Научная статья на тему 'Тенгеризм'

Тенгеризм Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
226
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенгеризм»

ТЕНГЕРИЗМ

Ш.Бира

Тенгеризм - от общего тюрко-монгольского слова «тенгери» (по-тюркски -Тапп, по-монгольски - Tngri, современное монгольское произношение - тэнгэр). По-русски можно перевести как «небо».

Тенгеризм был разработан на основе небопочитания, являвшегося фундаментальной концепцией шаманизма - традиционной народной религии древних обитателей Монголии. Согласно шаманизму, Тенгери как нечто, отвлеченное понятие, подобное Богу, представляет собою высшее мужское начало, управляющее всеми природными и социальными явлениями в мироздании, в то время как земля является подчиненным женским началом (по-монгольски - эцэг Тенгери [Отец Тенгери] и эх газар [Мать-Земля]).

Вначале тенгеризм выдвинул несколько элементарных концепций: о небесном происхождении хаганской власти, о ее дуалистическом характере («небесный мандат» и харизма) и др. Учение о небесном происхождении хаганской власти было широко известно среди кочевых народов в Монголии. Однако это учение достигло небывалого развития при гегемонии монголов в результате создания Великого Монгольского государства (Yeke Mongol ulus), основанного Чингис-хаганом в 1206 г. Из данных источников (например, «Сокровенное сказание монголов») видно, что в этот период старое представление о тотемистическом происхождении предводителя ведущего рода сменялось новым понятием о небесном происхождении родоначальника «золотого рода». Следует считать, что помимо всего прочего необыкновенным успехам Чингис-хагана при создании обширной кочевой империи во многом способствовала его незыблемая вера в небесную силу и в свою харизму (по-монгольски - suu jali). В этом плане он был основателем монгольского тенгеризма как идеологии кочевой империи.

С небывалым обширным экспансионизмом при преемниках Чингис-хагана и с созданием мировой империи тенгеризм приобрел характер своеобразной универсальной идеологии, которой монгольские хаганы придавали не меньше значения, чем превосходству военных сил.

Официальные документы, такие как хаганские указы и дипломатические корреспонденции Монгольской империи, начинались, как правило, со стереотипной фразы: «Силой Вечного Неба и покровительством харизмы Хагана (Mongke Tenggeri-yin ktictin-dtir, qayan-u suu jail-yin ihe'el (abegel)-dtir)». Данная фраза, являвшаяся своеобразной преамбулой официальных документов Монгольской империи, отчетливо выражает дуалистическую идею о том, что Тенгери и Хаган представляют собою два основных компонента верховной власти в мире. Иными словами, Тенгери является высшей всемогущей божественной силой во Вселенной, которая покровительствует и санкционирует Хагана действовать от Его име-

Век глобализации 1/2009 152-154

ни и реализовать Его волю на Земле. В некоторых известных указах монгольских хаганов, таких как Гуюка и Мунке, утверждалось следующим образом: «Силою Вечного Неба. Указ сына Неба, верховного владыки Чингис-хагана. Наверху только одно Вечное Небо, внизу, на Земле, только один Чингис-хаган». Можно сказать, что данная фраза ярче всего отражала основную философию идеологии тен-геризма, согласно которой только один хаган на Земле, подобно тому, как наверху только одно небо (Тенгери). Данная философия часто подкреплялась утверждением о том, что «все страны, начиная с восхода солнца до его заката, подчинились мне (хагану. - Ш. Б). Кто может выступать против воли Бога (Тенгери)? Если не соблюдать воли Бога и если игнорировать мой указ, то я считаю вас своим врагом»...

Из этого видно, что какими бы высокими идеями ни руководствовались монгольские хаганы, они не забывали о своих земных интересах.

