Научная статья на тему '"ТЕНЕВЫЕ ДОКЛАДЫ" НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СВЕТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИТЕТА ООН ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА'

"ТЕНЕВЫЕ ДОКЛАДЫ" НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СВЕТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИТЕТА ООН ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
252
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НПО / ДОГОВОРНЫЕ ОРГАНЫ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА / ООН / ПРАВА РЕБЁНКА / КОМИТЕТ ПО ПРАВАМ РЕБЁНКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абашидзе Аслан Хусейнович, Банис Павел Андреевич, Белоусова Анастасия Александровна, Ильяшевич Марианна Викторовна

Авторы раскрывают участие НПО при рассмотрении национальных докладов государств в договорных органах по правам человека в системе ООН на примере Комитета по правам ребёнка; показывают, как условия и процедура участия НПО, представленные ими «теневые доклады» влияют на выработку заключительных замечаний в отношении государств (на примере России). В статье дан анализ докладов НПО в связи с объединённым IV и V докладом России, сделаны выводы и даны рекомендации о перспективах привлечения НПО к работе с договорными органами по правам человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Абашидзе Аслан Хусейнович, Банис Павел Андреевич, Белоусова Анастасия Александровна, Ильяшевич Марианна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"SHADOW REPORTS" OF NON-GOVERNMENTAL ORGANIZATIONS IN THE LIGHT OF THE UN COMMITTEE ON THE RIGHTS OF THE CHILD

The article considers the issue of non-governmental organizations' participation in the consideration of national reports of States in the UN human rights treaty bodies on the example of the Committee on the Rights of the Child. It reflects such aspects as the conditions and procedure for the participation of non-governmental organizations, the significance of the "shadow reports" for the formulation of the Committee concluding observations on the example of the Russian Federation. In addition, the article contains an analysis of NGO reports submitted to the Committee on the Rights of the Child in connection with the combined fourth and fifth report of the Russian Federation and proposes conclusions and recommendations on the future prospects of the cooperation of NGOs with the UN human rights treaty bodies.

Текст научной работы на тему «"ТЕНЕВЫЕ ДОКЛАДЫ" НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СВЕТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИТЕТА ООН ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА»

УДК 341.1/8

«Теневые доклады» неправительственных организаций для Комитета ООН по правам ребёнка*

Аслан АБАШИДЗЕ Павел БАНИС Анастасия БЕЛОУСОВА Марианна ИЛЬЯШЕВИЧ

Неправительственные организации (НПО) представляют собой образования, действующие на международном или национальном уровне независимо от какого-либо правительства, созданные физическими и (или) юридическими лицами для достижения определённых целей, не связанных

АБАШИДЗЕ Аслан Хусейнович - доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации, заведующий кафедрой международного права Юридического института РУДН, профессор МГИМО(У) МИД России, член Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам. SPIN-код: 8944-1427, E-mail: abashidze_akh@pfur.ru

БАНИС Павел Андреевич - аспирант кафедры международного права РУДН. SPIN-код: 3591-7820, Е-тай: bpavel24@gmail.com

БЕЛОУСОВА Анастасия Александровна - кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры международного права РУДН. SPIN-код: 8864-4892, E-mail: belousova.rudn@ gmail.com

ИЛЬЯШЕВИЧ Марианна Викторовна - кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права РУДН. SPIN-код: 6995-4424, E-mail: miljasevits@gmail.com

Ключевые слова: НПО, договорные органы по правам человека, ООН, права ребёнка, Комитет по правам ребёнка.

* Статья подготовлена в рамках проведения научно-исследовательских работ в интересах Департаментов Минобрнауки России. Заявка № 29.12839.2018/12.1 на тему «Научно-методическое обеспечение международного и национального правового регулирования вопросов защиты прав ребёнка: опыт России и международно-правовая практика».

с извлечением коммерческой прибыли. Не обладая международной правосубъектностью, НПО тем не менее могут оказывать существенное влияние на соблюдение государствами международно-правовых обязательств путём осуществления мониторинга, общих мер контроля, а также взаимодействуя с международными межправительственными организациями в рамках своей компетенции. Организация Объединённых Наций придаёт большое значение деятельности НПО в качестве независимого от государств источника информации, призывая их к более активному участию в работе ООН в качестве представителей гражданского общества. Особенно востребовано участие НПО в рамках деятельности договорных органов по правам человека системы ООН в части процедуры рассмотрения национальных докладов государств.

