Научная статья на тему 'ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ ЛИЦ С МЕНТАЛЬНОЙ ИНВАЛИДНОСТЬЮ'

ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ ЛИЦ С МЕНТАЛЬНОЙ ИНВАЛИДНОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ментальная инвалидность / теологический компонент / интеграция / полипрофессиональная бригада / комплаенс / mental disability / theological component / integration / multiprofessional team / compliance

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Морозова Оксана Вагизовна, Целевич Татьяна Ивановна

Введение. При решении вопроса социальной интеграции лиц с ментальной инвалидностью в общество учитывается специфичность данной задачи. В ее решении важная роль отводится процессу социальной реабилитации в лечебных учреждениях. По результатам современных исследований духовность и религиозная вера являются важными механизмами преодоления стрессовых жизненных ситуаций. Специалисты, работающие с пациентами психиатрических лечебных учреждений, используя теологический компонент в содержании своих реабилитационных программ, отмечают ее высокую результативность. Исследование нацелено на выявление результативности внедрения теологического компонента в социальную интеграцию лиц с ментальной инвалидностью в общество. Материалы и методы: Методологическую основу исследования составил личностно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы. Были выделены критерии отбора респондентов с ментальной инвалидностью, этапы проведения исследования, оценка результативности внедрения теологического компонента. Теологический компонент включает религиозное обоснование миропорядка, основанное на признании «первоосновой всего сущего Бога, ставшего первопричиной всех вещей и явлений». Результаты исследования: полученные результаты позволили сделать выводы об успешности использования теологического компонента в разработанной и реализованной программе. Положительная динамика в социальной адаптации у респондентов является наглядным индикатором повышения уровня социального функционирования и социальной интеграции, мотивации к продуктивной деятельности, творческой самореализации, появлении новых коммуникативных структур, формирования комплаенса. Специалистам, работающим с людьми с ментальной инвалидностью, учет теологического компонента позволяет профилактировать синдром профессионального выгорания. Результаты исследования отражены в материалах статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Морозова Оксана Вагизовна, Целевич Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEOLOGICAL COMPONENT IN SOCIAL REHABILITATION AND INTEGRATION OF PERSONS WITH MENTAL DISABILITIE

Introduction. When solving the issue of social integration of persons with mental disabilities into society, the specificity of this task is taken into account. In its solution, an important role is assigned to the process of social rehabilitation in medical institutions. According to the results of modern research, spirituality and religious faith are important mechanisms for overcoming stressful life situations. Specialists working with patients of psychiatric medical institutions, using the theological component in the content of their rehabilitation programs, note its high effectiveness. The research is aimed at identifying the effectiveness of the introduction of the theological component in the social integration of persons with mental disabilities into society. Materials and methods: The methodological basis of the study was made up of personality-activity and personality-oriented approaches. The criteria for the selection of respondents with mental disabilities, the stages of the study, and the evaluation of the effectiveness of the implementation of the theological component were highlighted. The theological component includes a religious justification of the world order based on the recognition of «the primordial basis of all that exists, God, who became the root cause of all things and phenomena.» The results of the study: the results obtained allowed us to draw conclusions about the success of using the theological component in the developed and implemented program. The positive dynamics in social adaptation among respondents is a clear indicator of an increase in the level of social functioning and social integration, motivation for productive activities, creative self-realization, the emergence of new communicative structures, and the formation of compliance. For specialists working with people with mental disabilities, taking into account the theological component makes it possible to prevent professional burnout syndrome. The results of the study are reflected in the materials of the article.

Текст научной работы на тему «ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ ЛИЦ С МЕНТАЛЬНОЙ ИНВАЛИДНОСТЬЮ»

ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ ЛИЦ С МЕНТАЛЬНОЙ ИНВАЛИДНОСТЬЮ

Морозова Оксана Вагизовна

Кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный педагогический университет (г. Омск), e-mail: okasya@bk.ru

Целевич Татьяна Ивановна

Кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный педагогический университет (г. Омск), e-mail:celevicht@mail.ru

DOI: 10.24412/1029-3388-2024-1-38-48

Аннотация:

Введение. При решении вопроса социальной интеграции лиц с ментальной инвалидностью в общество учитывается специфичность данной задачи. В ее решении важная роль отводится процессу социальной реабилитации в лечебных учреждениях. По результатам современных исследований духовность и религиозная вера являются важными механизмами преодоления стрессовых жизненных ситуаций. Специалисты, работающие с пациентами психиатрических лечебных учреждений, используя теологический компонент в содержании своих реабилитационных программ, отмечают ее высокую результативность.

