кретных управленческих решений в качестве консультантов либо в форме полноправного представительства.
Вопросы восстановления и развития инфраструктуры регионального потребительского комплекса также целесообразно решать на базе ассоциативного взаимодействия хозяйственных субъектов в условиях развития института представительства сторон в процессе регулирования. Так, развитие системы целевой подготовки и повышения квалификации кадров для отраслевых составляющих потребительского комплекса может быть организовано по принципу совместного участия предпринимательского сектора и региональных и отраслевых учебных заведений. Объединения предпринимателей могут являться заказчиками разработки тех или иных образовательных программ, необходимых для конкретной отрасли, и при этом формировать целевые группы обучающихся, либо участвовать непосредственно в образовательном процессе в качестве носителей практических отраслевых и предпринимательских знаний и навыков, в обязательном поряд-
ке необходимых для качественной подготовки специалиста любого уровня. Таким же образом может быть организовано межрегиональное взаимодействие по вопросам развития научнотехнологической базы потребительского комплекса и его отраслевых составляющих, системы оказания деловых услуг для организаций и предпринимателей.
Немаловажную роль в механизме управления региональным потребительским комплексом играют объединения потребителей его товаров и услуг, в том числе в форме территориального общественного самоуправления. Основная задача таких организаций — контроль за качеством товаров и услуг, производимых и реализуемых хозяйственными субъектами потребительского комплекса. Кроме того, объединения потребителей, как и предпринимательские объединения, могут и должны участвовать в разработке и реализации региональной политики развития потребительского комплекса в качестве консультативного и контролирующего органа.
Литература
1. Постановление Росстандарта «О принятии и введении в действие ОКВЭД». — ОК 029-2001 от 6 октября 2001 г. № 454-ст.
2. Постановление Росстандарта «Общероссийский классификатор услуг населению» от 28 июня 1993 г. № 163.
3. Бушуева И. В. Региональный потребительский комплекс: теоретические и прикладные аспекты: Монография. — ГОУВПО МГУС. — М., 2007.
УДК 338.48
ТЕНЕВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ В ТУРИЗМЕ И ГОСТИНИЧНОМ БИЗНЕСЕ
Зайцева Н. А.
Институт туризма и гостеприимства (г. Москва), филиал ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»
This paper summarizes findings from the study of shadow economic activities of tour agencies and hotels in Russia. The analysis shows the trends in concealed or reduced business activities usedfor tax evasion or avoiding other obligations. The shadow economic phenomenon is quite common in the Russian tour agencies and hotels. It threatens the Russian economy, as tourism becomes one of thefast growing industries, but also the economic damage is done to the companies (nontransparent financial activity encourages internal theft in these companies).
В данном докладе отражены результаты исследования теневых экономических аспектов деятельности турфирм и гостиниц в нашей стране. Анализировались показатели скрываемой или приуменьшаемой деятельности турфирм и гостиниц в целях уклонения от уплаты налогов или выполнения других обязательств. Tеневые экономические явления достаточно распространены в российской практике турфирм и гостиниц, что наносит вред не только российской экономике, поскольку туризм становится одной из динамично развивающихся отраслей, но и самим предприятиям, так как непрозрачность финансовой деятельности способствует внутреннему воровству в этих компаниях.
При рассмотрении теневых экономических аспектов в данной работе в большей степени анализировались показатели законной деятельности турфирм и гостиниц, скрываемой или приуменьшаемой производителями в целях уклонения от уплаты налогов или выполнения других обязательств.
Прежде всего остановимся на вопросах уклонения от уплаты налогов, довольно распространенного явления в индустрии туризма.
Рассмотрим интересную инициативу лидеров «Единой России», «Деловой России» и «Опоры России», которые подписали соглашение о совместных действиях на электоральный цикл 2007—2011 гг. Помимо общих предложений по развитию экономики в нем содержится программа налоговых преобразований: снижение ставки НДС и переход к его прямому начислению, а также отказ от регрессивной шкалы соцналога при снижении его ставки. В дальнейшем предлагается перейти к страховым формам пополнения Пенсионного фонда и фондов социального страхования. Налоговая нагрузка должна снизиться с 55% до 30—35%. Насколько уменьшатся ставки — в документе не говорится. Предложение «Деловой России» — до 12% (сегодня базовые ставки НДС и ЕСН — 18% и 26%).