В частности, в Конвенции о правах ребёнка (1989 г.) закреплено, что «Комитет может предложить специализированным учреждениям, Детскому фонду Организации Объединённых Наций и другим компетентным органам, когда он считает это целесообразным, представить заключение экспертов относительно осуществления Конвенции в тех областях, которые входят в сферу их соответствующих полномочий» [1, п. 1 ст. 45]. Комитет указал, что под «компетентными органами» понимаются в том числе и неправительственные организации. Принятая в 2016 г. резолюция Совета ООН по правам человека [2] в очередной раз подчёркивает значение участия гражданского общества (частью которого являются НПО) для обеспечения соблюдения прав человека и содержит рекомендации государствам с тем, чтобы обеспечить наиболее благоприятные условия для работы гражданского общества, в том числе в части взаимодействия с правозащитной системой ООН. Более того, руководящие принципы [3] в отношении подготовки докладов требуют от государств-участников представлять информацию о сотрудничестве с гражданскими общественными организациями, включая информацию о проведённых с неправительственными организациями консультациях при подготовке доклада и осуществлении всех аспектов Конвенции. Одним из двух договорных органов по правам человека, разработавших собственные правила в отношении участия НПО, является Комитет ООН по правам ребёнка. В этой связи следует отдельно коснуться

1 Конвенция о правах ребёнка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.) // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml

2 Пространство для деятельности гражданского общества (резолюция, принятая Советом по правам человека 1 июля 2016 г.). UN Doc A/HRC/RES/32/31 // URL: http://ap.ohchr.org/ documents/alldocs.aspx?doc_id=27060

3 Руководящие принципы подготовки докладов по конкретным договорам, касающиеся формы и содержания периодических докладов, представляемых государствами-участниками в соответствии с п. 1 b) ст. 44 Конвенции о правах ребёнка. Комитет по правам ребёнка (приняты Комитетом 13 сентября - 1 октября 2010 г.). Документ ООН CRC/C/58/Rev.2 от 23 ноября 2010 г. // URL: http://tbinternet.ohchr.org/_layouts/treatybodyexternal/Download.aspx?symboln o=CRC%2FC%2F58%2FREV.2&Lang=en

вопросов, связанных с участием НПО в процедуре обзора в отношении Российской Федерации на примере работы этого Комитета.

Процедура участия НПО в работе Комитета по правам

ребёнка

Комитет по правам ребёнка систематически настоятельно призывает НПО представлять доклады, документы и в целом любую информацию относительно выполнения конкретным государством обязательств по Конвенции [4] и на регулярной основе интересуется состоянием сотрудничества между неправительственными организациями и государством-участником как в составленном им перечне вопросов, так и во время пленарной сессии [5]. Сотрудничество государства с НПО может иметь несколько форм:

- письменное обращение к неправительственным организациям с просьбой представить информацию об осуществлении Конвенции и Факультативных протоколов к Конвенции;

- организация встреч с неправительственными организациями с тем, чтобы ознакомиться с их точкой зрения или обсудить проект доклада;

- создание совместных комитетов для работы над проектом доклада с участием правительства и неправительственных организаций [5].

Условия участия НПО в представлении докладов нашли отражение в актах самого Комитета по правам ребёнка. В частности, приняты Руководство для НПО по представлению докладов в Комитет ООН по правам ребёнка [5], а также Руководство для НПО и индивидуальных экспертов по участию в пред-сессионной рабочей группе [4]. Существуют и внешние источники информации, созданные для содействия работе НПО: функционирует информационная сеть по правам ребёнка Группы МНПО по Конвенции о правах ребёнка - CRIN * [6]. Также работает сеть МНПО по правам ребёнка [7] - коалиция международных неправительственных организаций, которые содействуют выполнению положений Конвенции о правах ребёнка. В ней имеется от-

4 Guidelines for the participation of partners (NGOs and individual experts) in the pre-sessional working group of the committee on the rights of the child. UN Doc CRC/C/90. Annex VIII // URL: http://www.ohchr.org/Documents/HRBodies/CRC/GuidelinesForPartners_en.pdf

5 Guide for Non-Governmental Organizations reporting to the Committee on the rights of the child. Geneva, 2006 // URL: http://www2.ohchr.org/english/bodies/crc/docs/Guide-NGO-E.pdf

6 Сайт информационной сети по правам ребёнка Группы НПО по Конвенции о правах ребёнка // URL: https://www.crin.org/en/library/publications/about-crin-russian

7 Сайт сети НПО по правам ребёнка // URL: http://www.childrightsnet.org/child-rights-issues/

* Финансируется из средств организации «American Jewish World Service», МИД Норвегии,

Шведским агентством международного сотрудничества в области развития - SIDA, фондом «Оук», шведской организацией «Спасём детей» (Save the Children Sweden), организацией «Plan International» и ЮНИСЕФ. Основана в 1995 г., штаб-квартира находится в Лондоне.

