Научная статья на тему 'Теневые финансовые потоки в рыночной экономике'

Теневые финансовые потоки в рыночной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
467
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фетисов В. Д., Фетисова Т. В.

This paper examines the informal finances phenomenon as an important sphere of the market economy. Special emphasis was made on investigation of informal financial policy, informal financial management, technologies and instruments of illegal transfer of financial resources. This paper will appeal to scientists, lecturers, postgraduates and specialists interested in current financial problems.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Informal Finances in the Market Economy

This paper examines the informal finances phenomenon as an important sphere of the market economy. Special emphasis was made on investigation of informal financial policy, informal financial management, technologies and instruments of illegal transfer of financial resources. This paper will appeal to scientists, lecturers, postgraduates and specialists interested in current financial problems.

Текст научной работы на тему «Теневые финансовые потоки в рыночной экономике»

В.Д. Фетисов, Т.В. Фетисова

ТЕНЕВЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ПОТОКИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Переход России к рыночной экономике сопровождается всесторонним преобразованием, развитием и резким усилением роли финансовых отношений различных экономических субъектов. Эффективное управление этими процессами не представляется возможным без радикального пересмотра традиционных представлений и формирования новых концепций, адекватных современным тенденциям функционирования рыночного хозяйства.

Одна из актуальнейших и малоизученных тем экономической науки - неформальная (теневая, скрытая, ненаблюдаемая) экономика. Неформальная экономика — безусловная, реальная действительность отечественного и мирового хозяйства. Она- существует тысячи лет и охватывает все сферы жизнедеятельности общества. В настоящее время, по данным международных экспертов, ее доля в ВВП различных стран составляет в среднем от 5 до 50%.'

По вопросам теневой экономики опубликовано много работ, написаны десятки диссертаций. В современной литературе раскрыты исходные посылки, структура и принципы функционирования неформальной экономики.^ Положения об экономических преступлениях получили широкое отражение в гражданском и уголовном законодательстве. Подавляющая часть научных исследований и практической деятельности общества направлена на борьбу с теневой экономикой и ее социально-экономическими последствиями, а вопросам исследования причин, внутреннего содержания, механизма и факторов изменения теневой экономики уделяется недостаточное внимание. В результате общие затраты на обеспечение правопорядка, экономической безопасности и разведки в России неуклонно растут и достигнут, по нашей оценке, в 2004 г. 8-11% ВВП, в том числе 3-4% - из консолидированного бюджета страны, 3-4% - за счет организаций и 2-3% - из бюджетов физических лиц.3

В условиях господства товарно-денежных отношений неформальная экономика не может существовать без стоимостных оценок и скрытых денежных потоков, а следовательно, неформальных финансовых отношений. Именно формирование и использование денежных фондов — основа скрытой экономики. Таково абстрактное логическое заключение. Но как все обстоит в реальной действительности? Что представляют собой неформальные финансы, какова их сущность, функции, структура и формы выражения? Каким образом они функционируют? Каковы результаты и социальные последствия неформальных финансов? Все эти вопросы очень актуальны, а поэтому

Здесь и далее термины «теневая», «неформальная», «скрытая», «внелегальная», «ненаблюдаемая» условно понимаются как синонимы.

ФЕТИСОВ .

Владимир Дмитриевич

- д-р экон. наук, профессор, член-кор. РАЕН, заведующий кафедрой финансов и кредита Нижегородского государственного коммерческого института. Окончил финансово-кредитный факультет Казанского финансовоэкономического института (1970), аспирантуру МФИ (1976). Автор более 130 научных трудов, включая 7 монографий. Сфера научных интересов - финансы.