Исследование нацелено на выявление результативности внедрения теологического компонента в социальную интеграцию лиц с ментальной инвалидностью в общество.

Материалы и методы: Методологическую основу исследования составил личностно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы. Были выделены критерии отбора респондентов с ментальной инвалидностью, этапы проведения исследования, оценка результативности внедрения теологического компонента. Теологический компонент включает религиозное обоснование миропорядка, основанное на признании «первоосновой всего сущего Бога, ставшего первопричиной всех вещей и явлений».

Результаты исследования: полученные результаты позволили сделать выводы об успешности использования теологического компонента в разработанной и реализованной программе. Положительная динамика в социальной адаптации у респондентов является наглядным индикатором повышения уровня социального функционирования и социальной интеграции, мотивации к продуктивной деятельности, творческой самореализации, появлении новых коммуникативных структур, формирования комплаенса. Специалистам, работающим с людьми с ментальной инвалидностью, учет теологического компонента позволяет профилактировать синдром профессионального выгорания. Результаты исследования отражены в материалах статьи.

Ключевые слова: ментальная инвалидность, теологический компонент, интеграция, полипрофессиональная бригада, комплаенс.

THEOLOGICAL COMPONENT IN SOCIAL REHABILITATION AND INTEGRATION OF PERSONS WITH MENTAL DISABILITIE

Morozova Oksana Vagidovna

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Omsk State Pedagogical University (Omsk),e-mail:okasya@bk.ru

Tselevich Tatiana Ivanovna

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Omsk State Pedagogical University (Omsk), e-mail:celevicht@mail.ru

DOI: 10.24412/1029-3388-2024-1-38-48

Abstract:

Introduction. When solving the issue of social integration of persons with mental disabilities into society, the specificity of this task is taken into account. In its solution, an important role is assigned to the process of social rehabilitation in medical institutions. According to the results of modern research, spirituality and religious faith are important mechanisms for overcoming stressful life situations. Specialists working with patients of psychiatric medical institutions, using the theological component in the content of their rehabilitation programs, note its high effectiveness.

The research is aimed at identifying the effectiveness of the introduction of the theological component in the social integration of persons with mental disabilities into society.

Materials and methods: The methodological basis of the study was made up of personality-activity and personality-oriented approaches. The criteria for the selection of respondents with mental disabilities, the stages of the study, and the evaluation of the effectiveness of the implementation of the theological component were highlighted. The theological component includes a religious justification of the world order based on the recognition of «the primordial basis of all that exists, God, who became the root cause of all things and phenomena.»

The results of the study: the results obtained allowed us to draw conclusions about the success of using the theological component in the developed and implemented program. The positive dynamics in social adaptation among respondents is a clear indicator of an increase in the level of social functioning and social integration, motivation for productive activities, creative self-realization, the emergence of new communicative structures, and the formation of compliance. For specialists working with people with mental disabilities, taking into account the theological component makes it possible to prevent professional burnout syndrome. The results of the study are reflected in the materials of the article.

Keywords: mental disability, theological component, integration, multiprofessional team, compliance.

Введение

Интеграция людей с ментальными нарушениями в общество является одной из важнейших задач, стоящих перед современным российским обществом. Для того, чтобы достичь этой цели, необходимо решить множество проблем, связанных с доступностью среды, образованием, трудоустройством, социальной защитой и поддержкой.

Одной из главных проблем является доступность среды. Для решения этой проблемы необходимо создавать специальные условия. Образование также играет важную роль в интеграции людей с ментальными нарушениями. Они должны иметь доступ к качественному образованию, которое поможет им получить профессию. Трудоустройство также является важным аспектом интеграции людей с ментальными нарушениями. Для решения этой проблемы необходимы специальные программы по обучению и развитию навыков, а также создание специальных рабочих мест для людей с ограничениями по здоровью.

Социальная защита и поддержка также играют важную роль в интеграцию людей с ментальной инвалидностью. Лица с ментальной инвалидностью относятся к самым незащищенным слоям населения, социальное положение которых осложнено экономическими, социальными, социокультурными и другими обстоятельствами.