«О проверках чиновники должны будут уведомлять Генпрокуратуру путем отправки сообщения на специальный сайт», — рассказывает председатель «Деловой России» Борис Титов. — Любой предприниматель сможет проверить по этому реестру, легитимна ли проверка».
Партия обещает после выборов «добиваться реализации положений программы через механизмы законодательной деятельности» и от правительства. А объединения бизнесменов будут убеждать предпринимателей голосовать за партию.
В настоящее время предприятия платят в бюджет разницу между НДС, полученным
от покупателя продукции и уплаченным своим поставщикам (вычет). Авторы соглашения предлагают отказаться от вычетов и взимать налог с суммы зарплаты, прибыли, налогов и амортизации. «Будет меньше махинаций, а поступления вырастут», — уверен Титов.
Однако, по мнению экспертов, метод «прямого счета» применяется для НДС лишь в Японии для малого бизнеса. Схем по уходу от НДС меньше не станет: скрывая прибыль и зарплату, можно будет экономить еще и на НДС.
Если рассмотреть реальную статистику текущего года, то статистические данные свидетельствуют о том, что за девять месяцев 2007 г. московские налоговики собрали 970 млрд руб. — на 31,7% больше, чем за девять месяцев 2006 г. В прошлом году прирост составил 54,7%. Рост обеспечили борьба с убыточными высокодоходными компаниями (список из 1539 компаний УФНС обнародовало летом), незаконными вычетами по НДС и повышение эффективности выездных проверок.
Всего доначислено 34,8 млрд руб. (на 2,7% меньше, чем в прошлое полугодие), из них взыскано 12,8 млрд. В этом году полномочия инспекторов при камеральных проверках ограничены и на треть упало число результативных камеральных проверок. Основным оружием инспектора стала выездная проверка (проверок стало на 23,3% меньше, но результативность выросла до 99,6%).
Наиболее подозрительными для осуществляющих контроль за теневыми явлениями в экономике структур являются компании, заявляющие убытки, выплачивающие зарплаты ниже прожиточного минимума, возмещающие НДС. Отдельно проверяют мигрирующие компании и план проверок участников схем по уходу от налогов и обналичиванию с помощью однодневок.
Число однодневок за 9 месяцев 2007 г. выросло на 43 350 (всего их 106 176), а на счета
фирм, сдающих нулевую отчетность или не представляющих ее, поступило 210,6 млрд руб. Найдено 11 источников денег, пропущенных через цепочку однодневок, и 89 их получателей, через них обналичено и переведено за границу 40 млрд руб.
Компании, провозглашающие политику «серых» или «черных» схем, выдающие сотрудникам зарплату в конвертах, фактически своим поведением демонстрируют собственным сотрудникам, как надо обманывать государство. Поэтому нет ничего удивительного в том, что сотрудники начинают использовать те же приемы, но уже в отношении своих работодателей.
Компания Pricewaterhouse Coopers подготовила Всемирный обзор экономических преступлений, в котором сделала вывод о том, что за последние два года ущерб от корпоративных преступлений вырос в России в четыре раза, при этом ущерб от одного преступления в России в пять раз выше среднемирового: $12,8 млн против $2,4 млн. Доля страдающих от внутреннего воровства в России тоже больше мировой — 59% против 43% (в Центральной и Восточной Европе — 50%). Объем глобального воровства — $4,2 млрд.
Опрошено было свыше 5400 фирм, в том числе 125 крупных предприятий из России. Опрос проводится раз в два года.
Самый распространенный способ воровства — это не дача и получение взяток (34%), а присвоение активов (43%). Этим занимаются как сотрудники, так и люди извне при помощи недобросовестных работников. Российский корпоративный вор — это в 89% случаев молодой мужчина, как правило, с высшим или незаконченным высшим образованием. Основную причину того, что ущерб от мошенников в России выше, чем в других странах, исследователи видят в высокой квалификации расхитителей и недостаточном уровне прозрачности компаний.
Анализ российского и зарубежного опыта позволил исследователям из компании Pricewaterhouse Coopers привести следующую статистику по способам наказания виновных в фактах внутренних преступлений:
• 18% зарубежных компаний и 20% российских компаний используют выговор;
• 4% зарубежных и 80% российских компаний предлагают виновным перейти на новое место работы;
• 40% зарубежных компаний и 25% российских увольняют таких сотрудников;
• 50% зарубежных и 35% российских компаний применяют уголовное преследование;
• 34% зарубежных и 35% российских компаний предъявляют к виноватым гражданские иски;
• 29% зарубежных и 35% российских компаний приостанавливают выполнение виновными своих должностных обязанностей;
• 16% зарубежных и 19% российских компаний не предпринимают никаких действий в отношении виновных во внутренних преступлениях в компании.