© В.Д. Фетисов, Т.В. Фетисова, 2005

требуют скорейшего решения, что, в свою очередь, невозможно без исследования внутреннего механизма функционирования теневых финансовых потоков, обоснования иных, прежде всего экономических, путей их регулирования. Прежде всего необходимо различать неформальную экономику в узком и широком смысле. В узком смысле она представляет собой производство реальных жизненных ценностей (товаров и услуг). Его объем в ВВП России учитывается Госкомстатом РФ в размере 20-25%.4 В широком смысле - это система формирования и функционирования реальных и виртуальных жизненных ценностей вне официальной системы. В отличие от первой, она включает совокупность неформальных процессов распределения и перераспределения стоимости между субъектами общества. По мнению специалистов МВД РФ, Всемирного банка и других организаций, общая оценка неформальной сферы достигает 40-50% ВВП.5

Неформальные финансы - представляют собой систему внеправового, тайного функционирования денежных фондов экономических субъектов.* С одной стороны, они выступают в качестве экономической категории, а с другой — в виде субъективного стоимостного инструмента хозяйствования.

Как категория неформальные финансы выражают внеправовые, тайные денежные (стоимостные) отношения между экономическими субъектами по поводу формирования и использования денежных фондов. То есть — это не только деньги, а органическое единство трех элементов: минимум двух субъектов, объекта и непосредственно самих отношений.

Субъектами неформальных финансов могут быть: 1) физические лица; 2) семья; 3) организации (юридические лица); 4) государство; 5) межгосударственные структуры; 6) объединения государств; 7) неформальные образования. Если в формальных финансах субъекты имеют в основном одинаковое правовое положение, то в неформальных одна сторона отношений выступает, как правило, в роли активного субъекта, вторая -пассивного. Исходными, главными и конечными субъектами являются физические лица, которые вступают в отношения. Все другие имеют подчиненное, вспомогательное значение.

Объектом неформальных финансовых отношений выступает реальная и фиктивная стоимость внутреннего валового продукта (ВВП), совокупного продукта, а иногда и национального богатства. В действительности объект составляют финансовые ресурсы, которые охватывают все множество реальных и фиктивных ценностей, имеющих стоимостное выражение. Это, во-первых, деньги (бумажные, цифровые и др.), которые сами по себе ценности не имеют, но способны олицетворять реальные материальновещественные, духовные и социальные ценности; во-вторых, разнообразные ценные бумаги (основные и производные), выражающие материальные и нематериальные ценности физических и юридических лиц, государственных структур; в-третьих, другие различные обязательства экономических субъектов. При этом объем фиктивной стоимости (скажем, только дериватов) может быть больше или меньше суммы стоимости реально существующих ценностей.

* Под денежным фондом экономических субъектов понимаются денежные средства, предназначенные для определенных целей, имеющие определенное значение (фонд возмещения, фонд потребления, фонд накопления, амортизационный фонд, фонд оплаты труда, страховой фонд и т.д.) (см.: Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. 5-е изд. М., 2002. С. 1178-1180).

ФЕТИСОВА Татьяна Владимировна

- преподаватель кафедры частного права Нижегородского государственного коммерческого института Окончила экономический факультет ННГУ (2002), юридический факультет НКИ (2001). Стажировалась в ОАО «ГАЗ», ООО «ВОЛГОТРАНСГАЗ», Суррейском открытом университете (Великобритания)). Автор 30 научных работ, включая монографию «Неформальные финансы». Сфера научных интересов - гражданское право и неформальные финансы.

Неформальные финансы как субъективный стоимостный инструмент хозяйствования составляют механизм принятия решений по формированию и использованию денежных потоков и фондов.

Основными признаками неформальных финансов выступают: стоимостный характер отношений, неправомерность, скрытность и рисковость.

Неформальные финансы, аналогично общим финансам, - это, прежде всего, денежные (стоимостные) отношения, выражающие стоимостные потоки от одних субъектов к другим.

Неформальные финансы имеют специфическую субъективно-правовую базу, заключающуюся в социальном признании понятий «неправомерность» и «тайна». Отсюда неправомерность неформальных финансов означает их противоправность либо злоупотребление правом того или иного экономического субъекта. Скрытность заключается в негласном характере денежных операций, что образует финансовую тайну индивидов, организаций, государственных структур, межгосударственных организаций и тайну неформальных образований.