Актуальность исследования. При решении вопроса о социальной интеграции лиц с ментальной инвалидностью, прежде всего, «необходимо учитывать специфичность данной задачи и, как следствие этого, возникновение ряда серьезных проблем, с которыми лицо, страдающее ментальными нарушениями, не в состоянии справиться самостоятельно» [4].

В решении этих вопросов важная роль отводится процессу социальной реабилитации лиц с ментальной инвалидностью в лечебно-реабилитационных учреждениях. Проблемами социализации и интеграции лиц с ментальной инвалидностью занимались российские ученые, такие как Н. П. Дубинин, М.М. Кабанов, А.С. Каледа, В.М. Бехтерев, С. С. Корсаков, В. П. Сербский, П. Б. Ган-нушкин, К.В. Давыдов и др.

Социальная реабилитация лиц с ментальной инвалидностью имеет свои особенности, которые связаны в первую очередь с тем обстоятельством, что при ментальных нарушениях, как ни при каких других, серьезно нарушаются социальные связи и отношения. Поэтому понятие реабилитации данной категории, прежде всего, понимается как их ресоциализация, как восстановление (сохранение) индивидуальной и общественной ценности человека, их личного и социального статуса, стремление вернуть все то, что они утратили в процессе заболевания.

В настоящее время одной из самых эффективных признается биопсихосоциальная (холистическая) модель, отражающая многоаспектное рассмотрение

болезни с привлечением социально-средовых, психологических, личностных и других характеристик. Такой подход позволяет добиваться высоких результатов в восстановлении и ресоциализации лиц с ментальной инвалидностью, наиболее плодотворно использовать возможности полипрофессиональной бригады специалистов для лечения и реабилитации.

Близкое окружение людей, страдающих ментальными нарушениями, отмечают, что понимание своих проблем в религиозных или духовных терминах может быть мощной опорой биологическим или психологическим методам. Хотя такое переосмысление проблемы не может изменить реальность, наличие более высокой цели может существенно изменить готовность индивида переносить боль, справляться с трудностями. Современные исследования показывают, что духовность и религиозная вера являются важными механизмами преодоления стрессовых жизненных ситуаций.

Теологический компонент включает религиозное обоснование миропорядка, основанное на признании «первоосновой всего сущего Бога, ставшего первопричиной всех вещей и явлений. Творец создал мироздание и человека, придал свой сокровенный смысл его историческому существованию и развитию» [5].

Данное понимание повышает уровень толерантности к происходящим явлениям в жизни людей с ментальной инвалидностью, дает им силы ежедневно справляться с жизненными и бытовыми трудностями.

Специалистам, работающим с людьми с ментальной инвалидностью, учет теологического компонента позволяет профилактировать синдром профессионального выгорания.

Кафедра социальной педагогики и социальной работы Омского государственного педагогического университета сотрудничает с учреждением здравоохранения Омской области клинической психиатрической больницей имени Н.Н. Солодникова. Преподавателями кафедры и специалистами полипрофессиональной бригады было проведено исследование по проблеме интеграции лиц с ментальной инвалидностью в общество.

Полипрофессиональная бригада оказывает первичную специализированную психиатрическую помощь в условиях дневного стационара пациентам диспансерной группы. В нее включены такие специалисты как: врач-психиатр, врач-психотерапевт, клинический психолог, психолог, специалист по социальной работе, социальный работник, инструктор по трудовой терапии.

БУЗОО «КПБ имени Н.Н. Солодникова» сотрудничает в рамках социальной реабилитации с представителями Православной церкви. Одно из помещений больницы передано под часовню. Священнослужитель в ходе беседы с пациентами в доступной форме рассказывает об основах православной веры, жизни христиан, о смысле жизни. Общаясь со священником, пациенты получают духовную поддержку.

Результаты исследований зарубежных ученых показывают, что «70-80% людей используют религиозные или духовные убеждения и действия, чтобы справиться с ежедневными трудностями и разочарованиями. Религиозность мо-

жет помочь пациентам улучшить эмоциональную адаптацию и сохранить надежду, цель и смысл жизни» [7].