дел связи, который способствует участию НПО в подготовке отчётных докладов для Комитета ООН по правам ребёнка.

Наиболее эффективной формой участия НПО является представление письменных докладов в Комитет ООН по правам ребёнка. При этом поощряется подготовка совместных докладов, в которых содержится обобщённая информация, что экономит время Комитета ООН по правам ребёнка на ознакомление с содержанием «теневых докладов».

НПО должна представить доклад или иную письменную информацию в Секретариат Комитета ООН по правам ребёнка не позднее чем за два месяца до начала деятельности предсессионной рабочей группы. Предсессионная рабочая группа, в работе которой принимают участие и представители НПО, собирается для определения перечня тем и вопросов для конкретного государства.

Основываясь на поступающую информацию, Комитет ООН по правам ребёнка принимает решение о том, кого привлечь к работе предсессионной рабочей группы; приоритет отдаётся тем НПО, которые представляют наиболее релевантную информацию, осуществляют свою деятельность на территории соответствующего государства и вовремя представляют информацию из первоисточника. При этом НПО может указать на необходимость сохранения конфиденциальности представленной информации или её источников [4].

Комитет заинтересован в получении информации о тех областях, относительно которых в правительственном докладе не представлено достаточно сведений, и тех проблемных областях, о которых в докладе нет данных либо, по мнению непра-

вительственных организаций, приведены неточные или вводящие в заблуждение данные.

При этом письменные доклады должны:

- быть ясными, точными, обоснованными и объективными;

- акцентировать внимание на проблемах в области соблюдения международно-правовых обязательств из конкретного договора и содержать чёткие рекомендации о том, как улучшить положение с правами человека;

- по возможности быть представленными задолго до намеченной даты рассмотрения доклада государства-участника, так как это даёт возможность договорным органам принять во внимание данный письменный доклад при составлении перечня тем и вопросов, а также при подготовке к сессиям и разработке заключительных замечаний;

- информация, представляемая субъектами гражданского общества, должна относиться к конкретной стране и соответствовать мандату договорного органа. По возможности она должна содержать точные ссылки на статью договора, указывая, какое именно право предположительно было нарушено;

- утверждения о нарушениях прав человека должны во всех случаях подкрепляться соответствующими свидетельствами и документами;

- вся информация должна содержать чёткие ссылки;

- документы, содержащие оскорбительные выражения, не принимаются [8].

8 Как работать по Программе ООН в области прав человека. Справочник для гражданского общества // URL: http://www.ohchr.org/Documents/Publications/ngohandbook_ru.pdf

Важно, что периодический доклад государств - участников Конвенции о правах ребёнка должен отражать имеющиеся различия в законодательстве, административном управлении службами, культуре и условиях различных юрисдикций и использовать при этом насколько возможно более разнообразные источники знаний, профессиональную компетенцию и жизненный опыт. Необходимо также собирать сведения относительно взглядов и опыта детей и включать эту информацию в доклад. Доклад должен быть основан на информации, полученной из наибольшего числа источников, включая:

- действующее законодательство и правительственные доклады о его исполнении;

- государственную статистику;

- стенографические отчёты о заседаниях парламента/законодательного органа;

- доклады, опубликованные организациями и профессиональными органами, которые ведут работу с детьми;

- опубликованные исследования (правительственных, научных не-

правительственных организаций), книги и периодические издания [9].

Таким образом, у государства есть множество возможностей для взаимодействия с НПО по указанным параметрам, что может найти отражение в национальном докладе страны, как того требует Комитет.

Принимая во внимание тот факт, что Комитет Организации Объединённых Наций по правам ребёнка является одним из трёх среди десяти договорных органов по правам человека, которые организуют так называемые предсессионные рабочие группы с целью формулирования вопросов и тем в отношении конкретного государства, проходящего через процесс обзора, и приглашает к участию в заседании неправительственные организации, представившие наиболее содержательный и информативный доклад, Российская Федерация через взаимодействие с неправительственными организациями может внести существенный вклад в формулирование наиболее релевантных вопросов и тем для обсуждения на пленарной сессии на основе объективной оценки ситуации в стране.

Обзор участия НПО в работе Комитета по правам ребёнка в связи с IV и V объединённым докладом Российской Федерации

Национальный доклад Российской Федерации был представлен в Комитет по правам ребёнка 3 июня

2011 г. В качестве «теневых» в 2013 г. было представлено 12 докладов от 21 НПО.

