Научная статья на тему 'ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА'

ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
11254
1201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ / АВРЕЛИЙ АВГУСТИН / ТЕРТУЛЛИАН / ФОМА АКВИНСКИЙ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кобежиков А. А., Куюков Р. А.

Статья посвящена рассмотрению теологической теории происхождения государства, а также выявлению плюсов и минусов данной теории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА»

УДК 1

Кобежиков А.А.

Студент ХГУ им. Н.Ф. Катанова

Куюков Р.А.

Студент ХГУ им. Н.Ф. Катанова

Научный руководитель: Шведчикова Е.В.

ХГУ им. Н.Ф. Катанова

ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

Аннотация: статья посвящена рассмотрению теологической теории происхождения государства, а также выявлению плюсов и минусов данной теории.

Ключевые слова: государство, теологическая теория, Аврелий Августин, Тертуллиан, Фома Аквинский.

Своё распространение теологическая теория возникновения государства получила в работах великих философов: Аврелий Августин, Тертуллиан, Фома Аквинский. Также её представителями были многие религиозные деятели средневековой Европы, Древнего Востока, христианские философы и богословы.

Основоположники данной теории, утверждали, выражая широко распространенное ранее религиозное сознание, что государство создано и существует по воле Бога. В связи с этим церковная власть имеет приоритет над светской властью, именно поэтому вступление любого монарха на престол должно быть освящено церковью. Эта процедура придает светской власти особую силу и авторитет, преобразовывая монарха в представителя Бога на земле. Теологическая теория широко использовалась для обоснования и оправдания неограниченной монархии, а также для пропаганды смирения подданных перед государственной властью.

В древние времена правовая, политическая мысль у людей восходила к мифологическим началам и, следственно, развивалось представление о том, что земные правила есть часть общемировых и космических, имеющих божественное происхождение. По мнению представителей этой теории, государство — продукт божественной воли, в силу чего государственная власть — вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Поэтому каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления наместнику Бога на земле. Отказ подчиниться государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему.

Каждый обязан смириться и подчиниться божьей воле, так как данная теория исходит из того, что государство существует вечно в силу этой воли. Согласно этой теории, творец всего сущего на Земле, в том числе и государства, - Бог, проникнуть в тайну божественного замысла и постичь природу и сущность государства невозможно. Теологическая теория не отвергала необходимости создания и функционирования земного государства, обеспечения необходимого правопорядка. Если придать государству и государственной власти божественный характер, то она всеми подвластными ей средствами поднимала их престиж, сурово осуждала преступность, способствовала утверждению в обществе разумного порядка и взаимопонимания.

Суть теологической теории в том, что, по мнению ее мыслителей, государство возникло по воле Бога. Следовательно, государство, его институты и власть:

1)являются представителями воли Бога на земле;

2)их образование и аннулирование не зависит от человека;

3)вечны, несокрушимы и святы.

Теологическая теория призывает:

• принять государство и власть как данность, полученную свыше;

• признать власть монархов святой и исходящей от Бога (Папа Римский -представитель Бога на Земле, монархи - представители Папы и через него Бога в своих государствах);

• полностью подчиняться власти - божественной, то есть церковной и земной, являющейся представительницей небесной на Земле, - то есть монархам и государству; не пытаться изменить установленный Богом порядок.

Придавая государству и государям (как представителям и выразителям божественных велений) ореол святости, идеологи данной теории поднимали престиж и поднимают его, способствовали утверждению в обществе порядка, согласия и духовности и до сих пор способствуют. Особое внимание здесь уделяется «посредникам» между Богом и государственной властью — церкви и религиозным организациям.

Рассмотрев данную теорию, можно выделить несколько плюсов и минусов. Плюсами теории являются: Теория объясняет образование государства совместно с единобожием; Теория дает возможность устанавливать общественный порядок; Теория дает отражение объективным решениям того времени, а конкретно -первые государства были теократические; Теорию нельзя опровергнуть.

Минусы - теория не является научной, так как при ее помощи невозможно доказать либо опровергнуть происхождение государства.

Библиографический список:

1.Бошно С.В. Теория государства и права // ЛитагентКнорусс.2016

2. Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Издательство "Зерцало", 2004. (Классический университетский учебник).

3.Алексеев С.С. Теория государства и права// 3-е издание, 2005 г. , 458 с., Изд. -НОРМА.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.