. Kind-Kovacs, J. Labov. Berghahn Books, 2012.

7. Reisch A. Ideological Warfare during the Cold War: The West's Secret Book Distribution Program behind the Iron Curtain // Military Power Revue. 2008. № 3. P. 44-57.

8. Hoover Institution Archives. Box 3. George Minden Papers. ILC. A Short Description of its Structure and Activities. Sept. 1, 1991. P. 1-3.

9. Reisch A. Ideological Warfare during the Cold War: The West's Secret Book Distribution Program behind the Iron Curtain // Military Power Revue. 2008. № 3. P. 56.

10. Peteri G. Nylon Curtain - Transnational and Transsystemic Tendencies in the Cultural Life of State-Socialist Russia and East Central Europe. Trondheim. 2006. P. 4.

o. v. zaslavskaya. «mailing project» as a way of cultural exchange between western and eastern europe during the cold war

One of the first publishing projects that promoted information and cultural exchange between Western and Eastern Europe during the Cold War is considered in the article. Key words: the Cold War, cultural exchange, cultural diplomacy, «tamizdat».

И. Н. КУКУШКИНА

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕГРАцИИ ГРАЖДАНСКОГО И ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ СРЕДСТВАМИ РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

В статье представлена трансформация значений культурных смыслов в личностные как образующие общественное сознание.

Ключевые слова: толерантность, личностное сознание, гражданственность, интеграция.

Деидеологизация общества вызвала переоценку базовых ценностей, а вместе с ней - социальное расслоение и криминализацию общества, правовую незащищенность граждан. В средствах

массовой информации идет пропаганда насилия, религиозного экстремизма и национализма. Это осложняет процесс воспитания личности школьника и становится важнейшей задачей государ-

00 "Культурная жизнь Юга России"

92

№ 1 (48), 2013

ственной политики, поскольку предусматривает социальную адаптацию молодого поколения, направленную на самоопределение личности, включение ее в общественные процессы экономико-политической жизни. Поэтому прежде всего необходимо рассмотреть психические новообразования личности, связанные с процессом формирования его сознания.

Сознание - одно из основных понятий философии, психологии и социологии, обозначающее высший уровень духовной активности человека как социального существа.

Вопрос об источниках сознания в течение длительного времени был и остается предметом анализа философов и естествоиспытателей. Сложились различные стратегии его исследования: реалистическая, объективно-реалистическая, вульгарно-материалистическая, феноменологическая и др. Натуралистическое направление, гипертрофируя связь сознания с материально-вещественным субстратом, сводит мышление к вещественным же изменениям, только иного рода (некоторые его представители указывают на подобие процесса мышления выделению желчи, вырабатываемой печенью). Противоположный ему объективно-идеалистический подход нацелен на выяснение структур и компонентов сознания, независимых от мозга, но определяемых некоим духовным фактором (фактически же его представители «упирают» на социокультурную доминанту сознания) [1].

Анализ содержания понятия «сознание» с позиций философии (сознание, бессознательное, подсознательное, сверхсознательное), социологии (общественное, групповое, индивидуальное сознание), педагогики и психологии (сознание личности) позволяет установить взаимосвязь подходов. Нам наиболее близка концепция сознания личности, предложенная выдающимся отечественным психологом В. П. Зинченко [2].

Основа этнотолерантного сознания - понимание не только собственного «Я», но и «Я другого». Оно рождается в коммуникации и транзакции, отражает социальное бытие и творит его.

Функции этнотолерантного сознания: отражение поликультурной среды; конструктивно-диалоговая; регулятивно-оценочная; рефлексивная функция (она является основной и характеризует сущность сознания). В качестве объекта рефлексии могут выступать культура своего народа и самоидентичность; мышление об истоках своей культуры; способы регуляции человеческого поведения в соответствии с национальным стереотипом; сами процессы рефлексии и личное сознание [3].

Основным средством формирования межэтнической толерантности у школьников, на наш взгляд, должно становиться освоение этнической культуры народов региона. В соответствующую теоретическую модель мы включаем:

- сознание, мышление (теоретическое, эмпирическое, наглядно-образное, эмоционально-образное, творческое) и язык;

- бессознательное (архетипы, интуитивное

мышление, интенциональность духовной жизни);

- подсознание (репродуктивная сила воображения);

- сверхсознание (основа творческого процесса), общественную и индивидуальную его форму, «общественное толерантное сознание», «индивидуальное толерантное сознание».

Структурным компонентом гражданского сознания является гражданское согласие. Формирование гражданского согласия и толерантности -целенаправленный, сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и управления учебно-воспитательной деятельностью личности школьника по овладению основами социального, правового, морально-этического опыта демократических отношений. Направленный на формирование культуры гражданского самоопределения и сотрудничества личности, он подразумевает реализацию принципа уважения между индивидуумами, между обществами различных цивилизаций, между мужчинами и женщинами. Этот принцип подразумевает ясное осознание различий, неприятие превосходства над другими и зависимости от других; на деле уважение есть постоянное усилие, активность в поисках формулы сосуществования: человек допускает возможность собственной ошибки и стремится к достижению разумной социальной гармонии. В конечном результате, взаимное уважение и формирует гражданственность как качество личности, обладающей способностью и готовностью реализовать на практике права и обязанности членов демократического общества.