9 Руководство для неправительственных организаций по представлению докладов Комитету по правам ребёнка. Группа неправительственных организаций по вопросам Конвенции о правах ребёнка. Женева, 2006 // URL: www.crin.org/docs/Reporting%20Guide%202006%20Russian.doc

Среди НПО, представивших доклад [10], есть российские НПО, в частности, Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, региональная общественная организация «Право ребёнка», Национальная ассоциация благотворительных организаций, общественное движение «За права», межрегиональная общественная организация в поддержку людей с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями «Равные возможности», «Маленькая страна - Мы есть!», а также иностранные и международные неправительственные организации: Global Initiative to End All Corporal Punishment of Children, International Baby Food Action Network, Human Rights Watch, International Catholic Child Bureau, Citizens Commission on Human Rights.

Часть российских неправительственных организаций, представивших доклад, признаны иностранными агентами, в частности, антидискриминационный центр «Мемориал» (Anti-Discrimination Center Memorial), ЛГБТ-группа «Выход» (LGBT Organization Coming Out) и Российская ЛГБТ-сеть (Russian LGBT Network) [11].

Отдельное внимание в докладах уделяется проблеме обеспечения и защиты прав так называемых уяз-

вимых групп детей, к которым относятся дети коренных народов; дети национальных меньшинств (отдельно рассматриваются цыгане); дети-инвалиды, дети мигрантов и беженцев. В отношении упомянутых категорий, в частности, отмечались общие проблемы:

- отсутствие достаточного количества информации о коренных народах в целом и о детях в частности (статистика, проблемы, специфика защиты прав и т. д.) [12];

- отсутствие или неэффективность мер, направленных на борьбу с негативными традиционными практиками среди детей национальных меньшинств, а также в северокавказских республиках (ранний брак, раннее деторождение и т. д.) [13];

- неэффективность мер по реализации инклюзивного образования для детей-инвалидов [14];

- отсутствие должного внимания со стороны государства к вопросу воспитания детей-сирот, которые:

- предоставлены сами себе;

- при любом отклонении в поведении безосновательно отправляются на психиатрическое лечение, где им не оказывается должная помощь;

10 Сайт Управления Верховного комиссара по правам человека. Российская Федерация // URL: http://tbinternet.ohchr.org/_layouts/TreatyBodyExternal/Countries.aspx? CountryCode= RUS&Lang=RU

11 Информационный портал Министерства юстиции Российской Федерации. О деятельности некоммерческих организаций. Сведения реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента // URL: http://unro.minjust.ru/NKOForeignAgent.aspx

12 Children belonging to the indigenous small-numbered peoples of the North, Siberia and the Far East of the Russian Federation. June 2013 // URL: http://tbinternet.ohchr.org/_layouts/ treatybodyexternal/Download.aspx?symbolno=INT%2fCRC%2fNGO%2fRUS%2f15817&Lang=en

13 Anti-Discrimination Center Memorial: «The Situation of Children Belonging to Vulnerable Groups in Russia. Alternative Report». March 2013 // URL: http://tbinternet.ohchr.org/Treaties/ CRC/Shared%20Documents/RUS/INT_CRC_NGO_RUS_15814_E.pdf

14 Human Rights Watch. 5 December 2013 // URL: http://tbinternet.ohchr.org/Treaties/CRC/ Shared%20Documents/RUS/INT_CRC_NG0_RUS_15922_E.pdf

- нуждаются в специальной системе подготовки попечителей в специализированных учреждениях [15].

Помимо этого, авторы докладов отметили:

- отсутствие должного внимания со стороны государства к проблеме реабилитации и реинтеграции жертв насилия;

- отсутствие специальной подготовки по работе с детьми, пострадавшими от насилия, у работников, занятых в этой области;

- отсутствие полного законодательного запрета телесных наказаний;

- отсутствие эффективной системы реабилитации, в том числе в области образования, для детей-правонарушителей, направленной на восстановление их статуса в обществе, и иные [16].

Важно отметить, что многие указанные в докладах НПО проблемы нашли отражение в заключительных замечаниях, сформулированных Комитетом в адрес Российской Федерации по итогам обзора [17]. Иными словами, Комитет, как правило, отражает проблематику, затрагиваемую в большинстве докладов, в своих рекомендациях государству. В этой связи для России особенно важно, чтобы доклады, представленные от НПО, содержали сбалансированную оценку актуаль-

ной ситуации в стране и не использовались в качестве инструмента для преследования иных, прежде всего политических, целей.