Действие рискового характера охватывает моменты правового и экономического рисков. Любое участие в неформальных финансах автоматически ставит активного субъекта в условия той или иной правовой несостоятельности.

Неформальные финансы, как и любые финансы, выполняют объективные функции -распределения и перераспределения и субъективные - контрольную, регулирующую и стимулирующую.

Распределительная функция обеспечивает:

- деление исходных фондов экономических субъектов на формальные и неформальные исходные фонды потребления и накопления в теневой сфере;

- распределение вновь создаваемой стоимости между участниками неформальных отношений: собственниками (формирование дохода), наемными работниками (оплата труда) и другими возможными участниками (проценты формальным и неформальным кредиторам);

- распределение дохода на неформальные фонды потребления и накопления собственников.

Объектами перераспределения являются фонды специального назначения.

Перераспределение фондов может происходить и между экономическими субъектами.

Неформальное отчуждение ценностей - весьма распространенное явление. Оно происходит прямыми и косвенными методами. К первым относятся хищения, неплатежи, обсчет, взяточничество, грабеж и др.; ко вторым - инфляция, спекуляция и др. По неформальным каналам происходит отчуждение средств:

- одними гражданами у других граждан, организаций, государственных и межгосударственных структур;

- организациями у государства и населения;

- государством у населения, организаций и других государств.

Контрольная функция носит субъективный характер и обеспечивает контроль формирования и использования денежных средств субъектов неформальной экономики.

Назначение регулирующей и стимулирующей функций сводится к созданию относительно лучших финансовых условий для функционирования субъектов общества через предоставление льгот, с одной стороны, отдельным имущим субъектам за счет снижения взимания дохода, а с другой - конкретным потребителям путем выделения им больших денежных средств.

В силу многообразия субъектов и объектов неформальные финансы имеют сложную структуру и классифицируются по видам субъектов, сферам функционирования, по отношению к правовому полю и другим признакам. Субъектными звеньями являются

неформальные финансы физических лиц, организаций, государства, международных структур и финансы неформальных образований.

Все виды и разновидности неформальных финансов органически связаны и взаимозависимы. При этом главную роль играют финансы физических лиц, поскольку экономическую базу рыночного хозяйства образует частная собственность на жизненные блага.

Основными факторами развития теневых финансов в мире и России выступают:

• рост дифференциации материального положения экономических субъектов;

• увеличение объема ВВП;

• глобализация социально-экономических отношений общества;

• развитие виртуальных денежных отношений;

• повсеместное обострение конкуренции и борьбы за экономическую безопасность субъектов.

Социально-экономические последствия неформальных финансов имеют негативный -связанный в основном с перераспределительными процессами ценностей - и позитивный характер, отражающий создание реального ВВП.

Функции финансов реализуются через механизм, складывающийся из неформальной финансовой политики и менеджмента неформальных финансов.

В условиях рыночной экономики главной становится финансовая политика, выражающая принципы отношений по защите и реализации денежных интересов одних субъектов в противовес аналогичным интересам других. Любая финансовая политика сначала образуется как неформальная (негласная), которая затем может принять или не принять формальную (гласную) оболочку. Неформальная финансовая политика выражает принципы отношений по тайной защите и реализации денежных интересов одних субъектов в противовес аналогичным интересам других. В зависимости от вида субъекта различаются шесть основных ее сфер: индивидуальная, семейная, коллективная, государственная, международная и политика неформальных образований, каждая из которых согласно объекту подразделяется на множество видов и разновидностей.

Исходным, первичным и конечным звеном в неформальном финансовом «политическом дереве» является политика индивидов, отражающая личные материальные интересы.

Структура неформальной финансовой политики (НФП) представлена ниже (рис.1).

Неформальная финансовая политика субъектов подразделяется на несколько направлений: денежно-кредитное, бюджетное, ценовое, страховое, финансового

регулирования и др. Главное из них - бюджетная политика, складывающаяся, в свою очередь, из доходной и расходной.6

Неформальная финансовая политика реализуется через менеджмент неформальных финансов, представляющий собой тайную систему управления финансовыми отношениями, стоимостными потоками и денежными фондами субъектов общества. В его основе лежит совокупность решений и мероприятий по достижению цели. Необходимо различать менеджмент неформальных финансов граждан, организаций, государственных структур, международных и неформальных образований.

