ЭКОНОМИКА: ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ
УДК 338.001.36 А.С. Аброскин Н.А. Аброскина
Alexander Abroskin Natalia Abroskina
ТЕНЕВЫЕ ТРАНСГРАНИЧНЫЕ ПОТОКИ: ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ И АНАЛИЗА
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы анализа теневых трансграничных потоков. Систематизированы основные проблемы учета и оценки масштабов теневых трансграничных потоков, рассмотрены современные подходы к их анализу, изложенные в материалах, разработанных международными организациями, представлены статистические данные по глобальным и региональным теневым потокам. Определены перспективы развития методологии анализа теневых трансграничных потоков в РФ. Ключевые слова: внешнеторговые операции, ошибки и пропуски, платежный баланс, сомнительные операции, теневые потоки, трансграничные операции.
ILLICIT CROSS-BORDER FLOWS: PROBLEMS OF ASSESSMENT AND ANALYSIS
Annotation. The article concerns the topical issues of illicit cross-border flows analysis. Are systematized the main problems of the accounting and assessment ofillicit cross-border flows scales, are considered the modern approaches to their analysis stated in the materials developed by the international organizations, presentedstatistical data on global and regional illicit flows. Defined the prospects of methodologyofillicit cross-border flowsdevelopmentin the Russian Federation. Keywords: foreign trade transactions, errors and omissions, balance of payments, uncertain transactions, illicitflows, cross-border transactions.
В условиях замедления темпов динамики экономического развития РФ и ограниченных возможностей внешних заимствований особой предметной областью макроэкономических исследований являются теневые потоки ресурсов, представляющих потенциальный источник инвестиций в российскую экономику.
В настоящее время в международной статистике, несмотря на актуальность включения соответствующих оценок в сферу макроэкономического анализа и прогнозирования, теневые потоки представляют один из наименее изученных объектов проводимых исследований, который характеризуется сложной структурой, ограниченной информационной базой исследований, различиями используемых методических подходов к их измерению и сложностью экономической интерпретации получаемых оценок. Этим объясняется наличие в современных международных исследованиях различных и в ряде случаях противоречивых оценок масштабов теневых потоков на глобальном уровне и уровне экономики отдельных стран и регионов.
В настоящее время актуальность проблем комплексного анализа глобальных теневых потоков признается на уровне наиболее авторитетных международных организаций, а их адекватное решение рассматривается в качестве одной из сформулированных Организацией объединенных наций (ООН) ключевых целей мирового развития на долгосрочную перспективу [4]. Наиболее сложным и принципиально важным аспектом проводимых исследований, предметной областью которых являются глобальные теневые потоки, является их идентификация как объекта анализа. Актуальность определения границ данного объекта связана с использованием в современных международных исследованиях различных по экономическому содержанию интерпретаций теневых потоков, что на практике приво-
© Аброскин А.С., Аброскина Н.А., 2015
дит к несопоставимости формируемых оценок их масштабов и, в ряде случаев, к противоречивости аналитических выводов и разрабатываемых на их основе рекомендаций.
Теневые потоки в глобальной экономике определяются как ресурсы, которые были незаконными образом получены, использованы или переданы в другие юрисдикции. В их составе в соответствии с существующими международными рекомендациями выделяются все неучтенные национальной статистикой финансовые транзакции, результатами которых являются накопления иностранных активов резидентами с нарушением соответствующих национальных или международных нормативно-правовых регламентов. Основными источниками теневых потоков признаются доходы от определяемых в международной правовой системе нелегальных видов деятельности, а также доходы, полученные от законных видов хозяйственной деятельности, которые приобретают статус незаконных при нарушении существующих норм и регламентов [2].
К таким источникам, имеющим в основном теневой характер, относится достаточно значительная по масштабам и разнообразная по видам деятельность, связанная с получением доходов от незаконных операций, деятельность, осуществляемая с нарушением правил рыночной конкуренции, налоговыми нарушениями, использованием административного положения физических лиц с целью получения экономических выгод, включая хищения государственных средств и активов, участие в коррупционной деятельности и др.
К группе источников теневых потоков, являющихся в настоящее время предметом особого внимания со стороны международных организаций, относится формально не противоречащая международному и национальному законодательству деятельность, осуществляемая с использованием офшорных юрисдикций с целью незаконного перемещения капитала из резидентной экономики. В наибольших масштабах такая деятельность связывается с использованием схем налоговой оптимизации, позволяющих, в частности, транснациональным корпорациям осуществлять значительные по объемам переводы получаемой на резидентных территориях прибыли в юрисдикции с нулевым или минимальным налогообложением без осуществления реальной экономической деятельности на их территориях [8].