В частности, следует отметить, что доклады, представленные от лица НПО, получающих иностранное финансирование, содержат замечания, имеющие скорее политический окрас, нежели правовой.

В частности, антидискриминационный центр «Мемориал» [13] отмечает:

- со стороны детского омбудсмена к защите прав детей применяется очень формальный подход - игнорирование действительных интересов ребёнка на фоне простого следования положениям закона, в связи с чем отдельно предлагается не назначать на должность лиц, работавших в органах правоохранительной системы государства;

- неполноценность Национальной стратегии в отношении детей 2012-2017 гг. в связи с практически полным отсутствием мер, направленных на борьбу с главной проблемой в области защиты прав детей - дискриминацией, и перегруженностью несущественными аспектами, к которым авторы доклада относят, в частности, патриотическое воспитание в духе сохранения национальной идентичности с целью готовности оборонять свою Родину и в целом формирования позитивного отношения к службе в Вооружённых силах Российской Федерации;

- усиление со стороны государства элемента патриотического образования, роли «традиционных ценностей» и основ православной религии,

15 Карательная психиатрия в отношении детей-сирот России. Доклад Гражданской комиссии по правам человека России от 23 июня 2013 // URL: http://tbinternet.ohchr.org/Treaties/CRC/ Shared%20Documents/RUS/INT_CRC_NG0_RUS_16026_R.pdf

16 International Catholic Child Bureau. June 2013 // URL: http://tbinternet.ohchr.org/_layouts/ treatybodyexternal/Download.aspx?symbolno=INT%2fCRC%2fNG0%2fRUS%2f21488&Lang=en

17 Заключительные замечания по объединённым четвёртому и пятому периодическим докладам Российской Федерации. Комитет по правам ребёнка. Документ ООН: CRC/C/RUS/ CO/4-5 от 25 февраля 2014 // URL: http://tbinternet.ohchr.org/_layouts/treatybodyexternal/ Download.aspx?symbolno=CRC%2fC%2fRUS%2fC0%2f4-5&Lang=ru

с целью реализации которых создаются так называемые «казачьи классы» по всей России.

По мнению антидискриминационного центра «Мемориал», это является практикой насаждения традиционных верований и культуры Православной церкви, а также милитаризацией школьного образования. Особо отмечается негативная роль религиозного компонента, а также физического воспитания в подобных классах, а именно проведение кулачных боёв, где в качестве преподавателей выступают бывшие сотрудники ОМОН и иных силовых подразделений. Создание подобных классов, как кажется авторам доклада, может ухудшить положение остальных учеников в школе.

Также немалое внимание в указанной категории докладов (исключительно от организаций, получающих иностранное финансирование) получила проблематика защиты прав детей ЛГБТ.

В этом контексте отмечается:

- необоснованно широкое ограничение доступа детей к информации на основе действующего законодательства в целом и, в частности, к информации, пропагандирующей нетрадиционные связи [13];

- резкий рост [18] случаев преследования и издевательства в отношении детей ЛГБТ в школах сразу после принятия законодательства о запрете пропаганды нетрадиционных отношений.

Авторы доклада указывают, что административный персонал школы

и учителя через выражение своей позиции в отношении нетрадиционных отношений, способствуют продолжению практики притеснения и издевательств, а зачастую и занижают оценки ученикам из сексмень-шинств. Подобное отношение в обществе, по мнению авторов доклада, привело к участившимся случаям самоубийств среди детей ЛГБТ [18].

В этой связи целесообразно отметить, что авторы докладов приводили конкретные случаи нарушения прав детей, не указывая общие статистические данные, исходя из чего сложно сделать вывод о степени серьёзности проблемы и масштабе допускаемых в отношении детей ЛГБТ нарушений.

Помимо этого, в указанной группе докладов зачастую содержится искажённое толкование положений российского законодательства.

В частности, в докладе на основе п. 31 приказа Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015 г. [19] делается следующий вывод: «Впервые в истории советской и российской системы образования введено положение, согласно которому дети по некоторым медицинским показаниям не могут быть зачислены даже в коррекцион-ные школы» [20].

Однако в тексте приказа говорится следующее: «В образовательных

18 Russian LGBT Network, 21 November 2013 // URL: http://tbinternet.ohchr.org/_layouts/ treatybodyexternal/Download.aspx?symbolno=INT%2fCRC%2fNGO%2fRUS%2f15818&Lang=en

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» // URL: http://base.garant. ru/70466462/

20 Joint Submission: Additional information // URL: http://tbinternet.ohchr.org/_layouts/ treatybodyexternal/Download.aspx?symbolno=INT%2fCRC%2fNGO%2fRUS%2f15907&Lang=en

организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для учащихся с умственной отсталостью, создаются классы (группы) для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

В классы (группы), группы продлённого дня для учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью принимаются дети, не имеющие медицинских противопоказаний для пребывания в образовательной организации, владеющие элементарными навыками самообслуживания» [19], т. е. по медицинским показаниям дети могут быть не приняты лишь в классы продлённого дня.