Менеджмент неформальных финансов характеризуется рядом специфических черт, в том числе:

— отсутствием официальной системы взаимосвязей и зависимостей: экономические понятия и методы - официальное правовое обеспечение - управление финансами. В неформальных финансах центральное звено (официальное право) заменяется на неофициальное специфическое финансово-силовое право экономического субъекта;

- конфиденциальным характером информационного обеспечения;

- субъективным и конфиденциальным характером нормативного обеспечения;

- использованием тайных силовых инструментов (экономико-финансовый шпионаж, информационно-финансовая безопасность и силовые структуры).

Рис.1. Структура неформальной финансовой политики общества.

Система неформальных денежных потоков и фондов может опосредовать все этапы социально-экономической жизнедеятельности экономических субъектов. В отличие от официального гражданского законодательства России, четко определяющего условия гражданской дееспособности граждан и организаций (вменяемость, возраст, правовая правомочность), теневое право снимает всякие ограничения: производственными и финансовыми операциями могут заниматься любые физические лица без гражданства, в любом возрасте и состоянии.

На практике функциональный механизм охватывает систему технологий распределения и перераспределения ВВП между гражданами, организациями, государством и неформальными образованиями. Методы распределения и перераспределения стоимостных ресурсов подразделяются на прямые, косвенные, скрытые и принудительные. Неформальное распределение и перераспределение ценностей осуществляется через совокупность рычагов, среди которых важнейшими являются бюджетный механизм, финансовый рынок, ценовой механизм, организации и неформальные образования. В общем виде технологии и инструменты менеджмента неформальных финансов показаны на рис. 2.

Главный среди них - бюджетный механизм. Он охватывает, с одной стороны, неформальные бюджеты экономических субъектов, а с другой - неформальные финансовые элементы официальных бюджетов. К первым относятся различные полуофициальные, негласные, тайные, секретные бюджеты («черный» бюджет СССР, бюджет стабилизационного фонда РФ,* секретные фонды организаций, «общаки» преступных группировок, «заначки» членов семьи т. д.). Через них в большинстве стран мира производится множество неформальных финансовых операций.

Рис. 2. Технологии и инструменты неформальных финансов.

Теневые элементы формальных бюджетов подразделяются на внеправовые методы поступлений доходной части и расходов бюджетных средств. Среди первых можно назвать:

- взимание незаконных платежей, штрафов, поборов;

- утаивание находок, кладов и природных ценностей;

- хищения средств у других экономических субъектов;

- уклонение и недоплата обязательных платежей (налогов, взносов, паев). Неформальные приемы расходования бюджетных средств - это:

- расходование бюджетных средств экономических субъектов (государства, юридических и физических лиц) не по назначению;

- неэффективное использование бюджетных средств;

В противоречие действующему Бюджетному кодексу РФ Стабилизационный фонд РФ первоначально возник де-факто и утвержден де-юре Федеральным законом РФ №184 лишь 23. 12. 2003. При этом ст. 96.3 Бюджетного кодекса РФ «Использование средств Стабилизационного фонда» имеет формальный характер и не отражает реальной действительности. План расходов бюджета стабилизационного фонда законодательно не утверждается.

- внеплановые потери, утраты.

Общий объем неформального исполнения бюджетов достигает 5-15% их размера. Бюджеты экономических субъектов находятся в тесной связи и зависимости.

Особую роль в функциональном механизме неформальных финансов играет финансовый рынок. Неформальная деятельность на финансовом рынке - это спекуляции всех против всех. Наиболее распространенными технологиями финансового рынка являются:

- на валютном рынке: эмиссия, фальшивомонетничество, спекуляции, контрабанда, фальсификации, хищения и др.;

- на рынке ценных бумаг: эмиссия, мошенничества, фальсификации, незаконные сделки, спекуляции, подделка ценных бумаг, серый рынок ценных бумаг, контрабанда, хищения, подлоги и т. д.;

- на кредитном рынке: мошенничества, ростовщические частные сделки, спекуляции, хищения, подлоги и т. д.;

- на страховом рынке: фальсификации страховых случаев, подделка страховых бумаг, хищения, подлоги и т. д.