Таким образом, очевидно, что в российской практике бизнеса не предусмотрено суровых наказаний за внутреннее воровство в компаниях, поскольку компании сами создают условия для этого, поощряя информационную непрозрачность бизнеса.
Другим важным вопросом данного исследования является изучение деятельности и финансовых характеристик партнеров по бизнесу. Очевидно, что финансовое здоровье контрагентов позволяет обеспечить требуемое стабильное качество продукции и услуг. Но тут же следует оговорится, что вопрос изучения бухгалтерской отчетности поставщика является «скорее перспективой, чем работающей процедурой». В России одной из причин, не позволяющей изучить поставщика на предмет его экономического здоровья, зачастую является широко распространенная теневая экономика. Именно она делает анализ официальной отчетности контрагента практически бесполезным занятием.
Многие компании, работающие на российском рынке, признаются в том, что выбирают того или иного партнера, исходя из опыта сотрудничества с контрагентом.
«Не стоит доверять официальной отчетности предприятий», — предупреждают они сами. Как показал опрос Института экономики переходного периода (ИЭПП), отчетность искажается ради снижения налоговой нагрузки и повышения инвестиционной привлекательности.
ИЭПП в августе 2007 г. опросил менеджеров 710 российских промышленных предприятий. Вопрос, насколько стоит доверять официальной отчетности предприятий при анализе реального положения дел в промышленности, лаборатория конъюнктурных опросов ИЭПП задает раз в год с 2001 г.
Наименее достоверной компании называют свою отчетность о финансовом состоянии.
48% предприятий считают ее достоверной, 23% — не очень. Но тех, кто считает, что фин-отчетность искажена, стало меньше — пять лет назад недостоверной отчетность признавали 31% опрошенных.
«Не слишком стоит доверять и отчетности по занятости и зарплате», — считает четверть опрошенных (достоверна — 53%). В отношении зарплат количество скептиков за последние пять лет уменьшилось с 31% до 25%.
Данные о распределении акций вызывают сомнение у 14% респондентов (пять лет назад — 19%).
Еще большего доверия заслуживает информация о капитальных вложениях. Доля респондентов, считающих недостоверной и эту информацию, за пять лет упала с 14% до 9%.
Самая достоверная информация — о выпуске и отгрузке. За четыре последних года доля опрошенных, не вполне ей доверяющих, упала с 12% до 7%.
Опрошенные утверждают, что чаще всего искажается отчетность у предприятий лесной, легкой промышленности и в стройиндустрии. А самые правдивые — энергетические, металлургические и химические компании. Достоверность отчетности о распределении акций и финансах практически не зависит от размера предприятия. Более половины предприятий искажают отчетность не специально, а просто потому, что она «сложная и противоречивая» (51%) либо из-за нехватки квалифицированных бухгалтеров (6%). Остальные делают это сознательно, пытаясь снизить налоговую нагрузку (38%) или повысить инвестпривлекательность компании (14%).
Главные причины искажений — низкая квалификация бухгалтеров, а также желание скрыть правду от налоговиков и инвесторов. Российские правила бухучета просты, а международные стандарты финотчетности противоречивы, изменения в них доходят до предприятий с большим опозданием.
Чаще всего для ухода от налогов используют схему завышения расходов. Иногда, наоборот, отчетность искажают для увеличения налогооблагаемой базы, чтобы избежать проблем с инспекцией. «Для промышленных предприятий улучшение отчетности — необходимость, ведь при плохих показателях банк может потребовать досрочного погашения кредита», — замечает сотрудник промышленной компании. Но на эти высокие показатели реагируют налоговики, требуя больше налогов.
Банки и инвесторы не станут ориентироваться на отчетность по российским стандартам, зато на нее смотрят налоговики. Росстат собирает все отчеты и выводит средние показатели по отраслям, а налоговики на их основе отбирают компании для проверки. Но если отчетность недостоверна, то и критерии проверок неверны.
Для инвесторов данные отчетности еще не повод вкладывать деньги. Это лишь первичный инструмент, инвесторов больше интересуют оценки рейтинговых агентств. Кроме того, большое внимание уделяется управленческой отчетности.