Таким образом, можно заключить, что НПО не в полной мере используют возможность привлечения внимания правозащитных механизмов на межгосударственном уровне к проблемам, существующим в конкретном государстве (в данном случае Российской Федерации), а также в целом отмечается недостаточная представленность данных от НПО, занимающихся конкретными направлениями в области защиты прав ребёнка, что напрямую влияет на окончательные выводы Комитета в отношении России. Помимо этого, важно, чтобы организации, получающие иностранное финансирование, не были единственным источником информации при оценке внутренней ситуации в государстве.

По итогам работы с «теневыми докладами» целесообразно поднять вопрос о привлечении к участию в представлении докладов большего количества российских НПО, так как содержание их докладов существенно влияет на итоги в части разработки заключительных замечаний в отношении нашей страны. В особенности необходимо способствовать подготовке докладов со стороны российских НПО, не получающих иностранное финансирование, так как Россия заинтересована в представлении со стороны НПО действительно содержательных и объективных докладов для формирования более полной и беспристрастной картины у экспертов Комитета ООН по правам ребёнка. Как показывает практика, представлением докладов занимаются, по сути, одни и те же организации - иностранные и российские, что отражается и на характере тех замечаний, которые они представляют в дальнейшем в договорные органы. Недостаточная степень участия российских неправительственных организаций* в некоторой степени объясняется и тем, что многие НПО не владеют информацией о том, что вправе представить свой доклад в договорные органы.

Таким образом, на основе вышесказанного можно отметить, что:

1. В представлении докладов в целом участвует относительно небольшое количество НПО - всего 21 организация, учитывая, что на 1 января 2017 г.

* Было представлено всего 12 докладов от 21 неправительственной организации. При этом на 1 января 2013 г. в Российской Федерации было зарегистрировано 104 949 общественных организаций // Россия 2013. Статистический справочник. Федеральная служба государственной статистики. С. 7 // URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2013/rus13.pdf.

в России зарегистрировано 91 285 общественных объединений, а также 135 филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций [21].

2. Комитет ООН по правам ребёнка регулярно подчёркивает особую роль гражданского общества в процессе контроля за исполнением государствами своих обязательств, отдельно выясняя конкретные формы взаимодействия государства с гражданским обществом, частью которого являются и НПО.

3. В настоящее время ощущается недостаточность мер, направленных на более широкое взаимодействие государства с НПО в различных формах, в частности, за счёт создания смешанных комиссий, проведения круглых столов и конференций, осуществления консультаций и иных форм диалога.

4. Особое внимание Комитет ООН по правам ребёнка уделяет докладам, представленным от национальных коалиций, т. е. тем докладам НПО, в которых содержится информация, не нашедшая отражения в докладе государства, и которые в этом смысле восполняют существующие пробелы.

5. В представлении докладов в договорные органы, включая Комитет ООН по правам ребёнка, участвуют практически одни и те же НПО, в особенности это относится к российским НПО, получающим иностранное финансирование («Мемориал», Национальная сеть ЛГБТ и др.).

6. Доклады, представленные НПО, чья деятельность осуществляется за счёт иностранного финансирования:

- содержат положения, отражающие необъективное отношение к проблемам патриотического воспитания и мерам, направленным на сохранение традиционных ценностей;

- содержат положения, в которых отдельно критикуется законодательство о запрете пропаганды нетрадиционных отношений и затрагивается проблема защиты прав детей ЛГБТ;

- на основе отдельных случаев дают оценку ситуации в государстве в целом, не приводя необходимые статистические данные.

Таким образом, вопросы, связанные с деятельностью НПО в свете функционирования межгосударственных правозащитных механизмов, нуждаются в соответствующей оценке как со стороны профессионального сообщества, так и со стороны государства.

Библиография • References

Заключительные замечания по объединённым четвёртому и пятому периодическим докладам Российской Федерации. Комитет по правам ребёнка. Документ ООН: CRC/C/RUS/CO/4-5 от 25 февраля 2014 // URL: http://tbinternet.ohchr. org/_layouts/treatybodyexternal/Download.aspx2fC%2fRUS%2fCO%2f4-5&Lang=ru

[Zakljuchitel'nye zamechanija po ob#edinjonnym chetvjortomu i pjatomu periodicheskim dokladam Rossijskoj Federacii. Komitet po pravam rebjonka.