Эмиссия валюты и ценных бумаг всегда.используется, экономическими субъектами, прежде всего государствами, в периоды войн, революций, политических кризисов, когда наблюдается острый недостаток денежных средств. Цель - замаскированное перераспределение ценностей населения и негосударственных юридических лиц, а в последнее время и отдельных государств. Наибольших успехов в данном плане, на наш взгляд, достигли США путем долларизации мировой экономики и роста внешнего государственного долга.

^ Значительная доля неформальных потоков и случаев финансового мошенничества во всем мире приходится на кредитные организации и страховые компании. В частности, одним из неэффективных направлений использования государственных средств является скрытое кредитование РФ ведущих зарубежных стран, и прежде всего США. Так, на

1.10.2004 г. 2726 млрд руб. (94 млрд долл.) ЦБР составляли средства и ценные бумаги в иностранной валюте, размещенные у нерезидентов (в основном в казначейские облигации США под 1,5—3%).7 Аналогично более 12 млрд долл. Стабилизационного фонда РФ размещены в ценных бумагах европейских стран.8 Иными словами, в 2004 г. Россия кредитует США в объеме 50-60 млрд долл. под ничтожные проценты.

Особое значение в неформальном перераспределении стоимости в последние годы приобретает рынок ценных бумаг. Здесь неформальные финансы проявляются в виде повсеместных спекуляции, мошенничества, фальсификации документов, недобросовестной котировки ценных бумаг и заключения незаконных сделок с ценными бумагами, использования служебной (конфиденциальной) информации при совершении сделок с ценными бумагами, сокрытия эмиссионного дохода, хищения финансовых средств в крупных и особо крупных размерах. В этом отношении весьма характерен 1998 г., когда в России произошло массовое перераспределение финансовых ресурсов физических и юридических лиц в пользу государства и узкой группы экономических субъектов финансово-банковского сектора, участвовавших в спекулятивных играх на финансовом рынке.

Ценовой механизм складывается из установления системы неэквивалентных (демпинговых, спекулятивных, монопольных) цен и тарифов на внутреннем и внешнем рынках в нарушение действующего публичного права. Установление исполнительными органами власти цен и тарифов на государственные товары и закупки, отдельные товары и услуги массового потребления в нарушение принятых законов (задним числом, вне аукционов и т. д.) фактически происходит во многих странах. Таким образом перераспределяется значительная часть государственных и частных средств.

- внеплановые потери, утраты.

Общий объем неформального исполнения бюджетов достигает 5-15% их размера. Бюджеты экономических субъектов находятся в тесной связи и зависимости.

Особую роль в функциональном механизме неформальных финансов играет финансовый рынок. Неформальная деятельность на финансовом рынке - это спекуляции всех против всех. Наиболее распространенными технологиями финансового рынка являются:

- на валютном рынке: эмиссия, фальшивомонетничество, спекуляции, контрабанда, фальсификации, хищения и др.;

- на рынке ценных бумаг: эмиссия, мошенничества, фальсификации, незаконные сделки, спекуляции, подделка ценных бумаг, серый рынок ценных бумаг, контрабанда, хищения, подлоги и т. д.;

- на кредитном рынке: мошенничества, ростовщические частные сделки, спекуляции, хищения, подлоги и т. д.;

- на страховом рынке: фальсификации страховых случаев, подделка страховых бумаг, хищения, подлоги и т. д.

Эмиссия валюты и ценных бумаг всегда используется, экономическими субъектами, прежде всего государствами, в периоды войн, революций, политических кризисов, когда наблюдается острый недостаток денежных средств. Цель - замаскированное перераспределение ценностей населения и негосударственных юридических лиц, а в последнее время и отдельных государств. Наибольших успехов в данном плане, на наш взгляд, достигли США путем долларизации мировой экономики и роста внешнего государственного долга.