Существует множество примеров теневых явлений в экономике других стран, например в Турции. По оценке Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), теневая экономика в Турции составляет примерно половину официальной. Гигантский «серый» сектор мешает стране улучшить экономические показатели и вступить в Евросоюз. От 40% до 60% представителей турецкого среднего бизнеса имеют теневых конкурентов, говорится в обзоре, подготовленном ОЭСР.
Если бы все эти предприниматели действовали легально, $325-миллиардный турецкий ВВП был бы больше на 50%, подсчитали авторы обзора. Для сравнения: теневой сектор в России в исследовании ING Bank оценивается в 20—22%.
В 2005 г. турецкая экономика выросла на 7,4%, а в 2006—2007 гг., по прогнозам МВФ, вырастет в среднем лишь на 5,5%. Чтобы вывести бизнес из тени, ОЭСР советует Турции упростить трудовое законодательство и снизить социальные взносы, которые обязан платить за работников работодатель. Улучшит положение официальный наем людей на работу и уменьшение обязательной минимальной зарплаты. Эксперты ОЭСР также рекомендуют турецким властям снизить бюрократические барьеры для предпринимательства, облегчить доступ к образованию и поощрять инвестиции в сельское хозяйство — одну из главных отраслей турецкой экономики.
В выпущенном недавно исследовании Doing Business специалисты Международной финансовой корпорации и Всемирного банка поставили трудовое законодательство Турции на 146-е место в мире (в общем рейтинге простоты ведения бизнеса страна занимает 91-е место из 175).
В Турции доля иностранных инвестиций в развитие туриндустрии составляет 70%. Причем для иностранцев действует упрощенная система налогообложения и оформления проектной документации на строительство гостиничных объектов.
Выход на турецкий рынок по сравнению с бывшими соцстранами наиболее затратен. Цены на трехзвездочные гостиницы, расположенные на первой береговой линии, начинаются от $3 млн, на пятизвездочные — от $15 млн. Максимальная планка может доходить до $100—150 млн., но инвесторов из России это не смущает. Известно, что одни из самых дорогих отелей побережья — Club Aquamarine и Rixos Kemer — принадлежат нашим соотечественникам.
В будущем конкуренцию им должен составить новый мегапроект столичного бизнесмена — владельца ресторана «Прага» и универмага «Военторг» Тельмана Исмаилова. Рядом с Antalya Topkapi Palace на участке площадью 300 га он строит отель-дворец на 600 номеров в окружении нескольких десятков роскошных вилл, а также самый большой в Турции SPA-центр площадью 7200 м2. На его территории планируется организовать вертолетную площадку, причал для яхт, а также четыре бассейна, по форме напоминающие Средиземное, Красное, Карибское моря и Тихий океан. Инвестиции в проект по предварительным оценкам составят $500 млн. Комплекс уже получил название Safisa Istanbul&Istanbul Palace. Предполагается, что он станет первым объектом гостиничной сети Safisa, созданием которой занимается Исмаилов. Со временем к нему присоединятся отели в Черногории, Хорватии, а также в Москве, где бизнесмену принадлежат права на застройку участка на углу улицы Воздвиженки и Никитского бульвара.
Стремление Исмаилова создать отель «под себя» вполне отвечает тактике других российских инвесторов, чей бизнес не связан с массовым туризмом. Крупные компании обзаводятся гостиницами в престижных курортных местах, которые целенаправленно используются для отдыха руководителей и членов их семей. К числу таких покупок участники рынка относят небольшой отель в местечке Форте-дей-Марми на Итальянской Ривьере, недавно приобретенный, по их мнению, в интересах топ-менеджеров АФК «Система». Гостиница на 42 номера, расположенная на земельном
участке площадью 0,42 га, обошлась инвесторам в 10 млн евро. Еще столько же предполагается вложить в ее реконструкцию. Ранее «Система», последовав примеру правительства Москвы, обзавелась бальнеологическим курортом в чешских Карловых Варах.
Таким образом, можно отметить сближение российского и турецкого капитала в сфере туризма с использованием «серых» схем.