С учетом особенностей источников, масштабов и каналов перемещения капитала в составе субъектов, участвующих в организации теневых трансграничных потоков, выделяются:
- субъекты экономической деятельности - физические лица, резидентные предприятия и транснациональные корпорации;
- должностные лица;
- криминальные группы.
Сложность изучаемого объекта определила наличие в настоящее время в международной статистике различных оценок масштабов глобальных теневых потоков, разрабатываемых на основе использования различных методических подходов. Такие оценки, относящиеся к различным компонентам теневых трансграничных потоков, на глобальном уровне и уровне отдельных стран и регионов в настоящее время на регулярной основе разрабатываются международной некоммерческой организацией Global Financial Integrity (далее - GFI).
В соответствии с результатами последних исследований, представленными в ежегодном отчете GFI, в 2012 г. масштабы теневых потоков из развивающихся стран, по оценкам экспертов организации, составили 991,2 млрд долл. США при соответствующей кумулятивной оценке за период 20032012 гг. - около 6,6 трлн долл. За анализируемый период среднегодовые темпы прироста масштабов теневых потоков из данной группы стран с учетом инфляционной компоненты оценивались на уровне 9,4 %, что существенно превышало соответствующие среднегодовые показатели темпов развития мировой экономики. Наиболее динамичный рост теневых потоков был характерен для региона стран Ближнего Востока и Северной Африки (24,2 %) и региона стран Суб-Сахары (13,2 %). Для ре-
гиона стран Суб-Сахары также была характерна и наиболее высокая доля теневых потоков относительно показателя валового внутреннего продукта (ВВП), которая в 2012 г., по оценкам специалистов, составила 5,5 %, при соответствующих оценках для группы развивающихся стран Европейского региона на уровне 4,4 %, Азиатского - 3,7 %, стран Ближнего Востока и Северной Африки -3,7 % [1].
Международными экспертами признается, что наличие масштабных теневых трансграничных потоков из развивающихся стран существенно ограничивает их инвестиционные ресурсы, возможности финансирования социальной сферы, стимулирует развитие теневого сектора экономики и др. По оценкам, в 2012 г. их объемы в 1,3 раза превышали общие объемы прямых иностранных инвестиций в экономику этих стран (780,0 млрд долл.) и более чем в 10 раз - объемы оказываемой им экономической помощи (90,0 млрд долл.).
За период с 2003 по 2012 г. наиболее значительные объемы теневого трансграничного оборота капитала были характерны для таких стран, относящихся в соответствии с существующей классификацией к группе стран с развивающимися рынками, как Китай с масштабам теневых потоков в среднегодовом исчислении на уровне 125,2 млрд долл. (1,3 трлн долл. в целом за 10-летний период), Россия, соответственно 97,4 млрд долл. и 974 млрд долл., Мексика - 51,4 млрд долл. (514 млрд долл.), Индия - 44,0 млрд долл. и Малайзия - 39,5 млрд долл. По оценкам экспертов GFI объемы теневых потоков из этих стран в 2012 г. также являлись наиболее существенными и составили, по оценкам, для Китая - около 250,0 млрд долл., России - 123,0 млрд долл., Индии - 95,0 млрд, Мексики - 60,0 млрд долл., Малайзии - 49,0 млрд долл.
Рядом экспертов признается, что теневые трансграничные потоки имеют особые источники происхождения, включая:
доходы от преступной деятельности;
- доходы, полученные в результате хищений, взяточничества и другой коррупционной деятельности;
- ресурсы, полученные в сфере коммерческой деятельности, c использованием специальных схем вывода ресурсов в другие юрисдикции с целью уклонения от уплаты налогов в резидентных юрисдикциях (сумма, оцениваемая для мировой экономики в объемах 1,0-1,6 трлн долл. в год, в том числе - 500-800 млрд долл. - из развивающихся стран).
При вариации существующих оценок, в структуре трансграничных теневых потоков, по оценкам международных экспертов, около 500 млрд долл. их объемов связаны с преступной деятельностью, около 500 млрд долл. - с уклонением от уплаты налогов и 20-40 млрд долл. - с коррупционной деятельностью.