21 Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. М., 2017. С. 167 // URL: http://www. gks.ru/free_doc/doc_2016/rusfig/rus16.pdf

Dokument OON: CRC/C/RUS/CO/4-5 ot 25 fevralja 2014 // URL: http:// tbinternet.ohchr.org/_layouts/treatybodyexternal/Download.aspx?symbolno=CR C%2fC%2fRUS%2fCO%2f4-5&Lang=ru] Информационный портал Министерства юстиции Российской Федерации. О деятельности некоммерческих организаций. Сведения реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента // URL: http://unro.minjust.ru/ NKOForeignAgent.aspx [Informacionnyj portal Ministerstva justicii Rossijskoj Federacii. O dejatel'nosti nekommercheskih organizacij. Svedenija reestra NKO, vypolnjajushhih funkcii inostrannogo agenta // URL: http://unro.minjust.ru/NKOForeignAgent.aspx] Как работать по Программе ООН в области прав человека. Справочник для гражданского общества // URL: http://www.ohchr.org/Documents/Publications/ ngohandbook_ru.pdf [Kak rabotat' po Programme OON v oblasti prav cheloveka. Spravochnik dlja grazhdanskogo obshhestva // URL: http://www.ohchr.org/Documents/ Publications/ngohandbook_ru.pdf] Карательная психиатрия в отношении детей-сирот России. Доклад Гражданской комиссии по правам человека России от 23 июня 2013 // URL: http://tbinternet. ohchr.org/Treaties/CRC/Shared%20Documents/RUS/INT_CRC_NGO_ RUS_16026_R.pdf

[Karatel'naja psihiatrija v otnoshenii detej-sirot Rossii. Doklad Grazhdanskoj komissii po pravam cheloveka Rossii ot 23 ijunja 2013 // URL: http://tbinternet.ohchr. org/Treaties/CRC/Shared%20Documents/RUS/INT_CRC_NGO_RUS_16026_R. pdf]

Конвенция о правах ребёнка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.) // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/childcon.shtml [Konvencija o pravah rebjonka (prinjata rezoljuciej 44/25 General'noj Assamblei ot 20 nojabrja 1989 g.) // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/childcon.shtml] Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» // URL: http://base.garant.ru/70466462/ [Prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii ot 30 avgusta 2013 g. № 1015 «Ob utverzhdenii Porjadka organizacii i osushhestvlenija obrazovatel'noj dejatel'nosti po osnovnym obshheobrazovatel'nym programmam - obrazovatel'nym programmam nachal'nogo obshhego, osnovnogo obshhego i srednego obshhego obrazovanija» // URL: http://base.garant.ru/70466462/] Пространство для деятельности гражданского общества (резолюция, принятая Советом по правам человека 1 июля 2016 г.). UN Doc A/HRC/RES/32/31 // URL: http://ap.ohchr.org/documents/alldocs.aspx?doc_id=27060 [Prostranstvo dlja dejatel'nosti grazhdanskogo obshhestva (rezoljucija, prinjataja Sovetom po pravam cheloveka 1 ijulja 2016 g.). UN Doc A/HRC/RES/32/31 // URL: http://ap.ohchr.org/documents/alldocs.aspx?doc_id=27060] Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. М., 2017. С. 167 // URL:

http://www.gks.ru/free_doc/doc_2016/rusfig/rus16.pdf [Rossija v cifrah. Kratkij statisticheskij sbornik. M., 2017. S. 167 // URL: http://www.

gks.ru/free_doc/doc_2016/rusfig/rus16.pdf] Руководство для неправительственных организаций по представлению докладов Комитету по правам ребёнка. Группа неправительственных организаций