Люди, страдающие ментальными нарушениями, подчеркивают, что понимание своих проблем в религиозных или духовных терминах может быть мощной альтернативой биологическим или психологическим методам. Хотя такое переосмысление проблемы не может изменить реальность, наличие более высокой цели может существенно изменить готовность индивида переносить боль, справляться с трудностями. Учитывая тот факт, что люди с серьезными ментальными нарушениями уже борются с широко распространенными предрассудками и дискриминацией, представляется важным поддерживать или укреплять существующие религиозные убеждения и системы поддержки людей в рамках их плана лечения и реабилитации.

Полуструктурированные интервью, посвященные влиянию теологического компонента, были проведены с выборкой из 115 амбулаторных пациентов с психотическими заболеваниями в одном из четырех психиатрических амбулаторных учреждений Женевы. «Для большинства пациентов религия вселяла надежду, цель и смысл в их жизнь (71%), в то время как для некоторых она вызывала духовное отчаяние (14%). Пациенты также сообщили, что религия уменьшила (54%) или увеличила (10%) психотические и общие симптомы. Было установлено, что религия способствует социальной интеграции (28%), хотя иногда приводит к социальной изоляции (3%)» [8].

Роль теологического фактора неисчерпаема, поскольку он влияет на многие процессы, происходящие в жизни людей на протяжении тысячи лет. Процесс отделения психиатрии от церкви начался примерно с конца XVIII века. С октября 1917 года почти 80 десятилетий в России отвергалось душевное понимание болезни. Считалось, что психиатрия и церковь - «две вещи несовместные». Однако в современной России все больше врачей считают, что для верующих пациентов религия - важнейший фактор излечения, «переход из тени в свет», так как причины большинства эндогенных заболеваний недостаточно выяснены.

Опыт душепопечительства больных с ментальными нарушениями могут использовать не только священнослужители, но и специалисты, работающие в лечебных учреждениях. Области соприкосновения религии и психиатрии позволяют им работать совместно в интересах пациентов.

Традиционной для России конфессией является православие, которое в настоящее время продолжает возрождаться и оказывает большое влияние на людей и общество в целом. Храмовое богослужение люди с ментальными расстройствами переносят по-разному. Эти люди очень чувствительны к любому проявлению небрежности, например, если их случайно заденут при скоплении народа. Задача священника - настроить пациента на терпение и смирение, помолиться за него. Задача врача, - лечить душевные расстройства методами современной медицины. Задача специалистов по социальной работе - сопровождать процесс социальной реабилитации и интеграции.

Одним из самых важных для людей с ментальными расстройствами ока-

зывается возможность выговориться, рассказать о своих переживаниях, ощущениях, настроении. Нередко больные начинают вспоминать свою жизнь, эпизоды из детства, юности, кажущиеся для них значимыми; рассказывают о взаимоотношениях в семье, пытаются самостоятельно найти в своих прошлых поступках корни нынешних недугов. Однако, штатное расписание врачей не позволяет им в достаточной мере уделять свое время и внимание каждому пациенту

В то же время, «священнослужители готовы выслушивать людей, пришедших к ним на беседу. К концу беседы нередко пациенты приходят к пониманию необходимости упорядочить свою жизнь, обещают выполнять предписания своего врача и наставления священнослужителя. Постепенно пациент начинает испытывать ощущение сопереживания, понимания, участия и готовность помочь ему, в связи, с чем у него снижается уровень тревожности, ослабевает чувство одиночества, беспомощности, укрепляется доверие к врачу, священнослужителю, возникает стремление к последующим контактам» [6].

Духовная потребность представляет собой определенное состояние сознания и проявляется как осознанное побуждение человека к духовному творчеству, к созданию и потреблению духовных ценностей. Все это, на наш взгляд, позитивно влияет на процесс интеграции лиц с ментальной инвалидностью в общество.

В контексте изложенного выше, считаем, возможным утверждать, что проблема исследования заключается в необходимости внедрения теологического компонента в процесс социальной реабилитации лиц с ментальной инвалидностью для их успешной интеграции в общество.

Цель данного исследования: выявить результативность внедрения теологического компонента в социальную реабилитацию лиц с ментальной инвалидностью, влияющую на их успешную интеграцию.

Методологическую основу исследования составил личностно-деятель-ностный и личностно-ориентированный подходы.

Для исследования были выбраны следующие методы: беседа, наблюдение, опрос, анкетирование, изучение и анализ документации.