В то же время российское законодательство предпринимает некоторые меры по регулированию деятельности российского туристического рынка. Так, российское правительство утвердило правила оказания туристических услуг. В соответствии с этим документом турфирмы будут обязаны предоставлять подробную информацию о своей работе, в том числе о названии, почтовом адресе и режиме работы. Эта информация размещается на вывеске. Новые правила обязывают туроператоров и турагентов предоставить потребителю информацию о стоимости путевки, правилах въезда и выезда из страны и даже об обычаях местного населения, религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории и культуре. Каждая турфирма также обязана иметь книгу отзывов и предложений. Несовершеннолетним туристам, отправляющимся на отдых без родителей, турфирмы обязаны сообщить адрес и номер контактного телефона руководителя группы в стране временного пребывания.
Кроме того, с 1 июня в договоре между турагентством и туристом обязательно должен быть прописан туроператор, данные о его фингаран-тии и его номер в Едином реестре туроператоров. Без них договор недействителен.
Работа и туроператоров, и турагентов будет контролироваться Роспотребнадзором, который сможет привлекать к административной ответственности турфирмы за нарушение порядка предоставления услуг. Возможное наказание — штраф до 20 тыс. рублей.
Также предполагается законодательно оформить полную ответственность туроператора за все составляющие турпоездки, в том числе и за действия авиакомпании. Согласно новому закону туроператор формирует турпакет полностью и именно он должен нести ответственность за то, с каким перевозчиком и на каких основаниях заключается соглашение о перевозке.
По состоянию на начало сентября 2007 г. 201 компании отказано в регистрации. Их бумаги отправлены на доработку и впоследствии
могут быть поданы вторично. Причины отказов разные: у кого-то неправильно оформлена фингарантия или в ней указаны не те сроки, кто-то вместо страховки предоставил лишь договор о намерении застраховаться. А в отдельных случаях у чиновников агентства вызвала сомнения достоверность сведений, указанных в документах.
Первые 100 номеров были зарезервированы за туроператорами, получившими банковскую гарантию на сумму не менее 10 млн руб. на срок более года. Банковская гарантия сложнее для получения, дороже и подразумевает больше ответственности.
Пока в «первой сотне» всего четыре компании — ООО «Академсервис», ЗАО «Фирма Нева», ЗАО «Клуб Русский экспресс» и ООО «Вояж тур».
Номера с 100-го по 500-й отданы туроператорам с банковской гарантией от 5 до 10 млн рублей. Таких компаний пока набралось лишь 23.
Номера с 501-го по 1500-й зарезервированы для компаний, имеющих более дешевую и простую в оформлении страховую гарантию на сумму от 10 млн рублей. Таких на сегодня насчитывается пока только 6.
Остальные номера, начиная с 1501-го, предназначены для всех остальных туроператоров, кто оформил минимально допустимую законом сумму фингарантий.
Она составляет для туроператоров, работающих на рынке внутреннего туризма, 500 тыс. рублей, а для туроператоров, работающих на рынке международного туризма, — 10 млн рублей, сниженная на первый год работы закона вдвое — до 5 млн.
Туроператоры внутреннего туризма значатся в отдельном реестре со сквозной нумерацией без каких либо предпочтений.
Доступ к общероссийскому добровольному Генеральному реестру туристических агентств, о создании которого было объявлено на заседании правления Российского союза туриндустрии в марте этого года, открыт на сайте www.Reestr-TA.ru.
в условиях отмены лицензирования тура-гентской деятельности появление такого реестра важно для туроператоров и еще важнее — для потребителей. Агентствам реестр поможет сориентироваться при выборе партнера, а туристам — при поиске легитимной турфирмы, у которой можно покупать тур.
Кроме того, в регионах местная администрация принимает свои законодательные акты, регулирующие деятельность турфирм в данных регионах. Так, планируется, что в ноябре 2007 г. депутаты Нижегородской области рассмотрят законопроект областного правительства «О туристской деятельности на территории Нижегородской области». Закон может вступить в силу уже с 1 января 2008 г. Областные власти хотят стимулировать развитие рынка и увеличить сборы в казну. По данным УФНС по Нижегородской области, за первое полугодие 2007 г. туристические компании области перечислили в бюджеты разных уровней 228,721 млн руб. налогов, из них 105,301 млн руб. — в облбюджет (общий объем налоговых поступлений в облбюджет за первое полугодие — 44,546 млрд руб.).