В соответствии с оценками экспертов GFI 2010 г., от 60 до 65 % от общих объемов трансграничных теневых потоков связаны с налоговыми злоупотреблениями в коммерческом секторе со стороны компаний при осуществлении внешнеторговых операций. При этом признается, что в настоящее время наиболее распространенной и практически неконтролируемой схемой вывоза финансовых ресурсов из развивающихся стран по внешнеторговым каналам является фальсификация данных таможенной документации (англ. trade misinvoicing), использование которой в различных модификациях, по оценкам экспертов GFI, в последнее десятилетие генерировало около 80 % всех исходящих теневых потоков.
Наиболее актуальной из отмечаемых международными организациями проблем оценки масштабов теневых трансграничных потоков является отсутствие информации, необходимой для идентификации регионов и структур, в которых размещаются переводимые в другие юрисдикции финансовые ресурсы. В некоторых случаях их значительные объемы могут быть переведены в резидентную экономику и инвестированы в частные непроизводственные активы - земельные участки, элитную
недвижимость и т.п., однако их большая часть, как правило, аккумулируется в офшорных зонах. При этом основными институциональными бенефициарами теневых финансовых потоков являются конфиденциальные юрисдикции, структуры, оказывающие финансовые услуги, а также единицы секторов экономики, в которые реинвестируются репатриируемые ресурсы. В соответствии с оценками международных организаций, теневые финансовые потоки, источником которых являются коррупционная деятельность, составляют только незначительную часть в их общих объемах.
Одновременно международными организациями отмечается недостаточная эффективность мер, принимаемых для возвращения незаконно выведенных из резидентной экономики активов. В частности, в рамках инициативы по их возвращению в резидентные юрисдикции, совместно с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) производились оценки результативности принятых на международном уровне мер, направленных на возвращение незаконно вывезенных активов, полученных в результате коррупционной деятельности в экономически развитых странах [7].
В опубликованном совместном докладе этих организаций на официальном уровне была признана недостаточная эффективность соответствующей деятельности международных организаций, направленной на репатриацию выведенных активов. В частности, за 2010-2012 г. только 8 из 34 стран ОЭСР было сообщено о принятии конкретных мер по их возвращению в резидентную экономику (Бельгия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Швейцария, Великобритания и США), включая меры по выявлению трансграничных переводов активов, их блокированию или репатриации [3].
В целом положительным эффектом от принятых мер является блокировка за 2010-2012 г. зарубежных активов, источником которых являлись коррупционные действия, в объеме 1,4 млрд долл. США (рост по сравнению с 2006-2009 г. на 0,2 млрд долл.). Одновременно за 2010-2012 г. отмечается снижение общих объемов возврата таких активов на 147,2 млн долл. по сравнению с предшествующим периодом при увеличении масштабов их репатриации в развивающиеся страны с 108,1 млн долл. США (2006-2009 гг.) до 127,7 млн долл. (2010-2012 гг.).
По оценкам, общий объем репатриируемых активов за 2006-2012 г. составил 423,5 млн долл., что значительно меньше объемов блокированных активов (2,6 млрд долл.). В целом отмечается, что эти масштабы значительно ниже объемов ежегодно выводимых из развивающихся стран активов, полученных в результате коррупционных действий и оцениваемых в размере 20 млрд долл.
Согласно данным Инициативой группы по возвращению выведенных активов только незначительному числу стран ОЭСР (Австралия, Швейцария, Великобритания и США) в результате принятых мер в период 2006-2012 гг. удалось репатриировать часть переведенных в зарубежные юрисдикции активов, полученных в результате коррупционных действий. При этом на такие страны, как Швейцария и Соединенные Штаты Америки приходилось около 40 % объемов всех репатриируемых из иностранных юрисдикций активов [7].
Незначительные масштабы возврата активов даже для экономически развитых стран отражают ряд актуальных проблем, связанных с различиями правовых систем, относящихся к различным юрисдикциям, сложностями проведения совместных расследований и осуществления судебных исков, ограниченными возможностями применения в некоторых странах антикоррупционных мер, предусмотренных в других юрисдикциях (ареста, конфискации имущества и др.), недостаточной осведомленностью о процедурах взаимной правовой поддержки соответствующих компетентных органов, техническими сложностями выявления масштабов и направлений трансграничных теневых финансовых потоков и т.д. Кроме того, экспертами отмечаются и проблемы, связанные с репатриацией зарубежных активов, сформированных в результате коррупционных действий лиц с высоким должностным статусом.