Вот почему эффективным средством освоения младшими школьниками азов гражданского согласия (толерантности) служит в первую очередь региональная культура.

Этнотолерантное сознание школьника мы рассматриваем как особую психическую деятельность по преобразованию объективных этнокультурных смыслов, несущих духовный опыт человечества, в личностные смыслы - с целью определения и регуляции отношений субъекта к людям разных этносов, к себе, к личностным и социальным ценностям.

Образовательные учреждения, являясь платформой приобщения к социальным ценностям, принимают на себя большую часть ответственности за воспитание, направленное на решение общественно значимых задач и приобщение к общечеловеческим ценностям.

Возникшие в разные исторические эпохи в жизни народов аксиологические идеи взаимодействуют: связь национального / интернационального в искусстве и культуре есть совокупность фундаментальных ценностей и соответствующих им норм (выражающих общие интересы человечества, дополняя и развивая, а не противореча друг другу).

Общечеловеческие ценности, которые сближают, роднят наследие разных эпох, духовные цели разных народов, различные религии, нашли отражение в основополагающих документах ООН о правах человека. Исповедовать общечеловеческие ценности - значит научиться уважать и ценить то,

что есть у других народов (является их вкладом в общечеловеческое развитие), оберегать то, что создано всеми народами и свято для них.

Ориентируясь на тезис «Общечеловеческое -это каждый человек, неотъемлемое и святое его право на свободу и достоинство» [4], мы поставили в центр своего исследования процесс формирования межэтнической толерантности у школьников посредством изучения разнообразия общечеловеческих, национальных, духовных и художественных ценностей народов региона, являющихся личностными культурными смыслами индивидуального сознания.

При этом мы исходили из положения о том, что этнотолерантное сознание ребенка воспитуемо, оно зависит от комплекса взаимодействий и целенаправленных влияний, от внешних и внутренних факторов, предопределяющих его развитие. Под внешними факторами следует понимать совокупность общественных и природных явлений, влияющих на становление личности; под внутренними - естественную основу психики и взаимоотношения с ней, с момента рождения ребенка, социальных новообразований.

Если проследить формирующее влияние среды и воспитания на развитие этнотолерантного сознания школьников, то оказывается, что среда воздействует в известной мере стихийно и пассивно. Воспитание играет определяющую роль в этом процессе лишь при условии взаимодействия с внутренними механизмами (потребностями, мотивами, интересами, убеждениями). Это сложное явление, получившее название персонификации воспитания, трактуют «как сложный и противоречивый процесс взаимодействия информационного

содержания социализирующих и регулирующих поведение личности факторов с различными типами сознательно-психических и идеологических процессов, свойств и отношений, образующих целостный личностный модус человека (потребности, интересы, убеждения, оценочные критерии, стремления). Персонификация не противоречит социализации как ее антипод, а является внутренним механизмом ее осуществления» [5].

Таким образом, можно утверждать, что стержнем персонифицированного воспитания при формировании этнотолерантного сознания выступает трансформация значений культурных смыслов (как образующих общественное сознание) в личностные смыслы. Это подвело нас к выводу о необходимости целенаправленно включать в руководство соответствующим педагогическим процессом потенциал культуры родного края, для чего необходимы более глубокие методико-практические и теоретические разработки в этой области знания.

Литература

1. Анисимов О. С. Толерантность в общественном сознании России. М., 1998.

2. Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: очерки российской психологии. М., 1994.

3. Ильченко Л. П. Взаимосвязь развития гражданского согласия и толерантности личности в процессе обучения в общеобразовательной и высшей школах. Анапа, 2012.

4. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1977. С. 89.

5. Толерантность - идеология гражданского мира. М., 2001. С. 48.

i. n. kukushkina. theoretical aspects of integration of civil and by means of regional culture

The tolerant consciousness transformation of values of cultural senses into personal as forming public consciousness is presented in the article.

Key words: tolerance, personal consciousness, civicizm, integration.

С. В. АДАМЕНКО

НАРОДНАЯ ПЕСНЯ КАК ОСНОВА МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА

В статье рассматривается вопрос о функциях русской народной песни как специфического рода человеческого мышления и деятельности.

Ключевые слова: народная песня, музыкальный фольклор, сценический образ, мизансцена, специфические функции.

Народная песня, объединяя музыку, текст, мимику, танец, должна быть не только спета, но и по-настоящему «разыграна как в театре». Русский песенный фольклор имеет глубокое образно-смысловое начало, превращающее песню в игру, подобную сценическому действу. Не удивительно, что на казачьем диалекте говорят «сыграть песню». Народные мастера-исполнители, вживаясь в образ, соотносят переживания героев песни с личными впечатлениями. Это делает исполне-

ние подлинно художественным явлением.

Как известно, всякое художественное творение начинается с замысла. При драматической постановке песни он заключен в расшифровке ее содержания. Каждый режиссер вправе любую песню-игру «поставить» по-своему, в зависимости от приобретенного жизненного опыта и профессиональных навыков. Выявление темы и идеи, формирующей сценический образ, в процессе работы над песней могут углубляться, уточнять-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.