В период создания Монгольской империи при преемниках Чингис-хагана, особенно Хубилай-хагане (годы правления: 1260-1294), основателе Юаньской империи монголов с центром в северной части Китая, тенгеризм стал действительно универсальной идеологией, которую следует назвать идеологией тенгеризации, согласно которой все, что находится под Небом (Тенгери), должно быть объединено под властью монгольских хаганов. Хубилай-хаган выступил в качестве решительного реформатора как в области политики, так и в области идеологии Монгольской империи. Его основная политика заключалась в создании нового типа восточной империи в лице вселенской космополитической империи, которая обеспечивала бы гегемонию небольшого числа монголов над их многочисленными подданными. В период 35-летнего царствования Хубилай-хагана Монгольская империя достигла своего апогея и приобрела действительно универсальный характер. Мир был объединен фактически под одной политической властью единой сетью коммуникации с помощью так называемой системы Уртеге (монг. б11;е§е), то есть конской почтово-коммуникационной системой связи. Через эту систему происходили активный поток информации и идей, обмен культурными ценностями, передвижение людей и производилась оживленная торговля. Все это создавало благоприятные условия для сближения стран и народностей Востока и Запада. Таким образом, можно констатировать, что происходил исторический процесс сближения и интеграции самых разных стран и народностей тогдашнего мира. Этот процесс можно назвать тенгеризацией мира, которая невольно напоминает о современной глобализации.

В соответствии со своей политикой Хубилай-хаган также решил реформировать и традиционную идеологию тенгеризма. Не отвергая основную идеологию шаманизма, он предпочел применить основные положения буддийского универсализма к идеологии тенгеризма. Нужно сказать, что буддизм представлял собою более универсальное наднациональное и нейтральное учение по сравнению с другими учениями и религиями, которые были известны в Монгольской империи, и потому более подходящее для идеологического обоснования и оправдания вселенской империи, состоявшей из разных стран и народностей. Прежде всего Хубилай-хаган сам обратился в буддизм, приняв абишеку (освящение) по традиции Маха-калы, тантристского бога-хранителя буддизма, от тибетского наставника Пагва-ламы. Монгольский хаган объявил буддизм государственной религией, а своего

наставника Пагва-ламу назначил Государственным учителем Монгольской империи. Однако он не отказался от почитания традиционного культа Тенгерии, от веры в Харизму (suu jali). Все это было унаследовано от предводителей «золотого рода» Чингис-хагана. Короче говоря, благодаря усилиям Хубилай-хагана и его наставника Пагва-ламы в области идеологии Монгольской империи происходил своеобразный процесс синкретизации традиционного тенгеризма с буддийским универсализмом. Это находило свое яркое выражение в приписывании Хубилай-хагану основных качеств буддийских царей Чакравартиков (царей, вращающих колесо учения), Дхармараджей («Царей Учения»), царей Бодхисаттв и т. д. В этом отношении характерны некоторые труды Пагва-ламы, специально посвященные возвеличиванию Хубилай-хагана и его рода. Так, например, в одном из сочинений, написанном по заказу сына Хубилая Чингим-тайджы, Государственный учитель включил Монгольскую империю в трехчленную схему буддийского мира наряду с древней Индией и Тибетом и объявил Чингис-хагана царем Чакравартином. В этом же сочинении Пагва-лама относил родословную Чингис-хагана и его преемников к родословной линии легендарных буддийских царей Индии и Тибета, которая начинается с Махасамматы, легендарного прародителя всех царей буддийского мира. В своих наставлениях Пагва-лама возводил Хубилай-хагана в ранг «Царей Учения» и царей Бодхисаттв, всячески подчеркивая его заслуги перед буддийской религией. Все это придавало новые импульсы и привлекательность традиционному монгольскому тенгеризму, укрепляя его позицию как обновленной духовной силы в глазах монгольских правителей и их многочисленных подданных независимо от их вероисповедания и национальной принадлежности. В конечном счете монгольские хаганы во главе с Хубилаем получили возможность почитаться не только как обладатели мандата от Тенгери, но и как богоподобные правители в буддийском понимании, как перерожденцы древних царей Бодхисаттв, Дхарма-раджей и даже великих Чакравартинов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.