Одним из признанным в мировой практике способов предотвращения получения коррупционных доходов и связанных с ними трансграничных теневых финансовых потоков являются меры, направленные на нейтрализацию их источников. В соответствии с оценками международных экспертов, годовые масштабы взяток в мире составляют около 1 трлн долл., а взяточничество как явление наиболее распространенное в развивающихся странах оценивается в масштабах, эквивалентных 1530 % от объемов официальной помощи, оказываемой этим странам в рамках соответствующих международных программ развития. В этой связи в рекомендациях международных организаций содержится ряд тезисов относительно выбора приоритетов для развивающихся стран при реализации мер по устранению условий для формирования теневых транзакций, направленных на снижение уровня коррупции и повышение степени контроля за субъектами - потенциальными источниками финансирования коррупционных действий.
Информативными в контексте анализа общих закономерностей в реализации мер по предотвращению транснациональной коррупционной деятельности являются аналитические результаты, представленные в Докладе ОЭСР, в которых содержатся оценки масштабов примененных в период с 1992 по 2012 г. санкций в отношении физических и юридических лиц по обвинениям в соответствии с антикоррупционным законодательством, действующим в странах - участницах (40 стран) Конвенции ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок. В представленных аналитических выводах также констатируется недостаточная эффективность реализуемых мер по предотвращению и применению санкций в отношении физических и юридических лиц - участников коррупционных действий. При этом особо отмечаются проблемы, связанные с применением санкций в отношении лиц, совершивших коррупционные действия, и репатриации активов в резидентные страны, в которых они были выявлены [5].
В частности, анализ, проведенный экспертами Инициативной группы по возвращению выведенных активов, для почти 400 случаев выявленных трансграничных коррупционных действий только 3,3 % (около 200 млн долл.) от суммарного объема перемещенных в другие юрисдикции активов (около 6 млрд долл.) были фактически возвращены или были распространены предписания по их возвращению в резидентные страны, в которых были выявлены факты коррупции (в основном в юрисдикции, в которых компании, признанные участниками коррупционных действий, имели головные офисы) [7].
В специальном докладе GFI по России оценивались масштабы, анализировались факторы формирования теневых финансовых потоков в 1994-2011 гг., а также анализировалось их влияние на российскую экономику. Согласно данным, представленным в докладе, за период с 1994 по 2011 гг. общий отток капитала из России (рассчитанный на основе модели Всемирного Банка - World Bank Residual Model), включающий теневой и регистрируемый оборот, оценивался на уровне 782,5 млрд долл. или около 43,5 млрд долл. в среднегодовом исчислении. При этом масштабы теневого потока капитала из России оценивались на уровне 211,5 млрд долл. или около 11,8 млрд долл. в среднегодовом исчислении. В соответствии с рекомендациями экспертов в расчетах также учитывались масштабы теневых потоков капитала из РФ, связанные с преднамеренной фальсификацией таможенной стоимости товаров во внешнеторговых операциях [6].
Экспертами GFI особо отмечается негативное влияние на масштабы теневых потоков из РФ существующей практики контроля со стороны корпоративных структур резидентных и нерезидентных единиц, участвующих во внешнеторговых операциях, и единиц, осуществляющих связанные с ними финансовые операции. В представленном докладе, в частности, отмечены особо значительные масштабы теневого оборота финансовых ресурсов между Россией и Кипром, который в мировой финансовой системе имеет неформально признанный статус государства, участвующего в легализации доходов, полученных резидентными единицами и преднамеренно скрываемых от соответствующих
контролирующих органов. В докладе также отмечается целесообразность международной оценки легитимности финансового сектора Кипра, учитывая, что данное государство при объемах текущего ВВП около 21,3 млрд долл. (2014 г.), в 2009-2011 г. являлось основным и наиболее масштабным источником прямых иностранных инвестиций в экономику РФ. В частности, по оценкам Международного Валютного Фонда, в 2011 г. объем кипрских инвестиций в экономику России составил 128 млрд долл., что более чем в пять раз превысило соответствующий годовой объем ВВП Кипра.