На констатирующем и контрольном этапах опытно-экспериментальной работы, использовались методики тестирования, направленные на диагностирование таких сфер психического здоровья как социальная адаптация («Шкала самооценки социальной адаптации» SASS) и анкетирование по самостоятельно разработанной анкете.

«Шкала самооценки социальной адаптации» SASS (Social Adaptation Selfevaluation Scale, BoscM. etal.) позволяет оценить степень социального функционирования пациентов в разных сферах жизнедеятельности.

«Основными методами социальной реабилитации являются многочисленные групповые, а также индивидуальные формы работы, включающие также ближайшее социальное окружение реабилитанта, основанные на различных многочисленных программах (модулях). К таким методам относятся тренинги социальных навыков, общения, самоуважения, уверенного поведения, независи-

мого проживания, психообразовательные программы, обучение стратегии совла-дания с остаточными психотическими симптомами, семейная терапия, использующая проблемно-решающую, поведенческую, психообразовательную техники» [1].

Объем, содержание и направленность групповых тренингов для каждого пациента строго индивидуальны и проводятся в соответствии с планом психореабилитационных мероприятий. Изучаются особенности характера, привычек, интересов находящихся на лечении пациентов, их потребности, их пожелания в организации досуга и т.п. Все эти элементы важны для проведения результативной социальной реабилитации и интеграции.

Оценка результативности внедрения теологического компонента в социальную реабилитацию лиц с ментальной инвалидностью, влияющую на успешную интеграцию в общество осуществлялась с использованием критерия «социальная адаптация». Его показатели: социальная дезадаптация, затрудненнная адаптация, хорошая адаптация и очень хорошая адаптация.

Результаты исследования. Поскольку исследование направлено на выявление результативности внедрения теологического компонента в социальную реабилитацию лиц с ментальной инвалидностью, была проведена работа с пациентами стационарного психиатрического женского отделения. В опытно-экспериментальной работе приняли участие 35 человек. Для них одной из актуальных проблем является социальная интеграция в современное общество. Люди, страдающие ментальными нарушениями, особенно остро нуждаются в поддержке, которая со временем помогла бы им выйти из роли «пациента».

Критериями отбора пациентов в экспериментальную группу являлось наличие ментальной инвалидности либо ментальных расстройств, приводящих к инвалидности. Так 95% участников имели диагноз, по данным медицинской документации. Возраст респондентов 18-35 лет. Пациенты были госпитализированы на длительный срок в стационар. Все они находились под наблюдением не менее одного года, без грубых расстройств поведения и отсутствия тяжелых соматоневрологических заболеваний. Участники нуждались в комплексной реабилитации.

Диагностика пациентов проводились на двух этапах реализации программы: на констатирующем этапе, перед проведением реабилитационных мероприятий с использованием теологического компонента. На контрольном этапе, после проведения реабилитационных мероприятий с включением теологического компонента.

На констатирующем этапе в результате диагностики по шкале SASS среди пациентов, принявших участие в исследовании, мы выделили 4 группы:

С социальной дезадаптацией - 20% (7 человек), что говорит о низком уровне социального функционирования, у этих людей утеряны приспособительные способности, они могу нарушать правила поведения в обществе, морали и даже закон. С показателем затрудненная социальная адаптация мы выявили 57% (20 человек), что так же свидетельствует о низком социальном взаимодействии с

обществом. С показателем хорошая социальная адаптация выявлено 23% (8 человек), эти пациенты не утратили основных адаптационных качеств, однако они немного снижены. Не выявлено участников с очень хорошей социальной адаптацией: результат 0 %.

Разработанная нами анкета, включала вопросы, касающиеся взаимодействия пациентов с социумом, выстраивания коммуникативных связей, выявления культурно-досуговых предпочтений.

На вопрос анкеты: «Оцените, как вы стараетесь завязать отношения с другими людьми?» большинство 68% (24 человека) участников ответили, что умеренно стараются завязать отношения с другими людьми. С показателем плохой активности 23% (8 человек), с активной позицией в этом вопросе 9% (3 человека), очень активных нет совсем 0%. Результаты показывают, что у большинства (32 человека) существуют проблемы в общении с другими людьми.

На вопрос анкеты о степени вовлеченности в общественную жизнь (общественные организации, общины, союзы, клубы, церкви и т. д.) большинство пациентов 88% (31 человек) практически не участвуют в общественной жизни. Из них частично участвуют 71% (25 человек), совсем не участвуют -17% (6 человек). Пациенты умеренно проявляют участие в общественной жизни 6% (2 человека) и еще 6% (2 человека) полностью заняты общественными мероприятиями.