Проект предусматривает возможность для нижегородских туристических компаний получать возмещение части ставки кредита (половину ставки рефинансирования ЦБ РФ, сейчас — 10,5%) из средств областного бюджета. Фактически кредит для инвестора становится дешевле на 5,25%. На льготное кредитование из областного бюджета уже выделено 9 млн руб. Кредиты, по которым казна гасит часть процентов, могут быть только целевыми, под конкретные инвестпроекты.
Объем выданных нижегородскими банками кредитов туркомпаниям в 2006 г. составил около 10 млрд руб., прогноз на текущий год — 12 млрд руб., по прогнозу в 2008 г. объем кредитования туризма вырастет предположительно на 12%.
Как правило, доля кредитов турфирмам в кредитных портфелях банка не превышает 5%. В ближайшие годы инвестиции в нижегородскую туриндустрию не превысят $100—120 млн в год. У компаний пока недостаточно средств для развития, а доходность объектов туриндустрии (8—14% в год) ниже, чем у торговой и офисной недвижимости (около 20% в год).
«По мнению законодателей принятие закона стимулирует приток инвестиций в строительство недостающих объектов и увеличит темпы развития отрасли с 10—15% до 30% в год. Местная инвесткомпания «Роза ветров», например, намерена вложить около $10 млн в строительство горнолыжного комплекса TerraSki, 22 коттеджей-гостиниц на четыре номера каждый и 46 коттеджей для посто-
янного жилья на 30 га в Кстовском районе и взять банковские кредиты для продолжения строительства в расчете на областную льготу», — рассказала генеральный директор тур-компании Мария Свиридова. Банки относят туристическую деятельность к сфере высокого риска и не выдают кредиты небольшим туркомпаниям, не имеющим залогового обеспечения (гостиницы, собственный автопарк, теплоходы), поэтому им попросту не понадобится правительственная льгота. Банки тщательно анализируют деятельность потенциального заемщика, туркомпании не всегда выдерживают эту проверку, в том числе из-за непрозрачности своей деятельности.
Непрозрачность российского бизнеса в целом и туристического рынка в частности отрицательно влияет на принятие иностранными компаниями решения о выходе на российский рынок. Так, одна из крупнейших в мире туристических компаний — Thomas Cook — уже достаточно давно готовится выйти на российский рынок. Ранее компания провела серию переговоров с крупными российскими операторами. Туристическая компания Thomas Cook рассматривает возможность приобретения ряда компаний на рынках России, Германии, Китая, Индии. Британская Thomas Cook Group владеет авиакомпанией Thomas Cook Airlines (более 100 самолетов), у компании открыто 3000 офисов, часть из которых работает по франчайзингу. Оказывает услуги под марками Airtours, Direct Holidays, Going Places, Manos, Panorama, Sunset и Thomas Cook. В июне этого года Thomas Cook купила конкурента — MyTravel Group — примерно за $5,5 млрд. 52% акций компании принадлежат Arcandor AG, управляющей сетью Karstadt Quelle. Консолидированная выручка в 2006 г. составила $9,9 млрд, чистая прибыль — $229,5 млрд. Капитализация на LSE — $5,5 млрд.
Российских туроператоров действия Thomas Cook не удивляют. По словам Владимира Воробьева, президента «Натали Турс», с его компанией британцы планировали встречи с осени 2006 г. «Но делегация представителей Thomas Cook смогла прибыть в Россию только на весеннюю выставку MITT-2007, тогда и начались переговоры», — вспоминает Инна Бельтюкова, генеральный директор «Капитал Тур». «Речь не шла о продаже. Британцев интересовал российский рынок, его оценка, перспективы роста, частота поездок
за рубеж», — уточнил Воробьев. «Thomas Cook рассматривает все бизнес-модели присутствия на рынке, начиная с покупки кого-то из российских операторов и заканчивая созданием СП», — утверждает Бельтюкова.
Поток россиян, путешествующих за рубеж, растет из года в год. По данным Федеральной пограничной службы, в 2003 г. с туристическими целями из России выезжало 5,7 млн человек, в 2004 г — 6,6 млн человек, в 2005 г. — 6,78 млн человек, в 2006 г. — 7,75 млн человек. Несмотря на такие показатели, иностранные туроператоры высоко оценивают уровень риска и не спешат открывать офисы продаж в нашей стране, а уже открывшиеся не добиваются большого успеха, поскольку плохо понимают особенности российского рынка и его конъюнктуру.