В целом в материалах доклада констатируется актуальность для социально-экономического развития РФ проблем теневых финансовых потоков, результатом наличия и значительных масштабов которых являются потери для государства и экономики, оцениваемые в объемах сотен миллиардов долл., которые потенциально могли быть использованы для инвестиций в здравоохранение, образование, экономическую и социальную инфраструктуру.
Наличие обратных теневых финансовых потоков из зарубежных юрисдикций в РФ, оцениваемых в объемах более 500 млрд долл., также в ряде случаев имеет негативные последствия для экономики и социальной сфер, стимулируя процессы развития нелегального и теневого секторов экономики, коррупцию, рост преступности и т.д. Поэтому дальнейшее сохранение значительных объемов теневого оборота в РФ рассматривается как фактор, оказывающий негативное влияние в целом на перспективы ее экономического развития, социальную стабильность и международный репутацион-ный статус.
Адекватное измерение трансграничного движения капитала в российской статистической практике рассматривается не только как задача методического или технического характера, но и как ключевой фактор повышения качества макроэкономического анализа, прогнозирования и регулирования связанных с его оборотом процессов. В настоящее время ключевым в методологии учета трансграничных теневых потоков в российской официальной статистике является подход, реализуемый Центральным банком РФ (ЦБ РФ). В соответствии с существующей методологией проводимые ЦБ РФ расчеты трансграничных потоков, связанные с формированием показателя «чистого ввоза/вывоза капитала частным сектором», основываются на данных платежного баланса. К особенностям подхода, реализуемого ЦБ РФ, при формировании соответствующих оценок являются:
- включение в расчетные алгоритмы только потоков капитала частного сектора;
- раздельное включение в расчеты итоговых сальдо по активным и пассивным операциям финансового счета платежного баланса банковского и прочих секторов экономики;
- учет сомнительные операции в составе категории ошибок и пропусков.
При признании корректности расчетов масштабов движения капитала для частного сектора, осуществляемых в соответствии с методологией ЦБ РФ, международными экспертами, вместе с тем, отмечается, что используемая методология позволяет учесть только часть общего объема трансграничного движения капитала. Также отмечается, что расчет показателей движения капитала на основе балансировки встречных потоков (нетто-основе) приводит к получению более низких по значению оценок масштабов теневого трансграничного движения капитала по сравнению с другими используемыми в международной практике методами (в частности, метода CED+GER). Кроме того, на практике достаточно сложно интерпретировать экономическое содержание рассчитываемых на нетто-основе показателей, что существенно ограничивает возможности их использования для целей макроэкономического анализа и прогнозирования [6].
Библиографическийсписок
1. Illicit Financial Flows from Developing Countries: 2003-2012. - Режим доступа : http://www.gfintegrity.-org/wp-content/uploads/2014/12/Illicit-Financial-Flows-from-Developing-Countries-2003-2012.pdf(дата обращения : 02.09.2015).
2. Illicit financial flows, human rights and the post [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ohchr.org/Documents/Issues/Development/IEDebt/A_HRC_28_60_en.pdf (дата обращения : 02.09.2015).
3. Few and Far: The Hard Facts on Stolen Asset Recovery [Электронный ресурс]. - Режим досту-досту-
па:http://star.worldbank.org/star/sites/star/files/few_and_far_the_hard_facts_on_stolen_asset_recovery.pdf(дата обращения : 02.09.2015).
4. Millennium Development Goals [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.undp.org/-content/dam/aplaws/publication/en/publications/environment-energy/www-ee-library/sustainable-energy/energizing-the-mdgs-a-guide-to-energys-role-in-reducing-poverty/ENRG-MDG_Guide_all.pdf (дата обращения : 02.09.2015).
5. OECD Convention on Combating Bribery of Foreign Public Officials in International Business Transactions [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.oecd.org/daf/anti-bribery/ConvCombatBribery_ENG.pdf (дата обращения : 02.09.2015).
6. Russia: Illicit Financial Flows and the Underground Economy. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.gfintegrity.org/wp-
content/uploads/2013/02/Russia_Illicit_Financial_Flows_and_the_Role_of_the_Underground_Economy-HighRes.pdf (дата обращения : 02.09.2015).
7. Stolen Asset Recovery (StAR) Initiative: Challenges, Opportunities, and Action Plan [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://siteresources.worldbank.org/NEWS/Resources/Star-rep-full.pdf (дата обращения : 02.09.2015).
8. United Nations Conference on Trade and Development [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/tdr2014_en.pdf (дата обращения : 02.09.2015).