Сравнив результаты, мы выявили проблему вовлеченности и участия в общественной жизни у большинства пациентов.

Из полученных данных можно сделать вывод, что у большей части пациентов наблюдается затрудненная социальная адаптация. Для решения выявленных социально-психологических проблем, связанных с нарушением социального функционирования, выявлена необходимость в проведении мероприятий по социальной реабилитации лиц с ментальной инвалидностью.

Для участников исследуемой группы важным является проведение занятий по повышению качества их жизни, восстановлению и расширению области жизнедеятельности, интеграции их в современное общество, по решению различных социальных вопросов и по преодолению ситуаций социальной дезадаптации. Поскольку для лиц с ментальными нарушениями включение в групповую работу становится важным условием социальной реабилитации.

Актуальность разработки программы социальной реабилитации лиц с ментальной инвалидностью с использованием теологического компонента в лечебном учреждении была обусловлена насущной социально - средовой потребностью обновления содержания реабилитационного процесса, развития реабилитационных функций. Эта потребность находит выражение в практике интеграции знаний о православной культуре и свидетельствует о тенденции восстановления духовно - нравственных основ приобщения и воспитания граждан имеющих ментальные нарушения.

Содержание программы направлено на реализацию технологий духовно-нравственного воспитания пациентов, формирования чувства причастности к культурной жизни, включение участников в новые социальные связи, содей-

ствие в мероприятиях по социальной реабилитации лиц с ментальной инвалидностью в условиях лечебного учреждения.

В ходе реализации программы создавалась среда включённого взаимодействия участников, расширялась сфера их социального общения, завязывались дружеские контакты.

Специалисты и медицинские работники отмечали со стороны пациентов более точное соблюдение рекомендаций врача, соблюдения предписанного режима лечения, точность выполнения нелекарственных процедур, ограничение вредных привычек и др.

Считаем возможным утверждать, что налицо здесь проявление компла-енса. «Комплаенс (англ. сотрНапсе - согласие, соответствие) в медицине - это добровольное следование пациента предписанному ему режиму лечения» [2].

Комплаенс находится в зависимости от следующих факторов: психологические особенности больного, клинические особенности заболевания, особенности терапевтической программы, социально-экономические программы, факторы, связанные с организацией медицинской помощи. Организация регулярной социально-медицинской помощи в лечебном учреждении позитивно влияет на уровень комплаенса.

Основными формами и методами реализации программы выступали: упражнения на снижение психоэмоционального напряжения, развитие навыков эффективного общения. Знакомство с духовно-нравственным и культурным наследием, коррекционная работа с помощью элементов творческой деятельности.

Эмпирическая часть исследования была посвящена выявлению результативности реабилитационных мероприятий при включении теологического компонента в социальную реабилитацию лиц с ментальной инвалидностью. Сравнивая результаты, полученные на констатирующем и контрольном этапе работы, мы выявили положительные изменения, произошедшие в состоянии пациентов

(рис.1).

■ дом

■ ПОСЛЕ %

социальная затрудненная хорош ая

хорошая очень хорошая адаптация адаптация

дезадаптация адаптация

Рис.1. Результаты сравнительного анализа ответов по «Шкале самооценки социальной адаптации», %

Количество пациентов с социальной дезадаптацией уменьшилось с 20% до 5%. Произошло увеличение пациентов с результатом хорошая социальная адаптация от 23% до 54%.

Теперь в группе преобладает число пациентов с показателем хорошая социальная адаптация (54%), что говорит о том, что большинство участников частично восстановили свои адаптационные функции, и соответственно улучшили уровень социального функционирования.

К положительным моментам относятся и изменение в показателе очень хорошая адаптация с 0% до 3%, а также уменьшение пациентов с затрудненной социальной адаптацией от 57% до 37%.

Согласно полученным результатам можно говорить о положительном влиянии проведенных социально - реабилитационных мероприятий для лиц с ментальной инвалидностью в плане улучшения их социальной адаптации.

Выводы. Анализ проведенного практического исследования позволил сделать выводы об успешности реализованной программы с группой лиц, имеющих ментальную инвалидность.