^ Значительная доля неформальных потоков и случаев финансового мошенничества во всем мире приходится на кредитные организации и страховые компании. В частности, одним из неэффективных направлений использования государственных средств является скрытое кредитование РФ ведущих зарубежных стран, и прежде всего США. Так, на

1.10.2004 г. 2726 млрд руб. (94 млрд долл.) ЦБР составляли средства и ценные бумаги в иностранной валюте, размещенные у нерезидентов (в основном в казначейские облигации США под 1,5—3%).7 Аналогично более 12 млрд долл. Стабилизационного фонда РФ размещены в ценных бумагах европейских стран.8 Иными словами, в 2004 г. Россия кредитует США в объеме 50-60 млрд долл. под ничтожные проценты.

Особое значение в неформальном перераспределении стоимости в последние годы приобретает рынок ценных бумаг. Здесь неформальные финансы проявляются в виде повсеместных спекуляций, мошенничества, фальсификации документов, недобросовестной котировки ценных бумаг и заключения незаконных сделок с ценными бумагами, использования служебной (конфиденциальной) информации при совершении сделок с ценными бумагами, сокрытия эмиссионного дохода, хищения финансовых средств в крупных и особо крупных размерах. В этом отношении весьма характерен 1998 г., когда в России произошло массовое перераспределение финансовых ресурсов физических и юридических лиц в пользу государства и узкой группы экономических субъектов финансово-банковского сектора, участвовавших в спекулятивных играх на финансовом рынке.

Ценовой механизм складывается из установления системы неэквивалентных (демпинговых, спекулятивных, монопольных) цен и тарифов на внутреннем и внешнем рынках в нарушение действующего публичного права. Установление исполнительными органами власти цен и тарифов на государственные товары и закупки, отдельные товары и услуги массового потребления в нарушение принятых законов (задним числом, вне аукционов и т. д.) фактически происходит во многих странах. Таким образом перераспределяется значительная часть государственных и частных средств.

Важная сфера неформальных финансовых операций связана с созданием, реорганизацией, слиянием, поглощением и закрытием организаций, особенно при их банкротстве, неформальном производстве и реализации продукции, осуществлением приватизации и национализации государственного (федерального, субъектного и муниципального) имущества. Основная цель этих процессов — скрытое перераспределение ценностей одних экономических субъектов в пользу других. По данным МВФ, только оборот контрафактной продукции в России достигает половины всего товарооборота страны.9

И последнее направление неформальных финансов - это деятельность различных неформальных образований (гражданская семья, теневые предприятия, клубы, ложи, секты международные образования, преступные группировки и др.). При их прямом и косвенном участии осуществляются денежные потоки, исчисляемые многими сотнями млн долл. В частности, казанская преступная группировка «Жилка», насчитывающая, по оценке специалистов, свыше 7 тыс. человек, держала под силовым контролем в 1990-е годы около 500 предприятий Татарстана, Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России.10

Каждой из сфер деятельности неформальных финансов организаций свойственны

фиктивные системы учета (вторая бухгалтерия) и отчетности, коррупция и использование

силовых методов решения финансовых вопросов. Их распространение получило в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

последнее время всеобщий характер. При этом широко используются офшоры,

холдинговые системы, компьютерные средства. По некоторым данным, общая сумма

взяток, выплачиваемая только российскими предпринимателями, составляет 33 5 млол долл. в го д. ’ к

Особую роль в менеджменте неформальных финансов играют тайные силовые инструменты: информационно-финансовая разведка (экономико-финансовый шпионаж) информационно-финансовая безопасность и силовые структуры. В частности, по оценке экспертов ЕС в 1990-е годы экономические потери западноевропейских стран от промышленного шпионажа составляли в среднем около 20 млрд евро в год.12

Главный итог неформальных финансовых отношений - это распределение и перераспределение трлн долл., отмывание и легализация внеправовых денег, составляющая по экспертным оценкам 2-2,5 трлн долл. в год.13

В заключение следует отметить, что технологии неформальных финансов экономических субъектов весьма разнообразны и значительны как в количественном отношении, так и в плане социально-экономических последствий для общества. Они имеют ряд позитивных и множество негативных моментов. Все это свидетельствует о необходимости фундаментального изучения и выработки дифференцированного подхода к социально-экономическому управлению этими процессами.