Так, в 2003 г. объявление немецкого концерна TUI о выходе на российский рынок российские турфирмы встретили с трепетом. Туроператор намеревался приобрести 25% акций крупной российской туркомпании с правом выкупа в дальнейшем контрольного пакета. В качестве кандидатур назывались «Тураль-янс», «Нева» и «Инна Тур». В итоге было создано СП с компанией «Мострэвел», которое не смогло занять заметной доли российского рынка. А появившаяся в России четыре года назад под именем ITS «дочка» немецкой LTU Touristik (входит в REWE Touristik) в конце 2005 г. продала 27% акций российскому холдингу «Туральянс».
Таким образом, данный пример дает наглядное представление о трудностях зарубежных инвесторов на российском рынке.
Невысокий уровень контроля за российским туристическим бизнесом приводит к тому, что на рынке постоянно появляются и исчезают новые фирмы, в том числе с деньгами туристов. И это касается не только турагентств, но и туроператоров. Одним из громких дел лета 2007 г. стало исчезновение туроператорской компании «Алеа», не выполнившей обязательства перед клиентами и партнерами. От исчезновения «Алеа» пострадало еще 5—7 агентств и до 10 туристов. Общее число пострадавших туристов доходит до 50. Многие из них подали заявления в милицию.
Туроператор «Алеа» основан в Петербурге в 2004 г. Принадлежит физлицам, имена которых не раскрываются, как и финансовые по-
Опасная и вредная информация: кавказские аспекты проблемы
казатели компании. Специализация — Юговосточная Азия, Турция, Кипр.
Из других примеров можно вспомнить, как два года назад пропало руководство туроператора «Элит». В 2003 г. с деньгами туристов исчезла фирма «Крым-тур». Такие ситуации случаются на российском рынке один-два раза в год, найти сбежавших владельцев и сотрудников турфирм, как правило, не удается. Довести до суда удалось лишь один случай — в конце 2006 г. на скамье подсудимых оказалось руководство турфир-
мы «Зевс-Компани», сбежавшее с деньгами клиентов в 2004 г.
Таким образом, очевидно, что теневые экономические явления достаточно распространены в российской практике турфирм и гостиниц. Это наносит вред не только российской экономике, поскольку туризм становится одной из динамично развивающихся отраслей, но и самим предприятиям, так как непрозрачность финансовой деятельности способствует внутреннему воровству в этих компаниях.
УДК 681.3.7 / ББК 67.408
ОПАСНАЯ И ВРЕДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: КАВКАЗСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
Захаров В. А.
Московский государственный институт международных отношений
The history of the mountain peoples in the North Caucasia, including the traditional respect for the ancestors, is the source of their modern ethnic psychology and identity. Therefore, the social and cultural development determines the increased interest in the results of historical research in Caucasia. However, since the late 80s of the XXth century a great number of publications offer declarative statements, distorted historicalfacts, and inaccurate conclusions. False interpretation of the concept national patriotism” by some historians leads to the overestimation of the contribution of their ancestors and underestimating the input of the neighbors. The rise of ethnic nationalism and the crisis, which have affected the North Caucasian peoples, result not only in the search for the national idea, but also create ethnocentrical historical schemes that provoke separation and tension in the region. A.G. Kuzmin argues that similar nationalistic trends occur following the breakup of the USSR, its economy and ideology. This leads to hundreds of thousands of victims — civil war starts in the mind, and then shifts to the streets of the former Soviet Union.
Современная этническая психология и самосознание горских народов Северного Кавказа неразрывно связаны с их историей. Свойственное кавказцам уважение к предкам, особенности общественного и культурного развития обусловили специфику менталитета всего народа, тяготеющего к истории. Все это определяет повышенный интерес населения к результатам исторических исследований.
Но с конца 80-х гг. XXв. появилось большое количество статей, книг, диссертаций, наполненных декларативными заявлениями, поверхностными и неверными рассуждениями, тенденциозными выводами. Ложно трактуемый некоторыми историками «национальный патриотизм» ведет к искажению фактов прошлого, стремлению возвеличить значимость своих предков и принизить соседей.
Рост этнического национализма и кризисные явления, затронувшие северокавказские народы, приводят не только к поискам так называемой национальной идеи, но и подкрепляются созданием этноцентристских исторических схем, которые провоцируют разъединение и напряженность между народами.
По справедливому мнению А.Г. Кузьмина, подобные националистические происки происходят вслед за развалом страны, ее экономики и идеологии, бросившими и историческую науку в нокдаун, на