Включение в процесс социальной реабилитации программы с использованием теологического компонента, способствовало улучшению результативности психосоциальных мероприятий. Это во многом являлось результатом сформированного в практической деятельности комплаенса. Доказательством данной работы служит повышение уровня социальной адаптации, креативности, коммуникации и мотивации пациентов с ментальной инвалидностью.

Литература

1. Бурно М.Е. Клинический театр-сообщество в психиатрии. Москва: Альма Матер: Академический Проект, 2009. 718 с.

2. Данилов Д.С. Комплаенс в медицине и методы его оптимизации (клинические, психологические и психотерапевтические аспекты) - Режим доступа: https://studbooks. net/2476918/meditsina/komplaens_v_meditsine_i_metody_ego_ optimizatsii

(дата обращения: 10.11.2023).

3. Кабанов М. М. Реабилитации психически больных - Режим до-ступа:https://www.studmed.ru/kabanov-mm-reabilitaciya-psihicheski-bolnyh_ bf0f268d097.html (дата обращения: 12.11.2023).

4. Лазаренко А.А., Кузичкина М.В. Социальная защита лиц, страдающих психическими расстройствами. Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова. Вестник магистратуры. 2016. № 12-3(63). С.71-72

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Методология истории (2022). - Режим доступа: Ы^:// dprm.ru/history/ metodologiya-istorii

6. Незнанов Н.Г. Биопсихосоциальная парадигма - новые тенденции и старые проблемы. Психосоциальная реабилитация в психиатрии и неврологии. Методологические и организационные аспекты / сост. Н. М. Залуцкая; под общ.ред.

Н. Г. Незнанова. - Санкт-Петербург: СпецЛит, 2017. 600 с.

7. Harold Koenig Review Integrating Religion and Spirituality into Mental Health Care, Psychiatry and Psychotherapy /,Religions 2011, 2(4), 611-627

8. Mohr S., P-Y. Brandt, L. Borras, C. Gillieron, and P. Huguelet. "Toward an integration of spirituality and religiousness into the psychosocial dimension of schizophrenia." Am. J. Psychiatr. 163 (Cambridge University Press 2009)

References

1. Burno M.E. Klinicheskij teatr-soobshhestvo v psihiatrii. [Clinical theatercommunity in psychiatry]/Moscow, Al'ma Mater: Akademicheskij Proekt, 2009. 718 p (In Russian).

2. Danilov D.S. Komplaens v medicine i metody ego optimizacii (klinicheskie, psihologicheskie i psihoterapevticheskie aspekty). [Compliance in medicine and methods for its optimization (clinical, psychological and psychotherapeutic aspects)]/ Rezhim dostupa: https://studbooks.net/2476918/meditsina/komplaens_v_meditsine_i_ metody_ego_optimizatsii. (accessed: 10.11.2023).

3. Kabanov M. M. Reabilitacii psihichesk ibol'nyh [Rehabilitation of the mentally ill]. /Rezhim dostupa: https://www.studmed.ru/kabanov-mm-reabilitaciya-psihicheski-bolnyh_bf0f268d097.html. (accessed: 12.11.2023).

4. Lazarenko A.A., Kuzichkina M.V. Social'najazashhitalic, stradajushhih psihicheskimi rasstrojstvami [Social protection of persons suffering from mental disorders]. Gosudarstvennyj morskoj universitet imeni admirala F.F. Ushakova. Vestnik magistratury. 2016. № 12-3(63).P. 71-72 (In Russian).

5. Metodologija istorii (2022). [Methodology of history].Rezhim dostupa: https:// dprm.ru/history/metodologiya-istorii

6. Neznanov N.G. Biopsihosocial'naja paradigma - novye tendencii i staryeproblemy. [Biopsychosocial paradigm - new trends and old problems]. Psihosocial'naja reabilitacija v psihiatrii i nevrologii.Metodologicheskie i. 2017. 600 p.

7. Harold Koenig Review Integrating Religion and Spirituality into Mental Health Care, Psychiatry and Psychotherapy /,Religions 2011, 2(4), 611-627p.

8. Mohr S., P-Y. Brandt, L. Borras, C. Gillieron, and P. Huguelet. "Toward an integration of spirituality and religiousness into the psychosocial dimension of schizophrenia."Am. J. Psychiatr. 163 (Cambridge University Press 2009)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.