Негативные основные последствия неформальных финансов заключаются в следующем.

1. Обостряется проблема финансовой безопасности экономических субъектов-физических лиц, организаций и государства. Теоретически и практически возможны банкротство государства, организации, гражданина.

2. Происходят нарушения в налоговой сфере, что проявляется в массовом уклонении юридических и физических лиц от уплаты налогов.

3. Деформируется бюджетная система путем сокращения расходов и изменения структуры бюджетов. Значительны масштабы неэффективного распределения бюджетных ресурсов в результате коррупции и незаконной лоббистской деятельности перераспределения экономических возможностей за счет незаконного предоставления льгот, лицензий, квот, иных привилегий.

4. Возрастает количество ошибок макроэкономического регулирования, связанных с отсутствием достоверных данных о масштабах, структуре и динамике скрытой части финансовой деятельности в легальном и нелегальном секторах.

5. Дестабилизируется финансово-кредитная система, растут инвестиционные риски, наносится ущерб кредитным институтам, инвесторам, вкладчикам, акционерам и обществу в целом, формируется международное криминальное разделение труда.

6. Происходит массовая легализация преступных доходов и вывоз капитала за рубеж.

7. Резко возрастают расходы на предотвращение банкротства граждан, организаций и государства.

Таковы общие основы неформальных финансов. Из них вытекает возможность, целесообразность и необходимость экономического регулирования скрытых денежных потоков, которое, в свою очередь, не представляется успешным без определения и реализации комплекса методологических принципов. Важнейшими из них являются:

• однозначное представление о неформальных финансах и определение отношения к ним общества;

• разработка системы учета и оценки расходов общества, обеспечение правопорядка, экономической безопасности и разведки.

Наряду с негативным воздействием неформальные финансы имеют ряд следующих положительных моментов:

V • повышение благосостояния широких бедных слоев народа, особенно в сельской

местности; в России неформальные финансы обеспечивают жизнедеятельность 15-20% населения полностью, 15-20% - значительно и частично всего остального населения;14

• расширение финансовых возможностей для предпринимательской деятельности и экономического роста, особенно в сфере малого бизнеса;

• обеспечение занятости значительной части населения;

• создание возможности неформальных финансов;

• радикальное изменение финансового менеджмента;

• разработка механизма экономического регулирования неформальной экономики и финансов;

• обязательность социально-правового регулирования неформальных финансов.

Использование данных методологических принципов регулирования неформальных

финансов составляет необходимое условие стабилизации финансовой системы общества.

I Эксперт. 2000. №12. 27 март. С. 27-29.

‘ См., в частности: Олейник А.И. Институциональная экономика. М., 2000. С. 155-186.

Фетисов В. Д., Фетисова Т. В. Неформальные финансы. Н. Новгород. 2004. С. 103-106.

Московские новости. 2003. №40. 15 окт.

3 Финансовые известия. 2000. 10 ноябр.

6 Подробнее о видах неформальной финансовой политики см.: Фетисов В. Д. Фетисова ТВ Указ. соч. С. 51-57.

7 Баланс Банка России в 2004 г. (www.cbr.ru)

8 Аргументы и факты. 2004. №45. С. 6.

9 Российская газета, 2004. 24 сент.

10 Аргументы и факты. 2004. №38. С. 16

II Чистые руки. 2003. №9. . .

Б о б ы л о в Ю. Нуждается ли Россия в организации внешнеэкономической разведки? //Вопросы экономики. - 2003. №4. С. 129.

13 Деньги и кредит. 2003. № 9. С. 3.

14 Вопросы экономики. 2003. №9. С. 90-93.

Статья поступила в редакцию 29 декабря 2004 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.