по вопросам Конвенции о правах ребёнка. Женева, 2006 // URL: www.crin.org/ docs/Reporting%20Guide%202006%20Russian.doc [Rukovodstvo dlja nepravitel'stvennyh organizacij po predstavleniju dokladov Komitetu po pravam rebjonka. Gruppa nepravitel'stvennyh organizacij po voprosam Konvencii o pravah rebjonka. Zheneva, 2006 // URL: www.crin.org/docs/ Reporting%20Guide%202006%20Russian.doc] Руководящие принципы подготовки докладов по конкретным договорам, касающиеся формы и содержания периодических докладов, представляемых государствами-участниками в соответствии с п. 1 b) ст. 44 Конвенции о правах ребенка. Комитет по правам ребенка (приняты Комитетом 13 сентября - 1 октября 2010 г.). Документ ООН CRC/C/58/Rev.2 от 23 ноября 2010 г. // URL: http://tbinternet.ohchr.org/_layouts/treatybodyexternal/Download.aspx?symbo lno=CRC%2FC%2F58%2FREV.2&Lang=en [Rukovodjashhie principy podgotovki dokladov po konkretnym dogovoram, kasajushhiesja formy i soderzhanija periodicheskih dokladov, predstavljaemyh gosudarstvami-uchastnikami v sootvetstvii s p. 1 b) st. 44 Konvencii o pravah rebenka. Komitet po pravam rebenka (prinjaty Komitetom 13 sentjabrja -1 oktjabrja 2010 g.). Dokument OON CRC/C/58/Rev.2 ot 23 nojabrja 2010 g. // URL: http://tbinternet.ohchr.org/_layouts/treatybodyexternal/Download.aspx?s ymbolno=CRC%2FC%2F58%2FREV.2&Lang=en] Россия 2013. Статистический справочник. Федеральная служба государственной

статистики. С. 7 // URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2013/rus13.pdf [Rossija 2013. Statisticheskij spravochnik. Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj

statistiki. S. 7 // URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2013/rus13.pdf] Сайт информационной сети по правам ребёнка Группы НПО по Конвенции о правах ребёнка // URL: https://www.crin.org/en/library/publications/about-crin-russian

[Sajt informacionnoj seti po pravam rebjonka Gruppy NPO po Konvencii o pravah rebjonka // URL: https://www.crin.org/en/library/publications/about-crin-russian]

Сайт сети НПО по правам ребёнка // URL: http://www.childrightsnet.org/child-rights-issues/

[Sajt seti NPO po pravam rebjonka // URL: http://www.childrightsnet.org/child-rights-issues/]

Сайт Управления Верховного комиссара по правам человека. Российская Федерация // URL: http://tbinternet.ohchr.org/_layouts/TreatyBodyExternal/ Countries.aspx? CountryCode=RUS&Lang=RU [Cajt Upravlenija Verhovnogo komissara po pravam cheloveka. Rossijskaja Federacija // URL: http://tbinternet.ohchr.org/_layouts/TreatyBodyExternal/ Countries.aspx? CountryCode=RUS&Lang=RU] Anti-Discrimination Center Memorial: «The Situation of Children Belonging to Vulnerable Groups in Russia. Alternative Report». March 2013 // URL: http:// tbinternet.ohchr.org/Treaties/CRC/Shared%20Documents/RUS/INT_CRC_NGO_ RUS_15814_E.pdf

Children belonging to the indigenous small-numbered peoples of the North, Siberia and the Far East of the Russian Federation. June 2013 // URL: http://tbinternet. ohchr.org/_layouts/treatybodyexternal/Download.aspx?symbolno=INT%2fCRC% 2fNGO%2fRUS%2f15817&Lang=en Guide for Non-Governmental Organizations reporting to the Committee on the rights of the child. Geneva, 2006 // URL: http://www2.ohchr.org/english/bodies/crc/ docs/Guide-NGO-E.pdf Guidelines for the participation of partners (NGOs and individual experts) in the pre-sessional working group of the committee on the rights of the child. UN Doc

CRC/C/90. Annex VIII // URL: http://www.ohchr.org/Documents/HRBodies/ CRC/GuidelinesForPartners_en.pdf Human Rights Watch. 5 December 2013 // URL: http://tbinternet.ohchr.org/

Treaties/CRC/Shared%20Documents/RUS/INT_CRC_NG0_RUS_15922_E.pdf International Catholic Child Bureau. June 2013 // URL: http://tbinternet.ohchr. org/_layouts/treatybodyexternal/Download.aspx?symbolno=INT%2fCRC%2fNG0 %2fRUS%2f21488&Lang=en Joint Submission: Additional information // URL: http://tbinternet.ohchr.org/_ layouts/treatybodyexternal/Download.aspx?symbolno=INT%2fCRC%2fNG0%2fR US%2f15907&Lang=en Russian LGBT Network, 21 November 2013 // URL: http://tbinternet.ohchr.org/_ layouts/treatybodyexternal/Download.aspx?symbolno=INT%2fCRC%2fNG0%2fR US%2f15818&Lang=en

Статья поступила в редакцию 7 марта 2018 г.

Г

л

Продолжается подписка на 2018 г. на журнал «Обозреватель-ОЬвегуег» в каталоге «Газеты и журналы» агентства «РОСПЕЧАТЬ»:

47653 - на полугодие 36789 - на год

V

J

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.